Создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Предварительный просмотр:
Программа по ОБЖ
«Азбука безопасности»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: воспитатель Громова Г.Б.
Пояснительная записка.
Программа «Азбука безопасности» составлена для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения.
Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании.
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.
Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
Педагог детского сада просто обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же воспитатель не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия по физической культуре. В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность, а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.
Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Требования к условиям организации занятия дошкольников:
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
Материалы и оборудование.
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых;
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду:
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т. д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения.
Все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
1. Формировать представления и освоение способов безопасного поведения.
1. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
2. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.
3. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Предполагаемые результаты обучения:
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях;
- о необходимости следить за собственной безопасностью.
Знать:
- телефоны полиции, скорой помощи, пожарной части, МЧС;
- порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, теракта
- для чего нужно соблюдать режим дня, правила личной гигиены;
- правила поведения на физкультурных занятиях;
- правила использования физкультурного оборудования и инвентаря
Уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности.
Эффективность формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута при соблюдении следующих методов:
1. Словесные: беседа, чтение художественной литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности;
2. Практические: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, для формирования умений применять полученные знания в собственной жизнедеятельности;
3. Методы, обеспечивающее эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Содержание:
Месяц | Тема | Содержание занятия |
сентябрь | Здоровье и болезнь | Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Знакомить детей с новым физкультурным оборудованием и правилами эксплуатации. |
октябрь | Витамины и полезные продукты | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. |
Правила дорожного движения | Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика | |
Изучение дорожных знаков | Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с назначением | |
ноябрь | ||
Будем беречь, и охранять природу | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | |
Контакты с животными | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | |
Здоровье | Научить детей правильно заботиться о своем организме, объяснить режимные моменты. Праздник «Неделя здоровья» | |
декабрь | Пожар | Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. |
Здоровый образ жизни | Познакомить с зимними видами спорта, рассказать о пользе занятий на свежем воздухе. Рассказать о правилах по технике безопасности на занятиях по лыжной подготовки. | |
январь | Берегись автомобиля | Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы |
Ребёнок дома | ||
Объяснить правила поведения с незнакомыми людьми и закрепить посредствам игры «Скок, скок, отгадай, чей голосок» | ||
февраль | Скорая помощь | Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь» |
| Что мы делаем, когда едим | Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы |
Как движутся части тела | Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела | |
Здоровье и болезнь | Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | |
март | Приключения Незнайки (досуг) | Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения |
Здоровая пища | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной | |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться | |
Личная гигиена | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур | |
апрель | Спорт | Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека |
Витамины и здоровый организм | Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека | |
Катание на велосипеде в черте города | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. | |
Безопасность | Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | |
май | На лесном перекрёстке (досуг) | Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. |
Поездка к морю | Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим | |
Планируемые результаты освоения программы:
К семи годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, что нельзя вступать в общение с незнакомыми людьми;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
- знает, как вести себя на физкультурных занятиях;
- умеет пользоваться физкультурным оборудованием и пособиями, знает порядок пользования.
- имеет представление о правилах безопасности при выполнении различных упражнений и заданий на физкультурном оборудовании.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать;
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Белая К. Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.
3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
4. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.