Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с геометрическими фигурами через дидактические игры.

Данилова Ия Николаевна

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста в процессе ознакомления с геомитрическими фигурами через дидактические игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_interes_tekst.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных  интересов детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с геометрическими фигурами  через дидактические игры и игровые упражнения.

Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Одна из основных задач развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – развитие познавательных способностей. Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста происходит в процессе жизни и игры. Обучение детей математике - это больше, чем традиционное обучение счету и арифметическим умениям. Оно включает множество разделов, среди которых важное место принадлежит ознакомлению с геометрическими фигурами и формой предметов.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник  и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Представлению формы предметов и ее обобщению  способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях:

Сенсорное восприятие форм геометрических фигур, в основе лежат ощущения , которые дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах.

 Формирование представлений о геометрических фигурах их элементах и свойствах, в основе который лежат мыслительные операции такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,

Первые сведения  о геометрических фигурах дети получают в играх. Как отмечала М. Габова, педагог, играя с детьми, с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети их запомнили. В то же время необходимо как можно раньше обучать детей способам обследования формы геометрической фигуры или предмета по их контурам.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. В соответствии с требованиями ФГОС  образовательный  процесс строится  на адекватных возрасту формах работы с детьми. Одной из таких форм является игра.  

В свое работе мы рассматриваем вопрос о применении  дидактической игры как средства формирования представлений детей  4-5 лет о геометрических фигурах  т.к.:

  • Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о  геометрических фигурах.
  • Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
  • В результате освоения практических действий дети познают свойства и многообразие геометрических форм.
  • Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

В математическом развитии детей наряду с дидактическими играми широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Назначения их – упражнять детей с целью выработки умений и навыков.

В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, Ф. Фребель,                     А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Щербакова, Л.А. Венгер.  Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни.

Внедрение принципа интеграции в практику дошкольного образовательного учреждения предполагает разработку таких форм, которые строятся на соединении различных видов деятельности и задач на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании и  создает основу для совместного познания мира. В  плане развития познавательных способностей при ознакомлении с геометрическими фигурами средствами дидактических игр, интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Содержательные связи между образовательными областями «Познание» и «Социализация» позволяют  интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных  задач.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» значительное место отводит формированию элементарных математических представлений в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного развития.

Исходя из особенностей основной общеобразовательной программы нашего ДОУ освоение детьми  образовательной области «Познание», содержание которой направленно на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Сенсорное развитие.

Формирование элементарных математических представлений: в частности представлений  о геометрических фигурах.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одной из ведущих названа образовательная область «Социализация».  Освоение детьми  этой области направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера через решение  следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей, дидактические игры

Реализация  в средней г группе  «Программы  обучения и воспитания в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой», которая определяет  задачи данных разделов представлены на слайде.

Решение данных задач  становиться возможным исходя из возрастных особенностей и возможностей детей среднего дошкольного возраста: Психологическая особенность детей 4-5 лет это – преобладание наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Восприятие же формы психологи называют сенсомоторным, так как формирующийся образ складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и двигательных ощущений. Таким образом, работая с чувственно воспринимаемыми моделями геометрических фигур, дети могут активно опираться на сенсорику.

На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям (например, осязательно-двигательного обследования и др.). В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т. е. устранить формальное усвоение знаний.

Таким образом, проблема ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами и в классической и в современной педагогике была и остается актуальной. Формирование начальных знаний о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Поэтому дидактические игры и упражнения сенсорного характера при ознакомлении с формой  широко используются в математическом, вернее предматематическом образовании детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: Развитие  познавательных способностей детей в формировании представлений детей 4—5 лет о геометрических фигурах средствами дидактических игр и упражнений.                                                                                          

Задачи представлены на слайде.

Полноценное познавательное развитие детей  организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) на специально организованных познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Дидактические игры и игровые упражнения  включаются в содержание НОД, как одно из средств реализации программных задач и связаны по содержанию с определённой темой. Если математические представления детей младшего дошкольного возраста формируются при организации непосредственно – организованной образовательной деятельности, то закрепляются они средствами дидактической игры в совместной  деятельности в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность взрослого и детей входе режимных моментов   имеет непосредственную связь с НОД, позволяет  актуализировать опыт детей в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности.  Организации  самостоятельной  деятельности  детей заключается в первую очередь в создании  разнообразной  игровой  среды, обеспечивающей  ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.

В процессе формирования  представлений  о геометрических фигурах у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

Игровые:  При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений, в том числе и о геометрических фигурах.

Наглядные: Ввиду того, что материал для детей представлен наглядно (модели геометрических фигур), то широко применяются наглядные методы опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании пространственных представлений является существенным. 

Практические: Практический метод предполагает организацию  игровых упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия.

Считаю, что возможности используемых дидактических игр и игровых упражнений в  организации познавательной  деятельности  по формированию представлений о геометрических фигурах могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями. В связи с этим , определили следующие этапы:  

1.Констатирующий этап                                                                                       2.Формирующий этап                                                                                              3.Контрольный этап                                                                                                          Задачи констатирующего этапа представлены на слайде. Для решения этих задач мы использовали следующий диагностический  материал, состоящий из дидактических игр: «Почини коврик»,  «Какой формы». Анализируя данные мониторинга, можно сделать вывод о том, что  42%  детей показали средний уровень знаний о геометрических фигурах. Высокий уровень выявлен лишь у 21,4% детей. Почти треть дошкольников (36,6%) имеют недостаточные представления о геометрических фигурах.                                                                      Анализ же анкетирования родителей показал высокий уровень заинтересованности данной темой, но основной проблемой оказалось низкий уровень представлений родителей о том, что же включает   в себя содержание  данной  темы и способы формирования у детей представлений о геометрических фигурах.                                                                                                                              Задачи формирующего этапа представлены на слайде.                                                        Для  реализации задач формирующего этапа необходимо  соблюдение следующих условий, которые будут способствовать  эффективной организации познавательной  деятельности. Они так же представлены на слайде, вот некоторые из них: Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника), широкое использование игровой мотивации,  интеграция познавательной  деятельности в другие виды : музыкальную, двигательную, изобразительную, развивающий характер заданий.

Всю работу строили  на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур, как плоскостных так и объемных.

Опираясь на разработки Л. А. Венгера, мы использовали в своей работе 3 группы дидактических игр и упражнений  в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами:                                        1.   Игры и игровые упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур.  Чтобы сформировать представления о той или иной геометрической фигуре, мы включали работу различных анализаторов. Поэтому, когда ребенок находил круг, мы совершали осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры.  Примерами игр этой группы являются:  «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;                                                                                                       2. Игры и игровые упражнения на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. У детей развивается умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.                                                                                                                Сначала дети упражнялись в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы. Они подбирали предметы к моделям фигур, тем самым отделяя модели геометрических фигур от других предметов, придавая им значение образцов. Для этого проводились игровые упражнения: «Найди предмет такой же формы», «Найди то, что я скажу».                                                                                               От непосредственного сравнения формы предметов с геометрическими образцами мы постепенно переходили к словесному определению формы предметов. Для упражнений вначале подбирали предметы простой формы, не имеющие деталей.  Использовали предметы как одного вида (разной формы — флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный, косынка, галстук треугольные). Дети выбирали предметы указанной формы (из 4—5 шт.); подбирали картинки с изображением предметов соответствующей формы; называли, какой формы предметы нарисованы на таблице. По мере развития этого умения  предлагали найти предметы указанной формы в определенных местах группы,  использовали следующие  игры «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;                                                                                                   3. Игры и игровые упражнения на анализ сложной формы: Для успешного воссоздания фигур, мы использовали  образцы.                                                                          Детей увлекает результат, составить увиденное на образце. Они включались в активную практическую деятельность  подбора способа расположения фигур. Пример игр «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».                                                                                                             Таким образом, основное назначение дидактических игр – выработка практических навыков детей в различении, выделении, назывании геометрических фигур и формы предметов. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                             При организации образовательного процесса учитываются принцип интеграции образовательных областей. Наиболее тесная интеграция просматривается с образовательной областью «Художественное творчество» - использование  средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание», с образовательной областью «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.                                                                                           Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды. С этой целью мы организовали Центр «Умный треугольник»,  где собраны разнообразные игры: блоки Дьенеша «Давайте вместе поиграем», Лото «Цвет и форма», домино «Геометрическое», «Игры превращения» и т.п.; оформлены карты-схемы для подробного описания геометрических форм.                                                                                                           Большое внимание отводиться работе с родителями: Цель повысить компетентность родителей в вопросах умственного воспитания детей в развитии представлений детей о геометрических фигурах.                                                                 Для привлечения родителей к данной проблеме и с целью заинтересовать их проведены:

Семинар-практикум на тему «Играйте вместе с детьми»,                                                    Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей детей          средствами игр».                                                                                                                      Мастер – класс «Создаем геометрические формы на кухне»                                 Консультация для родителей   «Геометрия для дошкольника»                                Методическое пособие для родителей «Игры с геометрическими фигурами»

При организации работы по формированию представлений о геометрических фигурах используется следующий учебно- методический комплекс, который так же представлен на слайде.

На основе методического комплекса «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой М.А.Комаровой Т.С., Гербовой В.В. мной был разработан перспективный план. Он представлен 4 блоками, которые составляют содержание познавательной деятельности с детьми  среднего дошкольного возраста.                                                                                                                          При организации непосредственно образовательной деятельности  «В гостях у геометрических фигур» я использовала следующую структуру

1.Организационный момент  

2.Основная часть

3.Динамичесская пауза

4.Практическая часть

5.Рефлексия, как итог деятельности.

Ожидаемые результаты:

1.Достижение детьми, в соответствии с возрастными особенностями, уровня развития интегративных качеств таких, как:

Интегративное качество Овладевший необходимыми умениями и навыками:

-Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия

Интегративное качество Любознательный, активный,

Интегративное качество Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Интегративное качество Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

2.Повышение  уровня педагогической компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с геометрическими фигурами.  

Задачи контрольного этапа представлены на слайде.                                                   Анализ показывает, что 80% детей  средней группы  показывают высокий уровень освоения раздела «Геометрические фигуры» в соответствии с требованиями программы, 21% детей показывают средний уровень и соответственно низкий уровень показывают 4,7%  детей. Данные позволяют говорить об положительной динамике развития детей, увеличение количественных показателей прямо пропорционально увеличению качественных показателей.                                 Промежуточный мониторинг уровня развития интегративных качеств, свидетельствует о положительной динамике в развитии детей, соответствующей возрасту детей средней группы.                                                                                        Таким образом, можно сделать вывод о том, что включение подобных упражнений в непосредственно организованную  образовательную деятельность  и самостоятельную познавательно-игровую деятельность детей позволило расширить их представления о геометрических фигурах и их свойствах, способствовало развитию других математических представлений, развитию мышления, внимания, восприятия, памяти, воспитанию познавательного интереса, развитию творческих способностей, фантазии.                                   Предложенные игры и задания являются эффективным средством развития познавательных  способностей детей 4-5 лет в  формирования представлений о геометрических фигурах, т.к.:

У детей формируются представления  о геометрических фигурах, как к сенсорных эталонах

Формирование мыслительных операций: сравнение, классификация.

Дети овладевают рациональными приемами обследования;

Дети активны при взаимодействии со взрослым при организации дидактических игр и игровых упражнений;

Активное проявление любознательности, пытливости, выраженные в увеличении числа вопросов познавательного характера

VI. Перспективы на будущее:

1.Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме «Развитие интеллектуальных способностей детей в формировании представлений о геометрических фигурах детей 4-5 лет средствами дидактических игр»

2.Продолжать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию системы знаний о геометрических фигурах.

3. Обогащение  математического опыта дошкольников за счет включения в деятельность логических игр математического содержания на развитие геометрического мышления  Танграм, Колумбово яйцо, Геоконт.