Главные вкладки
Елена Сергеевна Захарова
Формирование у детей с общим недоразвитием речи предпосылок к учебной деятельности
Большинство современных исследований в области специальной педагогики свидетельствует об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, при этом общее недоразвитие речи (ОНР) является наиболее распространенным речевым нарушением. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья, успешной социализации детей и полноценного освоения учебной деятельности. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы – (фонетика, лексика и грамматика). Языковая система – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается его недостаточная устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления. Усугубляет ситуацию условия современного мира, при которых родители всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, а ведь обучение в школе – это новый этап в жизни ребенка и готовиться к нему нужно не только детям, но и родителям. Учеба в первом классе требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, другими словами – принимать на себя роль ученика. Поэтому, подразумевается, что ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития. Конечно, этот перечень не исчерпывает всех требований, предъявлеямых к понятию «готовность», однако он является основным. К сожалению, в последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том, чтобы ребенок научился читать, усвоил элементарные математические знания. Однако, как показывает практика обучения первоклассников, такая «подготовка» не только не способствует, но и препятствует полноценному обучению ребенка в школе, т.к. невозможно обучить ребенка школьным предметам без создания для этого психологической базы, это, тоже самое, что строить дом без фундамента. Как показывают исследования и наши наблюдения, несмотря на индивидуальные различия, детям с общим недоразвитием речи свойственны трудности организации внимания, нарушения речемыслительной деятельности, неумение планировать и самостоятельно выполнять учебные задания. И если в дошкольном возрасте недостаточная сформированность психических процессов может быть недостаточно заметна, то в школе такие дети не могут успешно выполнять инструкции учителя, недослушивают задания до конца, а потому отвлекаются и сбиваются в процессе выполнения. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах. Ребенок в своём развитии должен пройти последовательно каждый этап, не пропуская ни один. Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс, требующий постоянного контроля и внимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и специалистов. Следовательно, чтобы помочь детям с общим недоразвитием речи в подготовке к полноценной и продуктивной учебной деятельности необходимо начинать формирование произвольности уже в дошкольном возрасте. Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, речемыслительной деятельности (развернутого связного высказывания типа доказательства и рассуждения) и полноценного пальцевого праксиса. Формирование этих навыков должно осуществляться поэтапно, основываясь на положении Л.С. Выготского о том, что речевая саморегуляция проходит в своём развитии ряд ступеней. На первой из них (в раннем и младшем дошкольном возрасте) слово идет вслед за действием и лишь фиксирует его результат. На следующей ступени речь сопровождает действие и идет параллельно ему. Затем словесная формулировка задачи и начинает определять ход её выполнения. Речь «сдвигается» к началу действия, предваряя его, т.е. возникает планирующая и регулирующая функция речи. Работа над дикцией способствует закреплению навыка правильного и отчетливого произношения, параллельно формируя слуховое внимание и фонематическое восприятие. Рациональное использование разнообразных пособий, таких как набор геометрических фигур, разных по цвету и величине, демонстрационные и раздаточные материалы, при помощи которых можно осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий (сериация, геометрические конструкторы, счетные палочки, спички, таблицы с различными изображениями для решения задач: «Найди отличия», «Что перепутал художник). Предлагаемые задания не только способствуют формированию связного высказывания, но и направлены на формирование основных умственных операций и действий. В ходе занятий с использованием подобных игр и упражнений у детей формируется пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, о их расположении в пространстве и относительно друг друга. Необходимость формирования этих навыков, обусловлена тем, что современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. Кроме того и лингвистические и математические знания базируются на фундаменте ориентации в пространстве. Таким образом, разнонаправленное воздействие на личность ребенка с ОНР, осуществляемое в комплексе, подводит детей к овладению важными учебными навыками – планирование предстоящей работы, выбор способов, средств её осуществления, проверка результатов. Многообразие форм и методов работы позволит развить различные аспекты речи и произвольности ребенка, активизировать внимание и интерес детей к учебной деятельности.