Программа по работе с одаренными детьми по физике

Юрина Наталья Васильевна

Программа по работе с одаренными детьми по физике

«Интеллект будущего».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по работе с одаренными детьми по физике

«Интеллект будущего».

Выполнила:

Юрина Наталья Васильевна

учитель физики

МБОУ «СШ№6»

Данная программа рассчитана на 5 лет (7-11 классы). Процесс организации работы на протяжении всей основной школы проходит в несколько этапов: на переходном этапе (7-8 классы) развитие активных познавательных интересов школьников. На этапе самоопределения (9-11 классы) самореализация обучающихся.

   создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самопознания и самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.

Задачи:

Теоретические:

  •   с   заданий;
  •  т  о    физике.

Практические:

  •  у        и   в         в   «физика»;
  •         и  образования.

Развивающие:

  •   и  способностей обучающихся,  их ;
  •   качеств.

Воспитательные:

  •  у подростков    позиции.

 Технологии, методы и  обучения:

Реализация программы предполагает использование в работе с обучающимися современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, а также разнообразных методов и форм обучения. Навыки успешной деятельности обучающегося отрабатываются в основном на заданиях продуктивного, творческого характера, предполагающих самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной задачи.  Это ролевые и деловые игры, ситуативные задания, включающие анализ, создание проблемных ситуаций, практикумы, мозговой штурм и другое. Особая роль отводится самостоятельной работе и исследовательской деятельности подрастающего поколения. В основе работы с одаренными детьми положены интегративный и личностный подход,  и  метод обучения.  Работа   предусматривает как групповые, так и индивидуальные формы взаимодействия с обучающихся, их участие в предметных кружках, конкурсах олимпиадах, в научно - практических конференциях, дополнительных занятиях по истории открытий в области физики.

Задача учителя – направлять самостоятельную работу ученика, указывать ему приемы умственных действий. Для каждого учащегося разрабатывается план индивидуальных занятий (или карта индивидуального развития). (Приложение)

    способствуют:

  • развитию продуктивного  и  к  проблем;
  • развитию  к  работе;
  • самостоятельности в учении;
  • стимулируют       и  взгляды;
  • воспитывать у   к    человека.

    в  с  детьми:

  •        личности;
  •   и  обучения;
  •           учителя;
  •         наставничества.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит:

  • усовершенствовать систему работы учителя по организации деятельности с одаренными детьми;
  • повысить количественные показатели успешности обучающихся (    и      уровня);
  • улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность школьников;
  • повысить качество образования,    в  с .
  • ф   и     способностей  детей.

В результате освоения программы у обучающихся:

  • повысится интерес к физике и внутренняя познавательная мотивация;
  • повысится уровень, качество знаний, активность, самостоятельность обучающихся;
  • появится опыт социального взаимодействия, сотрудничества, сотворчества;
  • сформируются умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.

         Средством оценки достижения учащихся является формирование портфолио. При этом определяются три ступени достижений:

1 уровень – школьные достижения;

  1.  уровень – муниципальные;
  2. уровень – окружные, Всероссийские, международные.

    программы:

  •    обучающегося, которая приводит к снижению когнитивного потенциала (память, концентрация внимания, мышление);
  •    социального партнера.

Данные риски можно свести к минимуму при взаимодействии с родителями по оценке других возможных занятий ребёнка (домашние дела, танцы, музыкальная школа);

 Этапы реализации:

Этап

Мероприятия программы

Форма организации обучения 

1 этап:

 - прогностический, методологический

Учащиеся 7-8 классов. 

  • Проведение мониторинга по выявлению одаренности детей.  
  • Создание: банка  одаренных детей; текстов  и   конкурсов;  ученика. 
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Разработка карт индивидуального развития.
  • Рекомендаций по  с   с высоким  обученности.

Организация:

  • урок,
  •  дополнительных занятий;
  •   по предмету;
  •  научного общества.

2 этап:

деятельностный

Учащиеся 8-9 классов.

  • Внедрение проблемно-исследовательских и проектных методов обучения, развитие у обучающихся логического и исследовательского мышления.
  • Реализация карт индивидуального развития и учет  достижений.  
  • Переход на  портфолио.
  • Участие в школьных и муниципальных  научно-практических конференциях школьников, конкурсах и олимпиадах.
  • урок, элективные курсы, творческие конкурсы, олимпиады
  • сотрудничество   с ВУЗами;
  • научно – исследовательские конференции.

3  констатирующий

 Учащиеся 10-11  классов.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
  • Совершенствование исследовательских навыков, решения задач повышенной сложности.
  • Активное привлечение способных и одарённых детей к участию в школьных, муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах, праздниках, интеллектуальных марафонах.
  •   портфолио учащихся.
  • Мониторинг развития способных и одарённых детей.
  • Анализ итогов работы реализации программы.

  • активные формы урока
  • индивидуально-групповые занятия, олимпиады различных уровней, творческие, научно-исследовательские работы.

 Социальные партнеры

1.Образовательные организации города.

2.   университет.

3.  научное общество.

4.   лицей г. Ханты-Мансийска

5.    при МФТИ.

 Показатели  реализации:

 1. повышение уровня   детей;

 2. повышение    ключевыми компетенциями;

 3. создание  данных   школы, банка    этих детей;

4. успешная   детей с   одаренности в  как   их задатков, способностей, дарования;

5. удовлетворенность   деятельностью и   таких детей.

  и   результативности:

В обучении

В воспитании

В развитии

Результаты  в олимпиадах, конкурсах, проектах.

 достижений школьника.

  план одаренного ребенка.

Это   деятельности  на  период,  способствует   для каждого   образовательного процесса,  обучение,  и  в конкретный период.

Результаты обученности.

Мониторинг удовлетворенности родителей.

План действий по реализации программы

Направление

Мероприятия

Срок

Изучение  документов,  и  работы педагогов

1.   документов и   по работе с  детьми.

Сентябрь

  данных  детей

2.  одаренности:

  • учебные характеристики
  •   характеристики
  •   характеристики
  •  лидерские характеристики

Сентябрь

  копилки

3.Создание  копилки (тесты,  для  работы, олимпиадные задания,   трудности по физике,   марафонов, игр).

В  учебного года.

   в урочной деятельности

 4.  и  познавательного  учащихся:

  •  учиться
  • постановка и   проблем
  •  работы
  • исследования
  • дидактические игры

В   года.

5. Развитие   самостоятельной работы:

 умения:

  •   проблему;
  • уметь  проблему;
  •  выдвинуть гипотезу;
  •   план решения проблемы, задачи;
  •    и выводы;
  • уметь  материал;
  •  составить  по теме (на  разных источников);
  •    (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);
  •   задачу;
  • уметь  прогноз;
  •  умения:
  • уметь  свою   цели, составлять план);
  •   свою деятельность   и неудачные способы, приемы, затруднения,   с целями);
  •  оценивать свою и   и коммуникативную деятельность

В   года.

 

6. Формирование   учащихся:

  •    и навыков
  • формирование  и  работы с  и  источниками информации
  •   и навыков,  с культурой  и  речи
  • развитие   и навыков

В течение  года.

 

 7.  с  по углубленному   на занятиях   «От простого к сложному» (9 кл), «Голография» (10 кл), «Физические  и  их решение» (10 кл), «Методы  физических задач» (11 кл).

В   года.

Создание  для  с одаренными  во  время

 8.  и проведение   олимпиады по физике.

По графику 

9.  в  предметной  по физике.

По графику

10.  в  неделе,  конкурсах «Открытие мира», Научно практических конференциях.

По графику

11.  с  в консультационные дни.

В   года.

12.Участие в заочных  и  олимпиадах  и  («Олимпус», «Фгостест», «Основы наук УРФО», «Мультитест»).

В   года

13. Использование   решения  на  и внеурочное время,    детей.

В течение  года

14.  детей в   уроков на   наук.

Во  предметных недель

15.Организация консультативной помощи, индивидуальной работы с обучающимися

В течение  года

  с родителями  детей

16.  и беседы с  с   их основных  к  проблеме.

Сентябрь

17. Участие  и  в конкурсах.

По графику

Диагностика

18. Проведение диагностики затруднений при выполнении заданий, работ.

В течение года

Вывод: в ходе реализации программы, обучающиеся добиваются высоких результатов при помощи самосовершенствования и самопознания в области физики, участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня, научно-исследовательских практических занятиях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, что позволяет им в будущем поступить в престижные ВУЗы и получить желаемое образование.

 ИСТОЧНИКОВ.

  1. Пахомова Н.Ю.   проекта в  учреждении.  для  и студентов  вузов.- М.: АРКТИ, 2013г.
  2.  А.М. Загадки одаренности. – М., 1993. / б-ка  «Вопросы психологии»/ с. 40-49.
  3.  А. И. Одаренные дети в  саду и школе.   для студентов   учебных заведений. – М.:   «Академия», 2010.
  4. Хуторской А. В.    Методика   Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд.  ВЛАДОС, 2010.
  5.  Я. И. Индивидуальный  в   – М.: Просвещение, 2020.
  6. Волковыский Р.Ю., Темкина Д.А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике.- М.: «Просвещение»,1993.

Приложение 1.

Индивидуальный образовательный маршрут

  1. Фамилия, имя, отчество обучающегося 7 класса
  2. Возраст:14 лет. 
  3. Характеристика личностных качеств (краткая): целеустремленный,  трудолюбивый,  старательный.
  4. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:

способствовать наиболее полной реализации индивидуальных интеллектуальных способностей

6. Этапы образовательного маршрута.

Этап / цель

Содержание

Предполагаемый результат

Начальный этап

Цель: выявить индивидуальные интересы и интеллектуальные

потребности на данном этапе.

  1. Беседы и наблюдения за обучающимся  во время занятий и участий в мероприятиях.
  2. Проведение анкетирования

по изучению мотивации и

интеллектуальных способностей.

  1. Выявление индивидуальных

 желаний и интересов

 обучающегося.

  1. Индивидуальные занятия по физике

1. Развитие индивидуального интереса к физике.

2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим интеллектуальные способности.

3.Участие в дистанционных, школьных и муниципальных олимпиадах и конкурсах.

Этап развития

Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации интеллектуальные способностей.

1.Проведение методик по изучению уровня самооценки и

притязаний, по изучению темперамента.

2. Продолжение индивидуальных занятий.

3.Усложнение видов интеллектуальной

деятельности, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах.

1.Высокий уровень участия в городских и краевых конкурсах.

2. Развитие интеллектуальных способностей, самооценки и уровня притязаний.

Этап саморазвития

Цель: содействовать выходу

интеллектуальной

деятельности обучающегося

 на новый, более высокий уровень.

1.Совместный подбор и обсуждение новых задач, практических работ.

2.Индивидуальная работа над научным проектом.

1.Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня.

2.Развитие субъектной позиции и креативности.

7. Учебно-тематический план.

№№

п/п

Дата,

время

Тема занятия,

количество часов

Содержание занятия

(краткое)

Используемые технологии, формы и методы

Предполагаемый результат

занятия

1.

Механическое движение.

Механическое движение. Траектория, пройденный путь, перемещение.

«Мозговой» штурм.

Умение решать задачи по теме.

2.

Скорость. Расчет пути и времени.

 Решение задач на тему: «Скорость». Расчет пути и времени.

Обобщение.

Умение решать задачи по теме.

3.

Скорость. Расчет пути и времени.

 Решение задач на тему: «Скорость». Расчет пути и времени.

Обобщение.

Умение решать задачи по теме.

4.

Расчет средней путевой скорости.

Решение задач на среднюю скорость, среднюю путевую скорость.

Тренинг, обобщение.

Умение решать задачи по теме.

5.

Расчет средней путевой скорости.

Решение задач на среднюю скорость, среднюю путевую скорость.

Тренинг, обобщение.

Умение решать задачи по теме.

12.

Сила трения.

Решение задач. Сила трения.

Проблемное обучение.

Умение решать задачи по теме.

13.

Равнодействующая сила.

Решение задач.

Проблемное обучение.

Умение решать задачи по теме.

14.

Архимедова сила.

Архимедова сила. Решение задач.

Обобщение. Тренинг.

Умение решать задачи по теме.

15.

Архимедова сила.

Архимедова сила. Решение задач.

Обобщение. Тренинг.

Умение решать задачи по теме.

16.

Условия плавания тел.

Условия плавания тел. Решение задач.

Обобщение. Тренинг.

Умение решать задачи по теме.

17.

Давление.

Давление. Решение задач.

Обобщение. Тренинг.

Умение решать задачи по теме.

18.

Гидростатическое давление.

Гидростатическое давление. Решение задач.

Обобщение. Тренинг.

Умение решать задачи по теме.

19.

Атмосферное давление.

Решение задач. Атмосферное давление.

Обобщение. Тренинг.

Умение решать задачи по теме.

20.

Механическая работа и мощность.

Решение задач. Механическая работа и мощность. Рычаг. Условия равновесия тел.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

25.

Механическая  мощность.

Решение задач. Мощность.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

26.

Механическая работа и мощность.

Решение задач. Рычаг. Условия равновесия тел.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

27.

Механическая работа и мощность.

 Рычаг. Условия равновесия тел.

Подготовка проекта.

Умение решать задачи по теме.

28.

Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач  за7 класс.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи..

29.

Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач  за 7 класс.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи.

30.

Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач  за7 класс.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи..

31.

КПД. Закон сохранения энергии.

Решение задач.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

32.

КПД. Закон сохранения энергии.

Решение задач.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

33.

Электростатика

Решение задач.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

34.

Электростатика

Решение задач.

Решение задач повышенной сложности.

Умение решать задачи по теме.

35.

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Защита проекта

8.

Способы оценки успехов обучающегося.

Выполнение задач и тестов повышенной сложности, написание научно-исследовательских работ.

9.

Работа с родителями:  знакомство и беседа.

Педагог   Юрина  Наталья Васильевна.