Индивидуализация образовательного процесса
Можно увидеть матрицу индивидуального образовательного маршрута ребенка в МБДОУ № 23
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 23 «Золотой петушок» компенсирующей и общеразвивающей направленности
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
ЗАТО г. Железногорск
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: ______________________________________________________
Цель (ИОМ): создание условий для индивидуального развития ребенка.
Задачи: выявление особых образовательных потребностей ребенка, коррекция и помощь в освоении ОПП ДОУ, поддержка в адаптации к коллективу детей, формирование положительной самооценки, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка; вовлечение родителей в образовательный процесс.
Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа._
Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование.
Диагностика развития ребенка
Цель педагогической диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды, причины трудностей
Виды трудностей | Причины трудностей | Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
Личностные: Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированность представлений о себе, образе Я. | Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств» Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где? |
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку». | |
Нарушение нравственных норм и правил поведения. | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному» |
Коммуникативные: Трудности во взаимодействии со взрослыми | Неадекватная самооценка | Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». |
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными | Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность. | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин». Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Неадекватная самооценка | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»; Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря |
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций | Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает - не летает»; «Я знаю пять...»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту» Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». | |
Несформированность процессов произвольного внимания | Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»). Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. игры на развитие пространственнной ориентации | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией | «Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному». Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом | |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций. Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на...»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.) Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что...». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги. |
Неадекватная самооценка | Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. | |
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая | Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели | Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?». |
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. | Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения». | |
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». |
Реализация индивидуального маршрута
№ п/п | Дата, время | Тема занятия | Содержание занятия (краткое) | Результат занятия |
Цель (на что направлено): | (что удалось, а что необходимо доработать) | |||
Динамический лист наблюдения
ФИО ребенка
Дата рождения:
Результаты диагностики
2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | 2015-2016 (за 3 месяца) | |||||
Н.кв. | К.кв. | Н.кв | К.кв. | Н.кв | К.кв. | Н.кв | К.кв. | |
1.Физическое развитие | ||||||||
2.Познавательное развитие | ||||||||
3.Художественно-эстетическое развитие | ||||||||
4.Речевое развитие | ||||||||
5.Социально-коммуникативное развитие | ||||||||
Способы оценки успехов воспитанника: (Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по работе с родителями:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________