Объединение естественно-научной направленности "Юный эколог"
С 1 сентября 2018 года в МБОУ "Школа №2" стало работать новое объединение естественно-научной направленности "Юный эколог"
С небольшим фото-отчётом за 2018-2019 учебный год можно ознакомиться по ссылке: https://nsportal.ru/albom/2019/07/16/badyagina-irina-maratovna/tvorcheskie-i-prakticheskie-raboty-2018-2019-uchebnogo
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.
Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент России Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
В том числе нам будет необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения:
- ставить цели;
- принимать решения и решать проблемные ситуации;
- критически мыслить;
- творчески мыслить;
- поставить себя на место другого человека;
- справляться со стрессами и эмоциями;
- позитивно общаться с окружающими;
- осознать себя как личность.
Выработке этих умений способствуют - формирование самооценки ребенка, воспитание у него чувства ответственности за свои дела и поступки, а также развитие у него собственных этических ценностей. Это возможно лишь в процессе какой-либо практической и проектной деятельности детей.
Актуальность заключается в огромной воспитательной ценности, с мотивированным стремлением детей к общечеловеческим ценностям через игру, отказом от асоциального поведения, укреплением их психологического и физического здоровья, развитием коммуникативных и лидерских качеств.
Теоретическая значимость программы заключается в том, что экология у школьников получит четкое определение, классификацию и основные теоретические принципы.
Практическая значимость программы заключается в том, что каждый принцип организации сопровождается реальными практическими рекомендациями, реализуя которые можно поднять экологию нашей страны, адекватно современным особенностям социальной жизни в Российской Федерации.
Новизна программы в том, что в содержании заложены и предлагается формирование эколого-туристских умений (норм и правил рекреационного природопользования), предполагается формирование экологических знаний у юных экологов на основе базовых знаний.
Цель программы:
1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Познавательные:
• дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
• научиться применять на практике полученные знания.
• формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
• развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
• формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
• повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
• развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Личностные:
• прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
• воспитывать потребность в общении с природой;
• способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
• способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
• эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации
• к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
• к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
• к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Содержание программы ориентировано на разновозрастные группы детей. Количество учащихся в группе 15-20 человек.
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
- смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;
- смена личностных интересов и запросов учащихся.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (продолжительность занятия 45 минут).
Форма реализации программы – сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Форма организации образовательного процесса - групповая. Важным фактором в успешном усвоении детьми программного материала является работа с родителями. Она проводится по следующим направлениям:
- родительские собрания
- совместные выходы на природу, в походы выходного дня.
- помощь в организации и участие в мероприятиях.
Естественно-научная форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует: укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.
В основу программы «Юный эколог» положены следующие принципы:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности.
Основные формы занятий:
- Теоретические занятия - беседы с использованием иллюстративного материала, просмотр презентаций на тему экологии и дальнейшее их обсуждение, чтение карты, доклады на разнообразные темы, диспуты, рассказы.
- Практические занятия – в помещении и на местности – наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые), ведение «Дневника эколога», физические упражнения, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии, умение вязать туристические узлы.
Занятия проводятся в игровой форме. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), участие в соревнованиях или слетах. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозяйственной группы и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, с фотографом и т. п.)
Виды деятельности учащихся: игровая, познавательная.
При реализации программы используются различные методы обучения:
1. словесные: рассказ, объяснение нового материала;
2. наглядно-практические: показ новых игр, техник, демонстрация иллюстративного материала;
3. проблемно-исследовательские: апробирование новых приемов, занятия на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: игровой и учебной.
Ключевыми принципами программы являются:
1. «Безопасность» - дети должны чувствовать себя в безопасности все время, пока они находятся в лесу. Район тренировки должен быть ограничен дорогами, оградами и т.д., карта должна иметь развитую сеть дорожек и тропинок; дистанция должна проходить в основном по линейным ориентирам и быть короткими.
2. «Постепенность» - для овладения любым навыком, необходимым для бега с компасом и картой, детям требуется очень много времени. Поэтому не стоит спешить. Необходимые знания и навыки довольно сложны даже для взрослого человека и их немало. К ним относятся:
- понятие о сущности ориентирования (начиная с древности и до наших дней);
- спортивное ориентирование;
- спортивная карта;
- масштаб;
- условные знаки спортивной карты;
- стороны горизонта;
- компас;
- азимут;
- ориентирование по компасу;
- движение по карте и т.д.
3. «Разнообразие игровых приемов обучения».
Педагогическая структура программы включает в себя смысловую ориентацию занятий и основные средства.
Смысловая ориентация программы:
1. Развивать воображение и интерес детей к миру путешествий. Соединять идею и содержание путешествий с экологической и туристической подготовкой. Формировать у детей устойчивые мотивы активной детской роли в экологии, стремление к путешествиям, обогащающим новыми впечатлениями и достижениями. Строить эстетические и нравственные отношения детей к природе и к людям. Способствовать появлению ярких, эмоциональных переживаний ребенка в процессе обучения, развивать у детей любовь к экологии, романтику путешествий, любознательность, интерес к приключениям.
2. Формировать у детей элементарные умения и навыки, необходимые для формирования активной гражданской позиции в вопросах экологии. Воспитывать физические качества и способности, требуемые в походах. Развивать понимание и способности к жизнеобеспечению в природных условиях.
3. Формировать заинтересованное, осознанное отношение к укреплению и коррекции своего здоровья. Воспитывать привычку удерживать правильную осанку, формировать правильную походку. Развивать потребность и способность рационального использования естественных факторов природы в укреплении здоровья. Воспитывать предусмотрительность, осторожность, самоконтроль, другие качества у умения безопасного поведения.
4. Развивать нравственно-экологические чувства детей, понимание взаимосвязи природы и человека. Формировать природоохранные навыки. Обучать детей творчески выражать свои чувства и переживания, связанные с путешествиями, ценить и уважать творчество своих друзей.
Планируемые результаты
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,
- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Метапредметные:
- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой досуг, активно включаться в коллективную деятельность;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;
- участвовать в соревнованиях и походах выходного дня.
Предметные:
- формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования;
- изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации;
- воспитание экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП "Юный эколог", Бадягина И.М. | 797.96 КБ |