Инновационная и экспериментальная деятельность

Буданимаева Наталья Николаевна

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы педагогического совета на тему:

«Инновационная и экспериментальная работа».

Педагогическая  инноватика -  особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системе образовательного учреждения.

Различаются следующие новшества:

  • по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);
  • по глубине преобразований (модифицирующие – обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);
  • по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
  • по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
  • по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества)

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы.

К инновационным школам могут быть отнесены те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», либо внедряют разработки, апробированные другими ОУ.

Как пример – в качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:

  • разрабатывает  или  реализует отличную от общепринятой в большинстве  школ модель организации жизнедеятельности учащихся;
  • разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;
  • разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.

Важнейшие составляющие педагогической инновации:

  • наличие соответствующего исследовательского компонента;
  • наличие соответствующего проектного компонента;
  • наличие соответствующего управленческого компонента.

Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

  • изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;
  • изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
  • процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;
  • изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;
  • изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;
  • изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;
  • изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.

К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:

  • авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
  • экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;
  • поисковые школы с выраженным инновационным  потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».

Инновации в области воспитания:

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.


Инновации (по направлению деятельности)

Технологические

Методические

Организационные

Экономические

Социальные

Юридические

Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет)

Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров

Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц

Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании

Система усовершенствования кадровой политики, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, вознаграждения и оценки результатов труда, условий безопасности и гигиены труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности

Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений

                                                           

Инновации (по охвату)

Внутрипредметные

Общеметодические

Административные

Идеологические

Инновации, реализующие внутри предмета, что  обусловлено спецификой его преподавания 

(переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий)

Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе

(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) 

Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности

Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций

Примеры инновационной деятельности

  • совершенствование содержания образования;
  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
  • создание системы работы с одаренными детьми;
  • совершенствование системы управления;
  • информатизация образовательного процесса.

Учебно-воспитательный процесс ОУ должен осуществляться с опорой на тщательно продуманную и методически выверенную инновационную и экспериментальную работу. ОУ, работающее на будущее, должно быть  ориентировано на развитии личности. И учитель достигает своей цели тогда, когда он со знанием дела направляет свою собственную деятельность на ученика как активного участника и субъекта педагогического процесса.

Одним из наиболее важных моментов в организации инновационной и экспериментальной деятельности является разработка и реализация программы развития ОУ. Именно этот документ поможет раскрыть проблемы образования и воспитания, выявить противоречия на  основании проблемного анализа и представить эффективные формы, средства и методы для их устранения.

В педагогическом коллективе каждой школы работают разные педагоги. Это люди разного возраста, обладающие разным социальным и педагогическим опытом, ценностными ориентациями, профессиональными умениями и навыками, интересами и мотивами деятельности, отношением к учащимся и друг другу. Отличает педагогов и различное отношение к  творчеству, профессиональному поиску, к исследовательской и инновационной деятельности. Поэтому, используя различные диагностические методики, позволяющие определять уровень профессионального мастерства учителя, заместитель директора должен обращать внимание и на изучение отношения педагога к своему творческому росту.

Изучая интерес учителей к участию в научно-исследовательской работе, заместитель директора должен проводить диагностирование, анкетирование, постепенно приобщая педагогов к творческой работе.  

Анкета

  1. Занимались ли Вы научными исследованиями, обучаясь в ВУЗе?
  2. Какая научная область привлекала Ваш интерес?
  3. Имели ли Вы успехи в занятиях с научными исследованиями?
  4. Считаете ли Вы, что школа должна исследовать интеллектуальные возможности учащихся и развивать их научный исследовательский потенциал?
  5. Даете ли Вы возможность учащимся проводить учебные исследования по своему предмету?
  6. Как Вы это осуществляете?
  7. Может ли школьный учитель достичь успехов в научных исследованиях?
  8. Какая область научных исследований Вам наиболее интересна?
  • область преподаваемого предмета;
  • педагогика;
  • психология;
  • дидактика;
  • методика;
  • философия;
  • социология и др.
  1.  Можете ли Вы предположительно назвать тему собственных исследований?
  2. Вы можете проводить исследование проблемы самостоятельно или Вам нужна помощь коллег?
  3. Кто из коллег мог бы стать соавтором Ваших научных разработок?
  4. Какая помощь администрации Вам для этого необходима?

На основании данного исследования или подобного ему зам. директора проводит анализ готовности членов педагогического коллектива к участию в исследовании, эксперименте, инновации и определяет группы ля участия.

1 группа – Инициаторы или инициативные педагоги. Это те, у кого высокая внутренняя мотивация, высокий уровень творческих способностей, стремление к поиску, коррекция своей деятельности.

2 группа – Добросовестные реализаторы. Педагоги, которые не проявляют потребность к исследовательской, творческой деятельности, но при этом и не отказываются от добросовестного выполнения научной работы. Однако, под внешним воздействием (посьба коллеги, завуча, требование к участию в НИР) вынуждает педагогов включаться в эту деятельность и добиваться при этом больших результатов. С течением времени научное исследование становится внутренней потребностью этих педагогов.

3 группа – Учителя-исполнители.  Это педагоги, которые по требованию администрации эпизодически выполняют микроисследования, при этом не испытывают большого интереса к данной работе.

4 группа. Педагоги, которым экспериментальная и исследовательская работа не интересна; они считают ее бесполезной в школе.

Учитывая отношение педагогов к творческой и экспериментальной работ, заместитель директора должен организовывать и совершенствовать НИР избирательно, в первую очередь, учитывая желание педагогов и непосредственный интерес к этой работе.

Многие педагоги, выражая желание участвовать в научной работе, отмечают, что не всегда умеют составить программу исследования, план работы над проблемой. Завуч должен вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру научного исследования, помочь разработать индивидуальный план участия в эксперименте, учить оформлять материалы и обобщать результаты, составлять отчетную документацию.

Экспериментальная работа

Название эксперимента

Цели и задачи эксперимента

Период действия

Научный руководитель

Прогнозируемый положительный результат

Очень важно разбудить интерес учителя к самому факту возможного исследования, внушить веру в успех каждого педагога.

Определяя темы исследования, необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Мотивированность педагога на выполнении данного исследования.
  2. Актуальность и практическую направленность проводимого учителем исследования.
  3. Потребность школы в данном исследовании, даже если результаты исследования будут носить отрицательный характер.
  4. Наличие условий для выполнения НИР учителем.
  5. Наличие программы исследования.
  6. Возможность постановки экспериментов на базе школы.
  7. Возможность защиты своей работы на заседании методического совета.

Экспериментальная работа в школе проводится на основе специально разработанной программы, в которой обосновываются следующие положения:

  • необходимость проведения данного эксперимента, нововведения;
  • формулировка проблемы, темы, целей, задач эксперимента;
  • предмет исследования;
  • гипотеза исследования;
  • комплекс методов исследования;
  • направления и этапы работы над темой;
  • сроки;
  • участники и руководители;
  • прогноз позитива и негатива в исследовании;
  • компенсационные меры.

Работа в группах (2-3 группы).

Программа экспериментальной работы.

Проблема исследования….

Актуальность проблемы …

Тема исследования …

Цель исследования …

Задачи исследования …

Объект исследования …

Предмет исследования …

Итоговые показатели результативности …

Сроки эксперимента …

- подготовительный этап …

- осуществление эксперимента …

- заключительный этап исследования …

База эксперимента …

Участники эксперимента …

Организаторы эксперимента …

Руководители эксперимента …

Методы исследования …

Прогноз негативных результатов …

Предполагаемая коррекция …


Особенности ведения экспериментальной работы

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ

НОЙ РАБОТЫ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учителя-инноваторы, исследователи

  • ведение спецкурсов, факультатив, работа по экспериментальным программам;
  • работа с одаренными учащимися в рамках школы «Индивидуальных образовательных траекторий»;
  • индивидуальные консультации по организации научно-исследовательской деятельности.
  1. Внедрение передового педагогического опыта в учебный процесс, апробация новых пед. технологий, ведение новых курсов, разработка и внедрение модифицированных и авторских программ.
  2. Организация деятельности научно-исследовательских обществ, написание рефератов, курсовых проектов.

Творческие исследовательские группы педагогов

  • тематические заседания;
  • семинары-практикумы;
  • проектные мастерские;
  • подготовка к педагогическим советам;
  • участие в научно-практических конференциях.
  1. Решение конкретных вопросов экспериментальной деятельности.
  2. Проектирование инновационной деятельности в конкретной области.

Экспериментальные лаборатории

  • тематические заседания;
  • проведение смотров-конкурсов исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
  • семинары-практикумы.
  1. Разработка программ экспериментов, определение этапов, наблюдение за ходом, учет результативности ведения эксперимента и развития учащихся.

Кафедры, предметные методические объединения

  • тематические заседания;
  • деловые игры;
  • обзоры научной, педагогической литературы;
  • творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт;
  • круглые столы;
  • педагогические чтения
  1. Проблемный анализ хода и результатов инновационной деятельности по дисциплинам конкретной области знаний.
  2. Планирование и организация разработки нового программно-методического обеспечения учебных курсов.
  3. Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
  4. Подготовка научно-методических работ к печати.
  5. Планирование и организация работы по профилю с одаренными учащимися, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала учащихся.

Экспериментальные площадки (муниципального и регионального уровня)

  • тематические заседания;
  • проведение форумов исследовательской деятельности педагогов лицея;
  • семинары-практикумы, круглые столы;
  • ведение исследований по экспериментальным темам.
  1. Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, их творческой компетенции.
  2. Изучение и систематическое использование всех нормативных и программно-методических документов и рекомендаций.
  3. Усиление мотивации педагогов на внедрение в практику работы инновационной и экспериментальной педагогической деятельности в обучении и воспитании.
  4. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педколлектива.
  5. Совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по исследовательской деятельности и самообразованию.

НМС

  • тематические заседания;
  • семинары-практикумы;
  • круглые столы;
  • экспертные совещания.
  1. Разработка и утверждение нормативно-правового и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного.
  2. Разработка и утверждение диагностического инструментария для организации мониторинга образовательного процесса.
  3. Определение стратегии развития образовательной и воспитательной деятельности лицея.
  4. Анализ и оценка опыта инновационной деятельности в лицее.


Анкета

  1. Занимались ли Вы научными исследованиями, обучаясь в ВУЗе?

________________________________________________________________________

  1. Какая научная область привлекала Ваш интерес?

________________________________________________________________________

  1. Имели ли Вы успехи в занятиях с научными исследованиями?

________________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы, что школа должна исследовать интеллектуальные возможности учащихся и развивать их научный исследовательский потенциал?

________________________________________________________________________

  1. Даете ли Вы возможность учащимся проводить учебные исследования по своему предмету?

________________________________________________________________________

  1. Как Вы это осуществляете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли школьный учитель достичь успехов в научных исследованиях?

________________________________________________________________________

  1. Какая область научных исследований Вам наиболее интересна?
  • область преподаваемого предмета;
  • педагогика;
  • психология;
  • дидактика;
  • методика;
  • философия;
  • социология и др.

       ________________________________________________________________________

  1. Можете ли Вы предположительно назвать тему собственных исследований?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы можете проводить исследование проблемы самостоятельно или Вам нужна помощь коллег?

________________________________________________________________________

  1. Кто из коллег мог бы стать соавтором Ваших научных разработок?

________________________________________________________________________

  1. Какая помощь администрации Вам для этого необходима?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 группа

Инициаторы или инициативные педагоги. Это те, у кого высокая внутренняя мотивация, высокий уровень творческих способностей, стремление к поиску, коррекция своей деятельности.


2 группа

Добросовестные реализаторы. Педагоги, которые не проявляют потребность к исследовательской, творческой деятельности, но при этом и не отказываются от добросовестного выполнения научной работы. Однако, под внешним воздействием (посьба коллеги, завуча, требование к участию в НИР) вынуждает педагогов включаться в эту деятельность и добиваться при этом больших результатов. С течением времени научное исследование становится внутренней потребностью этих педагогов.


3 группа

Учителя-исполнители.  Это педагоги, которые по требованию администрации эпизодически выполняют микроисследования, при этом не испытывают большого интереса к данной работе.


4 группа

Педагоги, которым экспериментальная и исследовательская работа не интересна; они считают ее бесполезной в школе.


Программа экспериментальной работы.

Проблема исследования _________________________________________________

______________________________________________________________________

Актуальность проблемы _________________________________________________

______________________________________________________________________

Тема исследования _____________________________________________________

______________________________________________________________________

Цель исследования _____________________________________________________

______________________________________________________________________

Задачи исследования ____________________________________________________

______________________________________________________________________

Объект исследования ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Предмет исследования __________________________________________________

______________________________________________________________________

Итоговые показатели результативности ____________________________________

______________________________________________________________________

Сроки эксперимента ____________________________________________________

- подготовительный этап _________________________________________________

- осуществление эксперимента ____________________________________________

- заключительный этап исследования ______________________________________

База эксперимента ______________________________________________________

Участники эксперимента ________________________________________________

______________________________________________________________________

Организаторы эксперимента _____________________________________________

______________________________________________________________________

Руководители эксперимента ______________________________________________

Методы исследования ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Прогноз негативных результатов __________________________________________

______________________________________________________________________

Предполагаемая коррекция ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Материал по теме: «Инновационная деятельность учителя математики».

 (Слайд 2) Инноватика — это не просто новшества, некоторая новизна,

                                                                     а достижение принципиально новых качеств

 с введением системообразующихэлементов,

                                                      обеспечивающих новизну системе.

                                                                                                        ( П. С. Лернер)

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков).

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

 - усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

Стремительные изменения в социально-экономических и научно-технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.

(Слайд 3) Цель современной школы – развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.

(Слайд 4) Психологи утверждают, что мы усваиваем в потоке информации

 •    30% того, что увидели;

 •    50% того, что услышали;

 •    70% того, что обсудили с другими;

 •    80%того, что испытали на собственном опыте;

 •    90%того, чему научили кого-нибудь.

Всё более актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных педагогических технологий, которые способствуют формированию активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки: умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи; умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Главное методическое достоинство  применения инноваций  в преподавании состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

 • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

 •формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

(Слайд 5) Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  •  вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время сбережение и здоровье сбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

(Слайд 6) Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

  •  свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику      предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля): планирование; организация; реализация и контроль; коррекция; анализ.

(Слай 7) Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:  (Слайд 8)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • информационно – коммуникационная технология
  • технология проблемного обучения
  • проектная технология
  • игровые технологии
  • здоровье сберегающие технологии  

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения

Компьютер стал неотъемлемой частью работы учителя и, конечно же, учащегося.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к познавательной деятельности,  предлагается ученикам создание мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Также презентация используется для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Используются презентации и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.

Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

(Слайд 9) Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

 до чего он может додуматься сам.

 Давайте возможность каждому ребёнку

 сделать своё маленькое открытие.

Э.И. Александрова

Уроки деятельностной направленности.

Обязательным элементом такого урока является учебная проблема.

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

-невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

-невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

-невыполнимое, но сходное с предыдущими.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

(Слайд 10-12) 

Пример. Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна. 

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.

Пример Урок по теме «Неравенство треугольника»- геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна. 

«Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»

Пример  Урок по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня»Алгебра 8 класс

Выполните устно:

Сравните выражения

В заданиях 8–13 “спрятана проблема”– корни из предложенных чисел не извлекаются. Поняв, что обычный способ сравнения выражений не подходит, учащиеся начинают искать новые пути решения. Это удаётся не сразу. Задания 8 –13 выполняют не по порядку, а выбирают то, решение которого наметили.

Преимущества технологии проблемного обучения:

способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

(Слайд 13) Пример  «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.  

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

 Проектная технология

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является   « Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности  повышения мотивации в получении дополнительных знаний  и  качества обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровье - это величайшая ценность человека.  

Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье».  Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.

 В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа.

 По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой  медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит  от внедрения в процесс обучения  здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  Работая учителем математики при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:

- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

- соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих  СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах.  

 -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока

( оно варьируется с учетом физического  состояния и настроения учащихся);

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 - благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

 Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики– это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление  у школьников.

Например,

I)гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

          1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

II).Пальчиковая гимнастика

 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

 2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

III).Физкультминутки

Встали дружно. Наклонились    

Раз -  вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим ( ходьба на месте).

По местам пора садиться

 И опять начать учиться( дети садятся за парты).

При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 В 7 классе учащиеся только приступают к изучению систематического курса геометрии. С первых уроков научить детей безупречному в логическом отношении доказательству невозможно, это дело нескольких лет. Учащиеся впервые доказывают теоремы, поэтому, прежде всего, должна быть обеспечена четкость мысли, выделена поэтапность, обоснованность каждого шага доказательства. Надо помнить, что у большинства учащихся более развита зрительная память, а потому на первых этапах изучения геометрии нужно учить ребят правильно оформлять доказательство теорем, эта работа пригодится в дальнейшем при решении задач на доказательство.

Лабораторно-практические работы способствуют развитию наблюдательности, творчества, самостоятельности суждений и умозаключений.

 Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.

Чем привлекательны  лабораторно-практические работы?

- учащиеся познают на практике диалектический путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от последнего — к практике.

- учащиеся проявляют трудолюбие, техническую сноровку, показывают умение владеть инструментом при изготовлении моделей из картона, бумаги,

- это коллективная форма деятельности учащихся; они дополняют друг друга, спорят, отстаивают свои мнения, помогают друг другу понять изучаемый материал, воспитывают в себе такие добрые человеческие качества, как отзывчивость, чуткость.

- активная познавательная позиция дает более глубокие и прочные знания.

Практическая работа

Вырезать(дома) из бумаги модели квадрата и прямоугольника, найти площадь и периметр этих фигур. 5 класс

Найти объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда (коробки, которую принесли сами).5 класс.

Модели параллелограмма, прямоугольника, квадрата, трапеции, треугольника. Найти площади этих фигур.8 класс.

(Слайд 14) Лабораторные работы

 «Смежные углы»,  «Значение суммы углов в треугольнике»

(Слайд 15) Использование эпиграфов

Повышению уровня мотивации на уроке математики может стать использование эпиграфов, девизов к уроку. Эпиграф можно записать на доске, прочитать его в начале урока, а затем предложить ребятам обсудить смысл этого высказывания. И совсем необязательно цитаты должны быть посвящены математике. Например, мысль Герберта Спенсера, что «дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы » подтолкнет учеников к выводу, что учиться надо не ради оценки, а для развития интеллекта, расширения кругозора, что даст возможность получить хорошие знания, выбрать интересную профессию.

Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

 В заключение хочется сказать, что образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности.

Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.

(Слайд 16) « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                                                                             Джон  Дьюи

(Слайд  17) К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

-развивающее обучение;

 -проблемное обучение;

 -разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения;

-технология решения задач;

 -исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

 -технологии модульного обучения;

 -лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

  использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды  

   обучающих игр);

 -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

 - информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные деятельность учителя математики

Слайд 2

Инноватика — это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе. ( П. С. Лернер) Инновация – (от латинского « innovation » - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков). Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых: - усвоением максимального объема знаний; - максимальной творческой активностью; - широким спектром практических навыков и умений.

Слайд 3

Цель современной школы – развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию

Слайд 4

Главное методическое достоинство применения инноваций в преподавании состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск. Психологи утверждают, что мы усваиваем в потоке информации • 30% того, что увидели; • 50% того, что услышали; • 70% того, что обсудили с другими; • 80%того, что испытали на собственном опыте; • 90%того, чему научили кого-нибудь .

Слайд 5

Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение ; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

Слайд 6

Принципы педагогической техники на уроках: свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Слайд 7

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Слайд 9

Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие. Э.И . Александрова

Слайд 10

Урок по теме « Сумма углов треугольника» (геометрия 7 класс Л.С.Атанасяна ) Создание проблемной ситуации

Слайд 11

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 . Побуждающий диалог . Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.) Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.) Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.) Формулировка учебной проблемы . Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы . – Начертите треугольник. – Измерьте его углы транспортиром. – Найдите сумму углов. – Какие результаты у вас получились? – К какому круглому числу приближаются ваши результаты? – Что же можно предположить о сумме углов треугольника? – Сверим вывод с учебником. – А почему у вас получились неточные результаты?

Слайд 14

Лабораторная работа « Значение суммы углов в треугольнике» Тема «Сумма углов в треугольнике» Цель : Определить сумму градусных мер углов треугольника. Оборудование: Линейка, транспортир. Подготовительные вопросы: 1.Отметим какие-нибудь три точки, не _____________ на одной прямой, и соединим их отрезками. Мы получим геометрическую фигуру, которая называется ______________. 2.В треугольнике ______ угла. Указание к работе: 1.Нарисуйте три треугольника: АВС, ЕСР и MNP. 2.Измерьте градусные меры углов и запишите полученный результат в таблицу. 3.Сложите полученные градусные меры углов в каждом треугольнике и запишите ответ в таблицу. 4.Сделайте вывод. Треугольники 1-ый угол 2-ой угол 2-ой угол Сумма углов АВС ЕСР MNP

Слайд 15

Использование эпиграфов «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» ( Л.Н.Толстой ) «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» ( Д.Пойа ) «Математика – царица всех наук» «Прежде чем решать задачу – прочитай условие» ( Жак Адамар) « Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» ( Цицерон) «Математика – это язык, на котором говорят точные науки» ( Н.И.Лобачевский ) «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» ( М.И.Калинин )

Слайд 16

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Слайд 17

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: -развивающее обучение; -проблемное обучение; - разноуровневое обучение; -коллективная система обучения; -технология решения задач; -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения; -технологии модульного обучения; - лекционно - семинарско -зачетная система обучения; -использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); - информационно-коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии.

Слайд 18

Развить в ребенке можно только то, что в нем заложено природой, то есть в генах. Человек на 80% зависит от генетического кода. Только 2,2 % детей могут учиться на одни пятерки, 6,7 % - на пятерки и четверки, 16,1 % - на четверки.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!