Воспитание финансово - экономической грамотности у дошкольников
Экономическое воспитание длительное время не было предметом специального изучения не только дошкольной, но и школьной педагогики. Ведь дошкольники далеки от сферы настоящего производительного труда – основы экономической жизни. А отсюда и вопрос: «А не рано ли в дошкольном возрасте ставить какие-то экономические задачи?» Это неверный подход!
Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.09.2017 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы», в разделе «Образовательное направление» с целью формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, экономического образования и воспитания, указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста через внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного образования, а также систему дополнительного образования.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от детей умения правильно ориентироваться в экономической действительности: строить свою жизнь более организованно и разумно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому в своей работе я уделяю много внимания деятельности, направленной на формирование у дошкольников основ финансово -экономической грамотности
Интернет - ресурсы по формированию финансово - экономической грамотности у дошкольников:
- Познавательные мультфильмы, в которых герои в простой и доступной детям форме объясняют понятия, которые пригодятся в повседневной жизни - https://www.youtube.com/watch?time_continue=516&v=...
- "Тайна потерянной копилки" - -это веб-игра для детей от 6 лет, но будет интересна также подросткам и взрослым. Цель игры — рассказать ребёнку, как грамотно обращаться с деньгами, планировать и копить на свои цели, а также избегать рисков. Чтобы дети лучше понимали тему и были вовлечены в неё, обучение проходит в формате захватывающей игры: ребёнку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна.
- Портал Финансовая культура предлагает различные методические материлы для работы с детьми по формированию финансовой грамотности со старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планировании по Финансовой экономической грамотности
Среднего дошкольного возраста
Воспитатель Стародубцева М.Е. МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино»
№ | Месяц | Содержание работы | Цели и задачи | Знакомство с экономическими понятиями |
1 | Сентябрь | - Дидактическое упражнение «Внимание» - угадайка. | Развивать умение составлять небольшие рассказы о семье, закрепить понятие-семья, воспитывать положительное, заботливое отношение к своей семье. | «семья» «Профессия» |
-Дидактическая игра: «Всех профессий на свете не счесть». | Дать детям первоначальные сведения о финансовой грамотности. Познакомить с понятиями «профессия». Подвести к пониманию многообразия профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек имеет профессию, труд является источником его существования. | |||
- Чтение художественной литературы А. Кардашовой «Простые волшебники». | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | |||
2 | Октябрь | - Дидактическая игра: Волшебный мешочек «профессии наших родителей» | Создать условия для стимулирования гордости за своих родителей, уважение к их труду. Расширить словарный запас понятием «династия» и словами, характеризующими человека по его отношению к труду. | «труд» |
- Дидактическая игра: «Мамина и папина профессия» | Расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода. Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться. | |||
3 | Ноябрь | - Дидактическая игра «Наш город любит трудиться»». | Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. Обогатить новыми впечатлениями о родном городе. Создать условия для расширения знаний о трудовой жизни родного города, развивать чувство гордости за свой город. | «трудовая деятельность» |
- Презентация: «Всякая вещь трудом создана» | Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь. Довести до сознания детей, что вещи создают для блага человека, продукты труда – это богатство людей, богатство страны, поэтому они должны быть качественными. Учить видеть красоту человеческого труда, способствовать осознанию того, каким богатством человеческого труда пользуются дети. | «продукт труда» | ||
4 | Декабрь | - Дидактическая игра: «Угадай, где продаются?» | Учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются, группировать предметы по месту продажи. | «цена», «стоимость». |
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин» + «Почта» + «Салон красоты» | Познакомить детей с понятиями – цена, стоимость, закрепить употребление в речи понятий дороже – дешевле. | |||
5 | Январь | - Дидактическая игра: «Дороже-дешевле». - Дидактическая игра «Кукла Маша купила». | Учить детей понимать значение слов дороже, дешевле, развивать умение употреблять их в речи. Закрепить умение определять товар по названным признакам, активизировать в речи детей | «дороже - дешевле» «купля-продажи», |
6 | Февраль | - Игра – Занятие: Путешествие в прошлое денег» | Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя. | «Деньги» «Монеты», «Купюры» |
- Чтение художественной литературы К.И. Чуковского «Муха – цокотуха» - Лепбук: «Деньги» | Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. | |||
7 | Март | - Беседа: «Товар и цена» | Формировать представления детей о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара. | «Товар, цена» |
- Сюжетно –ролевая игра: «Магазин игрушек». |
Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. | |||
8 | Апрель | - Беседа на тему: «Семейный бюджет и из чего он складывается». | Дать первоначальное представление о семейном бюджете. Довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет. | «семейный бюджет», «потребности» |
Игра-Занятие: «Наши потребности»
| Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека | |||
9 | Май | - Дидактическая игра: «Я хочу!» - Итоговое мероприятие: «Семейный совет» | Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека. Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету | «доход, расход» |
Предварительный просмотр:
Перспективное планировании по Финансовой экономической грамотности
старшего дошкольного возраста
Воспитатель Стародубцева М.Е. МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино»
№ | Месяц | Содержание работы | Цели и задачи | Знакомство с экономическими понятиями |
1 | Сентябрь | -Беседа с детьми о профессиях. | Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности; | - «труд»; - «убыток»; |
-Чтение художественной литературы Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали». | Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека; Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела. | |||
2 | Октябрь | -Игра по картинкам «Назови профессию» | Формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится; | - «труд»; - «деньги»; |
-Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» | ||||
- Дидактическо – словесная игра: «Угадай, о ком я говорю!» | Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости. | |||
3 | Ноябрь | -Дидактическая игра: «Как пришли к нам игрушки» | Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав. | - «Товар»; - «купля-продажа»; - «торговля»; - «прибыль». |
- Беседа с детьми: «О применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях». | ||||
- Сюжетно ролевая игра «Магазин + Почта» | ||||
4 | Декабрь | -Беседа с детьми «Что такое реклама» | Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи; | - «Реклама»; «привлекательность»; |
- Чтение художественной литературы: чтение стихотворения: Э.Успенского «Реклама». чтение стихотворения: А. Беспаловой «Реклама» | Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности; | |||
5 | Январь | -Просмотр мультфильма «Уроки совы – Что такое деньги». | Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости; | - «Деньги»; - «монеты»; - «купюры»; - «достоинство денег»; |
-Чтение художественной литературы «Бобовое зернышко». | Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; | |||
6 | Февраль | -Беседа с детьми «Что такое Бюджет; Бюджет семьи» | Формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью; | - «Бюджет»; - «бюджет семьи»; - «пенсия»; - «зарплата»; - «стипендия». |
-Дидактическая игра: «Если был я папой, мамой». | Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям и их труду; | |||
- Игра – занятие «Бюджет семьи, доход, расход» | Углубить представления детей о доходе, его динамике, дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; | |||
-Чтение художественной литературы В.П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; Закрепить знаний о том, из чего складывается бюджет семьи. | |||
7 | Март | -Дидактическая игра «Домик копилка». -Игра – занятие «Купи другу подарок» | Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к сущности понятия сбережения; | - «Доход»; - «расход»; - «сбережение». |
8 | Апрель | - Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | Помочь понять суть натурального обмена (бартера) | - «Обмен (бартер)». |
- Игровое – занятие «В стране обмени» | Формировать знания об операции взаимообмена товарами; Развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках; | |||
- Беседа: «Доверяй, но проверяй». | Формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости. | |||
9 | Май | -Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки». | Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности; | - «Покупка»; - «распродажа»; - «дорого»; - «дешево». |
-Художественно эстетическое развитие: «Изготовление изделий гжельских мастеров». | Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное); | |||
- Сюжетно –ролевая игра «Магазин» + «Фабрика по изготовления игрушек». | Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу; Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планировании по Финансовой экономической грамотности
Подготовительная группа
Воспитатель Стародубцева М.Е. МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино»
№ | Месяц | Содержание работы | Цели и задачи | Знакомство с экономическими понятиями |
1 | Сентябрь | - Игра – занятие по окружающему миру: «Полезные ископаемые нашей страны». | Познакомить детей с понятием полезные ископаемые: какие бывают и для чего они нужны? | - «экономия»; - «бюджет семьи». |
- Выставка: «Мы – за экономическое использование природных ресурсов!» | Закрепить знание детей о природных ресурсах, как о богатстве нашей планеты; о разумном природопользовании. Напомнить о том, что, экономя природные ресурсы, можно сэкономить бюджет семьи. | |||
- Экскурсия в библиотеку | Продолжать знакомить детей с библиотекой как социально значимым объектом культуры; на примере библиотеке можно показать, как можно сэкономить на покупке книг, журналов, учебников, прививать бережное отношение к книгам. | |||
2 | Октябрь | - Дидактическая игра «Какие бывают деньги!» | Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. | - «убытки»; - «выгода»; - «доход»; |
- Ручной труд «Изготовление монеток из бумаги для детских игр» | ||||
- Сюжетно ролевая игра «Ателье + Парикмахерская», «Автобус + Автосервис»
| ||||
3 | Ноябрь | - Дидактическая игра: «Угадай, какая это профессия» | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей | - «реклама»; - «рекламное агентство»; - «выгода». |
- Художественно – эстетическое развитие: «Создаем рекламу сами!». | Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций; Чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить); | |||
- Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу». | Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости. | |||
4 | Декабрь | - Виртуальная экскурсия в банк. - Сюжетно – ролевая игра «Банк» | Дать понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги не только хранятся, но и «растут»; Формировать знание детей для чего нужен банк. | - «банк»; - «сбережение»; - «страхование»; |
5 | Январь | - Презентация: «Современные деньги разных стран» | Формировать у детей представления, как выглядят современные деньги, они бывают разного достоинства, ценности. В каждой стране свои деньги, которые называются по - разному (рубли, доллары, евро, юани и т.д.). | - «деньги»; - «монеты»; - «банкноты». |
- Беседа с детьми «Что такое пластиковая карта и зачем она нужна?» | Дать детям представления о истории возникновения пластиковой карты и о ее значении. | |||
- Создать альбом нумизмата «Деньги разных стран мира». | Закрепить понятие о деньгах разного достоинства. | |||
6 | Февраль | - Игра -занятие: «Путешествие товаров в разные страны». | Дать детям первичные представления о взаимообмене товарами между странами | - «купля – продажа»; - «экспорте»; - «импорте»; |
7 | Март | Беседа на тему: «Что такое аукцион?» | Познакомить детей с профессией аукционист. Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; пробуждать интерес к игре. | - «аукцион» |
Сюжетно ролевая игра «Аукцион» | ||||
8 | Апрель | - Развивающая игра «Что в квадрате? | Закрепить у детей представления детей о благотворительности. Воспитывать сочувствие, доброжелательность, сострадание, желание прийти нуждающимся людям на помощь. | - «благотворите- льность»; -«благотворительный фонд»; - «волонтер» |
- Дидактическая игра: «Солнечные лучики добра – это кто? | Закрепить представление детей о том, кто дарит нуждающимся людям добро, благо. Воспитывать желание делать благие дела самостоятельно. | |||
- Сюжетно-ролевая игра «Волонтеры». | Формировать представления о разнообразных способах оказания благотворительной помощи всем категориям нуждающихся в ней. Развивать находчивость, фантазию, воображение, навыки коммуникации, драматизации, умение придумывать благотворительный сюжет. Воспитывать сострадание, заботу, милосердие, стремление оказывать благотворительную помощь. | |||
9 | Май | - Дидактическая игра с мячом «Что узнали мы о финансах» | Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике. | |
- Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |