Эссе "Я - учитель"
Эссе – «Я – учитель»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Мне кажется – это именно моя история…
Еще в школе я зарекомендовала себя явным лидером: хорошо училась, активно принимала участие во всех внеклассных мероприятиях. Наш классный руководитель доверял мне составлять сценарии по своему усмотрению, в результате – наш класс всегда занимал лидирующие позиции в школе. И уже тогда, мои учителя пророчили мне педагогическое поприще…
Я училась в обычной сельской школе, в которой работали замечательные педагоги. Многие из них помогли мне в становлении меня как учителя. Многие стали для меня примером профессионального мастерства. Я с огромной благодарностью вспоминаю те уроки доброты, которые я получила в детстве и юности.
И вот – мой последний звонок! С трепетом мы слушаем наставления нашего классного руководителя, и в память мою отчетливо врезалась одна фраза: «Я надеюсь, что кто-то из вас вернется в родную школу и встанет со мной за один учительский стол!». Тогда я загадала, чтобы это непременно была я! Так и вышло…
Я закончила Астраханский государственный педагогический университет по специальности – учитель истории, вышла замуж за односельчанина и пришла работать в родную школу. Это судьба? Да!
Но слова «учитель» и «сельский учитель» абсолютно разные. Да, принцип работы один – учить, давать знания, наставлять и развивать, но смысл совсем другой. Сельский учитель несет на своих плечах больше ответственности. В селе ты как на ладони. Жизнь твоя просканирована со всех сторон. Ты не имеешь права на ошибки, твой образ жизни должен быть примером – Ты Учитель!
Ты идешь в школу, а со всех сторон слышится: «Доброе утро!», «Здравствуйте!», приветливый кивок головы, вон кто-то машет рукой издалека. В селе мы живем одной большой дружной семьей. Наши дома по соседству, мы знаем нужды и проблемы друг друга, мы от души радуемся успехам односельчан, мы всем миром бросаемся на помощь, мы скорбим и смеемся вместе. Как трудно вести урок и насколько тактичным нужно быть, зная, что Руслан не спал полночи, так как его отец сильно пьет, а у Дарины оба родителя работают в городе, приезжают поздно. Ей нужно забрать из детского сада младших братьев, купить хлеб, сварить ужин и накормить ребятишек. Когда думать об уроках? Учитель должен сделать все, чтобы ученица помнила не только о своих домашних заботах, но и готовилась к предстоящим экзаменам.
А с родителями своих учеников ты видишься каждый день – обязательно остановишься, поговоришь. Для них, ты должен быть другом и наставником, человеком, с которым можно обсудить свои семейные проблемы и получить необходимую поддержку. Родитель должен желать общения с учителем, должен доверять учителю и быть уверенным в нем.
Да, я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состоит моя жизнь ? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость, хочется всё бросить и… Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь несколько пар сияющих глаз, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то от тебя чуда, и ты ….забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. Какой он---настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ!
Я преподаю историю и обществознание во всех классах – с 5 по 11. Они такие разные! Как научиться любить своих (таких разных!) учеников?
Любить всех?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно!
Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь - это Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них на что-то способен. Это трудно… Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.
Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!
Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье — быть учителем?
Учитель — артист. Моя роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Тем более, что преподаваемые мной предметы подразумевают наличие сценических талантов. Попробуйте погрузить пятиклашек в прекрасный и фантастический мир древнегреческой мифологии, не обладая артистизмом…
Учитель — врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Сколько я выслушала душевных излияний от своих подростков, о боли, которую не поведать маме…И как приятно слышать слова благодарности от них же, но уже повзрослевших выпускников!
Учитель — классный руководитель – это отдельная профессия! Ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения. Это ежедневно проживать жизнь 20 ребят, и каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, сталкиваться с чем-то новым.
Быть учителем – это понимать, что современный ребёнок живёт в современном информационном мире, поэтому сегодня недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть инновационными технологиями, эффективно использовать в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, электронных книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд, постоянно совершенствоваться: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников.
На своих уроках я стараюсь поддерживать интерес учащихся к изучению истории и обществознания. Стараюсь привить интерес к мировой, русской и родной культуре. Читая и обсуждая исторические события и явления, я учу анализировать, сравнить их, найти причины, указать последствия, находить большой смысл. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям.
Общение с детьми приносит мне удовлетворение. Любая фальшь будет ими замечена и способна разочаровать. Быть честной и искренней – вот мой принцип. Именно поэтому я люблю свою профессию.
Люблю не просто чему-то учить, а учиться вместе с детьми, учиться у детей – они знают намного больше о современных технических новинках. Мое педагогическое кредо – Мы учим до тех пор, пока учимся сами. Люблю, когда они подходят ко мне на перемене или после уроков: сначала, чтобы задать свои вопросы, потом – чтобы обсудить свои проблемы, иногда просто поболтать ни о чем. Ведь, если меня посвящают в различные тайны, значит я «дотянула» до определенной ступени доверия, когда со мной советуются и принимают мои советы. Для меня это очень многое значит.
В заключении, хочется задать вопрос «Что для учителя главное в его работе?». А главное, наверное, когда твои ученики говорят тебе, что мы благодарны вам, что вы привили нам любовь к истории, научили нас мыслить, понимать суть происходящих событий, уважать и не нарушать законы, ценить свободу, быть терпимыми. Я горжусь, что трое из моих выпускников выбрали профессию учителя истории, аргументируя это тем, что хотят так же интересно преподавать этот предмет! А мы знаем, что самые строгие критики – это дети. И тогда ты понимаешь, что цель, которую ты ставила вначале, достигла своего результата. И этот результат – итог твоего многолетнего труда над самим собой!
Когда у меня выдается свободная минута и посещает вдохновение, я пишу стихи. Они конечно неказисты и шедевром их не назовешь, но эти строки идут из глубины души. И закончить свое сочинение, мне хотелось бы одним из своих стихотворений, которое я написала в 2014 году. На мой взгляд, оно подходит по тематике, не судите строго…
В дни юности вешней, судьбу выбирая,
Гадая из сотен дорог, средь тысяч профессий -
Престижных и нужных,
Я выбрала ту – педагог?
Иду я по школе, навстречу – коллеги,
Все в жалобах, наперебой:
«Опять отличились твои непоседы,
Девятый твой класс озорной!
Не учат уроки, шумят и дерутся,
Паясничают и дерзят!»
В какой бы мне омут сейчас окунуться,
В какой бы край света сбежать!
Но в праздники, снова летят sms –ки,
Звонки, поздравленья в стихах,
Цветы на столе, их счастливые глазки…
Куда же уйду я от них.
А вечером снова – конспекты и планы,
Продумать бы мне классный час,
И чтоб на собрании были все мамы,
За конкурс – хвалили бы нас…
И вновь понимаю, что времени нет
На собственную семью…
Себе обещаю, что в это уж лето
Я точно из школы уйду.
И как то с подругой своею Мариной
Неспешно с работы я шла.
И встретила бабушку у магазина,
Одного своего сорванца:
«Ой, здравствуйте, как вы, Максутовна, живы?
Ну как мой внучок озорной?
Ох, дай Вам Бог много терпенья и силы
Справляться с ватагой такой!»
Я ей улыбаюсь, хвалю её внука,
Глаза заблестели, слезясь.
И тут, мне тихонько сказала подруга:
«Завидую тебе я Зурия.
Ведь мы до сих пор все – Наташки, Маринки…
С тобой же – бабули на Вы,
И в памяти многих девчонок, мальчишек,
Я знаю, останешься ты!»
И делаю вывод, что в юности вешней,
Все же правильно выбрала я,
Из тысяч таких же престижных и нужных
Профессию эту – не зря!!!