Программы
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 28.69 КБ |
rabochaya_programma_2_g_18-19ug.docx | 41.97 КБ |
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_5-9_klassy.pdf | 1.37 МБ |
rabochaya_programma_literatura_5-9_klassy.pdf | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Иволгинский районный центр дополнительного образования»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО_______ Заместитель директора Директор МУДО
______________________ по УВР «ИРЦДО»
Протокол №______ __________Б.О.Раднаев _____С.В.Астраханцев
от «___»__________2018г. «___»__________2018г. «___»________2018г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования
____Базарон Сэсэг Батоевна,первая___
Ф.И.О., категория
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
курс
_________________________1год_______________________
срок реализации дополнительной образовательной программы
____________________________6-8лет________________________________
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа
с.Иволгинск
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Поэтому в программе используется модульное обучение: в первом полугодии это работа с бумагой, а во втором – с бисером.
Работа с бумагой и с бисером позволяет детям удовлетворить познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, мышления при конструировании и воли.
Поэтому выбран самые доступные и уникальные материалы для работы – бумага и бисер. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает обучающихся возможность самим создавать различные поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, в оформлении кабинета. Бисер также является идеальным материалом для развития моторики и пространственного мышления ребенка.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям и социализации. Укреплению психического и физического здоровья.
Цель данной программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, конструирования и бисероплетения.
Задачи:
Воспитательные:
- привить интерес к декоративно-прикладному творчеству и рукоделию;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- научить работать в коллективе.
Обучающие:
- научить создавать различные поделки из бумаги и бисера;
- научить читать схемы;
- научить самостоятельности и ответственности
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей, воображения и фантазии;
- развить мелкую моторику рук;
- развить умение оценивать создаваемые предметы.
Валеологические:
- создать комфортные и безопасные условия для развития творческой активности детей;
- проводить физкультминутки.
Принципы реализации программы:
1. Наглядность: предполагает использование различных схем, образцов.
2. Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.
5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
Отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, изготовленных изделий, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются разные формы занятий:
-Коллективная и индивидуальная работа.
А также различные методы:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по схемам и др.);
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• составление альбома лучших работ(фотографии)
• проведение выставок работ учащихся;
• участие в районных, республиканских выставках творческих работ и конкурсах.
Методическое обеспечение программы
Использование различной литературы по темам курса, также и интернет-ресурсы.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и
режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение различных видов бумаги;
- способы сборки моделей;
- применение бисера;
- основные приемы плетения, низания.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- читать и разбираться в схемах;
- экономно и рационально расходовать материалы;
- творчески подходить к выполнению работы;
- контролировать правильность выполнения работы;
Рабочая программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-8 лет, на 1 год обучения, 36 часов в год, 1 час в неделю.
Режим проведения: один раз в неделю
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Разнообразие видов бумаги Свойства бумаги Техника «Оригами» | 1 | - | 1 |
3 | Модульное оригами Кусудами | 4 | 1 | 3 |
4 | Объемная аппликация | 3 | - | 3 |
5 | Конструирование | 3 | - | 3 |
6 | Вытынанки | 4 | - | 4 |
7 | Бисероплетение: История и ремесло | 1 | 1 | - |
8 | Техника низания | 2 | 1 | 1 |
9 | Изготовление изделий из бисера | 15 | 1 | 14 |
10 | Выставки | 2 | - | 2 |
Итого | 36 | 5 | 31 |
Содержание программы «Умелые ручки»
Вводная занятие (1 ч).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (1 ч)
- Виды бумаги и картона.
- Рассказ «Из истории бумаги».
- Изучение свойств бумаги и картона.
- Техника «Оригами».Лягушонок из бумаги.
Модульное оригами (4ч)
- Знакомство с техникой изготовления модулей.
- Изготовление различных модулей и изделий из них.
- Волшебные шары кусудами.
- Знакомство с техникой изготовления.
- Изготовление шаров по образцу.
Объемная аппликация (3ч)
- Знакомство с аппликацией, с объемной аппликацией.
- Коллективная работа «Золотая осень».
Конструирование (3ч)
- Понятие «конструирование».
- Конструирование по образцу. «Голубь мира».
- «Коробочка с секретом» для мамы.
Вытынаки (4)
- Вытынанки.
- Новогодние украшения для окон.
- Снежинки.
Бисероплетение: история и ремесло (1ч)
- Материалы и инструменты.
- Составление узоров и орнаментов.
Техника низания(2ч)
- Низание в одну нить. Низание в две нити.
- Низание на леску. Низание на проволоку.
Изготовление изделий из бисера (15ч)
- Изготовление букета из полевых цветов. Лилия.
- Ромашка.
- Василёк.
Подведение итогов-выставки (2 ч).
Методическое обеспечение программы:
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Цветы и вазы оригами», С-Пб, «Кристалл», 2002 г.
2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги», М., «Просвещение», 1992 г.
3. Гончар В. В. «Модульное оригами», «Айрис-пресс», 2008 г.
4. Интернет ресурсы: http:// stranamasterov.ru/,
5.Божко Л. «Бисер для девочек»,М., 2002г.
6. Кассап-Селье И. «Объемные фигурки из бисера»,М., 2009г.
7. http://oriart.ru/, http://www.e-livre.ru/114411-modulnoe-origami-origami-modulare.html/.
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами
• Работай за своим рабочим местом.
• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
• Нельзя брать в рот мелкие детали.
• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• При вырезывании деталей поворачивай бумагу.
• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• При работе с резаком для бумаги не оставляй пальцы под режущей поверхностью.
• Не касайся пальцами красящей поверхности чернильных подушечек, для этого есть специальные тампоны.
• Не держи фигурный дырокол в руках, работай с ним на столе. Так инструмент дольше сохранится в рабочем состоянии.
• Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.
• Береги инструменты, экономь материалы.
• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Иволгинский районный центр дополнительного образования»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО_______ Заместитель директора Директор МУДО
______________________ по УВР «ИРЦДО»
Протокол №______ __________Б.О.Раднаев _____С.В.Астраханцев
от «___»__________2018г. «___»__________2018г. «___»________2018г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования
____Базарон Сэсэг Батоевна,первая___
Ф.И.О., категория
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
курс
__________________2 года______________________
срок реализации дополнительной образовательной программы
____________________________1-8кл_________________________________
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа
с.Иволгинск
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время происходит пересмотр и переосмысление многих сторон нашей общественной жизни. Поэтому нужны новые нестандартные ориентиры. Неслучайно возникают новые формы учебных заведений:
различные авторские школы, школы-комплексы, лицеи, гимназии, колледжи и другие.
Среди основных положений принятой в Бурятии концепции обновления и развития национальных школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям родного народа, его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Данная программа определяет содержание работы этнографического краеведения в учебно-воспитательном процессе центра.
Для краеведческих кружков большое значение имеет экскурсионный метод. Само слово «экскурсия» указывает на выход, на уход от дома, от места обычной работы. Даже 10-15 минутный выход с учащимися в школьный сад, на школьный двор уже есть экскурсия, хотя для этого пришлось пройти всего несколько десятков шагов.
Знания, полученные на экскурсии, предваряются и сопровождаются рядом двигательных ощущений – от ходьбы, бега, лазания и вообще всяких видов передвижения. Эти ощущения ассоциируются с определенными интеллектуальными и эмоциональными переживаниями и придают им особый характер. Разница между практическими занятиями и экскурсиями заключаются еще в том, что в первом случае работающий приспосабливает к себе объект изучения, а во втором случае сам как бы приспосабливается к объекту.
Экскурсионный метод есть один из видов активной переработки знаний и наряду с практическими лабораторными знаниями содействует трудовому обучению, профориентации.
Экскурсия – это один из способов конкретного и предметного изучения, которому во все времена придавали большое значение. Природа представляет с собой живой музей, в котором надо уметь правильно ориентироваться, так же как нужно учиться ориентироваться среди музеев, созданных руками человека. Экскурсия есть способ синтетического изучения окружающего мира. При обычном изучении мы изолируем объекты изучения, словом, обычное изучение построено преимущественно на анализе сложного целого и детальном рассмотрении его частей. Получается мозаическое знание отдельных кусочков, не связанных в общую картину. А на экскурсии, например, дятел, бегающий по сосновому стволу и выстукивающий свою живую добычу, свяжет в сознании учащихся и ботанику, и зоологию в одну общую картину. Здесь все предметы и явления даны в своем природном целом. Если введем в общую картину еще и человека с его деятельностью и творчеством, то наш синтез получит чрезвычайно широкий масштаб.
Немаловажное значение имеет и эмоциональная сторона экскурсии. Даже любая маленькая прогулка уже даёт учащимся определенное настроение, целую гамму настроений. Вот эти-то эмоции окрашивают экскурсионные знания, яркие, незабываемые тона, делая их в то же время живучими, прочными. В результате дети часто сохраняют впечатления от таких поездок даже и тогда, когда становятся взрослыми людьми.
Настоящая программа составлена и заключает в себе три вида рукоделия декоративно-прикладного искусства - бисероплетение, вышивка и вышивка бисером - и экскурсионный метод изучения окружающего мира.
Новизна данной программы заключается в изготовлении декоративно-прикладных изделий с применением и использованием местного колорита и национальных мотивов.
Актуальность программы: в настоящее время происходит возрождение национальных культур, искусства, растет интерес молодого поколения к своему прошлому наследию предков, поэтому возрождение и сохранение этнокультурных традиций не возможно без опоры на декоративно-прикладное творчество.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры; уходящей, с одной стороны корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.
Занятия декоративно-прикладным творчеством предполагают наличие необходимой материально- технической базы, состоящей из следующих компонентов:
- помещение для занятий с достаточным освещением;
- колющие и режущие инструменты - иголки, ножницы;
- материал для работы - ткани, нитки, бисер, леска, проволоки и другие.
Вся программа занятий кружка «Умелые ручки» обусловлена наличием конкретной материально-технической базы данного учреждения и материальными возможностями учащихся. Кружок «Умелые ручки» позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы учебно-воспитательной работы (лекции, экскурсии, выставки).
Целью данной программы является формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности:
- научить ребёнка основам бисероплетения, вышивки для успешного решения задач;
- раскрыть творческие способности .
Задача:
Воспитательные:
- работать в коллективе;
- привить интерес к культуре своей Родины.
Обучающие:
- научить составлять схемы;
- научить цветосочетанию;
- научить самостоятельности, ответственности;
- углубить и расширить знания о промыслах и ремеслах народов;
- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Развивающие:
- развить умения и навыки;
- развить воображение ребенка, его память, мышление в процессе наблюдения;
- развить мелкую моторику рук учащихся.
Валеологические:
- создать комфортные и безопасные условия,
- проводить физкультминутки.
Исходя из возрастных особенностей учащихся младшего, среднего школьного возраста и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в программе уделяется особое внимание:
- стимулированию творческого подхода к любым видам деятельности;
-воспитанию способности эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства;
- привитию детям трудовых навыков;
- развитию художественного вкуса;
- пробуждению стремления к познанию народных традиций в искусстве и в быту.
Основой учебно-воспитательной задачей занятий с детьми декоративно- прикладным творчеством является развитие творческой и трудовой активности детей, их стремление к созиданию прекрасного.
Методы обучения
1. Репродуктивный
2. Иллюстративный
3. Поисково-исследовательский (самостоятельная работа по поиску материала- орнаментов, например)
Формы обучения
1. Коллективная работа: викторины, беседы.
2. Индивидуальная работа
Материально – техническое обеспечение
Наглядные пособия, специальная литература, ножницы, леска, нить капроновая, иголки, медная проволока, бисер, бусины, камни, клей, ткань, канва для вышивки, бумага бархатная, нитки мулине, лак прозрачный, различные оригинальные материалы, специальная фурнитура (пуссеты, швензы, каллоты и т.д.), рамы для ткачества.
Методическое обеспечение программы
Использование различной литературы по темам курса, это книги по бисероплетению, вышивки бисером, краеведению, орнаменты, журналы и др.
Валеологическая работа
1.Соблюдение личной гигиены учащихся.
2.Комплексные упражнения для сбережения здоровья учащихся на занятиях, во время перемен (снятие усталости рук, глаз, плеч, спины).
3.Соблюдение объема физической, учебной нагрузки.
Ожидаемые результаты:
- получение теоретических и практических знаний;
- умение составлять схемы и создавать творческие проекты;
- умение использовать полученные знания в жизни.
Должны знать:
- способы сочетания бисера с другими видами декоративно прикладного творчества;
- сведения о знаках, символах в проектировании изделия;
- виды ДПИ.
Должны уметь:
- соблюдать правила безопасности труда;
- находить и уметь составлять схемы;
- уметь работать с литературой;
- работать с разнообразным материалом;
- уметь оценивать свои работы и работы других детей, находить ошибки исправлять их;
- оказывать помощь и содействие другим
Течение учебного процесса
(методические рекомендации)
Одним из методов, способствующих достижению поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством целей, является индивидуально-комплексный подход к учащимся, выражающийся:
- в создании разновозрастных групп (возраст от 7 до 12 лет), когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей);
- возможности освоения каждым участником детского коллектива основ трех видов рукоделия – бисероплетения, вышивки, вышивки бисером, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков.
Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучению младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у детей такие черты характера, как взаимопонимание, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, такой метод облегчает дифференцированный подход к обучению с учетом способностей ребенка, не ущемляя при этом достоинством менее способных учащихся и в то же время позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.
Чередование занятий тремя видами рукоделия расширяет кругозор учащихся и даст возможность детям, не утомляясь, переключаться с одного вида рукоделия на другой.
Последовательность прохождения тем программы обучения может меняться в зависимости от хода учебно-воспитательного процесса.
В тематический план включены приуроченные к праздникам занятия «свободным творчеством», которые позволяют, повышая творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал.
Как показывает опыт, теоретической знания и практические навыки, приобретенные в процесс обучения, оказываются более широкими, чем предусмотрено программой. Объясняется это тем, что для многих учащихся рукоделие не ограничивается занятиями в объединении, а продолжается в виде самостоятельной работы дома.
Построение учебного процесса
Образовательная программа «Умелые ручки» разработана на 2 года обучения. Однако по желанию учащиеся могут продолжать занятия и более двух лет. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по повышению изделий декоративно-прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносят в форме беседы, сопровождающей показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами рукоделия, на втором – более углубленное постижение основ мастерства.
В течение первого года обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений в бисероплетении и вышивке. Начинается знакомство с историей бисероплетения и вышивки.
В течение второго года дети изучают закономерности гармоничного, художественно и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю различных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие.
Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребёнка и воспитывают у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
Чередование занятий тремя видами рукоделия даёт ребёнку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовывать в нём свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддержать у детей высокий уровень интереса к рукоделию, овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жёстко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Организация учебного процесса
На занятия допускаются все записавшиеся учащиеся, обязующиеся выполнять правила поведения и техники безопасности на занятиях.
На обучение набираются учащиеся 1-8 классов, но могут быть приняты и ученики старших классов.
Опыт показывает, что достаточная продолжительность занятий учащихся первого года обучения – 2 академических часа. Частота занятий – 2 раза в неделю наиболее удобная для учащихся. Количество учащихся в каждой из групп 1-го года обучения не превышает 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.
Продолжительность занятий учащихся второго года обучения – 3 академических часа, частота занятий – 2 раза в неделю. В связи с повышением уровня мастерства и, следовательно, сложности изделий, выполняемых учащимися на втором году обучения, число учащихся в группах второго года обучения не превышает 10 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводная тема | 1 | 1 | - |
2 | Бисероплетение: история и ремесло. Введение | 1 | 1 | - |
3 | Техника низания | 2 | 1 | 1 |
4 | Экскурсия | 1 | - | 1 |
5 | Изготовление изделий из бисера | 6 | 1 | 5 |
6 | Украшения из бисера | 20 | 1 | 19 |
7 | Экскурсия | 1 | - | 1 |
8 | Вышивка. Введение | 4 | 1 | 3 |
9 | Простейшие виды швов ручной вышивки | 5 | 1 | 4 |
10 | Вышивка бисером на канве. Введение | 6 | 1 | 5 |
11 | Экскурсия | 1 | - | 1 |
12 | Вышивка бисером | 42 | 2 | 40 |
13 | Приемы параллельного низания на проволоке, на леске | 2 | 1 | 1 |
14 | Экскурсия | 1 | - | 1 |
15 | Свободное творчество | 50 | - | 50 |
16 | Заключительная тема | 1 | 1 | - |
ВСЕГО: | 144 | 12 | 132 |
Содержание программы 1-го года обучения
Тема 1. Вводная тема.
Организационные вопросы. Инструктаж по техники безопасности. План работы кружка, цели и задачи занятий. История рукоделия.
Тема 2. Бисероплетение: история и ремесло.
Материалы и инструменты. Понятие цветосочетания. Составление узоров и орнаментов.
Тема 3. Техника низания.
Низание в одну нить. Низание в две нити. Низание на леску. Низание на проволоку.
Тема 4, тема 7, тема 11, тема 14. Экскурсия.
Тема 5. Изготовление изделий из бисера.
Плетение «крестиками». Плетение « колечками». «Треугольнички».
Тема 6. Украшение из бисера.
Цветы (проволока). Бабочка (проволока). Нательный крестик. Кулон «Наталия». Кулон «Московский». Мозаичное плетение. Браслет «Полянка».
Тема 8. Вышивка. Введение.
Историческая справка. Классификация. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
Тема 9. Пять простейших швов.
Шов «вперед иголку». Шов «вперед иголку дважды». Шов «за иголку». Стебельчатый шов. Тамбурный шов. Выбор и изготовление изделий.
Тема 10. Вышивка бисером на канве. Введение.
История развития. Основные приемы. Чтение смех. Выбор и изготовление изделий, выполненных техникой «Вышивка бисером».
Тема 12. Вышивка бисером.
Разновидности плотного плетения. Основные приемы и методы вышивки бисером. Техника плотного плетения: мозаичная, гобеленовая и ткачество.
Тема 13. Приемы параллельного низания на проволоке, на леске.
Изготовление простых цепочек и их соединение. «Двусторонний браслет».
Тема 15. Свободное творчество.
Работа учащихся по реализации своих творческих замыслов с использованием приемов рукоделия, изученных на занятиях. Обсуждение проведенных экскурсий в музеи и на выставки. Изучение творчества народных умельцев.
Тема 16. Заключительная тема.
Анализ и итоговая выставка работ учащихся. Награждение победителей. Подведение итогов. Творческие задания на лето. План работы на будущий год.
Содержание программы 2-го года обучения
№ п\п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводная тема | 1 | 1 | - |
2 | Б Бисероплетение. Применение исторических традиций и современное развитие. Оплетение предмета цепочками, сеткой, мозаикой | 40 | 5 | 35 |
3 | Вышивка – современные и счетные швы, гладь. Народные орнаменты | 20 | 3 | 17 |
4 | Вышивка бисером на канве | 10 | 1 | 9 |
5 | Экскурсии | 1 | - | 1 |
6 | Свободное творчество | 48 | 2 | 46 |
7 8 9 | Ткачество бисером на станке: - изготовление браслетов с ровными краями. Способ закрепления косички Новогодний калейдоскоп - изделие по выбору в любой технике Ткачество бисером на станке - браслеты с неровными краями, подвески, пояса | 20 35 40 | 1 1 2 | 19 34 38 |
10 | Заключительная тема | 1 | 1 | - |
Всего | 216 | 17 | 119 |
Содержание программы 2-го года обучения
Тема 1. Вводная тема.
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий. История рукоделия. Повторение пройденного материала.
Тема 2. Бисероплетение. Применение исторических традиций и современное развитие.
Объемные композиции из бисера на проволоке. Различные техники плотного плетения, жгуты, жабо, сетчатое плетение из бисера. Техника ажурного оплетения с элементами усложнения. Оплетение вазочки «сетка с уголком» или яйцо «сеткой с цепочками». Разбор и зарисовка схем. Цветовое сочетание. Особенности плетения. Закрепление нити.
Практическая работа: оплетение вазы или яйца.
Тема 3.Вышивка - современные и счетные швы, гладь. Народные орнаменты.
Исторические корни искусства вышивки и их современное развитие.
Использование комплекса современных и гладьевых швов при изготовлении изделия.
Народные орнаменты в технике счетных вышивок.
Практическая работа: вышивка крестом.
Тема4. Вышивка бисером на канве.
Счетная вышивка на канве с фоном и без фона. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нитки. Оформление в рамку.
Практическая работа: панно размером 10х15 см.
Тема 5. Экскурсии.
Тема 6. Свободное творчество.
Изготовление подарков к праздникам с использованием всего объема изученного материала.
Обсуждение проведенных экскурсий в музеях и на выставках.
Изучение творчества народных умельцев.
Практическая работа: самостоятельная работа с использованием всего объема изученного материала.
Тема7. Ткачество бисером на станке.
Материалы, инструменты, приспособления. Браслет с ровными краями с элементами усложнения (браслет с надписью, браслет с 3-4 цветовыми сочетаниями, с добавлением бусин и других оригинальных материалов). Заправка станка. Особенности плетения. Закрепление нитей косичками.
Практическая работа: браслет с орнаментом или надписью.
Тема8. Новогодний калейдоскоп.
- изготовление подарков к Новому году:
Изделие по выбору в любой технике. Плетение сувениров, подарков и елочных украшений. Подбор материалов. Разбор и зарисовка схем. Оформление подарка.
Тема9. Ткачество бисером на станке .
Ткачество бисером на станке изделия с фигурными краями. Варианты плетения: «острый край», «край - пирамида», «боковые зубцы», оригинальные выступы (косички, ножки, ручки, хвостик и др.). Инструменты и приспособления. Подготовка станка к работе. Особенности плетения выбранного варианта. Наращивание нити. Закрепление нитей основы косичками или техникой «полотно». Прикрепление замка.
Практическая работа: браслет в выбранной технике, или пояс.
- беседа: «История вышивки в русском народном костюме».
Тема 10. Заключительная тема.
Итоговая выставка работ учащихся. Анализ работ. Награждение победителей. Подведение итогов. Творческие задания на лето.
Методическое обеспечение программы:
- Г.Дюмина. Бисер. Умелица. М.,2001
- И.В.Бобунова. Технология. Волгоград,2004
- Л.Божко. Бисер для девочек. М.,2003
- М.Ляукина. Основы художественного ремесла. Бисер. М.,2000
- С.И.Припеченкова и другие. Вышивание. Волгоград,2004
- Т.Б.Молонова. Программы…У-У., 2002
- Т.Б.Ткаченко и другие. Плетем подводный мир. Р-на-Д.,2006
- Т.Н.Баскова. Бисер. С-П.,2003
- Т.Парфенова. Фенечки из бисера. М.,1999