Творческая работа учащихся
Творческая работа учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_palindromy.docx | 26.62 КБ |
proekt_palindromy.pptx | 1.32 МБ |
proekt_matematika.docx | 25.34 КБ |
proekt_matematika.ppt | 2.82 МБ |
yyt-daash_ottungen_soster.pptx | 246.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хондергейская срредняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по теме:
«Удивительные палиндромы»
Работу выполнила: Сотнич Диана,
обучающаяся 4 «а» класса
МБОУСОШ с.Хондергей
Руководитель: Сат Шораана Сергеевна
2020
Содержание
- Введение………………………………………………………………
- Основная часть
2.1.Что такое палиндромы?................................................
2.2. Из истории появления палиндромов…………………
2.3.В каких предметах встречаются палиндромы? ………….
2.4. Практическое применение……………………………..
3.Заключение……………………………………………………………
4.Список литературы…………………………………………………..
Введение
У каждого ученика есть любимые предметы в школе. Мне больше всего нравятся уроки русского языка и литературного чтения. На одном из уроков «Занимательного русского языка», нам сказали придумать палиндромы. Сначала было непонятно, что это такое? Но когда мы стали выполнять это задание, оказалось очень интересно и занимательно. Я люблю узнавать что-то новое. Мне информация стала интересной, и я решила изучить её.
Актуальность работы заключается в возможности получения интересной информации о палиндромах. Тема палиндромов актуальна и интересна с давних времен. Палиндромы обладают необычной историей, удивительными свойствами. В древности к ним относились даже с опаской, считая их заклинаньями. Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но очень интересное. Не каждому под силу и по душе такое занятие.
В настоящее время тема палиндромов также интересна, подтверждением этому являются статьи, различные публикации, сайты в Интернете.
Цель: Разобраться в магическом свойстве мира букв – превращаться наоборот, сохраняя смысл. Научиться составлять слова палиндромы
Задачи:
- Выяснить, что такое палиндром
- Изучить слова-палиндромы.
- Рассмотреть палиндромы в других предметах
- Сделать презентацию для одноклассников о словах – палиндромах.
Гипотеза: Если одноклассникам рассказать об удивительных палиндромах, то у ребят появится интерес к русскому языку и возникнет желание составить палиндромы.
Объект исследования –палиндромы.
Предмет исследования – словарный состав языка
При выполнении работы были использованы следующие
приемы и методы: опрос,
анализ (статистическая обработка данных),
работа с источниками информации,
исследование.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие одноклассники и не только, возможно обратят внимание на мое исследование.
Практическая значимость заключается в возможности применения итогов исследования на уроках и во внеурочной деятельности.
2.1.Что такое палиндромы?
Для того чтобы выяснить, знают ли обучающиеся нашей школы про палиндромы, я провела опрос.
Задавала такие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое палиндромы?
2. Где встречаются палиндромы?
3. Хотели бы узнать о палиндромах?
В опросе приняли участие 61 человек. У нас получились следующие результаты. На вопрос знаете ли вы, что такое палиндромы?
Да- ответили 0 человек, нет -61 человек.
На вопрос: где встречаются палиндромы? Знаю ответили -0 человек, не знаю -ответили 61 человек
На вопрос хотели бы узнать о палиндромах? Хочу узнать – ответили 61 человек.
Результаты опроса таковы, что все опрошенные не знают что такое палиндромы, где они встречаются и пожелали узнать о них.
Я сделала вывод, что необходимо сделать для одноклассников проект о палиндромах и на внеурочном занятии познакомить их с ними.
Что такое палиндромы? Я посмотрела в нескольких источниках.
Значение слова палиндром в новом словаре иностранных слов:
Палиндром - (палиндромон) ( гр. palindromeo бегу назад) перевертень - слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и справа налево, например, кабак , тот и т.д.
Значение слова палиндром в Большом энциклопедическом словаре:
палиндром то же, что перевертень.
2.2 Из истории появления палиндромов.
Краткая историческая справка
Говоря о том, что такое палиндром, следует сказать, что известны
«перевертыши» с самой глубокой древности. Зачастую им придавался
магический сакральный смысл. Появились палиндромы, примеры которых можно встретить в самых разных языках, предположительно в средние века.
2.4.Практическое применение
Исследование №1
С одноклассниками мы нашли и придумали слова и записали их в алфавитном порядке. У нас получилось 39 слов!
Вот они: Авва, Азиза, Алла, Анна,ара, боб, дед, довод, доход, еле, заказ, иди, или, ищи, кабак, казак, как, кок, колок, комок, летел, лил, мадам, наворован, наган, око, оно, поп, потоп, пуп, радар, ротор, течет, Тит, топот, тот, тут, ушу, цыц, шабаш, шалаш, шиш.
Среди них 5 глаголов (иди, ищи, летел, лил, наворован, течет), 29 имен существительных, 2 местоимения (оно, тот), 2 наречия (тут, еле), союз (или)
Исследование №2
Существуют целые фразы – палиндромы. Например, одна из таких фраз звучит в известной сказке А. Толстого «Приключения Буратино»:
В сказке девочка Мальвина учила Буратино писать. Она велела написать такую фразу: “А роза упала на лапу Азора” и велела прочитать “наоборот”. Эта фраза одинаково читается слева направо и справа налево. Это фраза-палиндром.
Таких фраз очень много:
Около Мити молоко.
И пиши, и шипи.
На доме чемодан.
Он ест сено.
А в Енисее – синева.
Исследование №3
Кроме буквенных палиндромов существуют и числовые палиндромы. В математике есть палиндромы.
Числовые палиндромы – это числа, которые одинаково читаются справа налево и слева направо. Причём число знаков может быть как чётным, так и нечётным.
Например: 121; 676; 1331; 4884
Палиндромические числа давно заинтересовали ученых – математиков. Эти числа не просто красивы, но ещё и обладают рядом замечательных свойств.
1)Например, возьмем число 38. Запишем его в обратном порядке 83. А теперь попробуем их сложить.
38 + 83 = 121 – палиндром.
Мы сделали один шаг и получили палиндром.
2)Иногда, чтобы получить палиндром, требуется больше шагов.
Например: число 67
67+76 = 143
143+341 =484 (палиндром) - два шага
3) А если возьмём число 96 , то палиндром можно получить, сделав четыре шага.
96 + 69 = 165,
165 + 561 = 726,
726 + 627 = 1353,
1353 + 3531 = 4884
Например, в тувинском языке: ава, ача, кудук, карак, кадак и т.д.
Заключение
Мир букв и слов настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я поняла, если бы каждый из нас уделял ему больше внимания, то нашел бы для себя много нового и интересного.
Цели своей работы я достигла. Рассмотрела слова – палиндромы и записала их в общем виде. Привела примеры и доказала , что палиндромы существуют и в других предметах. Определила ряд вопросов, над которыми мне предстоит ещё работать. В дальнейшем я хочу исследовать фразы – палиндромы.
Литература
1. Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел // книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
2.Новый словарь иностранных слов/ главный редактор В.В. Адамчик. – М.:АСТ; Мн.: Харвест, 2007. – 1152 стр.
3.Перельман Я.И. Занимательная математика // издательство «Тезис». – 1994
4.Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 1978, 223 с.
5.Толстой А.К. Буратино. – М.: Вече, 2002. Буратино
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение У каждого ученика есть любимые предметы в школе. Мне больше всего нравятся уроки русского языка и литературного чтения. На одном из уроков «Занимательного русского языка», нам сказали придумать палиндромы. Сначала было непонятно, что это такое? Но когда мы стали выполнять это задание, оказалось очень интересно и занимательно. Я люблю узнавать что-то новое. Мне информация стала интересной, и я решила изучить её.
Актуальность работы заключается в возможности получения интересной информации о палиндромах. Тема палиндромов актуальна и интересна с давних времен. Палиндромы обладают необычной историей, удивительными свойствами. В древности к ним относились даже с опаской, считая их заклинаньями. Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но очень интересное. Не каждому под силу и по душе такое занятие. В настоящее время тема палиндромов также интересна, подтверждением этому являются статьи, различные публикации, сайты в Интернете.
Цель: разобраться в магических свойствах мира букв - превращаться наоборот, сохраняя смысл. Научиться составлять числа палиндромы
Выяснить, что такое палиндром? Рассмотреть палиндромы в других предметах. Сделать презентацию для одноклассников Изучить слова палиндромы. Задачи:
Если одноклассникам рассказать об удивительных палиндромах, то у ребят появится интерес к русскому языку и возникнет желание составить палиндромы . Гипотеза:
Приёмы и методы: Опрос, анализ, работа с источниками информации, исследование Объект исследования: палиндромы .
Объект исследования: палиндромы . Предмет исследования: словарный состав русского языка .
Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие одноклассники и не только, возможно обратят внимание на мое исследование. Практическая значимость заключается в возможности применения итогов исследования на уроках и во внеурочной деятельности.
Результаты анкетирования: Знаете ли вы что такое палиндромы? Где встречаются палиндромы? Хотели бы узнать о палиндромах?
Из соломы и из веток На полянке дом лесной. От дождя укроет летом, Даст прохладу тебе в зной Как называли глаз в древности? ШАЛАШ ОКО
Палиндром – слова, фразы или стих, одинаково читающиеся слева направо и справа налево, что в переводе с греческого означает «бегущий назад, возвращающийся»
Краткая историческая справка Говоря о том, что такое палиндром, следует сказать, что известны «перевертыши » с самой глубокой древности. Зачастую им придавался магический сакральный смысл. Появились палиндромы, примеры которых можно встретить в самых разных языках, предположительно в средние века.
Исследование №1 С одноклассниками мы нашли и придумали слова и записали их в алфавитном порядке. У нас получилось 42 слова! Вот они: Авва , Азиза , Алла, Анна,ара , боб, дед, довод, доход, еле, заказ, иди, или, ищи, кабак, казак, как, кок, колок, комок, летел, лил, мадам, наворован, наган, око, оно, поп, потоп, пуп, радар, ротор, течет, Тит, топот, тот, тут, ушу, цыц, шабаш, шалаш, шиш. Среди них 6 глаголов (иди, ищи, летел, лил, наворован, течет), 31 имен существительных, 2 местоимения (оно, тот), 2 наречия (тут, еле), союз (или)
Исследование №2 Существуют целые фразы – палиндромы. Например, одна из таких фраз звучит в известной сказке А. Толстого «Приключения Буратино»: В сказке девочка Мальвина учила Буратино писать. Она велела написать такую фразу: “А роза упала на лапу Азора ” и велела прочитать “наоборот”. Эта фраза одинаково читается слева направо и справа налево. Это фраза-палиндром . Таких фраз очень много: Около Мити молоко. И пиши, и шипи. На доме чемодан. Он ест сено. А в Енисее – синева.
Исследование №3 Кроме буквенных палиндромов существуют и числовые палиндромы. В математике есть палиндромы. Числовые палиндромы – это числа, которые одинаково читаются справа налево и слева направо. Причём число знаков может быть как чётным, так и нечётным. Например: 121; 676; 1331; 4884 Палиндромические числа давно заинтересовали ученых – математиков. Эти числа не просто красивы, но ещё и обладают рядом замечательных свойств. 1)Например, возьмем число 38 . Запишем его в обратном порядке 83 . А теперь попробуем их сложить. 38 + 83 = 121 – палиндром.
Исследование №3 Мы сделали один шаг и получили палиндром. 2)Иногда, чтобы получить палиндром, требуется больше шагов. Например: число 67 67+76 = 143 143+341 =484 (палиндром) - два шага 3) А если возьмём число 96 , то палиндром можно получить, сделав четыре шага. 96 + 69 = 165, 165 + 561 = 726, 726 + 627 = 1353, 1353 + 3531 = 4884 Например, в тувинском языке : ава , ача , кудук , карак , кадак и т.д.
Мир букв и слов настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я поняла, если бы каждый из нас уделял ему больше внимания, то нашел бы для себя много нового и интересного. Цели своей работы я достигла. Рассмотрела слова – палиндромы и записала их в общем виде. Привела примеры и доказала , что палиндромы существуют и в других предметах. Определила ряд вопросов, над которыми мне предстоит ещё работать. В дальнейшем я хочу исследовать фразы – палиндромы. Заключение
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Введение
В 2019-2020 учебном году нашей школе исполнилось 80 лет. В этой школе мы учимся уже четвёртый год. Мы очень любим свою школу. Поэтому мы в декаде математики решили составить задачи о нашей школе. С этой проблемой мы с нашей учительницей обратились к руководству школы и получили не только одобрение с их стороны, но и много идей, а так же полезную информацию.
Актуальность:
На уроках математики, мы с учителем часто решаем задачи из учебника. Но нет задач о нашей школе. Изучив историю школы, мы задумались о том, как мало мы её знаем. Нам захотелось, чтобы всё, что узнали мы, узнали и другие ребята. Но как же сделать так, чтобы это было доступно всем? И вот, с учителем придумали идею создать сборник задач о нашей школе для учащихся. Данный сборник поможет учителям математики на уроках и внеклассных мероприятиях решать задачи о том, что учащимся интересно и познавательно. И хотим подарить этот сборник к концу учебного года.
Выбранную тему считаем актуальной, потому что сегодня, к сожалению, не всякий школьник знает всё о своей школе.
Цель: Составить сборник задач о нашей школе.
Задачи:
- узнать историю школы;
- отобрать материал для составления задач
- самостоятельно составить задачи;
- составить презентацию с задачами;
- участвовать в конкурсе проектов школы
Гипотеза: Если составить и решить математические задачи по данным материалам, то можно узнавать много полезной информации о родной школе.
Объект исследования: МБОУСОШ с.Хондергей.
Предмет исследования: информация о школе, выпускники школы.
Мы надеемся, что наш сборник поможет учащимся на уроках математики в решении задач и примеров. Также он расскажет ребятам об истории нашей школы, её выпускниках и замечательных учителях.
Основная часть
Нашей школе в 2019 году исполнилось 80 лет. В связи с этой знаменательной датой, хотелось бы узнать некоторую информацию о школе.
- Фактические данные о школе.
- Первая четырехлетняя школа была организована в 1939 году и в ней обучались дети только начальной школы.
В 1951-1957 г образована семилетняя школа
Численность обучающихся в 2019 - 2020 учебном году составила 225 человек.
Количество классов – комплектов – 13.
Количество педагогов – 31.
Количество отличников за 1 четверть – 27, ударников – 37.
Учебных кабинетов - 16
Спортивный зал – 1.
Библиотека – 1.
Изучив историю школы из архива музея, а также побеседовав с руководством школы мы узнали много интересной информации и составили следующие задачи
Задача №1
Наша школа построена в 1939 году. Сколько лет исполнилось школе в этом году?
Задача № 2
В нашей школе обучаются 110 мальчиков и 115 девочек? Сколько всего учащихся? (225 уч)
Задача № 3
В школе обучается 225 учеников. Из них в 1-4 классах 108 человек, в 10-11 классах – 14 учеников. Сколько учеников обучается в 5-9 классах?
Задача № 4
В начальной школе 108 детей, а в средней школе на 5 меньше учеников. Сколько учеников в средней школе? (103)
Задача № 5
В нашей школе обучаются 225 учащихся. Из них 108 учащихся начальной школы, 103 учащихся средней школы. Сколько учащихся обучаются в старшей школе? (14 уч)
Задача № 6
1 класс | 19 уч |
2 «а» класс | 18 уч |
2 «б» класс | 18 уч |
3 класс | 21 уч |
4 «а» класс | 17 уч |
4 «б» класс | 14 уч |
5 «а» класс | 16 уч |
5 «б» класс | 16 уч |
6 класс | 28 уч |
7 класс | 18 уч |
8 класс | 15 уч |
9 класс | 11 уч |
10-11 классы | 14 уч |
Задание: 1. В каком классе наибольшее количество учащихся? (в 6 классе)
2. В каком классе наименьшее количество учащихся? (в 9 классе)
Задача 7.
Памятник землякам –героям, павшим за Родину во время Великой Отечественной войны поставлен около школы в 1985 году. Сколько лет стоит памятник?
Задача 8.
Сейчас в школе всего 31 педагогов, из них – 5 мужчин. Сколько педагогов-женщин работают в нашей школе?
Задача 9.
Сейчас в школе всего работают 27 техперсонала. Женщин -9, а остальные мужчины. На сколько больше техперсоналов-мужчин работают в нашей школе?
Задача 10.
В нашей школе по итогам 1 четверти в начальной школе 10 отличников, а в средней школе -4. Сколько всего отличников в школе7
Задача № 11
В школе обучается 114 учеников. Из них в 1-4 классах 47 человек, в 9-10 классах – 28учеников. Сколько учеников обучается в 5-8 классах?
Задача № 12
За 80 лет существования школы 14 учеников окончили школу с медалью. 13 выпускников - с серебряной медалью. Сколько учеников закончили школу золотой медалью?
Задача № 13
Сколько директоров школы было за эти 80 лет, если директоров мужчин – 10, а женщин -2?
Задача № 14
Сколько лет Сат Аяна Сергеевна управляет школой, если она работает в школе директором с 2004 года?
Задача № 15
Сат Дарый Орлановна- учитель английского языка. В этом году работает в нашей школе, тоже выпускница школы. Задача: Каждый день Дарый Орлановна проводит 4 урока. Учебных дней за 4 месяца 80 дней. Сколько раз за эти 80 дней Дарый Орлановна сказала « Доброе утро!» своим ученикам?
Задача № 16
В каком году был открыт музей школы, если в 2020 году исполнится 35 лет?
Вывод: Мы понимаем, что мы много ещё не рассказали о людях, что работали и работают в нашей школе, о её истории. Поэтому, наш сборник не закончен. С годами его можно редактировать и пополнять новыми задачами . К концу учебного года мы хотим подарить сборник «80 задач о любимой школе»
Выдвинутая гипотеза подтвердилась – любая информация помогает научиться составлять и решать текстовые задачи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение В 2019-2020 учебном году нашей школе исполнилось 80 лет. В этой школе мы учимся уже четвёртый год. Мы очень любим свою школу. Поэтому мы в декаде математики решили составить задачи о нашей школе. С этой проблемой мы с нашей учительницей обратились к руководству школы и получили не только одобрение с их стороны, но и много идей, а так же полезную информацию.
Актуальность На уроках математики, мы с учителем часто решаем задачи из учебника. Но нет задач о нашей школе. Изучив историю школы, мы задумались о том, как мало мы её знаем. Нам захотелось, чтобы всё, что узнали мы, узнали и другие ребята. Но как же сделать так, чтобы это было доступно всем? И вот, с учителем придумали идею создать сборник задач о нашей школе для учащихся. Данный сборник поможет учителям математики на уроках и внеклассных мероприятиях решать задачи о том, что учащимся интересно и познавательно. И хотим подарить этот сборник к концу учебного года.
Цель исследования Составить сборник задач о нашей школе.
Задачи исследования - узнать историю школы; - отобрать материал для составления задач - самостоятельно составить задачи; - составить презентацию с задачами; - участвовать в конкурсе проектов школы
Гипотеза Составление и решение задач по данным материалам может расширить кругозор, углубить знания о родной школе
Объект исследования МБОУСОШ с.Хондергей.
Предмет исследования информация о школе, выпускники школы.
Ожидаемый результат Мы надеемся , что наш сборник поможет учащимся на уроках математики в решении задач и примеров. Также он расскажет ребятам об истории нашей школы, её выпускниках и замечательных учителях.
Задача №1 Наша школа построена в 1939 году. Сколько лет исполнилось школе в этом году? Задача № 2 В нашей школе обучаются 110 мальчиков и 115 девочек? Сколько всего учащихся? (225 уч) Задача № 3 В школе обучается 225 учеников. Из них в 1-4 классах 108 человек, в 10-11 классах – 14 учеников. Сколько учеников обучается в 5-9 классах? Задача № 4 В начальной школе 108 детей, а в средней школе на 5 меньше учеников. Сколько учеников в средней школе? (103)
Задача № 5 В нашей школе обучаются 225 учащихся. Из них 108 учащихся начальной школы, 103 учащихся средней школы. Сколько учащихся обучаются в старшей школе? (14 уч) Задача № 6 Задание: 1. В каком классе наибольшее количество учащихся? (в 6 классе) 2. В каком классе наименьшее количество учащихся? (в 9 классе) Задача 7. Памятник землякам – героям, павшим за Родину во время Великой Отечественной войны поставлен на территории школы в 1985 году. Сколько лет стоит памятник? Задача 8. Сейчас в школе всего 31 педагогов, из них – 5 мужчин. Сколько педагогов-женщин работают в нашей школе?
Задача 9. Сейчас в школе всего работают 27 техперсонала. Женщин -9, а остальные мужчины. На сколько больше техперсоналов-мужчин работают в нашей школе? Задача 10. В нашей школе по итогам 1 четверти в начальной школе 10 отличников, а в средней школе -4. Сколько всего отличников в школе7 Задача № 11 В школе обучается 114 учеников. Из них в 1-4 классах 47 человек, в 9-10 классах – 28учеников. Сколько учеников обучается в 5-8 классах? Задача № 12 За 80 лет существования школы 14 учеников окончили школу с медалью. 13 выпускников - с серебряной медалью. Сколько учеников закончили школу золотой медалью?
Задача № 13 Сколько директоров школы было за эти 80 лет, если директоров мужчин – 10, а женщин -2? Задача № 14 Сколько лет Сат Аяна Сергеевна управляет школой, если она работает в школе директором с 2004 года? Задача № 15 Сат Дарый Орлановна- учитель английского языка. В этом году работает в нашей школе, тоже выпускница школы. Задача: Каждый день Дарый Орлановна проводит 4 урока. Учебных дней за 4 месяца 80 дней. Сколько раз за эти 80 дней Дарый Орлановна сказала « Доброе утро!» своим ученикам? Задача № 16 В каком году был открыт музей школы, если в 2020 году исполнится 35 лет?
Директор школы Сат Аяна Сергеевна
Заместитель директора по учебной работе Монгуш Анна Анай-ооловна
Заведующая школьного музея Сат Чейнеш Казак-ооловна
Вывод: Мы понимаем, что мы много ещё не рассказали о людях, что работали и работают в нашей школе, о её истории. Поэтому, наш сборник не закончен, его можно редактировать и пополнять новыми задачами . К концу учебного года мы хотим подарить сборник «80 задач о любимой школе»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Киирилде Тыва дылда нарын с ѳ стерни хун буруде ажыглап турар бис. Мээн суурумну долгандыр турар черлер аттарында дефистеп бижиир нарын состернин хойу менээ сонуурганчыг болган . Ынчангаш дефистеп бижиир нарын состерни чыып , бижип , шинчилээринче сонуургалым улгаткан .
Ажылдын чугулазы : Х ыналда ажылдар , эдерти бижилгелер уезинде чангыс классчы эштерим дефистеп бижиир нарын состерни хой шын эвес бижип турары , биске чидиг айтырыг болуп турар . Ындыг айтырыг турбазы-биле бо ажылды шинчилеп , чугле эштеримге эвес , оон-даа оскелерге тайылбырлап бээри чугула .
Ажылдын сорулгазы Дефистеп бижиир нарын состернин лексиктиг утказын , тургузуун тодарадып , болуктерге чарып шинчилээр .
Ажылдын сорулгазын чедип алыры -биле шиитпирлээр ажылдар : Тыва дыл номундан кол дурумну дилеп тывар ; ында шупту каш нарын состер барын тып,санаар . Информаторлар -биле ажыл . Нарын состерни бѳлуктерге чарар . Суурувуста нарын состер -биле бижиир черлер аттарын тывар . 5. Нарын состерни чогаадып шенээр .
Даап бодаашкын Бир эвес дефистеп бижиир нарын состерни шын бижип ооренип алыр болзумза , мен ол состернин шын бижилгезин частырыг чокка бижиир апаар мен.
Шинчилел ажылынын объектизи : Дефистеп бижиир нарын состер .
Шинчилел ажылынын предмеди : 3 -ку класстын тыва дыл номунда б олгаш орфографтыг словарьда кирген дефистеп бижиир нарын состер .
Манап болгу дег туннелдер : Дефистеп бижиир нарын состерни частырыг чокка бижиири болгаш чаа нарын состер чогаадылгазы .
Нарын состер деп чул ? Ийи дазылдан тургустунган состерни нарын состер дээр . Нарын состерни дефистеп бижиир . Чижээ : Кара- Хаак , кок-кат, Улуг-Хем . Дазылы кызырылган нарын состерни тудуштур бижиир . Чижээ : бежен ( беш+он ) Тыва дыл номунда 314 дефистеп бижиир нарын состер бар.
Нарын состернин ажыглаттынып турарынын аайы -биле мындыг болуктерге чарып турар : Кандыг-бир он- чузунну ангы-ангы тодарадырда . Чижээ : алдын-сарыг,ак-сарыг . Кожууннар , черлер аттары адаарда . Чижээ : Улуг-Хем , Чадаан . Чем аттары . Чижээ : чинге-тараа , ааржы-чокпек . Куштар ады адаарда . Чижээ : коге-буга , бора- хокпеш . Кижи ады адаарда . Чижээ : Чимит-Доржу , Алдын-кыс .
Хондергейде дефистеп бижиир нарын состер -биле бижиир черлер аттары : Ыраажы-Хем , Эзерлиг-Даг , Уш-Тей , Сиктээр-Баалык , Азалыг-Одек , Кара- Суг , Аныяк-Хондергей , Улуг-Хондергей , Ара-Ой, Сарыг-Алаак , Ак- Баалык , Кургаг-Адыр , Кызыл- Тей , Куйлуг-Тей , Хурен-Харааш , Улуг-Тайылган , Биче- Тайылган , Дон-Кара- Одек , Уялыг -Даш, Хараганныг-Даг , Улуг-Шожан , Биче- Шожан , Калбак -Хая, Бестиг -Кара, Хаглыг-Оймак , Шиш- Кожагар , Куу-Кожагар , Кожээлиг-Адыр .
Бодумнун тургузуп алган нарын состерим : Чарты-чээрген , оттуг-быдаа ( эмин эртир ажыг быдаа ), чалым-хая, ой-чик, ажык-алаак , албаты-чон , тас-чоорган
Туннел : Бис бо ажылга даянып алгаш дефистеп бижиир нарын состернин дугайында хойну билген бис. Суурумда дефистеп бижиир нарын состер -биле бижиир , бодум билбес черлер аттарын билип алган мен. Чаа чогаадып алган нарын состеримни башкыларым болгаш эштерим ажыглап чугааланырга менээ оорунчуг болду .
Мени дыннаанынар дээш четтирдим !