Наставничество

Агапонов Юрий Вячеславович

Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка анализа тренировочного занятия

«____» ______________20____г.

  1. Группа_______________________________________________
  2. ФИО тренера преподавателя_______________________________________________________
  3. Количество учащихся по списку____________________________________________________
  4. Присутствовало на занятии_________________________________________________________

Организация занятия

1. Документация тренера-преподавателя: программа, план-график, конспект занятия

______________________________________________________________________________

  1. Готовность инвентаря ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
  2. Своевременное начало и конец занятия_____________________________________________________________________
  3. Рациональность распределения между частями занятия_____________________________________________________________________
  4.  Эффективность руководства учащимися__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
  5.  Рациональное использование места, инвентаря, оборудования и наглядных пособий

_____________________________________________________________________________

Учебно-воспитательная работа на занятии

1. Используемые методы и приѐмы обучения и их эффективность

______________________________________________________________________________

2. Эффективность вводной части занятия_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Эффективность основной части занятия_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

4. Исправление ошибок_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5.Закрепление умений_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

6.Выполнение программы____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Деятельность тренера-преподавателя на занятии 1. 1.Умение пользоваться словом, показом, педагогическими приѐмами, культурой речи

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Умение держаться перед учащимися, педагогический такт__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

_________________________                                                       _______________________

        (дата)                                                                                       (подпись)



Предварительный просмотр:

Анкета для молодого педагога  

(Текущая диагностика №2)

 

Уважаемый педагог! 

С  целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас  ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует

именно Вам. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас.

 

Ф.И.О.______________________________________________________________

 

  1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации (в первое время работы в ОУ)? 

 Тревожность, неуверенность в своих силах  

 Пессимизм, чувство собственной неполноценности  

 Повышенная утомляемость, снижение работоспособности  Страх перед  воспитанниками

 Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки

 Другое ____________________________________________________________

  1. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?  

 Да, изменилось в лучшую сторону  

 Да, изменилось в худшую сторону

 Нет, осталось прежним  

 Затрудняюсь ответить  

 Другое ____________________________________________________________

  1. Что делается в  образовательном учреждении для молодых педагогов?  Закрепление за молодыми преподавателями наставника - педагога  

 Консультации и помощь, оказываемые молодому специалисту со стороны педагогов со стажем

 Оказывается         помощь         со         стороны         администрации образовательного учреждения

 Другое ____________________________________________________________

  1. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?   

Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности   

Нет, трудностей практически не возникает     

Затрудняюсь ответить.  

  1. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности? 

 Неожиданное посещение занятия членами администрации;  

 Разговор с администрацией по поводу возникающих проблем;  

 Знакомство с родителями детей, проведение родительного собрания;  Индивидуальная беседа с родителями по различным поводам;  

 Взаимодействие с учениками   в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности;  в процессе организации самостоятельной деятельности.

 Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке;  

 Разработка документации (планирование, конспекты и т.п.)

 Другое____________________________________________________________

  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

 Да  

 Нет  

 Частично  

  1. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности

(допишите)?______________________________________________________

  1. Представляет ли для вас трудность (да/нет):

 подбирать для детей задания различной степени трудности, ориентируясь на

их индивидуальные особенности ______  

 организовывать сотрудничество между детьми _____  

 подбирать оптимальные методы и приемы для проведения занятия _____  мотивировать детей, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности ____

         создавать         проблемно-поисковые         ситуации         в         зависимости         от         цели

деятельности ____

 другое (допишите)________________________________________

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора):

 cамообразованию  

семинарам-практикумам   

курсам повышения квалификации  

 мастер-классам   

творческим лабораториям  

 индивидуальной помощи со стороны наставника   школе молодого педагога  

 другое (допишите)___________________________________________

 

 

Спасибо за сотрудничество! 

 



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

«Диагностика профессиональных затруднений» № 1 

ФИО__________________________________________________________________

 Цель анкетирования: выявление затруднений в работе молодого специалиста.

п/п

Позиция

Отметка МС

Отметка наставника

1.

Составление учебных план-графиков

 

 

2.

Подготовка конспектов занятий

 

 

3.

Определение цели и задач учебно-тренировочного занятия

 

 

4.

Использование различных форм организации деятельности обучающихся.

 

 

5.

Чередование видов работы для активизации и снижения утомляемости.

 

 

6.

Активизация способов учебной работы.

 

 

7.

Подбор оптимального объема материала для достижения цели  

 

 

8.

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа у обучающихся.

 

 

9.

Использование технологических карт, схем, алгоритмов, инструкций.

 

 

10.

Организация атмосферы включенности каждого обучающегося в работу.

 

 

11.

Проведение воспитательных мероприятий.

 

 

12.

Общение с коллегами, администрацией.

 

 

13.

Владение вниманием обучающихся

 

 

14.

Мотивация обучающихся

 

 

15.

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению

 

 

16.

Четкая логика построения учебнотренировочного занятия, обоснования соотношения частей.

 

 

17.

Организация контроля и самоконтроля.

 

 

18.

Объективность оценивания деятельности педагога

 

 

 



Предварительный просмотр:

                                           АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

«Диагностика профессиональных затруднений» № 3

ФИО__________________________________________________________________ Цель анкетирования: выявление затруднений в работе молодого специалиста. 

Вопросы

Результаты анкетирования

Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • да;
  • нет;
  • частично.

 

В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? –

             в планировании;

  • в проведении тренировок;
  • в проведении соревнований;
  • в проведении воспитательных мероприятий;
  • в общении с коллегами, администрацией; - в общении с обучающимися, их родителями; - другое.

 

Представляет ли для вас трудность:

  • формулировка цели тренировки;
  • выбор соответствующих методов и приѐмов для реализации цели тренировки;
  • мотивировка деятельности обучающихся;
  • подготовка обучающихся к соревнованиям;
  • организация сотрудничества между обучающимися; -
  • другое.

 

Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь:

  • самообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • предметным методическим объединениям; -
  • школе молодого тренера-преподавателя;
  •  другое.

 

Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую очередь:

  • типы тренировок, методика их подготовки и проведения;
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
  • психолого-педагогические особенности обучающихся разных возрастов;
  • урегулирование конфликтных ситуаций;
  • формы работы с родителями;
  • формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися; - другое.

 

Изменилось ли ваше отношение к выбранной профессии после начала вашей профессиональной деятельности?

            да, изменилось в лучшую сторону;

  • да, изменилось в худшую сторону;
  • нет,
  • осталось прежним;
  • затрудняюсь ответить;
  • другое.

 

С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе?

  • В помощи в каком направлении деятельности Вы больше всего нуждаетесь?
  • в методическом;
  • в учебном;
  • воспитательном;
  • физкультурно-спортивном;
  • организационном;
  • другое.

Как вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                               

Доклад на тему: «Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорту»

                                                                           Учитель: Агапонов Ю.В.

Специалисты по физической культуре все чаще пользуются терминами «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», а также различные сочетания этих слов.

 Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация», «инноватика».

Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.

Новация - это первая реализация новшества в естественных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.

Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.

Инноватика – наука о нововведениях.

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, искусстве. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны: • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения: • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:• отраслевые; • межотраслевые; • региональные; • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения: • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности: • экономическая; • социальная; • экологическая; • интегральная.

Методологические принципы проектирования инновационных технологий в физическом воспитании.

1. Форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым ребенком ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.

2. Обязательное использование современных технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки учащихся, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением.

3. Ведущим направлением организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные тренировочные группы учащихся относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфофункционального статуса и степени биологической зрелости.

4. Инновационные преобразования в физическом воспитании должны осуществляться постепенно и поэтапно, обеспечивая вначале создание экспериментальных параллелей классов, затем школ, работающих по инновационной программе, затем объединений нескольких школ, кооперирующих свои ресурсы для полномасштабной реализации программы.

5. Освоение результатов инновационного проектирования в физическом воспитании не может быть предметом декретирования, административного навязывания новых педагогических технологий, но обеспечиваться информационной, организационной и кадровой поддержкой педагогических коллективов, готовых к прогрессивным преобразованиям в сфере физического воспитания.

Классификации инновационных технологий в физическом воспитании.

По целевой направленности

По технической оснащенности

По функциональному воздействию

Рекреационно - гедонистические

Без предметов

Повышение аэробной выносливости

Профилактико -оздоровительные

С предметами

Воспитание гибкости

Ребиалиционно - восстановительные

На специальных снарядах

Воспитание координационных способностей

Спортивно - ориентированные

На тренажерах

Комплексное воздействие.

Кондиционно - развивающие

Комбинированный



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                               

Доклад на тему: «Методы и приемы наставничества»

                                                                                    Учитель: Агапонов Ю.В.

Общеизвестно, что, если более опытные сотрудники берут шефство над новичками, проблемы адаптации последних в коллективе не возникает. Как сделать процесс передачи ценных знаний и умений более эффективным и управляемым, какие инструменты наставничества используются в наше время, какие ошибки подстерегают тех, кто начал внедрять их?

Особенности обучения взрослых людей 

Как научить чему-либо взрослого человека, как передать ему знания? Люди учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией.

Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями. Цель наставничества  помочь молодому специалисту «перейти в квадрат» «Могу, хочу», то есть при имеющемся желании предоставить ему и возможности для продуктивной деятельности.

Рис. 1. Готовность молодого специалиста к работе  (на основе модели ситуационного руководства Херси-Бланшара)

Давайте рассмотрим рис.1. «Готовность молодого специалиста к работе».

  1. ситуация «Не могу — не хочу». Человек не обладает навыками и, более того, не мотивирован. Для того чтобы включить его в деятельность, необходимо сначала замотивировать его. Иначе вы столкнетесь с непреодолимым барьером защиты.
  2. ситуация «Не могу — хочу». Человек мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний, он находится в состоянии обучения. Здесь важно поэтапно построить схему работы с сотрудником: как и чему вы будете его обучать. Также помните, что для формирования любого навыка, нужен 21 день.
  3. ситуация «Могу — хочу». Ситуация, в которой разумно развивать горизонтальную карьеру сотрудника. Он уже обладает необходимыми знаниями и умениями. Ему нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства.
  4. ситуация «Могу — не хочу». Человек находится в состоянии протеста, некого саботажа. Необходимо выяснить, в чем причина демотивации. Возможно, необходимо наделить работу новым смыслом.

Обучение нового сотрудника может происходить спонтанно (если он, например, наблюдает за работой своего коллеги) или намеренно (если он записывается на курсы и получает новые знания). Приобретая опыт, работник сознательно или бессознательно рефлексирует, делает выводы, а при выполнении нового задания планирует и выполняет уже другие действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и цикл возобновляется.

Как направлять подопечного в процессе обучения  

Правила дорожного движения описывают знак «Главная дорога». Развивающие вопросы  это «знак главной дороги» при передаче знаний. Система развивающих вопросов позволяет определить реальный план действий, помогает обучаемому понять его, что, в свою очередь, способствует формированию ответственного отношения к делу.

Содержание и порядок вопросов позволяют наставнику активно управлять диалогом. Необязательно использовать все, наставнику следует выбрать три-пять ключевых вопросов по своему усмотрению.

 

Этап 

Пример вопроса 

Польза вопроса 

1. Осознание ситуации и имеющихся ресурсов 

От кого и чего зависит на данный момент развитие событий?

На что именно, как и в какой степени влияете лично вы?

Позволяет обучаемому осознать личную ответственность, обозначить зоны своей компетентности.

2. Осознание возможностей и препятствий 

  • Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия?  Какие условия были бы идеальны для достижения цели?
  • Как вы можете повлиять на появление благоприятных и нейтрализацию неблагоприятных условий?
  • Психологическая подготовка к препятствиям.
  • Обучаемый заранее готовится к тому, как будет справляться с трудностями, если таковые возникнут.

3. Разработка плана действий 

  • Что, когда, кому и в какой последовательности следует делать для реализации намеченного?
  • Для достижения цели: что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего можно обойтись?
  • Кто будет отвечать за каждый этап?

         Обучаемый 

учится: - отделять значимые критерии от незначимых; - планировать работу и время;

- самостоятельно определять уровень своего мастерства 

 

  • Когда должны быть реализованы действия на каждом этапе?
  • Какие дополнительные средства и помощь понадобятся на каждом этапе?
  • Что будет свидетельствовать о возможности продвижения на следующий этап? 

(т.е. понимать, сколько времени ему понадобится для завершения работы); 

- работать в команде. 

4. Окончательная проработка 

  • Что еще требует дополнительного уточнения?
  • Какие существуют варианты?
  • В чем могут состоять принципиально отличные подходы к задаче?

 Обучаемый учится творческому подходу к решению любой задачи.



Предварительный просмотр:

          Основные компетенции современного наставника

       Блок психолого-педагогических компетенций:  

  • готов помочь молодому учителю в установке целей работы;
  • готовность помочь подопечному обрести уверенность в себе;
  • способность организовывать ясное, открытое двустороннее общение;
  • готовность оказать поддержку или конструктивную критику при необходимости и помочь совершенствоваться при реализации программы адаптации и др.

          Блок методических компетенций:  

  •  способен к различным стилям обучения;  
  • способен организовать усвоение знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения;  
  • готов осуществлять контроль профессиональной деятельности молодого учителя и др.  

            Блок коуч-компетенций:  

  • готов взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие подопечного;  
  • способен помочь молодому учителю «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы;  
  • способен планировать и проектировать профессиональное развитие своего подопечного;  
  • готов помогать развивать креативное мышление и навыки решения проблем.  



Предварительный просмотр:

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ «КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ НАСТАВНИКОМ

 

 

  1. Стань наставником для своих учеников. Будь диагностом и помощником в развитии личности ученика.
  2. Умей радоваться даже незначительным успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  3. Не будь авторитарным: сотворчество, сотрудничество и позитивная энергия дадут свои плоды.
  4. Будь готов учиться и работать над собой на протяжении жизни.
  5. Постарайся, чтобы уроки не стали шаблонными и стандартными (скучными): ребенку должно быть интересно на уроке.  
  6. Каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед. Мотивируй своих учеников на новые свершения.
  7. Учи своих учеников ставить перед собой достойные цели и доводить дело до логического конца. Будь последовательным для своих учеников.
  8. Верь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. Дай почувствовать себя активным участником учебного процесса.
  9. Учи трудиться и добывать необходимые знания, анализировать и принимать грамотные решения.
  10. Будь терпелив к ошибкам детей, учи их быть упорными и правдивыми. Создай условия для продуктивного и эффективного обучения.  
  11. Не должно быть особого места для «любимчиков». Будь с ними честен и справедлив.  
  12. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с детьми в поиске.  
  13. Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность.
  14. Не бойся извиниться, если оказался неправ.
  15. Не увлекайся отметкой «2».
  16. Входи в класс с улыбкой!
  17. Начинай урок энергично!
  18. Держи в поле зрения весь класс.
  19. Прекращай урок со звонком.
  20. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной.



Предварительный просмотр:

Цель:   

Формирование профессиональных умений и навыков молодого специалиста для адаптации и перехода на более высокий уровень преподавания.

 

Задачи:

  • Разработать диагностическую систему, сопровождения участников образовательного процесса.
  • Создать условия для совершенствования педагогического мастерства.
  • Организовать сотрудничество наставнических пар в учебно- воспитательном процессе.
  • Развивать  потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.  

 

Содержание деятельности:

Деятельность наставника

Деятельность молодого педагога

Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

Тесты, анкетирование

Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

Взаимопосещение уроков

Взаимопосещение уроков

Организация совместной внеклассной работы по направлениям

Организация совместной внеклассной работы по направлениям

Технология оценивания учебных достижений.  

Технология оценивания учебных достижений  

Использование образовательных технологий на уроках.  

Использование образовательных технологий на уроках.  

Обеспечение дифференциации и индивидуализации на уроках.  

Обеспечение дифференциации и индивидуализации на уроках.  

Самоанализ урока.  

Самоанализ урока.  

Организация мониторинга эффективности деятельрности

Организация мониторинга эффективности деятельрности

 

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптации педагога в учреждении.
  • Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания.
  • Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии.
  • Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания.
  • Совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся.
  • Использование в работе инновационных педагогических технологий.

Реализация плана работы:

  • Заполнение диагностического листа, анкетирование
  • Работа с методической документацией
  • Методика проведения урока по всем аспектам
  • Посещение и взаимопосещение уроков
  • Анализ и самоанализ урока
  • Работа с одарёнными детьми
  • Взаимодействие с педагогами школы
  • Взаимодействие с родителями

План работы

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1. Изучение нормативных документов

Изучение ФГОС второго поколения. Составление рабочих программ по предмету.

Консультация.

2.Диагностика

Диагностика умений и навыков молодого учителя.  

Заполнение информационной карточки листа  молодого педагога;

3.Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога.

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь);

Составление плана работы по самообразованию

Практическое занятие (ноябрь);

4.Методическая работа.

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть);

Показ урока наставником с целью изучения применяемых технологий;

Посещение уроков с целью оказания методической помощи;

Проведение урока с использованием составленной технологической карты урока;

Составление самоанализа урока с целью выявления: что достигнуто, реализовано на уроке, возникшие проблемы, интересные решения;

Участие в мероприятиях , РМО;

Уровень профессионализма молодого учителя – систематизация наработок профессиональной деятельности;

Совместный отчет об итогах работы;

Взаимопосещение уроков

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Самоанализ урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»

Наполнение и классификация информационной базы.

Тематические разработки уроков и внеклассных занятий

5.Воспитательная работа.

Составление плана воспитательной работы в классе.

Организация взаимодействия с родителями.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь;

Проведение социометрии в классе

Практическое занятие

(ноябрь);

Составления плана взаимодействия со школьным музеем «Отечество»

Организация посещений музея в течение учебного года;

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей

Проведение анкетирования учащихся, родителей;

(I полугодие)

Составление характеристик;

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц. педагогом, руководителями секций и кружков;

Отслеживание результатов

(в течение уч.года);

«Методика составления портфолио учащихся»

Практическое занятие; мастер-класс (декабрь);

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Индивидуальная беседа;

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть);

6.Работа с  одаренными детьми

Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

 Проведение консультаций;

7.Работа с родительским коллективом

Составление плана и тематики родительских собраний.

Тематическое проведение родительских;



Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

Одним из ключевых условий инновационного развития и конкурентоспособности российской экономики является формирование и развитие кадрового потенциала. Необходима система, своего рода программа формирования человека, который будет не только технически грамотным специалистом, но и морально преданным профессии, которой он посвящает время. Такой системой является система наставничества.

В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Проект ставит 2 главные цели:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
  • вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 

Поставленные цели будут реализовываться в рамках десяти проектов, в том числе в проектах «Молодые профессионалы» и «Успех каждого ребенка». 

Наиболее распространена в образовательных организациях такая практика наставничества, как работа «учитель-ученик», «учитель-родитель» и «учитель-учитель».

Направление этой деятельности активно реализуется в МБОУ Бондарской СОШ в рамках туристско-краеведческой секции. Туристско-краеведческая деятельность является одним из системообразующих факторов гуманистического воспитательного пространства школы. Туристическая деятельность решает ряд образовательных и воспитательных задач, ведь любой вид туристского путешествия от простой экскурсии до многодневного похода – непременно обогащает человека  новой информацией, развивает его интеллект. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.

Актуальность проекта

В современном российском обществе возрастает потребность в специалистах нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». 

Наставничество используется в обучении и развитии разных категорий сотрудников и с различными целями:

  • с учениками – для создания ситуации успеха каждого ребенка;
  • со студентами – для задач углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной специализации;
  • с новыми педагогами – для задач адаптации в профессиональной образовательной организации, ускоренного освоения норм и требований, вхождения в полноценный рабочий режим;
  • с другими педагогами – для задач перехода на более высокие уровни преподавания.

  Достижением этих целей способствовало решение задач в рамках туристско-краеведческой деятельности. И здесь главной задачей становится

создание условий для привлечения,  как можно большего числа учащихся, учителей коллектива  к занятиям туризмом, как средству воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности.

  Туристско-краеведческая деятельность обладает массой возможностей для удовлетворения потребностей личности как социальных, так и духовных. Туризм не только ребенку, но и педагогам даёт возможность для реализации многих «само». (самосовершенствование, самоутверждение, самоуважение , самовыражение ,самоопределение ,самостоятельность, самореализация)

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, родителей, педагогов, они приобретают навыки социального взаимодействия, опыт положительного поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности:

  • трудолюбия;
  • чувства товарищества;
  • ответственности, которые воспитываются у членов туристской группы, существующей в автономном режиме.

Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Современная школа находится перед большим количеством вызовов (индивидуализация обучения, создание условий для развития «гибких навыков», своевременная психологическая помощь и др.) для решения которых должна быть использована технология наставничества.

Для поддержки учащихся и педагогов в Бондарском районе создан муниципальный центр наставничества (Приказ от 01.07.2021 № 75), создана образовательная среда развития, которая объединяет материально-техническое оснащение, архитектуру новой школы, участников образовательного процесса и отношения между ними.

Для развития школьников и педагогов используется интегративный подход, который включает следующие аспекты:

Наставничество на основе коуч–технологии является инновационным вариантом организации педагогического взаимодействия, который способствует развитию положительной мотивации к самосовершенствованию, снимает тревогу и стресс, стимулирует интерес и желание развиваться. Коуч-наставничество – это устойчивое сотрудничество, которое поддерживает ориентацию на достижение реальных результатов в своей деятельности. В школе появляется новая педагогическая позиция — не педагог-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного создания индивидуального личностного плана образования. Педагог-наставник — новая профессия для российского образования.

При рассмотрении классификации ступеней педагогического наставничества можно выделить следующие уровни готовности наставников к осуществлению наставнической деятельности:

1 уровень - наставник-ментор: в данном случае отдается предпочтение профессиональной деятельности, а не наставнической. Наставником-ментором является классный руководитель.

2 уровень - наставник-тьютор: предлагаемый уровень включает в себя владение на среднем уровне психолого-педагогическими, методическими воспитательными компетенциями, данную роль в школе выполняют школьные специалисты психолого-педагогического сопровождения.

3 уровень - наставник-коуч: наставником выступает чаще всего профессионал, готовый научить, как правильно организовать процесс обучения.

4 уровень-наставник-фасилитатор: специалист, умеющий организовать взаимодействие для достижения общих целей обучения и поддерживать позитивную групповую динамику в организации общения, обеспечить условия для саморазвития педагогов, имеющих цель осмысленного вхождения в профессию.

Цель проекта – оказание профессиональной поддержки и практической помощи участникам образовательного процесса в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к инновационной деятельности в условиях единого учебно-методического пространства, максимально эффективного использования кадрового потенциала школы.

Задачи проекта:

  1. Разработать систему социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
  2. Создать комплекс диагностических процедур и методов для отслеживания успешности школьников, молодых педагогов.
  3. Организовать повышение психолого-педагогической компетентности

педагогов.

  1. Создание условий для совершенствования мастерства педагогов через интеграцию учебной и внеурочной деятельности, внедрение и интеграцию современных образовательных технологий;
  2. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогических работников;
  3. Диссеминировать опыт организации наставнической деятельности в МБОУ Бондарской СОШ.

Объект инновационной работы по проекту: передача опыта от квалифицированного педагога менее опытному участнику образовательного процесса.

Предмет инновационной работы по проекту: социально-педагогическое сопровождение школьников, родителей, педагогов, нуждающихся в наставничестве.

Гипотеза: реализация модели социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса обеспечивает развитие профессионализма если:

1. Создана социально-развивающая среда, ориентированная на реализацию разнообразных форм социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

2. Выявляются и отслеживаются особенности развития участников образовательного процесса.

3. Создана целостная система социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, включающая три основных компонента: организацию социального опыта, образование, оказание индивидуальной помощи.

4. Обеспечено сотрудничество администрации и педагогов в социально-педагогическом сопровождении нуждающихся в наставничестве.

5. Обеспечена координация наставников по созданию индивидуальной траектории развития участников образовательного процесса.

Целевая аудитория – администрация, учащиеся, родители, педагоги МБОУ Бондарской СОШ, специалисты администрации Бондарского района. Исходя из практики работы по наставничеству, молодые или прибывшие учителя сами находят себе наставников, которые близки  им по своим параметрам, перенимают у них опыт, от которых начинается старт  их карьерного рост. Так образуются партнёрские группы по интересам, профилям и т.д.

Проектом предусмотрено внедрение новых технологий обучения и, развитие системы работы, повышение квалификации педагогических кадров. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в наставничестве через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.

Проект охватывает главные аспекты социального воспитания и обучения, наставляемых в рамках туристко-краеведческой секции в условиях школы; намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с наставляемыми; содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Работа должна быть рассчитана на несколько лет. Одной из  главных перспективных задач объединения является воспитание туристского актива – инструкторов, проводников, судей, экскурсоводов. Актив берет на себя обслуживание классного туризма и общешкольных туристско-краеведческих мероприятий, т.е. «производство» туризма

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24.04.2020 № 147-ФЗ).

2. Указ Президента РФ от 02.03.2018 № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4. Приказ Министерства просвещения России от 17.04.2019 № 179 «Об утверждении методик расчета целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование» (вместе с Методикой расчета показателей федерального проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

5. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018№ 16).

6. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

7. Паспорт федерального проекта «Современная школа» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

8. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.07.2020 №1509 «Об утверждении дорожной карты внедрения целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Сроки реализации инновационного проекта – сентябрь 2020 – декабрь 2023.

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта:

1. Аналитический этап (сентябрь 2020 –декабрь 2020): выявление видов обеспечения наставнической деятельности в моделях «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» (нормативное, управленческое, организационное, информационное, методическое, технологическое, финансовое, кадровое, материально-техническое и др.);

2. Проектировочный этап (январь 2021 –май 2021):

  • разработка нормативных локальных документов, регламентирующих наставничество в образовательной организации; формирование базы наставников в образовательной организации;
  • разработка системы непрерывного обучения и мотивации наставников в образовательной организации;
  • разработка системы мониторинга наставнической деятельности; разработка модели системы наставничества в образовательной организации.

3. Практический этап май 2021 – август 2022): внедрение модели системы наставничества в образовательной организации.

4. Аналитический (сентябрь 2023 – декабрь 2023): оценка эффективности инновационного проекта; разработка и публикация методического пособия по организации наставничества в образовательной организации; диссеминация опыта работы по проекту (статьи, мастер-классы, выступления и др.).

                         Мероприятия в поддержку проекта

Направление: туристско-краеведческая  деятельность

Уровень:  наставник-тьютор

уровень : наставник-коуч

Направление деятельности

Сроки реализации

Планируемый результат

Психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на выявление проблем наставляемых

(групповая работа с психологом)

В течение 2020-2021 учебного года

Анализ результатов с целью организации работы

Подбор заданий и тренировок  для наставляемых

Постоянно

Осуществление разноуровневой дифференциации

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий

Постоянно

Осуществление разноуровневой дифференциации, поддержка устойчивой мотивации

Организация работы с родителями

Постоянно

Оказание помощи родителям в воспитании и развитии наставляемых через систему практикумов, лекций, индивидуальных бесед

Совместное участие педагогов и детей в походах, конкурсах

Постоянно

Формирование групп учащихся для участия в олимпиадах, конкурсах

Участие в спартакиадах, ГТО

Ежегодно

Максимальный охват учащихся, развитие интереса к различным учебным предметам

Участие в школьной научно-практической конференции НИО «Поиск»

Ежегодно

Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности

Участие в региональной научно-практической конференции «Путь в науку»

Ежегодно

Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на  региональном уровне

Участие в региональной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Ежегодно

Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на  региональном  уровне

Участие в региональной научно-практической конференции «Грани творчества»

Ежегодно

Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на  региональном  уровне

Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста

Постоянно

Содействие устойчивой мотивации и психологическая поддержка наставляемых

Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы с наставляемыми

Ежегодно

Оказание поддержки педагогам

Психологические исследования промежуточных итогов работы по осуществлению проекта

Ежегодно

Оценка успешности реализации проекта, возможная корректировка  

Мониторинг успешности наставляемых по итогам учебного года

Май

 ежегодно

Оценка успешности

Анализ реализации проекта

Январь 2024 г.

Подведение итогов выполнения проекта

Прогнозируемые результаты:

1. 100% педагогов-наставников пройдут курсы повышения квалификации по различным методам наставничества.

2. Увеличится количество детей и взрослых, желающих заниматься туристско-краеведческой деятельности.

Продукт деятельности:

  1. Модель системы наставничества в образовательной организации.
  2. Методическое пособие по организации наставничества в образовательном учреждении.

3. Методическая площадка для передачи опыта по реализации практик наставничества в образовательной организации на муниципальном уровне.

4. Диссеминация по результатам реализации инновационного проекта.

Предполагаемые результаты наставнической деятельности:

  • результаты, связанные с продуктивностью деятельности подопечного, его поведением и поступками (например, повышение качества знаний, профессионализма, самостоятельности);
  • результаты, связанные с психологическими установками и формированием чувства положительного отношения (например, к сверстникам, учебному заведению, месту работы);
  • результаты, связанные со сбережением здоровья (например, преодоление стресса, получение эмоциональной поддержки);
  • результаты, связанные с межличностными отношениями (например, удовлетворение потребности в признании, принятии, эмоциональных контактах, проявлении дружбы);
  • результаты, связанные с мотивацией и целевыми установками (например, формирование положительной мотивации и стремления к развитию и реализации потенциала посредством личного примера наставника, поддержки, предоставления новых возможностей);
  • результаты, связанные с профессиональным и карьерным ростом (например, повышение уровня профессиональной компетентности, укрепление профессиональных связей).

Методы наставничества: 

  • интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);
  • проблемный и проектный;
  • мастер-класс;
  • консультирование;
  • инструктирование;
  • демонстрация действий и поведения;
  • персонализированная имитация;
  • анализ практических ситуаций и др.

Виды деятельности:

Вид работы

Содержание

1

Координация

Организация работы наставников:

создание базовой площадки;

интеграция всех служб школы;

нормативно-правовое обеспечение;

организация контроля.

2

Диагностика

Формирование банка методического

обеспечения для выявления профессиональных проблем у наставляемых;

проведение диагностики профессионального уровня развития и готовности к инновациям у наставляемых;

диагностика условий обучения и развития наставляемых;

участие в марафонах, конкурсах, турнирах и др.

создание модели мониторинга достижений наставляемых, контроль и анализ деятельности.

3

Менеджмент

Выявление педагогов, желающих работать в этом направлении;

создание группы коуч-наставников;

создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий;

повышение квалификации педагогов;

оказание методической, информационной помощи педагогам;

консультационная деятельность по построению индивидуальной траектории развития наставляемых.

4

Развитие

Совершенствование системы социально-педагогического и психологического сопровождения наставляемых;

создание условий для участия школьников и педагогов в конференциях, семинарах и конкурсах различного уровня.

5

Просвещение

Обновление банка диагностических и методических материалов;

информационная поддержка наставляемых;

привлечение внимания общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам развития и становления наставляемых.

Возможные риски реализации проекта и перспективы их минимизации

Риски проекта

Возможные последствия

Перспективы минимизации

Неправильно

выполненное

диагностирование наставляемых

У наставляемых, проявлявших интерес в избранной ими деятельности и не достигших высоких

результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление

истинного желания развиваться и совершенствоваться.

1.Сотрудничество с

профессиональными

психологами.

2. Комплексный характер

оценивания разных сторон

деятельности наставляемых.

3.Поэтапный поиск проблем

в процессе индивидуального образования.

4. Многократность и

многоэтапность обследования с

использованием

психодиагностических

процедур, отбираемых в

соответствии с предполагаемым

видом проблем и

индивидуальностью наставляемого.

5. Экспертная оценка продукта деятельности наставляемых.

Нежелание опытных педагогов транслировать свои знания молодым специалистам.

Снижение социального

престижа и значимости

данной работы среди

педагогов ОУ.

1.Совершенствование работы с наставляемыми.

2. Осознание важности этой

работы каждым членом

педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной

мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности.

3. Постоянное

совершенствование

методической системы работы с молодыми специалистами.

Перспективы

Признаком высокой степени развития наставничества используя, систему туристско-краеведческой деятельности является ее разомкнутость – выход за пределы школы. Это работа в системе района. Сотрудничество с другими школами, учреждениями дополнительного образования, проведение туристских  слетов школьников и учителей, организация соревнований, конференций, летнего туристского лагеря, семинаров, курсов подготовки кадров и актива.

 Нам есть еще над чем работать!

Литература

1. Бутенко, О.С., Бутенко, В.С. Модели оценки качества работы наставника // Современные

проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. [Электронный ресурс]. - URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24427 

2. Быстрова, Н. В. Цыплакова, С. А., Преснова, А. К., Пасечник, А. С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3 (37). [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-isovremennost-1 

3. Витвар, О. И. Современное содержание и способы развития педагогического наставничества в системе общего образования российской федерации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №2. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-soderzhanie-i-sposoby-razvitiyapedagogicheskogo-nastavnichestva-v-sisteme-obschego-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii 

4. Встреча с участниками форума «Наставник» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56858 

5. Горшкова, Е. Г., Бухаркова, О. В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. Практическое руководство. - СПб. : Речь, 2006. - 144 с.

Приложение 1

      Мероприятия, направленные на развитие

туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

1.    Организационное направление

  • Планирование ТКД.
  • Подготовка и проведение общешкольных дел (массовые походы, слеты, соревнования, экскурсии, конференции, туристские праздники и т.д.).
  • Оформление значков, званий, разрядов.
  • Связь с организациями и учреждениями.
  • Работа по созданию и использованию материальной базы.
  • Учет туристской работы.

2.    Агитационное направление

  • Выпуск стенгазет, плакатов, листовок по вопросам ТКД
  • Изучение общественного мнения среди школьников, родителей, учителей.
  • Проведение бесед по классам.

3.    Учебно-методическое направление

  • Создание туристского кабинета или методического уголка.
  • Комплектование и обслуживание библиотечки.
  • Создание и работа объединений юных туристов.
  • Подготовка кадров.
  • Разработка пособий, методичек.

4.  Краеведческое направление

  • Подготовка (разведка маршрутов) походов и экскурсий.
  • Создание фонда топографических карт.
  • Съемки кино и видеофильмов, слайдов.
  • Создание краеведческого уголка.
  • Комплектование библиотеки отчетов о проведенных походах.
  • Разработка заданий для участников походов и экспедиций.
  • Проверка готовности групп к походам

Приложение 2

Примеры приобретенных навыков на практических занятиях или в походах

Раздел

Содержание

Приобретенный навык

Туристский быт

Требования к месту бивуака.

Снаряжение для организации туристского быта.

Способы хранения кухонных и костровых принадлежностей.

Правила транспортировки газового оборудования.

Правила упаковки и транспортировки продуктов.

Выбор места для бивуака.

Оборудование места для приготовления и  приема пищи.

Приготовление и упаковка продуктов питания с целью транспортировки на дальние расстояния.

Разведение костра в любых походных условиях.

Заготовка дров работа пилой и топором.

Работа с газовыми горелками в условиях высокогорья.

Приготовление пищи на костре и газовых горелках.

Установка палаток разных модификаций в лесу, на каменистых площадках, на льду.