2.5.Участие в проектах и программах в области образования
Приказ № 9 ГБОУ Кызыл-Арыгской школы-интерната "О создании творческой группы" от 03 сентября 2018 г.
Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья: самоопределение, трудовая мотивация и карьерные стратегии
Грамота от Министерства образования и науки РТ от 09 сентября 2018 года Приказ № 1050 - д
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторы: М.В. Дамба, А-Х.К.Майнды, Комбу В.В.
Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья: самоопределение, трудовая мотивация и карьерные стратегии / под ред. Е.Ю. Коноваловой. – Кызыл-Арыг, 2019
Сборник включает программу по предпрофессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), которая развивает положительную учебную, трудовую мотивацию. Содержит методические материалы, перечень тестов, изучающие личностные особенности, мотивацию учащихся с интеллектуальной недостаточностью деятельности
Результаты:появление у подростка с ОВЗ активизации к деятельности профессионального интереса, самоопределения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………... 4
1. Программа коррекционных занятий «Мандала-терапия» …………………………………5-15
2.Диагностические материалы …………………………………………………………………16
2.1. Психолого-педагогическая диагностика двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП), и страха отвержения (СО) (Тест Мехрабиана) ………………………………………………………….17-19
2.2. Психолого-педагогическая диагностика копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. (Копинг - тест Лазаруса) ………………………………………………………………………………………20-23
2.3. Психолого-педагогическая диагностика определения уровня развития волевой саморегуляции (Тест Зверькова) ………………………………………………………………23-26
2.4. Психолого-педагогическая диагностика особенностей адаптации к школе (опросник Л.М. Ковалевой) ………………………………………………………………………………………27-30
2.5. Психолого-педагогическая диагностика определения уровня школьной мотивации (Анкета Н.Г. Лускановой) ………………………………………………………………………………31-32
2.6. Психолого-педагогическая диагностика профессиональной ориентации ……………33-35
2.7. Психолого-педагогическая диагностика профиля трудовых мотивов (методика Ф. Герцберга) ……………………………………………………………………………………..36-38
3. Использованная литература…………………………………………………………….…39-40
4. Приложение. Методическое пособие «Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья: самоопределение, трудовая мотивация и карьерные стратегии»
Введение
В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике, специальной психологии наибольшее значение отводится на максимальное приспособление воспитанников специализированных школ-интернатов для обучающихся детей с умственной отсталостью к жизни в окружающей среде, в социуме, развитие познавательной, эмоциональной, волевой сфер личности для развития у них трудовых умений и навыков.
Практика работы в специальных школах-интернатах показывает, что у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью слабо выраженный интерес к учебе и труду, несформированная учебно-трудовая мотивация. Учащиеся мало понимают важность и значимость обучения, для них получение знаний и последующее их применение в реальной жизни является трудновыполнимой задачей, поскольку у них в жизни присутствовал негативный опыт, связанный с учебной деятельностью.
Исходя из вышеизложенного, актуальностью нашей работы состоит в том, что в специальной педагогике практически отсутствует специальная программа, реализующая формирование положительной учебной мотивации с последующим переходом на трудовую мотивацию учащихся с интеллектуальными нарушениями, проживающих и воспитывающих в Республике Тыва, которая благоприятно отразится на адаптацию учащегося в социуме.
Для создания такой программы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями группой педагогов ГБОУ Кызыл-Арыгской школы-интерната была изучены особенности формирования учебной мотивации подростков с 14 лет для того, чтобы учитывая интересы и потребности, соответствующие возможностям учащегося с ОВЗ, поэтому являющимся для него значимым. В группу педагогов вошли учителя русского языка Комбу К.И., МайндыА-Х.К., педагог-организатор по ОБЖ Комбу В.В. принимали активное участие в составлении программы по развитию учебной, трудовой мотивации и карьерного роста для учащихся с интеллектуальной недостаточностью под общим руководством педагога-психолога Дамба М.В.
Программа коррекционных занятий «Мандала-терапия»
Авторы М.В. Дамба, А-Х.К. Майнды
Пояснительная записка
Необходимость разработки данной программы обусловлена следующими причинами:
- В научно-методической литературе практически нет специально разработанных программ для развития учебно-трудовой мотивации подростков с интеллектуальными нарушениями, проживающих в Республике Тыва.
- Поскольку деятельность умственно отсталых учащихся активизируют и способствуют формированию мотивации положительная оценка, похвала и подчеркивание общественной значимости достигнутых успехов учащимся, то стимуляция становления устойчивой положительной учебно-трудовой мотивации необходимо использовать прием эмоционального поглаживания. Стимуляция деятельности через поощрение, похвалу побуждают у старшеклассников желание как можно лучше проявить в выполнении задания.В системе традиционных взглядов тувинцев большое значение отводилось целям воспитания детей и молодежи в семье. Цели эти исходили из жизни. Прежде всего, в детях с раннего возраста воспитывалось трудолюбие. Поэтому ребенок рано включался во все виды деятельности. Например, чем больше ребенок приносит в охапке дров, тем больше эмоциональной поддержки он от родителей получает. Часто родители приговаривали, что мой ребенок будет богатым и успешным («Мээнуруум бай болур»). То сеть давали понять, что такое поведение, трудолюбие одобряется взрослыми, и такой человек будет успешным. Обычно для «воспитания» или изменения кого-то пользуются именно такой формой в общении, поскольку она указывает человеку определенные ориентиры. В ходе такого воспитания, ненавязчиво прививались любовь к труду, и таким образом, шла социализация ребенка – умение вести себя в обществе людей, знать, какие человеческие качества среди них ценятся, а какие нет. После таких поглаживаний у человека формируется знание о том, каким нужно быть и что нужно делать, чтобы его любили. Они как бы все время стараются заслужить любовь. У них формируются условия, при которых они сами будут к себе хорошо относится, условия при которых их самооценка будет в их глазах высокой. Так, получается, чтобы воспитать в детях трудолюбие, познавательную активность, учитель во время урока должен не поскупиться на похвалу. При этом дефектологи установили, что наибольший эффект дает коррекционная (мотивационная) работа для формирования мотивации общественного характера можно лишь после подготовительной работы, имеющей целью формировать более далекие мотивы. Такое направленное воздействие оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов и более сложных форм поведения.
Цели программы:
- развитие мотивационной сферы подростков с 14 лет с ОВЗ;
- развитие самостоятельности мышления и выбора;
- развитие устойчивой положительной самооценки подростков;
- развитие умения рефлексировать, анализировать, рассуждать;
Задачи:
- способствовать осознанию своих мотивов;
- помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
- обучать приемам регуляции и саморегуляции;
- развитие способности самостоятельно принимать верные решения;
Для решения поставленных задач при составлении программы использовались следующие методы:
- Метод беседы
- Арт-терапевтический метод: мандалотерапия. Для психологов России мандала-терапия не является новой технологией, а уж тем более инновационной. Для нашего региона, народа понятие «мандалы» является одним из основных, он несет в себе сакральный, священный смысл. Ведь люди простаивают многочасовые очереди около буддийских храмов, дабы получить маленькую часть разрушенных песочных мандал. Мандала несет в себе огромный символический и религиозный подтекст. Помимо всего прочего, создание мандалы требует от создателя скрупулёзности, упорства, усидчивости, настойчивости и творческого воображения. Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это: при проблемах самооценки, при ощущении внутреннего дисбаланса, активизация ресурсных состояний личности, при страхе потерять контроль над собой, при пессимизме и депрессии, при психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии, психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций), при ощущение жизненноготупика, психокоррекция страхов и тревог, преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные), сопровождение адаптации, семейные ситуации, психосоматические проблемы, сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества, повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей), коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
- в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
- в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
- в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
- с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
- Суггестивный метод: прием эмоционального поглаживания (Э. Берн) через обещания благополучия будущей жизни широко применялся в народной педагогике тувинского этноса. В традиционном трудовом воспитании детей у тувинцев «эмоциональное поглаживание» активно использовали. В системе традиционных взглядов тувинцев большое значение отводилось воспитанию детей и молодежи в семье. Цели исходили из жизни. Прежде всего, в детях с раннего возраста воспитывалось трудолюбие, поэтому ребенок рано включался во все виды деятельности. Например, чем больше ребенок в охапке приносит дров, тем по приметам ребенок будет богатым в будущей жизни. То сеть давали понять, что такое поведение, трудолюбие одобряется взрослыми, и такой человек будет успешным. Обычно для «воспитания» или изменения кого-то пользуются именно такой формой в общении, поскольку она указывает человеку определенные ориентиры. В ходе такого воспитания, ненавязчиво прививались любовь к труду, и таким образом, шла социализация ребенка – умение вести себя в обществе людей, знать, какие человеческие качества среди них ценятся, а какие нет. Это и есть условные поглаживания. После таких поглаживаний у человека формируется знание о том, каким нужно быть и что нужно делать, чтобы его любили. Они как бы все время стараются заслужить любовь. У них формируются условия, при которых они сами будут к себе хорошо относится, условия при которых их самооценка будет в их глазах высокой.
Целевая группа: подростки с интеллектуальными нарушениями, испытывающих трудности с учебной, трудовой мотивацией.
Возраст участников: 14-18 лет.
Количество часов: 10 практических занятий.
Коррекционные занятия, в ходе которых подростков с интеллектуальными нарушениями ощущает себя личностью, обладающей своими потребностями и желаниями, самостоятельностью и индивидуальным своеобразием. В работе с подростком происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ним как с целостной личностью. Тем не менее, данная программа имеет два четко выделенных линий работы с детьми-инвалидами: коррекция когнитивных и эмоциональных нарушений. При работе с когнитивной сферой ребенка осуществляется коррекция или развитие речи, мышления, памяти, внимания и т.д. При разработке программы и составлении заданий использовались традиционные наработки народной педагогики тувинской нации. При работе с эмоциональной сферой подростка с интеллектуальными нарушениями упор идет на коррекцию негативных функциональных состояний, проработка и проигрывание значимых для ребенка тем (например, темы выбора будущей профессии, что он знает о нем и пр.), обучение здоровому проявлению негативных эмоций, а также предоставление возможности выражения сильных эмоций и релаксации. Содержание программы будет способствовать развитию таких компонентов личности, как позитивное самоотношение, способность к рефлексии, пониманию интересов мотивов, чувств и потребностей окружающих людей.
В занятиях широко используются не только разговорные методы взаимодействия, но и включены разнообразные психологические средства, выполняющие роль психологического сопровождения. В содержание каждого занятия входят развивающие игры, задания и упражнения, а также мандалотерапия, направленные на развитие познавательных функций, формирование положительной учебно-трудовой мотивации и воспитания личности др. На каждом занятии проводится коррекционная работа по развитию связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса через рефлексию.
Содержание коррекционно-развивающих занятий определяется следующими главными характеристиками:
- Задание (или игра, упражнения) должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ребенку с ОВЗ, инвалиду субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Для коррекционно-развивающих работы выбраны задания (игры и упражнения) подобраны с учетом формирования той или иной функции.
- Работа с мандалой: для нашего региона, народа понятие «мандалы» является одним из основных, он несет в себе сакральный, священный смысл. Большинство воспитанников школы-интерната являются жителями коренной национальности, представители буддисткой религии. Нередки случаи, когда люди простаивают многочасовые очереди около буддийских храмов, дабы получить маленькую часть разрушенных песочных мандал. Мандала несет в себе огромный символический и религиозный подтекст. Но его психотерапевтический потенциал и психокоррекционную сущность знают и используют в своей работе не многие. В то время как в российской действительности, данное направление, в среде используемых психолого-педагогических технологий, является широко употребляемым методом. Данная технология является капелькой в море мало применяемых нами технологий. Можно, к примеру, привести НЛП-техники (нейролингвистическое программирование). Теперь, когда в нашем обществе идет поворот к своим истокам, традициям, духовности нам как никогда раньше необходимо наличие методического инструментария, отражающего специфику и менталитет нашего этноса. Каждый знает и понимает, что инструментарий современного психолога должен быть передовым, он должен помогать психологу в осваивании и понимании человеческих душ.
- Трудность материала увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Но содержание занятий может быть упрощено или усложнено в зависимости от конкретного опыта, имеющегося у детей, от их включенности в общение личностного опыта, от общего культурного и умственного развития.
Структура занятий:
- Вводная часть: а. приветствие; б. вводная беседа;
- Основная часть: а. коррекция (развитие) ВПФ; б. коррекция (развитие) учебно-трудовой мотивации через мандалотерапию;
- Заключительная часть: а. поведение итогов психологом; б. рефлексия детей
В ожидаемых результатах:
- Коррекция высших психических функций через различные игры, упражнения, задания.
- Коррекция отношения к себе. Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении. Максимальное развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности. Реставрация и коррекция подавленной натуры, укрепление адаптивности. Реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе. Коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями. Коррекция полоролевого самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.
- Коррекция отношения к другим. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
- Коррекция отношения к реальности (жизни). Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград.
Примерная тематика и содержание коррекционного занятия
№ | Тема | Цели | Содержание | Количество часов |
Знакомство с мандалой и с самим собой. | 1.Коррекция произвольного внимания; развитие позитивного самоотношения; 2.Диагностика актуального настроения (раскрашивание готовоймандалы); 3. Развитие умения рефлексировать; | 1. Задание «Расставь точки»: вариант 1- ребенку прилагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы; вариант 2 – ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы. В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти. 2. Задание «Расскажи о себе»: детям предлагается сначала нарисовать себя и свое окружение, затем рассказать о себе и о своем окружении только хорошее и очень хорошее (то, что любит, можно смешной случай, любимые сказки, учебные предметы и т.д.); 3. 1. Понятие о мандале: мандала («круг», «диск», «круглый», «круговой» и т.п.) - один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет; вид ритуального подношения (включая и жертву). Само слово «мандала» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (помимо указанных - также «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т.д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале).Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать внутренний мир или ситуацию. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности и умиротворению. Мандалаориентирована по сторонам света. Ее не только можно рисовать, но и вышивать, вырезать из дерева, составлять композиции из песка, ткани, листьев и цветов. Карл Гюстав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства. Мандалу можно использовать в качестве средства достижения полноты понимания собственного «Я». 3.2. Правила раскрашивания мандалы:
3.3. Сейчас мы будем раскрашивать мандалу, выберите цвет, который вам очень нравится, и выберите один из вариантов мандалы. И начинайте ее раскрашивать. Примеры мандал, предложенных для раскрашивания: 3.3.После того, как ученик раскрасит мандалу, можно предложить ему придумать название, а также назвать, где можно ее использовать и на что она похожа. Также раскрашеннуюмандалу можно вырезать и использовать в качестве подарка. 4. Рефлексия: сделать выводы через самоощущение, что понравилось делать, а что не очень. Почему? Что нового воспитанник узнал о себе самом. | 2 | |
Занятие 2. Я узнаю себя. | 1. Коррекция произвольности внимания; 2. Коррекция эмоционального состояния, нормализация поведения (раскрашивание готовыхмандал-раскрасок); | 1. 1. Модификация методики «Корректурные пробы»: ученику предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей с выраженным умственным отставанием на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). При этом на начальных этапах предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с подростками увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество. 2. 1. Задание «Я узнаю себя»: ученикам предлагается закончить предложения. Ответы затем обсуждаются. Обращается внимание учащихся на то, что все отвечают по-разному. 2.2. Поздоровайся с самим собой, пожелай себе то, чего ты хочешь больше всего. Расскажи, что ты хочешь в себе изменить. 3.1. Работа с мандалой: мандала выступает средством концентрации внимания, сосредоточения, успокоения. Система мандал – это сильная система преображения личности. Предлагается по своему усмотрению выбрать готовую мандалу и раскрашивать ее так, как хочется. 3.2. Рефлексия: рассказать, что чувствовали, когда раскрашивали мандалу. 4. Выводы: что нового узнали, что понравилось, а что не очень и т.д. | 2 | |
Кто я и кто меня окружает | 1.Коррекция избирательности и устойчивости внимания; 2.Диагностика и коррекция конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.). | 1. «Корректурные пробы»: следующий этап - работа с данной таблицей усложняется: ученику предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределенность внимания в процессе деятельности. Для предотвращения у учащегося пресыщения данным видом занятий рекомендуется менять внешнюю сторону деятельности (например, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой – в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т.д.). 2.1. Сегодня мы будем раскрашивать пустой белый круг, символизирующий школу, семью, образ «Я», друга. Перед вами абсолютно белые листы (4 шт.), предлагаю нарисовать круг диаметром 15-18см. Далее, пронумеруем эти листы, 1-это школа и эмоции, которые у нас возникают зафиксировать в мандалу своих ощущений, образов,собственное состояние во время рисования (отношение к цвету). 2-семья, 3- «Я», 4- друг. Психолог, проведя это упражнение, получает информацию о том: 1. как ученик оценивает себя, какие свои качества считает важными и главными; 2. как его оценивают сверстники; 3. существуют ли различия в самооценке и оценках других. При этом накапливаются данные о сильных и слабых качествах; 4. отношение учащегося к школе, учению; 5. отношение учащегося к своей семье. 3. Рефлексия: предлагается рассказать, что нового они узнали о самом себе и о других. | 2 | |
Мне нравится | 1. Коррекция произвольного внимания; 2. Уточнение представлений о самом себе, | 1. Поскольку при проведении занятий с использованием заданий «Корректурная проба» необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы занимательности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др. 2.1. Закончи фразу «Мне нравится…»: ученик может рассказать о том, что ему нравится делать, кто нравится или состояние, в котором он пребывает и пр. 3.1. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например, за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль). Прежде чем приступить к изображению мандалы, ориентируем ученика на ответ «Для чего создаю мандалу?». Когда ученик нарисовал собственнуюмандалу, классный руководитель определяет по цветам мироощущение своего воспитанника. Чем ярче представлен цвет в мандале, тем с большей степенью включены эмоциональные связи сбессознательным. Технология создания собственноймандалы 1) нарисовать круг диаметром 15-18см; 2) с помощью транспортира отметить все точки, состоящие друг от друга на 30 градусов, а потом поделить круг на 12 равных частей (можно и меньше, но не менее 7); 3) закрасить каждый сектор; 4) зафиксировать собственное состояние во время рисования (отношение к цвету); 5) рисование зубчатого колеса; 6) вписывание в мандалу своих ощущений, образов; 3.2. Расскажи о своей мандале, дай ей имя, сообщи, какие эмоции тебя переполняли, когда ты создавал эту мандалу. 4. Рефлексия: что больше всего нравится делать, это может ли быть связано с нашей будущей профессией? | 2 | |
Психологический практикум «Лестница поглаживаний, на какой ступеньке живете Вы?» | Помочь осознать, что человеку необходимы принятие, признание, проявление заботы и любви. Оно может быть условным, например, за проделанную работу, а может и безусловным, просто за то, что они есть. Развитие умения рефлексировать. | 1. В зависимости от видов поглаживаний и их сочетаний, а так же по принципу: «чем выше, тем ценней для психологического здоровья поддержка» выделяют лестницу поглаживаний, которая отражает то, в каком поле поглаживаний Вы находитесь сейчас. Выделяют 5 ступеней качества признания на лестнице поглаживаний. Чем выше, тем ценнее поддержка и признание. 1. Отсутствие поглаживаний — это полное безразличие. Полное отсутствие поддержки. Надеюсь, что Вы не на этой ступеньке, поскольку она близка к изоляции, одиночеству и отвержению Вас как личности. 2. Негативные безусловные — поглаживание за негативные характеристики Вас самих. Пример: «Ты нежеланный ребенок». То есть, это то, чего мы не можем изменить. 3. Негативные условные — поглаживания за негативные характеристики того, что Вы делаете. Пример: «Ты часто опаздываешь на работу». То, что мы можем изменить. 4. Позитивные условные — поглаживания за позитивные характеристики того, что Вы делаете. Пример: «Ты прилежно учишься». 5. Позитивные безусловные — поглаживания за позитивные характеристики Вас самих. Пример: «Ты хороший человек». 2. Психологический практикум Несомненно, в психологическом поддержании здоровья личности позитивные поглаживания (похвала) важнее негативных (критика), а безусловные ценнее условных. Важно и то, кто нам дает поддержку и признание. Ответьте последовательно на вопросы практикума + На каких 2-х ступеньках Лестницы Поглаживаний Вы находились в возрасте от 1 до 7 лет. Приведите примеры. Кто именно давал Вам тогда эти поглаживания? + На каких 2-х ступеньках Лестницы Поглаживаний Вы находитесь сейчас? Кто эти люди от признания которых Вы зависите? + С какой ступени Лестницы Поддержки Вы поглаживаете своё Внутреннее Дитя? Что мешает Вам подняться на 1 или даже 2 ступеньки выше? 3. Рефлексия | 2 | |
ИТОГО: | 10 |
Диагностические материалы
Диагностическое обследование на первом этапе начинается с анализа личных дел учащихся: изучение заключений ПМПК, историй развития ребенка, характеристик. Из анализа личных дел учащихся становится известно, из какой семьи поступил ученик, возраст и образование родителей, условия жизни, состав семьи, причину по которой ученик попал в интернатное учреждение, изучение характеристик, дневников наблюдений воспитателей и классных руководителей учащихся, медицинский диагноз. На основании этих данных психолог проводит наблюдение за учениками в различных ситуациях (поведение на уроке, во время перемены, в интернате, в столовой, общение со сверстниками, педагогами, выполнение поручений педагогов, интерес к самостоятельной работе, отношение к учебе, труду, к школе). Психолого-педагогическая характеристика является своеобразным обобщением результатов его учения, общения, поведения. Также выявляется его отношение к трудовой деятельности, его личностные особенности, отражающие особенности учебной, трудовой мотивации.
Метод наблюдения: метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств, заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдение как метод психологии предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.
Тест: краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различиях. Тесты бывают: тесты – задания, тесты – опросники.
Для деятельности учения и труда у школьников с лёгкой умственной отсталостью характерны: бедность мотивационной сферы, трудности при самостоятельном формулировании целей, их постановке и удержании, слабая способность к эмоционально-положительному отклику на деятельность свою и одноклассников, нежелание/неумение доводить начатое дело до конца, быстрое наступление пресыщения деятельностью, сниженный фон активности деятельности, работоспособности, неумение устанавливать социально значимые контакты, отсутствие желания продвигаться по карьерной лестнице, отсутствие перспектив, неадекватные профессиональные притязания, неуверенность, повышенная лабильность и импульсивность, мешающие доводить начатое дело до конца.
Исходя из чего для оценивания учебной, трудовой мотивации выбраны следующие критерии: уровень развития мотива аффилиации (коммуникативные умения), уровень развития волевой саморегуляции (поведенческой саморегуляции), особенности стратегий стилей поведения и представления учащихся о собственных склонностях и возможностях. Для решения поставленной задачи выбраны батарея методик:тест Мехрабиана, Копинг - тест Лазаруса, тест Зверькова, модификация опросника Л.М. Ковалевой, Н.Г. Лускановой, анкета «Ориентация», мониторинг трудовых мотивов (методика Ф Герцберга)
Психолого-педагогическая диагностика двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП), и страха отвержения (СО) (Тест Мехрабиана)
Тест Мехрабиана. Методика А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП), и страха отвержения (СО). Соответственно тест состоит из двух шкал: СП и СО. Всего 60 вопросов. Под аффилиации понимается потребность человека установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения, но и в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Мотив аффилиации относится к высшему уровню иерархии человеческих потребностей. При этом мотив является базовым фундаментальным для природы человека, сознание которого развивается только в взаимодействия с другими людьми. Содержание мотива аффилиации включает потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. Под аффилиацией понимается, таким образом, определенный тип социальных взаимодействий, содержание которого заключается в общении с другими людьми, которое приносит удовлетворение обеим сторонам. Потребность человека в аффилиации является универсальной, т.е. свойственной всем людям независимо т их возрастной, гендерной или этнической принадлежности. Но характер и содержание этой потребности, безусловно, варьирует в зависимости от воспитания, условий социализации, типа культуры. Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщённым ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания, что играет важную роль при выборе профессии, впоследствии быть удовлетворённым своей профессией. Если доминируют ожидания поощрения, то человек будет стремиться к другим людям и доверять им, соответственно им больше подходят профессии, связанные с человеческим общением (по предмету труда «человек-человек»). Если преобладают ожидания наказания, то такой человек будет избегать людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. К таким людям противопоказаны профессии по предмету труда «человек-человек». Человек, опыт которого носит смешанных характер и у которого ожидания обоих типов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии постоянного конфликта. Тот, у кого оба ожидания низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.
Инструкция:
Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» □, а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» □.
□ 1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
□ 2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
□ 3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
□ 4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
□ 5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
□ 6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
□ 7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
□ 8. Я всегда «гну» свою линию.
□ 9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
□ 10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
□ 11. Я считаю себя терпеливым человеком.
□ 12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
□ 13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
□ 14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
□ 15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
□ 16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
□ 17. Считаю себя решительным человеком.
□ 18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
□ 19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
□ 20. Испортить мне настроение не так-то просто.
□ 21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
□ 22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
□ 23. Переспорить меня трудно.
□ 24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
□ 25. Меня легко отвлечь от дел.
□ 26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
□ 27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
□ 28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
□ 29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
□ 30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Психолого-педагогическая диагностикакопинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
(Копинг - тест Лазаруса)
- Копинг - тест Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Совладания с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Инструкция:
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «плюс» □(«да»), при несогласии – знак «минус» □(«нет»). При прочтении утверждения не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум. В тексте нет «хороший» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Выражайте свое мнение искренне.
Опросник А
□ 1. Я легко схожусь с людьми.
□ 2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.
□ 3. Я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.
□ 4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.
□ 5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.
□ 6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
□ 7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.
□ 8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
□ 9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
□ 10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
□ 11. Излишняя откровенность с друзьями может навредить.
□ 12. Когда я встречаю на улице знакомого, я не просто здороваюсь, проходя мимо, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.
□ 13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.
□ 14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
□ 15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь друзьями, чем стану обдумывать его один.
□ 16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
□ 17. У меня очень много близких друзей.
□ 18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
□ 19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.
□ 20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.
□ 21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.
□ 22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем одному наслаждаться видами и посещать достопримечательности.
□ 23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда я обсуждаю с другими.
□ 24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
□ 25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
□ 26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
□ 27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
□ 28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
□ 29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
□ 30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании
Опросник Б
□ 1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
□ 2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
□ 3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
□ 4. Я стараюсь меньше общатьсяс людьми критического склада ума.
□ 5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
□ 6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
□ 7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
□ 8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
□ 9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.
□ 10. Если во время разговора я что-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
□ 11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
□ 12. Мне трудно отказывать людям.
□ 13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.
□ 14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
□ 15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
□ 16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
□ 17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
□ 18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
□ 19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать собой друга.
□ 20. Я часто говорю то, что я думаю, даже если это неприятно собеседнику.
□ 21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
□ 22. Временами я уверен, что никому не нужен.
□ 23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выражается в мой адрес.
□24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
□ 25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.
□ 26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
□ 27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
□ 28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
□ 29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
□ 30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
Психолого-педагогическая диагностика определения уровня развития волевой саморегуляции
(Тест Зверькова)
Тест Зверькова. Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции. В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание. В тесте Зверькова субшкала «настойчивость» характеризует силу и намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. В положительном полюсе – деятельные, работоспособные, активные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости. На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения. Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития саморегуляции могут быть связаны с проблемами организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.
Инструкция:
Предлагаем принять участие в оценке особенностей Вашей личности. Для этого Вам необходимо ответить на ниже приведенные утверждения. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак + (да), - (нет). Если затрудняетесь ответить, то – 0 (не знаю). Обращаем Ваше внимание на то, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
1. Мне кажется, что любовь в современном мире потеряла свою ценность.
2. Я думаю, что интуитивно оценить аморальность человеческого поступка не может никто.
3. Я думаю, что постоянный анализ своего поведения и поступков вещь нужная, но не необходимая.
4. В жизни я больше придерживаюсь принципа: «Мне нравится», а не «Я должен».
5. Я думаю, что такие понятия как «долг» и «честь» утратили своё первостепенное значение.
6. Я никогда не пропускал интересных занятий в школе.
7. Мне кажется, что бескорыстно помогать другим людям – способствовать развитию у них инфантилизма.
8. Советоваться с внутренним голосом, решая этические проблемы, свойственно людям со слабо развитым мышлением и рефлексией.
9. Люди, которые постоянно занимаются «самокопанием», обычно неуверенны в себе и мало адаптивные в обществе.
10. Мне кажется, что только сильная личность способна отвечать за свою жизнь и поступки.
11. Люди, которые постоянно борются за справедливость на самом деле выскочки и завистники.
12. Я никогда никому не отказываю в помощи, даже если это ущемляет мои интересы.
13. Сочувствие и сопереживание другому человеку – это не решение проблемы, а от уход от нее.
14. Я думаю, что моментально выбрать правильное решение в сложной этической ситуации не может никто.
15. Анализируя мотивы поведения других людей, я получаю удовольствие.
16. Я думаю, что человек не может полностью отвечать за то, что с ним происходит в жизни.
17. Если постоянно прислушиваться к голосу своей совести, можно остаться «без хлеба насущного».
18. Я понимаю, что спорить с родителями бесполезно, поэтому никогда не делаю этого.
19. Искренняя радость за успехи другого человека является, на мой взгляд, обратной стороной зависти.
20. Усматривание в окружающих меня явлениях действия сил «добра и зла» кажется мне примитивным и устаревшим.
21. Если постоянно задумываться о правильности жизни, то и жизнь может пройти мимо.
22. Я думаю, что человек не обязан за кризисы и конфликты, произошедшие в его жизни.
23. Общество диктует человеку свои ценности и идеалы и никуда от этого не деться.
24. Я никогда не оцениваю людей.
25. Обычно чувство вины свойственны людям с низкой самооценкой, неуверенным в себе.
26. Люди, которые постоянно следуют голосу совести, выглядят смешно и не современно.
27. Я думаю, что нужно делать дело, а не задумываться над тем, как это отразиться на людях.
28. Безответственность, иногда проявляемая человеком, бывает, идет на пользу окружающим.
29. Я думаю, что в работе иногда нужно прибегать к принципу: «Цель оправдывает средства».
30. Манипулировать неэтично и я никогда этого не делаю.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей адаптации к школе
(опросник Л.М. Ковалевой)
Модификация опросника Л.М. Ковалевой для изучения особенностей адаптации к школе. Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко был разработан опросник, который помогает уточнить представления учителя об учащемся. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка к школе, один – участия родителей в воспитании. Уровень адаптации/дезадаптации выявляется по следующим факторам:
- РО – родительское отношение.
- НГШ – неготовность к школе.
- Л – леворукость.
- НС – невротические симптомы.
- И – инфантилизм.
- ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
- ИНС – инертность нервной системы.
- НП – недостаточная произвольность психических функций.
- НМ – низкая мотивация.
- АС – астенический синдром.
- НИД – нарушения интеллектуальной деятельности.
БЛАНК ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя ___________________________ класс _________________
Ф.И.О. ученика ___________________________ дата _________________
номера вопросов | шкалы | |
1 | РО | |
2 | 3;4 | НГШ |
5; 6 | Л | |
7; 8; 9 | 10; 11 | НС |
12; 13; 14 | 15; 16 | И |
17; 18; 19 | 20; 21 | ГС |
22; 23 | 24; 25; 26 | ИНС |
27 | 28; 29; 30 | НП |
31; 32; 33 | 34; 35 | НМ |
36 | 37; 38; 39; 40 | АС |
41; 42 | 43; 44; 45; 46 | НИД |
Ф.И.О. учителя ______________________________ класс _______________
Ф.И.О. ученика ______________________________ дата _______________
номера вопросов | шкалы | |
1 | РО | |
2 | 3;4 | НГШ |
5; 6 | Л | |
7; 8; 9 | 10; 11 | НС |
12; 13; 14 | 15; 16 | И |
17; 18; 19 | 20; 21 | ГС |
22; 23 | 24; 25; 26 | ИНС |
27 | 28; 29; 30 | НП |
31; 32; 33 | 34; 35 | НМ |
36 | 37; 38; 39; 40 | АС |
41; 42 | 43; 44; 45; 46 | НИД |
ОПРОСНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
часть 1
Инструкция:
Опросник уточняет мнение учителя о трудностях адаптации первоклассника. Он состоит из 46 утверждений, описывающих разные варианты поведения школьника. Если вы согласны с утверждением, если такое поведение характерно для ребенка, то обведите его номер на бланке ответов.
- Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
- При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.).
- Не знает много из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.п.).
- Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т.п.).
- Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
- Пишет левой рукой.
- Бесцельно двигает руками.
- Часто моргает.
- Сосет палец или ручку.
- Иногда заикается.
- Грызет ногти.
- У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
- Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
- Очень любит играть, играет даже на уроках.
- Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
- Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
- Чрезмерно беспокоен на уроках.
- Быстро примиряется с неудачами.
- Любит шумные, подвижные игры на переменках.
- Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
- После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
- Долго переживает неудачи.
- При неожиданном вопросе учителя теряется.
Если дать время на обдумывание может ответь хорошо.
ОПРОСНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
часть 2
- Очень долго выполняет любое задание.
- Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
- Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
- Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить простое правило).
- Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!».
- Допускает много ошибок при списывании.
- Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.п.
- Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
- Никогда ничего не делает сверх положенного минимума, не стремится что-то узнать или рассказать.
- Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
- Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
- Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит, устал и т.п.
- Не совсем здоровый вид (худенький).
- К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
- Если что-то не получается, раздражается, плачет.
- Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
- Часто жалуется на усталость, головную боль.
- Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
- Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние оъекты (считает пальцы, палочки и т.п.).
- После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
- Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
- Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
- Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки и понятия у него не сформированы.
Психолого-педагогическая диагностика определения уровня школьной мотивации (Анкета Н.Г. Лускановой)
Модификация методики. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, школьную мотивацию. Автор отмечает, что наличие у ребенка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации учащегося, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребенка, что соответствует более легкой адаптации.
Просим тебя ответить на вопросы о школьной жизни. Отметь один из трех ответов, который выражает твое мнение.
Ф.И.О. учителя ___________________________ класс _________________
Ф.И.О. ученика ___________________________ дата _________________
□ нравится □ не нравится □ не очень | 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? □ бывает по разному □ иду с радостью □ остаться дома |
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел(ла) бы в школу или остался(ась) дома? □ остался(лась) бы дома □ пошел(ла) бы в школу □ не знаю |
□ бывает по-разному □ нравится □ не нравится |
5. Ты хотел(а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? □ не хотел(а) бы □ не знаю □ хотел(а) бы | 6. Ты хотел(а) бы, чтобы в школе остались одни перемены? □ не хотел(а) бы □ хотел(а) бы □ не знаю |
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? □ редко □ не рассказываю □ часто | 8. Ты хотел(а) бы, чтобы у тебя был строгий учитель? □ хотел(а) бы □ не хотел(а) бы □ точно не знаю |
□ много □ нет друзей □ мало |
□ не очень □ не нравятся □ нравятся |
Психолого-педагогическая диагностика профессиональной ориентации
Анкета «Ориентир». Анкета интерпретируется по следующим критериям суждений «Я хочу» (представления о склонностях) и «Я могу» (представления о способностях), которые состоят из 5 групп «предмета труда»: человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ и человек-природа. По «характеру труда» состоят из признаков исполнительского и творческого класса.
МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ «ОРИЕНТИР»
АНКЕТА «ОРИЕНТИР»
Ф. И. О. _____________________________________________________
Возраст _______________________ (лет) Дата _________________
ИНСТРУКЦИЯ:
Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания
заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно).
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Заниматься лечением | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Защищать права и безопасность | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Обучать, воспитывать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Управлять людьми | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
2 | Управлять машинами | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Ремонтировать оборудование | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Собирать и налаживать технику | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Заниматься строительством | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | Редактировать тексты и таблицы | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Производить расчеты и вычисления | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Обрабатывать информацию | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Рисовать, фотографировать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Создавать произведения искусства | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выступать на сцене | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Шить, вышивать, вязать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
5 | Ухаживать за животными | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Заготавливать продукты | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать на открытом воздухе | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выращивать овощи и фрукты | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Иметь дело с природой | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
А | Работать руками | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Выполнять решения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Получать конкретный практический результат | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Воплощать идеи в жизнь | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Б | Работать головой | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Принимать решения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Создавать новые образцы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать | 0 | 1 | 2 | 3 |
ИНСТРУКЦИЯ:
Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания
заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно).
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомство с новыми людьми | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Быть чутким и доброжелательным | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выслушивать людей | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Разбираться в людях | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Хорошо говорить и выступать публично | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
2 | Искать и устранять неисправности | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Использовать приборы, машины, механизмы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Разбираться в технических устройствах | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Ловко обращаться с инструментами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Хорошо считать в уме | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Преобразовывать информацию | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Оперировать знаками и символами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Искать и исправлять ошибки | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
4 | Создавать красивые со вкусом сделанные вещи | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Разбираться в литературе и искусстве | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Сочинять стихи, рассказы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Рисовать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
5 | Разбираться в животных и растениях | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Разводить растения и животных | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Бороться с болезнями и вредителями | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Ориентироваться в природных явлениях | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать на земле | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
А | Быстро выполнять указания | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Точно следовать инструкциям | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать по заданному алгоритму | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выполнять однообразную работу | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Соблюдать правила и нормативы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0 | 1 | 2 | 3 | |
Принимать нестандартные решения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Легко придумывать новые способы деятельности | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Брать на себя ответственность | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Самостоятельно организовывать свою работу | 0 | 1 | 2 | 3 |
Психолого-педагогическая диагностика профиля трудовых мотивов
(методика Ф.Герцберга)
Мониторинг трудовых мотивов (методика Ф.Герцберга). Данная методика используется для выявления профиля трудовых мотивов, ведущие мотивы деятельности личности, а также невыраженные мотивы, средне выраженные мотивы, нестабильные мотивы, тип мотивации труда.
МОНИТОРИНГ ТРУДОВЫХ МОТИВОВ
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф. И. О. _________________ Возраст ________ (лет) Дата ______
Время тестирования __________ Должность ______________________
Общий трудовой стаж _____ Период работы в данной организации ______________ Образование ______________ Специальность по образованию ____________________
ИНСТРУКЦИЯ: Оцените, пожалуйста, предложенные утверждения таким образом, чтобы сумма баллов в каждой паре вопросов была равна 5, т.е. возможные варианты оценки: 5-0, 4-1, 3-2, 2-3, 1-4, 0-5. При оценке используйте только целые числа. Ответы на вопросы надо давать быстро, не задумываясь, ориентируясь только на свое мнение. В бланке в пустом столбце отметьте, сколько баллов Вы присуждаете каждому варианту ответа. Например: 1 вопрос – 3, 2 вопрос – 2.
ОПРОСНИК
1 | Для меня важна хорошо оплачиваемая работа, даже если я при этом не получаю должного признания окружающих. | ||
2 | Для меня на первом месте стоят признание и похвала, даже если оплата за работу не так высока. | ||
3 | Я предпочитаю иметь хорошие отношения с руководителем, даже если это приводит к уменьшению ответственности моей работы. | ||
4 | Я предпочитаю иметь больше личной ответственности, даже если из-за этого будет сложнее общаться с руководителем. | ||
5 | Мне предпочтительней иметь хорошие отношения, даже если для этого придется делать неинтересную работу. | ||
6 | Мне важно делать интересную работу, даже если мой руководитель ее не одобряет. | ||
7 | Мне важнее получить повышение в должности, даже если при этом зарплата будет меньше. | ||
8 | Мне важнее высокооплачиваемая работа, даже если при этом будет меньше возможностей получить повышение. | ||
9 | Лучше иметь признание коллег за незначительную работу, чем работать много и содержательно, но не получая за это общественного признания. | ||
10 | Мне важнее иметь хорошие отношения с руководителем, чем признание коллегами моих успехов. | ||
11 | Я предпочитаю неинтересную работу, но при этом – хорошие отношения с коллегами. | ||
12 | Я предпочитаю интересную работу, даже если она препятствует популярности среди коллег. | ||
13 | Важными предпосылками к активной деятельности являются ответственность и возможность принимать решения. | ||
14 | Лучший стимул к работе- это высокая зарплата. | ||
15 | Мне важно не испортить хорошие отношения с руководителем, даже если он поручает скучную и однообразную работу. | ||
16 | Меня больше стимулирует высокая оплата моей работы, чем хорошие отношения с руководителем. | ||
17 | Я предпочитаю занимать высокую должность, даже если она не приносит признания людей. | ||
18 | Лучше делать сложную и напряженную работу, за которую признают и хвалят. | ||
19 | Меня в первую очередь, стимулируют к работе хорошие отношения с руководителем. | ||
20 | Основным стимулом к выполнению обязанностей для меня является признание моей работы. | ||
21 | Меня больше стимулирует возможность делать ответственную работу, чем перспектива получения хорошо оплачиваемой, но исполнительской должности. | ||
22 | Я предпочитаю делать хорошо оплачиваемую работу, не требующую решения каких-либо сложных задач. | ||
23 | Я предпочту принять повышение в должности, даже если это ухудшит мои отношения с моим непосредственным руководителем. | ||
24 | Я больше ценю признание совей работы руководителем, чем возможность быстрого карьерного роста. | ||
25 | Меня больше стимулирует одобрение и поддержка коллег, чем повышение ответственности за выполняемую работу. | ||
26 | Лучше стремиться к повышению должности, даже если есть опасность не добиться признания на новом месте работы. | ||
27 | Мне важнее делать ответственную работу, даже если при этом нет возможности повышения в должности. | ||
28 | Меня больше интересует возможность повышения в должности, даже если новая работа не будет связана с ответственностью. | ||
29 | Для меня более важна корректная оценка моей работы, чем комплименты им похвала. | ||
30 | Для меня важнее похвала моей работы, чем уверенность в том, что я с ней хорошо справляюсь. | ||
31 | Поддержка коллег для меня важнее хороших отношений с руководителем. | ||
32 | Мне важнее поддерживать хорошие отношения с руководителем, чем иметь поддержку коллег. | ||
33 | Я предпочитаю ответственную работу, даже если она сложна и трудоемка. | ||
34 | Я предпочитаю интересную работу, даже если она не предполагает личную ответственность. | ||
35 | Чтобы чувствовать удовлетворение от работы, достаточно чтобы она была хорошо оплачиваемой, даже если она скучная и монотонная. | ||
36 | Мне важна, в первую очередь, содержательная работа, даже если она малооплачиваемая. | ||
37 | Если я буду менять место работы, то только потому, что на этой работе у меня нет возможности повышения в должности. | ||
38 | Лучше делать интересную работу, позволяющую развивать профессиональные качества, чем быстро продвигаться по служебной лестнице. | ||
39 | Лучше успешно справляться с порученными несложными задачами, чем брать на себя ответственность за сложную и самостоятельную работу. | ||
40 | Я предпочитаю выполнять с переменным успехом более сложную работу, чем простой, но но хорошо оплачиваемый труд. | ||
41 | Лучше иметь хорошие отношения с руководителем, чем испортить их, поддерживая мнение коллектива. | ||
42 | Мне более важна поддержка коллег, чем признание руководителем моих результатов в работе. | ||
43 | Я предпочитаю повышение в должности, даже если новая работа будет рутинной и неинтересной. | ||
44 | Лучше иметь сложную и хорошо оплачиваемую работу, чем успешно выполнять рутинную и несложную деятельность. | ||
45 | Я предпочитаю работать в группе, где налажено сотрудничество, мне важна поддержка коллег. Это лучше, чем работать одному на хорошо оплачиваемой работе. | ||
46 | Достижение стабильных успехов в работе гораздо важнее хороших отношений в коллективе. | ||
47 | Мне нравится повышенная ответственность, даже если нет успехов в работе, и я не оправдываю ожиданий руководства. | ||
48 | Есть смысл поменять место работы только потому, что она не приносит должного успеха. | ||
49 | Мне важнее признание моего успеха коллегами, чем хорошие отношения с руководителем. | ||
50 | Моя работа дает мне возможность профессионального развития, и я не уйду с занимаемой должности, даже если отношения с коллегами будут очень напряженными. | ||
51 | Мне важнее поддержка коллег и сотрудничество в коллективе, чем повышение в должности, при котором придется расстаться со своими коллегами. | ||
52 | Я предпочитаю повышение в должности, даже если придется расстаться с дружным коллективом. | ||
53 | Лучше успешно выполнять несложную деятельность, чем делать более интересную и ответственную, но чреватую неудачами работу. | ||
54 | Если я буду менять место работы, то только потому, что здесь нет возможности полностью себя реализовать. | ||
55 | Лучше работать с переменным успехом в дружном коллективе, чем расстаться с коллегами ради стабильной и надежной работы. | ||
56 | Лучше иметь успех и стабильность в работе, даже если у меня при этом нет взаимопонимания с коллегами. |
Использованная литература:
- Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
- Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА – М, 2008. 168 с. – (Высшее образование).
- Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / отв. за вып. Е.А. Черенева, И.В. Сухорукова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 248 с.
- Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. / Пер. с анг. Ю. Брянцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 640 с. (Серия «Кафедра психологии»)
- Берн Э. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. – М.: Эксмо, 2010. – 576 с.
- Будук-оол Л.К. Практическаявалеология.: Методическое пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – Кызыл.: Изд-во ТывГУ. – 2004. – 99 с.
- Будук-оол Л.К. Теоретические представления об адаптации. – Кызыл: Изд-во Тывинского государственного университета. – 2008. – 87 с.
- Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
- Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 248 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 64 с.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: «Полиграф сервис», 2002. – 128 с.
- Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: В. Секачев, 2006. – 96 с.
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов, психологов. – СПб: КАРО, 2004 – 432 с.- (Коррекционная педагогика)
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. пособие для студ. сред. высш. учеб. заведений / В.П. Кащенко. – 6-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
- Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 364 с. (Библиотека психолога-практика)
- Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью: Практическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2008. – 2004 с.
- Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы / Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя).
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
- Основы специальной психологии: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
- Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми — В кн. Изучение и мотивация поведения детей и подростков/Под ред. Л И Божович, Л В Благoнaдeжиной М, 1972).
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
- Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. – (Хрестоматия по психологии).
- Психология умственно отсталых школьников / под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994. – 92 с.
- https://psy-practice.com/publications/lichnye-otnosheniya/nam_vsem_nuzhno_vnimanie_psihologicheskie_poglazhiva/ © psy-practice.com