Подготовка к ЕГЭ.
Здесь размещены материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istina_i_ee_kriterii.docx | 20.26 КБ |
kak_gotovitsya_k_ege_po_obshchstvoznaniyu.docx | 14.33 КБ |
osnovnye_instituty_obshchestva.docx | 20.12 КБ |
osnovnye_instituty_obshchestva.docx | 20.12 КБ |
chelovek_kak_rezultat_biologtcheskoy_i_sotsiokulturnoy_evolyutsii.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
6 Истина и ее критерии. Относительность истины.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
- Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
- Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
- Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
- Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
- Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.
Аспекты истины:
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества | |
Абсолютная истина | Относительная истина |
|
|
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами |
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
- материальное производство (труд, преобразование природы);
- социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
- научный эксперимент.
Функции практики:
- источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
- основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
- цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
- критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Предварительный просмотр:
Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию
Разговоры о политике и общественном устройстве всегда популярны в нашей стране. Но попробуйте грамотно ответить на типичные вопросы ЕГЭ по обществознанию:
• Как устроено наше государство?
• Какие у нас гражданские права и обязанности?
• Что такое курс Центробанка?
• Почему в одних банках процент по вкладам выше, чем в других?
• Как строить профессиональную карьеру?
• Почему в современном мире столь актуальна проблема терроризма?
Вот несколько советов тем, кто готовится к ЕГЭ по обществознанию.
Совет 1.
Откройте книгу «Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ» под редакцией П. А. Баранова. Разделите количество страниц книги (около 500) на количество дней, которое осталось до сдачи ЕГЭ. Ваша задача – ежедневно изучать получившееся число страниц. Шаг за шагом. Последовательно и упорно. Если вы начали подготовку за 250 дней до экзамена, вам надо будет ежедневно прорабатывать по 2 страницы. Если за 100 – по 5. Качество этой проработки остается на вашей совести.
Совет 2.
Термины и понятия, факты, цифры, имена собственные, исторические события, названия законов также записывайте в специальную тетрадь. И учите наизусть.
При этом вы должны четко понимать смысл каждого термина. Если вам непонятно какое-либо слово – выясните, что оно значит. Пользуйтесь справочником или Википедией.
Совет 3.
Учите Конституцию РФ. Это пригодится и для ЕГЭ по обществознанию, и для того, чтобы осознавать себя полноправным гражданином своей страны.
Совет 4.
В части С есть задания, где требуется привести конкретные примеры для того или иного социального явления. Ряд заданий части А предполагает наличие широкого кругозора.
Поэтому будьте в курсе текущих общественных событий. Интересуйтесь судь-бой родной страны. Читайте новости в интернете. Смотрите новостные и исторические программы по телевизору. Возьмите в школьной библиотеке учебники истории за курс средней школы.
Совет 5.
Изучите материалы ЕГЭ по обществознанию, выложенные на сайте ФИПИ. Об-ратите особое внимание на демонстрационный вариант. Это образец, по которому составляются все варианты текущего года. Обязательно не только прорешайте его, но и прочитайте критерии оценивания. Вы поймете, что именно хочет увидеть эксперт в вашей работе.
Не забудьте прорешать демонстрационные варианты за прошлые годы. Вопросы банка данных ФИПИ иногда повторяются.
Совет 6.
Внимательно читайте вопросы в тестах. Обращайте внимание на слова «только», «прежде всего», «не». Они подскажут вам правильный ответ.
Совет 7.
Выбирая тему для эссе, обращайте внимание на автора предложенной фразы. Вряд ли древний грек подразумевал под словом «демократия» абсолютно то же, что современный человек.
Совет 8.
Участвуйте в вузовских олимпиадах. Даже если в глубине души считаете, что не тянете. Это отличная тренировка и ревизия ваших знаний. В результате на ЕГЭ по обществознанию вы будете чувствовать себя намного увереннее.
Предварительный просмотр:
11 Основные институты общества
1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции | Ключевые институты | Сферы общества | Основные роли | Физические черты | Символичес-кие черты | Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей | Семья, Наследование | Социальная (семейно-брачные отношения) |
| Дом Обстановка | Кольца Обручение Контракт | Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья | Собственность | Экономичес-кая сфера |
| Фабрика Офис Магазин | Деньги Торговля Реклама | Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Власть Государство | Политическая сфера |
| Общественные здания и места | Флаг Хартия | Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религия | Духовная сфера |
| Собор Церковь | Крест |
|
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Духовная сфера |
| Школа Колледж Учебник | Диплом Степень | Общественное мнение, СМИ и др. |
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
3. Типы функций социальных институтов:
- Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
- Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Предварительный просмотр:
11 Основные институты общества
1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции | Ключевые институты | Сферы общества | Основные роли | Физические черты | Символичес-кие черты | Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей | Семья, Наследование | Социальная (семейно-брачные отношения) |
| Дом Обстановка | Кольца Обручение Контракт | Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья | Собственность | Экономичес-кая сфера |
| Фабрика Офис Магазин | Деньги Торговля Реклама | Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Власть Государство | Политическая сфера |
| Общественные здания и места | Флаг Хартия | Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религия | Духовная сфера |
| Собор Церковь | Крест |
|
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Духовная сфера |
| Школа Колледж Учебник | Диплом Степень | Общественное мнение, СМИ и др. |
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
3. Типы функций социальных институтов:
- Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
- Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Предварительный просмотр:
1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
? Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
- Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
- Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
- Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
- Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
- Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
- Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
- Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).