Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности
Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Темы учебного модуля «История Нижегородского края»
для рабочей программы федерального курса «История России» (6-10 классы)
Неотъемлемой частью школьного исторического образования является изучение региональной истории (см. Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области» от 26.10.2016 г\. (см. сайт НИРО, страница кафедры историко-филологических дисциплин). Региональная история изучается: а) как самостоятельный курс с 6-го по 10 классы (34 часа в год за счет часов образовательной организации) или б) как учебный модуль в рамках федерального курса истории России (6-8 часов учебного времени из общего объема курсовых часов). Для реализации этих вариантов рекомендуется УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Нижний Новгород: НИРО, 2016-2020» (авторы Романовский В.К, Селезнев Ф.А., Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С.) для учащихся 6-10 классов: рабочая программа, учебные пособия для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы (Изд-во ГБОУ ДПО НИРО).
Для рабочей программы, учебно-тематического планирования курса «История России» рекомендуются следующие темы учебного модуля «История Нижегородского края».
Темы учебного модуля «История Нижегородского края»
для рабочей программы федерального курса истории России
(6-10 классы)
Историко-культурный стандарт | Главы учебных пособий по истории Нижегородского края | №/§ | Темы урока | ча-сы |
6 класс. История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века. | ||||
Народы и государства на территории нашей страны в древности | Глава I. Древние жители Нижегородского края | § 1 | Нижегородская земля в Первобытную эпоху | 1 |
§ 3 | Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края | 1 | ||
Русь в середине XII – начале XIII в. | Глава II. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII в. | § 5 | Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском | 1 |
Русские земли в середине XIII – XIV в. | Глава III. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия | § 8 | Юрий Всеволодович и монгольское нашествие | 1 |
§ 9 | Александр Невский в истории Нижегородского края | 1 | ||
Формирование единого Русского государства в XV веке. | Нижегородские земли в середине XIII – XV вв. | §11-12 | Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель. | 1 |
7 класс. История Нижегородского края. ХVI – ХVII века. | ||||
Россия в XVI веке | Глава I. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век) | § 2 | Нижегородский край в системе обороны Русского государства в ХVI веке | 1 |
Смута в России | Глава II. Смута и Нижегородский край в начале ХVII века | § 3 | Нижегородский край в начале Смуты и в ходе восстания под руководством И. Болотникова | 1 |
§ 4 | Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608 – 1611 гг. | 1 | ||
§ 5 | Великое дело Минина и Пожарского (1611 г.) | 1 | ||
§ 6 | Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612 – 1613 гг.) | 1 | ||
Россия в XVII веке | Глава III. Нижегородский край при первых Романовых | § 13 | Нижегородский край и церковный раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум. | 1 |
8 класс. История Нижегородского края. ХVIII век. | ||||
Россия в эпоху преобразований Петра I | Глава I. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I | § 1 | Петр I и Нижегородский край | 2 |
§ 2 | Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии | |||
§ 3 | Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края | |||
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | Глава II. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов | § 4 | Нижегородский край в 1725 – 1741 гг. | 1 |
§ 5 | Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны | |||
Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I | Глава III. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина ХVIII века | § 6 | Нижегородский край в начале правления Екатерины II (1762-конец 1760-х годов) | 2 |
§ 7 | Восстание под руководством Е.И. Пугачева и Нижегородский край (1773 – 1775 гг.) | |||
§ 9 | Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века | |||
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | Глава IV. Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в ХVIII веке | § 11 | Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела | 2 |
§ 13 | Архитектура Нижегородского края в XVIII столетии | |||
§ 15 | Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке | |||
9 класс. История Нижегородского края. ХIХ – начало ХХ вв. | ||||
Россия на пути к реформам (1801–1861) | Глава I. Нижегородская губерния в первой четверти ХIХ века | § 2 | Отечественная война 1812 года и Нижегородский край | 1 |
§ 3 | Декабристы-нижегородцы | |||
Глава II. Нижегородский край во второй четверти ХIХ века | § 6 | Начало промышленного переворота и развитие капиталистической промышленности | 1 | |
Глава III. Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине ХIХ века | § 7 | Развитие системы образования в губернии | 1 | |
§ 8 | Нижегородский край и выдающиеся деятели науки и культуры России | |||
§ 9 | Просветительство и просветители | |||
§10 | Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектура в первой половине ХIХ века. Нижегородский театр | |||
II. Россия в эпоху реформ | Глава IV Нижегородский край в эпоху великих реформ и в пореформенный период | §12-13 | Крестьянская реформа 1861 года и развитие нижегородской деревни | 1 |
§15 | Нижний Новгород – волжская столица транспортных магистралей | 1 | ||
§17 | Промышленный подъем Нижегородской губернии в пореформенный период | |||
Глава V Образование и культура Нижегородского края во второй половине ХIХ века | §20 | Развитие просвещения | 1 | |
§ 21 | Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы | |||
§ 22 | Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры | |||
III. Кризис империи в начале ХХ века | Глава VI. Нижегородская губерния в конце ХIХ – начале ХХ века (середина 1890-х – 1914 г.) | § 24 | Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце ХIХ – начале ХХ века | 1 |
§ 25 | Общественно-политическая жизнь края | |||
§ 26 | Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале ХХ века | 1 | ||
10 класс. История Нижегородского края. 1914-2014 гг | ||||
V. Россия в годы «великих потрясений», 1914-1921 гг. | Глава 1. Нижегородский край в годы великих потрясений (1914-1921 гг.) | § 1. | Первая мировая война и Нижегородский край | 2 |
§ 2 | 1917 год в Нижегородской губернии | |||
§ 4 | Нижегородская губерния в годы Гражданской войны (1918—1920) | |||
VI.Советский Союз в 1920-1030-е гг. | Глава 2. Нижегородский край в 1920-1930-е годы | § 5 | Нижегородская губерния в эпоху нэпа: 1920-е годы | 2 |
§ 6 | Развитие промышленности и сельского хозяйства Нижегородского — Горьковского края в период социалистической модернизации (1928—1941 гг.) | |||
§ 7 | «Культурная революция» в Нижегородском крае: образование и наука | |||
§ 8 | «Культурная революция» в Нижегородском крае: литература, живопись, музыка, театр | |||
VI1. Великая Отечественная война, 1941-1945 гг. | Глава 3. Горьковская область в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) | § 9 | «Всё для фронта, всё для победы!» | 2 |
§ 10 | Горьковчане на фронтах Великой Отечественной войны | |||
§ 11 | Город Горький и Горьковская область в годы | |||
VI1. Апогей и кризис совестской системы | Глава IV.Город Горький и Горьковская область | § 12 | Развитие промышленности и сельского хозяйства области | 1 |
§ 13 | Политическая жизнь и общественные настроения | |||
§ 14 | Социальное положение населения области. Достижения в науке, культуре и спорте | |||
Глава V.Горьковская область во второй половине 1960-х — | § 15 | Основные тенденции социально-экономического развития Горьковской области | ||
§ 16 | Противоречия общественно-политической и социальной жизни | |||
§ 17 | Образование и наука. Культурная жизнь горьковчан | |||
Глава V1. Горьковская — Нижегородская область в конце ХХ — нач. ХХI в. | § 18 | Горьковская — Нижегородская область в годы перестройки (1985—1991) | ||
IX. Российская Федерация в 1992- 2014 гг. | Глава V1. Горьковская — Нижегородская область в конце ХХ — нач. ХХI в. | § 19 | Нижегородская область в период радикальных либеральных реформ 1990-х годов | 1 |
§ 20 | Нижегородская область в начале ХХI века |
Кафедра историко-филологических дисциплин
ГБОУ ДПО НИРО
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к письму______________ от __________
Об изучении учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (далее – ФГОС СОО), предусматривает обязательное изучение на уровне среднего общего образования предметной области «Общественные науки».
ФГОС СОО предусматривает обязательное изучение на уровне среднего общего образования не менее одного предмета из каждой предметной области.
Учебный предмет «Обществознание» является одним из учебных предметов предметной области «Общественные науки», который общеобразовательная организация включает в структуру основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) в зависимости от выбранных вариантов учебных планов, определяющих профили обучения.
Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира[1].
Обществознание изучается только на базовом уровне. При этом должна обеспечиваться преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Предметный потенциал курса позволяет сформировать внутреннюю направленность обучающихся на самостоятельное получение знаний в течение всей жизни, уделить внимание «универсальным (мягким) навыкам», от развития которых зависит эффективное включение выпускников в различные сферы жизнедеятельности.
На изучение обществознания в 10-11 классах рекомендуется отводить 140 часов (2 часа в неделю, 35 недель в год). Приведенное распределение часов на изучение учебного предмета «Обществознание» является примерным и может варьироваться общеобразовательной организацией.
При организации в общеобразовательных организациях процесса преподавания обществознания необходимо учитывать два аспекта.
- Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания. «Обществознание» является интегрированным курсом, построенным по модульному принципу.
На уровне среднего общего образования должно происходить закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях.
- Рабочие программы и учебные занятия должны проектироваться в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной 24 декабря 2018г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (далее — Концепция). Концепция целями преподавания и изучения обществознания определяет:
• формирование гармонично развитой личности;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям.
При разработке рабочих программ необходимо основываться на требованиях п. 9.4 ФГОС СОО к предметным результатам изучения предметной области «Общественные науки» в отношении учебного предмета «Обществознание».
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, поиска информации в источниках различных типов для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Образовательные организации при реализации учебного предмета «Обществознание» выбирают учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (далее — ФПУ-2018). Актуальный перечень размещен по ссылке http://fpu.edu.ru.
Ниже представлены УМК по учебному предмету «Обществознание», включенные в ФПУ-2018.
Таблица
УМК, включенные в Федеральный перечень учебников
Номер | Издатель | Автор/авторский коллектив | Класс |
1.3.3.9.1.1 | АО «Издательство «Просвещение» | Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. | 10 |
1.3.3.9.1.2 | АО «Издательство «Просвещение» | Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. | 11 |
1.3.3.9.2.1 | АО «Издательство «Просвещение» | Котова О.А., Лискова Т.Е. | 10 |
1.3.3.9.2.2 | АО «Издательство «Просвещение» | Котова О.А., Лискова Т.Е. | 11 |
1.3.3.9.3.1 | ООО «Русское слово-учебник» | Кудина М.В., Рыбакова М.В., Пушкарева Г.В. и др. Под ред. Никонова В.А. | 10–11 |
1.3.3.9.4.1 | ООО «ДРОФА» | Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С. | 10 |
1.3.3.9.4.2 | ООО «ДРОФА» | Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. | 11 |
1.3.3.9.6.1 | ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | Гринберг Р.С., Королёва Г.Э., Соболева О.Б., Цыплакова О.Г.; под общ. ред. Тишкова В.А. | 10 |
1.3.3.9.6.2 | ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | Гаман-Голушина О.В., Ковлер А.И., Пономарёва Е.Г. и др.; под общ. ред. Тишкова В. А. | 11 |
1.3.3.9.7.1 | ООО «ДРОФА» | Кравченко А.И., Хасбулатов Р.И., Агафонов С.В. | 10 |
1.3.3.9.7.2 | ООО «ДРОФА» | Кравченко А.И., Акчурин Т.Ф., Агафонов С.В. | 11 |
Интернет –ресурсы
- Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» http://www.hro.org
- Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.gdezakon.ru/
- Правовая база данных «Гарант» http://www.garant.ru
- Правовая база данных «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru
- Основы экономики Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам. http://be.economicus.ru/
- Обществознание в школе. Сайт учителя обществознания В.П. Данилова http://soc.rusolymp.ru
Получить консультации по вопросам преподавания учебного предмета «Обществознание» можно на кафедре историко-филологических дисциплин ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (Гришин Вадим Васильевич, доцент кафедры историко-филологических дисциплин ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», кандидат философских наук, доцент, тел. 8 (831) 417 75 46).
[1] Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/– Реестр основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации (ПООП СОО, с. 332-333).