Образовательный маршрут совместной деятельности

Кобер Юлия Владимировна

Компьютеры врываются в нашу рабочую и повседневную жизнь с молниеносной скоростью; в ближайшем будущем интернет будет везде (сейчас набирает популярность возможность управлять бытовой техникой при помощи смартфона через интернет, что дальше?). Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. 
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. 
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.  Опыт работы педагогов дошкольных организаций показывает, что большая часть родителей активно использует сеть интернет для работы и организации досуга дома, при этом не имеют опыта использования интернета для решения воспитательно-образовательных задач. Их представления о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка (как совместной, так и самостоятельной) в сети интернет с целью развития интеллектуальных и творческих способностей весьма ограничены. Многие родители понимают, что наличие всесторонней информации, которая находится в сети интернет, может помочь расширить кругозор детей, повысить их уровень культуры, развить любознательность и интерес к получению новых представлений и навыков самообразования, однако отсутствие опыта проектирования совместной деятельности с ребенком с использованием возможностей интернета для многих родителей сегодня является камнем преткновения, причиной отсутствия интересов собственного ребенка. Данный материал  поможет родителям вместе с детьми разобраться с азами компьютерной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Компьютер - нужный друг ребенка531 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

  depositphotos_6453877-stock-illustration-computer-with-cartoon-kids-and.jpg

         


Компьютер с каждым годом занимает в нашей жизни все более значимое место. С его помощью мы можем смотреть фильмы, слушать музыку, общаться с людьми, которые живут на другом континенте, печатать тексты, производить сложные математические расчеты и многое другое. Но большинство родителей мучает вопрос: стоит ли разрешать ребенку пользоваться компьютером, чему компьютер  может его научить? Возможно, он принесет больше вреда, чем пользы? Вот в этом мы сейчас и постараемся разобраться.

Привлекательность компьютера для ребенка в том, что он интерактивен. Дети, вошедшие в возраст "почемучек", общаются с ним на равных. Могут с ним ругаться, обижаться на игру: Дети получают от компьютера явное удовольствие и несомненную пользу. Он развлекает и обучает, позволяет принимать самостоятельные решения и сразу видеть их следствие. Ребенок не просто собирает картинки из готовых элементов, но и может оживлять изображение, создавать собственные мультфильмы, редактировать фотографии. В некоторых российских школах уже в младших классах есть курсы Flash-анимации (создание мультиков), в средних - даже веб-дизайн. Кроме того, детские игровые и познавательные программы с успехом соперничают с энциклопедиями: можно не только прочитать, почему самолет летает, а пчела жужжит, но и живьем побывать, например, в тропическом лесу или в подводном мире.

DetiiKomp7.jpg

Ниже предлагаются последовательные 4 блока (шага), которые познакомят ребенка с возможностми компьютера,  сетью интернет и компьютерными играми. В конце каждого шага рекомендуется предложить ему продолжить предложения:

  • Сегодня я узнал…                                          
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую….
  • Меня удивило…
  • Мне не понравилось…

Шаг 1. Что такое компьютер?

Загадайте ребенку загадку:

У нас дома живет он — 
Мой учитель, почтальон. 
В нем есть мудрость сотен книг, 
Иногда он говорит, 
Доступ дарит в интернет, 
Без него уж жизни нет. 
Каждый это понимает,
И везде его узнает. 
Его можно брать с собой, 
Вот такой он наш герой. 
Ну, подумайте с минуту, 
Этот славный друг...  (компьютер)

Побеседуйте с ребенком о том, что он знает о компьютере: зачем он нужен, где используется, из каких частей состоит?

Посмотрите обучающий мультфильм «Что такое компьютер»

https://www.youtube.com/watch?v=rV2Z7bB2ZWU

После ознакомления задайте ребенку вопросы:

Шаг 2. Интернет.

Загадайте загадку:

Это будто паутина,

В ней найдешь ты всё о всех:

О животных, о машинах,

Будет дождь сегодня, снег?

Все про мир и о планете

Прочитаешь в …(интернете)

Как же объяснить ребенку, что такое интернет?

2

Данный вопрос является не самым легким для объяснения. За один раз полностью раскрыть ребенку все возможности и функции интернета невозможно, поэтому лучше разделить его на несколько этапов. В первую очередь расскажите малышу о том, как устроен интернет, для примера приводите только функцию поиска информации (систему он-лайн игр, покупок и др. пока затрагивать не стоит). На помощь вам придут наглядные пособия. Ведь даже самую сложную информацию дети гораздо легче воспринимают, опираясь на изображения.


Схематично изобразите на плакате компьютеры, похожие на ваш домашний ПК. Расположите их по углам.

Далее в центре нарисуйте еще несколько компьютеров большего размера и другого цвета.

Теперь приступайте к самому объяснению. Скажите ребенку, что когда вам, к примеру, нужно узнать какая завтра будет погода, какой фильм завтра идет в вашем любимом кинотеатре, то вы пользуетесь интернетом. Укажите на один из крайних компьютеров на плакате, обозначив его как ваш. Можете рядом с ним изобразить человечка.

6

Когда вы задаете поисковой системе интересующий вас вопрос, то он поступает на сервер. Сервер – это компьютер, имеющий большую мощность, объем памяти и скорость работы, чем ваш домашний. Проведите на плакате стрелочку от вашего компьютера к большому компьютеру в центре. Обратите внимание на то, что сервер не один, а их очень много. Проведите стрелки к остальным компьютерам, расположенным в центре.

7

Ребенок обязательно спросит вас, как именно компьютер связывается с сервером. Подведите его к вашему ПК и покажите сетевой провод, объяснив, что соединение происходит с помощью этого кабеля. Не стоит сразу рассказывать малышу о беспроводном соединении Wi-Fi. Оставьте эту информацию на следующий раз, иначе ребенок запутается в обилии новой информации.

8

Скажите малышу, что другие люди (приведите в пример ваших многочисленных знакомых – у детей не так хорошо развито абстрактное мышление, поэтому лучше конкретизировать) тоже задают вопросы серверам. Соедините стрелками другие «домашние» компьютеры с изображениями серверов.

9

На вашем плакате появится много линий, спросите у ребенка, на что это похоже. Скорее всего, он ответит либо «сеть», либо «паутина». Скажите ему, что он абсолютно прав, и интернет часто называют глобальной сетью или всемирной паутиной.
img2.jpg

Посмотрите мультфильм «Интернет»: https://www.youtube.com/watch?v=BnxCG9DeV6o

Спросите у ребенка, что бы ему хотелось узнать? Если он умеет, пусть сам напишет запрос в поисковой строке. Научите ребенка подбирать нужные ключевые слова для поисковых систем – Google, Bing и Yandex. Например, если тема домашнего задания малыша связана с крокодилами, подскажите ему, как выбирать подходящие фразы для поисковой строки, например, "виды крокодилов", или "породы крокодилов".

Но не стоит забывать, что Интернет - это огромный город, где есть библиотеки, музеи и не только. Отпустить ребенка одного бродить по нему - все равно что разрешить разгуливать за тысячи километров от дома, например в Бангкоке. До какой степени доверять своим детям, решать вам, но помните: часто мамы и папы обнаруживают, что ребенок, невзирая на все проведенные с ним профилактические беседы, отправился на прогулку по "всемирной паутине" и принес на домашний компьютер вирусы. Вы можете постараться защитить компьютер антивирусной программой и брандмауэром (firewall). Поисковые системы в Интернете могут предлагать фильтры, самая известная в русской части Сети - "Семейный Яндекс". Но ни один фильтр не защитит вашего ребенка. Фильтры должны быть заложены в самом ребенке. Помогите ему усвоить правила работы в Сети и научите оценивать получаемую там информацию. Ребенок может нажать не ту кнопку и попасть на опасный для него сайт, может выложить в открытом доступе конфиденциальную информацию, может довериться подозрительным незнакомцам. Так что прежде, чем ребенок выйдет в Сеть, обсудите вместе с ним правила безопасности.

1519011855_pamjatka_70.jpg

Шаг 3. Полезные навыки.

Начните с азов компьютерной грамотности:  как включить и выключить компьютер, как создать новый файл, как сохранить его, как войти в Интернет, как пользоваться поисковой системой, как работать с основными программами, например такими, как PowerPoint на начальном уровне: умение создавать слайды, копировать и удалять информацию, делать подписи, работать со шрифтом, грамотно располагать материал на слайде.

Шаг 4. IT-технологии. Программирование.

Кто придумывает программы для компьютера, сайты, которые мы посещаем? Работники этой профессии называются программистами.

Посмотрите презентацию, рассказывающую об этой профессии:

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/09/26/prezentatsiya-k-shkolnomu-konkursu-professiy-tema-professiya-programmist

Таким образом, программирование – это  последовательность алгоритмов (действий), написанная компьютером.

Предложите ребенку попробовать стать программистом, поиграть в игру, написать код действий на сайте: https://code.org/hourofcode/overview. Здесь можно выбрать основу по желанию ребенка («Холодное сердце», «Звездные войны», баскетбольную игру и т. д.).

Шаг 5. Обучающие компьютерные игры.

Компьютерные игры для дошкольников должны быть увлекательными, развивать внимание, быстроту реакций, тренировать память. Выполнение всех игровых заданий должно обучить ребенка аналитически мыслить в нестандартных ситуациях, классифицировать и обобщать понятия; развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. Кроме того, игра должна быть осмысленной и простой одновременно, с низким уровнем агрессии.

Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности. Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.

Интернет-ресурсы для дошкольников:

www.logozavr.ru — сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

www.igraemsa.ru — детский портал “Играемся” — развивающие компьютерные игры;

www.viki.rdf.ru — детские электронные презентации и клипы;

www.viki.rdf.ru — компьютерная программа для развития детей;

www.doktorpapa.ru  — развивающие игры для детей он-лайн;

www.yooooo.ru  — игры для детей;

www.babylessons.ru — детские развивающие игры;

www.samouchka.com.ua — интерактивные обучающие упражнения;

www.olesya-emelyanova.ru — настольная игра “Викторина первоклассника”;

www.gbum.ru — развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

www.luntikcity.ru — “Лунтик учит буквы”;

www.babyuser.net — “Лунтик учит цифры”;

www.torrentino.ru — “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

www.boowakwala.uptoten.com — он-лайн игры;

www.caillou.com — он-лайн игры.

Как играть с пользой

Чтобы компьютерные игры и развивающие приложения приносили пользу, важно, как именно играет ребенок. Соблюдайте простые правила:

  • Следите за тем, во что и как долго играет ребенок. Есть даже формула для расчета времени в минутах, которое ребенок может провести за компьютером без перерыва: его возраст, умноженный на полтора. Это значит, что шестилетка может за сутки играть максимум 9 минут за одну сессию. Таких сессий у дошкольника может быть не больше трех в день, то есть менее получаса в сутки. Нельзя садиться за компьютер или брать в руки гаджет менее чем за два часа до сна — это нагружает нервную систему малыша. Это правило должно соблюдаться строго.
  • Очень важны правильная поза и освещение. Нужно выдерживать оптимальное расстояние до экрана и следить за тем, чтобы ребенок сидел ровно на стуле или диване, а не играл лежа, даже если ему так удобно.
  • После каждой сессии за компьютером, даже трехминутной, нужно устраивать перерывы. В них должны быть гимнастика для глаз и подвижная игра.
  • Не используйте компьютерные игры как способ поощрения.
  • Как бы тщательно и старательно вы ни выбирали компьютерную игру, какой бы развивающей она ни была, она не должна становиться главным занятием ребенка. Хорошо, когда у него в распоряжении есть настольные игры и конструктор, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры. Компьютерные игры и приложения помогают нам скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить все остальные виды досуга и развивающих занятий.

Итог:

Дорогие родители, как вы уже поняли, компьютер может стать
вам помощником в развитии ребенка, а может надолго затормозить это развитие. Используйте возможности современных информационных технологий. Но не оставляйте ребенка с ними один на один. Даже если ваш ребенок уже школьник. Даже если он опытный пользователь и в сто раз лучше вас разбирается в ПК.

Создайте совместный проект. С ребенком школьного возраста
это может быть даже его собственный сайт. Помогите ему научиться использовать
компьютер в целях его развития: для учебы, работы, поиска информации,
тематического общения.

Пусть компьютерные занятия станут еще одним поводом для
совместной деятельности и вашего ОБЩЕНИЯ!