Профессиональный конкурс "Педагог-психолог - 2020"
Профессиональный конкурс "Педагог-психолог - 2020"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании: Образование: 2007-2012 годы, Тувинский Государственный университет. Факультет педагогики и психологии. Специальность: «Педагог-психолог» Педагогический стаж : 6 лет Квалификационная категория : Первая квалификационная категория. Сведения об особенностях организации (место работы конкурсанта). Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Ак-Довурак
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартам. Целью работы педагога - психолога является развитие адаптационного потенциала ребенка, а именно, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум. Проблема, стоящая перед педагогом - психологом в детском саду это соединение целей психологической, педагогической и воспитательной практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.
Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства: Конкурс «Воспитатель года - 2013» в номинации молодой специалист – 1 место; Конкурс «Педагог-психолог - 2013» - 2 место; (муниципальный уровень) Конкурс «Педагог – психолог – 2016 – 1 место»; (муниципальный уровень) Конкурс «Педагог – психолог – 2016 – 1 место»; (Республиканский уровень) Конкурс «Воспитатель года - 2019» - 1 место; (Уровень ДОУ);
Перечень применяемых Конкурсантом технологий, методик, программ, и проектов В работе используются следующие диагностики и методики: Направления работы Диагностический инструментарий 1.Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду. Метод: наблюдение 2. Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой 3. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной аффективно-эмоциональной сфер. 4. Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко 5. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценивать различные характеристики мышления, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов; 6. Исследование готовности детей к обучению в школе Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека Методика «Домик» Н.И.Гуткина 7. Оценка психологического состояния и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностика психических заболеваний Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи) А.Л. Венгер Методика «Лесенка» В.Г.Щур ( модиф . А.М. Прихожан)
Перечень разработанных конкурсантом методических документов, программ и проектов. Перечень программ, методических разработок: Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, для успешной реализации Индивидуальные адаптационные маршруты, разработанные на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.,Т.С . Комаровой, М.А. Васильевой. Цикл психолого-педагогических занятий по социально-коммуникативному развитию на основании программы « Цветик-семицветик » Н. Ю. Куражевой . Проект: неделя психологии в ДОУ по теме: «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!». Проект направлен на ознакомление детей и родителей с психологией, на взаимодействие детей, воспитателей и родителей. Картотека арт-терапевтических игр с камушками для занятий с детьми. Принимаю участие в федеральном проекте «Поддержка семей имеющих детей»; Реализовала проект старших группах «Чудесный мир песка»
Обобщенные итоги работы за 2018-2019 годы Эффективность профессиональной деятельности, характеризуется выполнением всех поставленных задач. С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом и специалистами ДОУ, были созданы благоприятные условия для нахождения детей в дошкольном учреждении, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями для подготовки ребенка к жизни в современном обществе. В детском саду, обучается и воспитывается 231 ребенка, количество групп - 9. Психологическим сопровождением, были охвачены все дети ДОУ.
Динамика диагностической работы. В течение 2018-2019 годов педагогом – психологом ведется диагностическая работа. 76 детей прошли период адаптации, в процессе осуществлялось наблюдение, по результатам которого разрабатывались индивидуальные адаптационные маршруты. Грамотно построенная совместная работа с воспитателями и родителями, способствовала следующим результатам. Сравнительный анализ адаптации детей: 2018-2019 учебный год Стадии легкая средней тяжести тяжелая Начало учебного года (в %) 37.5% 59% - 3,5% 2019 конец учебного года 45% 55% _
Сравнительный анализ по готовности к обучению в школе. Для выявления школьной зрелости нами педагогами-психологами на семинаре в 2016 году был утвержден психолого-педагогический паспорт для детей в подготовительных к школе групп. С детьми на начало 2019 года , в подготовительной к школе группе, а также в старших группах, использовалась диагностика Керна - Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. А также методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова , модификация А.М. Прихожан); Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой , А.Л. Венгера , Д.Б. Эльконина ). - Готовы, к началу регулярного обучения – 0 % детей. - Условно готовы к началу обучения – 66 % детей; - Не готовы к началу регулярного обучения – 32 % детей. После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программе Н. Ю. Куражевой «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.
Сравнительный анализ по готовности к обучению в школе. Повторная диагностика Учебный год Готовы Условно готовы Не готовы Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года 2019 0% 66% 32%
Вывод: проведенная в 2018-2019 учебных годах работа носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Улучшились результаты по подготовке детей к школьному обучению, благодаря проведению индивидуальных и групповых занятий с детьми по развитию и коррекции познавательных процессов. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями, повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей. В дальнейшем, планирую продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г.Ак-Довурак
Характеристика профессиональной деятельности
участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства
«Педагог-психолог - 2020»
Сарыглар Чодураа Сергеевны
Ак-Довурак – 2020 год
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании:
Образование:
2007-2012 годы, Тувинский Государственный университет. Факультет педагогики и психологии. Специальность: «Педагог-психолог»
Педагогический стаж: 6 лет
Квалификационная категория: Первая квалификационная категория.
Сведения об особенностях организации (место работы конкурсанта).
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Ак-Довурак
Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартам.
Целью работы педагога - психолога является развитие адаптационного потенциала ребенка, а именно, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.
Проблема, стоящая перед педагогом - психологом в детском саду это соединение целей психологической, педагогической и воспитательной практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, создание оптимальных социально-психологических условий, необходимых для успешной интеграции ребенка в социум.
Перечень программ, методических разработок:
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Программы которые используются педагогом-психологом в образовательной деятельности:
- Индивидуальные адаптационные маршруты, разработанные на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
- Цикл психолого-педагогических занятий по социально-коммуникативному развитию на основании программы «Цветик-семицветик» Н.Куражевой.
- Проект: неделя психологии в ДОУ по теме: «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!». Проект направлен на ознакомление детей и родителей с психологией, на взаимодействие детей, воспитателей и родителей.
- Картотека арт-терапевтических игр с камушками «марбл» для занятий с детьми.
- Цикл тренинговых занятий с родителями и педагогами «Погружение в детство».
- Представление адреса интернет - ресурса:
Адрес личного сайта, блога и т. д, где можно познакомиться с публикуемыми методическими материалами:
https://nsportal.ru/choduraa-sergeevna-saryglar
Я работаю на основании следующих документов:
- 1. Конституцией РФ;
- 2. Конвенция о правах ребенка;
- 3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - 5.Профессиональный стандарт педагога-психолога;
- 6. Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 года № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»;
- 7. Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 года № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
8. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
9. Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 года № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;
Работаю по следующим направлениям:
1. Консультативное
Консультативная работа ведется в двух формах: индивидуальная и групповая, для родителей, администрации и педагогов.
Консультирование администрации ДОУ по вопросам управления педагогическим коллективом.
Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей, психического и личностного развития.
Проводимая консультативная работа достаточно эффективна и позволяет решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
2. Диагностическое
Диагностическая деятельность дает возможность провести анализ развития познавательных способностей дошкольника. Выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. А так же, для дальнейшего формирования групп по коррекционно-развивающей деятельности.
Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик.
Диагностическая работа проводится по плану работы психолога, запросам администрации ДОУ, воспитателей, родителей.
3. Развивающая и психокоррекционная работа
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа ведется с дошкольниками, в соответствии с планом работы. Она направлена на развитие у детей более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и социально-коммуникативных сферах.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- создание условий для успешной коррекции эмоционального состояния ребенка;
- работа со страхами и повышенной тревожностью;
- работа с агрессивным поведением ребенка;
- развитие социально-коммуникативных навыков.
4. Просветительско-профилактическое направление:
Применяю информационно-коммуникационные технологии: методические материалы на личном сайте, личном блоге педагога-психолога, в социальной сети работников образования, подготовка буклетов, памяток, компьютерные презентации, видеоматериалы, выступления на родительских собраниях, педагогических советах.
С детьми, родителями и педагогами провожу занятия с элементами тренинга, круглые столы, дискуссии по проблемным вопросам, что обеспечивает развитие критического мышления.
Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства:
- Конкурс «Воспитатель года - 2013» в номинации молодой специалист – 1 место;
- Конкурс «Педагог-психолог - 2013» - 2 место; (муниципальный уровень)
- Конкурс «Педагог – психолог – 2016 – 1 место»; (муниципальный уровень)
- Конкурс «Педагог – психолог – 2016 – 1 место»; (Республиканский уровень)
- Конкурс «Воспитатель года - 2019» - 1 место; (Уровень ДОУ);
Перечень применяемых Конкурсантом технологий, методик, программ, и проектов
В работе используются следующие диагностики и методики:
Направления работы
Диагностический инструментарий
1.Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду.
Метод: наблюдение
2. Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой
3. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной аффективно-эмоциональной сфер.
4. Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы
«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
5. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценивать различные характеристики мышления, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов;
6. Исследование готовности детей к обучению в школе
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека
Методика «Домик» Н.И.Гуткина
7. Оценка психологического состояния и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностика психических заболеваний
Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи) А.Л. Венгер
Методика «Лесенка» В.Г.Щур (модиф. А.М. Прихожан)
В детском саду, обучается и воспитывается 231 ребенка, количество групп - 9. Психологическим сопровождением, были охвачены все дети ДОУ.
Динамика диагностической работы.
В течение 2018-2019 годов педагогом – психологом ведется диагностическая работа. На начало учебного года в период сентябрь – октябрь месяцах диагностику проходят все воспитанники из 9 возрастных групп. Из младших групп 76 детей - это 3 младшие группы прошли период адаптации, в процессе осуществлялось наблюдение, по результатам которого разрабатывались индивидуальные адаптационные маршруты. Грамотно построенная совместная работа с воспитателями и родителями, способствовала следующим результатам.
Сравнительный анализ адаптации детей:
2019 учебный год | Стадии | ||
легкая | средней тяжести | тяжелая | |
Начало учебного года (в %) | 37.5% | 59% | - 3,5% |
2019 конец учебного года | 45% | 55% | _ |
Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 5 - 7 лет
Учебный год | Воспринимают графическое изображение эмоций | Распознают эмоциональное состояние своё и людей | ||
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
2019 | 74% | 89% |
Сравнительный анализ по готовности к обучению в школе
Для выявления школьной зрелости нами педагогами-психологами на семинаре в 2016 году был утвержден психолого-педагогический паспорт для детей в подготовительных к школе групп. С детьми на начало 2019 года, в подготовительной к школе группе, а также в старших группах, использовалась диагностика Керна - Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. А также методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан); Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина).
- Готовы, к началу регулярного обучения – 0% детей.
- Условно готовы к началу обучения – 66% детей;
- Не готовы к началу регулярного обучения –32% детей.
После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программе Н. Ю. Куражевой «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников. В результате этих занятий, динамика на конец учебного года значительно улучшается.
Учебный год | Готовы | Условно готовы | Не готовы | |||
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
2019 | 0% | 66% | 32% |
Вывод: проведенная в 2018-2019 учебных годах работа носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями, повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей. В дальнейшем, планирую продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.