Методические разработки
Конспект млюывпдлважрдадап ссылк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Детское экспериментирование в ДОУ" | 611.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование как один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников
Климатова Нина Анатольевна, воспитатель СП «Петушок» МДОУ «Детский сад Стрежевой»
Одним из важных направлений в работе с дошкольниками, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Большую роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе играет познавательно-исследовательская деятельность.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, так как данный вид деятельности закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания. Наша задача, педагогов ДОО, научить детей самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности.
Особенностью опытно–экспериментальной деятельности является то, что данная деятельность способствует овладению представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Опытно –экспериментальная деятельность детей способствует обогащению памяти ребенка, активизации его мыслительных процессов, в силу постоянной необходимости совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. В результате данной деятельности у детей возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что в совокупности способствует развитию речи детей. Результатом становится как знакомство детей с новыми фактами, так и формирование умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Как говорится в китайской пословице «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В целях формирования естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста, нами составлена рабочая программа «Опыты и эксперименты», данная программа составлена на основании парциальных программ Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска». Программа «Опыты и эксперименты» способствует наиболее широко изучать окружающий мир, через опыт личных ощущений, действий, переживаний, экспериментирования с предметами и явлениями окружающего мира, делать на основании этого выводы, рассуждать.
Программа включает 6 тематических блоков опытно-экспериментальной деятельности. В результате проведенных экспериментов у детей формируются следующие выводы:
Опыты с воздухом
- В стакане есть воздух, он не пускает туда воду;
- Воздух прозрачный, невидимый, но его можно почувствовать, обмахивая лицо;
- Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет;
- Воздух легче воды; чем сильнее дуть, тем больше волны;
- Ветер — это движение воздуха;
- Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Опыты с водой
- Руки станут чище, если помыть их водой;
- Вода легко окрашивается в любой цвет;
- В прозрачной воде предметы хорошо видны, в непрозрачной – невидны;
- Вода растворяет различные вещества, загрязненную воду можно отфильтровать;
- Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны;
- Вода испаряется, а частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда;
- Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду;
- Вода превращается в лёд, когда очень холодно;
- Лёд превращается в воду, когда тепло;
- Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
Опыты с песком
- песок – сыпучий материал;
- мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет;
- когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются;
- глина более плотная, чем песок, поэтому вода медленно просачивается сквозь нее;
- изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Солнце, свет, тепло
- тень появляется при наличии света и предмета;
- очертание предмета и тени схожи;
- чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее;
- тень появляется, когда есть источник света, тень – это темное пятно;
- световые лучи не могут пройти сквозь предмет;
- от самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света;
- лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень;
- в тени прохладнее, чем на солнце; солнце нагревает предметы.
Мир растений
- Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофилл, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания;
- Вода необходима растениям, без нее они погибают;
- Растение, которое растет на свету, выглядит здоровым, красивым.
Свойства магнита
- Металлические предметы при разжимании не падают, а другие предметы падают;
- Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный;
- Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются;
- Магнит притягивает только железные предметы;
- Магнит действует сквозь воду и стекло, может действовать на металлические предметы сквозь дерево;
- Скрепки намагнитились и на некоторое время сами стали магнитами.
В результате проделанной работы мы убедилась, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования, положительно влияет на развитие познавательного интереса к окружающему миру и природе, также способствовала на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, осуществлять эксперимент, делать выводы); речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение правильно строить свои ответы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими); знания детей о живой и неживой природе.
Список литературы
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2019. - 192 с.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений[Текст]. - М., ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
- Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
- Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград, 2011г. – 333 с.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г. – 64 с.
- Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2020. - 129 с.