Мои статьи

Карасева Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Влияние информатизации образования на начальную школу.

Самчук Ирина Николаевна, школа 598 Приморский район

В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, осуществляется переход к следующему этапу, от индустриального общества к информационному, который получил название информатизации. Отличительной чертой современного этапа является превращение информации в глобальный ресурс человечества и использование его в качестве общественного продукта, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию, изменение характера, содержания основных видов человеческой деятельности. Происходит процесс информатизации всех сфер жизни общества.

Процесс информатизации Российского общества требует от  сферы образования повышенного внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий. Это отмечено в докладе Министра общего и профессионального образования на II Международном конгрессе ЮНЕСКО (июль 1995 г.), национальном докладе Российской Федерации “Политика в области образования и новые информационные технологии”. Проблема становления информационного общества и составляющая ее проблема информатизации образования должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с проблемой будущего устойчивого развития цивилизации.  

Информатизация образования – это процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования направленный на достижение нового качества. Информатизация является одновременно и важнейшим компонентом, и необходимым условием модернизации образования. Задачи информатизации образования выделены отдельным абзацем в разделе “научно-исследовательская и научно-инновационная  деятельность” документа “Реформа образования в РФ: Концепция и основные задачи текущего этапа”. Важнейшей целью системы школьного образования является  формирование информационно - коммуникационной  компетентности во всех видах образовательной деятельности и в рамках образовательных дисциплин.

Выделены основные этапы информатизации образовательного процесса в школе:

 -  информированность участников процесса  об использовании ИКТ в   преподавании;

                -   компьютерная грамотность, умение реализовывать свои умения;

 - использование ИКТ для решения задач образования в рамках традиционных учебных предметов и методов учебной работы;

      -  трансформация системы образования на основе использования ИКТ для достижения совершенно новых образовательных результатов.

Информационная культура педагогов, знакомство их с потенциальными возможностями компьютерной техники и умение использовать ее в учебном процессе - важнейший фактор информатизации процесса обучения.

 Фундаментальные работы в этой области принадлежат современным исследователям Н.В. Апатовой, Б.С. Гершунскому, А.И. Ракитову, И.В. Роберту и др. Проведённый анализ научных источников по исследуемой проблематике позволяет выделить следующие важнейшие задачи информатизации образования на современном этапе:

-        повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

-        применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

-        интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, воспитательной, исследовательской и т.д.).

-        адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

-        разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на основе освоения средств и методов информатики для эффективного их применения в профессиональной деятельности;

-        разработка информационных технологий, применяемых в процессе дистанционного обучения;

-        совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

-        внедрение информационных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов различных видов трудовой деятельности.

Необходимым условием, которое позволит подготовить выпускника вуза, готового стать членом информационного общества, то есть высокообразованного, воспитанного, способного к непрерывному творческому саморазвитию, способного справится с проблемами, оставляемыми нам уходящим столетием становится наличие у преподавателя вуза высокого уровня информационно-педагогической компетентности как части общей профессионально-педагогической культуры.
          Сегодня основной задачей образовательного учреждения является  воспитание гармонически развитой самостоятельной личности, способной плодотворно трудиться в самых различных сферах деятельности в условиях постоянного технического прогресса. Следовательно, проблема личностного саморазвития становится наиболее значимой, так как современный мир пронизан массой информационных потоков и связей, решение этого важнейшего вопроса неразрывно связано с проблемой как научить студентов самостоятельно работать с различными категориями информации, возникающими во многих объемах общенаучных исследований, периодических изданиях, книгах, средствах массовой
 информации, в том числе и электронных.
           Такое внимание к этой проблеме вытекает из запросов общества, когда компьютерная грамотность ставится, наряду с наличием специального образования, одним из условий приема на работу. Вследствие вышесказанного постоянно увеличивается количество часов по дисциплинам плана “Информатика”, “Информационные технологии” и т.п. в высших и средних специальных учебных заведениях.

Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление подготовки учащихся, начиная с начальной школы. Методически соответствующее данной цели изучение образовательной области “Информационные технологии” на начальном этапе обучения, в 1 - 4 классах, является необходимым условием получения младшим школьником начального общего образования.

В письме Министерства образования Российской Федерации № 115/28 от 29.05.1995 года “Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе” однозначно поставлен вопрос об использовании компьютеров в начальной школе с пропедевтическими целями. В литературе приводится множество доводов в пользу раннего приобщения детей к современным технологиям обучения, которые не мыслятся без НИТ.

Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка и очень болезненно воспринимается им. Для более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий. Одним из кардинальных вопросов при этом является вопрос о том, кто должен осуществлять основные функции по использованию компьютеров в учебном процессе: учитель информатики или учитель начального класса?

Учитель информатики хорошо знает компьютерные технологии, но плохо - методику обучения и уровень развития младших школьников. Учитель начального класса наоборот, не разбирается в компьютерах, но хорошо владеет методикой обучения. Самостоятельно проводить обучение оба учителя не могут.

Как показывает практика, очевидный способ совместного проведения занятий не получает широкого распространения в начальной школе: для индивидуализации процесса работы в компьютерном классе учащихся необходимо делить на группы, а при этом встает вопрос о том, кто и как будет работать с оставшейся группой в учебном классе? Кроме того, сложившаяся социально-экономическая ситуация уже длительное время не стимулирует большинство учителей, зачастую перегруженных другими заботами, к новаторской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, предлагается выход: объединить возможности по формированию учебной деятельности и развитию индивидуальности учащихся обоих учителей, но при этом максимально упростить их работу по подготовке и проведению занятия, возложив эти функции на компьютер.

Задача обоснования методических подходов к использованию программного обеспечения пропедевтики элементов НИТ в начальной школе решается на основе интегративного подхода при обучении использованию элементов современных информационных технологий в начальном образовании и обучению учебным предметам с их помощью. В условиях информатизации и повышенного внимания к изучению информатики в начальной школе учителя  информатики должны реализовать на уроках поддержку таким дисциплинам, изучаемым в 1- 4 классах как: математика, русский язык, чтение, краеведение.

Появляется новые возможности и  подходы к преподаванию информатики в начальной школе. Выбран эмоциональный подход со зрелищными эффектами, притягивающими к себе внимание детей. Расширяется спектр форм представления знаний и сведений с помощью метода индивидуальных и групповых проектов. Данный метод ориентирован на развитие творческих способностей учеников.

Все выше сказанное и желание не навредить ребенку, особенно ранимому в этом возрасте, определяет особую актуальность рассмотрения и проработки методических вопросов внедрения пропедевтических курсов информатики. Требуются специальные методики проведения уроков пропедевтической информатики в начальной школе, особой технологии программной поддержки преподавания.

При этом  компьютер должен использоваться как средство индивидуализации обучения, закрепления знаний, выработки навыков по решению вышеперечисленных задач через использование как специальных пакетов типа ЛОГО, Роботландия, Машина Поста, так и программ разработанных самостоятельно учителями информатики и их учениками по сценариям, согласованным с учителями начальной школы и психологами.

Такой подход к использованию компьютерных технологий в начальной школе позволяет на деле и уже сегодня осуществлять принципы гуманизации нашего образования, предполагающие поворот школы к ребенку, принятие его личностных целей и интересов. Формированию учебной деятельности при этом сопутствует и развитие индивидуальности учащегося, его интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер, воспитание информационной культуры будущего члена нового информационного общества XXI века.

Литература:

  1. Непрерывный курс информатики в общеобразовательной школе. Воронович Т.А., Дурасов В.А.
  2. Применение новых информационных технологий на уроке.

     Фрадкин В.Е.

  1. Развитие творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях информатизации образования.

     Гребенщикова В.Ю.

  1. Основы информационно-педагогической компетентности преподавателя вуза.

     Оробинский А.М.

  1. Прикладные функции изучения информатики в начальной школе

Варченко В.И., Фуксон Л.М.



Предварительный просмотр:

Применение  мультимедийных технологий в создании экспертно-обучающих систем в начальной школе

Самчук Ирина Николаевна, РГПУ им. Герцена

В настоящее время российский рынок переполнен  развивающими компьютерными программками для детей младшего школьного возраста. Данные программы направлены на развитие у детей мышления, логики, памяти, воображения. Они привлекают внимание детей и их родителей наличием увлекательного сюжета, сказочных героев, которые, наделены возможностью говорить и которыми управляют сами дети. Можно ещё перечислять  много достоинств данных программ, но практика работы в школе показывает, что их можно использовать только во внеурочное время, в связи с тем, что они «не вписываются» в многообразие школьных программ.

 Учителя начальной школы не применяют новые информационные технологии в процессе обучения. Это связано с недостаточным знанием ими компьютерных и информационных технологий. Многие не имеют представления о возможностях применения их. Те же, кто владеет этими технологиями, заняты в сферах рекламы и бизнеса. Поэтому кому, как не учителям потихоньку осваивать эти технологии, чтобы создавать качественный электронный экспертно-обучающий материал для повышения уровня российского образования?      

Учебные пособия, имеющие электронную форму, существенно отличаются от своих традиционных печатных аналогов. Подача учебных материалов с включением мультимедийных компонент: графики, анимации, видео, звукового сопровождения, моделирования в динамике реальных ситуаций, вовлекают маленького школьника в активный процесс обучения и делают процесс познавания глубоким и всесторонним. Основное же преимущество компьютерного учебника заключается в его интерактивности, т.е. наличии обратной связи с обучаемым непосредственно в процессе с электронным пособием. Используя различные элементы управления компьютерный учебник буквально «следить» за процессом изучения учебного материала, создавая на основе всплывающих подсказок, звуковых эффектов и речевых наговоров, соответствующих анимационных клипов и видеофрагментов эффект присутствия «виртуального преподавателя». Поэтому наша цель создать не просто электронный учебник, а экспертно-обучающую программу.  Кроме того, экспертно-обучающая система, естественно, сопровождается системой контроля приобретенных знаний и тестирования, при организации которой также используются ее интерактивные компоненты.

Основные компоненты электронного пособия подготовлены в разных специализированных программных пакетах: Adobe Photoshop — подготовка растровых изображений, CorelDraw — подготовка графиков и рисунков, SoundForge — обработка звуков, Adobe Premier — обработка видео, Macromedia Flash MX — создание анимационных роликов, Macromedia Authorware — интеграция компонентов в единое целое и публикация учебника в исполнимый exe-файл либо в html-формат для размещения в сети.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

1. возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта;

2. возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

3. возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

4. возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

5. возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

6. возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;

7. возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

8. возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

9. возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;

10. возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");

11. возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на заинтересовавшей экранной "странице";

12. возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

Проводя обзор и исследуя информационные технологии, мы пришли к выводу, что применение перечисленных выше технологий для создания и конструирования, как электронных учебно-методических комплексов, так и экспертно-обучающих систем, актуально среди инструментов для реализации поставленной нами цели.

Особое внимание при создании учебника уделяется интерактивным компонентам, которые могут создаваться разными программными средствами. Обучающие анимационные ролики выполняются в программе Flash MX, тестирующие и обучающие интерактивные объекты при помощи встроенных функций программы Authorware. К роликам лучше записать голосовые комментарии учителя, поясняющего процесс во время проигрывания. Таким образом, учебный материал в данном случае преподносится трояко – в виде текста, наговора и анимационного клипа. В программе создания анимации Flash-ролики представляют собой слои с чередованием ключевых кадров, некоторые их них закреплены, а кадры с условным обозначением пакета данных имеют свойство Motion и движутся. Функции программного пакета Flash по созданию более сложных роликов и игр очень обширны, так как он имеет встроенный язык программирования ActionScript.

Интерактивные компоненты учебника можно создавать, используя ресурсы пакета Authorware. Это специально предназначенная для создания учебных курсов программа, работающая по принципу построения схемы курса. Сначала составляется схема курса из набора стандартных кадров, а затем эта схема заполняется контентом (содержанием): текстом, графикой, анимацией, видео и др.  А использование кадров Interaction для создания страниц пособия, содержащие меню основных разделов, помогает получить  увеличенное изображение с поясняющими подписями.

В разделе «Тестирование» кроме стандартных тестов типа вопрос-ответ, составление текстовой фразы или графической схемы, задания могут имеют игровую форму. Например, ученику необходимо собрать слово из кубиков с изображёнными на них буквами, расставленных в неправильном порядке, перетаскивая кубики на нужное место. Если кубик ставится неправильно, то он автоматически возвращается на место. Время выполнения задания ограничивается учителем. После того, как время заканчивается, раздается соответствующий звуковой сигнал и на экран выводится соответствующее текстовое сообщение. Такие задания для самоконтроля создаются стандартными кадрами Authorware: в свойствах кадра Interaction устанавливается способ взаимодействия Correct answer (правильный ответ) и Wrong answer (неправильный ответ) наряду с комбинацией кадров Display (изображение) и Time Limit (ограничение времени).

           Для создания интерактивной системы тестирования в учебнике Authorware располагает специальной библиотекой объектов Knowledge Objects, которая содержит пять основных видов тестов, определенных образовательными стандартами. Однако возможности этого программного пакета так же широки, как у Flash, так как он так же имеет встроенный язык программирования.

При создании электронного пособия следует учесть, что оно включает в себя несколько этапов:

  • Формулирование основной темы и идеи издания.
  • Разработка концепции (укрупненного содержания и основных технических приемов, использование которых предполагается в издании).
  • Написание покадрового сценария и определение навигационной схемы.
  • Сбор и подготовка части материала, необходимой для создания макета издания (решение вопросов авторских прав, написание образцов текстовой информации, оцифровка и цветокорректура образцов изображений, видео и аудио, отрисовка экранных форм и т.д.).
  • Создание макета (a-версии) диска, включающего в себя все типовые экранные формы, заполненные типовой информацией и демонстрирующего логику навигации и технические возможности, предусмотренные в издании.
  • Сбор и подготовка всего объема информации.
  • Создание полного варианта диска (b-версия).
  • Тестирование продукта.

Для эффективного решения этой задачи к процессу разработки экспертно - обучающей системы целесообразно привлекать как минимум следующих  специалистов:

  • учителя предметной области, который определяет содержание учебника,  исходя из требований максимальной информативности, актуальности, современности учебного материала;
  • психолога, который должен при разработке структуры и дизайна электронного учебника обеспечить учет психологических возможностей и особенностей обучающихся с тем, чтобы создать обстановку психологического комфорта;
  • методиста, который определяет методику обучения с учетом специфики компьютерного обучения;

Желательно, чтобы все специалисты участвовали на всех этапах создания программного продукта. Особенно важно участие  специалистов  на этапе проектирования, когда закладываются основные дидактические возможности.  

Опыт показывает, что очень полезно  на каких-то  этапах провести промежуточные апробации с участием будущих пользователей, например учителей-предметников и учащихся, в качестве экспертов. Это позволит отслеживать выполнение различных требований, предъявляемых к обучающим системам. Например, эргономические требования визуального восприятия информации касаются разборчивости шрифтов, отсутствия неприятных ощущений при динамическом воспроизведении графических материалов, правильного расположения информации в поле восприятия, отсутствие цветового дискомфорта, оптимизации яркости графиков по отношению к фону и т.д. Важными требованиями являются простота использования инструментальных средств для работы с обучающей системой. Эти и другие моменты можно как раз выявить путем апробации с тем, чтобы оперативно внести соответствующие изменения в разрабатываемый компьютерный продукт.

Создание и разработка электронных учебно-методических комплексов средствами мультимедиа в образовательном процессе – одна из  главных задач повышения уровня российского образования.  

 

Литература:

 1.Сербин В.В. «Технология создания электронных учебно-методических комплексов средствами мультимедиа», 3 часть «Технология-Shockwave создания анимационно-мультипликационных проектов и интерактивно мультимедийных приложений средствами Flash, РУМЦДО, Алмата 2004 г.

   2. Гавриков А.Л., Курмышев Н.В., Семчук Н.Н. и др. «Возможности использования электронных учебников в образовательном процессе»

   3. Гурин Н.И., канд.физ.-мат. наук, доц., Мицкевич Т.В., магистрант

«Разработка интерактивных компонентов для мультимедийного компьютерного учебника»  

    4.   Спиридонов Антон «"Правильное" применение Flash»



Предварительный просмотр:

Технология построения обучающего ролика в Macromedia Flash

для учителей начальной школы.

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить его, сделать более интенсивным, современным.

В настоящее время российский рынок переполнен  развивающими компьютерными программками для детей младшего школьного возраста. Данные программы направлены на развитие у детей мышления, логики, памяти, воображения. Они привлекают внимание детей и их родителей наличием увлекательного сюжета, сказочных героев, которые, наделены возможностью говорить и которыми управляют сами дети. Можно ещё перечислять  много достоинств данных программ, но практика работы в школе показывает, что их можно использовать только во внеурочное время, в связи с тем, что они «не вписываются» в многообразие школьных программ.

Учителя начальной школы практически не применяют новые информационные технологии в процессе обучения. Это связано с недостаточным знанием ими компьютерных и информационных технологий. Многие не имеют представления о возможностях применения их. Те же, кто владеет этими технологиями, заняты в сферах рекламы и бизнеса. Поэтому кому, как не учителям потихоньку осваивать эти технологии, чтобы создавать качественный электронный обучающий материал для повышения уровня российского образования?      

Чтобы создать хорошую обучающую систему нужно освоить не одну компьютерную программу. Основные компоненты электронного пособия подготовлены в разных специализированных программных пакетах: CorelDraw — подготовка графиков и рисунков, SoundForge — обработка звуков, Macromedia Flash MX — создание анимационных роликов, Macromedia Authorware — интеграция компонентов в единое целое и публикация учебника в исполнимый exe-файл. Основной теоретический материал в таких системах подается в анимационных роликах, «заставляющих» картинки двигаться, помогая привлечь внимание детей к наиболее важным моментам каждого урока и понять преподаваемый материал. Поэтому возникла идея создания методического пособия, которое поможет нашим коллегам учителям начальной школы освоить Macromedia Flash и тем самым подняться на другой уровень обучения.

Подготовительный этап.

1. При запуске Macromedia Flash открывается главное окно, предлагающее: открыть нам уже имеющиеся flash-документы (Open a Recent Item); создать новый (Create New); перейти на сайт фирмы Macromedia (Creat from Template).

Нам надо создать новый документ, поэтому  мы нажимаем Документ Flash в разделе Create New.

2. Для настройки основных параметров нашего документа (размеры  и цвет фона) воспользуемся контекстным меню (1 клик правой кнопкой мыши) и выберем пункт меню Свойства документа…

Создание ролика.

Будем учиться делать ролик на примере темы «Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше». В задании дети знакомятся с понятиями "больше" и "меньше" (рис.1).

                                                   Рис.1

Детям предлагается рассмотреть рисунок и выяснить чего больше: морковок или зайчиков. А учителю нужно привести их к понятиям «больше» и «меньше». Поэтому он обращает внимание детей на то, что морковки и зайчики надо поставить парами: каждому зайчику одну морковку.

Морковки «оживают» и по одной становятся под зайчиком. Одной морковке зайчика не хватает. Дети делают вывод, что морковок больше чем зайчиков.

Ход работы:

1. Сначала надо найти картинки зайчиков, морковок и указателя (или других героев для нашего задания), а затем поместить их в документ.

Файл→ Импорт→ Импортировать в библиотеку.

2. Затем надо подготовить слои для размещения в них наших движущихся картинок. Для этого нажмём кнопку   Вставить слой. Вопрос стоит только в том, сколько нужно слоёв? Посчитаем в нашем случае количество                         (Рис.2)                    

графических объектов: 4 зайчика, 5 морковок и указатель. Но зайчики в нашем ролике будут неподвижны, поэтому мы разместим их в одном слое, следовательно, слоёв будет 7 (рис.2). Если вам понадобится разместить ещё какие-либо объекты, вы всегда можете  добавить ещё слой.

3. Теперь из библиотеки можно перетащить мышкой в окно документа столько картинок сколько нужно. Каждую картинку на свой слой в 1-й кадр (созданный автоматически). Как мы договорились, в первом слое разместим 4 зайчика. Далее со 2-го по 6-й размещаем по морковке. В 7-й слой указатель.

4. Затем нужно подогнать размер картинок, используя инструмент Свободная трансформация  на панели инструментов.

5. Чтобы картинки начали передвигаться одного кадра недостаточно. Надо добавить ещё кадров, т.е. растянуть ваш ключевой кадр. Для этого надо встать на кадр нужного слоя, и нажимать столько раз F5, сколько нужно кадров. Чем больше кадров, тем медленнее будет двигаться картинка. В нашем случае нажимаем столько раз, чтобы получить всего 19 кадров, затем на 20 кадре нажимаем F6, появился ключевой кадр (рис.3).

                                                (Рис.3)

На 1 слое у нас зайчики, со 2-го по 6-й слой – морковки, 7 слой – указатель. Обратите внимание, когда мы стоим на 20 кадре у нас на экране только одна морковка, остальные объекты остались на 1-м кадре. Поэтому, используя F5, растянем кадры на остальных слоях, как – бы подтягивая их к нашему 20 кадру (рис.4).

Теперь стоя на 2-м слое на 20 кадре изменяем расположение нашей морковки, перетащив её мышкой и поставив под первым зайчиком.

Выделим наши 20 кадров во 2-м слое и нажмём на вкладку Свойства внизу окна программы, там выберем в разделе Tween  - Движение.

Чтобы проверить что  у нас получилось в разделе меню Управление выберите  Проверить ролик (рис.4).

                                                       

                                                  (Рис.4)

            6. Переходим к следующему  3 слою и нажимаем F6 на 40 кадре. Теперь выполняем аналогичные действия что вы делали в пункте 5 для другой морковки. И так далее для 4 , 5 и 6 слоёв через каждые 40 кадров. Если где-то «без вашего согласия» кадры всё таки приобрели  статус Движения (вы узнаете их по пунктирной линии) выделите эти кадры и в вкладке Свойства в разделе Tween выберите  - Нет.

7. Остается 7-й слой в нем у нас находится графический объект  - указатель. Он должен  «переносить» морковки и расставлять их под зайчиками. Встанем на первый кадр, перенесём указатель на 1-ю морковку  – это начальное положение указателя.

Теперь расставим ключевые кадры, нажав F6 на кадрах 20, 40, 60, 80, 100, 120, 140, 160 и  180.

Первое положение указателя у нас уже установлено встанем на 20 кадр и переместим указатель на морковку которую первой перенесли и поставили под зайчиком. Затем встанем на 40 кадр и перетащим указатель на начальное положение следующей морковки, потом встаем на 60 кадр и перемещаем указатель на морковку под 2 зайчиком и так далее.

После того как указатели на разных кадрах были расставлены, выделяем все 180 кадров 7-го слоя и нажимаем на вкладке Свойства в разделе Tween  - Движение. Проверьте ролик. Должно создаваться ощущение, что это указатель перемещает морковки.

8. Теперь дело за надписью, из которой дети узнают задание ролика. Для этого создадим ещё один слой и в первом кадре создадим надпись с помощью инструмента  Текст. Нажимаем на инструмент Текст и подводим курсор в том месте, в каком будет располагаться надпись, зажимаем левую кнопку мыши и растягиваем область для надписи. После этого появится белая область, в которой будет мигать курсор. Наберите текст задания, в нашем случае «Сравните, чего больше: морковок или зайчиков?».

Параметры текста: цвет, размер, шрифт, начертание можно изменить, выделив текст и нажав вкладку Свойства. Обратите внимание, текст должен быть Статическим.

Теперь на 180 кадре нажмите F6, здесь надо удалить имеющуюся надпись и вставить другую, показывающую правильный ответ (рис.5)

                                       Рис.5

9. Если вам нужно, чтобы ролик прокрутился 1 раз и остановился, надо в 8 слое  на 180 кадре на вкладке Действие написать команду stop();

10. Сохраните ваш файл: Файл → Сохранить как.

Надеюсь, у вас получился отличный ролик для обучения.

Литература:

1. Гурин Н.И., канд.физ.-мат. наук, доц., Мицкевич Т.В., магистрант «Разработка интерактивных компонентов для мультимедийного компьютерного учебника».  

Карасёва Ирина Николаевна, учитель информатики ГБОУ №598 с углубленным изучением информатики Приморского района Санкт - Петербурга email: dubas81@mail.ru



Предварительный просмотр:

Карасева И.Н.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 598  с углубленным изучением математики Приморского района  Санкт-Петербурга, dubas81@mail.ru

По новым экспертным заключениям об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения современный учитель должен не только владеть навыками пользователя персонального компьютера, использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательном процессе, но создавать их самостоятельно. Прежде чем говорить о приёмах и средствах создания, поясним понятие «электронные образовательные ресурсы».

«Понятие  ЭОР  (электронный образовательный ресурс) подразумевает некое образовательное содержание,  облеченное в электронную форуму, для воспроизведения которого используются электронные устройства».[1]  Наиболее перспективными ЭОР являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), под которыми понимается доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебном процессе как единое целое. Более полно определение ЦОР дает Горохова Л.И. [2], доктор педагогических наук: «Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса».

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов,  таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники, тренажеры и другие.

Важнейшими требованиями к цифровым образовательным ресурсам являются адекватность содержания, эффективность формы представления и экономическая эффективность. Содержание должно соответствовать нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации. ЦОР должны обеспечить реализацию различных форм занятий (очных и заочных, индивидуальных и коллективных) и поддержку различных видов занятий (изучение теории, выполнение практических и лабораторных работ, организацию различных видов контроля знаний). Кроме того, в учебном материале должны быть отражены новейшие научные и технологические достижения в данной предметной области.

Классифицировать ЦОР весьма сложно, единого подхода до сих пор не разработано, а уже имеющиеся варианты постоянно совершенствуются. Одна из существующих классификаций по образовательно-методическим функциям [3]:

  • электронные учебники;
  • электронные (компьютерные) учебные пособия;
  • учебно-методические комплексы;
  • электронные издания контроля ЗУН-ов.

Рассмотрим основные этапы создания ЦОР на примере электронного учебника.

Электронные учебники -  это литература нового поколения, объединяющая достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Общая цель создания электронных учебников – повышение эффективности процесса усвоения знаний и улучшение качества подготовки учащихся. В системе очного образования электронные учебные пособия можно использовать как дополнительные учебные средства, позволяющие методически правильно организовать контролируемую преподавателем самостоятельную работу учащихся.

В отличие от обычного (бумажного) учебника электронный учебник может и должен обладать несколько большим «интеллектом», поскольку компьютер способен имитировать некоторые аспекты деятельности учителя (подсказывать в нужном месте в нужное время, дотошно выяснять уровень знаний и т.п.). Электронный учебник должен содержать весь необходимый материал по определенной дисциплине. Наличие же «интеллектуальных аспектов» в электронном учебнике не только компенсирует его недостатки (использование исключительно на компьютере), но и дает ему значительные преимущества перед бумажным вариантом (быстрый поиск необходимой информации, компактность и т.д.)[4]. Проанализировав несколько источников учебной литературы [4, 6], можно дать краткую характеристику электронному учебнику.

Определение электронного учебника приводится в Приложении 2 к приказу № 1646 Минобразования России от 19 июня 1998 г. [5]: «Электронный учебник – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой».

Проанализировав литературу по данному вопросу [4, 6] можно выделить основные этапы разработки электронного учебника:

  1. Подготовка текста учебного курса.
  2. Разработка сценария электронного учебного издания.
  3. Оценка качества электронного учебного издания.

Важнейшим этапом разработки электронного учебника является подготовка текста учебного курса. В процессе создания текста учебного курса принято выделять следующие этапы:

  • определение цели создаваемого учебника и выяснение его места в учебном процессе:

     Цель создания электронного учебника – повышение эффективности процесса усвоения знаний и улучшение качества подготовки учащихся.

  • выбор учебников и учебных пособий, которые будут положены в основу создаваемого электронного учебника:

 Для создания электронного учебника необходимо выбрать несколько апробированных, хорошо себя зарекомендовавших, одобренных Министерством образования РФ. Желательно, чтобы эти источники были изданы в последние годы и включали новейшие достижения науки и технологии в данной предметной области. Из числа выбранных пособий одно берется в качестве основного (базисного), а другие – в качестве вспомогательных.

  • разработка структуры электронного учебника;
  • структурно-стилистическое редактирование;

Для придания будущему тексту электронного учебного пособия концептуального и стилистического единообразия проводится сплошное редактирование текста. Эта работа осуществляется одним человеком – наиболее опытным членом коллектива авторов, обычно редактором учебного пособия.

  • контроль качества и экспертиза.

 Контрольный этап заключается в тщательном анализе текста с целью выяснения отсутствия пропусков каких-либо тем, нарушения логической последовательности изложения материала и др.

 Более подробно рассмотрим содержание этапа разработки структуры электронного учебника.

После анализа основного и вспомогательного учебников и учебных пособий составляется иерархическая структура курса, состоящая из блоков, частей, глав и параграфов [6]. Рекомендованный размер параграфа – 3-4 машинописные страницы. Каждому блоку, части, разделу и параграфу присваивается точное наименование, что в дальнейшем позволяет составить структурную схему электронного учебного пособия.

Изучив литературу по данному вопросу [4, 6], можно выделить следующие особенности структуры электронного учебника:

  1. Материал в учебнике должен излагаться «прерывисто». Каждый раздел учебника должен завершаться контрольными вопросами (вопросами для самопроверки), с помощью которых реализуется обратная связь в процессе обучения.
  2. Представление материала в учебнике должно быть таковым, чтобы выделить различные по важности части учебного материала, т.е. определения, выводы, схемы, таблицы, рисунки и т.д.
  3. Учебник для старших курсов должен быть близок к научной монографии, в то время как для младших курсов учебник занимает промежуточное положение между школьным учебником и монографией.

Проанализировав литературу по разработке электронных учебников [4,6], будем ориентироваться на структуру, предложенную в статье Иванова В.Л. «Структура электронного учебника». Иванов В.Л. рассматривает внешнюю структуру учебника, т. е. те его элементы, которые видит пользователь. Он рекомендует, чтобы один и тот же содержательный материал был представлен в трех видах:

1.        Изложение в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п.

2.        Схемокурс – сокращенное графическо-текстовое представление содержания учебника, помогающее понять структуру учебного материала, идеи заложенные в нем и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания учебника с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию.

3.        Тестовая система самопроверки – содержание учебного материала в виде вопросов и ответов.

Такое тройное представление одного и того же материала способствует повторению материала для его лучшего запоминания.  

Литература

  1. Якушина, Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы [Текст]/ Е.В. Якушина // Народное образование. – 2012. - № 1. – С. 184 – 189.
  2. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] / Л.И. Горохова // Фестиваль педагогических идей 2006-2007. − Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411543/, свободный. − Загл. с экрана.
  3. Лаборатория цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования [Электронный ресурс]. – Ставрополь: СГУ, 2010-. – Режим доступа: http://pedlab.stavsu.ru/metodmat.aspx, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие [Текст] / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова. - Тамбов: ТГТУ, 2002. - 114 с.
  5. Инькова Н.А. Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Инькова, Е.А. Зайцева, Н.В. Кузьмина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 56 с.
  6. Щербаков В.В., Капустин Ю.И., Федосеев А.С. Подготовка электронных учебных изданий [Текст]: Методическое пособие / В.В. Щербаков, Ю.И. Капустин, А.С. Федосеев. – М.: 2002.



Предварительный просмотр:

Создание экспертно-обучающих систем в начальной школе

Самчук Ирина Николаевна, РГПУ им. Герцена

В начале 90-х гг. прошлого века в общеобразовательной школе наметилась тенденция раннего обучения информатике. Эта проблема поставила несколько основных вопросов перед специалистами. Одним из них был вопрос о том, использовать на уроках информатики в начальной школе компьютерную технику или нет.

Появился ряд разработок разных авторов, считающих, что в начальной школе должны изучаться некоторые вопросы разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления.

В настоящее время в педагогическом процессе появились другие приоритеты. Каждый получающий среднее образование должен уметь ставить цели, генерировать идеи, находить решения в сложных, подчас неадекватных тому или иному предмету, ситуациях, т.е. от человека требуется умение делать то, что обозначается понятиями “духовные ценности”, “активная позиция”, “самореализация”.

Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной сверхзадачи - подготовку контингента людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях.

Это определяет необходимость отхода от утилитарного образования, т.е.от простой передачи обучающемуся суммы знаний и факторов, необходимой для конкретной деятельности. Ориентируясь  на это, исходным приоритетом в образовании должно быть формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием.

Целями обучения информатики в начальной школе становятся: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера, формирование информационной культуры ребенка. Задачи пропедевтического курса информатики включают  приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.

 Как показал опыт многолетней работы учителей информатики с детьми 8-10 лет - не важно, какая вычислительная техника имеется в распоряжении детей. Важно то, что на уроках информатики они на ней работают: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т. д.

Какие же программы можно использовать в курсе обучении учащихся начального звена и кто будет преподавать этот курс – учитель информатики или учитель начальных классов?

Бурное развитие компьютерных и телекоммуникационных средств, создание всемирной паутины Интернет позволило использовать персональный компьютер как инструмент обучения и оценки знаний. Разработка и внедрение компьютерных технологий обучения предполагает использование персонального компьютера как технического средства обучения, полностью или частично заменяя выполняющего в отношении учащихся функции учителя.

Компьютерные технологии обучения позволяют осуществить разработку экспертно-обучающих систем оценки знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.  В основу таких экспертных систем должны быть положены принципы теории поэтапного формирования умственных действий и умений.

Экспертно-обучающая система состоит обычно из двух независимых частей:

1.Универсальная программа-оболочка, поддерживающая интерфейс общения с обучающимися, содержащая подсистему логического вывода и не зависящая от содержания конкретной дисциплины;

2.Базы знаний конкретных дисциплин, содержащих описание основных объектов, используемых в данной дисциплине, логические правила классификации задач, решаемых в данной дисциплине, описание конкретных методов и примеров решения задач, определения и примеры, помогающие учащемуся в правильном выборе конкретной задачи.

Построение обучающих систем традиционно базируется на линейной модели диалога [Ричмонд У. К. “Учителя и машины”]. Линейность обучения заключается в том, что обучаемому предъявляется цепочки вопросно-ответных кадров, каждый шаг диалога определен заранее сформированным или генерируемым системой сценарием. В целях упрощения контроля знаний ответ чаще всего заключается в выборе правильного значения или правильных ответов из списка. Другим, менее распространенным способом построения диалога, является контекстно-свободный ответ, анализируемый с помощью ключевых слов, которые ожидаются в ответе тестируемого.

В нелинейных моделях роль обучаемого меняется. Теперь ученик задает вопросы и на основании ответов системы строит рабочую гипотезу. Конечная цель такого диалога — найти на основе получаемой информации и логической связи самих вопросов исходную гипотезу. В таких моделях усложняется структура поддержания диалога с юным пользователем, анализ ответа и выработки реакции системы на ответы обучаемого.

Для решения этой проблемы предлагается использовать синтез экспертной и симулирующей систем. Экспертные системы позволяют создавать систему, оперирующую профессиональными знаниями эксперта (учителя), но не позволяют воссоздавать полноценного диалога между учеником и системой. А для обучения важен диалог между системой, обладающей определенной базой знаний, и обучаемым, чьи знания и навыки необходимо оценить. Такой диалог создает симулирующая система. Для обеспечения имитации диалога разрабатывается  язык и интерфейс представления знаний.

В качестве среды разработки для обучающей экспертной системы может быть выбран объектно-ориентированный язык Java. Язык программирования Java позволяет создавать программы, не зависящие от платформы операционной среды — программы архитектурно-нейтрального формата. Такой формат позволяет не заботиться о переносимости программных модулей на другие платформы операционных сред, а также в Internet.

Применение обучающих экспертных систем, построенных по предлагаемому принципу, в учебном процессе позволяют решать ситуационные задачи в диалоге между обучаемым и системой. Важным преимуществом данного подхода является передача обучаемому инициативы ведения диалога. Именно это и необходимо юному пользователю при становлении его как гражданина информационного общества 21 века.

Литература:

  1. “Экспертная обучающая система как эвристический инструмент для формирования креативных знаний.” Джалиашвили З.О., Кондратьев В.В.
  2. “Экспертные системы. Принципы работы и примеры.” Под ред. Р. Форсайта. 1987.
  3. “Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы “Информатика в играх и задачах”.” (Пояснительная записка). Горячев А.В., Волкова Т.О., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И.  /Вестник образования. М. -1996.- № 10. -С.63-70.
  4. “Проблемы преподавания информатики в начальной школе “

Федотова Г. В. Забайкальский государственный педагогический университет,г. Чита