Самообразование

Шаронова Эльвира Валентиновна

Тема:Развитие творческих способностей детей через ручной труд

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВНИЕ  по теме:

«Развитие творческих способностей

у детей дошкольного возраста

посредством художественного ручного труда»

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей посредством ручного труда.

Задачи самообразования:

  • Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества
  • Из различных материалов в том числе бросового.
  • Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
  • включаться в творческую активность.

Ожидаемый результат:

  • Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
  • решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
  • Совершенствована мелкая моторика руки;
  • Сформированы умения и навыки работы с различными материалами;
  • Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.  
  • приспособлениями и инструментами.

Актуальность.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Методика

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • систематичности;
  • последовательности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • активности;
  • индивидуального подхода.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Ручной труд:

  • Работа с тканью, нитками:  декоративная аппликация, коллажи из ткани и др.
  • Работа с природным материалом:  изготовление мелких и крупных скульптур, панно.
  • Работа с бумагой, картоном:  аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций.
  • Работа с пластилином, песком:  создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды.
  • Работа с бросовым и искусственным материалом: изготовление поделок из различных коробочек, остатков ткани, меха.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей. Я знакомила детей, видами кручения бумажных полос, созданием различных форм деталей, необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей, при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

На последующих занятиях давала детям более сложный материал, вырабатывая у них следующие технические навыки:нарезать бахрому;Скручивать и распускать рулончики до определенного размера;Склеивать детали;Придавать заданную форму деталям;Приклеивать на фон и создавать композицию.В начале года, работая с бумажными полосками, в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы, что являлось следствием недостаточной координации движений пальцев рук;Элементы композиции получались разного размера, что определялось недостаточным развитием глазомера;Работа, не держала определенную форму или теряла ее, из - за неправильной дозировки клея.Уже к середине учебного года, дети овладели всеми базовыми навыками, что позволило сосредоточиться на творчестве, заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.

https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5629295c4d5cb/razvitiie-mielkoi-motoriki-posriedstvom-kvillingha-u-dietiei_4.pnghttps://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5629295c4d5cb/razvitiie-mielkoi-motoriki-posriedstvom-kvillingha-u-dietiei_7.jpeg