Муниципальный этап ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов « Мой лучший урок» в 2024 - 2025 учебном году
Материалы музыкального руководителя Лебедевой Марины Геннадьевны к конкурсу "Мой лучший урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_no24_m._g._lebedeva_moy_luchshiy_urok.docx | 47.49 КБ |
prilozhenie_pedtehnologii.docx | 28.02 КБ |
retsenziya_lebedevoy_m.g.pdf | 67.51 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24
муниципального образования Усть-Лабинский район
Конспект образовательной деятельности
по музыкальному развитию
в подготовительной к школе группе
«Волшебные снежинки Зимы»
Разработал:
музыкальный руководитель
первой категории
Лебедева Марина
Геннадьевна
г. Усть-Лабинск
2024 год
Пояснительная записка
Данное занятие будет интересно музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Вид деятельности: образовательное мероприятие по музыкальному развитию
Тема: «Волшебные снежинки Зимы»
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о возможностях музыки в изображении картин природы, природных явлений, выражении чувств человека;
- формировать умение слушать и понимать музыкальные произведения, отвечать на вопросы, выражать свои впечатления в творческой деятельности;
- обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные, характеризующие явления природы и звучащую музыку;
- формировать умение оркестровать стихотворение, выбирая походящие по звучанию музыкальные инструменты;
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность через зрительное и слуховое восприятие окружающего мира; способность воспринимать музыку, понимать ее содержание, настроение и характер, эмоционально откликаться;
- развивать когнитивные способности: умение видеть проблему, думать, выдвигать гипотезы,анализировать, делать выводы, находить оптимальные пути решения;
- развивать танцевально-игровое творчество, способность к импровизации, потребность самовыражения в движении, игре на музыкальных инструментах;
- развивать координацию движений с музыкой, умение выразительно двигаться, передавая эмоционально-образное содержание музыки;
- развивать певческие умения и навыки;
- развивать музыкальный слух и память детей;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке и природе; эстетические чувства, художественный вкус, обогащать музыкальные впечатления детей;
- воспитывать коммуникативные качества личности, умение взаимодействовать с окружающими, согласовывать свои действия с остальными участниками процесса;
- формировать положительную мотивацию, уверенность в себе, инициативность, позитивное отношение к миру, поощрять проявление самостоятельности и активности.
Сценарий занятия составлен в соответствии с ОП ДО МБДОУ № 24, основанной на ФОП ДО, утверждённой Приказом Минпросвет .РФ №1028 от 25 ноября 2022г.; Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , Э.М.Дорофеевой,
6-е издание, дополненное и исправленное.,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022г.
Используются современные технологии, направленные на развитие творческой инициативы: методика Карла Орфа «Элементарное музицирование», технология музыкального воспитания «Сказки с озвучиванием» Екатерины и Сергея Железновых; парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, построенная на применении инновационного метода ритмопластики, здоровьесберегающие и игровые технологии, технология проблемного обучения, современные информационные технологии (презентация, видеоролик, анимация, аудиозапись голоса Зимы).
Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, султанчики, снежный сундучок со снежинками и снежками, детские музыкальные инструменты.
Зал украшен зимними декорациями, снежинками. На полу выложена дорожка из снежинок, ведущая к спрятанному среди ёлочек сундучку, в котором находятся снежки и волшебные снежинки. Под «сугробом» спрятаны музыкальные инструменты. Среди декораций лежат султанчики. В аудиозаписи приготовлен «Голос Зимы».
Составлены презентация «Зима» и видеоролик «Снежная песенка».
Предварительная работа.
Дети имеют опыт по оркестровке стихотворений. На предыдущих занятиях разучена «Игра-согревалочка».
Все этапы занятия объединены общим сюжетом: Зима приготовила для ребят сундучок с волшебными снежинками, в которых прячется музыка, и задания на развитие творческих и музыкальных способностей детей.
Для достижения оптимального результата были использованы приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризный момент: сундучок Зимы, волшебные снежинки с заданиями, голос Зимы в аудиозаписи), наглядно-слуховой (слушание музыки) и наглядно-зрительный метод (презентации, видеоролик), поэтическое слово и образный рассказ. Педагог применяет проблемно-исследовательский метод: (исследование свойств звуков, музыкальных инструментов, звучащей музыки), сравнение, анализ. При помощи подводящего диалога помогает делать выводы и находить решения, поддерживает детскую инициативу в творческих заданиях.
Дети импровизируют образные танцевальные движения, высказываются о звучащей музыке, исследуют звучание музыкальных инструментов и подбирают подходящие для оркестровки стихотворения, разучивают песню, придумывают варианты движений в игре.
Конспект образовательной деятельности
по музыкальному развитию в подготовительной к школе группе
«Волшебные снежинки Зимы»
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал под спокойную классическую музыку «Зима»
А. Вивальди (часть вторая).
Музыкальный руководитель поёт: «Здравствуйте, ребята!»
Дети поют: «Здравствуйте!»
Введение в игровую ситуацию (организация детей).
Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада вас видеть! А вы замечаете что-либо необычное в нашем зале? (обращает внимание на выложенную из снежинок дорожку). Хотите проверить, куда ведёт эта дорожка?
Дети идут по дорожке и находят среди ёлочек украшенный сундучок.
Музыкальный руководитель: Кто же прислал нам такой красивый сундучок? (предположения детей)
В аудиозаписи раздаётся голос Зимы: «Дорогие ребята! Слышала я, что заждались вы меня, Зимушку! За забавами зимними соскучились! Я приготовила для вас в этом сундучке сюрпризы и музыку, которая спрятана в моих волшебных снежинках!»
Музыкальный руководитель: Ребята, вам интересно? Хотите узнать, какие сюрпризы приготовила для нас Зима? (дети берут сундучок, ставят на стол и открывают и выбирают снежинку).
Звучит фрагмент музыки «Декабрь» П. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Вам понравилась эта мелодия?
- Какая она, опишите! (ответы детей).
Педагог побуждает высказать своё мнение нерешительных детей, дополняет ответы (лёгкая, зимняя, пушистая, снежная).
-Это произведение называется «Декабрь», а музыку сочинил великий композитор Пётр Ильич Чайковский.
- А что вам хочется делать под эту музыку? (танцевать, кружиться).
- Какие зимние персонажи могут танцевать под эту мелодию? (снежинки).
- А вы хотите потанцевать под эту музыку? (да)
- Посмотрите вокруг! Может, вы увидите что-нибудь, что поможет сделать танец более выразительным? (находят султанчики).
Каждая снежинка может танцевать по-своему, как захочет!
Развитие танцевального творчества в импровизации образно-танцевальных движений под музыку «Декабрь» П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель сопровождает танец образным рассказом: «Жили на пушистом белоснежном облачке лёгкие снежинки. И захотелось им спуститься на землю. Подхватил их ветерок и полетели снежинки быстро-быстро…. А ветерок кружил их в снежном вальсе… А в воздухе летало много других снежинок, и все они танцевали, кто как хочет, легко и красиво. А ветерок качал их и кружил… Опустились снежинки на землю и уснули, отдыхая».
Музыкальный руководитель: Вы предложили так много разных движений!
Все так красиво танцевали!
В аудиозаписи звучит голос Зимы: «Какая замечательная метель у вас получилась! Приглашаю в зимний лес, много-много в нём чудес!»
На слайде появляется изображение зимнего леса, при помощи анимации передаётся эффект снегопада (слайд 1)
Музыкальный руководитель: Как красив зимний лес! Посмотрите, какой снег в лесу? (пушистый, мягкий, колючий, искристый)
- Когда падает много-много снежинок, как называется это явление? (Снегопад. Снег покрывает не только землю, но и все деревья очень пушистым и уютным белоснежным покрывалом.)
В аудиозаписи звучит голос Зимы:
«Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны?
Осторожно в лес входите, тайны леса не будите!
Лучше – тоже по секрету - скажет музыка об этом».
Дети берут из сундучка вторую снежинку и слушают музыку.
Восприятие музыки. Звучит «Зима» А. Вивальди (часть первая)
Слайды 2-6 с изображением вьюги в лесу.
Музыкальный руководитель: Что вы услышали? О чём рассказала нам музыка? Что услышала (имя)?
Какие слова можно сказать об этой музыке?(ответы детей: таинственная, стремительная, колючая, блестящая, вьюжная, летящая).
-Вот сколько разных слов мы подобрали!
- Как музыка рассказала нам о зиме? (ответы детей).
- Это замечательное произведение написал композитор Антонио Вивальди. Оно так и называется «Зима». Однажды композитор гулял зимой в лесу, вдруг началась настоящая метель. Когда Антонио Вивальди вернулся домой, то в голове у него уже звучала эта мелодия, передающая зимнюю вьюгу.
- Ребята, но ведь музыка не умеет говорить словами? Тогда как же мы узнаём, о чём рассказывает музыка? (предположения детей)
- Да, музыка – настоящая волшебница, она без слов, звуками может изобразить картины природы, животных, нарисовать портреты людей, сказочных персонажей, передать настроение героя, его переживания. Музыка рассказывает звуками, из которых получаются разные мелодии. Послушайте ещё раз это замечательное произведение!
Повторно звучит фрагмент «Зима» А. Вивальди.
Педагог: Что же ещё приготовила Зима? Хотите узнать?
(Дети достают снежинку, к ней прикреплён лист со стихотворением, педагог читает стихотворение Уолтера де ла Мера (перевод В. Лунина) «Игра в прятки». Появляется слайд с изображением зимнего леса и застывшей реки ночью. (слайд 7)).
В аудиозаписи звучит голос Зимы: «Это не простой сюрприз! Хочу посмотреть, сможете ли вы превратить эту картину и стихотворение в волшебную сказку!»
Педагог подводит к осознанию проблемной ситуации и планированию действий.
Музыкальный руководитель: Ребята, я точно знаю, что мы справимся! Давайте подумаем, как мы можем превратить это стихотворение в волшебную сказку, «оживить» изображение? Что нам для этого понадобится?
Дети вспоминают, как они оркестровали сказки и предлагают решение.
- Где же нам взять инструменты? Посмотрите вокруг!
Дети находят музыкальные инструменты под «сугробом».
- Конечно, мы можем «оживить» стихотворение при помощи музыкальных инструментов! Выбирайте, кто какие, хочет! Послушайте, как они звучат! На что похоже их звучание?
Педагог побуждает детей исследовать звучание инструментов, подобрать к каждой фразе подходящий инструмент.
-Сейчас я буду читать по очереди фразы. Если ваш инструмент подходит по звучанию, можете сопровождать рассказ музыкой! (читает фразы по очереди, дети выбирают наиболее подходящие инструменты, помогают затрудняющимся, вместе думают, что же лучше подходит)
- Готовы показать зимнюю сказку?
Коллективная творческая деятельность по развитию творчества в элементарном музицировании «Игра в прятки».
Педагог читает стихотворение под спокойную музыку, а дети сопровождают чтение звучанием инструментов.
«Сыграем в прятки» – сказала луна,
С неба скатившись в лес (глиссандо на металлофоне),
«Сыграем в прятки» - сказал ветерок,
И за холмом исчез (бубенцы),
«Сыграем в прятки» - сказала река,
И к морю отправилась в путь (арфа, гусли),
«Сыграем в прятки» - сказала звезда,
И спряталась за облака (треугольники).
«Сыграем в прятки» - сказала мышь,
В норке шурша листом (маракасы, погремушки),
«Сыграем в прятки» - рябчик пропел,
И засвистел под кустом (дудочка).
«Сыграем в прятки» – сказала зима,
Покрыв всё искристым снежком (колокольчики).
«Сыграем в прятки» – сказал зимний лес
И погрузился в сон (все инструменты тихо играют и затихают).
Музыкальный руководитель: Тихо-тихо в зимнем лесу. Природа спит, отдыхает до весны.
- Ребята, что у нас получилось?(сказка). Вот и вы оказались авторами сказки!
Голос Зимы: «Молодцы! Справились с таким трудным заданием! Мне очень понравилась ваша сказка!»
Музыкальный руководитель: Как легко дышится зимой в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом!
Дыхательная гимнастика «Ау».
Музыкальный руководитель: А если мы вдруг заблудимся в лесу, то, как будем окликать друг друга?
Поиграем в игру! Я буду звать вас: «Ау!», а вы будете также петь мне в ответ: «Ау!»
Распевание «Ау».
Голос Зимы: «А сейчас вас ждёт снежная песенка! Но сначала я хочу узнать, сможете ли вы по вступлению отгадать, какая эта песенка по настроению?»
Музыкальный руководитель: Справитесь, ребята?
(Слушают вступление к «Снежной песенке»на музыку Д. Львова –Компанейца и определяют характер).
-А теперь проверим, правильно ли мы угадали.
Дети смотрят видеоролик «Снежная песенка»
Музыкальный руководитель: Какое настроение у песни? Правильно мы угадали настроение по вступлению?
- как вы думаете, а что означает фраза: «К нам на новоселье жалует зима»? (помогает понять смысл слов «новоселье», «жалует»).
- А что такое «кутерьма»?
- Хотите выучить эту песенку?
Разучивание песни приёмом «Эхо»
(педагог исполняет музыкальную фразу, а дети повторяют).
После разучивания дети исполняют первый куплет и припев целиком.
Музыкальный руководитель: Вы замечательно пели! Остальные куплеты мы разучим на следующем занятии.
Голос Зимы: «Вы отлично справились с моим заданием! Вы сейчас пели: «А ну, снежок, а ну, дружок, лети, не уставай! Я спрятала для вас снежки! Найдете их – сможете поиграть!»
Дети находят спрятанные снежки.
Музыкальный руководитель: Вот сколько снежков! Хотите поиграть?
Пока звучит музыка, вы играете в снежки. А как музыка остановится, надо будет быстро собрать снежки в сундучок!
Игра в снежки.
Музыкальный руководитель: Замёрзли руки, пока в снежки играли?
Ребята, а как можно согреться? (ответы детей: потанцевать, попрыгать)
Голос Зимы: «Хотите согреться? Тогда загляните в сундучок, возьмите мою последнюю снежинку!»
Звучит вступление к игре – согревалочке.
- Узнали? Мы играли в игру – согревалочку и выполняли разные движения! А сейчас я предлагаю вам согреться и подвигаться по-своему. Как можно попрыгать? (дети показывают разные прыжки). А похлопать? Посмотрите, как придумал (называет ребёнка). Видите, движения можно выполнять разными способами! Вот и настало время весёлой согревалочки!
Игра –согревалочка«Холодно, замёрзли руки»
(дети выполняют своими способами движения в соответствии с музыкой и текстом: «Давайте мы попрыгаем…И ножками подрыгаем…В ладоши мы похлопаем…и т.д») Педагог помогает тем, кто затрудняется.
Музыкальный руководитель: Все согрелись? Даже жарко стало!
Где же нам будет удобно отдохнуть? (дети предлагают сесть на коврик).
Рефлексия. Подведение итогов.
Музыкальный руководитель: Вам понравилась наша встреча?
-Что вы узнали нового?
-Может ли музыка без слов нам о чём-либо рассказать, изобразить картины природы? Какие природные явления можно изобразить в музыке? Умеет ли музыка выражать чувства, настроения, характер, мысли человека?
Что только есть прекрасного на свете –
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц и ветер -
Про всё она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит,
Дождём весенним радостно прольётся,
Листвою золотою закружит.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!
Музыкальный руководитель: Вот какие замечательные слова о музыке сказал поэт Мария Сидорова!
А мы тоже можем поделиться друг с другом тем, что больше всего запомнилось и понравилось! А поможет нам вот эта снежинка! Её можно передавать по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями.
Дети передают снежинку и говорят, что запомнилось, понравилось на занятии.
В аудиозаписи звучит голос Зимы: «Молодцы, ребята! Какие вы активные, сообразительные, весёлые! Любите музыку и зимнюю пору! На память о нашей встрече я хочу вам подарить мои снежинки. Загадайте им желания, и я верю, что они обязательно сбудутся!»
Музыкальный руководитель поднимает слой ткани в сундучке и достаёт снежинки по количеству детей.
-Вот сколько сюрпризов принесла нам Зимушка-зима! Расскажите о нашем приключении родителям и друзьям!
Впереди нас ждёт ещё немало интересных встреч!
А теперь нам пора отправляться в группу.
Под спокойную музыку «Зима» А. Вивальди (ч.II) дети уходят в группу.
Список источников:
1.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/07/konspekt_nood_puteshestvie_v_zimniy_les.docx
2.https://propianino.ru/stihotvorenie-muzyka
2. Видео: youtube.com
Полученные результаты.
В ходе образовательной ситуации поставленные цели и задачи были достигнуты. Воспитанники овладели новыми знаниями, пришли к выводу, что музыка может изображать картины природы, различные явления, выражать чувства человека. В ходе различных видов деятельности развивались их творческие и музыкальные способности.
Построение занятия на игровых обучающих ситуациях, красочная наглядность, сюрпризные моменты способствовали проявлению интереса активности детей. Поставленные педагогом проблемные ситуации (придумать движения, подобрать инструменты, оркестровать) разрешались в непосредственной творческой деятельности при опоре на имеющийся опыт. Дети внимательно слушали музыкальные произведения, эмоционально откликались, отвечали на вопросы, усваивали новые слова и понятия, исследовали свойства музыкальных инструментов и звуков, оркестровали стихотворение, передавали образное содержание музыки в движениях.
Создание ситуаций успеха, поощрение, положительные оценки обеспечивали у воспитанников уверенность в своих силах, психологический комфорт. В процессе коллективной творческой деятельности они согласовывали свои действия с другими участниками, помогали, подсказывали способы действий.
В заключение все ребята имели возможность высказаться. А поощрение педагога и Зимы, а также маленькие подарки оставили всех в приподнятом радостном настроении.
Все участники получили новые знания и положительные эмоции.
Считаю, что данное образовательное мероприятие оказалось успешным и эффективным.
Предварительный просмотр:
Технологии и методики, используемые
на образовательной деятельности по музыкальному развитию на тему «Волшебные снежинки Зимы» в подготовительной к школе группе
В ходе образовательной деятельности применялись современные технологии и методики музыкального развития детей.
Инновационные технологии музыкальной деятельности.
- Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, музыкотерапия, ритмопластика и др.
- Игровые технологии: вся деятельность была построена в виде игры с сюрпризами, также применялись музыкальная игра с движениями, подвижная игра в снежки на внимание;
- Технология «Синтез искусств»: направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (слайды с изображениями, художественное слово, хореография).
- Информационно-коммуникационные технологии: использования информационных ресурсов: презентация, видеоролик, аудиозапись.
Во время работы по исследованию звучания музыкальных инструментов и их подбору для оркестровки стихотворения применялись методики К. Орфа «Элементарное музицирование» и методика Железновых «Сказки с озвучиванием». При импровизации движений к игре – согревалочке «Холодно, замёрзли руки» использовался приём «Звучащие жесты» К. Орфа. При импровизации танцевальных движений снежинок под музыку П. Чайковского «Декабрь» применялся инновационный метод ритмопластики.
Рассмотрим их подробнее.
Методика Карла Орфа «Элементарное музицирование».
Одной из важнейших задач музыкального развития детей является задача формирования способностей к самостоятельной музыкальной деятельности.
Методика Карла Орфа «Элементарное музицирование» предусматривает активную исследовательскую деятельность детей при изучении свойств звуков. Суть методики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и включает в себя работу со словом, музыкальными инструментами, использование ритма, мелодий, гармоний в их простейших формах. Ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем, но и творцом и создателем музыки.
Элементарное музицирование охватывает все области развития детей: познавательное социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности, слух, память, чувство ритма. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику рук, способствует координации мышления и двигательных функций организма, умению сконцентрировать внимание; развивает фантазию, творческие способности, эстетическое восприятие, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку, способствует становлению волевых качеств, помогает преодолению скованности, застенчивости. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков.
В концепции Карла Орфа уделяется особое внимание «звучащим жестам», которые можно использовать в приветствии, украшении песенок, импровизационных танцах.«Звучащие жесты» – это ритмичная игра со звуками своего тела – притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Это синтез музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной.
Данная методика оказывает большую помощь при обучении игре на музыкальных инструментах. И содержит материалы по такой замечательной форме творческого музицирования как озвучивание стихотворений, сказок, рассказов. Озвучивание стихотворений, сказок является естественным и простым путём в музыкальную импровизацию, развивает фантазию и воображение, инициативу и творческие проявления. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
Без исследовательской работы самого ребёнка музыкальное озвучивание сказки, стихотворения не будет эффективным и творческим. С помощью шумовых инструментов и звучащих предметов возникают связи между предметом или явлением (дождь, часы, гром, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Изучая звуковые свойства музыкальных инструментов и различных материалов (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических и прочих) дети приобретают многообразный опыт звуковых ощущений.
Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр звука, находить ритм, темп и динамику исполнения. Прикоснувшись к творчеству, ребёнок способен воспринимать мир на языке художественных образов.
Технология музыкального воспитания «Сказки с озвучиванием» Екатерины и Сергея Железновых.
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна имеют музыкальное и педагогическое образование. Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков, направленных на развитие музыкальных способностей и слуха малышей практически с самого их рождения: диски с колыбельными, песенками–потешками, с пальчиковыми и подвижными играми, песенками – инсценировками, физкультминутками (жестовые и подражательные игры), игровым массажем, играми с музыкальными инструментами и др.
Огромные возможности для творческого самовыражения предоставляют сказки с их яркими образами. Подыгрывание при рассказывании даже самой незатейливой, давно известной сказки открывает увлекательный мир музыкальной фантазии. В работе над сказками-шумелками сначала детям читаем сказку. Затем дети к каждому герою подбирают похожие по звучанию инструменты, передают ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц).
Педагог может подсказывать ребенку выбор инструмента, показывать различные приемы игры, поддерживать творческие проявления ребенка и обязательно хвалить за новые варианты озвучивания.
Для озвучивания сказок мы используем диск Железновых со сказочками-шумелками: «Трусливый заяц», «Зима в лесу», «Танец для мышки», «Дождь и радуга», «Страшный Пых», «Ветер», «Концерт на кухне», «Чей голос лучше» и др.
Сказки-шумелки обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия. Наиболее интересные композиции могут стать частью праздников и утренников. Их можно использовать не только в дошкольных учреждениях, но и дома на развивающих занятиях с детьми. С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания
В работе по элементарному музицированию помогут такие источники, как авторская программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методические пособия «Бим! Бам! Бом! Игры звуками», «Уроки музыки по системе обучения К.Орфа», «Игры со звуком» Т. А. Рокитянской, методика детского музыкального воспитания авторов Екатерины и Сергея Железновых, Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова», Зимина А.Н. «Мы играем, сочиняем!», Девятова Т.Н. «Звук – волшебник», картотека «сказок – шумелок», стихов для озвучивания, потешек.
Ритмопластика.
Основная направленность элементов ритмопластики — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Благодаря игровым упражнениям, оптимизации положительного эмоционального состояния ребёнка достигается оздоровительный эффект.
Описание музыкально-ритмических композиций, методические рекомендации предоставлены в пособии А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей 3-7лет).
Мы часто используем в своей работе такие композиции как «Разноцветная игра», «Весёлые путешественники», «птичка польку танцевала», «Птичий двор», «Упражнения с листьями» и другие.
Музыка дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность исполнения. В результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают внутреннюю свободу, учатся освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Выполняемые движения должны соответствовать музыке, а также быть доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
Подбирая музыку для сопровождения движений, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
Применяемые на занятии методы и приёмы
В ходе образовательной ситуации педагог применяет различные методы работы.
-наглядно-слуховой метод: слушание музыки непосредственно и при пении и выполнении движений,
- наглядно-зрительный метод: использование презентации, видео, декораций, музыкальных инструментов, показ некоторых приёмов;
- словесный: объяснение, пояснение, поощрение, поэтическое слово, образный рассказ, беседа с элементами анализа, наводящие вопросы, подводящий диалог;
- метод практической деятельности: показ исполнительских приёмов, освоение их детьми, певческие упражнения, пластическое моделирование; ритмопластика;
- проблемно-исследовательский метод: сравнение, анализ, обобщение, создание поисковых ситуаций (поиск нужных движений, атрибутов, соответствующих музыкальных инструментов), самостоятельный поиск детьми способов деятельности.
Для достижения оптимального результата были использованы приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризный момент: сундучок Зимы, волшебные снежинки с заданиями, голос Зимы в аудиозаписи).