ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
 
для детей младшего школьного возраста
( 7 – 10 лет)
Срок реализации: 4 года
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_v_gostyah_u_skazki_.dop_.obr_.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

для детей младшего школьного возраста

( 7 – 10 лет)

Срок реализации: 4 года

         

Владивосток

2015 год

Пояснительная записка

      Перед школой всегда стояла задача воспитания личности. ФГОС НОО одним из главных выдвигает требование формирования личностных результатов (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения и т.д.). На современном этапе развития образования решение этой задачи находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, одной из которых и является программа литературного объединения «В гостях у сказки».

      Актуальность программы объясняется тем, что сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных. Сказки воспитывают у ребёнка способность радоваться, волноваться за другого, переживать чужую судьбу, как свою. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребёнка: дети ждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, баз   теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой - непременно хороший сын или дочь.

     Программа имеет общекультурную направленность. Дж. Родари указывал на огромное значение сказки. «Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

     Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих дети ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. В программе важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской, литературной: А. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова, Д. Мамина-Сибиряка, К. Паустовского и др. Включены в программу и сказки зарубежных писателей.

     Цель программы – в создании условий для формирования личностных результатов младших школьников на основе чтения и анализа сказок русских и зарубежных авторов.

     Задачи:

  • приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной сказки и авторской сказки;
  • воспитывать у  детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
  • развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть ,ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей;
  • использовать ошибки детей как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
  • обеспечить независимость в выборе и принятии решений, возможность самостоятельно контролировать собственное продвижение;
  • создать климат взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.

       Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.

       Объём: программа рассчитана на 256 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1 – 4 классов. Участникам учебного процесса предложены занятия 2 раза в неделю. Коррекция количества учебных часов допускается в 1 классе в соответствии с требованиями СанПиН.

        Формы реализации:

  1. Внеурочная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

        Формы проведения занятий:

  • Чтение текстов с использованием технологии продуктивного чтения.
  • Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • Анализ и просмотр текстов сказок.
  • Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

В каждом занятии прослеживаются 3 части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные разделы программы

«В гостях у сказки»

Первый год

«Народные сказки о животных»

N

п/п

Содержание

Теоретические

часы

Практические

часы

Всего

1.

Раздел  1. Традиционные герои народных     сказок.

     

-

18

18

2.

Раздел  2. О будущем следует думать

-

14

14

3.

Раздел  3. Действуй по обстоятельствам

-

8

8

4.

Раздел  4. Делай добро и жди добра

-

8

8

5.

Раздел  5. Без труда нет добра

-

16

16

Итого

-

64

64

Второй год

«Сказки народов мира о животных»

N

п/п

Содержание

Теоретические часы

Практические

часы

Всего

1.

Раздел  1. Пользуясь хитростью

-

14

14

2.

Раздел  2. Хитрость против хитрости

-

10

10

3.

Раздел  3. Не поступай опрометчиво

-

14

14

4.

Раздел  4. Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр

-

10

10

5.

Раздел  5. Сила в друзьях

-

16

16

Итого

-

64

64

Третий год

«Авторская сказка»

N

 п/п

Содержание

Теоретические

часы

Практические часы

Всего

1.

Раздел  1. Сказка складом хороша

-

10

10

2.

Раздел  2. В каждой сказке есть урок

-

14

14

3.

Раздел  3. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся

-

14

14

4.

Раздел  4. Всякому своё счастье

-

16

16

5.

Раздел  5. Весёлая страница

-

10

10

Итого

-

64

64

Четвёртый год

«Сказочные повести»

N

п/п

Содержание

Теоретические часы

Практические

часы

Всего

1.

Раздел  1.Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли

-

12

12

2.

Раздел  2. В волшебной стране

-

18

18

3.

Раздел  3. В мире приключений и фантастики

-

10

10

4.

Раздел  4. Время разум даёт

-

12

12

5.

Раздел  5. И в шутку, и в серьёз

-

12

12

Итого

64

64

Тематический план занятий

Первый год (64 часа)

N

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Раздел 1.  Традиционные герои народных сказок (18 часов)

Русская народная сказка «Заяц – хваста»

2

Адыгейская сказка «Кто сильнее»

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»

2

Сказки про зайцев

2

Чукотская сказка «Хвост»

2

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

2

Русская народная сказка «Думы»

2

Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

2

Мордовская сказка «Благодарный медведь»

2

Сказки о зайце, лисе и медведе

2

Раздел 2. О будущем следует думать (14 часов)

10.

Мордовская сказка «Разудалый петушок»

2

11.

Калмыцкие сказки «Петух и павлин», «Весёлый воробей»

2

12.

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

2

13.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост»

2

14.

Ингушская сказка «Сокол и ворон»

2

15.

Русская народная сказка «Байка про тетерева»

2

16.

Сказки о птицах

2

Раздел 3. Действуй по обстоятельствам (8 часа)

17.

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

2

18.

Русская народная сказка «Теремок» в разных обработках.

Украинская народная сказка «Рукавичка»

2

19.

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

2

20.

Русская народная сказка «Бабушка, внучка и курочка»

2

Раздел 4. Делай добро и жди добра (8 часа)

21.

Русская народная сказка «Заячья избушка».

Латышская народная сказка «Заячий домик»

2

22.

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

2

23.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

2

24.

Литературная викторина «Кто это?»

2

Раздел 5. Без труда нет добра (16часов)

25.

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев»

2

26.

Украинская народная сказка «Колосок»

2

27.

Моя любимая сказка о животных

2

28.

Праздник «В гостях у сказки»

2

29-32

Резерв

8

Второй год ( 64 часа)

N

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Раздел 1. Пользуясь хитростью  (14 часов)

1.

Армянская сказка «Непобедимый петух»

2

2.

Болгарская сказка «Хитрый петух»

2

3.

Латышская сказка «Как петух лису обманул»

2

4.

Шотландская сказка «Петух и лиса»

2

5.

Персидские сказки «Лиса и петух», «Как козёл волка обманул»,

«Маленький петушок и золотая монета»

22

6.

Эфиопская сказка «Хитрый шакал»

2

7.

Японские сказки о барсуке «Барсук и лисёнок», «Барсук и улитка», «Барсук и волшебный веер»

2

Раздел 2. Хитрость против хитрости (10 часов)

8.

Арабская сказка «Заяц, который победил кита и слона»

2

9.

Африканские сказки «Заяц и лев», «Как заяц  стал вождём всех зверей», «Как заяц перехитрил гиену»

2

10.

Корейские сказки о зайце «Заяц и черепаха», «Хитроумный заяц», «Как заяц тигра перехитрил»

2

11.

Монгольская сказка «Мудрый заяц»

2

12.

Вьетнамская сказка «Ворон на дереве»

2

Раздел 3. Не поступай опрометчиво (14 часов)

13.

Английская сказка «Сорочье гнездо»

2

14.

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

2

15.

Испанская сказка «Кот- разбойник»

2

16.

Итальянская сказка «Учёный кот»

2

17.

Молдавская сказка «Козёл-обманщик»

2

18.

Таджикская сказка «Птица Кахки»

2

19.

Польская сказка «Сельдь и камбала»

2

Раздел 4. Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр (10 часов)

20.

Азербайджанские сказки о лисе «Лев и лис», «Лис и волк», «Хитрый лис»

2

21.

Белорусская сказка «Лисица-хитрица»

2

22.

Бразильские сказки «Обезьяна и конфета», «Черепаха и кампора»

2

23.

Индийские сказки «Как шакал перехитрил льва», «Находчивый лис»

2

24.

Филиппинская сказка «Обезьяна и черепаха»

2

Раздел 5. Сила в дружбе (16 часов)

25.

Грузинская сказка «Лиса-судья»

2

26.

Китайская сказка «О том, как по животным счёт годам вести стали»

2

27.

Немецкая сказка «Три бабочки»

2

28.

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

2

29.

Украинские сказки «Козёл и баран», «Петушок и курочка», «Денежный петух»

2

30.

Французская сказка «Цыплёнок Половинка»

2

32.

Чешская сказка «Кот, баран и петух»

2

33.

Эстонские сказки «Волк и овца», «Волк и олень»

2

Третий год ( 64 часа )

N

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Раздел 1. Сказка складом хороша (10 часов)

1.

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2

2.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

2

3.

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

2

4.

П.П. Ершов «Конёк- Горбунок»

2

5.

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина и по сказке П.П. Ершова

2

Раздел 2. В каждой сказке есть урок (14 часов)

6.

Л.Н. Толстой. Сказки

2

7.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки»

2

8.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошину»

2

9.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

10.

П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»

2

11.

В.П. Катаев «Цветик-Семицветик»

2

12.

Д.Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

2

Раздел 3. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (14 часов)

13.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

2

14.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

2

15.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

2

16.

Шарль Перро «Рике с хохолком»

2

17.

Волшебная страна братьев Гримм

2

18.

Г.Х. Андерсен «Огниво», «Ёлка»

2

19.

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

2

Раздел 4. Всякому своё счастье (16 часов)

20.

Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч»

2

21.

В. Гауф «Маленький Мук»

2

22.

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

2

23.

Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»

2

24.

С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

2

25.

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

2

26.

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

2

27.

Праздник «Наш любимый Буратино»

2

Раздел 5. Весёлая страница (10 часов)

28-29.

Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

4

30.

Джоэль Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

2

31.

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

2

32.

Праздник «В стране литературных героев»

2

Четвёртый год (64часа)

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли (12часов)

1.

Что такое сказочная повесть

2

2.

А. Погорельский «Чёрная курица»

2

3.

Э. Успенский «Школа клоунов»

2

4.

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

2

5.

В.Д. Фёдоров «Путешествие вверх»

2

6.

Д.Р. Киплинг «Маугли»

2

Раздел 2. В волшебной стране (18 часов)

7.

М.В. Волошин «Где живут волшебники»

2

8.

А. Волков Волшебник Изумрудного города»

2

9.

А. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

2

10.

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

2

11.

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

2

12.

Е. Пермяк «Сказка о стране «Терро-Ферро»

2

13.

А. Алексин «В стране Вечных Каникул»

2

14.

В. Лёвшин «Три дня в Карликании»

2

15.

Л. Керролл «Алиса в стране чудес»

2

Раздел 3. В мире приключений и фантастики (10 часов)

16.

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

2

17.

С. Прокофьева «Приключения Жёлтого чемоданчика»

2

18.

Н. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

2

19.

Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

2

20.

Т. Янссон «Приключения Муми-Тролля»

2

Раздел 4. Время разум даёт (12 часов)

21.

В. Каверин «Много хороших людей и один завистник»

2

22.

И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква А»

2

23.

Ю. Олеша «Три толстяка»

2

24.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

2

25.

О.Уайльд «Мальчик-звезда»

2

26.

Д. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»

2

Раздел 5. И в шутку и в серьёз (12 часов)

27.

С. Михалков «Праздник непослушания»

2

28.

О. Пройслер «Маленькое Привидение»

2

29.

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

2

30.

А. Линдгрен «Пеппи – Длинный чулок»

2

31.

Дж. Родари «Торт с неба»

2

32.

Конкурсная программа « По страницам любимых героев»

2

Содержание разделов программы

Первый год

Раздел 1. Традиционные герои народных сказок  (18 часов)

    Выставка книг. Чтение сказок о зайце, лисе, медведе. Работа с книгой. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Постоянные эпитеты для характеристики героев. Анализ содержания сказок. Работа над иллюстрациями художников. Создание собственных иллюстраций. Чтение  в лицах. Литературные викторины.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: русские народные сказки «Лисица и волк»,  «Лиса, заяц, петух»,  «Лиса и Дрозд»;  чукотские сказки  «Лиса и медведь»,  «Волк, ворона и горный баран».

Раздел 2. О будущем следует думать (14часов)

    Выставка книг. Работа с книгой , работа с обложкой, иллюстрациями. Чтение сказок раздела. Обмен впечатлениями. Характеристика героев сказок, их поступков. Выявление отношения к героям сказок, сравнение сказок. Выявление признаков сходства и различия. Создание собственных иллюстраций. Литературные викторины.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Волк-дурень»; бурятские сказки «Ласточка и комар», «Мышь и верблюд».

 Раздел 3. Действуй по обстоятельствам (8 часа)

    Выставка книг. Работа с книгой: рассматривание обложек, иллюстраций. Определение темы сказки по названию, иллюстрациям. Чтение сказок раздела. Выявление отношения к прочитанному. Подбор слов-определений для характеристики героев. Характеристика героев и их поступков. Анализ  содержания сказок. Творческий пересказ сказок. Инсценирование. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: русские народные сказки «Старая хлеб-соль забывается», «Кот и лиса», «Напуганные медведи»; башкирская сказка «Лиса-сирота».

Раздел 4. Делай добро и жди добра (8часа)

    Выставка книг. Ориентирование в книге. Определение примерного содержания. Рассматривание иллюстраций. Размышления о названии. Чтение сказок раздела. Обмен впечатлениями. Постановка вопросов к тексту. Соотнесение текста с иллюстрацией. Беседа обобщённого характера. Характеристика героев, оценка их поступков. Инсценирование. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: русская народная сказка «Славный князь Кузьма Скоробогатый», «Медведь, собака и кошка», «Золотая рыбка»; эвенкийские сказки «Лиса и медведь», «Лиса и волк», «Медведь и бурундук».

Раздел 5. Без труда нет добра (16 часов)

    Работа с выставкой книг. Работа по обложке. Определение примерного содержания. Чтение-рассматривание книги. Составление рассказа о книге. Характеристика героев, их поступков. Творческий пересказ. Создание иллюстраций. Инсценирование. Подбор пословиц к текстам.  Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: русская народная сказка «Зимовье зверей», «Коза рьяная»; эскимосские сказки «Прославившийся Мышонок», «Почему звери друг от друга отличаются».

Второй год

Раздел 1. Пользуясь хитростью (714часов)

    Информационная справка о странах: Армения, Болгария,  Латвия,  Шотландия,  Персия (Иран),  Эфиопия,  Япония (географическое положение, исторические сведения, занятия населения, обычаи и культура). Выставка книг. Размышления о названии. Составление предположений о содержании сказки. Считывание информации с иллюстраций. Чтение сказок. Обмен впечатлениями. Характеристика героев и их поступков. Сравнение со сказками других народов. Чтение по ролям. Инсценирование. Творческий пересказ в форме продолжения текста. Изготовление обложки к сказке. Составление аннотации в группах. Литературная викторина по сказкам.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: 

  • Армянские сказки «Бесхвостая лиса», «Пёс и кот»;
  • Болгарские сказки «Добрый жаворонок», «Воробей и лиса»;
  • Латышские сказки «Как аист учил лису летать», «Лиса и гуси»;
  • Шотландские сказки «Сказка о сером вороне», «Орёл и крапивник»;
  • Персидские сказки «Глупый медведь», «Сказка о разноцветных рыбах»;
  • Эфиопские сказки «Гиена и лисица», «Умный воронёнок»;

Японские сказки «Две лягушки», «Обезьянье царство».

Раздел 2. Хитрость против хитрости (10часов)

    Информационная справка о государствах Корея, Монголия, Вьетнам, странах Африки.

Выставка книг. Ориентирование в выставке книг. Размышления о заголовке, составление предложений о содержании сказок по её названию. Чтение сказок. Выявление отношения к прочитанному. Аналитическая беседа по содержанию. Характеристика персонажей, их поступков.

Творческая работа: заменить героя   сочинить сказку, придумать продолжение сказки. Иллюстрирование. Литературная викторина по сказкам.

Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Арабская сказка «Волк, собака и кот»;
  • Африканские сказки «Умный петух», «Почему у попугая нос кривой»;
  • Корейские сказки «Хитрая лиса», «Глупый осёл»;
  • Монгольские сказки «Лиса, олень и ворон», «Собака, кошка и мышь»;
  • Вьетнамские сказки «Угорь и рыба», «Волшебная черепаха».

Раздел 3. Не поступай опрометчиво. (14 часов)

    Информационная справка о странах Англия, Венгрия, Испания, Италия, Молдова,

Таджикистан, Польша.

    Выставка книг. Ориентирование в книге, рассматривание. Определение примерного содержания. Определение типа книги (одно произведение или сборник). Выполнение заданий по обложке, титульным листам, оглавлению. Чтение сказок.

    Формулирование главной мысли сказки. Сравнение сказок разных народов. Анализ характера и поступков героев. Подбор пословиц и поговорок по теме сказки. Творческий пересказ в форме продолжения текста. Чтение по ролям. Иллюстрирование. Инсценирование. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Английские сказки «Медведь в карете», «Сказка про трёх поросят»;
  • Венгерские сказки «Самый сильный зверь», «Пастух, что речи зверей понимал»;
  • Испанские сказки «Сорока, лиса и цапля», «Как волк с лисой в курятник залезли»;
  • Итальянские сказки «Дрозды и скворцы», Буйвол и баран»;
  • Молдавские сказки «Конь и медведь», «Легенда о ласточке»;
  • Таджикские сказки «Учёная собака», «Кукушка»;
  • Польские сказки «Жаворонок и волк», «Совушка – умная головушка».

Раздел 4. Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр (10 часов)

    Информационная справка о странах Азербайджан, Беларусь, Бразилия, Индия, Филиппины.

    Выставка книг. Работа с выставкой книг. Работа с книгой. Считывание информации с обложки, оглавления. Размышления о названии, заголовке. Чтение сказок. Обмен впечатлениями. Выявление отношения к прочитанному. Соотнесение текста с иллюстрациями. Характеристика героев сказок. Характер героя, выраженный через поступки и речь. Особенности сказок. Сравнение с русскими народными сказками.

    Творческое задание: пофантазировать, как изменится содержание, если изменить место действия.

    Составление аннотаций. Инсценирование. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Азербайджанские сказки «Учёная кошка», «Сказка и соловье»;
  • Белорусская сказка «Почему барсук и лиса в норах живут»;
  • Бразильские сказки «Птичка колибри», «Лисья свадьба»;
  • Индийские сказки «Золотая антилопа», «Находчивый заяц»;
  • Филиппинские сказки «Жадная ворона», «Непослушный муравьишка».

Раздел 5. Сила – в друзьях (16часов)

    Информационная справка о государствах Грузия, Китай, Германия, Словакия, Украина, Франция, Чехия, Эстония.

    Выставка книг. Ориентирование в группе книг. Ориентирование в одной книге. Работа по обложке, оглавлению. Рассматривание иллюстраций. Предвосхищение содержания. Чтение сказок. Обмен впечатлениями. Характеристика героев, их поступков. Формулирование главной мысли сказки. Составление картинного плана. Подбор пословиц и поговорок о дружбе. Составление кроссворда по тексту. Чтение по ролям. Инсценирование. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Грузинские сказки «Лиса имедведь», «Тигр – защитник кошек»;
  • Китайские сказки «Как собака с кошкой враждовать стали», «Как проучили лису»;
  • Немецкие сказки «Белая змея», «Принцесса и лягушонок»;
  • Словацкие сказки «Почему заяц куцый», «Почему у муравья кривые ноги»;
  • Французские сказки «Волк, улитка и оса», «Как бараны шли через реку»;
  • Чешские сказки «Учёная собака», «Кукушка»;
  • Эстонские сказки «Комар и конь», «Мышь и воробей».

Третий год

               Раздел 1. Сказка складом хороша (10 часов)

    Информация об А.С. Пушкине, П.П. Ершове. Выставка книг. Считывание информации с обложки. Сравнение иллюстраций разных художников. Чтение сказок. Чтение отрывков. Характеристика героев и их поступков. Волшебные помощники. Определение темы, главной мысли. Выявление авторского отношения к герою. Связь с народной сказкой. Понимание нравственного содержания сказки, осознание мотивов поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Пересказ эпизода.

    Литературная викторина. Конкурсы по сказкам. Инсценирование отрывка сказки.

    Рекомендации для самостоятельного чтения: сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказка П.П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Раздел 2. В каждой сказке есть урок (14 часов)

     Информация о писателях Л.Н. Толстом, Д.Н. Мамине-Сибиряке, П.П. Бажове, В.П. Катаеве, Д.Р. Киплинге.

    Выставка книг. Работа с выставкой книг. Определение типа книги (одно произведение или сборник). Считывание информации с обложки, иллюстраций. Работа с оглавлением. Чтение сказок. Выявление отношения к прочитанному. Обмен впечатлениями. Особенности характера и мир чувств героев. Проявление характера героя  в поступках. Определение темы, главной мысли сказок. Выявление авторского отношения к героям. Пересказ эпизодов. Создание собственных иллюстраций. Придумывание продолжения. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Л.Н. Толстой. Сказки;
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»;
  • П.П. Бажов «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка»;
  • В.П. Катаев «Девочка и кувшинчик»;
  • Сказки Д.Р. Киплинга.

Раздел 3. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (14часов)

    Знакомство с творчеством писателей В.Ф. Одоевского, братьев Гримм, С.Т. Аксакова, С.Я. Маршака, Шарля Перро, Г.Х. Андерсена.

    Выставка книг. Работа с выставкой книг. Определение типа книг. Работа с книгой. Выполнение заданий по обложке, оглавлению, иллюстрациям. Чтение сказок. Соотнесение иллюстраций и текста. Характеристика персонажей. Сравнение сказок. Особенности пьесы. Творческий пересказ эпизодов сказки. Инсценирование отрывков. Сопоставление аннотаций. Создание собственных иллюстраций. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • С.Я. Маршак. Сказки разных народов;
  • Ш. Перро
  • Ш. Перро «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик» и др.;
  • Братья Гримм «Храбрый портной», «Три брата» и др.;
  • Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Чайник» и др.

Раздел 4. Всякому своё счастье (16 часов)

    Информация о писателях Л.И. Лагине, В. Гауфе, Дж. Родари, А.Н. Толстом, С. Лагерлёф.

    Работа с выставкой книг. Ориентирование в книге по оглавлению. Считывание информации с обложки, иллюстраций. Чтение глав, фрагментов сказки. Сказочная повесть. Отличие от сказки. Составление вопросов к тексту сказки или фрагменту. Словесный портрет героев. Характеристика героя и других персонажей. Сюжетные линии в тексте. Создание иллюстраций. Литературная викторина. Кроссворды.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • К.Коллоди «Приключения Пиноккио»;
  • Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч»;
  • С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»;
  • В. Гауф «Калиф-аист», «Карлик Нос»;
  • Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов».

Раздел 5. Весёлая страница (10 часов)

     Информация о писателе Эно Рауде, Джоэле Харрисе, А. Милне. Знакомство с творчеством писателей.

    Знакомство с книгой. Определение типа книг. Работа с оглавлением. Рассматривание иллюстраций. Чтение глав из книг. Характер главных героев и других персонажей. Характеристика главных героев и их приключений.

    Авторское отношение к героям. Средства художественной выразительности, используемые авторами. Создание иллюстраций. Литературная викторина. Кроссворды, конкурсы.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»;
  • Джоэль Харрис «Сказки дядюшки Расмуса»;
  • А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

Четвёртый год

Раздел 1. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли (12 часов)

    Что такое сказка. Что такое повесть. Отличительные особенности сказочной повести. Русские и зарубежные авторы сказочных повестей.

    Информация о писателях А. Погорельском, Э. Успенском, В. Фёдорове, Д.Р. Киплинге и их творчестве.

    Выставка книг. Работа с выставкой. Ориентирование в книге. Определение типа книги. Считывание информации с обложки, оглавления. Размышления о названии. Знакомство с содержанием книги. Выборочное чтение эпизодов. Характеристика событий. Определение идей текста. Выявление отношения к персонажам.

    Творческая работа: придумать продолжение, изменив место действия. Создание аннотаций. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • А. Погорельский «Чёрная курица»;
  • Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
  • В.Д. Фёдоров «Путешествие вверх», «Летящие к северу»;
  • Д.Р. Киплинг «Маугли».

Раздел 2. В Волшебной стране (18 часов)

    Информация о писателях М.В. Волошине, А. Волкове, В. Губареве, Л. Гераскиной, Е. Пермяке, А. Алексине, В. Лёвшине, Л. Керролл.

    Выставка книг.  Знакомство с книгой по обложке, оглавлению, иллюстрациям.  Выборочное чтение эпизодов.

    Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, испытания и подвиги героев.  Волшебные помощники.  Развитие характера во времени.  Характеристика событий.  Яркий случай, раскрывающий характер героя.

    Творческое задание: придумать продолжение, изменив место действия. Литературная викторина. Конкурсы «В Волшебной стране», «Знаешь ли ты?», « А учился он так».

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • М.В. Волошин «Где живут волшебники»;
  • А.Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»;
  • В. Губарев «Королевство кривых зеркал»;
  • Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»;
  • Е. Пермяк «Сказка о стране Терро-Ферро»;
  • А. Алексин «В стране Вечных Каникул»;
  • В. Лёвшин «Три дня в Карликании»;
  •  Л. Керролл «Алиса в стране чудес».

Раздел 3. В мире приключений и фантастики (10часов)

    Информация о писателях Я. Ларри, С. Прокофьевой, Н. Некрасове, Э. Распе, Т. Янссон.

   Выставка книг. Работа с одной книгой: считывание информации. Ориентирование в книге по оглавлению. Беседа по содержанию с выборочным чтением. Путешествия, испытания героев. Определение главной мысли фрагментов и текста. Подробный пересказ эпизода. Характеристика героев произведения. Формирование идей. Словесное рисование сказочной страны и её жителей. Сравнение с иллюстрациями художников-иллюстраторов. Создание собственных иллюстраций. Литературная викторина.

    Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;
  • С. Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика»;
  • Н. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»;
  • Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;
  • Т. Янссон «Приключения Муми –Тролля».

Раздел 4. Время разум даёт (12 часов)

    Информация о писателях В. Каверине, И. Токмаковой, Ю. Олеше, Е. Шварце, О. Уайльде, Д. Крюсе.

    Выставка книг. Ориентирование в группе книг. Ориентирование в одной книге. Размышления о названии.  Выборочное чтение фрагментов.  Характеристика героев и их поступков.   Путешествия, испытания, подвиги героя.  Работа героя по преодолению своих недостатков.  Определение главной мысли сказочной повести.  Выявление отношения к герою. Краткий пересказ эпизодов. Литературная викторина.

     Рекомендации для самостоятельного чтения:

  • В. Каверин «Много хороших людей и один завистник»;
  • И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»;
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»;
  • О. Уайльд «Мальчик-звезда»;
  • Д. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех».

Раздел 5. И в шутку, и всерьёз (12 часов)

    Информация о писателях С. Михалкове, О. Пройслере, А. Линдгрен, Дж. Родари.

    Выставка книг. Работа с книгой. Ориентирование в книге по обложке, содержанию, иллюстрациям. Выборочное чтение. Выявление отношения к прочитанному. Словесное рисование. Характеристика персонажей. Сопоставление поступков героев, мотивация их поступков. Анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

    Составление каталога.  Составление аннотаций.

    Конкурсные программы:

  • «Узнай предмет»;
  • « Угадай сказку»;
  • «Кому принадлежат высказывания";
  • «Удивительные превращения»;
  • «В стране литературных героев»;
  • «В волшебной стране» и др.

Викторины:

  • «Сказочная шкатулка»;
  • «Вспомни сказку»;
  • «Сказочные имена»;
  • «Сказочная радуга» и др.

  • Рекомендации для самостоятельного чтения:
  • С. Михалков «Праздник непослушания»;
  • О. Пройслер «Маленькое приведение»;
  • А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи – длинный чулок»;
  • Дж. Родари «Торт с неба».

Предполагаемые результаты реализации программы    

  1. Результаты первого уровня ( приобретение школьником социальных знаний , понимания социальной реальности в повседневной жизни):

   приобретение школьниками знаний о роли чтения в жизни человека, о мире детской литературы, о круге чтения, о потребности чтения, о русских и зарубежных сказочниках, о видах работы с текстом и книгой, о способах выражения эмоций и настроения в процессе чтения, инсценировки сказочных произведений, об анализе поступков героев с точки зрения норм морали; соотнесение своих поступков с поступками полюбившихся литературных героев, осмысление нравственных образцов и «примеривании» их на себя.

  1. Результат второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

   развитие ценностного отношения школьника к русскому народу, родной культуре, этическим нормам, нравственным ценностям, осознание значимости систематического чтения для своего дальнейшего развития, роли художественного чтения как способа самовоспитания.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта        самостоятельного социального действия):

   школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и конкурсов для других людей, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Тестовые задания для оценки результатов по программе  внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

1 класс

1.Выбери названия тех животных, которые являются героями русских народных сказок

  А) лев

  Б) медведь

  В) лиса

  Г) зебра

  Д) заяц

2.В народных сказках животные обладают постоянной характеристикой: заяц трусливый, лиса хитрая, МЕДВЕДЬ ….

   А) храбрый

   Б) ловкий

   В) неуклюжий

   Г) глупый

3.Какую героиню русской народной сказки иногда называют сестричкой, а иногда Патрикеевной?

   А) белочку

   Б) мышку

   В) лисичку

   Г) лягушку

4.В какой сказке лиса всех обхитрила?

   А) «Кот, петух и лиса»

   Б) «Лисичка со скалочкой»

   В) «Лиса и волк»

   Г) «Лиса и тетерев»

   5.В какой сказке и лисе досталось на орехи?

   А) «Заюшкина избушка»

   Б) «Медведь и лиса»

   В) «Лиса и журавль»

   Г) «Кот и лиса»

6.Кого напугал заяц в сказке «Заяц-хваста»?

   А) медведя

   Б) кабана

   В) волка

   Г) лису

7.В какой русской народной сказке постепенно собираются несколько персонажей от маленького к большому?

   А) «Репка»

   Б) «Теремок»

   В) «Колобок»

   Г) «Три медведя»

8.С какой птицей сравнивают болтливого человека?

   А) ворон

   Б) воробей

   В)  галка

   Г) сорока

9.Как звали девочку, которая пожалела корову?

   А) Алёнушка

   Б) Марьюшка

   В) Хаврошечка

   Г) Василиса

10.Какая из сказок является народной?

   А) «Сказка о рыбаке и рыбке»

   Б) «Конёк – Горбунок»

   В) «Старик – годовик»

   Г) «Петушок подавился»

   

  2 класс

1.Выбери названия тех животных, которые являются героями сказок восточных народов.

   А) лев

   Б) волк

   В) тигр

   Г) лиса

   Д) черепаха

   Е) обезьяна

2.Лису в сказках часто называют плутовкой, что это значит?

   А) ловкая и хитрая обманщица

   Б) простодушная

   В) не могущая найти правильную дорогу

3.Какой человеческий порок осуждает народ в сказке «Два жадных медвежонка»?

   А) жадность

   Б) хитрость

   В) трусость

4.Кто из поросят построил самый прочный домик?

   А) Ниф-Ниф

   Б) Наф-Наф

   В) Нуф-Нуф

5.Кто отправился на поиски солнца в словацкой сказке «У солнышка в гостях»?

   А) петух

   Б) кот

   В) цыплята

6.Как называется армянская сказка о петуху?

   А) «Хитрый петух»

   Б) «Как петух лису обманул»

   В) «Непобедимый петух»

7.Каким качеством наделил монгольский народ зайца?

   А) хитростью

   Б) смелостью

   В) мудростью

8.О каком зверьке часто говорится в японских народных сказках?

   А) обезьяна

   Б) барсук

   В) лиса

9.О каких рыбах говорится в польской народной сказке?

   А) карась

   Б) щука

   В) сельдь

   Г) камбала

10.В какой сказке осуждается человеческая неблагодарность?

   А) «Три бабочки»

   Б) «Птица Кахки»

   В) «Цыплёнок Половинка»

3 класс

1.Кто автор знаменитой русской сказки « Конёк-Горбунок»?

   А) А.С. Пушкин

   Б) П.П. Бажов

   В) П.П. Ершов

   Г) В.Ф. Одоевский

2.В какой стране жил великий сказочник Г.Х. Андерсен?

   А) Швеция

   Б) Норвегия

   В) Германия

   Г) Дания

3.Узнай сказку А.С. Пушкина по словам: базар, лошадь, оброк, море, верёвка, чёрт, расплата?

   А) «Сказка о золотом петушке»

   Б) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

   В) «Сказка о рыбаке и рыбке»

   Г) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

4.Какое произведение написано П.П. Бажовым?

   А) «Лягушка-путешественница»

   Б) «Алёнушкины сказки»

   В) «Цветик-семицветик»

   Г) «Серебряное копытце»

5.Какая пословица подходит к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»?

   А) Не имей сто рублей, а имей сто друзей

   Б) Старый друг лучше новых двух

   В) Дал слово – держись, а не дал слово – крепись

   Г) друг познаётся в беде

6.Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?

   А) фиалки

   Б) ландыши

   В) подснежники

   Г) незабудки

7.Продолжи название сказки Ш. Перро «Спящая …  »

   А) принцесса

   Б) красавица

   В) Елена

   Г) царевна

8.Назовите средство передвижения старика Хоттабыча

   А) ступа

   Б) арба

   В) ковёр-самолёт

   Г) печь

9.С какой целью Ленивица отправилась к колодцу?

   А) за водой

   Б) получить награду

   В) из любопытства

   Г) за ведром

10.Кто из литературных героев полетел с дикими гусями в Лапландию?

   А) Чиполлино

   Б) Нильс

   В) Маленький Мук

   Г) Буратино

4 класс

1.В какой части книги даётся ответ на вопрос: «О чём говорится в этом произведении»?

   А) аннотация

   Б) обложка

   В) вступление

   Г) оглавление

2.Какая из сказок не принадлежит перу А.С. Пушкина?

    А) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

   Б) « Сказка о потерянном времени»

   В) «Сказка о золотом петушке»

   Г) «Сказка о золотой рыбке»

3.Кто автор сказочной повести «Волшебник Изумрудного города»?

   А) А. Волков

   Б) К. Булычёв

   В) Э. Успенский

   Г) Н. Носов

4.Как звали героиню повестей Л. Керролла, которая побывала в стране чудес и Зазеркалье?

   А) Мария

   Б) Алиса

   В) Элен

   Г) Элли

5.Кто из литературных героев побывал на Луне, летал на ядре, вытащил себя из болота за косичку парика?

   А) Хоттабыч

   Б) Мюнхгаузен

   В) Джельсомино

   Г) Карлсон

6.Кто придумал историю про Чиполлино?

   А) Братья Гримм

   Б) Джанни Родари

   В) Алексей Толстой

   Г) Шарль Перро

7.Кто из литературных героев превращался из мальчика в старика?

   А) Нильс

   Б) Пётр Зубов

   В) Карик и Валя

   Г) Карлик Нос

8.Кто был другом Оли, героини сказочной повести «Королевство кривых зеркал»

 В. Губарева?

   А) Мальвина

   Б) Яло

   В) Герда

   Г) Женя

9.Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?

   А) К. Чуковский

   Б)  Р. Сеф

   В) Э. Успенский

   Г) Г. Остер

10.Назовите автора произведений «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Пеппи – длинный чулок»

   А) Астрид Линдгрен

   Б) Джонатан Свифт

   В) Сельма Лагерлёф

   Г) Джанни Родари

Ответы на тесты и оценка результата к программе

«В гостях у сказки»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

класс

Б

В
Д

В

В

В

А

В

Б

В

В

Г

2

класс

А

В

Г

Д

Е

А

А

Б

В

В

В

Б

В
Д

Б

3

Класс

В

Г

Г

Г

В

В

Б

В

Б

Б

4

Класс

А

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

В

А

   

Нет ошибок – Высокий уровень

 1 – 2 ошибки – Средний уровень

3 -5 ошибок – Низкий уровень

Формы подведения итогов реализации программы:

- конкурсы на лучшее сочинение сказок, стихов, сказочную тетрадь, рисунок и т. д.

- литературные викторины «Знаешь ли ты героев волшебных сказок», «Волшебная страна»;

- сказочные турниры, театральные постановки сказок.

Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе праздника «Путешествие по тридесятому царству, небывалому государству».

Литература

  1. Андерсен, Г. Х. Сказки /Г.Х. Андерсен. – М.: Детская литература, 1979.
  2. Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов / С.П.Афанасьев, С.В. Коморин – М.: АСТ- Пресс сдк, 2001.
  3. Библиотека зарубежных сказок. В 9-ти т. Мн.: Мал. Пред. «Фридригер», 1993.
  4. Былевская, В.Н. Развитие творческих возможностей младшего школьника / В.Н. Былевская. - М.-СПб, 2006.
  5. Волков А.М. Урфин Джюс и его деревянные солдаты / А.М. Волков. – М.: Дом, 1992.
  6. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. Повесть-сказка для мл. шк. Возраста / А.М. Волков. – Мн.: Юнацтва, 1988.
  7. Ершов П.П. Конёк-Горбунок / П.П. Ершов. –М. –  Детская литература, 1990.
  8. Киплинг, Р.Д.  Маугли / Р.Д. Киплинг. – М.: Мир «Искателя», 2000.
  9. Керролл, Л.  Алиса в стране чудес / Л. Керролл. – М.: ЭКСМО, 2004.
  10. Лагерлёф, С.О. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / С.О. Лагерлёф. – Л.: Детская литература, 1990.
  11. Лагин, Л.И.  Старик Хоттабыч / Л.И. Лагин. Т.: Ёш гвардия, 1988.
  12. Лёвшин, В.А. Три дня в Карликании / В.А. Лёвшин. М.: Детская литература, 1964.
  13. Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше / А. Линдгрен. Кишинёв: «ДОМUS», 1992.
  14. Михалков, С.В. Сказки, песни, загадки / С.В. Михалков. – М. :Детская литература, 1988.
  15. Наши сказки: сб. сказок рус. советских  писателей для мл. шк. Возраста. К.: Веселка, 1987.
  16. Некрасов, А.С. Приключения капитана Врунгеля / А.С. Некрасов. – Л.: Детская литература, 1988.
  17. Перро, Ш. Сказки моей матушки  Гусыни / Ш. Перро. – М.: Детская литература, 1990.
  18. Прокофьева, С.Л. Приключения жёлтого чемоданчика / С.Л. Прокофьева. – С. : Сов. Россия, 1983.
  19. Распе , Р.Э. Приключения барона Мюнгхаузена / Р.Э. Распе. – М. : РОСМЭН, 2011.
  20. . Родари, Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. – Саратов: Слово, 1992.
  21. Рауд, Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода / Э.Рауд. – Таллин : Ээстираамат, 1987.
  22. Родари, Дж. Джельсомино в стране лжецов / Дж. Родари. – Саратов : Приволжское книжное издательство, 1987.
  23. Русские народные сказки / Сост. А.Н. Афанасьев. – М.: Наука, 1982.
  24. Саволайнен, Х.М. Пробуждать у детей интерес к чтению / Х.М. Саволайнен, - М.: Вака, 2004.
  25. Сборник русских народных сказок / Сост. В.П. Аникин. – Т.: Томское книжное издательство, 1990.
  26. Сказки о животных. Серия «Библиотека русской сказки». – М. : Томское книжное издательство, 1990.
  27. Сказки народов СССР. В 2-х томах. – Душанбе: Адиб, 1988.
  28. Сказки народов мира. Библиотека мировой литературы для детей. – М.: Детская литература, 1985.
  29. Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как  научить детей понимать текст / О.В. Соболева. – М.: Баласс, 2010.
  30. Стрельцова, Л.Е. Литература и фантазия /  Л.Е. Стрельцова. – М.: Терра, 2004.
  31. Фёдоров, В.Д. Летящие к северу / В.Д. Фёдоров, - М. :  Детская литература, 1979.
  32. Харрис, Д.Ч. Сказки дядюшки Расмуса / Д.Ч. Харрис. – М.: Детская литература, 1990.
  33. Яковлева, В.И. Учись вдумчивому чтению / В.И. Яковлева. – М.: Просвещение, 2003.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Становление культурно-образовательной позиции у младших школьников (на примере факультатива «Сказочное творчество»).

Режим доступа: http: //area 7.ru /metodic-material.php?7216

  1. Воспитание сказкой. Режим доступа: http: //nkriusha.narod.ru/Dokument/fgos/prog-11.htm
  2. Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего  школьного возраста. Режим доступа: http//xreferat. Ru/71/6181-1-skaskoterapiya-kak-chast-vospitatel-nogo-processa-detey-doshkol-i-mladshego-shkol-nogo-vjzrasta.html
  3. Электронная библиотека. Режим доступа: http://housebook.ru/dis/dk/20463-tri-dnya-v-karlikanii.html (Лёвшин В.А. Три дня в Карликании.)
  4. Хранители сказок. Сказки Ш. Перро. Режим доступа: http//www.hobbitaniya.ru/perro/perro.php