Музыкально – познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «О чём рассказал колокольчик»

Арыкова Ольга Николаевна

Занятие проводится в декабре в канун подготовки к празднованию Нового года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chyom_rasskazal_kolokolchik.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 Музыкально – познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

«О чём рассказал колокольчик»

                         

Цель занятия.

Познакомить детей со звуками металлических инструментов, развивать фантазию, воображение, темброво – ритмический и интонационный слух, учить различать динамические оттенки. Развивать эмоциональную выразительность речи, коммуникативные качества.

Задачи.

Создать бодрое, приподнятое настроение, обогатить детей новыми впечатлениями. Формировать интерес к миру звуков. Закреплять имеющиеся у детей навыки и умения игры на музыкальных инструментах, пения, движения под музыку. Побуждать к самостоятельному музицированию. Развивать чувство уверенности в себе, умение слушать.

Оборудование.

Колокольчики, бубенчики, бубен, три вида «Музыки ветра», шары здоровья Баодин, музыкальный центр, запись разных вариантов колокольного звона, аккордеон.

Педагогические методы и приёмы.

Наглядно – слуховой метод (воспроизведение  ТСО и исполнительский показ).

 Метод обобщения (создание целостного представления о музыкальном инструменте – колокольчике, его разновидностях).

 Проблемное использование наглядно – слухового метода  (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий).

 Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).

Занятие проводится в декабре в канун подготовки к празднованию Нового года.

Ход занятия.

М.р. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжим знакомство с различными музыкальными инструментами.  Надеюсь, вам будет интересно, и вы будете внимательными и активными.

    Пришла я к вам не одна, со мной ещё гости прибыли. Угадайте, какие. Послушайте загадку.

     Он под шапочкой сидит,

     Не тревожь его – молчит.

     Стоит только в руки взять

     И немножко раскачать,

     Слышен будет перезвон:

     Динь-дон-дон, динь-дон-дон.

(Ответ детей – колокольчик).

М.р. Да, верно. Вот он, наш колокольчик с красным бантиком. Он поведёт нас в своё звенящее царство. Какая радость хоть на минуту подержать в руках колокольчик, послушать его мелодичный, заливистый голосок! Колокола на свете бывают самые разные: совсем маленькие, как этот, или огромные, выше человеческого роста, как, например, Царь – колокол в Московском Кремле. (Показ иллюстраций)

    Появились колокола очень и очень  давно, они сопровождали жизнь людей с глубокой древности. Изготавливались колокола из металла, поэтому  звук их был громкий, звенящий, и слышался далеко со всех сторон. Колокола собирали людей на собрание – вече, тревожный набат предупреждал об опасности (нашествии врагов или пожаре). А как красива музыка церковных колоколов, особенно в дни праздников. В церквях и храмах колокола разного размера и звучания располагаются в специальных помещениях – башнях, которые называются колокольни или звонницы. (Звучат разные варианты праздничных церковных звонов).

   В России отношение к колоколам  было особое: люди верили, что звон колоколов защищает от «нечистой силы» и злых духов, лечит болезни, успокаивает бури и молнии. Где же ещё мы слышим колокольчики?  Вот послушайте стихотворение.

-Слышишь, сани мчатся вряд, мчатся вряд.

 Колокольчики звенят.

 Серебристым лёгким звоном

 Слух наш радостно томят.

      Или такое стихотворение.

-Над нами небо чистое,

 Несёт нас тройка быстрая.

 А под дугой бубенчики

 Щебечут, словно птенчики.

 Динь-дилень, динь-дилень,

 Ах, какой чудесный день!

Вот и друзья нашего колокольчика – бубенчики. А чем колокольчики от бубенчиков отличаются?  (Ответы детей) И те, и другие сделаны из металла. У колокольчика чашечка открытая снизу и по её краям ударяет металлический язычок. А бубенчик похож на детскую погремушку. Один или несколько маленьких шариков катаются-гремят внутри шарика  побольше. Мчится тройка удалая по русским просторам, копыта цокают, колокольцы-бубенцы под дугой серебристо позвякивают – весело на душе! Давайте попробуем звуками изобразить бег быстрой тройки.

(Дети берут колокольчики и бубенчики, а музыкальный руководитель - деревянные ложки. Все вместе играют на инструментах.)

М.р. Вот так же, наверное,  мчится на тройке  к нам на праздник…

Дети. Дед Мороз!

М.р. Пока мы его ждём, хочу научить вас новой распевке,  которая называется «Весёлый колокольчик». Я буду начинать фразу, а вы продолжайте голосом колокольчика – «Динь-динь-динь».

Исполняется распевка  «Весёлый колокольчик» (музыка Г.Анисимовой, слова Н.Мироновой):

Весёлый колокольчик-

Динь-динь-динь,

Смеётся и хохочет-

Динь-динь-динь.

Звенит он под дугою-

Динь-динь-динь,

Зовёт он нас с тобою-

Динь-динь-динь.

Там звёзды светят ярко-

Динь-динь-динь.

Мороз везёт подарки-

Динь-динь-динь.

М.р. Ну, какой же Новый год без хоровода! Все вы в нарядных костюмах любите веселиться у красавицы-ёлки, правда? Наш гость – колокольчик вместе со своими братцами тоже просится в хоровод. Берём колокольчики и попробуем образовать круг. Слушаем вступление, на звучание куплета будем идти хороводом, а на проигрыш – звенеть колокольчиками.

Исполняется хоровод «Новогодний колокольчик» (музыка и слова Н.Караваевой).

Дети рассаживаются.

М.р. А вы знаете, ребята, ещё у нашего колокольчика есть  родственники за границей. В далёкой стране, в Китае, во дворах у людей можно услышать чудесные, необыкновенные звуки. Так поёт на ветвях дерева или над крылечком у хозяев «музыка ветра». Это тоже звучащие, звенящие предметы, только внешне они не похожи на наши колокольчики. «Музыка ветра»  может состоять  из металлических палочек или полых трубочек. У каждой из них своё, особенное звучание.  (Демонстрирует звучание разных видов «музыки ветра»). Там же, в Китае, несколько столетий назад в городе Баодин стали изготавливать шары здоровья, которые известны сейчас во всём мире. Это два стальных шара, прокрытых эмалью. Их принято катать в ладонях, развивая ловкость пальцев и кисти, укрепляя с помощью такого массажа своё здоровье. Благодаря своему звучанию (один – выше, другой – ниже) шары получили название «ревущий дракон» и «поющий феникс». Вот с такими интересными инструментами мы сегодня познакомились.

   В заключение  нашего занятия я предлагаю взять колокольчики, бубенчики, бубен и озвучить стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок».

Жил на свете старичок

Маленького роста.

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

    Ха-ха-ха (бубенцы)

   Да хе-хе-хе, (колокольчик)

   Хи-хи-хи (бубенцы)

  Да бух-бух, (бубен)

  Бу-бу-бу (бубенцы)

  Да бе-бе-бе (колокольчик)

Динь-динь-динь (все инструменты вместе)

Да трюх-трюх!

Вот какие у нас весёлые «хохотушки» получились! Молодцы! Много мы сегодня интересного увидели, услышали и узнали о колокольчике и его родственниках. Колокольчик прощается с вами. (Звенит колокольчик). Наше занятие окончено.

Список использованной литературы

1.Анисимова Г.И.

Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96с., ил. –

(Детский сад: день за днём).

2.Репина Г.А.

Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.:

ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (9).

3.Тютюнникова Т.Э.

Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками. –

СПб: ЛОИРО, 2003. – 100с.

4.Журнал «Колокольчик» №27, 2003.

5. Журнал «Музыкальный руководитель» №3, 2009.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Радынова О.П.

Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» (на 10 CD – дисках).

Диск 10 «Музыкальные инструменты». М.2009.

2.Аудиоэнциклопедия  «Народные инструменты»

Creative Attraction, 2004.

3. Шемтюк В. Песня «Динь-дон» из репертуара детской музыкальной студии

«Родники».

4.http://digitalblasphemy.com.

5. www.migranov.ru

6. www.VETTON.ru

7. www.vipbells.ru