Классный час"Кто много читает , тот много знает" 3- 4 кл.

Цель:

Повторение  изученных произведений.

Задачи:

-развивать устную речь, внимание, память;

-воспитывать интерес к литературным произведениям;

-прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. "Кто много читает – тот много знает"

Цель:

Повторение  изученных произведений.

Задачи:

-развивать устную речь, внимание, память;

-воспитывать интерес к литературным произведениям;

-прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Повернулись, улыбнулись,

Подтянулись, ровно встали,

Ручки все свои подняли,

А теперь их опустили

И места свои заняли.

  1. Подготовка к восприятию.
  1. Загадка.

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

          Не человек, а рассказывает.

                                                       (Книга)

  1. Чтение стихотворения.

МОЙ ДРУГ

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем,

И наш разговор потихоньку ведем…

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

                                                              Н. Найденова

2. Рассказ учителя .

Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

- А как же из рулонов книгу надо сделать?

- Книгу надо писать. Кто будет писать книгу?

Писатели должны много знать, чтобы писать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.

- Кому?

Давным-давно, в прежние времена книга писалась от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Так люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?»

Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, в каждом цехе – машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь – сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу. Но к сожалению, не все берегут книги.

Послушайте разговор двух книг.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,

 Разговорились меж собой.

 - Ну, как твои делишки? –

 Одна спросила у другой.

 - Ох, милая, мне стыдно перед классом,

 Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

 Да что обложки… Оборвал листы!

 Из них он делает кораблики, плоты

 И голубей…

 Боюсь, листы пойдут на змей,

 Тогда лететь мне в облака!

 А у тебя целы бока?

 Твои мне не знакомы муки,

 Не помню я такого дня,

 Чтобы, не вымыв чисто руки,

 Сел ученик читать меня!

 А посмотри-ка на мои листочки,

 На них чернильной не увидишь точки.

 Про кляксы я молчу, -

 О них и говорить то неприлично…

 Зато и я его учу

 Не как-нибудь, а на «отлично».

 - Ну, мой на тройках едет еле-еле

 И даже двойку получил на той неделе…

- Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете относиться к книгам.

- А читать вы любите?

- Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.

III.Конкурсная программа.

(Ребята набирают жетоны, а в конце занятия, называется победитель)

1.Игра «Отгадай загадку. Назови имя героя. »

1) Скорей бы приблизился вечер

    И час долгожданный настал,

    Чтоб мне в золочёной карете

    Поехать на сказочный бал.

    («Золушка». Ш. Перро.)

2) С букварём шагает в школу

    Деревянный мальчуган.

    Попадает вместо школы

    В полотняный балаган.

    («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А Толстой.)

3) Появилась девочка

    В чашечке цветка

    И была та девочка

    Чуть побольше ноготка.

    («Дюймовочка». Г. – Х. Андерсен.)

4) Кто – то за кого – то

    Ухватился крепко:

    Ох, никак не вытянуть!

    Ох, засела крепко!

    («Репка». Русская народная сказка.)

5) Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

    Он сам, того не ведая, несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

    Названье этой сказки…

    («Маша и медведь». Русская народная сказка.)

6) Девочка хорошая по лесу идёт,

    Но не знает девочка,

    Что опасность её ждёт.

    За кустами светится

    Пара злющих глаз,

    Кто – то страшный встретится

    Девочке сейчас.

    («Красная Шапочка». Ш. Перро.)

7) В этой книжке именины,

    Много было там гостей.

    А на этих именинах

   Появился вдруг злодей.

    Он хотел убить хозяйку,

   Чуть её не погубил,

   Но коварному злодею

   Кто – то голову срубил.

   («Муха – цокотуха». К. Чуковский.)

  1. Ответь на вопросы

1)Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. Что это за предмет и какого героя можно убить?(Игла, Кощей Бессмертный)

2).     В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (В сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)

3).     Из какой сказки эти слова?

Белка песенки поет,

 Да орешки все грызет,

 А орешки не простые –

 Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4).     Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)

  1. Сказочные задачки

Посадила мама в печь

Пироги с капустой.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

 Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги

Сосчитай-ка пироги. (9 штук)

-В снег упал Сережа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена,

Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

Сколько на снегу ребят? (7).

5. Конкурс: «Пословицы»

(Ребятам нужно собрать пословицы. Кто больше соберёт.)

--  Хорошая книга – лучший друг.

--  Кто много читает, тот много знает.

--  Прочёл новую книгу – встретился с другом.

--  С книгой жить – век не тужить.

--  Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

--  Книга – твой друг, без неё, как без рук.

--  Книга поможет в труде, выручит и в беде.

--  Книга – окно в мир , почаще заглядывай в неё.

--  Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

--  Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

- Ребята, какие же мы примем решения о книге.

Ученики: Бережно относиться к книгам, не рвать, не трепать.

                Учебники надо так сохранить, чтобы по ним могли заниматься другие ребята.

                Активно участвовать в трудовой операции «Живи книга».

               Ты друг мой верный, книга,

               Ты, книга, помогаешь

               Учиться, строить, жить.

               Зовешь любить Отчизну,

               Хорошим другом быть.

Учитель: Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

Книга – твой  друг. Береги её.

Цели: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память.

Учитель. Угадайте.

Кто, молча  учит,

Без языка, а обо всём говорит?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Ученики. Книга  (хором).

Учитель. Правильно!

Книгу, всем понятную,

Умную, занятную,

Мальчики и девочки –

Все читать хотят.

-- Ребята, давайте послушаем, о чём говорят книги на полке.

Инсценирование басни «Две книжки».

Ведущий. Однажды встретились две книжки,

                   Разговорились меж собой.

1 ученик. Ну, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

2 ученик. Ох, милая, мне стыдно перед классом,

                  Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

                Да что обложки… Оборвал листы!

                Из них он делает  кораблики, плоты

                И голубей…

                 Боюсь,  листы пойдут на змей.

                Тогда летать мне в облака!

                А у тебя целы бока?

1 ученик. Твои мне не знакомы муки,

                   Не помню я такого дня,

                  Чтобы, не вымыв чисто руки,

                  Сел ученик читать меня!

                 А посмотри – ка на мои листочки:

                 На них чернильной не увидишь точки.

                 Про кляксы я молчу, -

                 О их и говорить – то неприлично…

                 Зато и я его учу-

                 Не как – нибудь, а на «отлично».

2 ученик. Ну, мой на тройках едет еле – еле

                  И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий. Найдёшь ты храбрости  пример

                    В хорошей умной книжке,

                   Увидишь всю Россию,

                    Всю Землю с этой вышки

                   В дорогу взять не позабудь

                    Ключей надёжных связку.

                  В любой рассказ найдёшь ты путь,

                  Войдёшь в любую сказку.

--  Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

(Ответы детей).

КВН о сказках.

1 конкурс : «Приветствие».

Учащиеся делятся на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан.

Каждая команда придумывает себе название и рисуют эмблему.

1 команда – «Муха – цокотуха».

2 команда – «Колобок».

3 команда – «Лиса Патрикеевна».

2 конкурс: «Пословицы»

Команды по очереди называют пословицы о книгах. Кто называет больше пословиц, тот побеждает.

--  Хорошая книга – лучший друг.

--  Кто много читает, тот много знает.

--  Прочёл новую книгу – встретился с другом.

--  С книгой жить – век не тужить.

--  Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

--  Книга – твой друг, без неё, как без рук.

--  Книга поможет в труде, выручит и в беде.

--  Книга – окно в мир , почаще заглядывай в неё.

--  Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

--  Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

Итоги подводит жюри.

3 конкурс: «Хорошо  ли ты знаешь сказки?»

Учитель показывает иллюстрации из сказок, команды по очереди определяют, откуда они взяты.

Итоги подводит жюри.

Задание болельщикам.

Кто громче крикнет заклинание старика Хоттабыча?

4 конкурс: «Музыкальный»

Команды выбирают задание, где написано, какую песню они должны исполнить.

Задания:

1) Какую песню пел братец Иванушка сестрице Алёнушке?

2)Какую песню пел Колобок?

3) Что пела коза своим семерым козлятам?

Итоги подводит жюри.

Задания болельщикам. Кто отправил эти телеграммы?

1) «От бабушки ушёл, от дедушки ушёл. Скоро буду у вас».

2) «Спасите, нас съел серый волк».

3) «Простое яичко уже снесла».

4) «Живу без всякой славы средь зелёныя  дубравы у семи богатырей».

5 конкурс: «Горит Кошкин дом».

От каждой команды приглашается по одному «пожарному».

Ставятся 3 стула на расстоянии друг от друга. На спинку стульев накинуты пиджаки, вывернутые наизнанку. По сигналу учителя «Пожар!» «пожарные»

Бегут к стульям, выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застёгивают пуговицы, садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса.

Итоги подводит жюри.

6 конкурс: «Автор произведения».

Учитель. А сейчас, ребята, я буду называть отрывки из ваших любимых книг, а вы будете отгадывать.

--  Из каких книг эти отрывки? Назовите автора и название книги.

1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.  Они жили в ветхой землянке,  ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка  о рыбаке и рыбке».)

2) Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит.   (К.Чуковский. «Айболит».)

3) Несёт меня лиса

    За тёмные леса,

    За высокие горы,

    В далёкие страны!

    Котик – братик,

    Отними меня.

(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

4) В синем море звёзды блещут,

    В синем море волны плещут.

    Туча по небу идёт,

    Бочка по морю плывёт.

    (А.Пушкин. «Сказка о царе  Салтане».)

5) Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок.

    (А.Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

6) Ох, нелёгкая это работа  –

    Из болота тащить бегемота.

    (К.Чуковский. «Телефон».)

7) Ты один не умывался

    И  грязнулею остался.

    И сбежали от грязнули

    И чулки, и башмаки.

    (К.Чуковский. «Мойдодыр».)

8) Вдруг из подворотни

    Страшный великан,

    Рыжий и усатый

    Та – ра – канн!

    (К.Чуковский. «Тараканище».)

9) Уж серый волк с царевной и Иваном Царевичем был далеко.

(В.Жуковский. «Иван Царевич и серый волк».)

Итоги подводит жюри.

Задание болельщикам. Кто больше назовёт сказок, где говорилось бы о Волке и Лисе?

7 конкурс: «Сказки А.С.Пушкина» (конкурс капитанов).

Учитель. Какой поэт написал сказки в стихах и названия всех начинаются словом «сказка»?

Капитаны. А.С.Пушкин.

Учитель. Кто больше назовёт сказок А.С.Пушкина, тот и победит.

Ответы. А.Пушкин. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи  богатырях», «Сказка о медведихе».

Итоги всей игры подводит жюри.

Итог занятия.

  - Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

         Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы ещё больше будете читать, и всех будете учить как обращаться с книгой…..

До новых встреч!