Методическая работа

Пономарева Наталья Валерьевна

Публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация системно - деятельностного подхода через применение технологии проблемного обучения»

«Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие».

                              (Э.И. Александрова)

Введение.

Сегодня общество предъявляет современной школе новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, нужны те, кто быстро ориентируется в различных ситуациях, творчески решает возникшие проблемы, понимает и принимает всю меру ответственности за свои решения. Необходима личность человека, способного творчески мыслить, обладающего гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Вот почему технология проблемного обучения в начальной школе занимает лидирующее положение и является достаточно эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Не случайно она является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

 Поэтому я и выбрала для своей работы следующую тему: «Реализация системно - деятельностного подхода через применение технологии проблемного обучения»

Целью работы является обобщение педагогического опыта использования технологии проблемного обучения, как технологии системно-деятельностного подхода

Объектом работы является процесс обучения школьников.

Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников.

        Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, мною были определены следующие задачи:

  • Раскрыть сущность технологии проблемного обучения;
  • Познакомить с приемами создания проблемных ситуаций на уроках;
  • Разработать уроки с элементами проблемного обучения или составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников
  • Показать результативность использования технологии проблемного обучения для развития обучающихся.

На современном этапе развития обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В этой связи большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС НОО), где методологической основой является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На уроке учитель помогает ученику самому открыть новое знание, а не дает новый материал в готовом виде. Построение урока на основе системно-деятельностного подхода является основным требованием ФГОС НОО к нему.

  • связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих активную познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий я считаю, и является технология проблемного обучения.

        Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия: во-первых, учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, а во-вторых, дети общительны, а речь развита плохо. В своей работе я хочу теоретически обосновать и подтвердить на практике эффективность применения проблемного обучения в начальной школе. Технологию проблемно-деятельностного обучения я применяю не первый год и хочется отметить, что технология “открытия” новых знаний учениками для всех и каждому, что для учителя — это ключ к успеху и творчеству как универсальная педагогическая технология развивающего обучения, а для учеников — интересный и понятный урок. Кроме этого использование в учебном процессе проблемного метода обучения, предполагающего активную познавательную деятельность ученика на уроке, будет способствовать формированию личностныx, метапредметныx, предметных компетенций у учеников

        Новизна заключается в разработке и совершенствовании активных форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций на уроках, в создании и накоплении необходимого комплекса методического обеспечения, в решении проблемы реализации системно-деятельностного подхода.

        Практическая значимость состоит в том, что технология проблемного обучения учит искать и находить выход из разных жизненных ситуаций, а решение проблемных задач в современных условиях становится жизненно необходимым умением.

        Я работаю в системе традиционного обучения, где основной формой является урок. Сделать урок результативным и интересным для учеников – вот главная задача для меня, поэтому нужно постоянно искать пути его дальнейшего совершенствования. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемного обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно творческого человека. Работая продолжительное время учителем начальных классов, постоянно задаю себе вопросы:

        - Как изучение нового материала сделать интересным и захватывающим для детей? Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

        Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки в соответствии с технологией проблемного обучения. В этом случае каждодневное объяснение нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Мой опыт работы доказывает, что методы проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся.

 Основоположники теории проблемного обучения

         При обзоре литературы, я столкнулась с некоторыми взглядами учёных. В педагогической науке в различные годы изучением организации проблемного обучения занимались многие как отечественные дидакты и психологи, так и зарубежные. Чешский педагог Я. Коменский был сторонником активного обучения. Ф.А. Дистервег считал тот метод обучения хорошим, который активизирует познавательную деятельность ученика. Вместе с Ф.А. Дистервегом представителями нового обучения, активного обучения, отошедшего от простого заучивания, являются Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения. Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций. Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Современный подход к организации проблемно-диалогического обучения

        «Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение» --считает Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО Мельникова Е.Л. Вот почему я выстраиваю образовательный процесс на своих уроках, опираясь, прежде всего, на публикации Мельниковой Е.Л.

        Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

        Проблемность данного типа обучения заключается в том, что организация учебного процесса предполагает постановку учебной проблемы и способов решения. Диалог в данном случае будет являться средством решения поставленной учебной проблемы. Е.Л. Мельникова различает 2 вида диалога: побуждающий и подводящий, которые отличаются структурой, обеспечивают разную учебную деятельность, развивают разную сторону психики обучающихся.

        Побуждающий диалог представляет собой совокупность определенных стимулирующих реплик, которые побуждают обучающегося на творческий подход при работе над проблемной ситуацией.

Методика работы с данными фразами на этапе постановки проблемы выглядит следующим образом: сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем с помощью данных реплик обучающиеся выявляют существующие противоречия и формулируют проблему.

        Организация побуждающего диалога на этапе поиска решения проблемы позволяет выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, одна из основных функций побуждающего диалога – развитие творческого воображения обучающихся.

        Подводящий диалог прежде всего ориентирован на развитие логического мышления обучающихся, представляя себе систему определенных вопросов и заданий. С их помощью на этапе постановки проблемы учитель помогает детям сформулировать тему учебного занятия, а на этапе поиска решения проблемы выстраивает логическую цепочку поэтапного освоения нового знания.

        Итак, урок в технологии проблемного диалога представляет собой деятельность учителя и обучающихся по постановке учебной проблемы (темы урока или вопроса для исследования), а затем организации поиска решения проблемы (усвоения нового знания) средствами побуждающего или подводящего диалогов.

Построение урока по методу проблемного обучения

  1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
  2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
  3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

Варианты:

  • Собирание гипотез (приемы «Дерево предсказаний», «Корзина идей»).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.
  1. "Ага-реакция"  выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
  2. Применение нового знания и рефлексия. По сути  это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
  3. Проверка, контроль знаний.

        Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и обучающиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Методы постановки проблемы

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог характеризуется педагогической ситуацией, в которой сочетаются проблемная ситуация и специальные вопросы, стимулирующие обучающихся к созданию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приемы создания

Побуждение к осознанию

Побуждение к

проблемной ситуации

противоречия

формулирован

ию проблемы

1. Одновременно

Что вас удивило?

Выбрать

предъявить ученикам

Что интересного заметили?

подходящее:

противоречивые факты,

Какие факты налицо?

теории, мнения

2. Столкнуть мнения

Вопрос был один? А сколько мнений?

учеников вопросом или

Задание было одно?

практическим заданием на

А как вы его выполнили?

Какой возникает

новый материал

Почему так получилось? Чего мы не

знаем?

вопрос?

3. Шаг 1. Выявить

Вы сначала как думали?

житейское представление

А как на самом деле?

учащихся вопросом или

Какая будет

практическим заданием

тема урока?

«на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Чем это задание не похоже на

предыдущие?

        

        Первый прием создания проблемной ситуации ориентирован на предъявление классу определенных научных фактов и теорий или субъективных мнений отдельных личностей, которые побуждаются к осознанию противоречия вопросами типа «Что вас удивило? Что интересного вы заметили?». (Приложение № 1)

Второй прием. Ситуация столкновения мнений для постановки проблемы создается либо вопросом, либо практическим заданием на новый материал. «Вопрос был один, а мнений достаточно много? Что еще нам необходимо знать. Почему? Что еще нам необходимо узнать?» (Приложение № 2)

Третий прием заключается в том, что проблемная ситуация возникает на основе противоречий между информацией, проверенной «житейским» опытом и той же информацией, но описанной как научный факт. Пробуждение к осознанию противоречия сопровождается репликами «Что вы думали об этом вначале? Изменилось ли ваше представление об этом сейчас?» (Приложение № 3)

Прием четвертый связан с ситуацией, когда у обучающихся возникает противоречие в связи с затруднениями по выполнению практического задания, предложенного учителем, на новый материал. Побуждение к осознанию проблемы сопровождается вопросами педагога: «С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного задания?», «Похоже ли оно на предыдущее?». (Приложение № 4)

  1. Подводящий к теме диалог представляет собой систему различных по степени трудности вопросов, которые вполне посильны обучающимся для выполнения. Последний вопрос, формулируемый учителем, является обобщающим в данной ситуации и позволяет обучающимся сформулировать тему урока. (Приложение № 5)
  2. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Данный прием интересен тем, что предлагает к использованию педагогом двух мотивирующих инструментов: прием «яркое пятно» (сообщение перед изучением темы интригующего материала), прием «актуальность» (характеристика значимости темы для самих учащихся). Иногда на практике можно встретить оба этих прием. (Приложение № 6)

Технология проблемного диалога обеспечивает достижение образовательных результатов.

        Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что после применения технологии проблемного диалога по результатам диагностики, было выявлено, что у обучающихся существенно повысилась активность в познавательной деятельности, возросла самостоятельность в поисках решения заданий, появилась внутренняя мотивация к познанию, а также улучшилось эмоциональное отношение к учению. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества. Предметным        результатом проблемного диалога является качественное усвоение знаний. Метапредметным результатом проблемного диалога является формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных умений.

         Познавательные действия. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

        Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

        Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

        Личностным результатом проблемного диалога являются ценностно-мотивационные образования, такие как внутренняя учебная мотивация и позиция исследователя.

        Поэтому я считаю технологию проблемного диалога технологией системно-деятельностного подхода и надёжным средством реализации новых образовательных стандартов.

Заключение.

Исходя из анализа литературы, я раскрыла сущность проблемного обучения и интеллектуального развития. Я рассмотрела возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, я пришла к выводу, что проблемное обучение – фактор интеллектуального развития школьников.

Мною был представлены фрагменты уроков с элементами проблемного обучения. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  2. Брушлинский  А.В. Психология  мышления  и  проблемного  обучения.

М., 1983.

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,

1972.

  1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

  1. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2006. – 37 с

Приложение №1

         Сообщение темы с мотивирующим приёмом “Яркое пятно” Окружающий мир 4 класс.

  • Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?

Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы.
С чистой кристальной водой.
Раскинулся светлый 
(Байкал!)

  • Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)
  • Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)

Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? (Это Байкал) 

         Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

        Математика, 2 класс. 
Учитель делает на доске запись:

                2 + 5 ∙ 3 = 17

                2 + 5 ∙ 3 = 21

  • Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? (Примеры одинаковые, а ответы разные!)
  • Значит, над каким вопросом подумаем? (Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?)
  • Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными? (Поставить скобки) 
  • Где вы поставите скобки? (2 + 5) ∙ 3 = 21

Русский язык, 3 класс

  • Разберите по составу слово проходил
  • Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)
  • В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить? (в корне можно – проверочное слово (ход), а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.)

Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)

  • Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?
  • Чем является пра- в этих словах?
  • Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.

Приложение № 2 

 Проблемная ситуация “с затруднением”

Математика 2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например:

  • Сколько ног у 5 кошек.

         4+4+4+4+4=20

  • А сейчас решите эту задачу “На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?” - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

  Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

  • Окружающий мир, 2 класс. 
     Лена, Катя и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.  (Разыгрывается сбор вещей: 2 команды, 2 чемодана и карточки с названием вещей)
  • Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)
  • Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Почему так вышло?
  • Чего мы не знаем?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос) Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 

Приложение № 3

Одновременное предъявление двух противоречивых фактов 3 класс.

Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

  • Что записано на доске? Найдите его значение.

                                              18: 2 +4 - 3 =

  • Что вы замечаете? Почему получились разные ответы? (0, 6, 10)
  • Какие гипотезы вы можете предложить?
  • Рассмотрим ваши предложения на истинность.
  • Какое действие выполняли первым? А вторым?
  • Какие контраргументы вы можете назвать?
  • Определите тему урока (“Порядок действий в выражениях”).

 Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Урок математики по теме: “Умножение на двузначное число” (4 класс).

Работа в группах. На доске записаны примеры

  1. · 5 =

4 ·   38 =

37 · 29 =

  • Со всеми ли примерами вы справились?
  • Почему третий пример вы не смогли решить?
  • Какие есть гипотезы?
  • С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)

Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

30·20+7·9=663 - ошибочная

37·20+37·9= 1.073 – решающая

  • Как проверить, какой из двух способов верный?

Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником) 

Русский язык, 3 класс. 
  На доске слова: редкий    редко

  • Сравните эту пару слов? Что общего? (Корень.)
  • Тогда чем они отличаются? (Окончаниями). 

 (Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Измените форму слова редкий. (Дети убедились, что - ий окончание) Аналогично попытаемся изменить слово редко.

  • Не получилось? Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? (Что это окончание.)
  • А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)
  • Что же такое "о" в слове редко? (Суффикс.)

Приложение № 4

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 
 Математика, 2 класс. 

  • На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
  • Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)
  • Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какова же будет тема нашего урока? (Умножение двузначного числа на однозначное.) 

Русский язык, 3 класс. 
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным
ъ и ь знаком.  Учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. Диктует слово от...утюжить.  Ребята сталкиваются с затруднением.  Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Приложение № 5

Подводящий к теме диалог.

Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)

 

лисья

разъезд

воробьи

объявление

семья

съезд

досье

въехал

 

  • Что вы заметили? (1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)
  • Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?
  • Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?

Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

Приложение № 6

Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса". 

  • На каникулах мы побывали в Екатеринбурге в драматическом театре, где посмотрели спектакль "Питр Пен". Спектакль был яркий, красочный.  А любую сказку можно поставить на сцене?
  • Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. А что значит "как пьеса"? 

Ребята! Давайте разберёмся, что такое пьеса. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация системно - деятельностного подхода через применение технологии проблемного обучения»

Слайд 2

Цель: обобщение педагогического опыта использования технологии проблемного обучения, как технологии системно- деятельностного подхода задачи : Раскрыть сущность технологии проблемного обучения; Познакомить с приемами создания проблемных ситуаций на уроках; Разработать уроки с элементами проблемного обучения или составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников Показать результативность использования технологии проблемного обучения для развития обучающихся.

Слайд 3

Портрет выпускника начальной школы

Слайд 4

Теоретические основы проблемного обучения (по Мельниковой Е. Л.) Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний. Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала.

Слайд 5

Проблемное обучение Постановка проблемы Поиск решения проблемы Описание решения Реализация

Слайд 6

Проблемные ситуации с « удивлением» с «затруднением» приёмы

Слайд 7

Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 8

Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика Система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Мысль ученика делает скачок к неизвестному; -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти не возможны неожиданные ответы учеников -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления Сравнительная характеристика диалогов

Слайд 9

Предъявить противоречивые факты 2 + 5 ∙ 3 = 17 2 + 5 ∙ 3 = 21 ( ) Приём 1 Проблемные ситуации с «удивлением»

Слайд 10

проходил Разбери по составу: О О прабабушка правнук а а

Слайд 11

Приём 2 Столкнуть разные мнения

Слайд 14

Приём 3 Задание на «ошибку» р едкий редко

Слайд 15

Приём 4 С итуации , с заданиями которые раннее встречались 2 + 2 + 2 + 2 = 8 Задача На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 250 рубашек? Проблемные ситуации с «затруднением»

Слайд 16

Приём 5 З адания, с которыми не сталкивались 5, 8, 12, 7, 10, 34, 2, 15 х 7

Слайд 17

Приём 6 З адания с «подвохом» о бъявить вьюга с ъезд пьёт п одъезд шьёт о т…утюжить

Слайд 18

Приём 7 «Яркое пятно» На сцене? Пьеса

Слайд 19

Учебная проблема Предъявить противоречивые факты Столкнуть разные мнения Задание на «ошибку» С итуации , с заданиями которые раннее встречались З адания с «подвохом» «Яркое пятно»

Слайд 20

Спасибо за внимание! Технология проблемного обучения в начальной школе

Слайд 21

http://www.el-la.ru/photos/172.jpg Источники http://www.park55.ru/website/joule/var/custom/file/InteresUchenikam.jpg http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/archive/c/c1/20100427063037!%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg http://i.xn--23-6kcounhllcfc3j.xn-- p1ai/u/ pic / dd /aefe5a572011e29934ab0f32933b38/-/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA.png http://xn--h1akee5b4b.xn--p1ai/0_12_2014/505072771.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/420/105420484_11.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6506/47407354.708/0_eae20_207eab67_L.png http://myclass.dp.ua/_ld/4/21838911.png http://cbslytkarino.ru/wp-content/uploads/2015/09/004048_1417642848.png http://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/zastavka.gif



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24

с углубленным изучением отдельных предметов»

Асбестовского городского округа

Программа

факультативного курса

Основы функциональной грамотности

Асбестовский городской округ, 2022

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по факультативному курсу разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями МАОУ СОШ № 24, , с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 кл.,коллектива авторов: ─ Модуль «Финансовая грамотность» А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально-экономического образования СИПКРО ─ Модуль «Читательская грамотность» О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО ─ Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования Модуль «Естественно-научная грамотность» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физико-математического образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010 № 1897с изменениями).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

        Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к

образованию.

Задачи курса:

  •  способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику

в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,

использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,

объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,

высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы

конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

  • способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о

них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

  •  способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для

распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения

естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах

выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности

естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в

том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,

интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую

позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная

грамотность);

  • способности человека принимать эффективные решения в разнообразных

финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности

и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей: Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

 Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

 Креативное мышление: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления: беглость — способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов; гибкость — способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения; оригинальность — способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения; способность к детальной разработке; способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.

Срок реализации программы: 1час в неделю, 34 часа в год

Количество часов по годам обучения

Класс

Количество часов

5 класс

34 ч

Практическая часть

Вид работы

5 кл

Защита проекта

1

диагностическая работа

1

ПМО:

Программа

 «Развитие функциональной грамотности обучающихся» кл.,коллектива авторов: ─ Модуль «Финансовая грамотность» А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально-экономического образования СИПКРО ─ Модуль «Читательская грамотность» О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО ─ Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования Модуль «Естественно-научная грамотность» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физико-математического образования

 5-9 класс

Учебные пособия

1 Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская

грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение, 2021

2 Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник

эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение, 2021

3 Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 М.: Просвещение, 2021

4 Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 М.: Просвещение, 2021

5 Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск1 М.: Просвещение, 2021

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

 «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Читательская грамотность

5 ч

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со сплошным текстом. Беседа,конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. Дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол.

уметь находить и извлекать информацию из пословиц и поговорок. находить и извлекать информацию из текста.

находит и извлекает информацию из различных текстов

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

Математическая грамотность

5 ч

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

уметь решать задачи на переливание и взвешива-

ние с практическим содержанием.

 выделять комбинаторные задачи из ряда предложенных задач;

 решать комбинаторные задачи.

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Естественнонаучная грамотность

5 ч

Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.

Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Беседа. Презентация.

находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.

уметь анализировать свойства горных пород и вести наблюдения за погодой.

уметь определять влияние условий окружающей среды для существования и развития жизни на Земле.

находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Финансовая грамотность

5 ч

Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги

Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии.

понимание и правильное использование

экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической ин-

формацией, её осмысление; проведение простых финансовых

 расчётов.

находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

Креативное мышление

5 ч

Невероятные ситуации. Придумай животное. Если нельзя, но очень надо. Завершение фигуры. Изменения и улучшения. Смешение свойств. Спрячь слово. Как поднять другому настроение.

Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии.

формирование речевых умений: чётко излагать

свои мысли.

 уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями; формирование умений фантазировать и обосновывать фантазии.

фантазирует, выдвигает разнообразные идеи

мышление получать новые знания, креативно мыслить, решать возникшие проблемы, выдвигать идеи

Глобальные компетенции

5 ч

Человек и природа: охрана природы, ответственное отношение к живой природе. Традиции и обычаи. Многообразие культур и идентификация с определенной культурой. Семья: роль семьи в жизни общества, демографическая проблема (старение, дети).

Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии.

находит и извлекает информацию из различных текстов, касающуюся глобальных проблем.

учащиеся овладеют целостными представлениями

о семье;

научатся объяснять ключевые слова понятия семья, социальные и нравственные нормы, анализируя и оценивая реальные ситуации.

 уметь определять влияние семьи и государства на

демографическую проблему.

находит и извлекает информацию из различных текстов, касающуюся глобальных проблем

открыт представителям иных культур, взаимодействует уважительно (уважение других культур и культурных отличий), способен сочувствовать, обладает широтой взглядов и ответственностью

Итоговые занятия     (резерв)

4 ч

Проект, игра, тестирование

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№ п/п

Тема урока.

Кол -во

часов

1

Читательская грамотность

5

1

Определение основной темы в фольклорном произведении

1

2

Пословицы, поговорки как источник информации

1

3

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля

1

4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

5

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Работа со сплошным текстом

1

2

Математическая грамотность

5

6

Задачи на переливание и взвешивание

1

7

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

1

8

Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание

1

9

Первые шаги в геометрии. Разбиение объекта на части и составление модели

1

10

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков

1

3

Естественнонаучная грамотность

5

11

Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека

1

12

Движение и взаимодействие частиц

1

13

Вода. Уникальность воды

1

14

Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли

1

15

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле

1

4

Финансовая грамотность

5

16

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

17

Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие

1

18

Как разумно делать покупки?

1

19

Кто такие мошенники?

1

20

Личные деньги

1

5

Креативное мышление

5

21

Невероятные ситуации. Придумай животное

1

22

Если нельзя, но очень надо

1

23

Завершение фигуры

1

24

Изменения и улучшения. Смешение свойств

1

25

Спрячь слово. Как поднять другому настроение

1

6

Глобальные компетенции

5

26

Человек и природа: охрана природы, ответственное отношение к живой природе

1

27

Традиции и обычаи

1

28

Многообразие культур и идентификация с определенной культурой

1

29

Семья: роль семьи в жизни общества

1

30

Семья: демографическая проблема (старение, дети)

1

7

Итоговые занятия

4

31-32

Работа над проектом в малых группах

2

33

Защита проекта

1

34

Выполнение диагностической работы

1

Итого:

34 ч.