Главные вкладки
В помощь классному руководителю
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Совхозная СОШ»
Программа
Тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов МКОУ «Совхозная СОШ» Лискинского района, Воронежской области
«Герои России! Мы ваша достойная смена»
Составители:
учителя начальных классов:
Неупокоева Ольга Ивановна
Сенцова Светлана Вячеславовна
Якушова Екатерина Николаевна
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом МКОУ «Совхозная СОШ» Лискинского района, Воронежской области. В основу взяты программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 – 2011 годы, а также традиции школы и села по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеурочной деятельности младших школьников.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.
Актуальность. В последнее время значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.
Тема гражданственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором «лишении, в терпимости, в смелости» - писал А.С. Макаренко.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Патриотическое воспитание ведется дифференцированно с учётом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.
В настоящее время в нашей школе сложились следующие основные направления работы:
- Передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей Родины. Государственная символика олицетворяет демократическое государство с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой.
Решению этих задач должны способствовать следующие направления:
- Воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- Воспитание чувств гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
- Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу;
- Воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;
- Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
- Воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.
Метод воспитания – это совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них гражданственности и патриотизма. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, в единстве с общешкольными направлениями и с учётом возрастных особенностей школьников.
Результативность реализации программы будет изменяться степенью готовности и стремлением учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста патриотизма, духовного и культурного подъёма, гордости за своё Отечество, Родину, стремление служить своему народу.
Содержательный блок.
Чем больше человеческих судеб входит в нашу жизнь, чем глубже раскрывается отношение человека к святыням Отечества, тем больше мы убеждаемся в том, что сердцевиной человека, с которой всё начинается, являются переживания за свои обязанности перед обществом, памятью и нравственными ценностями народа.
Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, родной стороне – будет много людей похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Основой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников в нашей школе является работа по трём основным направлениям:
- «С чего начинается Родина».
- «Россия – священная наша держава».
- «Растём достойной сменой».
1. «С чего начинается Родина»
Школа. Село на карте Лискинского района. Наш адрес в мире. Времена года, русские народные традиции. Славные даты календаря (23 февраля, 8 марта).
2. «Россия – священная наша держава»
Символика государства. Основной закон. Столица России. Главные достопримечательности Москвы и городов России. Герб моей семьи. Красные даты календаря (День Конституции, День России).
3. «Растём достойной сменой».
Школа – мой дом, следим за порядком в нём. Односельчане – гордость нашей истории. Служу Отечеству. Герои – лискинцы. Ветераны войны. Шефство над братской могилой. Смотры строя и песни. Встречи с ветеранами войны.
Календарно-тематическое планирование.
Сроки | Наименование мероприятий | Форма |
1. «С чего начинается Родина» | ||
Сентябрь | 1 класс Здравствуй, школа! | Беседа |
Октябрь | Поделки из природного материала | Выставка |
Ноябрь | Здравствуй, золотая осень! | Экскурсия в шк. парк |
Декабрь | Мой дом. | Конкурс рисунков |
Январь | Наши любимые игры (коляда…) | Соревнование |
Февраль | Почему Армия всем родная? | Беседа |
Март | Подарю букет кому? | Беседа |
Апрель | Кто живёт в пруду? | Экскурсия |
Май | Наша школа – самая красивая! | Трудовой десант |
Сентябрь | 2 класс Наш адрес в мире: планеты. Земля, страна – Россия, село, где мы живём; что мы называем родным краем. | Беседа |
Октябрь | Родные просторы. | Экскурсия по окрестностям села |
Ноябрь | «Моё село – мой край родной». | Конкурс рисунков. |
Декабрь | «Мы – фантазёры». | Конкурс поделок из природного материала |
Январь | «Наши любимые игры». | Соревнования |
Февраль | Буду Родине служить! | Беседа |
Март | Самая хорошая, дорогая самая! | Беседа |
Апрель | Жизнь нашего водоёма. | Экскурсия |
Май | Сделаем школу самой чистой. | Трудовой десант |
Сентябрь | 3 класс История моего родного села в трудовых буднях односельчан | Экскурсия в музей с-за 2 «Пятилетка» |
Октябрь | «Природа и фантазия». | Конкурс поделок из природного материала |
Ноябрь | Огромный мир и отчий край. | Беседа |
Декабрь | «Любимый уголок родного села». | Конкурс рисунков |
Январь | Коляда | Игры, конкурсы, состязания |
Февраль | Из истоков рождения Красной Армии | Классный час |
Март | «Поём о маме» | Конкурс песен |
Апрель | Весна на полотнах великих художников | Беседа |
Май | Береги и сохрани потомкам чистые реки, поля, луга, леса. | Трудовые десанты по уборке территории села |
Сентябрь | 4 класс «Великая моя Россия». | Заочное путешествие по России |
Октябрь | «Я всюду вижу Родину свою». | Выставка поделок из природного материала |
Ноябрь | «Мой отчий край». | Конкурс рисунков |
Декабрь | «Я люблю свою землю». | Конкурс сочинений |
Январь | «Родное придонье» | Экскурсия в рай. музей |
Февраль | «Родина – мать, умей за неё постоять!» | Дискуссия |
Март | Славим женщин! | Тематический клас. час |
Апрель | О мужестве, отваге. | Конкурс песен |
Май | Мой вклад в сохранении родной природы. | Трудовой десант |
2. «Россия – священная наша держава» | ||
Сентябрь | 1 класс Знакомство с символом государства – флагом. | Беседа |
Октябрь | Главный город России. | Беседа |
Ноябрь | Главная площадь России. | Беседа |
Декабрь | Что такое конституция? | Беседа |
Январь | Заочное путешествие по Москве. | Фото- беседа |
Февраль | Знакомство с кабинетом ОБЖ. | Экскурсия |
Март | Главная площадь России | Беседа |
Апрель | Спасская башня Кремля. | Беседа |
Май | 12 июня - День Конституции. | Беседа |
Сентябрь | 2 класс Изучение Гимна России. | Беседа |
Октябрь | Москва – сердце России. | Беседа |
Ноябрь | Из истории российского флага. | Беседа |
Декабрь | Конституция – основной закон государства. | Беседа |
Январь | Достопримечательности Москвы. | Фото - выставка |
Февраль | Знакомство с кабинетом ОБЖ. | Экскурсия |
Март | Почему площадь «Красная»? | Беседа |
Апрель | Из истории Кремля. | Беседа |
Май | Скоро день России. | Беседа |
Сентябрь | 3 класс Герб, флаг. Гимн – символы государства. | Беседа |
Октябрь | Президент России – глава государства. | Беседа |
Ноябрь | Из истории российского герба. | Классный час |
Декабрь | Основной закон государства. | Беседа |
Январь | Герб моей семьи. | Конкурс рисунков |
Февраль | Готовимся к защите Отечества. | Устный журнал |
Март | По городам «Золотого кольца». | Заочное путешествие |
Апрель | Стихи и рассказы о России. | Читательная конференция |
Май | «Пою моё Отечество». | Конкурс стихов |
Сентябрь | 4 класс Символы Российского государства. | Беседа |
Октябрь | Мы – граждане России (права и обязанности гражданина). | Дискуссия |
Ноябрь | Гимн – торжественная песня. | Беседа |
Декабрь | Конституция – основной закон государства. | Беседа |
Январь | Моя семья на Гербе. | Конкурс рисунков |
Февраль | Готовим себя к защите Отечества. | Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки |
Март | Государственный Герб России. | Классный час |
Апрель | Дети имеют право на особую заботу и помощь. | Беседа по Конвенции о правах ребёнка |
Май | Праздник многонационального народа (12 июня – день Государства). | Беседа |
3. «Растём достойной сменой». | ||
Сентябрь | 1 класс. Школа – мой дом, следим за порядком в нём. | Трудовые десанты |
Октябрь | Наши односельчане – ветераны войны. | Экскурсия к стенду |
Ноябрь | Рассказы о войне. | Классный час |
Декабрь | Однажды была Война. | Конкурс рисунков |
Январь | Освобождение Лискинского района (14 января). Митинг, посвящённый освобождению г. Воронежа (25 января). | Митинги |
Февраль | Поздравляю папу с днём защитника Отечества. | Классный час |
Март | Я люблю свою маму. | Классный час |
Апрель | Шефство над братской могилой. | Трудовые десанты |
Май | Главный праздник весны. | Классный час |
Сентябрь | 2 класс. Мой дом самый чистый. | Трудовой десант |
Октябрь | Солдаты Родины моей. | Экскурсия к стенду школы |
Ноябрь | Рассказы о войне. | Классный час |
Декабрь | Вставай, стана огромная! | Конкурс рисунков |
Январь | Открытие месячника оборонно-массовой работы | Линейка |
Февраль | Смотр песни и строя. | |
Март | Моя мама – самая хорошая. | Классный час |
Апрель | Шефство над братской могилой | Трудовой десант |
Май | «Цветок ветерану». День Победы. | «Операция», классный час |
Сентябрь | 3 класс Чистота и уют школу берегут | Трудовой десант |
Октябрь | «Они защищали Родину». | Экскурсия к стенду «Герои СССР» |
Ноябрь | Димитриевская суббота (память о тех, кто погиб в битве за Родину) | Классный час |
Декабрь | «Дети войны». | Конференция о прочитанных книгах о войне |
Январь | Освобождение Лискинского района (14 января), освобождение г. Воронежа (25 января) | Стихи. Митинги |
Февраль | Смотр строя и песни. | Классный час |
Март | Женщины России (о космосе). | Классный час |
Апрель | Шефство над братской могилой. | Трудовой десант |
Май | «Цветок ветерану», «Великий день Победы», «Спасибо деду за Победу» | «Операция». Классный час, конкурс сочинений |
Сентябрь | 4 класс Мы школы своей хозяева. | Трудовой десант |
Октябрь | Из истории семейного альбома. | Беседа |
Ноябрь | Димитриевская суббота | Беседа |
Декабрь | «Герои – Лискинцы». | Экскурсия к стенду |
Январь | Освобождение Лискинского района (14 января), освобождение г. Воронежа (25 января) | Митинги |
Февраль | Смотр стоя и песни. | |
Март | Женщины на портретах великих художников | Классный час |
Апрель | Шефство над братской могилой. | Трудовой десант |
Май | «Цветок ветерану», «Этот День Победы». | «Операция», Классный час |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Совхозная СОШ»
ПРОГРАММА здоровьесбережения
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Разработчик: учитель начальных классов
Сенцова Светлана Вячеславовна
2018г.
Пояснительная записка:
Здоровье до того перевешивает все
остальные блага жизни, что поистине
здоровый нищий счастливее
больного короля.
Артур Шопенгауэр
Актуальность данной программы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.
С введением нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) здоровьесберегающая работа школы с использованием педагогических средств становится особенно важной. Новый ФГОС ставит перед школой цели, формулирует ключевые задачи, обозначает средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, в которые входят: самостоятельная сознательная регуляция своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего и окружающих людей.
ФГОС направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задача перед педагогом поставлена конкретная: «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни»
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация и развитие во многом зависит от среды, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет эта среда - система образования, т.к. он пребывает в учреждениях образования связаны более 70% активного времени. В то же время в этот период организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося. Предлагаемая программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Нормативно-правовая база:
В 2003 году был издан ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21-03-2003 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации», где здоровье населения признана стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. В Российской Федерации также уже принят ряд законодательных актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в частности, относятся:
- “Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
- Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, в которой физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
- Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
- Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).
Участники: обучающиеся1-4 классов
Срок реализации: 2018-2022г.г.
Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в жизни.
Задачи:
- Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения.
- Провести диагностику состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их изменениями.
- Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Направления деятельности:
Медико-диагностическое направление предполагает:
- анализ организации рабочего пространства кабинета на соответствие требованиям СанПин;
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
- мониторинг детского здоровья с момента поступления в школу и в конце каждого учебного года; выявление хронических заболеваний;
- разработка карту физического здоровья детей (на основании медицинских показаний, анкетирования родителей, детей);
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями;
- организация питания учащихся.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- совершенствование деятельности психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся;
- организация психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры;
- использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
- проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, туристических слётов);
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
План деятельности по реализации программы.
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. | Медико-диагностическое направление | |||
1.1. | Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья; - формирование групп здоровья по показателям. | Терапевт общей практики Классный рук-ль, учитель физкультуры | ежегодно | Медицинские карты |
1.2. | Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. | Мед. работник | ежегодно | план медосмотров |
1.3. | Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. | Терапевт общей практики Мед. работник | ежегодно | план прививок |
1.4. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | Классные руководители | ежегодно | материалы отчетов |
1.5. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Бракеражная комиссия | ежедневно в течение года |
|
1.6. | Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление вентиляция уборка | Зам. директора по АХЧ, учителя | ежедневно в течение года |
|
1.7 | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | Заместитель директора по УВР | Каждую четверть | справка по оценке расписания |
2. | Психолого-педагогическое направление. | |||
2.1. | Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. | Администрация школы | ежегодно | план работы |
2.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в выпускных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; | педагог-психолог | ежегодно | диагностические исследования |
2.3. | Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. | Педагог-психолог школы | ежегодно | план работы педагога- психолога |
2.4. | Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» | заместитель директора по ВР | ежегодно | материалы конференции |
2.5. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | Учителя-предметники | ежегодно | планы уроков |
2.6. | Проведение тематических классных часов по пропаганде ЗОЖ | Классные руководители | ежемесячно | ВР |
2.7. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры, окружающего мира, математики, литературного чтения, | учителя-предметники | в течение года | планы уроков |
3. | Спортивно-оздоровительное направление. | |||
3.1. | Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.
| учителя физической культуры | ежемесячно | план работы |
3.2. | Разработка системы кружковой, внеурочной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. | Заместитель директора по ВР | ежегодно | план работы кружков и секций |
3.3. | Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. | Заместитель директора по ВР | ежегодно | план работы |
3.4. | Посещение бассейна (со 2-го класса), как 3-ий час физкультуры | Учителя физкультуры | ежемесячно |
Основные составляющие здоровьесбережения
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПин, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, предусматривают обучение грамотной заботе о своем здоровье, предусматривают формирование культуры здоровья обучающихся и мотивации их к ведению здорового образа жизни.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями
- Повышение уровня физической подготовки школьников
- Повышение мотивации к учебной деятельности
- Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения
Методы контроля реализации программы:
∙ проведение заседаний Методического совета школы;
∙ посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
∙ создание методической копилки опыта;
∙ мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в школе.
∙ сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
∙ контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации программы:
1 класс
№ п/п | Мероприятия | сроки | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 | Ты - первоклассник | Сентябрь | Классный руководитель | Создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой. |
2 | Организация питания в школьной столовой | Сентябрь | Классный руководитель | Памятка “Правила дежурства в столовой” |
3 | Кто умеет жить по часам | Октябрь | Классный руководитель | Разработка режима дня |
4 | Если хочешь быть здоров | Ноябрь | Мед. работник | Знакомство детей с основными направлениями здорового образа жизни |
5 | Самые полезные продукты | Декабрь | Классный руководитель | Дети должны понять, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, научиться выбирать самые полезные продукты. |
6 | Плох обед, если хлеба нет | Январь | Классный руководитель | Составление меню «идеального обеда», памятка «Чем можно заняться после обеда?» |
7 | Поговорим о гигиене | Февраль | Мед. работник | Уточнение знаний обучающихся о предметах гигиены, их значении для здоровья человека; |
8 | Ссора между детьми, к чему может это привести? | Март | Педагог-психолог | Игра «Мирись-мирись» |
9 | Вместе весело гулять | Апрель | Классный руководитель | Сплочение коллектива |
10 | Школа – наш дом, хорошо и исто в нем | Май | Классный руководитель | Газета «Наши успехи, мы ими гордимся» |
2 класс
№ п/п | Мероприятия | сроки | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 | Режим дня второклассника. | Сентябрь | Классный руководитель | Составление режима дня |
2 | Свободное время – как его использовать с пользой? | Октябрь | Классный руководитель | Расписание кружков, секций |
3 | Почему мы болеем? | Ноябрь | Мед. работник | Знакомство с различными инфекционными заболеваниями |
4 | Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь. | Ноябрь | Мед. работник | Осознание детьми того факта, что прививки надо делать и в них нет ничего страшного |
5 | Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты | Декабрь | Классный руководитель | Знакомство детей с главными источниками витаминов - фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма. |
6 | Как утолить жажду? | Январь | Классный руководитель | Формирование представления о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. |
7 | На вкус и цвет товарища нет. | Февраль | Педагог-психолог | Толерантные отношения в коллективе |
8 | Настроение – не пустяк. | Март | Педагог-психолог | Памятка «Как получить хорошую оценку» |
9 | Умей сказать «нет». | Апрель | Классный руководитель | Пропаганда ЗОЖ |
10 | Праздник здоровья. | Май | Классный руководитель | Плакат «Как я забочусь о своём здоровье и сохраняю его» |
3 класс
№ п/п | Мероприятия | сроки | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 | Как всё успевать? | Сентябрь | Классный руководитель | Обучение правильной организации своего времени |
2 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | Октябрь | Учитель физкультуры | Разработка комплекса упражнений для утренней зарядки, у детей должно появиться стремление ежедневно выполнять утреннюю гимнастику |
3 | Закаляйся, если хочешь быть здоров | Ноябрь | Классный руководитель | Знакомство с разными видами закаливания, расширение знаний о пользе закаливания |
4 | Из чего состоит наша пища | Декабрь | Классный руководитель | Формирование представлений о правильном питании |
5 | Вредные привычки | Январь | Мед. работник | Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. |
6 | Нехорошие слова. «Недобрые шутки» | Февраль | Педагог-психолог | Вежливое, уважительное общение между одноклассниками |
7 | Безопасный мир ребенка | Март | Классный руководитель | Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения. |
8 | Разговор на трудную тему | Апрель | Мед. работник | профилактика вредных привычек |
9 | Путешествие в страну Здоровья. | Май | Классный руководитель | воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. |
4 класс
№ п/п | Мероприятия | сроки | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 | Наше здоровье | Сентябрь | Классный руководитель | Обучить детей бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения здоровья. |
2 | Помоги себе сам | Октябрь | Классный руководитель | Научить детей правилам разрешения конфликтов |
3 | Злой волшебник – табак | Ноябрь | Классный руководитель | Выявить негативное воздействие курения на организм человека |
4 | Злой волшебник – алкоголь | Декабрь | Мед. работник | Выявить негативное воздействие алкоголя на организм человека |
5 | Злой волшебник – наркотик | Январь | Мед. работник | Выявить негативное воздействие наркотиков на организм человека |
6 | Что делать, если не хочется идти в школу? | Февраль | Педагог-психолог | Обратить внимание детей на то, что учеба – труд. Развивать уважение к любому труду. |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | Март | Педагог – психолог | Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия |
8 | Мы – одна семья | Апрель | Классный руководитель | Сплочение классного коллектива |
9 | КВН «Наше здоровье» | Май | Классный руководитель | Популяризация здорового образа жизни. |
Работа с родителями (родительские собрания)
1 класс
№ п/п | Тема собрания | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Почему учиться трудно? | беседа и дискуссия | Сентябрь |
2 | Правши и левши | вечер вопросов и ответов | Октябрь |
3 | Маленькие секреты здоровья | дискуссия | Январь |
2 класс
№ п/п | Тема собрания | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Компьютер: друг или враг? | вечер вопросов и ответов | Сентябрь |
2 | Быстрее, выше, сильнее! | круглый стол | Октябрь |
3 | Серебряные струны | организационно-деятельностная игра | Январь |
3 класс
№ п/п | Тема собрания | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Детская агрессия: что делать? | тренинг | Ноябрь |
2 | Почему ребенок лжет? | ток-шоу | Январь |
3 | Каковы батьки-матки, таковы и дитятки | Круглый стол | Март |
4класс
№ п/п | Тема собрания | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Уберечь от беды | устный журнал | Октябрь |
2 | Повышенная тревожность | тренинг | Март |
3 | Ступень вверх: трудности адаптации | конференция | Май |
Методическое обеспечение:
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
- Безруких М.М.,Филиппова Т.А,.Макеева А.Г. Разговор о правильном питании -М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009
Литература:
- Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М., 2005
- Гонохова Т. Трудно быть собой. //Школьный психолог. - №43, 2003.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учить детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
- Матвиенко Г.В., Толстоухова Н.С., МарковаИ.И. Здоровый жизненный стиль. Обучающая программа по первичной профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения - Воронеж, 2002год.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в образовательной среде: сборник программ/Под науч. ред.Л.М. Шипицыной. – СПб., 2003.
- Толмачева Е.В. Организация системы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении. – Волгоград, 2002.
- Хватова Н.В. Уроки здоровья/ Н.В. Хвастова, Л.Е. Зерниченко //Начальная школа. – 1998.-№10
- Шаповалова Л.А. Факультатив «Полезные привычки»/ Л.А. Шаповалова// Начальная школа. – 2003. - №1.
- Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями развития: методическое пособие/ А.М. Щербакова. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МКОУ «Совхозная СОШ»)
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от «31» августа 2022г. Руководитель МО: __________ /Гноевых И.В./ | Согласовано заместитель директора по УВР ________________ Журавлева Е.А. «31» августа 2022 г. | Утверждено: Директор школы: ___________ Цихотских Р.Т. «31» августа 2022 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Школа волонтеров»
Класс: 5-6
2022-2023 учебный год
Социальное направление
Ф. И.О. учителя: Сенцова Светлана Вячеславовна
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление развитие личности: социальное.
Возрастная группа: 10-13
Программа внеурочной деятельности «Школа волонтеров» предназначена для учащихся 5-6 классов и направлена на формирование социальной компетентности, опыта организации социально значимой деятельности, на формирование социально успешной личности.
Место курса внеурочной деятельности «Школа волонтеров» в учебном плане
На реализацию курса внеурочной деятельности «Школа волонтеров» в 5-6 классах отведено 34 ч в год (1 ч. в неделю 34 недели).
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается:
«…развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.
Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.
В современных условиях развитию волонтёрского движения среди школьников уделяется особое внимание. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту готовым на бескорыстную помощь ближнему. Школа создаёт среду, в которой у молодого поколения появляются и начинают развиваться межличностные отношения, ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества, к которому принадлежит молодой человек.
Развитие добровольческого движения в школе является показателем эффективной социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.
В связи с этим разработка программы внеурочной деятельности «Волонтёрское движение», направленная на подготовку и участие подростков в волонтерской деятельности, является актуальной.
Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми
Учебно-методическое обеспечение
1. Стандарт работы организатора добровольческой/волонтерской деятельности – М.:Изд. Ассоциации волонтерских центров, 2021
2. Веретенникова Л.А. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера: учебно-методическое пособие /Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е. В. Четошникова и др. – Барнаул: Алт ГПУ, 2018
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
4. Ивоева А.В. Методические рекомендации по организации обучения участников добровольческой деятельности. – М: АВЦ, 2020
5. Арсеньева Т.Н. Школа волонтера. Рабочие программы. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Т.Н. Арсеньева, А.В. Коршунов, А.А. Соколов – М.: Просвещение, 2021
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
3. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
4. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
5. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
6. Волонтёрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа волонтеров»
Личностные результаты:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
- формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
Метапредметные результаты:
- постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтёров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Раздел 1. Мы – волонтеры!- 5 часов
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях по четырем направлениям- 25 часов
- «Наша школа – наш второй дом!» (13 часов)
Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов. Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю. Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек. Проведение акции «Самая чистая школьная площадка». Изготовление оформления для украшения школы к новому году. К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой». Изготовление подарков для педагогов ко Дню 8 Марта. Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки. Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица». Трудовой десант.
2. «В кругу друзей» (2 часа) Могу ли я быть волонтером? (анкетирование). Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел»
3. «Доброта, забота, милосердие» (10 часов)
Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека. Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека.
Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны. 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела». Акция «Вахта памяти». Изготовление для мам подарков ко Дню матери. 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце». Международный день милосердия. «Будьте Милосердным». Участие к акции «Ветеран живёт рядом».
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ – 4 часов
Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агидотряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.
3.Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Школа волонтеров» (5-6 классы)
№ | Дата | Тема занятия | Примечание | ||
/п/ п | урока в теме | По плану | Факти-чески | ||
1. Мы – волонтеры! (5 часов) | |||||
1 | 1 | 02.09 | Вводный урок. Волонтерское движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы | ||
2 | 2 | 09.09 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. «Что умеет волонтер? Что умеем мы?» | ||
3 | 3 | 16.09 | Права и обязанности волонтера | ||
4 | 4 | 23.09 | Проект. Разработка визитки "Ты хочешь стать волонтером?" .Кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера". | ||
5 | 5 | 30.09 | Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека. Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека | ||
2. Участие в благотворительных акциях по четырем направлениям (12 часов) | |||||
6 | 1 | 07.10 | Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов | ||
7 | 2 | 14.10 | Проведение акции «Самая чистая школьная площадка» | ||
8 | 3 | 21.10 | Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек | ||
9 | 4 | 04.11 | Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества» | ||
10 | 5 | 11.11 | 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела». Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю | ||
11 | 6 | 18.11 | Разучивание подвижных игр для обучающихся нач. классов во время перемен. | ||
12 | 7 | 25.11 | Изготовление для мам подарков ко Дню матери | ||
13 | 8 | 02.12 | Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны | ||
14 | 9 | 09.12 | Акция «Вахта памяти». | ||
15 | 10 | 16.12 | Подготовка к выступлению на общешкольной линейке «Безопасная ёлка». Вручение буклетов. | ||
16 | 11 | 23.12 | Изготовление оформления для украшения школы к новому году | ||
17 | 12 | 13.01 | К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» | ||
3. Пропаганда ЗОЖ (4 часа) | |||||
18 | 1 | 20.01 | Организация и проведение игры «Полезные и вредные привычки» для учащихся начальных классов | ||
19 | 2 | 27.01 | Проведение Недели Здоровья в школе | ||
20 | 3 | 03.02 | 8 февраля – День зимних видов спорта | ||
21 | 4 | 10.02 | КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты | ||
2. Участие в благотворительных акциях по четырем направлениям (13 часов) | |||||
22 | 1 | 17.02 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце» | ||
23 | 2 | 03.03 | Изготовление подарков для педагогов ко Дню 8 Марта. Поздравление педагогов с Днём 8 Марта | ||
24 | 3 | 10.03 | Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов . | ||
25 | 4 | 17.03 | Подготовка к информированию, посвященному Дню Земли. | ||
26 | 5 | 24.03 | 2.04 – Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки | ||
27 | 6 | 07.04 | 12.04 – Международный день милосердия. «Будьте Милосердным» | ||
28 | 7 | 14.04 | Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | ||
29 | 8 | 21.04 | Трудовой десант | ||
30 | 9 | 28.04 | Участие к акции «Ветеран живёт рядом». | ||
31 | 10 | 05.05 | Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днем Победы | ||
32 | 11 | 12.05 | Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) | ||
33 | 12 | 19.05 | Акция «Родное село - чистое село» -сбор мусора. | ||
34 | 13 | 26.05 | Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел» |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Прощание с азбукой»
Цели:
Развитие познавательной активности и творческих способностей детей, Развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.
Развивать мыслительные операции в ходе игры;
Воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению в частности.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, флешка с презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!
Ход мероприятия:
Звучит музыка к песне «Чему учат в школе». Под эту музыку выходят дети 1 класса. (Слайд 1)
Ведущий. Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Именно «Азбука» научила нас читать, и сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов.
Ведущий:
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что многое надо рассказать.
Стихи:
1 ученик: (Щеглова Н.)
Спасибо, азбука за всё,
Что сделала для нас!
За слово первое твоё, за стих,
За первый твой рассказ.
2 ученик: (Каширкий С)
Нас научила ты читать, писать.
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда.
3 ученик: (Ершов М)
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И детей, и учителей.
4 ученик: (Кошелев Вова)
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
5 ученик: (Хомидзода Мархабо)
Знают взрослые и дети,
И шахтёр, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
6 ученик: (Акатова Вика)
Первый класс - это первый задорный звонок.
Первый класс - это первый серьёзный урок.
Первый класс-это первая в жизни отметка,
Это шумная, радостная переменка.
7 ученик: (Кутепова Вика)
Знает каждая девочка, каждый мальчишка,
Первый класс-это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта - Азбука.
8 ученик: (Родионов Кирилл)
9 ученик: (Грачева Настя)
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать.
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Она научила буквам нас,
И письму и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Ведущий: (Слайд 2). Дорогие ребята! Совсем недавно вы переступили порог школы, всем раздали первый в жизни учебник - Азбуку. Каждый ребёнок прочел свои первые слова: «мама», «мир», «Родина».
Ученица: (Щеглова Валерия)
Слово “мир” и слово “мама”
Напишу теперь сама я.
Я вам сказку прочитаю
И до сотни сосчитаю.
Учитель: А сейчас ребята 4 класса исполнят песню, и мы узнаем, чему ещё учат в школе.
Дети (4 класс) исполняют песню «Чему учат в школе»
Учитель: Дорогие гости! С первых дней учёбы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята 3 класса сейчас напомнят вам, какие правила поведения в школе мы должны знать и соблюдать?
1. ученик:
Вставайте дружно, всякий раз, (слайд 3)
Когда учитель входит в класс.
2 ученик:
Нельзя на уроке,-
Послушай, дружок,
Жвачку жевать и кусать пирожок.
3 ученик:
Парта - это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
4 ученик:
Ответить хочешь - не кричи,
А только руку подними.
Учитель спросит - надо встать.
Когда он сесть позволит - сядь.
Дети (2 класс) исполняют частушки. (Слайд 4)
- Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?
- Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
— А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!
- Екатерина Николавна
Очень любит тишину.
Почему шуметь не любит,
Ну никак я не пойму.
- На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель нравится,
Когда он не ругается.
- В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.
- Я «четыре» получила-
Хвастается Мила.
А на самом деле это
Две оценки было.
- Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
- Мы частушки вам пропели:
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Раздаётся стук в дверь (Слайд 5)
Ведущий: Ребята, кто-то пришёл! Давайте посмотрим кто это?
(Входит Азбука)
Азбука: - Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я - Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний.
Ведущий: Дорогая Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей, присаживайся!
Азбука: Спасибо за приглашение.
Раздаётся стук. Входит Буратино.
Буратино: Ой! Куда это я попал?
Ведущий: Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой?
Буратино: Я - Буратино! Знаете такого? А вы что тут делаете?
Ведущий: Мы ученики первого класса, у нас сегодня праздник.
Буратино: Я тоже хочу на праздник.
Ведущий: Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Буратино: Я нигде не учусь. Папа Карло отправлял меня в школу, даже купил мне азбуку. Но я её продал, чтобы купить билет на театральное представление.
Ведущий: Значит, ты и читать, и писать не умеешь?
Буратино: А зачем мне это надо?
Ведущий: Но ведь ты ничего в жизни не добьёшься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу. Вот попробуй прочитать, что написано на экране. (слайд 6)
Буратино: Не знаю и знать ничего не хочу!
Ведущий: Стыдно должно быть, Буратино! Ребята, а вы что скажете? (ответы детей).
Ученица: ( Грачева Настя )
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас мы будем отгадывать загадки.
На экране появляются загадки, дети их читают и отгадывают.
(слайд 7-12)
Ведущий: Молодцы, дети! А Буратино было трудно, так как он сам ничего не смог прочесть.
Буратино: Да, ребята сами читали, а я только слушал, и мне было как-то не по себе.
Ведущий: Это от того, что читать ты только один не умеешь! Сейчас ребята 1 класса тебя с некоторыми буквами познакомят. Слушай внимательно и запоминай. (Слайд 13)
Акатова В.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Кирилл
Весёлый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
Лера
В- буква очень важная,
Воображала Страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Вова
На букву Ё ты назовёшь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш
И всё ужасно колко.
У всех у них иголки.
Матвей
Букву И твердит ишак,
Добавляя букву Я.
Не успокоится никак-
Всё кричит: ИЯ! ИЯ!
Кутепова В.
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.
Мархабо
Взявшись за руки мы встали,
И на М похожи стали.
Настя
Буква Н, как лесенка
Все движемся вперед,
Как лесенка-чудесенка
В мир знаний нас зовёт.
Саша
Хомячок сидит, жуёт,
Лапкой хлеб он в рот кладёт.
Хочешь букву Х ты знать,
Надо хомячка позвать
Учитель: А остальные буквы, Буратино, ты узнаешь, когда придешь в 1 класс.
Задание: рассказать алфавит.
Учитель: Ребята! Хотите ещё поиграть? Азбука принесла с собой телеграммы. Их написали сказочные герои. Подумайте, кто мог их написать. (слайд 14-18)
Ведущий: Вы очень хорошо знаете сказочных героев.
Ведущий: Игра «Доскажи словечко»:
- Лежебока рыжий кот
Отлежал себе…. (живот).
- Михаил залез на дуб
Чтобы врач не вырвал… (зуб).
- В реке большая драка
Поссорились два… (рака).
- Вяжет мама длинный шарф,
Потому, что сын… (жираф).
- И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по ….(животикам).
Ведущий: Буратино, тебе понравилось?
Буратино: Мне очень понравилось!
Молодцы, ребята! Как у вас здорово получается! Я понял, что чтение - лучшее учение. Не научившись читать и писать ничему не научишься.
Ведущиий: А ты, Буратино, будешь учиться грамоте?
Буратино: Да, мне очень хочется научиться читать.
Буратино: Азбука, можно я буду с тобой дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники.
Азбука: Можно!
Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время вы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором
Дети: Спасибо!
Ведущий: Ваши мамы такие умные. Они прочли много интересных сказок. Сейчас мы проверим, вспомнят ли они названия сказок.
- «Снежная принцесса» - это правильно? (Снежная королева)
- «Илья-царевич и Серый Волк». (Иван-царевич и Серый Волк)
- «Мальчик и Карлсон» (Малыш и Карлсон)
- «Гадкий цыплёнок» (Гадкий утёнок)
Ведущий: Молодцы мамы! Экзамен сдан!
Молодцы первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки
Вам по чтению пятёрки!
Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес. Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости. И в этом, ребята, вам поможет новая книга - литературное чтение.
Дети исполняют песню «Дружба с Букварем».
Азбука: До свидания! Счастливого пути! (Уходит)
Ведущий: Ну что, ребята, дальше по стране Знаний поведёт нас книга Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми.
Всем спасибо за внимание,
Вот настал момент прощания.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свидания!
До счастливых новых встреч!»