Внеурочная деятельность
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа №7"
приказ от 30.08.2018 №482
Рабочая программа
по учебному предмету
"русский язык"
7 А, Б классы
2018-2019 учебный год
Составитель:
Анисимова А.В., учитель русского языка и литературы
г. Нижневартовск
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "СШ№7". Программа курса «Занимательная грамматика» является модифицированной. На изучение предмета отводится 1 часов в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Учебно-методический комплект:
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва: Просвещение, 2011
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
4. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва: Знание, 2005г
5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 2011.
6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва: Мнемозина, 2007г
7. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2012.
8. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва: Дрофа, 2007
9. Русский язык: учеб. для 7 кл.: учеб. для общеобразоват. органзаций /[ Л. М. Александрова, О.В. Загоровская и др.]. - 6 изд. – М.: Просвещение, 2017.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- уметь выделять нравственный аспект поведения;
- усваивать теоретические знания и ориентации на обобщенные способы действий, формировать рефлективность самооценки в учебной деятельности;
- соблюдать морально-нравственные и этические нормы поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- ставить задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
- учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
- уметь давать логическую оценку действий своих и других;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- строить логические цепи рассуждений, выделять и осмысливать отдельные слова, термины, понятия;
- уметь строить схемы, находить пути решения лингвистических задач;
- ставить и решать проблемы на данном этапе обучения;
- осознавать выбор способов решения поставленных задач;
- понимать и давать оценку информации, учебного материала специальных знаний по русскому языку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
-уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
- устраивать групповые обсуждения;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уметь участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;
- уметь давать точную оценку, анализ действий при решении поставленных задач
Обучающиеся получат возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
-оценивать адекватно собственное поведение и поведение окружающих.
-передать результаты изучения грамматических особенностей языка; владеть рассуждением, описанием, повествованием
Предметные результаты:
- иметь представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формировать базовые умения, обеспечивающие возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащать активный и потенциальный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;
- расширять и систематизировать научные знания о языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- формировать навыки проведения различных видов анализа слова
- формировать ответственность за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Раздел | Содержание | Формы организации и виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Занимательная фонетика. | Разночтение слов в звучании и написании. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | Игровая деятельность Работа в команде. Сюжетно – ролевая игра: «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». Решение метаграмм. Сюжетно – ролевая игра «Стань ведущим» | 7 |
2 | Занимательное словообразование. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения | Игровая деятельность Работа в команде. Решение кроссвордов. Представление собственных презентаций «Знаете ли вы…» Ролевая игра «Раз, два, три-говори!» | 7 |
3 | Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) - | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Путеводные звёзды орфографии. | Игровая, познавательная деятельность Составление и разгадывание кроссвордов. Викторина по теме. Лингвистическая игра «Мудрено сотворено» | 3 |
4 | Занимательная морфология | Братство глагольное. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Главнее главного. Действую по-разному. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Грамматике учиться всегда пригодится Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание. Союз. То же, так же иль за то? Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То же, так же иль за то? «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте. | Игровая, познавательная деятельность Анализ текста. Работа в команде. Ролевая игра «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Составление сборника «Это интересно».Написание лингвистических сказок «Не любо- не слушай, а врать не мешай» . Игра «Кто быстрее?» Конкурс на восстановление деформированного текста. | 14 |
5. | Культура речи. | Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета | Рефлексивно-оценочная деятельность Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде | 4 |
Всего | 35 |
Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Учебно-лабораторное и наглядное оборудование, ЭОР (указать) |
Занимательная фонетика-7 | ||||
1 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1ч. | Учебник, презентация | |
2 | Разночтение слов в звучании и написании. | 1 ч. | Учебник, тексты, | |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1ч. | Учебник, тексты | |
4 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 ч. | Учебник, тексты | |
5 | Какова роль интонации в устной речи | 1ч | Учебник | |
6 | Какова роль интонации в устной речи | 1 ч. | Учебник, тексты | |
7 | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | 1ч | Раздаточный материал | |
Занимательное словообразование-7 | ||||
8. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 ч. | Учебник, таблица | |
9. | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 ч. | Учебник, схемы | |
10 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 ч. | Учебник, схемы, лингвистические задачи | |
11 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 ч. | Учебник, словари | |
12 | Сказочные превращения | 1 ч. | Презентация | |
13 |
| Сказочные превращения | 1 ч. | Учебник, презентация |
14 | Сказочные превращения | 1 ч. | Учебник, презентация | |
15 | В чём секрет правописания морфем | 1 ч. | Лингвистические задачи | |
Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) -3 | ||||
16 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 ч. | Учебник, схемы | |
17 | Путеводные звёзды орфографии. | 2 ч. | Учебник, лингвистические задачи | |
18 | Занимательная морфология-14 Братство глагольное. | 1 ч. | Учебник | |
19 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме | 1 ч. | Учебник, карточки | |
20 | Главнее главного. | 1 ч. | Лингвистические задачи | |
21 | Действую по-разному. | 1 ч. | Алгоритмы по теме | |
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 ч. | Учебник, лингвистические тексты | |
23 | Грамматике учиться всегда пригодится | 1 ч. | Учебник, таблицы | |
24 | Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте | 1 ч. | Учебник, таблицы | |
25 | Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. | 1 ч. | Учебник, схемы по теме | |
26 | Некогда или никогда? Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?» | 1ч. | Лингвистические задачи | |
27 | Будешь вежлив ты со мной. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | 1ч | Ребусы | |
28 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание. | 1ч | Учебник, таблица | |
29 | Союз. То же, так же иль за то? Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То же, так же иль за то? | 1ч | Учебник, | |
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Звукоподражательные слова, их роль и употребление | 1ч | Презентация | |
31 | Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста | 1ч | Учебник ,тексты | |
32 | Культура речи -4 Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. | 1ч | Ролевая игра «Заговори, чтоб я тебя увидел» | |
33 | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. | 1ч | Учебник | |
34- | Правила речевого этикета. | 1ч | Презентация | |
35 | Формулы речевого этикета | 1 ч. |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа.
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
- подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа и с открытым ответом ;
- формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- применять приёмы сжатия текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Тематическое планирование 10 класс
№ | Тема | Дата | ||
Кол-во часов | ||||
1. | Знакомство с демоверсией 2019 года, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ | 2 | ||
2. | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | 2 | ||
3. | Текст. Стили и типы речи. | 2 | ||
4. | Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 2 | ||
5. | Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 2 | ||
6. | Выявление и формулировка авторской позиции. | 2 | ||
7. | Способы аргументации собственного мнения. | 2 | ||
8. | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 2 | ||
9. | Практикум по написанию сочинения. | 2 | ||
10. | Практикум по написанию сочинения. | 2 | ||
11. | Анализ речевых и грамматических ошибок. | 2 | ||
12. | Морфемный и словообразовательный анализ слов. | 2 | ||
13. | Практикум. Способы образования слов. | 2 | ||
14. | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | 2 | ||
15. 16. 17. | Тренинг в формате ЕГЭ. | 3 | ||
18. 19. | Индивидуальная коррекция ошибок. | 3 |
Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ-2019. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2019.
2. Сайт «Решу ЕГЭ».
Пояснительная записка.
Элективный курс по русскому языку в 11 классе направлен на формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Самой показательной для выявления уровня сформированности языковой и коммуникативной компетенции учащихся является часть С. Как показал анализ результатов, наиболее трудно выполнимым является языковой анализ исходного текста: учащиеся не всегда могут определить стилевую принадлежность исходного текста, не понимают зависимости стиля от цели высказывания. Затруднения выпускников возникают при определении проблем текста. Учащиеся не всегда понимают коммуникативную задачу, стоящую перед ними, и комментарий исходного текста заменяют пересказом. Вызывает затруднение аргументация собственного утверждения.
Также учащиеся затрудняются в определении средств художественной выразительности.
Данный элективный курс направлен на формирование аналитических умений учащихся, развития разнообразных речевых умений:
- ставить перед собой коммуникативные задачи
- определять цель высказывания
- искать способы аргументации собственных мыслей
- определять средства художественной выразительности
- их роль в тексте
- повышать культуру речи.
Данный курс носит текстоориентированную практическую направленность.
Тематическое планирование 11 класс
Раздел программы | Тема. | ||
1. Текстоведение. | 1.Стиль как функциональная разновидность русского языка. | 1. | |
2.Текст. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | 1 | ||
3.Практикум. Определение средств связи предложений в тексте. | 1 | ||
4.Практикум. Стилевая принадлежность текста. | 1. | ||
5.Типы речи. Их отличительные признаки. | 1. | ||
2. Языковые нормы. | 6.Нормы литературного языка. | 1 | |
7.Орфоэпические нормы. | 1 | ||
8.Морфологические нормы. | 1 | ||
9.Синтаксические нормы. | 1 | ||
10.Нормы управления и согласования. | 1 | ||
11.Лексические нормы. Лексическое значение слова. | 1 | ||
Выразительные средства языка. | 12.Практикум. Роль фразеологизмов в речи. Их видение. | 1 | |
13. Тренинг. Определение видов тропов. | 1 | ||
14..Синтаксические фигуры. | 1 | ||
15. Тренинг. | 1 | ||
2 полугодие. | |||
Технология написания сочинения. | 16. Критерии оценки и проверки сочинения. Требования к сочинению. | 1 | |
17. Выявление и Формулировка проблемы исходного текста. | 1 | ||
18.Способы формулирования проблемы текста. | 1 | ||
19. Комментарий сформулированной проблемы. | 1 | ||
20. Типы комментария. | 1 | ||
1 | |||
22. Соотношение проблемы текста и авторской позиции. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | 1 | ||
23. Аргументированное выражение собственного мнения. | 1 | ||
24. Средства связи между предложениями. | 1 | ||
Контроль ЗУН. | 25- Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. 26- 27. | 3 | |
Предупреждение и исправление ошибок. | 28. Речевая связность и последовательность изложения, т.е. речевое оформление. | 1 | |
29.Грамматические ошибки, их исправление и предупреждение. | 1 | ||
30.Этические ошибки. Их предупреждение. | 1 | ||
Анализ текста. | 31. Комплексный анализ текста. | 1 | |
32.Комплексный анализ текста. | 1 | ||
33.Комплексный анализ текста. | 1 | ||
34 Комплексный анализ текста. | 1 | ||