Музыкально – познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «О чём рассказал колокольчик»
Занятие проводится в декабре в канун подготовки к празднованию Нового года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chyom_rasskazal_kolokolchik.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально – познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста
«О чём рассказал колокольчик»
Цель занятия.
Познакомить детей со звуками металлических инструментов, развивать фантазию, воображение, темброво – ритмический и интонационный слух, учить различать динамические оттенки. Развивать эмоциональную выразительность речи, коммуникативные качества.
Задачи.
Создать бодрое, приподнятое настроение, обогатить детей новыми впечатлениями. Формировать интерес к миру звуков. Закреплять имеющиеся у детей навыки и умения игры на музыкальных инструментах, пения, движения под музыку. Побуждать к самостоятельному музицированию. Развивать чувство уверенности в себе, умение слушать.
Оборудование.
Колокольчики, бубенчики, бубен, три вида «Музыки ветра», шары здоровья Баодин, музыкальный центр, запись разных вариантов колокольного звона, аккордеон.
Педагогические методы и приёмы.
Наглядно – слуховой метод (воспроизведение ТСО и исполнительский показ).
Метод обобщения (создание целостного представления о музыкальном инструменте – колокольчике, его разновидностях).
Проблемное использование наглядно – слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий).
Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).
Занятие проводится в декабре в канун подготовки к празднованию Нового года.
Ход занятия.
М.р. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжим знакомство с различными музыкальными инструментами. Надеюсь, вам будет интересно, и вы будете внимательными и активными.
Пришла я к вам не одна, со мной ещё гости прибыли. Угадайте, какие. Послушайте загадку.
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немножко раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Ответ детей – колокольчик).
М.р. Да, верно. Вот он, наш колокольчик с красным бантиком. Он поведёт нас в своё звенящее царство. Какая радость хоть на минуту подержать в руках колокольчик, послушать его мелодичный, заливистый голосок! Колокола на свете бывают самые разные: совсем маленькие, как этот, или огромные, выше человеческого роста, как, например, Царь – колокол в Московском Кремле. (Показ иллюстраций)
Появились колокола очень и очень давно, они сопровождали жизнь людей с глубокой древности. Изготавливались колокола из металла, поэтому звук их был громкий, звенящий, и слышался далеко со всех сторон. Колокола собирали людей на собрание – вече, тревожный набат предупреждал об опасности (нашествии врагов или пожаре). А как красива музыка церковных колоколов, особенно в дни праздников. В церквях и храмах колокола разного размера и звучания располагаются в специальных помещениях – башнях, которые называются колокольни или звонницы. (Звучат разные варианты праздничных церковных звонов).
В России отношение к колоколам было особое: люди верили, что звон колоколов защищает от «нечистой силы» и злых духов, лечит болезни, успокаивает бури и молнии. Где же ещё мы слышим колокольчики? Вот послушайте стихотворение.
-Слышишь, сани мчатся вряд, мчатся вряд.
Колокольчики звенят.
Серебристым лёгким звоном
Слух наш радостно томят.
Или такое стихотворение.
-Над нами небо чистое,
Несёт нас тройка быстрая.
А под дугой бубенчики
Щебечут, словно птенчики.
Динь-дилень, динь-дилень,
Ах, какой чудесный день!
Вот и друзья нашего колокольчика – бубенчики. А чем колокольчики от бубенчиков отличаются? (Ответы детей) И те, и другие сделаны из металла. У колокольчика чашечка открытая снизу и по её краям ударяет металлический язычок. А бубенчик похож на детскую погремушку. Один или несколько маленьких шариков катаются-гремят внутри шарика побольше. Мчится тройка удалая по русским просторам, копыта цокают, колокольцы-бубенцы под дугой серебристо позвякивают – весело на душе! Давайте попробуем звуками изобразить бег быстрой тройки.
(Дети берут колокольчики и бубенчики, а музыкальный руководитель - деревянные ложки. Все вместе играют на инструментах.)
М.р. Вот так же, наверное, мчится на тройке к нам на праздник…
Дети. Дед Мороз!
М.р. Пока мы его ждём, хочу научить вас новой распевке, которая называется «Весёлый колокольчик». Я буду начинать фразу, а вы продолжайте голосом колокольчика – «Динь-динь-динь».
Исполняется распевка «Весёлый колокольчик» (музыка Г.Анисимовой, слова Н.Мироновой):
Весёлый колокольчик-
Динь-динь-динь,
Смеётся и хохочет-
Динь-динь-динь.
Звенит он под дугою-
Динь-динь-динь,
Зовёт он нас с тобою-
Динь-динь-динь.
Там звёзды светят ярко-
Динь-динь-динь.
Мороз везёт подарки-
Динь-динь-динь.
М.р. Ну, какой же Новый год без хоровода! Все вы в нарядных костюмах любите веселиться у красавицы-ёлки, правда? Наш гость – колокольчик вместе со своими братцами тоже просится в хоровод. Берём колокольчики и попробуем образовать круг. Слушаем вступление, на звучание куплета будем идти хороводом, а на проигрыш – звенеть колокольчиками.
Исполняется хоровод «Новогодний колокольчик» (музыка и слова Н.Караваевой).
Дети рассаживаются.
М.р. А вы знаете, ребята, ещё у нашего колокольчика есть родственники за границей. В далёкой стране, в Китае, во дворах у людей можно услышать чудесные, необыкновенные звуки. Так поёт на ветвях дерева или над крылечком у хозяев «музыка ветра». Это тоже звучащие, звенящие предметы, только внешне они не похожи на наши колокольчики. «Музыка ветра» может состоять из металлических палочек или полых трубочек. У каждой из них своё, особенное звучание. (Демонстрирует звучание разных видов «музыки ветра»). Там же, в Китае, несколько столетий назад в городе Баодин стали изготавливать шары здоровья, которые известны сейчас во всём мире. Это два стальных шара, прокрытых эмалью. Их принято катать в ладонях, развивая ловкость пальцев и кисти, укрепляя с помощью такого массажа своё здоровье. Благодаря своему звучанию (один – выше, другой – ниже) шары получили название «ревущий дракон» и «поющий феникс». Вот с такими интересными инструментами мы сегодня познакомились.
В заключение нашего занятия я предлагаю взять колокольчики, бубенчики, бубен и озвучить стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок».
Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (бубенцы)
Да хе-хе-хе, (колокольчик)
Хи-хи-хи (бубенцы)
Да бух-бух, (бубен)
Бу-бу-бу (бубенцы)
Да бе-бе-бе (колокольчик)
Динь-динь-динь (все инструменты вместе)
Да трюх-трюх!
Вот какие у нас весёлые «хохотушки» получились! Молодцы! Много мы сегодня интересного увидели, услышали и узнали о колокольчике и его родственниках. Колокольчик прощается с вами. (Звенит колокольчик). Наше занятие окончено.
Список использованной литературы
1.Анисимова Г.И.
Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96с., ил. –
(Детский сад: день за днём).
2.Репина Г.А.
Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.:
ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (9).
3.Тютюнникова Т.Э.
Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками. –
СПб: ЛОИРО, 2003. – 100с.
4.Журнал «Колокольчик» №27, 2003.
5. Журнал «Музыкальный руководитель» №3, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Радынова О.П.
Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» (на 10 CD – дисках).
Диск 10 «Музыкальные инструменты». М.2009.
2.Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты»
Creative Attraction, 2004.
3. Шемтюк В. Песня «Динь-дон» из репертуара детской музыкальной студии
«Родники».
4.http://digitalblasphemy.com.