Успешные практики
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать
Скачать:
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшая группа.
Лаборатория Математикуса ”
с использованием “Даров Фребеля”.
Подготовила воспитатель :Калюта А.Д.
Лаборатория Математикуса ”
с использованием “Даров Фребеля”.
Задачи:
Образовательные: Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках..
Развивающие: Развивать логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, прививать чувство коллективизма.
Используемый материал: письмо, Модуль 2 «Основные тела», Модуль 7 «Цветные фигуры», Модуль 8 , Модуль 5,6;. Модуль 1(мячики)
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент. Дети заходят в зал.
Воспитатель: - Ребята, какое у вас настроение?
Дети: - Хорошее!
Воспитатель: - Тогда давайте улыбнемся друг другу!
(Улыбаются) А теперь, давайте, поделимся хорошим настроением с нашими гостями? Давайте приготовим ладошки и подуем на них!
(Дети дуют на ладошки).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию Математикуса. Что же такое лаборатория, кто знает ответ чем там занимаются. (Ответы детей) Правильно, в лаборатории проводят опыты и эксперименты. А работают в лаборатории профессора, лаборанты. Но вот одна проблема, у Математикуса сломался компьютер,
Для восстановления всех файлов в компьютере нам необходимо правильно выполнить несколько заданий. Компьютерный мир- это мир математики, поэтому и задания у нас будут математические. В помощь нам возьмем вот этот уникальный набор – « Дары Фребеля ». Именно он поможет вам в восстановлении файлов.
Задание 1.
Опыты с объёмными геометрическими фигурами «Шар, куб, цилиндр»
Ребята перед вами объёмные геометрические фигуры. Рассмотрите их.
Найдите фигуру, которая катится, но не стоит. (Шар,цилиндр)-Почему?
Найдите фигуру, которая не катится, но стоит. (Куб)-Почему? Ребята а вы знаете .что Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. А почему как вы думаете `-цилиндр совмещает все эти качества.? Потому что, устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен он покатится.
шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя,
цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен
на основание, и подвижен, если положен
шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя,
цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен
на основание, и подвижен,
цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен
на основание, и подвижен, если положен
Дети вы хорошо справились с заданием, молодцы, файл восстановлен.
Задание 2.
Дидактическая игра «Волшебные палочки-смекалочки».
Детям предлагаются карточку-шаблон, на которой выложен из палочек предмет, ему предлагается этот предмет повторить. Задания в головоломках могут быть разные. Можно, например, убрать лишние детали, чтобы получился другой рисунок, добавить недостающие элементы или поменять палочки местами. Ещё можно предложить такие логические задачи: составь из 7 элементов 2 равных квадрата. На столе 5 палочек. Как при помощи их сделать два одинаковых треугольника? Как из 7 палочек сделать 3 треугольника? Перед ребёнком 9 палочек, нужно составить 4 треугольника Ребята мы молодцы.. Файл восстановлен
Задание 3.
Дидактическая игра –.Игра « Нарисуй картину»
На столе лежат карандаши, чистые листы и игровой набор Фребеля №3 « Куб из кубиков».
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим , что у нас тут?
Дети: деревянные кубики.
Воспитатель: А сколько их?
Дети: восемь.
Воспитатель: А вот и конверт с заданием. « Ребята представьте, что вы художники. Вам нужно нарисовать картину с помощью кубиков. Для этого нужно положить кубик на лист бумаги, обвести его карандашом, а затем дорисовать так, чтобы получился герой или предмет.»
Дети выполняют задание, после выполнения воспитатель спрашивает в кого или во что они превратили свой кубик. Ребята мы молодцы.. Файл восстановлен
Физкультминутка
Для любимой детворы
Есть у Фребеля дары
1,2,3,4,5
Будем с ними мы играть.
Мы возьмем клубочки в руки
И покажем их друг другу.
А теперь сожмем в ладошках,
Покатаем их немножко.
Все присели, дружно встали
Вновь клубочки показали.
Задание 4.
Дидактическая игра «Автобус».
- Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
(На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными).
Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.
– Задание понятно?...
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……
- Все справились?
Ребята мы молодцы.. Файл восстановлен
Заключительная часть:
Ребята, какие же молодцы! Настоящие помощники!
Рефлексия: Ребята, чем мы сегодня помогли Математикусу? Какое из заданий вам показалось самым сложным? Какое больше всего понравилось? О чем вы расскажете своим друзьям из группы?
За вашу помощь и старания, Математикус подарит вам вот эти раскраски.
Предварительный просмотр:
Проект в старшей разновозрастной группе «Колобок» «Тайны космоса»
Руководитель проекта:Калюта А.Д. Бондаренко В.А.воспитатели МБДОУ Ремонтенский д\с «Родничок»
Участники проекта: дети и родители старшей группы
Тип проекта: Информационно-исследовательский.
Объект исследования: Космос
Вид проекта: комплексный
Срок реализации проекта: краткосрочный. (3-14 апреля)
Актуальность
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию про космос. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное, глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах солнечной системы, о Юрии Гагарине первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проблема:
Поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике - День космонавтики.
Свою исследовательскую работу мы начали с ответов на проблемные вопросы:
- Что такое космос?
- Для чего человек осваивает космическое пространство?
- Как кружатся планеты?
- Как летают спутники и ракеты?
- Как летают метеориты?
- Что будем делать, чтобы узнать о космосе больше?
На эти и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего проекта.
Цели проекта:
Расширить представление детей об окружающем мире; о космосе, космонавтах, Галактике, Солнечной системе.
Задачи:
- Обучающие - расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике День космонавтики, о профессии космонавта.
- Развивающие – развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, развивать связную речь, память, логическое мышление.
- Воспитательные - воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике, за свою Родину.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
План реализации проекта 1 этап – Подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Информация родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры, подбор игрового материала.
этап – Основной
Образовательная область «Социализация»
- Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Поликлиника. Медицинский осмотр», «Космодром», «Путешествие в космическое пространство»,
«Космос».
- Дидактические игры: « Дверная скважина», «Звук потерялся»,
«Разведчики», «Что изменилось?», «Космическое путешествие», «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше», «Чем
питаются космонавты», «Полезно - вредно», «Солнечная система»,
«Звездный путь», «Найди лишнее».
- Игра-драматизация «Как солнце к луне в гости ходило»
- Создание библиотеки: книги о космосе; иллюстрации, наборы открыток. 5.Видеотека: «Герои – космонавты», «Тайны космоса», «Луна»,м/ф «Тайна третьей планеты».
6.Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».
Образовательная область «Коммуникация» .
- Составление рассказов на тему: «Белка и Стрелка», «Планеты - это остывшие звезды», «Как мы летали в космос».
- Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
- Коммуникативные игры: «Назови ласково».
Образовательная область «Познание»
- Познавательные занятия: «Покорение космоса», «Путешествие к звездным мирам», «Солнце, солнце, загляни в оконце», «Космическое путешествие»,
«Космос – это здорово!»
- Беседы: «Это загадочный космос», «Что я знаю о космосе», « Ю.Гагарин – первый космонавт», «День космонавтики», «Покорение космоса»,
«Известная неизвестная планета», «Первооткрыватели космоса», «Земля – наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?»,
«Что такое Солнечная система?»
- Познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность «Лети ракета».
- Лего-конструирование «Космические аппараты» 5.Конструирование из палочек «Полет в космос».
6.Конструктивные игры из деревянного конструктора «Космодром». 7.Конструирование из мягкого модуля «Наш космический корабль»
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура»,
«Безопасность»
- Беседы «Неизвестная вселенная» (правила безопасности в космосе)
- Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезная и вредная еда». 3.Совместно с детьми разработать правила поведения в космосе.
4.Подвижные игры «Космонавты», «Солнечная система». 5.Комплекс утренней гимнастики «Космонавты»
6.Комплекс дыхательной гимнастики «Планета САТ – НАМ»
Образовательная область «Труд»
1.Выставка поделок «Межпланетные станции» 2.Расширить представления о труде космонавта.
3. Коллективное панно «Космический коллаж»
Образовательная область «Художественное творчество»
- Рисование на тему: «Путь к звездам», «Загадочный космос», «Космос глазами детей», «Космический пейзаж»
- Оформление выставки: « Космические фантазии».
- Аппликация с элементами лепки « Полет в космос» (коллективная работа) 4.Подготовка атрибутов к драматизации сказки «Как солнце к луне в гости ходило».
- Лепка «Ракета». Занятие по пластилинографии «Лепим искусственный спутник земли»
- Нетрадиционные формы рисования - рисование манкой с использованием пластилина « Солнечная система»
Образовательная область «Чтение художественной литературы». 1.Ознакомление с художественной литературой: Р. Юрмин «Что внутри?», Г.Черненко « Как человек в космос полетел?», Н. Носов «Незнайка на луне» главы, Мифы «Как Солнце и луна в гости друг другу ходили», В.Бороздин
«Первый в космосе», Булычев К. «Тайна третьей планеты», В. Медведев
«Звездолет Брунька», В.Кащенко «Найди созвездия», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», А.Леонов «Шаги над планетой». Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»
2.Заучивание стихотворения В. Степанов «Ю.Гагарин», А. Хайт «Планеты» 3.Загадки на тему: «Космос»
Образовательная область «Музыка»
- Слушание аудиозаписей: Спейс «Космическая музыка», «Наш звездолет» О. Емельяненко, «Знаете каким он парнем был», песни о космосе, Ю.Левитан (диктор) о Ю.Гагарине и о первом полете.
- Пение «Космические частушки» 3.Разучивание танца «Барбарики»
Взаимодействие с родителями.
- Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, в составлении рассказов о космосе.
- Изготовление костюмов для проведения презентации проекта. 3.Родители учили роли, стихи.
- Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
- Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К.А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
- Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
- Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее
этап – Презентация проекта
Познавательно-тематический праздник «Большое космическое путешествие».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник»,
«созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно- следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
В результате непосредственной образовательной деятельности – ФЦКМ
«Покорение космоса», ФЭМП «Космическое путешествие», познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности «Лети ракета», оригами
«Ракета», художественного творчества «Путь к звёздам», «Загадочный космос», чтения художественной литературы, заучивания стихотворений у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве.
Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, изображали свои представления о полете в космос. Создавали панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Родители вместе с детьми создали «Межпланетные станции», костюмы из бросового материала для конкурса «Парад планет». Родители стали нашими активными участниками и помощниками. «Скафандр» космонавта, космические станции, сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными
Итогом нашей работы по проекту стал познавательно-тематический праздник «Большое космическое путешествие». Он прошел весело, и ребята
получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких
«космических» эстафетах, конкурсе, показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Тайны космоса» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать.
Н.О.Д.
Познание: ФЦКМ
Тема. «Покорение космоса»
Программное содержание: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
Тема: «Путешествие в звёздные миры .»
Программное содержание: расширение знаний и представлений детей о космосе.
Тема: « Солнце, солнце, загляни в оконце»
Программное содержание: сформировать представление о солнце, как о раскалённом небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.
Совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей.
Развивать логическое мышление и воображение детей.
ФЭМП
Тема. «Космическое путешествие»
Программное содержание: Упражнять детей в измерении протяжённости с помощью мерки (ступня, шаг). Учить детей ориентироваться на плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»,
употреблять слова «ближе», «дальше». Упражнять детей в счёте в пределах 10, закрепить знания цифр. Воспитывать внимание, усидчивость.
«Художественное творчество»
Тема: « Загадочный космос»
Программное содержание: Познакомить нетрадиционным методом рисования «Граттаж». Учить процарапывать рисунок зубной палочкой. Учить изображать космическое пространство – звёзды, планеты и т.д. Учить детей продумывать композицию и содержание рисунка. Учить детей использовать пространство переднего и заднего плана.
Развивать навыки работы зубными палочками.
Воспитывать аккуратность, желание выполнить задуманное до конца.
Тема «Космос - это здорово!»
В технике рисование пластилином, аппликация, коллажирование.
Программное содержание:
Художественное творчество:
- продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином,
- развивать умения разрезать бумагу для получения различных геометрических фигур, составлять из этих фигур изображения разных предметов,
- закреплять умение передавать в лепке выразительность образа,
- формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки.
Познание:
- развивать восприятие цвета, формы, свойств предметов и материалов,
- продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами,
- формировать умение использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
Коммуникация:
- расширение представления детей о многообразии окружающего мира,
- поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями,
- обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства качества предметов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок»
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРОСТНОЙ ГРУППЕ
«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
Составила воспитатель:
КАЛЮТА А.Д. БОНДАРЕНКО В,А,
ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».
ПРОБЛЕМА:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, прививать трудовые навыки.
ЗАДАЧИ:
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;
- Развивать чувство ответственности за порученное дело;
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
- Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений о потребностях их во влаге, тепле, свете для их роста.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшего возраста, родители, воспитатели.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный 7 месяцев (март- сентябрь).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Получение знаний детей о жизни растений.
- Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
- Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
- Формирование бережного отношения к растительному миру.
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
- Привитие детям уважительного чувства к труду.
- Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.
Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.
Заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно. Привлечение родителей к реализации проекта. (с 14 марта по 20 марта).
2. Вместе с детьми разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование:- контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, торфяные стаканчики, землю, семена, луковицы;
- изготовили таблицы - указатели с названиями растений и датой посадки;
- подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, загадки об овощах, сказки.
-подобрали коллекцию семян. (с 21 марта по 27 марта).
3. Привлечение родителей к посадке и оформлению огорода на подоконнике (с 28 марта по 3 апреля).
Консультация с родителями «Трудовое воспитание ребенка в семье».
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ:
4. - НОД «Рассматривание семян»- отличительные особенности семян.
- НОД «Посадка семян»- привлечение детей к посильному труду и помощи воспитателя.
- Чтение стихотворений об овощах и фруктах.
- Рисование по трафарету «Овощи». (с 4.04- 10.04).
5. - НОД «Почему растут растения» - выявить что необходимо для роста растений.
- НОД «Составление рассказа, что из чего вырастет».
- Беседа «Я с мамой купила семена».
- Сюжетно ролевая игра «Магазин семян». (с 11.04 – 17.04).
6.- Наблюдение: проращивание лука. Польза зеленого лука.
- Чтение Д. Родари «Чипполино».
- НОД лепка «Тюльпан».
- Дидактическая игра «Узнай по описанию» (овощи и фрукты).
(с 18.04 – 24. 04).
- Уход за всходами: рыхление, полив.
- Опыт: рассада без воды.
7.- НОД Составление рассказа описания об огороде на подоконнике (как все начиналось и что выросло теперь).
- печатная игра «Времена года».
- Рассматривание иллюстраций «Труд взрослых весной».
- Инсценировка русской народной сказки «Репка».
(с 25.04 – 1.05).
8. - Беседа «О витаминах».
- Дидактическая игра «Что растет в огороде, а что в саду».
- НОД Аппликация «Цыплята гуляют в траве».
- Опыт: «На свету и в темноте».
- Чтение К, Чуковского «Чудо –дерево».
( с 2.05 – 8.05).
9. - Наблюдение за ростом рассады.
- Оформление горшочков с пшеницей, рожью, овсом. (Заплетение косичек, завязывание бантиков,хвостиков).
- Беседа «Как делают томатный сок?»
- Полив, рыхление, прополка.
- Дидактическая игра «Вершки и корешки».
( с 9.05 – 15.05).
10.- Беседа «Что будет если не пропалывать огород?»
- Дидактическая игра «Что сначало, что потом».
- Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
- Высадка рассады на грядки в огород.
( с 16.05 – 22.05).
11. - Полив, рыхление, наблюдение в огороде.
- Высадка рассады цветов в клумбы.
- Беседа «Почему рассаду надо сажать на подоконнике?»
(с 23.05 – 29.05).
Июнь – Июль:
Наблюдение
Полив, рыхление, прополка.
Август – Сентябрь:
- Сбор урожая.
- НОД «Волшебница вода».
- НОД «Что такое огород».
- НОД «Во саду ли, в огороде».
- Лепка «Корзина с овощами»,
- Аппликация «Овощи на тарелки», «Фрукты в вазе».
- Рисование «Овощи в корзине».
- Утренник «Урожай собирай».
Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникационный | - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино. |
Познавательное развитие | Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. | - Рассматривание семян, иллюстраций - Опыт «На свету и в темноте» |
Речевое развитие | Коммуникационный | - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». |
Художественное – эстетическое развитие | Творческий | - Раскрашивание картинок - Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» |
Физическое развитие | Двигательный | - П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». - Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- Мини-проекты: «Выращивание редиса и гиацинта» - семья Тимура Калюта.
- «Выращивание лука и томата».
- Выставка поделок из овощей и фруктов.
- Использование в пищу витаминов с огорода.
- Изготовление атрибутов к утреннику.
- Презентация проекта.
III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
1. Сбор урожая.
2. Употребление собранного урожая в пищу.
3. Выставка поделок из овощей и фруктов.
4. Изготовление атрибутов к утреннику.
5. Утренник «Урожай собирай».
6. Презентация проекта.
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «НА ПОЛЯНКЕ ДОБРОТЫ»
Калюта А.Д.
воспитатель
МАДОУ Ремонтенский Детский сад «Родничок» Актуальность внедрения воспитательной практики: Дошкольный возраст – это один из ранних этапов для «строительства» личности ребенка, каждый «кирпичик добра, сочувствия, милосердия, взаимопомощи», заложенный вовремя и правильно формируют у дошкольника основы нравственных отношений, развивают нравственную и духовную культуры, дают понятия норм и ценностей, принятых в обществе (коллективе), воспитывают моральные и нравственные качества. Если мы хотим получить духовно богатых людей в будущем, нам, педагогам, и, конечно же, родителям надо быть «трудолюбивыми и грамотными строителями». В связи с этим, педагоги ДОО стараются найти такие воспитательные практики, которые бы учитывали все вышеперечисленные требования к формированию нравственных отношений дошкольников, т.к. у многих родителей современного общества вечные нравственные категории ушли на второй план. И это очень важная проблема.
Описание воспитательной практики: Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, объединяться для решения социальных задач, делать добро, а самое главное, видеть результат своей деятельности. Если каждый ребенок будет воспитан на нравственных принципах, то коллектив группы будет дружный, добрый и сплоченный. Для этого мною был разработан проект, который в игровой форме помогает дошкольнику понять нравственные нормы, и, как следствие стать идеальной моделью человеческого общества. Проект включает в себя непосредственно образовательную деятельность, которую мне помогает осуществлять положительный персонаж, божья коровка Жоля. Она является символом Добра, учит детей нравственности через игры, литературу и дидактический материал. Данная НОД проходит 1 раз в месяц. Но есть и ситуативные моменты, когда в группе происходит что-то плохое, непонятное, вызывающее вопросы, божья коровка собирает всех детей на Полянке доброты, которая представляет собой разноцветный круглый коврик из секций. Каждый цвет секции обозначает какую - либо тему о добре. Дошкольники учатся разбираться в личности, душевных качествах себя и других. Вместе мы пытаемся разобраться, что случилось, каковы могут быть последствия, и, главное, как этого избежать. Дети стараются понять, что добрыми быть хорошо. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого группового коллектива стали нравственные нормы.
Целевая аудитория воспитательной практики: дошкольники 6-7 лет.
Цель воспитательной практики: Формирование дружного коллектива воспитанников ДОУ через игру.
1. Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.
2. Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
3. Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
4. Воспитание уважения к старшим.
5. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду.
Технологии, методы реализации воспитательной практики: Игровые технологии, используемые в моей воспитательной практике, позволяют моделировать человеческие взаимоотношения; появляется необходимость анализировать «что такое хорошо и что такое плохо», в результате чего появляется возможность создания «дружного детского коллектива».
Он является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
Наиболее актуальными для реализации данной воспитательной практики для дошкольников являются сюжетно-ролевые и дидактические игры, а также театрализованные, а именно игры-драматизации.
Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность проиграть основные сцены из семейного быта, социума вне семьи и трудовой деятельности, и, соответственно, учиться. Это наиболее продуктивный вид игры, по-моему мнению.
С помощью дидактической игры развиваются определенные психические процессы, способности, развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, а прожив его, может проанализировать и сделать выводы.
Ожидаемые результаты воспитательной практики:
1. Развитие положительного, доброго отношения детей к окружающим их людям.
2. Развитие умения работать в группе активно, сообща.
3. Развитие умения поступать адекватно в различных ситуациях, контролировать свои эмоции, оценивать свои поступки.
4. Возникновения у детей желания совершать добрые поступки бескорыстно.
5.Разработка методического пособия, возможность поделиться положительным опытом с коллегами.
Приложение № 1
(к Паспорту воспитательной практики)
SWOT-анализ воспитательной практики
авторского проекта «На Полянке доброты»
Внутренние факторы
Внешние факторы
Сильные стороны
Возможности
1.Технические возможности использования средств ИКТ в реализации воспитательной практики.
2. Наличие оборудованных центров для организации разнообразной детской деятельности, как самостоятельной, так и совместной со взрослыми в рамках воспитательной практики.
1. Простота и доступность изготовления необходимых пособий для реализации воспитательной практики с помощью родителей и воспитателей группы.
Слабые стороны
Угрозы (риски)
1. Трудности в создания развивающей предметно -пространственной среды для успешной реализации воспитательной практики в соответствии с ФГОС в связи с недостаточным финансированием ДОУ.
1. Отсутствие должного интереса со стороны родителей воспитанников.
2. Непонимание важности создания гармоничного коллектива со стороны родителей, ведущее к проблемам в воспитании детей.
3. Недостаточность педагогических знаний, отсутствие свободного времени для общения, нежелание заниматься своими детьми о стороны родителей (законных представителей).
Приложение № 2
(к Паспорту воспитательной практики)
План-график реализации воспитательной практики
«Авторского проекта «На Полянке доброты» (Диаграмма Ганта)
№
Наименование этапа
Длитель-ность
Временные рамки проекта (1месяц)
Период 1
Период 2
Период 3
Период 4
Период 5
Период 6
Период 7
1
Шаг 1, Инициация, Выявление проблемы. Проявление инициативы создания дружного коллектива группы через понимание нравственнных норм.
2 недели
2
Шаг 2, Постановка проблемы перед родителями, планирование проектной деятельности педагогом, сбор литературы для успешной реализации проекта.
2 недели
3
Шаг 3, Исполнение поставленных задач через НОД или ситуативные моменты педагогом.
8 месяцев
4
Шаг 4, Контроль за ходом проекта, анализ проблем и положительной динамики. Ожидаемые результаты.
2 недели
5
Шаг 5, Завершение проекта. Публикация. Возможность поделиться педагогическим опытом с коллегами.
2 недели
Приложение 3
Темы НОД по воспитательной практике «На полянке доброты»
Сроки проведения НОД по воспитательной работе
Темы НОД по воспитательной работе
Цель проведения НОД по воспитательной работе
Октябрь
«Открытка ко Дню пожилого работника»
Цель – обсудить с детьми понятие «отзывчивость», нарисовать открытки и подарить их пожилым людям в социальных центрах, интернатам, своим бабушкам и дедушкам.
Ноябрь
«Поможем убрать свою площадку от листвы»
Цель – обсудить с детьми, как и чем мы можем помочь работникам детского сада
Декабрь
«Помоги малышам одеться на прогулку»
Цель – обсудить с детьми понятие «помощь близкому», задать вопрос: чем мы можем помочь малышам?
Январь
«Сам – пропадай, а товарища - выручай»
Цель - обсудить с детьми понятие «выручка», обсудить смысл пословицы, привести примеры из жизни.
Февраль
«Заботимся о братьях наших меньших»
Цель - обсудить с детьми понятие «забота», в отношении кого мы можем проявлять это чувство и почему это важно. Поучаствовать в акции - помоги приюту «Кошки за окошком», сбор нужных кормов и лекарств.
Март
«Моя мама – самая ласковая на свете»»
Цель - обсудить с детьми понятие «ласка», поговорит на тему «почему мамины руки – самые ласковые на свете». Принять участие в конкурсе рисунков о маме.
Апрель
«Я добрый человек»
Цель - поговорить с детьми о добре и зле, попросить каждого воспитанника рассказать: какие добрые дела совершил каждый из них.
Май
«Доброта спасет мир»
Цель - задать итоговый вопрос: почему доброта - самое главное человеческое чувство? Перечислить все качество, которые входят в это понятие.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность. Сегодня дошкольное образование осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность
Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников. А ведь, движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым.
Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе.
Данные игры имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых. Они способны удовлетворить потребность ребёнка в движении, общении и игре.
Учитывая потребность в двигательной активности детей, я решила провести работу с дошкольниками по теме «Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста».
Используя напольные игры, я могу проводить занятия с детьми в подвижной форме, не усаживая их за стол. При применение напольных подвижных развивающих игр, можно интегрировать различные образовательные области и двигательную активность. Дети во время занятий имеют возможность свободно двигаться.
Целью моей работы стало: разработка и использование напольных игр для развития дошкольников с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка.
Были поставлены задачи:
Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность при освоении напольных игр.
Формировать умение у детей осваивать новые условия для игр на полу.
Развивать познавательные способности, моторику рук и ног, укреплять мышечную систему организма.
Развивать опорно-двигательный аппарат; память, мышление, фантазию.
Воспитывать интерес к напольным играм; создать положительные эмоции у детей от совместной деятельности дошкольника и взрослого.
Работу по данному направлению я начала с анализа развивающей предметно – пространственной среды группы, литературных источников, интернет-сайтов, имеющихся методических пособий по теме опыта. В результате чего, стало понятно, что напольные игры-это многофункциональные игры совершенствующие и насыщающие игровое пространство. Такие игры за счёт своей мобильности, возможности развернуть и свернуть игровое поле в зависимости от интересов детей, позволяют задействовать всё пространство пола. Зонировать и быстро изменять развивающую предметно-пространственную среду в группе. Напольные игры позволяют объединить детей в подгруппы для игровой деятельности. Складываются взаимоотношения между детьми, в русле сотрудничества. Напольные игры потребуют для себя пространства, где команда или отдельные игроки смогут свободно передвигаться, совершать игровые действия с различным дополнительным оборудованием. Эта вариативность помогает детям самим конструировать различные игровые поля, по-разному объединять участников игры, разнообразить собственные игровые действия. Игры представляют собой баннерное полотно с изображением квадратов и карточки – схемы.
Сегодня традиционно в детских садах ОД проходит в большинстве своем в режиме статическом, за столами, на стульчиках, ковриках – в опыте своей работы я изменяю этот подход, провожу занятия в подвижной форме с использованием напольных игр, когда это возможно делать. И с уверенностью заявляю, что практически все образовательные области можно легко интегрировать с двигательной активностью, используя напольные игры. И на сегодняшний день провожу образовательную деятельность в подвижной форме, мне не нужно усаживать детей за столы.
3 причины для использования напольных игр в образовательной деятельности:
1. Двигательная активность – это фактор, который влияет на здоровье детей;
2. Движение, моторное развитие ребенка способствует его психическому развитию. Именно в движении развивается мозг ребенка;
3. Занятия с использованием напольных игр имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения, движения доставляют детям удовольствие. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма.
Мною разработаны напольные игры для детей старшего дошкольного возраста и в процессе разработки я определила для себя шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:
- Игра — для детей, а не для взрослых.
Чтобы вызвать у детей интерес, не делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой. - Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.
Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление детей. - «Квадраты» — универсальное игровое поле.
Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 9 - 12 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 1,5 метров, 1,5 на 2 метра, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу или использовать уже готовый материал, баннерное полотно. - Игра — это движение.
Продумать, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно. - Правила — основа порядка.
Подумать и четко объяснить детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей. - Все хорошо в меру.
Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю.
С помощью баннерных полей играем с детьми в такие игры как «Угадай животного», «Собери предметы по цвету», «Не наступи на лопнувший шарик», «Числа-соседи», «Покажи и назови».
Рассмотрим каждую игру.
Игра «Угадай животного».
Цель. Учить детей работать с картами-схемами.
Закрепить представления о домашних, диких и животных разных климатических зон (жарких и холодных стран).
Закреплять знания, полученные на занятиях.
Развивать логическое мышление, двигательную активность.
Ход игры.
Игра проводится с детьми в парах. Каждый игрок выбирает самостоятельно помощника. На игровом поле расположены карточки лицевой стороной вниз. Игрок - помощник задаёт игроку поля направление, используя карточки (1, 2, 3 клеточки прямо или влево, вправо). Игрок находит заданную карточку и рассказывает игроку – помощнику, какого животного найди на картинке и принести игроку). Например, на карточке – схеме изображено: дом, крылья, зерно. Игрок объясняет помощнику, что это домашнее животное, имеет крылья, питается зерном. Помощник находит картинку и передаёт игроку. В процессе игры игрок и помощник могут поменяться местами.
Игра «Собери предметы по цвету».
Цель. Развивать творческое воображение; активную физическую нагрузку; уважение и внимание к действиям партнера; ориентировку в пространстве и ловкость.
Ход игры.
На игровом поле в каждом квадрате расположены цветные кубики: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, коричневый, чёрный. На столе лежат картинки в чёрно – белом изображении. Игрокам нужно найти картинки с цветными кубиками (что бывает только красного, белого, жёлтого, зелёного, синего, коричневого, чёрного цвета). Игроки работают в парах.
II вариант игры.
Картинки расположены в квадратах игрового поля. Игрок должен найти картинки одного цвета, прыгая на них, просто наступая, наступив, хлопнуть в ладоши 3 раза, присесть 1 раз.
Игра «Не наступи на лопнувший шарик».
Цель. Развивать коммуникативные навыки; уважение и внимание к действиям партнера; ориентировку в пространстве и ловкость.
Ход игры.
Задача игрока: пройти по полю и не наступить на лопнувший шарик. Игра в парах. Игроку завязывают глаза, а игрок – помощник его направляет. Так же можно изменить игру: прыгать только по шарам определенного цвета или только на одной ноге.
Игра «Числа – соседи».
Цель. Развивать логическое мышление и внимание;
развивает уважение и внимание к действиям участников; двигательную активность.
Ход игры.
Игра проводится в паре. Один игрок выполняет, другой показывает. На игровом поле расположены карточки с изображением цифр. Игрок - помощник показывает цифру и говорит, как нужно пройти по соседям – числам (на носочках, попрыгать на одной ноге, на двух).
Игра «Покажи и назови».
Цель. Умение преодолеть застенчивость;
развивать воображение, память и артистизм; активную физическую нагрузку.
Ход игры.
Игроки играют в парах. На игровом поле расположены картинки лицевой стороной вниз. Игрок берёт картинку и мимикой, движениями изображает предмет, изображённый на картинке, а игрок – помощник отгадывает (предмет умеет прыгать – мяч; умеет летать – птица или самолёт; умеет бегать – спортсмен; умеет раскачиваться – качели; умеет хлопать – ладошки; умеет расти – дерево, ребёнок; умеет плавать – рыба и т.д.).
В контексте заданной темы совместно с детьми была придумана игра «Крестики – нолики». На ватмане расчертили игровое поле с детьми. В качестве атрибутов игры использовали ватные палочки, кольца от пирамидки.
Также родителям была предложена консультация на тему «Напольные игры». В группу WhatsApp разместила видео о том, как с детьми играем в напольные игры. Родителей заинтересовали данные игры. Они вместе со своими детьми придумали напольные игры и поделились играми также в WhatsApp.
Таким образом, напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.