Занятие "Насекомые"
Цели:
Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствования грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах).
- Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
- Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
- Составление сравнительного рассказа-описания о насекомых. Развитие связной речи, четкости дикции, интонационной выразительности.
Оборудование: модуль с бабочками, предметные картинки по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_2.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в логопедической группе на тему: «Насекомые».
Цели:
Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствования грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах).
- Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
- Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
- Составление сравнительного рассказа-описания о насекомых. Развитие связной речи, четкости дикции, интонационной выразительности.
Оборудование: модуль с бабочками, предметные картинки по теме.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Дети стоят в кругу.)
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
И утро стало таким добрым, светлым.
Дыхательная гимнастика.
-В это прекрасное весеннее утро к нам на занятие развитие речи прилетело одно насекомое.
Угадайте, кто это:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.
Развитие зрительного внимания
- Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.
(Дети хором считают лепестки.) 6л
- Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.
Чистоговорки.
За-за-за, вот порхает стрекоза.
Ры-ры-ры, прилетели комары.
Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.
Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.
- Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвал … лепесток». Отрывай, Марсель, и произноси: «Я оторвал первый лепесток!»
( В. читает задание)
- Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны отгадать загадки.
1. Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
3. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
4. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
5. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
7. Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
8. Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
9. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка).
Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.
- Вот они – друзья пчелки! Одним словом насекомые.
- Сава, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток». Слушайте внимательно задание «Расскажите стихотворение о моих друзьях».
Артикуляционная гимнастика.
(иголочка, лопаточка, чашечка, трубочка).
Рассказывайте его вместе со мной. Старайтесь говорить четко и выразительно.
Мнемотаблица.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку принесли,
И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.
О каких насекомых говорится в стихотворении?
( О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке).
Ребята, а вы знаете, что многие насекомые считаются полезными.
Вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.
Физкультминутка « Чок - чок, каблучок в танце кружится сверчок».
- Полина, отрывай третий лепесток и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». Слушайте внимательно задание «Сравните двух насекомых, расскажите о них».
( Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья). Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.
1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.
2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.
3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.
В. Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.
Развитие пальчиковой моторики «Насекомые».
Дружно пальчики считаем - насекомых называем
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
- Какой лепесток, четвертый, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)
- Я читаю задание пчелки: «Сосчитай моих друзей до пяти».
На доске прикреплены картинки и числа (1 - 5).
- Я начинаю, а вы продолжите по очереди.
(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)
Один жук, два жука, … пять жуков.
Один муравей, два муравья, … пять муравьев.
Одна стрекоза, две стрекозы, … пять стрекоз.
Одна муха, две мухи, … пять мух.
Одна стрекоза, две стрекозы, … пять стрекоз.
Один шмель, два шмеля, … пять шмелей.
Молодцы! Сосчитали друзей.
- Богдан, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Назови ласково моих друзей» с мячом.
Муравей – муравьишка
Комар – комарик
Гусеница – гусеничка
Жук – жучок
Таракан – тараканчик
Стрекоза – стрекозка
Шмель – шмелек
Паук – паучок.
Гриша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал шестой лепесток»). Пчелка предлагает составить рассказ о понравившемся насекомом по схеме. Правило: Чисто, верно говорим. И за речью мы следим! Дети составляют рассказ по схеме.
-Кто это?
-Какие части тела у него есть? (голова, лапки, крылья, брюшко, усики и т. д.)
-Где они живут? (улей, муравейник, листья, трава и т. д.) ;
-Чем питаются? (нектаром, листьями, корой деревьев) ;
-Как передвигается? (с помощью лап или крыльев) ;
-Вред или пользу приносит окружающей среде. Спасибо за интересные рассказы. Молодцы! Старались соблюдать правила.
Итог занятия. Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о насекомых.) Все задания нашей гостьи – пчелки мы выполнили, она нами довольна и угощает нас своим медом.