Занятие "Насекомые"

Цели:

Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствования грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах).

  • Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
  • Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
  • Составление  сравнительного рассказа-описания о насекомых.  Развитие связной  речи,  четкости  дикции,  интонационной выразительности.

Оборудование: модуль с бабочками, предметные картинки по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_2.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в логопедической группе на тему:  «Насекомые».

Цели:

Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствования грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах).

  • Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
  • Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
  • Составление  сравнительного рассказа-описания о насекомых.  Развитие связной  речи,  четкости  дикции,  интонационной выразительности.

Оборудование: модуль с бабочками, предметные картинки по теме.

Ход занятия:

1. Организационный момент.    (Дети стоят в кругу.)

- Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И утро стало таким добрым, светлым.

Дыхательная гимнастика.

-В это прекрасное весеннее утро  к нам на занятие развитие речи прилетело одно насекомое.

 Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

Развитие зрительного внимания

- Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.) 6л

- Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

Чистоговорки.
За-за-за, вот порхает стрекоза.
Ры-ры-ры, прилетели комары.
Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.
Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.

- Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвал … лепесток».  Отрывай, Марсель, и произноси: «Я оторвал первый лепесток!»

( В. читает задание)

- Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны отгадать загадки.

1.     Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.    (Комар)

2.     Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь.     (Жук)

3.     На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион.  (Муравей).

4.  Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.    (Муха)

5.     С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка.     (Кузнечик)

6.     Голубой  аэропланчик

Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза)

7.     Одежды не шью,

А ткать всегда тку.     (Паук)

8.     Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт.     (Божья коровка)

9.      Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.    (Бабочка).

Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.

- Вот они – друзья пчелки! Одним словом насекомые.

- Сава, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал  второй лепесток». Слушайте внимательно задание «Расскажите  стихотворение  о моих друзьях».

Артикуляционная гимнастика.

(иголочка,  лопаточка, чашечка, трубочка).

Рассказывайте его вместе со мной. Старайтесь говорить четко и выразительно.

Мнемотаблица.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, 
А за нею шмель-шмелек  и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку принесли, 
И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.
О каких насекомых говорится в стихотворении?

О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке).

Ребята, а вы знаете, что многие насекомые  считаются  полезными.

Вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые   маленькие  и беззащитные.

Физкультминутка  « Чок - чок,  каблучок  в танце  кружится  сверчок».

- Полина, отрывай третий  лепесток и  произноси слова «Я оторвала третий лепесток».  Слушайте внимательно задание  «Сравните двух насекомых,  расскажите  о них».

( Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья). Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.

1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.

2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.

3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.

В. Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.

Развитие пальчиковой моторики  «Насекомые».

Дружно пальчики  считаем  -   насекомых  называем

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

- Какой лепесток, четвертый,  по счету мы отрываем?  («Я оторвала четвертый лепесток»)

- Я читаю задание пчелки:  «Сосчитай моих друзей до пяти». 

На доске прикреплены картинки  и числа (1 - 5).

- Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

 (Обратить внимание на согласование  числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)  

Один жук, два жука, … пять жуков.

Один муравей, два муравья, … пять муравьев.

Одна стрекоза, две стрекозы, … пять стрекоз.

Одна муха, две мухи, … пять мух.

Одна стрекоза, две стрекозы, … пять стрекоз.

Один шмель, два шмеля, … пять шмелей.

Молодцы! Сосчитали друзей.

- Богдан, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Назови ласково моих друзей» с мячом.

Муравей – муравьишка

Комар – комарик

Гусеница – гусеничка

 Жук – жучок

Таракан – тараканчик

Стрекоза – стрекозка

Шмель – шмелек

Паук – паучок.

Гриша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал шестой  лепесток»).  Пчелка предлагает составить рассказ о понравившемся насекомом по схеме.  Правило:  Чисто, верно говорим. И за речью мы следим!  Дети составляют рассказ по схеме.
-Кто это?
-Какие части тела у него есть? (голова, лапки, крылья, брюшко, усики и т. д.)
-Где они живут? (улей, муравейник, листья, трава и т. д.) ;
-Чем питаются? (нектаром, листьями, корой деревьев) ;
-Как передвигается? (с помощью лап или крыльев) ;
-Вред или пользу приносит окружающей среде.                                                 Спасибо за интересные рассказы. Молодцы! Старались соблюдать  правила.

Итог  занятия.  Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами  говорили? (Мы говорили о насекомых.)  Все задания нашей гостьи – пчелки мы выполнили,  она нами  довольна   и угощает нас своим медом.