Программа
по коррекции нарушений звукопроизношения
кружка «Речевичок»
Данная коррекционно - развивающая программа разработана для оказания логопедической помощи дошкольникам и школьникам, имеющим нарушения звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 –летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда У многих детей дефекты звукопризношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 54.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ ДО «Иволгинский районный центр дополнительного
образования»
«ПРИНЯТО» На учебно- методическом совете Председатель: заместитель по УР ______________ Ажеева И.А. Протокол № 01 От « » _______ 20 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МУ ДО «ИРЦДО» ___________ Астраханцев С. В. Печать Приказ № от « » _______ 20 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по коррекции нарушений звукопроизношения
кружка «Речевичок»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год (216 часов)
Автор-разработчик :Ардаева Арюна Андреевна,
педагог дополнительного образования
с. Иволгинск, 2018г
Содержание
Пояснительная записка (2) стр.
1.Основные характеристики программы (2-3)
2.Планируемые результаты (3-4) стр.
3.Содержание программы (5-7) стр.
4. Перспективное планирование (8-10) стр.
5.Ожидаемый результат (10-11) стр.
6. Материально-техническое обеспечение (12)
7.Список рекомендуемого оборудования (13)стр.
8. Список литературы (14) стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная коррекционно - развивающая программа разработана для оказания логопедической помощи дошкольникам и школьникам, имеющим нарушения звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 –летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда У многих детей дефекты звукопризношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебного материала в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Поэтому необходима профилактика речевых нарушений.
Таким образом ведется достаточно интенсивная работа, так как необходимо скорректировать дефект за год.
2.Основные характеристики программы:
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Коррекция звукопроизношения» реализуется в соответствии с с ФГОС начального общего образования. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание образовательной программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Основной социально-педагогической направленностью образования. В методике постановки звуков устной речи частично заимствована из работ известного советского сурдолога-фонетиста профессора Федора Федоровича РАУ и его учеников и автора «Букваря» Надежды Сергеевны Жуковой
1.2.Актуальность программы обусловлена тем, что в человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения .А поскольку всем детям приходится учиться , то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.В наше современное время , в связи с загруженностью учащихся и родителей мало уделяется времени на развитие речи подрастающего поколения. Поэтому возникает необходимость в коррекции звукопроизносительной стороны речи учащихся, имеющих нарушение.
1.3.Отличительные особенности программы. В программу включены некоторые элементы народной педагогики.
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности.
1.5.Цель программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи.
1.6. Задачи:
1. Формировать правильное произношение звуков;
2.Научить различать звуки речи;
3. Развить связную речь;
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа от 6 -10 лет.
1.8.Формы занятий:
1.Фронтальное; (групповые занятия по темам , указанным в программе)
2.Индивидуальное (. индивидуальные занятия по постановке звуков;)
1.9. Объем программы:
2.0. Объем программы – 216 количество часов на весь период обучения по программе
2.1.Срок реализации программы – 1 год
2.2.Режим занятий: 4 раза в неделю по 30 минут.
3. Планируемые результаты
3.1. В ходе коррекционной деятельности учащийся должен научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; а правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа; а владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшитель-ласкательных и увеличительных форм существительных ;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Игровые задания для развития пальцев рук, задания для различения звуков речи, задания на развитие связной речи, диктанты.
Работа логопеда начинается с диагностического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы, который реализуется в процессе логопедических занятий и занятий с психологом.
Подготовительный этап работы включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю.
Основной этап включает индивидуальные и подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:
Раздел | Продолжительность |
Коррекция звукопроизношения | 10-15 минут |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | 5-7 минут |
Формирование лексико - грамматического строя речи | 5-7 минут |
Развитие мелкой моторики | 3-5 минут |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1..УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на индивидуальное занятие с учащимися с нарушениями звукопроизношения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | Формы занятия |
I. | Диагностика речевого развития | 6 | Сентябрь | |
1.2. | Обследование | 3 | тестирование | |
1.3. | Обследование | 3 | тестирование | |
II. | Коррекция звукопроизношения | 210 | ||
1. | Знакомство с речевым аппаратом | 4 | Коррекционные игры | |
2. | Уточнение речевых возможностей учащихся | 4 | октябрь | Упражнения |
3. | В мире звуков. Звуки окружающего мира. | 4 | Наглядно- словесные упражнения, мультимедийная презентация | |
4. | Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов. | 4 | Артикуляционная гимнастика. Игры | |
5. | Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов. Артикуляционная гимнастика. | 4 | Наглядно- словесные упражнения | |
6. | Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. | 4 | Силовая гимнастика, артикуляционная гимнастика | |
7. | Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 6 | ноябрь | Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. |
8. | Артикуляционная гимнастика | 4 | Самомассаж, гимнастика | |
9. | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование Голосовая гимнастика | 4 | Фонопедические упражнения | |
10. | Общая моторика. Речь с движением. | 4 | Динамические упражнения | |
11. | Общая моторика. Речь с движением. | 4 | ||
12. | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 4 | ноябрь | Пальчиковая гимнастика, самомассаж,мозаика, лото |
13. | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память | 6 | Мультимедийная презентация, игры, картотека | |
14. | Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 6 | Игры, картотека, загадки | |
15. | Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. | 6 | Рисование бордюров, узоров. Графические диктанты. Игры | |
16. | Слово. | 4 | декабрь | Упражнения на выделение слова из предложения. |
17. | Звуки и буквы | 4 | Игры, упражнения | |
18. | Звуко-буквенный анализ и синтез.Слоговый анализ и синтез | 4 | Упражнения. | |
19. | Согласные. Дифференциация тведых и мягких согласных. | 6 | Упражнения | |
20. | Исправление недостатков произношения свистящих звуков (С, З, Ц, Сь, Зь) | 6 | январь | Игры |
21. | Постановка звука | 8 | Наглядно-словесные игры | |
22. | Автоматизация звуков в прямых и обратных слогах | 6 | Упражнения | |
23. | Автоматизация звуков в предложении | 6 | Упражнения | |
24. | Автоматизация звуков в тексте | 6 | февраль | Тренировочные упражнения |
25. | Автоматизация звуков в спонтанной речи | 6 | Тренировочные упражнения | |
26. | Постановка звуков, автоматизация звуков по плану(см. свистящие, шипящие звуки) | 8 | Тренировочные игры | |
27. | Различение звонких—глухих согласных звуков | 6 | март | Упражнения |
28. | Различение аффрикат | 6 | Упражнения | |
29. | Различение соноров | 4 | Тренировочные упражнения | |
30. | Исправление недостатков произношения соноров (Л – Ль) | 6 | Упражнения | |
31. | Постановка звуков, автоматизация звуков | 6 | апрель | Тренировочные упражнения |
Исправление недостатков произношения соноров (Р – Рь) | 4 | Тренировочные игры | ||
32. | Постановка звуков, автоматизация звуков | 6 | Тренировочные упражнения | |
33. | Состав слова. Словообразование. | 6 | Упражнения | |
34. | Словоизменение. Согласование слов. | 6 | Упражнения | |
35. | Предлоги. | 6 | май | Игры, упражнения |
36. | Дифференциация предлогов и приставок. | 6 | Упражнения | |
37. | Предложение | 6 | Упражнения | |
38. | Текст | 6 | Упражнение в выделении главных слов в предложении. Пересказ текстов. | |
39. | Развитие связанной речи | 6 | Словесные игры | |
40. | Итоговая проверочная работа | 2 | ||
Итого | 216 |
4.2.Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
Сонорная группа звуков (Р,Рь,Л,Ль)
Этапы работы | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работы | Оборудование и материалы |
1 этап: «Развитие общей,речевой моторики» | А.(2 ч.) Б.(3ч.) В.(3ч.) Г.(3ч.) | Развитие общей моторики: гимнастика рук,ног,туловища Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: -вычерчивание фигур -обведение шаблонов -штриховка -рисование по контуру -пальчиковая гимнастика Развитие речевого слуха,зрительного, слухового внимания и памяти Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата(упражнения для язычка) | Игры для развития координации и чувства ритма выполнение заданий под наблюдением логопеда Игры направленные на развитие зрительного внимания и памяти(«Делай так, «Что изменилось», «Найди фигуру по подобию» Упражнения перед зеркалом(в классе, дома, самостоятельно) | Ножницы,трафареты,мячи Предметные картинки, игрушки, дидактические игры зеркала, бумажные трубочки, кусочки ваты |
2 этап: «Постановка и коррекция звука» | А.(3ч.) Б.(1ч.) В.(2ч.) | Знакомство с артикуляцией звука Упражнения для звука Р Упражнения для звуков Л 1 способ:вызывание межзубного Л 2 способ: постановка от вспомогательных звуков А или Ы Коррекция звука:Работа над звуком - точностью, - чистотой, - плавностью, - силой, - темпом, - достижением устойчивости результата | Показ перед зеркалом, закрепление артикуляц-х упражнений Игры направленные на развитие артикуляционной моторики: -игры на выработку вибраторных движений кончика языка,работа над силой выдоха | Зеркало,игровой материал Полоски бумаги, соломинки, лодочки разных размеров,карандаши |
3 этап: « Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия,фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности» | А.(1ч.) Б.(4ч.) В.(4ч.) Г.(1ч.) Д.(4ч.) Е.(4ч.) Ж.(3ч.) З.(3ч.) И.(4ч.) К.(5ч.) Л. (2-4ч.) | Работа над звуком: - закрепление звука в слогах(прямых) -закрепление звука в словах с прямыми слогами ( под ударением на слоге) -закрепление звука в словах с прямыми слогами ( без ударения на слоге) закрепление звука в слогах(обратных) -закрепление звука в словах с обратными слогами( под ударением на слоге) -закрепление звука в словах с обратными слогами( без ударения на слоге) - закрепление звука в словах со стечением согласных -закрепление звука в предложениях - закрепление звука в тексте - закрепление звука в пословицах, поговорках, стихах, скороговорках Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая) | Произнесение слогов,слов, предложений, чтение текстов,работа со слоговыми таблицами, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, работа с деформированным текстом Пересказ текстов, составление рассказов, придумывание части рассказа, инсценирование сказок | Слоговые таблицы, предметные картинки,картинки с загадками, сюжетные картинки игрушки, сюжетные картинки |
4 этап: «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи» | 14 | Введение звука в самостоятельную речь | Используемая литература: 1.Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения 2.Поваляева М.А. Сказки о веселом язычке 3.Коноваленко В.В. Домашние тетради № 5,6,7,8 для закрепления произношения звуков Р,Рь,Л,Ль |
В конце года дети должны уметь:
Правильно произносить все звуки речи; находить место звука в слове, уметь полно отвечать на вопросы учителя; составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;употреблять в речи сложные формы предложений.;планировать предстоящую работу; определять пути и средства достижения учебной цели; контролировать свою деятельность; работать в определенном темпе; отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; свободно составлять рассказы, пересказы; владеть навыками творческого рассказывания;
4.3.Ожидаемый результат.
В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей,
развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся.
Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).
В результате освоения учебного материала программы учащиеся должны
приобрести следующие умения:
Артикуляторные:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы,
нижняя челюсть, мягкое небо;
- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Речевые:
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их
количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию),
мимику;
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя;
- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.
Фонетические:
- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать
ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.
Языковые (грамматические и фонетико-графические):
- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало –
прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);
- задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто?
что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;
- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки
речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове.
Гигиенические, графические, орфографические:
- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их соединение;
- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;
- применять правила оформления границ предложений, написание имен собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слова
Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета
1. Настенное зеркало для логопедических занятий;
2. Зеркала для индивидуальной работы;
3. Дополнительное освещение у зеркала.
4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
7. Шкафы для пособий;
8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;
9. Столы для занятий с детьми;
10. Стулья детские.
11. Игрушки
6. Программно-методическое обеспечение
1.На индивидуальных и подгрупповых занятиях используются компьютерные технологии и развивающие компьютерные игры с целью разнообразия приемов работы по автоматизации звуков речи и закреплению навыков чтения, а также для развития лексико-грамматического строя речи и коррекции психических процессов:
1."Говорим правильно",
"Домашний логопед",
3.Нищева Н.В. .«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». СПб.,2004.
4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.(подготовительная группа). М.,2006.
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002
7.Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета
1. Настенное зеркало для логопедических занятий;
2. Зеркала для индивидуальной работы;
3. Дополнительное освещение у зеркала.
4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
7. Шкафы для пособий;
8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;
9. Столы для занятий с детьми;
10. Стулья детские.
8.Список литературы
1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.
2.Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
4.Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: пособие для логопеда. М., 1991.
5.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 2006.
6.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение, 2008.
7.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург,2003.
8.Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.
9.Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.
10.Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
11.Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007.
12.Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
13.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфиина почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
14.Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
15.Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) - М., 2008.
16.Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» / Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога, М. - ГИЦ Владос, 2003.
17.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.- М., 2005.
18.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения// Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.
19.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Регистрационный № 15785 Минюста России от 22 декабря 2009 г. / Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования. Стандарты второго поколения// Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.