"Профилактические и физкультурно- оздоровительные мероприятия"

11.03.2024 г.

В.С.Сухомлинский говорил: "... забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". Главная цель работы воспитателя, я считаю, - это сохранять и укреплять  здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_detey_v_rukah_vospitatelya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

воспитатель Дацковская Н.Н.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

В. А. Сухомлинский говорил: «… забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

     

Главная цель нашей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье. Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

- повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.

       В группе проводится мониторинг состояния здоровья каждого ребенка группы, учет и использование особенностей детского организма; создается благоприятное здоровьесберегающее образовательное пространство, способствующее укреплению и сохранению здоровья детей, которое способствует эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья; были определены направления организации деятельности группы.

      В систему оздоровительной работы включали следующие здоровьесберегающие технологии:

Утренняя гимнастика. Является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у моих детей начинать день с утренней гимнастики.

Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и, по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.

Пальчиковая гимнастика. Является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дыхательная гимнастика в группе проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, хождение босиком, гимнастика игрового характера).

Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей (во время заключительной части НОД, перед сном). Для этого используем спокойную музыку, звуки природы, прослушивание сказок.

Подвижные и спортивные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Игротерапия. В работе используется широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, досуги, праздники, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия)

Учитывали режим   пребывания детей в детском саду, в соответствии холодному и теплому периодам года, что способствовало их гармоничному, всестороннему развитию.

В течение года проводился целый комплекс разнообразных профилактических и оздоровительных мероприятий. Педагоги, родители и специалисты получали качественную консультационную и практическую помощь по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В группе, на сайте ДОУ и в уголке для родителей постоянно обновлялась информация о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых как в группе, так и в ДОУ. Старшим воспитателем, заведующим осуществлялся постоянный качественный контроль санитарно-гигиенических условий при проведении образовательных мероприятий и в режимных моментах, контроль питания детей и др.

В системе оздоровительных и закаливающих мероприятий проводимых в соответствии с планом работы МБДОУ д/с № 53, с учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике комплекс закаливающих процедур:

- утренний прием на свежем воздухе;

- утренняя гимнастика на свежем воздухе;

- солнечные ванны;

- хождение босиком;

- босохождение по корригирующим «Дорожкам здоровья»;

- водные процедуры, игры в плескательном бассейне;

– использование фитонцидов для антибактериального эффекта воздуха (лук, чеснок), ношение медальонов у каждого ребенка;

- постоянный контроль за состоянием ребенка, его осанки (мебель в группе соответствует росту детей), за одеждой (соответствие времени года и погодным условиям) и обувью детей.

Остановлюсь на

Ходьба босиком по «Дорожкам здоровья».

Массаж стоп оказывает благоприятное влияние не только на формирование ног и опорно- двигательного аппарата ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья. Оздоровление организма при помощи массажных дорожек, посредствам воздействия на биологически активные точки стопы, закаливание организма, профилактика и коррекция плоскостопия, развитие чувства равновесия и координации движений, сенсорное развитие, сохранение и укрепление здоровья детей

Ходьба по дорожкам может быть: обычная, на носках, на пятках, прыжки и бег. Ребенок ставит ноги по-разному, поэтому по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы.

К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя.

Можно усложнять задачу и упрощать.

Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Усложняем задачу в игровой форме- при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола.

При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности и развитию речи у детей.

Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой» и отправиться в путешествие.

Можно увеличивать и уменьшать «Дорожки здоровья».

Каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие. Особое внимание в своей деятельности с детьми уделяем укреплению физического здоровья и для этого использу нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Формирую у дошкольников сознательное отношение к своему здоровью, развиваю у них выносливость, ловкость, быстроту и силу в соответствии с индивидуальными особенностями, создаю условия, которые побуждали бы к двигательной активности детей.

Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических

технологий повысило результативность воспитательно - образовательного процесса.

Дети меньше стали болеть, у них улучшилось внимание и настроение, стали более ловкими, выносливыми и сильными, а использование в оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления

дает положительный результат в оздоровлении детей.

Осуществляем работу с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей. Знакомим их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий с помощью информационных стендов, папок – передвижек, консультаций.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Результаты:

Функционирование:

Сентябрь-ноябрь: 80%;

Декабрь-февраль: 81%

Март-май: 84%

В июне -71% набор группы, дети веерники

Заболеваемость:

Сентябрь- 1,2

Ноябрь-0,2

Декабрь- о,45

Февраль 0,2

Апрель-май 0,4

Июнь – 1,6

Отсутствие травм среди воспитанников.

• Достаточная сформированность у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.

• Развитие движений и двигательных способностей детей соответствует требованиям программы в соответствие с возрастом.

• Повысился уровень адаптации детей к условиям ДОУ.

 • Улучшились соматические показатели здоровья дошкольников, снизился уровень заболеваемости