Сам себе арт-терапевт

Попробуй себя в роли художника

Нет ничего проще, чем взять в руки кисточку и написать картину. Но такое несложное, на первый взгляд, действие может изменить жизнь.

В последнее время арт-терапию начали широко применять во всем мире. Хотя многие уверены, что это всего лишь забава, игра. Не более. Так ли это?

Психологи неслучайно называют арт-терапию особым психотерапевтическим методом. Можно сказать, что он находится на стыке науки, развлечения и искусства. От каждого из этих пунктов арт-терапия взяла что-то свое. Но если выражаться точнее, то на самом деле арт-терапия - это всего лишь собирательное название огромного количества психологических методик, связанных с проявлением творческого начала в человеке. Рисование, музыка, танцы, лепка, сочинение сказок - все эти действия можно с полным правом считать арт-терапией.

 

Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми... и подростками: обзор современных публикаций

Популярно об арт-терапии   М. Наумбург, арт-терапевт. В разных странах мира в области образования и в медицине в настоящее время широко применяется такой подход как психотерапия искусством. 

Арт-терапия как совокупность здоровьесберегающих технологий в системе...   Как следует, например, из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов, «Арт-терапевты создают для клиента безопасную М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с. 2. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт».

Арт-терапия (Гадаев Алексей Вениаминович) / философия / Проза.ру...  Юнг использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов, а это в свою очередь оказало большое влияние на арт-терапевтов.

Как становятся арт-терапевтами // Психологическая газета  Исходное название статьи: «О том, как становятся арт-терапевтами: заметки о системе арт-терапевтического образования в Великобритании».

Делящиеся до бесконечности круги.

 

Музыкальная матрица

Инструкция: левой клавишей мышки нажимаем по квадратикам и они начинают светится, издавая мелодичные звуки; тон повышается снизу вверх. Для сброса нажимаем пробел.

 

Список книг по арт-терапии
 

1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
2. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
3. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.
4. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.
5. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
6. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
7. Будза А. "Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия". Феникс, 2007.
8. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
9. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
10. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
11. Ганим Барбара. "Исцеление через искусство". Минск, 2005.
12. Гиппиус С.В. "Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств". СПб., 2001.
13. Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003.
14. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.
15. Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
18. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.
19. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
20. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
21. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
22. Кокоренко В.Л. "Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий". СПб.: Речь, 2005.
23. Колошина Т., Тимошенко Г. "Марионетки в психотерапии". М., 2001.
24. Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007.
25. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
26. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
27. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
28. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито - Центр, 2007.
29. Королева З. "Говорящий рисунок" (100 графических тестов). 2006.
30. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
31. Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.
32. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.: Когелет. 2001.
33. Лановой В.Е. "Метод "Напишите рассказ". Диагностика, терапия и прогноз". СПб.: Речь, 2006.
34. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
35. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.
36. Малкиоди Кати "Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию". София, 2004.
37. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. "Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании". М.: Академия, 2001.
38. Мэй Р. "Мужество творить: Очерк психологии творчества". Инициатива 2001.
39. Назарова Л. "Фольклорная арт-терапия". СПб.: Речь, 2002.
40. Никитин В. "Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии". М., 2003.
41. Погосова Н.М. "Погружение в сказку.Сказотерапевтические программы". СПб.: Речь, 2007.
42. "Практикум по арт-терапии" Ред. А.И.Копытин. СПб., 2001.
43. Пурнис Н.Е. "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии". СПб.: Речь, 2008.
44. Пурнис Н.Е. "Арт-терапия в развитии персонала". СПб.: Речь, 2008.
45. Радина Н.К. "Истории и сказки в психологической практике". СПб.: Речь, 2006.
46. Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии". СПб., 2001.
47. Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000.
48. Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007.
49. Скурат Г. "Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками". СПб.: Речь, 2007.
50. Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007.
51. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
52. Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007.
53. Хайкин Р. Б. "Художественное творчество глазами врача". М.: Наука, 1992.
54. Хайкин Р. Б. "Арт-терапия". СПб: Наука, 1992.
55. "Хрестоматия. Арт-терапия". под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.
56. Черемнова Е.Ю. "Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики". Феникс, 2008.
57. Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007.

58. Стефани Норрис "Секреты цветотерапии" Издательство: АСТ, Астрель, 2004г.

В этой книге рассказывается, как с помощью цветотерапии вселить энергию, успокоить и исцелить сознание, тело и дух.

59. Л. Мардер "Цветной мир". Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство: Генезис, 2007г.

60. В. Богданович "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы" Издательство: Золотое Сечение, 2008г.

В книге изложены взгляды автора на воздействие целительных сил произведений искусства на человека, на его жизнь, мировоззрение, на его потенциал самовосстановления и возможность трансформации и личностного роста.

61. Илья Короп "Законы Радости. Исцеление словом и музыкой (+ CD)" Издательство: Открытый Мир, 2008г.

Слова поэзии и звуки музыки - в их соединении рождается нечто удивительное и непостижимое. Проникая в сокровенные глубины души, они ведут нас в таинственный мир, где чудеса спешат воплотиться в реальность.

62. К. В. Сельченок "Новейшая цветопсихология" Издательство: Харвест, 2007г.

Каждый из нас стремится сделать свою жизнь красочной и полноцветной. Однако искусству гармонии необходимо обучаться. Данное издание представляет собой учебник прикладного использования прекрасного.

63. А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук "Детские страхи". Куклотерапия в помощь детям. Издательство: Речь, 2007г.

 

64. Бреслав Г. Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. Второе учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.

65. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки).

66. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006.

67. Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр. – СПб.: Речь, 2006.

68. Потёмкина О. Ф., Потёмкина Е. В. психологический анализ рисунка и текста. – СПб.: Речь, 2005.

69. Элькин В. М. Театр цвета и мелодии ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности. – СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г.

70. Эндрюс Тед. Искусство лечения цветом: Пер. с англ. О. Матвеевой. – М.: ЦАИ, 1998.

71. Яковлев В. Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или «Я требую, чтобы меня пожалели». – М.: «Класс», 2006.

1. Г. Шоттенлоэр "Рисунок и образ в гештальте"

2. Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер "Практикум по игровой психотерапии"

3. М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер "Драма-терапия"

4. К. Г. Юнг "Человек и его символ" (очень полезна!)

 

5. Н. Пурнис "Арт-терапия. Искусство архитектуры"

6. Базыма "Психология цвета"

  

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс. 1979.
Аргуэлес М. и Х. Мандала. М., Благовест, 1993.10.
Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве. Вопр. философии. 2, 1978.
Бурно А.А., Бурно М.Е. Краткосрочная терапия творческим рисунком. М., 1993.
Бурно М. Письма пациентам. М., 1994
Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918.
Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979.
Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. Тбилиси, 1972.
Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси, 1979.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
Голан А. Миф и символ. М., Русслит, 1993
Гройсман А.Л., Орлов Ю.М. Целительное рисование. М., 1996.
Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. М., 1995
Иванов В.В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии\\ Ранние формы искусства. М.. 1972.
Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. М., 1983.
Некоторые аспекты библиотерапии. Метод. рекомендации. Вильнюс, 1988.
Полунина В.Н. Искусство и дети. М.. 1982.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.,1983.
Рид Г. Искусство и бессознательное. Л., 1957.
Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. М., 1926.
Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы психологической диагностики. М.,1992.
Серов Н.В. Лечение цветом. СПб., 1993.
Серов Н.В. Хроматизм мифа. СПб., 1990.
Серов Н.В. Эстетика цвета.СПб.,1997.

Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт - терапия детей и подростков. М.: Когито - Центр, 2007.
Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь -2001.
Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр. – СПб.: Речь, 2006.
Л. Мардер. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис - 2007.
Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008.

Рисование мандал как практика трансформации
http://www.castalia.ru/index.p....emid=35

И форум, где оживлена эта тема
http://www.castalia.ru/myforum....baa5bff

http://art-therapy.ru/publication/content/424.htm
журнал Исцеляющее искусство,

Публикации и ссылки

Бесконечные листочки, разноцветные

Каталог психологических и психотерапевтических сайтов

Комьюнити творческой мастерской «Мама-искусница»
"Творческая мастерская "Мама-искусница". Суть проекта в том, что мы собираем мам, уставших от быта и однообразия, и занимаемся каким-то совместным творчеством (в основном поделки для себя и для дома) с целью повышения самооценки мам, психологической разгрузки и отдыха от привычной суеты.
Полный перечень публикаций «Журнала практической психологии и психоанализа»
Огромное количество рубрик, тематических разделов. Сюда следует зайти!
Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями. Пролкс Л.
Журнал практической психологии и психоанализаПрирода в искусстве - искусство в природе. Фрэнсис Карр
Наши предки с незапамятных времен обживали леса; мы же обживаем квартиры. Уже одно это объясняет настойчивое стремление природы заполнить хотя бы часть пространства городов.
Nature-art: искусство в пейзаже. Марина Хрусталёва
Психологические словари
Пропп. Сказкотерапия    Пропп. Морфология волшебной сказки
Назлоян Г.М. Портретный метод психотерапии
Крымская школа экспериментального тренинга
А.Малинов, С.Серёгин Рассуждения о пространстве и времени сцены
Проект, способствующий популяризации идей и результатов научной работы психологов Украины. Здесь можно узнать о новых интересных психологических исследованиях, найти полезную литературу, обсудить интересующие вопросы с коллегами.
М. Аммон Танцевальная терапия
 
 
 
 
 
 
 

«Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками». Лектор: Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» МГППУ. Работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью проблемы повышения интеллектуально-творческого потенциала нации.  Подробнее: http://mgppu.ru/lektoriy/27.01.10a.php

http://youtu.be/bWGtgcCIvps

http://youtu.be/AZwWpyWei3s

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: