Главные вкладки
Инновационная площадка федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
В процессе инновационной деятельности в детском саду созданы необходимые условия для освоения детьми математических понятий, представлений и действий в контексте ситуаций повседневной жизни, для освоения разнообразных форм деятельности, понятий, представлений и образов в других образовательных областях посредством специальных математических занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группы.
с использованием материалов учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду» .
Тема: «Путешествие в Считай – городок»
Составила воспитатель Шандыга М.А.
г. Гагарин
2018г.
Тема: «Путешествие в Считай – городок».
Задачи:
Совершенствовать умение находить место числа в ряду, навыки счета до 10 и обратно; Решать примеры на сложение и вычитание.
Совершенствовать знания о геометрических фигурах.
Развивать мыслительные операции, память, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Оборудование:
Карта Считай-городка; карточки для детей(К-51), педагогов(К-50)(по «Мате:плюс»), карточки с цифрами, штампы для печатания, мяч, рулетка , линейки и трафареты ,карандаши.
Организационный момент.
- Создание и решение проблемной ситуации.
Воспитатель обращает внимание детей на карту Считй-городка и сообщает детям о его интересных достопримечательностях : дом четырехугольников, вычислительный центр, научный центр измерения, музей Цифры. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. С помощью трафаретов с геометрическими фигурами дети рисуют транспорт по желанию и отправляются в Считай-городок.
В-ль: -Вот мы и на месте. Давайте вместе, рассмотрим карту города и обсудим план экскурсии по городу. (Воспитатель показывает детям пригласительные билеты в «Вычислительный Центр», «Научный Центр измерения», «Дом Четырёхугольников» и «Музей Цифры». На билетах есть фотографии , дети ищут эти объекты на карте города и обсуждают план экскурсии по городу).
- Посмотрите, а вот и знаменитый Дом Четырёхугольников, они уже вас встречают. Одна фигура задала про себя загадку:
-Я давно вам знаком
Каждый угол во мне прямой.
Все 4 стороны одинаковой длины.
Вам представится я рад,
А зовут меня - Квадрат.
Квадрат представляет всех своих родственников.
-Это папа-Прямоугольник, мы с ним очень похожи.(дети называют чем похожи фигуры и их отличия).
-Это мама, её зовут Трапеция. Мы с ней похожи? (ответы детей)
-Это мои братья, Ромб и Параллелограмм. Мы похожи? (ответы детей).
-А фамилия у нас- Четырёхугольники.
В-ль: -А какие фигуры нам не встретились в этом доме? Почему?
-Четырёхугольники хотят с вами поиграть в прятки. Вот на этих листочках с цифрами спрятаны четырёхугольники, вы по порядку соедините точки по цифрам и узнаете фигуру.
Детям предлагается дидактическая игра «Посмотри, запомни, назови».
В-ль: -Рядом с домом Четырёхугольников находится Вычислительный Центр. Здесь живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами , что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им найти своё место.
Дидактические игры «Найди своё место» - (К-19 для педагогов), «Вставь цифру правильно» - с помощью штампов дети вставляют числа в про пущенные окошки числового ряда (К-51 для детей).
Дети решают примеры на карточках( с помощью штемпельных отпечатков ставят ответ).
Игра «Молчанка». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают с помощью штемпельных отпечатков.
-Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
-Сколько ушей у двух мышей?
-Сколько хвостов у двух котов?
-Всё верно показали. Молодцы.
ФИЗМИНУТКА
В-ль: - Посмотрите ребята. Вас ждёт Мяч Наоборот. Он хочет с вами поиграть в игру «Скажи наоборот».
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий, а ребёнок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперёд – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Лёгкий – тяжелый.
-А вот научный Центр Измерения.
-Всему есть своя мера измерения.
-Время мы измеряем (ответы детей – секундами, часами, минутами, сутками, неделями, месяцами, годами).
-Температуру воздуха, воды, тела – градусами.
- Стоимость - рублями и копейками.
Вес – граммами, килограммами.
Объём воды – литрами, стаканами, ложками, каплями.
Сегодня мы с вами попрактикуемся в измерении длины.
- Мера измерения длины - это сантиметр, метр, километр. Небольшую длину мы измеряем линейками.
-Вы хотите измерить свои ладошки линейкой и сравнить результаты (самостоятельная работа детей).
-Длину больших размеров мы измеряем рулеткой (показ).
Окружности мы измеряем сантиметровой лентой (показ).
По желанию детей рост измеряют ростомером.
В-ль напоминает детям и об условных мерках.
В-ль а вот и знаменитый Музей Цифры.
Здесь мы можем увидеть, как важны цифры в жизни человека.
Цифрами обозначается не только количество предметов и счет по порядку. Если вы внимательно посмотрите на экспонаты музея, то сразу мне скажете, что мы ещё обозначаем цифрами, где мы их ещё можем увидеть? (Ответы детей). Молодцы.
-А Вы хотите услышать очень поучительную сказку, В которой говорится о значимости цифр в нашей жизни .
Чтение сказки, ответы детей на вопросы.
-В-ль: -Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Считай-городок. Вам понравилось путешествие?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот , кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет улыбающийся смайлик. А кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот покажет грустный смайлик. Дети делают свой выбор.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/05/25/img059.jpg)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание центров активности в рамках апробации
учебно-методического комплекса
«Мате: плюс. Математика в детском саду».
Система «Мате: плюс. Математика в детском саду» охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание и даёт дошкольнику устойчивые базовые знания, необходимые к началу обучения в школе. Она помогает сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операций и многом другом. Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники понимают, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, что всё новое дети осваивают с радостью и в любимой ими форме – в игре.
Программа «Мате: плюс. Математика в детском саду» рекомендует образовательную работу с детьми строить на основе создания специальной предметно – развивающей среды. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для познавательно-исследовательской деятельности, конструирования, коллекционирования и других видов деятельности, которые включают в себя математическое мышление.
Программа « Мате: плюс. Математика в детском саду рекомендует деление пространства группы на центры активности, в которых дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий. Практически все центры активности предоставляют возможности для освоения математических понятий и развития математического мышления.
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
Это особый центр активности, здесь находятся дидактические игры, которые оказывают особое влияние на осознание детьми математических понятий (Рамки – вкладыши, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, «Танграм»и др. игры – головоломки, «Геометрическое лото», Счетные палочки, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кубики с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик и пазлы). Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками (Математический тренажер «Ракета», цифровые пазлы, мешочки для угадывания предметов на ощупь, «Муха по полю пошла», «Рыбалка» и мн. др. игр. Напольные цифры, числовые ряды, измерительные приспособления, Блоки Дьенеша, игрушечные деньги, часы, геоконт (планшет геометрик) предусматривают систематический, конкретный опыт счета, упорядочивания, вычисления и сравнения. Такие предметы, как бобы, пуговицы, ракушки камешки – идеальные средства для подсчета и классификации. Счетные наборы дают бесценный опыт использования всех математических понятий (количество, форма, величина, пространственное расположение).
ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В играх, например в семью, дети могут практиковаться в установлении взаимно однозначных соответствий: каждой кукле - кроватка, чашка, ложка;
- игра «Магазин» с опытом простых вычислений с использованием игрушечных денег;
- игра «Шофёры», помимо практики в различении, назывании и использования цифр (номер машины), предоставляет возможность для определения величины (длинный – короткий, низкий – высокий и т.д.) формы, для ориентировки в пространстве и времени.
ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ (книги, литературы)
Как правило, в книгах пронумерованы страницы, кроме того, книги содержат достаточно много иллюстраций, предоставляющих математическую информацию. Здесь могут быть размещены подборки ребусов, тетради с заданиями, художественную литературу с математическими сказками, подборки тематических иллюстраций (техника , природа, мебель и т.д.), которые могут использоваться для тренировки детей в счете, в обобщении и классификации.
ЦЕНТР НАУКИ
Главная задача этого центра в предоставлении детям разнообразных возможностей для исследований и поисково-практических действий. Особенно детям нравится полочка для экспериментирования, здесь дети уделяют внимание условным меркам, измерительным приборам (весам, часам) Всё то, чему воспитатель хочет научить детей может «стартовать» в центре науки. Сначала воспитатель научит тех, кто проявляет интерес и желание, затем предложит научившимся помочь другим детям. Такой подход называется иррадиирующим обучением. Таким образом, всё новое приходит в группу через центр науки.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ
Наполнение разных по размерам ёмкостей знакомит детей с понятиями меры и измерения, с процессами сравнения. А увлекательность этих процедур и вовлеченность в них детей побуждает взрослых использовать регуляторы – таймеры, песочные часы.
ЦЕНТР ИССКУСТВА
Художественная деятельность предлагает широкие возможности для параллельного освоения математических понятий: количество рабочих мест, фломастеров, коробочек с акварелью; формат бумаги, пространственное расположение рисунка на листе, соотношение частей в поделке и пр. В ходе работы могут понадобиться простые вычисления, измерения.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ
Вариантов и модификаций детских конструкторов множество. Составляя свою собственную конструкцию, дети усваивают математические и геометрические отношения на интуитивном уровне, что обеспечивает их необходимой основой формирования абстрактных понятий.
ЦЕНТР КУЛИНАРИИ
Традиционно рецепты приготовления требуют метрических измерений (в граммах), но для понимания детьми лучше начинать с измерения чашками, ложками. Дети могут определять необходимое количество продуктов, отмерять ингредиенты, подсчитывать время приготовления, использовать геометрические формы для приготовления печенья.
Играя, дети экспериментируют с геометрическими формами, с кубиками и зеркалами, создают новые узоры, исследуют закономерности и симметрию. Детям нравится играть за столами с фишками, кубиками, где они придумывают разнообразные постройки. Успешно пользуются специальными игровыми карточками и схемами – подсказками. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют словарь математическими терминами.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Открытие ребёнком своих возможностей невероятно вдохновляет его. Ведь маленький ребёнок – прирождённый исследователь, и математика для него – это целый мир, безумно увлекательный и желанный. Ведь математические понятия живут буквально в каждой игре и в каждом деле. Главная задача взрослого – поддерживать этот интерес, вовремя подсказывать понятия и инициировать «математические» ситуации.
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина».
Консультация для педагогов
«Создание центров активности в рамках апробации учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».
Составили и провели воспитатели
подготовительной группы
ШандыгаМ.А., ШаргаеваМ.В.
г. Гагарин
2018г.
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Инструменты реализации в дошкольном образовании Концепции развития математического образования в РФ».
Воспитателя МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» Шандыги М.А.
Математическое образование дошкольников мы осуществляем с помощью материалов учебно – методического комплекса «МАТЕ:ПЛЮС. Математика в детском саду»
«Мате:плюс™. Математика в детском саду» — это полный комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников: рабочие и диагностические тетради, игровые материалы и картотека игр для детей, а также методические материалы для взрослых, в том числе таблицы для ведения наблюдений, описание средств и методов педагогической поддержки ребенка.
Мате:плюс®. Математика в детском саду» дает дошкольнику устойчивые базовые знания по всем основным разделам математики, необходимые к началу обучения в школе.
Основные преимущества комплекта
- игровая форма заданий и отличные игровые материалы, которые гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий;
- большой выбор игр и их вариантов побуждает и ребёнка, и педагога к придумыванию собственных игр;
- построение материала по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект;
- тщательно проработанная система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий;
- продуманная система диагностики и наблюдений за развитием, позволяющая реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку и организовать дальнейшую целенаправленную работу.
В комплекте
- методические материалы для педагогов;
- рабочие диагностические материалы для ребёнка;
- игровые материалы и система карточек с описанием игр.
Разделы математического содержания
Пространство и форма
Структуры, закономерности, узоры
Величины и измерения
Данные, частота, вероятность
Множества, числа, операции
Пространство и форма
В программе уделяется большое внимание:
· развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, умения различать фигуру и фон, способности распознавать одинаковые объекты в соответствии с формой, определения положения в пространстве и понимания пространственных понятий и отношений.
Знакомство с геометрическими формами — отдельная задача математического развития дошкольника. В играх и экспериментах с материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать и описывать основные геометрические формы, их свойства, получат первые представления о симметрии и геометрических телах.
Игровые материалы
Геометрические фигуры
- подходят для самых разных геометрических экспериментов: (сортируют, накладывают друг на друга, сравнивают их площади, создают большие геометрические фигуры и узоры.
«Танграм» и другие игры – головоломки (по образцу и по замыслу).
Мозаичные кубики
Задание выполняется на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, придумать свои или скопировать у других. Ребёнку предлагается определить, какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также выложить образец с разворотом или в зеркальном отображении (справа налево).
Кубики для строительства
Предназначены для строительства трёхмерных фигур. Можно построить конструкцию по образцу – карточке «Конструкции из кубиков» или под диктовку.
Сюжетные игровые поля
Дети учатся осваивать пространственное ориентирование, знакомятся с изменением пространственных отношений, учатся рисовать планы расположения предметов и построек, описывать позиции направления, пути.
Трафарет
Позволяет аккуратно рисовать геометрические фигуры, из них создавать узоры и последовательности. Удобно изучать свойства форм.
Зеркало
Служит для исследования симметрии пространственных отношений.
Структуры, закономерности, узоры.
Умение увидеть правило в узоре тесно связано с общей способностью к пониманию.
С материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать, описывать и продолжать последовательности, самостоятельно создавать узоры и описывать их, задавать ритм для узоров, чередуя цвета, формы. Работа детей с структурами, закономерностями, узорами служит для развития общих умственных способностей, в частности умению группировать и упорядочивать.
Игровые материалы
Геометрические фигуры.
Мозаичные кубики.
Цифровые штампы и штампы – картинки.
Трафареты.
Зеркало
Карточки с цифрами (определить закономерность в цифровых ципочках1,2,3,2,1,2,3,2,1).
Природные и подручные материалы.
Величины и измерения
В обычной жизни числа встречаются детям не в качестве абстрактных понятий, а в основном в привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами, как деньги, время, длина и вес.
Материалы Мате:плюс® помогают детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в игре. Сравнивая, упорядочивая и измеряя все подходящие предметы, дети знакомятся с различными формами их измерения, дети учатся измерять длину, время и временные интервалы.
Примеры заданий с материалами комплекта:
- измерять и сравнивать высоту фишек в тубах( используя понятия «вдвое больше», «наполовину меньше»);
-сравнить количества;
- создать числовые последовательности.
Занятия в повседневной жизни:
- исследуют размеры и вес предметов путём сравнения единицами измерения, выбранными по своему усмотрению, длину комнаты измеряют шагами , длину стола ладонями , параметры объектов измеряют скакалкой и сравнивают. Исследуют параметры своего тела, сравнивают объёмы ёмкостями, сравнивают суммы денег и т.д
Игровые материалы
Тубы для фишек
Помогают развивать у детей представление о количестве: в какой трубке больше фишек? Что нужно сделать, чтобы столбики фишек были одинаковыми по высоте?
Условные мерки для исследовательской деятельности.
Множества, числа, операции
Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики.
• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. В программе предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа.
• Узнавание чисел на письме и на слух. Материалы Мате:плюс® позволяют наглядно подвести детей к пониманию простых операций сложения и вычитания, подготовить к умножению и делению.
На занятиях дети учатся написанию цифр, счету предметов, отображать количество, изучают состав числа.
Игровые материалы
Фишки
Позволяют в самой наглядной форме отобразить количество.
С их помощью выполняются различные действия:
- выложить заданное количество( положи 4 фишки в один ряд, и под ними положи 3 фишки);
- показать равнозначные количества, предлагая различные условия(сколько у тебя будет , если добавить ещё 2?).
Зеркало
- с помощью зеркала «удвоить» количество предметов, или проверить действительно здесь вполовину меньше медведей.
Мешочек для тактильных игр
- определять количество предметов на ощупь.
Цифровые штампы
- используется, как способ записи чисел;
- создание схем (произвольно расставить цифры на листе бумаги, а затем диктовать расстановку партнёру).
Коробочка с шариками для разложения числа
- поможет освоить состав числа и даст понимание части и целого(известно, что в коробочке 5 шариков и в одной секции он видит 2, значит в другой закрытой секции должно быть 3) 5=2+3.
Табло с разметкой и 20 кубиков
- деревянная коробочка, размеченная на 20 ячеек, с чётко обозначенной структурой «пятёрками», помогает ребёнку видеть количество без пересчёта.
- подготавливает детей к определению и использованию аналогий (2+3=5,значит12+3=15);
- удвоение предметов, если выложить друг под другом одинаковое количество кубиков;
- стороны кубиков окрашены в красные и синие цвета, что позволяет наглядно изобразить на табло состав числа.
- при изменении цветов кубиков – общее количество кубиков остаётся неизменным;
Карточки с яблоками
- помогают детям усвоить соотношение числа и количества.
Данные, частота, вероятность
Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети
• научатся упорядочивать и классифицировать данные,
• получат первые представления о вероятности «достоверное — невозможное — вероятное»,
• научатся решать простые комбинаторные задания.
От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных.( распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?».Полученное количество они попробуют отобразить подходящим способом (штрихами, фишками). Затем поупражняются в оценивании результатов классификации и в употреблении понятий «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».
Игровые материалы С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, и что может произойти, а может и не произойти.
Данный материал помогает сделать занятия занимательными и познавательными Большой выбор игр и их вариантов (разных уровней сложности) открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и взрослого к придумыванию собственных игр.
На карточках для педагогов даны конкретные указания по работе со всеми материалами математического комплекта. Каждая карточка посвящена одному материалу или группе материалов.
Компакт-диск содержит бланки заданий в дополнение к тетрадям. Листы для двух возрастных групп — от 4 до 5 и от 5 до 6 лет. Кроме того, на диске даны дополнительные материалы для распечатки.
В “Таблицах наблюдений” отражены все разделы и темы математического комплекта. В “Таблицах наблюдений” предусмотрены графы для коротких заметок педагога о развивающих идеях, плане и др.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»
Сообщение на педсовете
Тема: «Создание центров активности в рамках апробации учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».
Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы Шандыга М.А.
2018г
Г. Гагарин.
Тема: «Создание центров активности в рамках апробации учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».
Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы Шандыга М.А.
Программа «Мате: плюс. Математика в детском саду» рекомендует образовательную работу с детьми строить на основе создания специальной предметно – развивающей среды.
Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для познавательно – исследовательской деятельности, конструирования, коллекционирования и других видов деятельности, которые включают в себя математическое мышление.
Программа « Мате:плюс. Математика в детском саду рекомендует деление пространства группы на центры активности, в которых дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий.
Практически все центры активности предоставляют возможности для освоения математических понятий и развития математического мышления.
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ – это особый центр активности, здесь находятся дидактические игры, которые оказывают особое влияние на осознание детьми математических понятий (Рамки – вкладыши, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, «Танграм»и др. игры – головоломки, «Геометрическое лото», Счетные палочки, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кубики сцифрами и числовыми фигурами, различные виды мозайк и пазлы). Большим спросом пользуются игры,сделанные своими руками (Математический тренажер «Ракета», цифровые пазлы, мешочки для угадывания предметов на ощупь, «Муха по полю пошла», «Рыбалка» и мн. др. игр. Напольные цифры, числовые ряды, измерительные приспособления, Блоки Дьенеша, игрушечные деньги, часы, геоконт (планшет – геометрик) предусматривают систематический, конкретный опыт счета, упорядочивания, вычисления и сравнения. Такие предметы, как бобы, пуговицы, ракушки камешки – идеальные средства для подсчета и классификации. Счетные наборы дают бесценный опыт использования всех математических понятий (количество, форма, величина, пространственное расположение).
ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В играх, например в семью, дети могут практиковаться в установлении взаимно однозначных соответствий: каждой кукле - кроватка, чашка, ложка;
игра «Магазин» с опытом простых вычислений с использованием игрушечных денег;
игра «Шофёры», помимо практики в различении, назывании и использования цифр (номер машины), предоставляет возможность для определения величины (длинный – короткий, низкий – высокий и т.д.) формы, для ориентировки в пространстве и времени.
ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ (книги, литературы).
Как правило, в книгах пронумерованы страницы, кроме того, книги содержат достаточно много иллюстраций, предоставляющих математическую информацию. Здесь могут быть размещены подборки ребусов, тетради с заданиями, художественную литературу с математическими сказками, подборки тематических иллюстраций (техника , природа, мебель и т.д.), которые могут использоваться для тренировки детей в счете, в обобщении и классификации.
ЦЕНТР НАУКИ.
Главная задача этого центра в предоставлении детям разнообразных возможностей для исследований и поисково - практических действий. Особенно детям нравится полочка для экспериментирования, здесь дети уделяют внимание условным меркам, измерительным приборам (весам, часам) Всё то, чему воспитатель хочет научить детей может «стартовать» в центре науки. Сначала воспитатель научит тех, кто проявляет интерес и желание, затем предложит научившимся помочь другим детям. Такой подход называется иррадиирующим обучением. Таким образом, всё новое приходит в группу через центр науки.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ.
Наполнение разных по размерам ёмкостей знакомит детей с понятиями меры и измерения, с процессами сравнения. А увлекательность этих процедур и вовлеченность в них детей побуждает взрослых использовать регуляторы – таймеры, песочные часы.
ЦЕНТР ИССКУСТВА.
Художественная деятельность предлагает широкие возможности для параллельного освоения математических понятий: количество рабочих мест, фломастеров, коробочек с акварелью; формат бумаги, пространственное расположение рисунка на листе, соотношение частей в поделке и пр. В ходе работы могут понадобиться простые вычисления, измерения.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ.
Вариантов и модификаций детских конструкторов множество. Составляя свою собственную конструкцию, дети усваивают математические и геометрические отношения на интуитивном уровне, что обеспечивает их необходимой основой формирования абстракных понятий.
ЦЕНТР КУЛИНАРИИ.
Традиционно рецепты приготовления требуют метрических измерений (в граммах), но для понимания детьми лучше начинать с измерения чашками, ложками. Дети могут определять необходимое количество продуктов, отмерять ингредиенты, подсчитывать время приготовления, использовать геометрические формы для приготовления печенья.
Используя материалы комплекса «Мате:плюс. Математикка в детском саду»,знакомим детей со свойствами чисел и их применением в обычной жизни. С этой целью был создан «Мини – музей Цифры». В игровой форме дети осваивают числовой ряд, сопоставляют число и количество, получают первые представления о вероятности.
Играя, дети экспериментируют с геометрическими формами, с кубиками и зеркалами, создают новые узоры, исследуют закономерности и симметрию. Детям нравится играть за столами с фишками, кубиками, где они придумывают разнообразные постройки. Успешно пользуются специальными игровыми карточками и схемами – подсказками. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют словарь математическими терминами.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают. Вычитают, решают логические задачи.
Открытие ребёнком своих возможностей невероятно вдохновляет его. Ведь маленький ребёнок – прирождённый исследователь, и математика для него – это целый мир, безумно увлекательный и желанный. Ведь математические понятия живут буквально в каждой игре и в каждом деле. Главная задача взрослого – поддерживать этот интерес, вовремя подсказывать понятия и инициировать» математические» ситуации.
Предварительный просмотр:
Сообщение на общем родительском собрании
«Дидактические игры, сделанные своими руками
по программе «Мате плюс: Математика в детском саду».
Воспитатели подготовительной к школе группы «Ладушки»
Шаргаева М.В., Шандыга М.А.
Уважаемые родители! Мы представляем вашему вниманию дидактические игры, сделанные для детей своими руками, в подготовительной к школе группе «Ладушки». В нашей группе по программе «Мате плюс: Математика в детском саду» изготовлено уже много игр. Предлагаю вашему вниманию несколько игр.
Дидактическая игра – «Трафареты»
Цель:
-развитие умения создавать самые различные узоры и последовательности, повторять и продолжать их с помощью трафарета.
Задачи:
-развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность;
-развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе;
- закрепление геометрических фигур;
-воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры:
Используя трафарет нужно аккуратно нарисовать множество предметов, состоящих из геометрических фигур и различные композиции.
Дидактическая игра «Кубики для строительства».
Цель: развитие пространственного воображения.
Задачи:
- развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
- развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
- воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры:
Кубики предназначены для создания трёхмерных фигур;
Возможны различные варианты заданий для развития пространственного воображения
Варианты:
- Построить конструкцию под диктовку (например, поставить один кубик на/за/слева/справа от другого кубика);
- По образцу – карточке ( «конструкции из кубиков», или по образцу, построенному педагогом или другим ребёнком. Если ребёнок, выстраивая фигуру по образцу, допускает ошибку, то для него будет полезным обойти свою конструкцию и рассмотреть со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.
Дидактическая игра- Математический тренажёр « Ракета».
Цель: формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи:
- Ознакомление детей с цифрами и составом числа;
- Закрепление названий геометрических фигур, понятие «половинка», «четверть», цвета.
- Учить выкладывать узор из геометрических фигур по образцу в прямом и зеркальном отображении(исследование симметрии).
- Развивать образное мышление, пространственное воображение , память, речь , внимание, мелкую моторику.
Правила игры:
С помощью этого тренажёра в игровой форме можно изучать с детьми состав числа, цифры;
Из геометрических фигур можно выложить узор на ракете по образцу и по замыслу – «геометрический микс», можно составлять композиции в прямом и зеркальном отображении(симметрично),проверяем с помощью зеркала.
Цветные геометрические фигуры подходят для самых разных геометрических экспериментов – упражняться в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, совмещать фигуры между собой, сравнивая их площади и получая первое представление об углах.
Предварительный просмотр:
Текущая диагностическая оценка
освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников
Дата: декабрь 2016 г.
Группа: № 8, «Ладушки», подготовительная (25 детей)
Воспитатели: Шандыга М. А., Шаргаева М. В
Найти лишнее | Соединить подходящие части | Определить наибольшее | Узнать части целого | Дополнить по образцу | Скопировать | Сумма баллов по разделу «ПФ» | Написать цифру | Счет предметов | Изобразить количество | Состав числа | Счет | Быстрое распределение количества (на глаз) | Сумма баллов по разделу «МЧ» | Всего по разделу «ПФ» и «МЧ» | |
Высокий | 16 64% | 7 – 28% | 2 – 8% | 5 -20% | 5 – 20% | 4 -16% | 3 – 12% | 4 -16% | 13 52% | 2 – 8% | 3 -12% | 14 56% | 2 – 8% | 3 -12% | 3 -12% |
Средний | 9 – 36% | 15 – 60% | 22 88% | 19 – 76% | 15 – 60% | 17 – 68% | 21 – 84% | 16 64% | 12 -48% | 21 84% | 16 -64% | 11 -44% | 23 92% | 21 84% | 21 84% |
Низкий | 0% | 3 – 12% | 1 – 4% | 1 -4% | 5 -20% | 4 -16% | 1 – 4% | 5 – 20% | 0% | 2 – 8% | 6 -24% | 0% | 0% | 1 -4% | 1 -4% |
Текущая диагностическая оценка
освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников
Дата: май 2017 г.
Группа: № 8, «Ладушки», подготовительная (25 детей)
Воспитатели: Шандыга М. А., Шаргаева М. В
Найти лишнее | Соединить подходящие части | Определить наибольшее | Узнать части целого | Дополнить по образцу | Скопировать | Сумма баллов по разделу «ПФ» | Написать цифру | Счет предметов | Изобразить количество | Состав числа | Счет | Быстрое распределение количества (на глаз) | Сумма баллов по разделу «МЧ» | Всего по разделу «ПФ» и «МЧ» | |
Высокий | 23 92% | 19 -76% | 20 80% | 18 72% | 17 68% | 17 68% | 20 80% | 17 68% | 23 92% | 16 64% | 16 64% | 22 88% | 18 72% | 18 72% | 18 72% |
Средний | 2 – 8% | 6 – 24% | 5 -20% | 7 -28% | 7 -28% | 7 -28% | 5 -20% | 7 – 28% | 2 -8% | 9 -36% | 8 -32% | 3 -12% | 7 -28% | 7 -28% | 7 – 28% |
Низкий | 0% | 0% | 0% | 0% | 1 -4% | 1 -4% | 0% | 1 – 4% | 0% | 0% | 1 -4% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Предварительный просмотр:
Диагностическая оценка
освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников
Дата: май 2018 г.
Группа: № 8, «Ладушки», подготовительная (25 детей)
Воспитатели: Шандыга М. А., Шаргаева М. В
Найти лишнее | Соединить подходящие части | Определить наибольшее | Узнать части целого | Дополнить по образцу | Скопировать | Сумма баллов по разделу «ПФ» | Написать цифру | Счет предметов | Изобразить количество | Состав числа | Счет | Быстрое распределение количества (на глаз) | Сумма баллов по разделу «МЧ» | Всего по разделу «ПФ» и «МЧ» | |
Высокий | 23-92% | 22-88% | 19-76% | 19-76% | 13-52% | 13-52% | 20-80% | 20-80% | 20-80% | 19-76% | 15-60% | 19-76% | 16-64% | 20-80% | 20-80% |
Средний | 2-8% | 3-12% | 6-24% | 6-24% | 12-48% | 12-48% | 5-20% | 5-20% | 5-20% | 6-24% | 10-40% | 6-24% | 9-36% | 5-20% | 5-20% |
Низкий |
Общий вывод: по результатам наблюдений, бесед выявлено, освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников: высокий уровень 20(80%)детей, средний у 5(20%) детей .
Предварительный просмотр:
Приложение 5
МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»
Картотека
дидактических игр для детей, сделанных
по программе «Мате плюс: Математика в детском саду».
Составила воспитатель
подготовительной к школе группы
Шандыга М.А.
г.Гагарин
2018г.
Разделы математического содержания
Пространство и форма
Структуры, закономерности, узоры
Величины и измерения
Данные, частота, вероятность
Множества, числа, операции
Пространство и форма
В программе уделяется большое внимание:
· развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, умения различать фигуру и фон, способности распознавать одинаковые объекты в соответствии с формой, определения положения в пространстве и понимания пространственных понятий и отношений.
Знакомство с геометрическими формами — отдельная задача математического развития дошкольника. В играх и экспериментах с материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать и описывать основные геометрические формы, их свойства, получат первые представления о симметрии и геометрических телах.
Игровые материалы
Геометрические фигуры
- подходят для самых разных геометрических экспериментов: (сортируют, накладывают друг на друга, сравнивают их площади, создают большие геометрические фигуры и узоры.
«Танграм» и другие игры – головоломки (по образцу и по замыслу).
Мозаичные кубики
Задание выполняется на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, придумать свои или скопировать у других. Ребёнку предлагается определить, какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также выложить образец с разворотом или в зеркальном отображении (справа налево).
Кубики для строительства
Предназначены для строительства трёхмерных фигур. Можно построить конструкцию по образцу – карточке «Конструкции из кубиков» или под диктовку.
Сюжетные игровые поля
Дети учатся осваивать пространственное ориентирование, знакомятся с изменением пространственных отношений, учатся рисовать планы расположения предметов и построек, описывать позиции направления, пути.
Трафарет
Позволяет аккуратно рисовать геометрические фигуры, из них создавать узоры и последовательности. Удобно изучать свойства форм.
Зеркало
Служит для исследования симметрии пространственных отношений.
Структуры, закономерности, узоры.
Умение увидеть правило в узоре тесно связано с общей способностью к пониманию.
С материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать, описывать и продолжать последовательности, самостоятельно создавать узоры и описывать их, задавать ритм для узоров, чередуя цвета, формы. Работа детей с структурами, закономерностями, узорами служит для развития общих умственных способностей, в частности умению группировать и упорядочивать.
Игровые материалы
Геометрические фигуры.
Мозаичные кубики.
Цифровые штампы и штампы – картинки.
Трафареты.
Зеркало
Карточки с цифрами (определить закономерность в цифровых ципочках1,2,3,2,1,2,3,2,1).
Природные и подручные материалы.
Величины и измерения
В обычной жизни числа встречаются детям не в качестве абстрактных понятий, а в основном в привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами, как деньги, время, длина и вес.
Материалы Мате:плюс® помогают детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в игре. Сравнивая, упорядочивая и измеряя все подходящие предметы, дети знакомятся с различными формами их измерения, дети учатся измерять длину, время и временные интервалы.
Примеры заданий с материалами комплекта:
- измерять и сравнивать высоту фишек в тубах( используя понятия «вдвое больше», «наполовину меньше»);
-сравнить количества;
- создать числовые последовательности.
Занятия в повседневной жизни:
- исследуют размеры и вес предметов путём сравнения единицами измерения, выбранными по своему усмотрению, длину комнаты измеряют шагами , длину стола ладонями , параметры объектов измеряют скакалкой и сравнивают. Исследуют параметры своего тела, сравнивают объёмы ёмкостями, сравнивают суммы денег и т.д
Игровые материалы
Тубы для фишек
Помогают развивать у детей представление о количестве: в какой трубке больше фишек? Что нужно сделать, чтобы столбики фишек были одинаковыми по высоте?
Условные мерки для исследовательской деятельности.
Множества, числа, операции
Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики.
• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. В программе предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа.
• Узнавание чисел на письме и на слух. Материалы Мате:плюс® позволяют наглядно подвести детей к пониманию простых операций сложения и вычитания, подготовить к умножению и делению.
На занятиях дети учатся написанию цифр, счету предметов, отображать количество, изучают состав числа.
Игровые материалы
Фишки
Позволяют в самой наглядной форме отобразить количество.
С их помощью выполняются различные действия:
- выложить заданное количество( положи 4 фишки в один ряд, и под ними положи 3 фишки);
- показать равнозначные количества, предлагая различные условия(сколько у тебя будет , если добавить ещё 2?).
Зеркало
- с помощью зеркала «удвоить» количество предметов, или проверить действительно здесь вполовину меньше медведей.
Мешочек для тактильных игр
- определять количество предметов на ощупь.
Цифровые штампы
- используется, как способ записи чисел;
- создание схем (произвольно расставить цифры на листе бумаги, а затем диктовать расстановку партнёру).
Коробочка с шариками для разложения числа
- поможет освоить состав числа и даст понимание части и целого(известно, что в коробочке 5 шариков и в одной секции он видит 2, значит в другой закрытой секции должно быть 3) 5=2+3.
Табло с разметкой и 20 кубиков
- деревянная коробочка, размеченная на 20 ячеек, с чётко обозначенной структурой «пятёрками», помогает ребёнку видеть количество без пересчёта.
- подготавливает детей к определению и использованию аналогий (2+3=5,значит12+3=15);
- удвоение предметов, если выложить друг под другом одинаковое количество кубиков;
- стороны кубиков окрашены в красные и синие цвета, что позволяет наглядно изобразить на табло состав числа.
- при изменении цветов кубиков – общее количество кубиков остаётся неизменным;
Карточки с яблоками
- помогают детям усвоить соотношение числа и количества.
Данные, частота, вероятность
Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети
• научатся упорядочивать и классифицировать данные,
• получат первые представления о вероятности «достоверное — невозможное — вероятное»,
• научатся решать простые комбинаторные задания.
От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных.( распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?».Полученное количество они попробуют отобразить подходящим способом (штрихами, фишками). Затем поупражняются в оценивании результатов классификации и в употреблении понятий «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».
Игровые материалы
С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, и что может произойти, а может и не произойти.
Данный материал помогает сделать занятия занимательными и познавательными
Большой выбор игр и их вариантов (разных уровней сложности) открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и взрослого к придумыванию собственных игр.