Творческая работа учащихся

Творческая работа учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palindromy.docx26.62 КБ
Файл proekt_palindromy.pptx1.32 МБ
Файл proekt_matematika.docx25.34 КБ
Office presentation icon proekt_matematika.ppt2.82 МБ
Файл yyt-daash_ottungen_soster.pptx246.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хондергейская срредняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа по теме:

«Удивительные палиндромы»

Работу выполнила: Сотнич Диана,

обучающаяся 4 «а» класса

МБОУСОШ с.Хондергей

Руководитель: Сат Шораана Сергеевна

2020

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………
  2. Основная часть

     2.1.Что такое палиндромы?................................................

     2.2. Из истории появления палиндромов…………………

2.3.В каких предметах встречаются  палиндромы? ………….

2.4. Практическое применение……………………………..

3.Заключение……………………………………………………………

4.Список литературы…………………………………………………..

Введение

У каждого ученика есть любимые предметы в школе. Мне больше всего нравятся уроки русского языка и литературного чтения. На одном из уроков «Занимательного русского языка», нам  сказали придумать палиндромы. Сначала было непонятно, что это такое? Но когда мы стали выполнять это задание, оказалось очень интересно и занимательно. Я люблю узнавать что-то новое. Мне информация стала интересной, и я решила изучить её.

Актуальность работы заключается в возможности получения интересной информации о  палиндромах. Тема палиндромов актуальна и интересна с давних времен. Палиндромы  обладают необычной историей, удивительными свойствами. В древности к ним относились даже с опаской, считая их заклинаньями. Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но очень интересное. Не каждому под силу и по душе такое занятие.

В настоящее время тема палиндромов также интересна, подтверждением этому являются статьи, различные публикации, сайты в Интернете.

Цель: Разобраться в магическом свойстве мира букв –  превращаться наоборот, сохраняя смысл. Научиться составлять слова палиндромы

Задачи: 

  1.  Выяснить, что такое палиндром
  2.  Изучить слова-палиндромы.
  3. Рассмотреть палиндромы в других предметах
  4. Сделать презентацию для одноклассников о словах – палиндромах.

Гипотеза:   Если одноклассникам рассказать об удивительных палиндромах, то у ребят появится интерес к русскому языку и возникнет желание составить палиндромы.

Объект исследования –палиндромы.

Предмет исследования словарный состав языка

При выполнении работы были использованы следующие 

приемы и методы: опрос,

анализ (статистическая обработка данных),

работа с источниками информации,

исследование.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие одноклассники и не только, возможно обратят внимание на мое исследование.

Практическая значимость заключается в возможности применения итогов исследования на уроках и во внеурочной деятельности.

2.1.Что такое палиндромы?

Для того чтобы выяснить, знают ли обучающиеся нашей школы  про палиндромы,  я провела опрос.

Задавала такие вопросы:

1.Знаете ли вы, что такое палиндромы?

2. Где встречаются палиндромы?

3. Хотели бы узнать о палиндромах?

В опросе приняли участие  61  человек. У нас получились следующие результаты. На вопрос знаете ли вы, что такое палиндромы?

Да- ответили 0 человек, нет -61 человек.

На вопрос:  где встречаются палиндромы?  Знаю ответили -0 человек, не знаю -ответили  61 человек

На вопрос хотели бы узнать о палиндромах? Хочу узнать – ответили 61 человек.

Результаты опроса таковы, что все опрошенные не знают что такое палиндромы, где они встречаются  и пожелали узнать о них.

Я сделала вывод, что необходимо сделать для  одноклассников проект о  палиндромах  и на внеурочном занятии познакомить их с  ними.

Что такое палиндромы? Я посмотрела в нескольких источниках.

Значение слова палиндром в новом словаре иностранных слов:

Палиндром - (палиндромон) ( гр. palindromeo бегу назад) перевертень - слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и справа налево, например, кабак , тот и т.д.

Значение слова палиндром в Большом энциклопедическом словаре:

палиндром то же, что перевертень.

2.2 Из истории появления палиндромов.

Краткая историческая справка

         Говоря о том, что такое палиндром, следует сказать, что известны

«перевертыши» с самой глубокой древности. Зачастую им придавался

магический сакральный смысл. Появились палиндромы, примеры которых можно встретить в самых разных языках, предположительно в средние века.

2.4.Практическое применение

Исследование №1

С одноклассниками  мы нашли и придумали слова  и записали их в алфавитном порядке. У нас получилось 39 слов!

Вот они: Авва, Азиза, Алла, Анна,ара, боб, дед, довод, доход, еле, заказ, иди, или, ищи,  кабак, казак, как, кок, колок, комок, летел, лил, мадам,  наворован, наган, око, оно, поп, потоп, пуп, радар, ротор, течет, Тит, топот, тот, тут, ушу, цыц, шабаш, шалаш, шиш.

Среди них 5 глаголов (иди, ищи, летел, лил, наворован, течет), 29 имен существительных, 2 местоимения (оно, тот),  2 наречия (тут, еле), союз (или)

Исследование №2

Существуют целые фразы – палиндромы. Например, одна из таких фраз звучит в известной сказке А. Толстого «Приключения Буратино»:

 В сказке девочка  Мальвина учила Буратино писать. Она велела написать такую фразу: “А роза упала на лапу Азора” и велела прочитать “наоборот”. Эта фраза одинаково  читается слева направо и справа налево. Это фраза-палиндром.

Таких фраз очень много:

Около Мити молоко.

И пиши, и шипи.

На доме чемодан.

Он ест сено.

А в Енисее – синева.

Исследование №3

     Кроме буквенных палиндромов существуют и числовые палиндромы. В математике есть палиндромы.

Числовые палиндромы – это числа, которые одинаково читаются справа налево и слева направо. Причём число знаков может быть как чётным, так и нечётным.

Например:    121;  676;  1331;  4884

 Палиндромические числа давно заинтересовали ученых – математиков. Эти числа не просто красивы, но ещё и обладают рядом замечательных свойств.

1)Например, возьмем число 38. Запишем его в обратном порядке 83. А теперь попробуем их сложить.

38 + 83 = 121 – палиндром.

 Мы сделали один шаг и получили палиндром. 

 2)Иногда, чтобы получить палиндром, требуется больше шагов.

  Например: число 67          

67+76 = 143

143+341 =484 (палиндром) - два шага

3) А если возьмём число 96 , то палиндром можно получить, сделав  четыре шага.

 96 + 69 = 165,

165 + 561 = 726,

726 + 627 = 1353,

1353 + 3531 = 4884

Например, в тувинском  языке: ава, ача, кудук, карак, кадак  и т.д.

Заключение

Мир букв и слов настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я поняла, если бы каждый из нас уделял ему больше внимания, то нашел бы для себя много нового и интересного.

Цели своей работы я достигла. Рассмотрела слова – палиндромы и записала их в общем виде. Привела примеры и доказала , что палиндромы существуют и в других предметах. Определила ряд вопросов, над которыми мне предстоит ещё работать. В дальнейшем я хочу исследовать фразы – палиндромы.


Литература

1. Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел // книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. 

2.Новый словарь иностранных слов/ главный редактор В.В. Адамчик. – М.:АСТ; Мн.: Харвест, 2007. – 1152 стр.

3.Перельман Я.И. Занимательная математика // издательство «Тезис». – 1994

4.Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 1978, 223 с.

5.Толстой А.К. Буратино. – М.: Вече, 2002. Буратино


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удивительные палиндромы МБОУСОШ с.Хондергей Работу выполнила обучающаяся 4 «а» класса Сотнич Диана Руководитель: Сат Шораана Сергеевна

Слайд 2

Введение У каждого ученика есть любимые предметы в школе. Мне больше всего нравятся уроки русского языка и литературного чтения. На одном из уроков «Занимательного русского языка», нам сказали придумать палиндромы. Сначала было непонятно, что это такое? Но когда мы стали выполнять это задание, оказалось очень интересно и занимательно. Я люблю узнавать что-то новое. Мне информация стала интересной, и я решила изучить её.

Слайд 3

Актуальность работы заключается в возможности получения интересной информации о палиндромах. Тема палиндромов актуальна и интересна с давних времен. Палиндромы обладают необычной историей, удивительными свойствами. В древности к ним относились даже с опаской, считая их заклинаньями. Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое занятие, но очень интересное. Не каждому под силу и по душе такое занятие. В настоящее время тема палиндромов также интересна, подтверждением этому являются статьи, различные публикации, сайты в Интернете.

Слайд 4

Цель: разобраться в магических свойствах мира букв - превращаться наоборот, сохраняя смысл. Научиться составлять числа палиндромы

Слайд 5

Выяснить, что такое палиндром? Рассмотреть палиндромы в других предметах. Сделать презентацию для одноклассников Изучить слова палиндромы. Задачи:

Слайд 6

Если одноклассникам рассказать об удивительных палиндромах, то у ребят появится интерес к русскому языку и возникнет желание составить палиндромы . Гипотеза:

Слайд 7

Приёмы и методы: Опрос, анализ, работа с источниками информации, исследование Объект исследования: палиндромы .

Слайд 8

Объект исследования: палиндромы . Предмет исследования: словарный состав русского языка .

Слайд 9

Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие одноклассники и не только, возможно обратят внимание на мое исследование. Практическая значимость заключается в возможности применения итогов исследования на уроках и во внеурочной деятельности.

Слайд 10

Результаты анкетирования: Знаете ли вы что такое палиндромы? Где встречаются палиндромы? Хотели бы узнать о палиндромах?

Слайд 11

Из соломы и из веток На полянке дом лесной. От дождя укроет летом, Даст прохладу тебе в зной Как называли глаз в древности? ШАЛАШ ОКО

Слайд 12

Палиндром – слова, фразы или стих, одинаково читающиеся слева направо и справа налево, что в переводе с греческого означает «бегущий назад, возвращающийся»

Слайд 13

Краткая историческая справка Говоря о том, что такое палиндром, следует сказать, что известны «перевертыши » с самой глубокой древности. Зачастую им придавался магический сакральный смысл. Появились палиндромы, примеры которых можно встретить в самых разных языках, предположительно в средние века.

Слайд 14

Исследование №1 С одноклассниками мы нашли и придумали слова и записали их в алфавитном порядке. У нас получилось 42 слова! Вот они: Авва , Азиза , Алла, Анна,ара , боб, дед, довод, доход, еле, заказ, иди, или, ищи, кабак, казак, как, кок, колок, комок, летел, лил, мадам, наворован, наган, око, оно, поп, потоп, пуп, радар, ротор, течет, Тит, топот, тот, тут, ушу, цыц, шабаш, шалаш, шиш. Среди них 6 глаголов (иди, ищи, летел, лил, наворован, течет), 31 имен существительных, 2 местоимения (оно, тот), 2 наречия (тут, еле), союз (или)

Слайд 15

Исследование №2 Существуют целые фразы – палиндромы. Например, одна из таких фраз звучит в известной сказке А. Толстого «Приключения Буратино»: В сказке девочка Мальвина учила Буратино писать. Она велела написать такую фразу: “А роза упала на лапу Азора ” и велела прочитать “наоборот”. Эта фраза одинаково читается слева направо и справа налево. Это фраза-палиндром . Таких фраз очень много: Около Мити молоко. И пиши, и шипи. На доме чемодан. Он ест сено. А в Енисее – синева.

Слайд 16

Исследование №3 Кроме буквенных палиндромов существуют и числовые палиндромы. В математике есть палиндромы. Числовые палиндромы – это числа, которые одинаково читаются справа налево и слева направо. Причём число знаков может быть как чётным, так и нечётным. Например: 121; 676; 1331; 4884 Палиндромические числа давно заинтересовали ученых – математиков. Эти числа не просто красивы, но ещё и обладают рядом замечательных свойств. 1)Например, возьмем число 38 . Запишем его в обратном порядке 83 . А теперь попробуем их сложить. 38 + 83 = 121 – палиндром.

Слайд 17

Исследование №3 Мы сделали один шаг и получили палиндром. 2)Иногда, чтобы получить палиндром, требуется больше шагов. Например: число 67 67+76 = 143 143+341 =484 (палиндром) - два шага 3) А если возьмём число 96 , то палиндром можно получить, сделав четыре шага. 96 + 69 = 165, 165 + 561 = 726, 726 + 627 = 1353, 1353 + 3531 = 4884 Например, в тувинском языке : ава , ача , кудук , карак , кадак и т.д.

Слайд 18

Мир букв и слов настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я поняла, если бы каждый из нас уделял ему больше внимания, то нашел бы для себя много нового и интересного. Цели своей работы я достигла. Рассмотрела слова – палиндромы и записала их в общем виде. Привела примеры и доказала , что палиндромы существуют и в других предметах. Определила ряд вопросов, над которыми мне предстоит ещё работать. В дальнейшем я хочу исследовать фразы – палиндромы. Заключение

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Введение

В 2019-2020 учебном году нашей школе  исполнилось 80 лет.  В этой школе мы учимся уже четвёртый год. Мы очень любим свою школу. Поэтому мы в декаде математики решили составить задачи о нашей школе. С этой проблемой мы с нашей учительницей обратились к руководству  школы и получили не только одобрение с их стороны, но и много идей, а так же полезную информацию.

Актуальность: 

На уроках математики, мы с учителем часто решаем задачи из учебника. Но нет задач о нашей школе. Изучив историю школы, мы задумались о том, как мало мы её знаем. Нам захотелось, чтобы всё, что узнали мы, узнали и другие ребята. Но как же сделать так, чтобы это было доступно всем? И вот,  с учителем придумали идею создать сборник задач о нашей школе для учащихся.        Данный сборник поможет учителям математики на  уроках и внеклассных мероприятиях решать задачи о том, что учащимся интересно и познавательно. И хотим подарить этот сборник  к концу учебного года.    

Выбранную тему  считаем актуальной, потому что сегодня, к сожалению, не всякий школьник знает  всё о своей школе.

                                                       

Цель: Составить  сборник задач о нашей школе.

Задачи:

- узнать историю школы;

- отобрать материал для составления задач

- самостоятельно составить задачи;

- составить презентацию с задачами;

- участвовать в конкурсе проектов школы

Гипотеза:  Если составить  и решить математические  задачи по данным материалам, то можно  узнавать  много полезной информации о родной школе.

Объект исследования:  МБОУСОШ с.Хондергей.

Предмет исследования:  информация о школе,  выпускники школы.

Мы надеемся, что наш сборник поможет учащимся на уроках математики в решении задач и примеров. Также он расскажет ребятам об истории нашей школы, её выпускниках и замечательных учителях.

Основная часть

Нашей школе в 2019 году исполнилось 80 лет. В связи с этой знаменательной датой, хотелось бы узнать некоторую  информацию  о школе.

  1. Фактические данные о школе.

- Первая четырехлетняя школа  была организована в 1939 году и в ней обучались дети только начальной школы.

В 1951-1957 г образована семилетняя школа

Численность обучающихся в 2019 - 2020 учебном году  составила   225 человек.

Количество классов – комплектов – 13.

Количество педагогов – 31.

Количество отличников за 1 четверть – 27, ударников – 37.

Учебных кабинетов -  16      

Спортивный зал – 1.

Библиотека – 1.

Изучив историю школы из архива музея, а также побеседовав с  руководством школы мы узнали много интересной информации и составили следующие задачи

Задача №1
Наша школа  построена в 1939 году. Сколько лет исполнилось школе в этом году?

Задача № 2

В нашей школе обучаются 110 мальчиков и 115 девочек? Сколько всего учащихся? (225 уч)

Задача № 3

В школе обучается 225 учеников. Из них в 1-4 классах 108 человек, в 10-11 классах – 14 учеников. Сколько учеников обучается в 5-9 классах?

Задача № 4

В начальной школе 108 детей, а в средней школе на 5 меньше учеников. Сколько учеников в средней школе? (103)

Задача № 5

В нашей школе обучаются 225 учащихся. Из них 108 учащихся начальной школы, 103 учащихся средней школы. Сколько учащихся обучаются в старшей школе? (14 уч)

Задача № 6

1 класс

19 уч

2 «а» класс

18 уч

2 «б» класс

18 уч

3 класс

21 уч

4 «а» класс

17 уч

4 «б» класс

14 уч

5 «а» класс

16 уч

5 «б» класс

16 уч

6 класс

28 уч

7 класс

18 уч

8 класс

15 уч

9 класс

11 уч

10-11 классы

14 уч

Задание: 1. В каком классе наибольшее количество учащихся? (в 6 классе)

2. В каком классе наименьшее количество учащихся? (в 9 классе)

Задача 7.

Памятник землякам –героям,  павшим за Родину во время Великой Отечественной войны поставлен  около школы в 1985 году. Сколько лет стоит памятник?

Задача 8.

Сейчас в школе всего 31 педагогов, из них – 5 мужчин. Сколько педагогов-женщин работают в нашей школе?

Задача 9.

Сейчас в школе всего работают 27 техперсонала. Женщин -9, а остальные мужчины. На сколько больше техперсоналов-мужчин  работают в нашей школе?

Задача 10.

В нашей школе  по итогам 1 четверти  в начальной школе 10 отличников, а в средней школе -4. Сколько всего отличников в школе7

Задача № 11
В школе обучается 114 учеников. Из них в 1-4 классах 47 человек, в 9-10 классах – 28учеников. Сколько учеников обучается в 5-8 классах?

Задача № 12

За 80 лет существования школы 14 учеников окончили школу с медалью.  13 выпускников - с серебряной медалью. Сколько учеников закончили школу золотой медалью?  

Задача № 13

Сколько директоров школы было за эти 80 лет, если директоров мужчин – 10, а женщин -2?

Задача № 14

Сколько лет Сат Аяна Сергеевна управляет школой, если она работает в школе директором с 2004 года?

Задача № 15

Сат Дарый Орлановна- учитель английского языка.  В этом году работает  в нашей школе, тоже выпускница школы. Задача: Каждый день  Дарый Орлановна  проводит 4 урока. Учебных дней  за 4 месяца 80 дней.   Сколько раз за эти 80 дней Дарый Орлановна сказала « Доброе утро!» своим ученикам?

Задача № 16

В каком году был открыт музей школы, если в 2020 году исполнится 35 лет? 

Вывод: Мы понимаем, что мы много ещё не рассказали о людях, что работали и работают в нашей школе, о её истории. Поэтому, наш сборник не закончен. С годами его можно редактировать и пополнять новыми задачами . К концу учебного года мы хотим подарить сборник «80 задач  о любимой школе»

Выдвинутая гипотеза подтвердилась – любая информация помогает научиться составлять и решать текстовые задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Тема: «Любимая школа в математических задачах» Выполнила ученица 4 «а» класса Монгуш Долаана Руководитель: Сат Ш.С.

Слайд 2

Введение В 2019-2020 учебном году нашей школе исполнилось 80 лет. В этой школе мы учимся уже четвёртый год. Мы очень любим свою школу. Поэтому мы в декаде математики решили составить задачи о нашей школе. С этой проблемой мы с нашей учительницей обратились к руководству школы и получили не только одобрение с их стороны, но и много идей, а так же полезную информацию.

Слайд 3

Актуальность На уроках математики, мы с учителем часто решаем задачи из учебника. Но нет задач о нашей школе. Изучив историю школы, мы задумались о том, как мало мы её знаем. Нам захотелось, чтобы всё, что узнали мы, узнали и другие ребята. Но как же сделать так, чтобы это было доступно всем? И вот, с учителем придумали идею создать сборник задач о нашей школе для учащихся. Данный сборник поможет учителям математики на уроках и внеклассных мероприятиях решать задачи о том, что учащимся интересно и познавательно. И хотим подарить этот сборник к концу учебного года.

Слайд 4

Цель исследования Составить сборник задач о нашей школе.

Слайд 5

Задачи исследования - узнать историю школы; - отобрать материал для составления задач - самостоятельно составить задачи; - составить презентацию с задачами; - участвовать в конкурсе проектов школы

Слайд 6

Гипотеза Составление и решение задач по данным материалам может расширить кругозор, углубить знания о родной школе

Слайд 7

Объект исследования МБОУСОШ с.Хондергей.

Слайд 8

Предмет исследования информация о школе, выпускники школы.

Слайд 9

Ожидаемый результат Мы надеемся , что наш сборник поможет учащимся на уроках математики в решении задач и примеров. Также он расскажет ребятам об истории нашей школы, её выпускниках и замечательных учителях.

Слайд 10

Задача №1 Наша школа построена в 1939 году. Сколько лет исполнилось школе в этом году? Задача № 2 В нашей школе обучаются 110 мальчиков и 115 девочек? Сколько всего учащихся? (225 уч) Задача № 3 В школе обучается 225 учеников. Из них в 1-4 классах 108 человек, в 10-11 классах – 14 учеников. Сколько учеников обучается в 5-9 классах? Задача № 4 В начальной школе 108 детей, а в средней школе на 5 меньше учеников. Сколько учеников в средней школе? (103)

Слайд 11

Задача № 5 В нашей школе обучаются 225 учащихся. Из них 108 учащихся начальной школы, 103 учащихся средней школы. Сколько учащихся обучаются в старшей школе? (14 уч) Задача № 6 Задание: 1. В каком классе наибольшее количество учащихся? (в 6 классе) 2. В каком классе наименьшее количество учащихся? (в 9 классе) Задача 7. Памятник землякам – героям, павшим за Родину во время Великой Отечественной войны поставлен на территории школы в 1985 году. Сколько лет стоит памятник? Задача 8. Сейчас в школе всего 31 педагогов, из них – 5 мужчин. Сколько педагогов-женщин работают в нашей школе?

Слайд 12

Задача 9. Сейчас в школе всего работают 27 техперсонала. Женщин -9, а остальные мужчины. На сколько больше техперсоналов-мужчин работают в нашей школе? Задача 10. В нашей школе по итогам 1 четверти в начальной школе 10 отличников, а в средней школе -4. Сколько всего отличников в школе7 Задача № 11 В школе обучается 114 учеников. Из них в 1-4 классах 47 человек, в 9-10 классах – 28учеников. Сколько учеников обучается в 5-8 классах? Задача № 12 За 80 лет существования школы 14 учеников окончили школу с медалью. 13 выпускников - с серебряной медалью. Сколько учеников закончили школу золотой медалью?

Слайд 13

Задача № 13 Сколько директоров школы было за эти 80 лет, если директоров мужчин – 10, а женщин -2? Задача № 14 Сколько лет Сат Аяна Сергеевна управляет школой, если она работает в школе директором с 2004 года? Задача № 15 Сат Дарый Орлановна- учитель английского языка. В этом году работает в нашей школе, тоже выпускница школы. Задача: Каждый день Дарый Орлановна проводит 4 урока. Учебных дней за 4 месяца 80 дней. Сколько раз за эти 80 дней Дарый Орлановна сказала « Доброе утро!» своим ученикам? Задача № 16 В каком году был открыт музей школы, если в 2020 году исполнится 35 лет?

Слайд 14

Директор школы Сат Аяна Сергеевна

Слайд 15

Заместитель директора по учебной работе Монгуш Анна Анай-ооловна

Слайд 16

Заведующая школьного музея Сат Чейнеш Казак-ооловна

Слайд 18

Вывод: Мы понимаем, что мы много ещё не рассказали о людях, что работали и работают в нашей школе, о её истории. Поэтому, наш сборник не закончен, его можно редактировать и пополнять новыми задачами . К концу учебного года мы хотим подарить сборник «80 задач о любимой школе»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дефистеп бижиир нарын состер Хондергей ортумак школазынын 3 клазынын оореникчизи Донгак Долуманын кылган ажылы Башкызы : Куулар Сесек Кертик-ооловна

Слайд 2

Киирилде Тыва дылда нарын с ѳ стерни хун буруде ажыглап турар бис. Мээн суурумну долгандыр турар черлер аттарында дефистеп бижиир нарын состернин хойу менээ сонуурганчыг болган . Ынчангаш дефистеп бижиир нарын состерни чыып , бижип , шинчилээринче сонуургалым улгаткан .

Слайд 3

Ажылдын чугулазы : Х ыналда ажылдар , эдерти бижилгелер уезинде чангыс классчы эштерим дефистеп бижиир нарын состерни хой шын эвес бижип турары , биске чидиг айтырыг болуп турар . Ындыг айтырыг турбазы-биле бо ажылды шинчилеп , чугле эштеримге эвес , оон-даа оскелерге тайылбырлап бээри чугула .

Слайд 4

Ажылдын сорулгазы Дефистеп бижиир нарын состернин лексиктиг утказын , тургузуун тодарадып , болуктерге чарып шинчилээр .

Слайд 5

Ажылдын сорулгазын чедип алыры -биле шиитпирлээр ажылдар : Тыва дыл номундан кол дурумну дилеп тывар ; ында шупту каш нарын состер барын тып,санаар . Информаторлар -биле ажыл . Нарын состерни бѳлуктерге чарар . Суурувуста нарын состер -биле бижиир черлер аттарын тывар . 5. Нарын состерни чогаадып шенээр .

Слайд 6

Даап бодаашкын Бир эвес дефистеп бижиир нарын состерни шын бижип ооренип алыр болзумза , мен ол состернин шын бижилгезин частырыг чокка бижиир апаар мен.

Слайд 7

Шинчилел ажылынын объектизи : Дефистеп бижиир нарын состер .

Слайд 8

Шинчилел ажылынын предмеди : 3 -ку класстын тыва дыл номунда б олгаш орфографтыг словарьда кирген дефистеп бижиир нарын состер .

Слайд 9

Манап болгу дег туннелдер : Дефистеп бижиир нарын состерни частырыг чокка бижиири болгаш чаа нарын состер чогаадылгазы .

Слайд 10

Нарын состер деп чул ? Ийи дазылдан тургустунган состерни нарын состер дээр . Нарын состерни дефистеп бижиир . Чижээ : Кара- Хаак , кок-кат, Улуг-Хем . Дазылы кызырылган нарын состерни тудуштур бижиир . Чижээ : бежен ( беш+он ) Тыва дыл номунда 314 дефистеп бижиир нарын состер бар.

Слайд 11

Нарын состернин ажыглаттынып турарынын аайы -биле мындыг болуктерге чарып турар : Кандыг-бир он- чузунну ангы-ангы тодарадырда . Чижээ : алдын-сарыг,ак-сарыг . Кожууннар , черлер аттары адаарда . Чижээ : Улуг-Хем , Чадаан . Чем аттары . Чижээ : чинге-тараа , ааржы-чокпек . Куштар ады адаарда . Чижээ : коге-буга , бора- хокпеш . Кижи ады адаарда . Чижээ : Чимит-Доржу , Алдын-кыс .

Слайд 13

Хондергейде дефистеп бижиир нарын состер -биле бижиир черлер аттары : Ыраажы-Хем , Эзерлиг-Даг , Уш-Тей , Сиктээр-Баалык , Азалыг-Одек , Кара- Суг , Аныяк-Хондергей , Улуг-Хондергей , Ара-Ой, Сарыг-Алаак , Ак- Баалык , Кургаг-Адыр , Кызыл- Тей , Куйлуг-Тей , Хурен-Харааш , Улуг-Тайылган , Биче- Тайылган , Дон-Кара- Одек , Уялыг -Даш, Хараганныг-Даг , Улуг-Шожан , Биче- Шожан , Калбак -Хая, Бестиг -Кара, Хаглыг-Оймак , Шиш- Кожагар , Куу-Кожагар , Кожээлиг-Адыр .

Слайд 14

Бодумнун тургузуп алган нарын состерим : Чарты-чээрген , оттуг-быдаа ( эмин эртир ажыг быдаа ), чалым-хая, ой-чик, ажык-алаак , албаты-чон , тас-чоорган

Слайд 15

Туннел : Бис бо ажылга даянып алгаш дефистеп бижиир нарын состернин дугайында хойну билген бис. Суурумда дефистеп бижиир нарын состер -биле бижиир , бодум билбес черлер аттарын билип алган мен. Чаа чогаадып алган нарын состеримни башкыларым болгаш эштерим ажыглап чугааланырга менээ оорунчуг болду .

Слайд 16

Мени дыннаанынар дээш четтирдим !