Инновационная площадка федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

 В процессе инновационной деятельности в детском саду созданы необходимые условия для освоения детьми математических понятий, представлений и действий в контексте ситуаций повседневной жизни, для освоения разнообразных форм деятельности, понятий, представлений и образов в других образовательных областях посредством специальных математических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группы. с использованием материалов учебно – методического комплекса «Мате23.92 КБ
Файл Консультация для педагогов «Создание центров активности в рамках апробации учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Матема709.68 КБ
Файл ДОКЛАД «Инструменты реализации в дошкольном образовании Концепции развития математического образования в РФ».28.65 КБ
Файл Сообщение на педсовете Тема: «Создание центров активности в рамках апробации учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Матема19.21 КБ
Файл Сообщение на общем родительском собрании «Дидактические игры, сделанные своими руками по программе «Мате плюс: Математика в дет15.26 КБ
Файл Текущая диагностическая оценка освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенци21.32 КБ
Файл Диагностическая оценка освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошк19.02 КБ
Файл Картотека дидактических игр для детей, сделанных по программе «Мате плюс: Математика в детском саду».20.48 КБ
PDF icon Приказ №49 Создание творческой группы по апробации программы "Мете:плюс" от 26.09.2016г.247.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группы.

с использованием материалов учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду» .

Тема: «Путешествие в Считай – городок»

Составила воспитатель Шандыга М.А.

г. Гагарин

2018г.

Тема: «Путешествие в Считай – городок».

Задачи:

Совершенствовать умение  находить место числа в ряду, навыки счета до 10 и обратно;  Решать примеры на сложение и вычитание.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах.

Развивать мыслительные операции, память, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Оборудование:

Карта Считай-городка; карточки для детей(К-51), педагогов(К-50)(по «Мате:плюс»),  карточки с цифрами, штампы для печатания, мяч, рулетка , линейки и трафареты ,карандаши.

Организационный момент.

  1. Создание и решение проблемной ситуации.

Воспитатель обращает внимание детей  на карту Считй-городка и сообщает детям о его интересных достопримечательностях : дом четырехугольников, вычислительный центр, научный центр измерения, музей Цифры. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. С помощью трафаретов с геометрическими фигурами  дети рисуют транспорт  по желанию и отправляются в Считай-городок.

В-ль: -Вот мы и на месте. Давайте вместе, рассмотрим  карту города  и обсудим план экскурсии по городу. (Воспитатель показывает детям пригласительные билеты в «Вычислительный Центр», «Научный Центр измерения», «Дом Четырёхугольников» и  «Музей Цифры». На билетах есть  фотографии , дети ищут эти объекты на карте города и обсуждают план экскурсии по городу).

- Посмотрите, а вот и знаменитый Дом Четырёхугольников, они уже вас встречают. Одна фигура задала про себя загадку:

-Я давно вам знаком

Каждый угол во мне прямой.

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам представится я рад,

А зовут меня  -  Квадрат.

Квадрат представляет всех своих родственников.

-Это папа-Прямоугольник, мы с ним очень похожи.(дети называют чем похожи фигуры и их отличия).

-Это мама, её зовут Трапеция. Мы с ней похожи? (ответы детей)

-Это мои братья, Ромб и Параллелограмм. Мы похожи? (ответы детей).

-А фамилия у нас- Четырёхугольники.

В-ль: -А какие фигуры нам не встретились в этом доме? Почему?

-Четырёхугольники  хотят с вами поиграть в прятки. Вот на этих листочках с цифрами спрятаны четырёхугольники, вы по порядку  соедините точки по цифрам и узнаете фигуру.

Детям предлагается дидактическая игра «Посмотри, запомни, назови».

В-ль: -Рядом с домом Четырёхугольников находится Вычислительный Центр. Здесь живут Цифры. Они так долго готовились к  встрече с вами , что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им найти своё место.

Дидактические игры «Найди своё место» -  (К-19 для педагогов),  «Вставь цифру правильно» -  с помощью штампов дети вставляют числа в про пущенные окошки числового ряда  (К-51 для детей).  

Дети решают примеры на карточках( с помощью  штемпельных отпечатков ставят ответ).

Игра «Молчанка». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают с помощью штемпельных отпечатков.

-Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько носов у двух собак?

-Сколько ушей у двух мышей?

-Сколько хвостов у двух котов?

-Всё верно показали. Молодцы.

ФИЗМИНУТКА

В-ль: - Посмотрите ребята. Вас ждёт Мяч Наоборот. Он хочет с вами поиграть в игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий, а ребёнок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперёд – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Лёгкий – тяжелый.

-А вот научный Центр Измерения.

-Всему есть своя мера измерения.

-Время мы измеряем (ответы детей – секундами,  часами, минутами, сутками, неделями, месяцами, годами).

-Температуру воздуха, воды, тела – градусами.

- Стоимость - рублями и копейками.

Вес – граммами, килограммами.

Объём воды – литрами, стаканами, ложками, каплями.

 Сегодня мы с вами попрактикуемся в измерении длины.

- Мера измерения длины - это сантиметр, метр, километр. Небольшую длину  мы измеряем линейками.

-Вы хотите измерить свои ладошки линейкой и сравнить результаты (самостоятельная работа детей).

-Длину больших размеров  мы измеряем рулеткой (показ).

Окружности мы измеряем сантиметровой лентой (показ).

По желанию детей рост измеряют ростомером.

В-ль напоминает детям и об условных мерках.

В-ль а вот и знаменитый  Музей Цифры.

 Здесь мы можем увидеть, как важны цифры в жизни человека.

Цифрами обозначается не только количество предметов и счет по порядку. Если вы внимательно посмотрите на экспонаты музея, то сразу мне скажете, что мы ещё обозначаем цифрами, где мы их ещё можем увидеть? (Ответы детей). Молодцы.

-А Вы хотите услышать очень поучительную  сказку, В которой говорится о значимости цифр в  нашей жизни .

Чтение сказки, ответы детей на вопросы.

-В-ль: -Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Считай-городок. Вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот , кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет улыбающийся смайлик. А кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот покажет грустный смайлик. Дети делают свой выбор.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1014851506.jpg

«Создание центров активности в рамках апробации

учебно-методического комплекса

«Мате: плюс. Математика в детском саду».

Система «Мате: плюс. Математика в детском саду»  охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание и даёт дошкольнику устойчивые базовые знания, необходимые к началу обучения в школе. Она помогает сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операций и многом другом. Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники понимают, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, что всё новое дети осваивают с радостью и в любимой ими форме – в игре.

Программа «Мате: плюс. Математика в детском саду» рекомендует образовательную работу с детьми строить  на основе создания специальной предметно – развивающей среды. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для познавательно-исследовательской деятельности, конструирования, коллекционирования и  других видов деятельности, которые включают в себя математическое мышление.

Программа « Мате: плюс. Математика в детском саду рекомендует деление пространства группы на центры активности, в которых  дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий. Практически все центры активности предоставляют возможности для освоения математических понятий и развития математического мышления.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

Это особый центр активности, здесь находятся дидактические игры, которые оказывают особое влияние на осознание детьми математических понятий (Рамки – вкладыши, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, «Танграм»и др. игры – головоломки, «Геометрическое лото», Счетные палочки, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кубики с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик и пазлы). Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками (Математический тренажер «Ракета», цифровые пазлы, мешочки  для угадывания предметов на ощупь, «Муха по полю пошла», «Рыбалка» и мн. др. игр.  Напольные  цифры, числовые ряды,  измерительные приспособления, Блоки Дьенеша, игрушечные деньги, часы, геоконт (планшет геометрик) предусматривают систематический, конкретный опыт счета, упорядочивания, вычисления и сравнения. Такие предметы, как бобы, пуговицы, ракушки камешки – идеальные средства для подсчета и классификации. Счетные наборы дают бесценный опыт использования всех математических понятий (количество, форма, величина, пространственное расположение).

       

ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В играх, например в семью, дети могут практиковаться в установлении взаимно однозначных соответствий: каждой кукле - кроватка, чашка, ложка;

- игра «Магазин» с опытом простых вычислений с использованием игрушечных денег;

- игра «Шофёры», помимо практики в различении, назывании и использования цифр (номер машины), предоставляет возможность для определения величины (длинный – короткий, низкий – высокий и т.д.) формы, для ориентировки в пространстве и времени.

        IMG_9473.JPG                          IMG_9491.JPG

ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ (книги, литературы)

Как правило, в  книгах пронумерованы страницы, кроме того, книги содержат достаточно много иллюстраций, предоставляющих математическую информацию. Здесь могут быть размещены подборки ребусов, тетради с заданиями, художественную литературу с математическими сказками,  подборки тематических иллюстраций (техника , природа, мебель и т.д.), которые могут использоваться для тренировки детей в счете, в обобщении и классификации.

IMG_9478.JPG IMG_9481.JPG  IMG_9484.JPG

ЦЕНТР НАУКИ

Главная задача этого центра в предоставлении детям разнообразных возможностей для исследований и поисково-практических действий. Особенно детям нравится полочка для экспериментирования, здесь дети уделяют внимание условным меркам, измерительным приборам (весам, часам)  Всё то, чему воспитатель хочет научить детей может «стартовать»  в центре науки. Сначала воспитатель научит тех, кто проявляет интерес и желание, затем предложит научившимся помочь  другим детям. Такой подход называется иррадиирующим обучением. Таким образом, всё новое приходит в группу через центр науки.

IMG_9514.JPGIMG_9521.JPGIMG_9530.JPG

ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ

Наполнение разных по размерам ёмкостей знакомит детей с понятиями меры и измерения, с процессами сравнения. А увлекательность этих процедур и вовлеченность в них детей побуждает взрослых использовать регуляторы – таймеры, песочные часы.

IMG_9493.JPGIMG_9498.JPG

ЦЕНТР ИССКУСТВА

Художественная деятельность предлагает широкие возможности для параллельного освоения математических понятий: количество рабочих мест, фломастеров, коробочек с акварелью; формат бумаги, пространственное расположение рисунка на листе, соотношение частей в поделке и пр. В ходе работы могут понадобиться простые вычисления, измерения.

IMG_9512.JPGIMG_9509.JPG

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

Вариантов и модификаций детских конструкторов множество. Составляя свою собственную конструкцию, дети усваивают математические и геометрические отношения на интуитивном уровне, что обеспечивает их необходимой основой формирования абстрактных  понятий.  

IMG_9451.JPGIMG_9449.JPG

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

Традиционно рецепты приготовления требуют метрических измерений (в граммах),   но для понимания детьми лучше начинать с измерения чашками, ложками. Дети могут определять необходимое количество продуктов,  отмерять ингредиенты, подсчитывать время приготовления, использовать геометрические формы для приготовления печенья.

IMG_9462.JPGIMG_9460.JPG

Играя, дети экспериментируют с геометрическими формами, с кубиками и зеркалами, создают новые узоры, исследуют закономерности и симметрию. Детям нравится играть за столами с фишками, кубиками, где они придумывают разнообразные постройки. Успешно пользуются специальными игровыми карточками и схемами – подсказками. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют словарь математическими терминами.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Открытие ребёнком своих возможностей невероятно вдохновляет его. Ведь маленький ребёнок – прирождённый исследователь, и математика для него – это целый мир, безумно увлекательный и желанный. Ведь математические понятия живут буквально в каждой игре и в каждом деле. Главная задача взрослого – поддерживать этот интерес, вовремя подсказывать понятия и инициировать «математические» ситуации.

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина».

Консультация для педагогов

«Создание центров активности в рамках апробации  учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика  в детском саду».

Составили и провели воспитатели

 подготовительной группы

ШандыгаМ.А., ШаргаеваМ.В.

г. Гагарин

2018г.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Инструменты реализации в дошкольном образовании Концепции развития математического образования в РФ».

Воспитателя МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» Шандыги М.А.

Математическое образование дошкольников мы осуществляем с помощью материалов учебно – методического комплекса «МАТЕ:ПЛЮС. Математика в детском саду»

  «Мате:плюс™. Математика в детском саду» — это полный комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников: рабочие и диагностические тетради, игровые материалы и картотека игр для детей, а также методические материалы для взрослых, в том числе таблицы для ведения наблюдений, описание средств и методов педагогической поддержки ребенка.  
   Мате:плюс®. Математика в детском саду» дает дошкольнику устойчивые базовые знания по всем основным разделам математики, необходимые к началу обучения в школе. 


Основные преимущества комплекта

- игровая форма заданий и отличные игровые материалы, которые гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий;

- большой выбор игр и их вариантов побуждает и ребёнка, и педагога к придумыванию собственных игр;

- построение материала по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект;

- тщательно проработанная система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий;

- продуманная система диагностики и наблюдений за развитием, позволяющая реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку и организовать дальнейшую целенаправленную работу.

В комплекте

- методические материалы для педагогов;

- рабочие диагностические материалы для ребёнка;

- игровые материалы и система карточек с описанием игр.

Разделы математического содержания

Пространство и форма

Структуры, закономерности, узоры

Величины и измерения

Данные, частота, вероятность

Множества, числа, операции

Пространство и форма

В программе уделяется большое внимание:

·         развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, умения различать фигуру и фон, способности распознавать одинаковые объекты в соответствии с формой, определения положения в пространстве и понимания пространственных понятий и отношений.

Знакомство с геометрическими формами — отдельная задача математического развития дошкольника. В играх и экспериментах с материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать и описывать основные геометрические формы, их свойства, получат первые представления о симметрии и геометрических телах.

Игровые материалы

 Геометрические фигуры

- подходят для самых разных геометрических экспериментов: (сортируют, накладывают друг на друга, сравнивают их площади, создают большие геометрические фигуры и узоры.

«Танграм» и другие игры – головоломки (по образцу и по замыслу).

Мозаичные кубики

Задание выполняется на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, придумать свои или скопировать у других. Ребёнку предлагается определить, какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также выложить образец с разворотом или в зеркальном отображении (справа налево).

Кубики для строительства

Предназначены для строительства трёхмерных фигур. Можно построить конструкцию по образцу – карточке «Конструкции из кубиков» или под диктовку.

Сюжетные игровые поля

Дети учатся осваивать пространственное ориентирование, знакомятся с изменением пространственных отношений,  учатся рисовать планы расположения предметов и построек, описывать позиции направления, пути.

Трафарет

Позволяет аккуратно рисовать геометрические фигуры, из них создавать узоры и последовательности. Удобно изучать свойства форм.

Зеркало

Служит для исследования симметрии пространственных отношений.

Структуры, закономерности, узоры.

 Умение увидеть правило в узоре тесно связано с общей способностью к пониманию.
С материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать, описывать и  продолжать последовательности, самостоятельно создавать узоры  и описывать их, задавать ритм для узоров, чередуя цвета, формы.   Работа детей с структурами, закономерностями, узорами служит для развития общих умственных способностей, в частности умению группировать и упорядочивать.

Игровые материалы

Геометрические фигуры.

Мозаичные кубики.

Цифровые штампы и штампы – картинки.

Трафареты.

Зеркало

Карточки с цифрами (определить закономерность в цифровых ципочках1,2,3,2,1,2,3,2,1).

Природные и подручные материалы.

Величины и измерения

В обычной жизни числа встречаются детям не в качестве абстрактных понятий, а в основном в привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами, как деньги, время, длина и вес.
Материалы Мате:плюс® помогают детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в игре. Сравнивая, упорядочивая и измеряя все подходящие предметы, дети знакомятся с различными формами их измерения, дети учатся измерять длину, время и временные интервалы.

Примеры заданий с материалами комплекта:

- измерять и сравнивать высоту фишек в тубах( используя понятия «вдвое больше», «наполовину меньше»);

-сравнить количества;

- создать числовые последовательности.

Занятия в повседневной жизни:

- исследуют размеры и вес предметов путём сравнения единицами измерения, выбранными по своему усмотрению, длину комнаты измеряют шагами , длину стола ладонями , параметры объектов измеряют скакалкой и сравнивают. Исследуют параметры своего тела, сравнивают объёмы ёмкостями, сравнивают суммы денег и т.д

Игровые материалы

Тубы для фишек

Помогают развивать у детей представление о количестве: в какой трубке больше фишек? Что нужно сделать, чтобы столбики фишек были одинаковыми по высоте?

Условные мерки для исследовательской деятельности.

Множества, числа, операции

Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики. 
• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. В программе предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа. 
• Узнавание чисел на письме и на слух. Материалы Мате:плюс® позволяют наглядно подвести детей к пониманию простых операций сложения  и  вычитания, подготовить к умножению и делению.

На занятиях дети учатся написанию цифр, счету предметов, отображать количество, изучают состав числа.

Игровые материалы

Фишки

Позволяют в самой наглядной форме отобразить количество.

С их помощью выполняются различные действия:

- выложить заданное количество( положи 4 фишки в один ряд, и под ними положи 3 фишки);

- показать равнозначные количества, предлагая различные условия(сколько у тебя будет , если добавить ещё 2?).

Зеркало

- с помощью зеркала «удвоить» количество предметов, или проверить действительно здесь вполовину меньше медведей.

Мешочек для тактильных игр

- определять количество предметов на ощупь.

Цифровые штампы

- используется, как способ записи чисел;

- создание схем (произвольно расставить цифры на листе бумаги, а затем диктовать расстановку партнёру).

Коробочка с шариками для разложения числа

- поможет освоить состав числа и даст понимание части и целого(известно, что в коробочке 5 шариков и в одной секции он видит 2, значит в другой закрытой секции должно быть 3) 5=2+3.

Табло с разметкой и 20 кубиков

- деревянная коробочка, размеченная на 20 ячеек, с чётко обозначенной структурой «пятёрками», помогает ребёнку видеть количество без пересчёта.

- подготавливает детей к определению и использованию аналогий (2+3=5,значит12+3=15);

- удвоение предметов, если выложить друг под другом одинаковое количество кубиков;

- стороны кубиков окрашены в красные и синие цвета, что позволяет наглядно изобразить на табло состав числа.

- при изменении цветов кубиков – общее количество кубиков остаётся неизменным;

Карточки с яблоками

- помогают детям усвоить соотношение числа и количества.

Данные, частота, вероятность

Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети 
•    научатся упорядочивать и классифицировать данные, 
•    получат первые представления о вероятности «достоверное — невозможное — вероятное», 
•    научатся решать простые комбинаторные задания.
От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных.( распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?».Полученное количество они попробуют отобразить подходящим способом (штрихами, фишками). Затем поупражняются в оценивании результатов классификации и в употреблении понятий «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».

Игровые материалы С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, и что может произойти, а может и не произойти.

Данный материал помогает сделать занятия занимательными и познавательными Большой выбор игр и их вариантов (разных уровней сложности) открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и взрослого к придумыванию собственных игр. 

На карточках для педагогов даны конкретные указания по работе со всеми материалами математического комплекта. Каждая карточка посвящена одному материалу или группе материалов.

Компакт-диск содержит бланки заданий в дополнение к тетрадям. Листы для двух возрастных групп — от 4 до 5 и от 5 до 6 лет. Кроме того, на диске даны дополнительные материалы для распечатки.

В “Таблицах наблюдений” отражены все разделы и темы математического комплекта. В “Таблицах наблюдений” предусмотрены графы для коротких заметок педагога о развивающих идеях, плане и др.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Сообщение на педсовете

Тема: «Создание центров активности в рамках апробации учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».

Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы Шандыга М.А.

2018г

Г. Гагарин.

    Тема: «Создание центров активности в рамках апробации учебно – методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».

Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы Шандыга М.А.

   Программа «Мате: плюс. Математика в детском саду» рекомендует образовательную работу с детьми строить  на основе создания специальной предметно – развивающей среды.

      Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для познавательно – исследовательской деятельности, конструирования, коллекционирования и  других видов деятельности, которые включают в себя математическое мышление.

Программа « Мате:плюс. Математика в детском саду рекомендует деление пространства группы на центры активности, в которых  дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий.

Практически все центры активности предоставляют возможности для освоения математических понятий и развития математического мышления.

                ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ – это особый центр активности, здесь находятся дидактические игры, которые оказывают особое влияние на осознание детьми математических понятий (Рамки – вкладыши, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, «Танграм»и др. игры – головоломки, «Геометрическое лото», Счетные палочки, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кубики сцифрами и числовыми фигурами, различные виды мозайк и пазлы). Большим спросом пользуются игры,сделанные своими руками (Математический тренажер «Ракета», цифровые пазлы, мешочки  для угадывания предметов на ощупь, «Муха по полю пошла», «Рыбалка» и мн. др. игр.  Напольные  цифры, числовые ряды,  измерительные приспособления, Блоки Дьенеша, игрушечные деньги, часы, геоконт (планшет – геометрик) предусматривают систематический, конкретный опыт счета, упорядочивания, вычисления и сравнения. Такие предметы, как бобы, пуговицы, ракушки камешки – идеальные средства для подсчета и классификации. Счетные наборы дают бесценный опыт использования всех математических понятий (количество, форма, величина, пространственное расположение).

   ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В играх, например в семью, дети могут практиковаться в установлении взаимно однозначных соответствий: каждой кукле - кроватка, чашка, ложка;

игра «Магазин» с опытом простых вычислений с использованием игрушечных денег;

игра «Шофёры», помимо практики в различении, назывании и использования цифр (номер машины), предоставляет возможность для определения величины (длинный – короткий, низкий – высокий и т.д.) формы, для ориентировки в пространстве и времени.

    ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ (книги, литературы).

Как правило, в  книгах пронумерованы страницы, кроме того, книги содержат достаточно много иллюстраций, предоставляющих математическую информацию. Здесь могут быть размещены подборки ребусов, тетради с заданиями, художественную литературу с математическими сказками,  подборки тематических иллюстраций (техника , природа, мебель и т.д.), которые могут использоваться для тренировки детей в счете, в обобщении и классификации.

    ЦЕНТР НАУКИ.

  Главная задача этого центра в предоставлении детям разнообразных возможностей для исследований и поисково -  практических действий. Особенно детям нравится полочка для экспериментирования, здесь дети уделяют внимание условным меркам, измерительным приборам (весам, часам)  Всё то, чему воспитатель хочет научить детей может «стартовать»  в центре науки. Сначала воспитатель научит тех, кто проявляет интерес и желание, затем предложит научившимся помочь  другим детям. Такой подход называется иррадиирующим обучением. Таким образом, всё новое приходит в группу через центр науки.

      ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ.

Наполнение разных по размерам ёмкостей знакомит детей с понятиями меры и измерения, с процессами сравнения. А увлекательность этих процедур и вовлеченность в них детей побуждает взрослых использовать регуляторы – таймеры, песочные часы.

     ЦЕНТР ИССКУСТВА.

Художественная деятельность предлагает широкие возможности для параллельного освоения математических понятий: количество рабочих мест, фломастеров, коробочек с акварелью; формат бумаги, пространственное расположение рисунка на листе, соотношение частей в поделке и пр. В ходе работы могут понадобиться простые вычисления, измерения.

     ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ.

   Вариантов и модификаций детских конструкторов множество. Составляя свою собственную конструкцию, дети усваивают математические и геометрические отношения на интуитивном уровне, что обеспечивает их необходимой основой формирования абстракных  понятий.  

  ЦЕНТР КУЛИНАРИИ.

Традиционно рецепты приготовления требуют метрических измерений (в граммах),   но для понимания детьми лучше начинать с измерения чашками, ложками. Дети могут определять необходимое количество продуктов,  отмерять ингредиенты, подсчитывать время приготовления, использовать геометрические формы для приготовления печенья.

   Используя материалы комплекса «Мате:плюс. Математикка в детском саду»,знакомим детей со свойствами чисел и их применением в обычной жизни. С этой целью был создан «Мини – музей Цифры». В игровой форме дети осваивают числовой ряд, сопоставляют число и количество, получают первые представления о вероятности.

   Играя, дети экспериментируют с геометрическими формами, с кубиками и зеркалами, создают новые узоры, исследуют закономерности и симметрию. Детям нравится играть за столами с фишками, кубиками, где они придумывают разнообразные постройки. Успешно пользуются специальными игровыми карточками и схемами – подсказками. Так незаметно, в процессе игры, дети совершают различные математические действия, пополняют словарь математическими терминами.

   Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему- то учат. Детям кажется, что они играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом они считают, складывают. Вычитают, решают логические задачи.

Открытие ребёнком своих возможностей невероятно вдохновляет его. Ведь маленький ребёнок – прирождённый исследователь, и математика для него – это целый мир, безумно увлекательный и желанный. Ведь математические понятия живут буквально в каждой игре и в каждом деле. Главная задача взрослого – поддерживать этот интерес, вовремя подсказывать понятия и инициировать» математические» ситуации.



Предварительный просмотр:

Сообщение на общем родительском собрании

«Дидактические игры, сделанные своими руками

по программе «Мате плюс: Математика в детском саду».

Воспитатели  подготовительной к школе группы «Ладушки»

Шаргаева М.В., Шандыга М.А.

        Уважаемые родители! Мы представляем вашему вниманию  дидактические игры, сделанные для детей своими руками, в подготовительной к школе группе «Ладушки». В нашей группе по программе «Мате плюс: Математика в детском саду» изготовлено  уже много игр. Предлагаю вашему вниманию несколько игр.

Дидактическая игра – «Трафареты»

        Цель: 

-развитие умения создавать самые различные узоры и последовательности, повторять и продолжать их с помощью трафарета.

        Задачи: 

-развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность;

-развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе;

- закрепление геометрических фигур;

-воспитывать терпение и усидчивость.

        Правила игры:

Используя трафарет нужно аккуратно нарисовать множество предметов, состоящих из геометрических фигур и различные  композиции.

 Дидактическая игра «Кубики для строительства».

        Цель: развитие пространственного воображения.

        Задачи:

- развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

- развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.

- воспитывать терпение и усидчивость.

        Правила игры:

Кубики предназначены для создания трёхмерных фигур;

Возможны различные варианты заданий для развития пространственного воображения

Варианты:

  1. Построить конструкцию под диктовку (например, поставить один кубик на/за/слева/справа от другого кубика);
  2. По образцу – карточке ( «конструкции из кубиков», или по образцу, построенному педагогом или другим ребёнком. Если ребёнок, выстраивая фигуру по образцу, допускает ошибку, то для него будет полезным обойти свою конструкцию и рассмотреть со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.

Дидактическая игра- Математический тренажёр « Ракета».

Цель:  формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

  1. Ознакомление детей с цифрами и составом числа;
  2. Закрепление названий геометрических фигур, понятие «половинка»,  «четверть», цвета.
  3. Учить выкладывать узор из геометрических фигур по образцу в прямом и зеркальном отображении(исследование симметрии).
  4. Развивать образное мышление, пространственное воображение , память, речь , внимание, мелкую моторику.

Правила игры:

С  помощью этого тренажёра в игровой форме можно изучать с детьми  состав числа, цифры;

Из геометрических фигур можно выложить узор на ракете по образцу и по замыслу –  «геометрический  микс», можно составлять композиции в прямом и зеркальном отображении(симметрично),проверяем с помощью зеркала.

Цветные геометрические фигуры подходят для самых разных геометрических экспериментов – упражняться в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические  фигуры и узоры, совмещать фигуры между собой, сравнивая их площади и получая первое представление об углах.



Предварительный просмотр:

Текущая диагностическая оценка

освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников

Дата: декабрь 2016 г.     

Группа: № 8, «Ладушки», подготовительная (25 детей)

Воспитатели: Шандыга М. А., Шаргаева М. В

Найти лишнее

Соединить подходящие части

Определить наибольшее

Узнать части целого

Дополнить по образцу

Скопировать

Сумма баллов по разделу «ПФ»

Написать цифру

Счет предметов

Изобразить количество

Состав числа

Счет

Быстрое распределение количества (на глаз)

Сумма баллов по разделу «МЧ»

Всего по разделу «ПФ» и «МЧ»

Высокий

16

64%

7 – 28%

2 – 8%

5 -20%

5 – 20%

4 -16%

3 – 12%

4 -16%

13 52%

2 –

8%

3 -12%

14

56%

2 – 8%

3 -12%

3 -12%

Средний

9 – 36%

15 –

60%

22

88%

19 – 76%

15 – 60%

17 – 68%

21 – 84%

16 64%

12 -48%

21 84%

16 -64%

11 -44%

23

92%

21

84%

21

84%

Низкий

0%

3 – 12%

1 – 4%

1 -4%

5 -20%

4 -16%

1 – 4%

5 – 20%

0%

2 – 8%

6 -24%

0%

0%

1 -4%

1 -4%

Текущая диагностическая оценка

освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников

Дата: май 2017 г.   

Группа: № 8, «Ладушки», подготовительная (25 детей)

Воспитатели: Шандыга М. А., Шаргаева М. В

Найти лишнее

Соединить подходящие части

Определить наибольшее

Узнать части целого

Дополнить по образцу

Скопировать

Сумма баллов по разделу «ПФ»

Написать цифру

Счет предметов

Изобразить количество

Состав числа

Счет

Быстрое распределение количества (на глаз)

Сумма баллов по разделу «МЧ»

Всего по разделу «ПФ» и «МЧ»

Высокий

23

92%

19 -76%

20 80%

18 72%

17 68%

17

68%

20

80%

17

68%

23

92%

16 64%

16

64%

22

88%

18 72%

18 72%

18

72%

Средний

2 – 8%

6 – 24%

5 -20%

7 -28%

7 -28%

7 -28%

5 -20%

7 – 28%

2 -8%

9 -36%

8 -32%

3 -12%

7 -28%

7 -28%

7 – 28%

Низкий

0%

0%

0%

0%

1 -4%

1 -4%

0%

1 – 4%

0%

0%

1 -4%

0%

0%

0%

0%



Предварительный просмотр:

Диагностическая оценка

освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников

Дата: май 2018 г. 

Группа: № 8, «Ладушки», подготовительная (25 детей)

Воспитатели: Шандыга М. А., Шаргаева М. В

Найти лишнее

Соединить подходящие части

Определить наибольшее

Узнать части целого

Дополнить по образцу

Скопировать

Сумма баллов по разделу «ПФ»

Написать цифру

Счет предметов

Изобразить количество

Состав числа

Счет

Быстрое распределение количества (на глаз)

Сумма баллов по разделу «МЧ»

Всего по разделу «ПФ» и «МЧ»

Высокий

23-92%

22-88%

19-76%

19-76%

13-52%

13-52%

20-80%

20-80%

20-80%

19-76%

15-60%

19-76%

16-64%

20-80%

20-80%

Средний

2-8%

3-12%

6-24%

6-24%

12-48%

12-48%

5-20%

5-20%

5-20%

6-24%

10-40%

6-24%

9-36%

5-20%

5-20%

Низкий

Общий вывод: по результатам наблюдений, бесед выявлено, освоения первичных математических представлений и формирования базовых математических компетенций у дошкольников: высокий уровень 20(80%)детей, средний у 5(20%) детей .



Предварительный просмотр:

Приложение 5

МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»

Картотека

 дидактических игр для детей, сделанных

по программе «Мате плюс: Математика в детском саду».

Составила  воспитатель  

подготовительной к школе группы

Шандыга М.А.

г.Гагарин

2018г.

Разделы математического содержания

Пространство и форма

Структуры, закономерности, узоры

Величины и измерения

Данные, частота, вероятность

Множества, числа, операции

Пространство и форма

В программе уделяется большое внимание:

·         развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, умения различать фигуру и фон, способности распознавать одинаковые объекты в соответствии с формой, определения положения в пространстве и понимания пространственных понятий и отношений.

Знакомство с геометрическими формами — отдельная задача математического развития дошкольника. В играх и экспериментах с материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать и описывать основные геометрические формы, их свойства, получат первые представления о симметрии и геометрических телах.

Игровые материалы

 Геометрические фигуры

- подходят для самых разных геометрических экспериментов: (сортируют, накладывают друг на друга, сравнивают их площади, создают большие геометрические фигуры и узоры.

«Танграм» и другие игры – головоломки (по образцу и по замыслу).

Мозаичные кубики

Задание выполняется на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, придумать свои или скопировать у других. Ребёнку предлагается определить, какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также выложить образец с разворотом или в зеркальном отображении (справа налево).

Кубики для строительства

Предназначены для строительства трёхмерных фигур. Можно построить конструкцию по образцу – карточке «Конструкции из кубиков» или под диктовку.

Сюжетные игровые поля

Дети учатся осваивать пространственное ориентирование, знакомятся с изменением пространственных отношений,  учатся рисовать планы расположения предметов и построек, описывать позиции направления, пути.

Трафарет

Позволяет аккуратно рисовать геометрические фигуры, из них создавать узоры и последовательности. Удобно изучать свойства форм.

Зеркало

Служит для исследования симметрии пространственных отношений.

Структуры, закономерности, узоры.

 Умение увидеть правило в узоре тесно связано с общей способностью к пониманию.
С материалами Мате:плюс® дети учатся узнавать, описывать и  продолжать последовательности, самостоятельно создавать узоры  и описывать их, задавать ритм для узоров, чередуя цвета, формы.   Работа детей с структурами, закономерностями, узорами служит для развития общих умственных способностей, в частности умению группировать и упорядочивать.

Игровые материалы

Геометрические фигуры.

Мозаичные кубики.

Цифровые штампы и штампы – картинки.

Трафареты.

Зеркало

Карточки с цифрами (определить закономерность в цифровых ципочках1,2,3,2,1,2,3,2,1).

Природные и подручные материалы.

Величины и измерения

В обычной жизни числа встречаются детям не в качестве абстрактных понятий, а в основном в привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами, как деньги, время, длина и вес.
Материалы Мате:плюс® помогают детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в игре. Сравнивая, упорядочивая и измеряя все подходящие предметы, дети знакомятся с различными формами их измерения, дети учатся измерять длину, время и временные интервалы.

Примеры заданий с материалами комплекта:

- измерять и сравнивать высоту фишек в тубах( используя понятия «вдвое больше», «наполовину меньше»);

-сравнить количества;

- создать числовые последовательности.

Занятия в повседневной жизни:

- исследуют размеры и вес предметов путём сравнения единицами измерения, выбранными по своему усмотрению, длину комнаты измеряют шагами , длину стола ладонями , параметры объектов измеряют скакалкой и сравнивают. Исследуют параметры своего тела, сравнивают объёмы ёмкостями, сравнивают суммы денег и т.д

Игровые материалы

Тубы для фишек

Помогают развивать у детей представление о количестве: в какой трубке больше фишек? Что нужно сделать, чтобы столбики фишек были одинаковыми по высоте?

Условные мерки для исследовательской деятельности.

Множества, числа, операции

Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики. 
• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. В программе предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа. 
• Узнавание чисел на письме и на слух. Материалы Мате:плюс® позволяют наглядно подвести детей к пониманию простых операций сложения  и  вычитания, подготовить к умножению и делению.

На занятиях дети учатся написанию цифр, счету предметов, отображать количество, изучают состав числа.

Игровые материалы

Фишки

Позволяют в самой наглядной форме отобразить количество.

С их помощью выполняются различные действия:

- выложить заданное количество( положи 4 фишки в один ряд, и под ними положи 3 фишки);

- показать равнозначные количества, предлагая различные условия(сколько у тебя будет , если добавить ещё 2?).

Зеркало

- с помощью зеркала «удвоить» количество предметов, или проверить действительно здесь вполовину меньше медведей.

Мешочек для тактильных игр

- определять количество предметов на ощупь.

Цифровые штампы

- используется, как способ записи чисел;

- создание схем (произвольно расставить цифры на листе бумаги, а затем диктовать расстановку партнёру).

Коробочка с шариками для разложения числа

- поможет освоить состав числа и даст понимание части и целого(известно, что в коробочке 5 шариков и в одной секции он видит 2, значит в другой закрытой секции должно быть 3) 5=2+3.

Табло с разметкой и 20 кубиков

- деревянная коробочка, размеченная на 20 ячеек, с чётко обозначенной структурой «пятёрками», помогает ребёнку видеть количество без пересчёта.

- подготавливает детей к определению и использованию аналогий (2+3=5,значит12+3=15);

- удвоение предметов, если выложить друг под другом одинаковое количество кубиков;

- стороны кубиков окрашены в красные и синие цвета, что позволяет наглядно изобразить на табло состав числа.

- при изменении цветов кубиков – общее количество кубиков остаётся неизменным;

Карточки с яблоками

- помогают детям усвоить соотношение числа и количества.

Данные, частота, вероятность

Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети 
•    научатся упорядочивать и классифицировать данные, 
•    получат первые представления о вероятности «достоверное — невозможное — вероятное», 
•    научатся решать простые комбинаторные задания.
От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных.( распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?».Полученное количество они попробуют отобразить подходящим способом (штрихами, фишками). Затем поупражняются в оценивании результатов классификации и в употреблении понятий «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».

Игровые материалы
С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, и что может произойти, а может и не произойти.

Данный материал помогает сделать занятия занимательными и познавательными
Большой выбор игр и их вариантов (разных уровней сложности) открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и взрослого к придумыванию собственных игр. 


Предварительный просмотр: