В помощь классному руководителю

Сенцова Светлана Вячеславовна

Предварительный просмотр:

                                               МКОУ «Совхозная СОШ»

Программа

Тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов МКОУ «Совхозная СОШ» Лискинского района, Воронежской области

«Герои России! Мы ваша достойная смена»

                                                                                 Составители:

                                                                                учителя начальных классов:

                                                                             Неупокоева Ольга Ивановна

                                                                            Сенцова Светлана Вячеславовна

                                                                           Якушова Екатерина Николаевна

Пояснительная записка.

   Настоящая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом МКОУ «Совхозная СОШ» Лискинского района, Воронежской области.  В основу взяты программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 – 2011 годы, а также традиции школы и села по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеурочной  деятельности младших школьников.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.

Актуальность. В последнее время значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.

Тема гражданственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором «лишении, в терпимости, в смелости» - писал А.С. Макаренко.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Патриотическое воспитание ведется дифференцированно с учётом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.

В настоящее время в нашей школе сложились следующие основные направления работы:

  • Передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей Родины. Государственная символика олицетворяет демократическое государство с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой.

Решению этих задач должны способствовать следующие направления:

  • Воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
  • Воспитание чувств гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
  • Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу;
  • Воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;
  • Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
  • Воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.

Метод воспитания – это совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них гражданственности и патриотизма. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, в единстве с общешкольными направлениями и с учётом возрастных особенностей школьников.

 Результативность реализации программы будет изменяться степенью готовности и стремлением учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

    Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста патриотизма, духовного и культурного подъёма, гордости за своё Отечество, Родину, стремление служить своему народу.

Содержательный блок.

  Чем больше человеческих судеб входит в нашу жизнь, чем  глубже раскрывается отношение человека к святыням Отечества, тем больше мы убеждаемся в том, что сердцевиной человека, с которой всё начинается, являются переживания за свои обязанности перед обществом, памятью и нравственными ценностями народа.

Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, родной стороне – будет много людей похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Основой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников в нашей школе является работа по трём основным направлениям:

  1. «С чего начинается Родина».
  2. «Россия – священная наша держава».
  3. «Растём достойной сменой».

1. «С чего начинается Родина» 

Школа. Село на карте Лискинского района. Наш адрес в мире. Времена года, русские народные традиции. Славные даты календаря (23 февраля, 8 марта).

2. «Россия – священная наша держава» 

 Символика государства. Основной закон. Столица России. Главные достопримечательности Москвы и городов России. Герб моей семьи. Красные даты календаря (День Конституции, День России).

3. «Растём достойной сменой».

Школа – мой дом, следим за порядком в нём. Односельчане – гордость нашей истории. Служу Отечеству. Герои – лискинцы. Ветераны войны. Шефство над братской могилой. Смотры строя и песни. Встречи с ветеранами войны.

Календарно-тематическое планирование.

Сроки

Наименование мероприятий

Форма

1. «С чего начинается Родина»

Сентябрь

1 класс

Здравствуй, школа!

Беседа

Октябрь

Поделки из природного материала

Выставка

Ноябрь

Здравствуй, золотая осень!

Экскурсия в шк. парк

Декабрь

Мой дом.

Конкурс рисунков

Январь

Наши любимые игры (коляда…)

Соревнование

Февраль

Почему Армия всем родная?

Беседа

Март

Подарю букет кому?

Беседа

Апрель

Кто живёт в пруду?

Экскурсия

Май

Наша школа – самая красивая!

Трудовой десант

Сентябрь

2 класс

Наш адрес в мире: планеты. Земля, страна – Россия, село, где мы живём; что мы называем родным краем.

Беседа

Октябрь

Родные просторы.

Экскурсия по окрестностям села

Ноябрь

«Моё село – мой край родной».

Конкурс рисунков.

Декабрь

«Мы – фантазёры».

Конкурс поделок из природного материала

Январь

«Наши любимые игры».

Соревнования

Февраль

Буду Родине служить!

Беседа

Март

Самая хорошая, дорогая самая!

Беседа

Апрель

Жизнь нашего водоёма.

Экскурсия

Май

Сделаем школу самой чистой.

Трудовой десант

Сентябрь

3 класс

История моего родного села в трудовых буднях односельчан

Экскурсия в музей с-за 2 «Пятилетка»

Октябрь

«Природа и фантазия».

Конкурс поделок из природного материала

Ноябрь

Огромный мир и отчий край.

Беседа

Декабрь

«Любимый уголок родного села».

Конкурс рисунков

Январь

Коляда

Игры, конкурсы, состязания

Февраль

Из истоков рождения Красной Армии

Классный час

Март

«Поём о маме»

Конкурс песен

Апрель

Весна на полотнах великих художников

Беседа

Май

Береги и сохрани потомкам чистые реки, поля, луга, леса.

Трудовые десанты по уборке территории села

Сентябрь

4 класс

«Великая моя Россия».

Заочное путешествие по России

Октябрь

«Я всюду вижу Родину свою».

Выставка поделок из природного материала

Ноябрь

«Мой отчий край».

Конкурс рисунков

Декабрь

«Я люблю свою землю».

Конкурс сочинений

Январь

«Родное придонье»

Экскурсия в рай. музей

Февраль

«Родина – мать, умей за неё постоять!»

Дискуссия

Март

Славим женщин!

Тематический клас. час

Апрель

О мужестве, отваге.

Конкурс песен

Май

Мой вклад в сохранении родной природы.

Трудовой десант

2. «Россия – священная наша держава»

Сентябрь

1 класс

Знакомство с символом государства – флагом.

Беседа

Октябрь

Главный город России.

Беседа

Ноябрь

Главная площадь России.

Беседа

Декабрь

Что такое конституция?

Беседа

Январь

Заочное путешествие по Москве.

Фото- беседа

Февраль

Знакомство с кабинетом ОБЖ.

Экскурсия

Март

Главная площадь России

Беседа

Апрель

Спасская башня Кремля.

Беседа

Май

12 июня -  День Конституции.

Беседа

Сентябрь

2 класс

Изучение Гимна России.

Беседа

Октябрь

Москва – сердце России.

Беседа

Ноябрь

Из истории российского флага.

Беседа

Декабрь

Конституция – основной закон государства.

Беседа

Январь

Достопримечательности Москвы.

Фото - выставка

Февраль

Знакомство с кабинетом ОБЖ.

Экскурсия

Март

Почему площадь «Красная»?

Беседа

Апрель

Из истории Кремля.

Беседа

Май

Скоро день России.

Беседа

Сентябрь

3 класс

Герб, флаг. Гимн – символы государства.

Беседа

Октябрь

Президент России – глава государства.

Беседа

Ноябрь

Из истории российского герба.

Классный час

Декабрь

Основной закон государства.

Беседа

Январь

Герб моей семьи.

Конкурс рисунков

Февраль

Готовимся к защите Отечества.

Устный журнал

Март

По городам «Золотого кольца».

Заочное путешествие

Апрель

Стихи и рассказы о России.

Читательная конференция

Май

«Пою моё Отечество».

Конкурс стихов

Сентябрь

4 класс

Символы Российского государства.

Беседа

Октябрь

Мы – граждане России (права и обязанности гражданина).

Дискуссия

Ноябрь

Гимн – торжественная песня.

Беседа

Декабрь

Конституция – основной закон государства.

Беседа

Январь

Моя семья на Гербе.

Конкурс рисунков

Февраль

Готовим себя к защите Отечества.

Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки

Март

Государственный Герб России.

Классный час

Апрель

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

Беседа по Конвенции о правах ребёнка

Май

Праздник многонационального народа (12 июня – день Государства).

Беседа

3. «Растём достойной сменой».

Сентябрь

1 класс.

Школа – мой дом, следим за порядком в нём.

Трудовые десанты

Октябрь

Наши односельчане – ветераны войны.

Экскурсия к стенду

Ноябрь

Рассказы о войне.

Классный час

Декабрь

Однажды была Война.

Конкурс рисунков

Январь

Освобождение Лискинского района  

 (14 января). Митинг, посвящённый освобождению г. Воронежа (25 января).

Митинги

Февраль

Поздравляю папу с днём защитника Отечества.

Классный час

Март

Я люблю свою маму.

Классный час

Апрель

Шефство над братской могилой.

Трудовые десанты

Май

Главный праздник весны.

Классный час

Сентябрь

2 класс.

Мой дом самый чистый.

Трудовой десант

Октябрь

Солдаты Родины моей.

Экскурсия к стенду школы

Ноябрь

Рассказы о войне.

Классный час

Декабрь

Вставай, стана огромная!

Конкурс рисунков

Январь

Открытие месячника оборонно-массовой работы

Линейка

Февраль

Смотр песни и строя.

Март

Моя мама – самая хорошая.

Классный час

Апрель

Шефство над братской могилой

Трудовой десант

Май

«Цветок ветерану». День Победы.

«Операция», классный час

Сентябрь

3 класс

Чистота и уют школу берегут

Трудовой десант

Октябрь

«Они защищали Родину».

Экскурсия к стенду «Герои СССР»

Ноябрь

Димитриевская суббота (память о тех, кто погиб в битве за Родину)

Классный час

Декабрь

«Дети войны».

Конференция о прочитанных книгах о войне

Январь

Освобождение Лискинского района (14 января), освобождение г. Воронежа (25 января)

Стихи. Митинги

Февраль

Смотр строя и песни.

Классный час

Март

Женщины России (о космосе).

Классный час

Апрель

Шефство над братской могилой.

Трудовой десант

Май

«Цветок ветерану», «Великий день Победы», «Спасибо деду за Победу»

«Операция». Классный час, конкурс сочинений

Сентябрь

4 класс

Мы школы своей хозяева.

Трудовой десант

Октябрь

Из истории семейного альбома.

Беседа

Ноябрь

Димитриевская суббота

Беседа

Декабрь

«Герои – Лискинцы».

Экскурсия к стенду

Январь

Освобождение Лискинского района (14 января), освобождение г. Воронежа (25 января)

Митинги

Февраль

Смотр стоя и песни.

Март

Женщины на портретах великих художников

Классный час

Апрель

Шефство над братской могилой.

Трудовой десант

Май

«Цветок ветерану», «Этот День Победы».

«Операция», Классный час



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Совхозная СОШ»

ПРОГРАММА здоровьесбережения

«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

                                                                             Разработчик: учитель начальных классов

                                                            Сенцова Светлана Вячеславовна

2018г.

Пояснительная записка:

                                                                                                 Здоровье до того перевешивает все

остальные блага жизни, что поистине

                                                                                      здоровый нищий счастливее

                                                                  больного короля. 

                                                                                                      Артур Шопенгауэр 

    Актуальность данной программы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

     С введением нового Федерального государственного стандарта  (ФГОС) здоровьесберегающая работа школы с использованием педагогических средств становится особенно важной. Новый ФГОС ставит перед школой  цели, формулирует ключевые задачи, обозначает средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья,  в которые входят: самостоятельная сознательная регуляция своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего и окружающих людей.

 ФГОС направлен на охрану и    укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

          Задача перед педагогом поставлена конкретная: «Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни»

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация  и развитие во многом зависит от среды, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет эта среда - система образования, т.к. он пребывает в учреждениях образования связаны более 70% активного времени.  В то же время в этот период  организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося. Предлагаемая программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.


Нормативно-правовая база:

В 2003 году был издан  ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21-03-2003 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации», где  здоровье населения признана стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. В Российской Федерации также  уже принят ряд законодательных актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в частности, относятся:

  • “Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
  • Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
  • Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, в которой физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
  • Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273 
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
  • Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).

Участники: обучающиеся1-4 классов

 Срок реализации: 2018-2022г.г.

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в жизни.

Задачи: 

  • Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения.
  • Провести диагностику состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их изменениями.
  • Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Направления деятельности:

Медико-диагностическое направление предполагает:

  • анализ  организации рабочего пространства  кабинета на соответствие требованиям СанПин;
  •  создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
  • мониторинг детского здоровья с момента поступления в школу и  в конце каждого учебного года; выявление  хронических заболеваний;
  • разработка  карту физического здоровья детей (на основании медицинских показаний, анкетирования родителей, детей);
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • изучить внешкольную занятость дополнительными занятиями;
  • организация питания учащихся.

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование деятельности психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся;
  • организация психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию  и проведение спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • эффективная работа с обучающимися на уроках физкультуры;
  • использование динамических пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  •  привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
  • проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, туристических слётов);
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной  работы к  формированию здорового образа жизни учащихся.

План деятельности по реализации программы.

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Медико-диагностическое направление

 1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:                         - анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;  

 -выявление учащихся специальной медицинской  группы;      

-ведение строгого учета детей по группам здоровья;          

- формирование групп здоровья по показателям.

Терапевт общей практики

Классный

рук-ль,

 учитель физкультуры

ежегодно

Медицинские карты

1.2.

Медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья.

Мед. работник

ежегодно

план медосмотров

1.3.

Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

Терапевт общей практики

Мед. работник

ежегодно

план прививок

1.4.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

Классные руководители

ежегодно

 материалы отчетов

1.5.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

Бракеражная комиссия

ежедневно в течение года

 

1.6.

Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание;

освещение;

отопление

вентиляция

уборка

Зам. директора по АХЧ, учителя

ежедневно в течение года

 

1.7

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

Заместитель директора по УВР

Каждую четверть

справка по оценке расписания

2.

Психолого-педагогическое направление.

2.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Администрация школы

ежегодно

план работы

2.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:                                 - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;                                                

   - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в выпускных классах;                                      

  -  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;                                                   -  выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;                                

педагог-психолог

ежегодно

диагностические исследования

2.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

Педагог-психолог школы

ежегодно

план работы педагога- психолога

2.4.

Конференция по  теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

заместитель директора по ВР

ежегодно

материалы конференции

2.5.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

Учителя-предметники

ежегодно

планы уроков

2.6.

Проведение тематических классных часов по пропаганде  ЗОЖ

Классные руководители

ежемесячно

ВР

2.7.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры, окружающего мира, математики, литературного чтения,

учителя-предметники

в течение года

планы уроков

3.

Спортивно-оздоровительное направление.

3.1.

Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.

 

учителя физической культуры

ежемесячно

план работы

3.2.

Разработка   системы кружковой, внеурочной  и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Заместитель директора по ВР

ежегодно

план работы кружков и секций

3.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Заместитель директора по ВР

ежегодно

план работы

3.4.

Посещение бассейна (со 2-го класса), как 3-ий час физкультуры

Учителя физкультуры

ежемесячно

Основные составляющие здоровьесбережения

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПин, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии,  предусматривают обучение грамотной заботе о своем здоровье, предусматривают формирование культуры здоровья обучающихся и мотивации их к ведению здорового образа жизни.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  2. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  4. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  6. Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
  7. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Ожидаемые результаты: 

  • Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями
  • Повышение уровня физической подготовки школьников
  • Повышение мотивации к учебной деятельности
  • Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения

Методы контроля реализации программы:

 проведение заседаний Методического совета школы;

 посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;

 создание методической копилки опыта;

 мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в школе.

 сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

  контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

План мероприятий по  реализации программы:

1 класс

п/п

Мероприятия

сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1

Ты - первоклассник

Сентябрь

Классный руководитель

Создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой.

2

Организация питания в школьной столовой

Сентябрь

Классный руководитель

Памятка “Правила дежурства в столовой” 

3

Кто умеет жить по часам

Октябрь

Классный руководитель

Разработка режима дня

4

Если хочешь быть здоров

Ноябрь

Мед. работник

Знакомство детей с основными направлениями здорового образа жизни

5

Самые полезные продукты

Декабрь

Классный руководитель

Дети должны понять, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, научиться выбирать самые полезные продукты.

6

Плох обед, если хлеба нет

    Январь

Классный руководитель

Составление меню «идеального обеда», памятка «Чем можно заняться после обеда?»

7

Поговорим о гигиене

Февраль

Мед. работник

Уточнение знаний обучающихся о предметах гигиены, их значении для  

           здоровья  человека;

8

Ссора между детьми, к чему может это привести?

Март

Педагог-психолог

Игра «Мирись-мирись»

9

Вместе весело гулять

Апрель

Классный руководитель

Сплочение коллектива

10

Школа – наш дом, хорошо и исто в нем

Май

Классный руководитель

Газета «Наши успехи, мы ими гордимся»

2 класс

п/п

Мероприятия

сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1

Режим дня второклассника.

Сентябрь

Классный руководитель

Составление режима дня

2

Свободное время – как его использовать с пользой?

Октябрь

Классный руководитель

Расписание кружков, секций

3

Почему мы болеем?

Ноябрь

Мед. работник

Знакомство с различными инфекционными заболеваниями

4

Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь.

Ноябрь

Мед. работник

Осознание детьми того факта, что прививки надо делать и в них нет ничего страшного

5

Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты

Декабрь

Классный руководитель

Знакомство детей с главными источниками витаминов - фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма.

6

Как утолить жажду?

Январь

Классный руководитель

Формирование представления о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

7

На вкус и цвет товарища нет.

Февраль

Педагог-психолог

Толерантные отношения в коллективе

8

Настроение – не пустяк.

Март

Педагог-психолог

Памятка «Как получить хорошую оценку»

9

Умей сказать «нет».

Апрель

Классный руководитель

Пропаганда ЗОЖ

10

Праздник здоровья.

Май

Классный руководитель

Плакат «Как я забочусь о своём здоровье и сохраняю его»

3 класс

п/п

Мероприятия

сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1

Как всё успевать?

Сентябрь

Классный руководитель

Обучение правильной организации своего времени

2

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Октябрь

Учитель физкультуры

Разработка комплекса упражнений для утренней зарядки, у детей должно появиться стремление ежедневно выполнять утреннюю гимнастику

3

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Ноябрь

Классный руководитель

Знакомство с разными видами закаливания, расширение знаний о пользе закаливания

4

Из чего состоит наша пища

Декабрь

Классный руководитель

Формирование представлений о правильном питании

5

Вредные привычки

Январь

Мед. работник

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

6

Нехорошие слова. «Недобрые шутки»

Февраль

Педагог-психолог

Вежливое, уважительное общение между одноклассниками

7

Безопасный мир ребенка

Март

Классный руководитель

Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

8

Разговор на трудную тему

Апрель

Мед. работник

профилактика вредных привычек

9

Путешествие в страну Здоровья.

Май

Классный руководитель

воспитание бережного отношения к своему здоровью и  здоровью окружающих.

4 класс

п/п

Мероприятия

сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1

Наше здоровье

Сентябрь

Классный руководитель

Обучить детей бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения здоровья.

2

Помоги себе сам

Октябрь

Классный руководитель

Научить детей правилам разрешения конфликтов

3

Злой волшебник – табак

Ноябрь

Классный руководитель

Выявить негативное воздействие курения на организм человека

4

Злой волшебник – алкоголь

Декабрь

Мед. работник

Выявить негативное воздействие алкоголя на организм человека

5

Злой волшебник – наркотик

Январь

Мед. работник

Выявить негативное воздействие наркотиков на организм человека

6

Что делать, если не хочется идти в школу?

Февраль

Педагог-психолог

Обратить внимание детей на то, что учеба – труд.

Развивать уважение к любому труду.

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

Март

Педагог – психолог

Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия

8

Мы – одна семья

Апрель

Классный руководитель

Сплочение классного коллектива

9

КВН «Наше здоровье»

Май

Классный руководитель

Популяризация здорового образа жизни.

Работа с родителями (родительские собрания)

1 класс

№ п/п

Тема собрания

Форма проведения

Сроки проведения

1

Почему учиться трудно?

беседа и дискуссия

Сентябрь

2

Правши и левши

вечер вопросов и ответов

Октябрь

3

Маленькие секреты здоровья

дискуссия

Январь

2 класс

№ п/п

Тема собрания

Форма проведения

Сроки проведения

1

Компьютер: друг или враг?

вечер вопросов и ответов

Сентябрь

2

Быстрее, выше, сильнее!

круглый стол

Октябрь

3

Серебряные струны

организационно-деятельностная игра

Январь

3 класс

№ п/п

Тема собрания

Форма проведения

Сроки проведения

1

Детская агрессия: что делать?

тренинг

Ноябрь

2

Почему ребенок лжет?

ток-шоу

Январь

3

Каковы батьки-матки, таковы и дитятки

Круглый стол

Март

4класс

п/п

Тема собрания

Форма проведения

Сроки проведения

1

Уберечь от беды

устный журнал

Октябрь

2

Повышенная тревожность

тренинг

Март

3

Ступень вверх: трудности адаптации

конференция

Май

Методическое обеспечение:

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  2.  Безруких М.М.,Филиппова Т.А,.Макеева А.Г. Разговор о правильном питании -М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009

Литература:

  1. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М., 2005
  2. Гонохова Т. Трудно быть собой. //Школьный психолог. - №43, 2003.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учить детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
  4. Матвиенко Г.В., Толстоухова Н.С., МарковаИ.И. Здоровый жизненный стиль. Обучающая программа по первичной профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения - Воронеж, 2002год.
  5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в образовательной среде: сборник программ/Под науч. ред.Л.М. Шипицыной.  – СПб., 2003.
  6. Толмачева Е.В. Организация системы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении. – Волгоград, 2002.
  7. Хватова Н.В. Уроки здоровья/ Н.В. Хвастова, Л.Е. Зерниченко //Начальная школа. – 1998.-№10
  8. Шаповалова Л.А. Факультатив «Полезные привычки»/ Л.А. Шаповалова// Начальная школа. – 2003. - №1.
  9. Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями развития: методическое пособие/ А.М. Щербакова. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

(МКОУ «Совхозная СОШ»)

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1 от «31» августа 2022г.

Руководитель МО: __________ /Гноевых И.В./

            Согласовано

     заместитель директора по УВР

________________ Журавлева Е.А.

            «31» августа 2022 г.

    Утверждено:  

    Директор школы:

___________ Цихотских Р.Т.

    «31» августа 2022 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Школа волонтеров»

Класс: 5-6

2022-2023 учебный год

Социальное направление

Ф. И.О. учителя: Сенцова Светлана Вячеславовна

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление развитие личности: социальное.

Возрастная группа: 10-13

Программа внеурочной деятельности «Школа волонтеров» предназначена для учащихся 5-6 классов и направлена на формирование социальной компетентности, опыта организации социально значимой деятельности, на формирование социально успешной личности.

Место курса внеурочной деятельности «Школа волонтеров» в учебном плане

На реализацию курса внеурочной деятельности «Школа волонтеров» в 5-6 классах отведено 34 ч в год (1 ч. в неделю 34 недели).

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается:

«…развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются        мобильностью,        динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.

Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.

В современных условиях развитию волонтёрского движения среди школьников уделяется особое внимание. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту готовым на бескорыстную помощь ближнему. Школа создаёт среду, в которой у молодого поколения появляются и начинают развиваться межличностные отношения, ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества, к которому принадлежит молодой человек.

Развитие добровольческого движения в школе является показателем эффективной социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.

В связи с этим разработка программы внеурочной деятельности «Волонтёрское движение», направленная на подготовку и участие подростков в волонтерской деятельности, является актуальной.

Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми

Учебно-методическое обеспечение

1. Стандарт работы организатора добровольческой/волонтерской деятельности – М.:Изд. Ассоциации волонтерских центров, 2021

2. Веретенникова Л.А. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера: учебно-методическое пособие /Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е. В. Четошникова и др. – Барнаул: Алт ГПУ, 2018

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия  к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

4. Ивоева А.В. Методические рекомендации по организации обучения участников добровольческой деятельности. – М: АВЦ, 2020

5. Арсеньева Т.Н. Школа волонтера. Рабочие программы. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Т.Н. Арсеньева, А.В. Коршунов, А.А. Соколов – М.: Просвещение, 2021

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 

2. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm 

3. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 

4. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm 

5. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 

6. Волонтёрское движение «Милосердие» http://www.miloserdie-nn.ru/

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа волонтеров»

Личностные результаты:

- формирование духовно-нравственных качеств,  приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

Метапредметные результаты:

- постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:

- активность участия;

- умение планировать работу волонтёров;

- самостоятельность.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Раздел 1. Мы – волонтеры!- 5 часов

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях  по четырем направлениям- 25 часов

  1. «Наша школа  – наш второй дом!» (13 часов)

Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов. Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю. Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек. Проведение акции «Самая чистая школьная площадка». Изготовление оформления для украшения школы к новому году. К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой». Изготовление подарков для  педагогов ко Дню 8 Марта. Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки. Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица». Трудовой десант.

2. «В кругу друзей»     (2 часа) Могу ли я быть волонтером? (анкетирование). Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел»

3. «Доброта, забота, милосердие»      (10 часов)

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека. Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека.

Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны. 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела». Акция «Вахта памяти». Изготовление для мам подарков ко Дню матери. 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце». Международный день милосердия. «Будьте Милосердным». Участие к акции «Ветеран живёт рядом».

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.

Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ – 4 часов

Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), организуют школьные Недели Здоровья, радиопередачи о правильном питании, готовят выступление агидотряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.

   

3.Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Школа волонтеров» (5-6 классы)

Дата

Тема занятия

Примечание

/п/        п

урока в теме

По плану

Факти-чески

1. Мы – волонтеры! (5 часов)

1

1

02.09

Вводный урок. Волонтерское движение. Первый сбор «Эстафета добрых дел»: составление плана работы

2

2

09.09

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений.  «Что умеет волонтер? Что умеем мы?»

3

3

16.09

Права и обязанности волонтера

4

4

23.09

Проект. Разработка визитки "Ты хочешь стать волонтером?" .Кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера".

5

5

30.09

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека. Поздравление пожилых людей на квартирах с Днём пожилого человека

2. Участие в благотворительных акциях  по четырем направлениям (12 часов)

6

1

07.10

Помощь в организации квеста по ПДД для начальных классов

7

2

14.10

Проведение акции «Самая чистая школьная площадка»

8

3

21.10

Поздравление библиотекаря школы с Днём школьных библиотек

9

4

04.11

Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества»

10

5

11.11

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела». Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю

11

6

18.11

Разучивание подвижных игр для обучающихся нач. классов во время перемен.

12

7

25.11

Изготовление для мам подарков ко Дню матери

13

8

02.12

Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны

14

9

09.12

Акция «Вахта памяти».

15

10

16.12

Подготовка к выступлению на общешкольной линейке «Безопасная ёлка». Вручение буклетов.

16

11

23.12

Изготовление оформления для украшения школы к новому году

17

12

13.01

К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой»

3. Пропаганда ЗОЖ  (4 часа)

18

1

20.01

Организация и проведение  игры «Полезные и вредные привычки» для учащихся начальных классов

19

2

27.01

Проведение Недели Здоровья в школе

20

3

03.02

8 февраля – День зимних видов спорта

21

4

10.02

КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям города о сохранении чистоты

2. Участие в благотворительных акциях  по четырем направлениям (13 часов)

22

1

17.02

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг «Доброта как Солнце»

23

2

03.03

Изготовление подарков для  педагогов ко Дню 8 Марта. Поздравление педагогов с Днём 8 Марта

24

3

10.03

Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов .

25

4

17.03

Подготовка к информированию, посвященному Дню Земли.

26

5

24.03

2.04 – Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

27

6

07.04

12.04 – Международный день милосердия. «Будьте Милосердным»

28

7

14.04

Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

29

8

21.04

Трудовой десант

30

9

28.04

Участие к акции «Ветеран живёт рядом».

31

10

05.05

Изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с Днем Победы

32

11

12.05

Могу ли я быть волонтером?

(анкетирование)

33

12

19.05

Акция «Родное село - чистое село» -сбор мусора.

34

13

26.05

Итоговое занятие «Итоги акции «Эстафета добрых дел»



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Прощание с азбукой»

Цели:

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей, Развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.

Развивать мыслительные операции в ходе игры;

Воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению в частности.

Оборудование:

ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, флешка  с презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!

Ход мероприятия:

Звучит музыка к песне «Чему учат в школе». Под эту музыку выходят  дети 1 класса. (Слайд 1)

Ведущий. Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Именно «Азбука» научила нас читать, и сегодня мы совершим  увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов.

Ведущий: 

Праздник начинается, гости улыбаются,

А дети постараются сегодня показать,

Всё, чему учились, всё к чему стремились,

Потому что многое надо рассказать.

Стихи:

1 ученик:   (Щеглова Н.)

 Спасибо, азбука за всё,

Что сделала для нас!

За слово первое твоё, за стих,

За первый твой рассказ.

2 ученик: (Каширкий С)

Нас научила ты читать, писать.

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от А до Я,

И с нами будешь ты всегда.

3 ученик: (Ершов М)

Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей.

Всех знакомых, незнакомых,

И детей, и учителей.

4 ученик: (Кошелев Вова)

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

5 ученик: (Хомидзода Мархабо)

Знают взрослые и дети,

И шахтёр, и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

6 ученик: (Акатова Вика)

Первый класс - это первый задорный звонок.

Первый класс - это первый серьёзный урок.

Первый класс-это первая в жизни отметка,

Это шумная, радостная переменка.

7 ученик: (Кутепова Вика)

Знает каждая девочка,  каждый мальчишка,

Первый класс-это первая школьная книжка.                  

Учились по этой книге всегда,

А книга эта - Азбука.

8 ученик: (Родионов Кирилл)

9 ученик: (Грачева Настя)

Нас сегодня не узнать:

Стали бойко мы читать.

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

Она научила буквам нас,

И письму и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А ещё терпению.

Ведущий: (Слайд 2). Дорогие ребята! Совсем недавно вы переступили порог школы, всем раздали первый в жизни учебник - Азбуку. Каждый ребёнок прочел свои первые слова: «мама», «мир», «Родина».

Ученица: (Щеглова Валерия)

Слово “мир” и слово “мама”
Напишу теперь сама я.
Я вам сказку прочитаю
И до сотни сосчитаю.

Учитель: А сейчас ребята 4 класса исполнят песню,  и мы узнаем, чему ещё учат в школе.

Дети (4 класс) исполняют песню «Чему учат в школе»

 

Учитель: Дорогие гости! С первых дней учёбы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята 3 класса сейчас напомнят вам, какие правила поведения в школе мы должны знать и соблюдать?

1. ученик:

Вставайте дружно, всякий раз,                       (слайд 3)

Когда учитель входит в класс.

2 ученик:

Нельзя на уроке,-

Послушай, дружок,

Жвачку жевать и кусать пирожок.

3 ученик:

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

4 ученик:

Ответить хочешь - не кричи,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

Дети (2 класс) исполняют частушки. (Слайд 4)

  1. Начался учебный год,
    Часики затикали,
    А меня вопрос гнетет:
    Скоро ли 
    каникулы?

  1. Вова в школу опозданья
    Объясняет просто:
    — А учиться, Мариванна,
    Никогда не поздно!

  1. Екатерина Николавна
    Очень любит тишину.
    Почему шуметь не любит,
    Ну никак я не пойму.

  1. На уроке я сижу,
    На учителя гляжу.
    Мне учитель нравится,
    Когда он не ругается.

  1. В нашем классе все ребята
    Любят отличиться.
    Кто рисует, кто поет,
    Лишь бы не учиться.

  1. Я «четыре» получила-
    Хвастается Мила.
    А на самом деле это
    Две оценки было.

  1. Разбудите меня ночью,
    В самой серединочке,
    Расскажу вам алфавит
    Без одной запиночки!

  1. Мы частушки вам пропели:

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Раздаётся стук в дверь  (Слайд 5)

Ведущий: Ребята, кто-то пришёл! Давайте посмотрим кто это?

(Входит Азбука)

Азбука:  - Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Я - Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать

Меня изучишь хорошо-

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний.

Ведущий: Дорогая Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей, присаживайся!

Азбука: Спасибо за приглашение.

Раздаётся стук. Входит Буратино.

Буратино: Ой! Куда это я попал?

Ведущий: Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой?

Буратино: Я - Буратино! Знаете такого? А вы что тут делаете?

Ведущий: Мы ученики первого класса, у нас сегодня праздник.

Буратино: Я тоже хочу на праздник.

Ведущий: Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?

Буратино: Я нигде не учусь. Папа Карло отправлял меня в школу, даже купил мне азбуку. Но я её продал, чтобы купить билет на театральное представление.

Ведущий: Значит, ты и читать, и писать не умеешь?

Буратино: А зачем мне это надо?

Ведущий: Но ведь ты  ничего в жизни не добьёшься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу. Вот попробуй прочитать, что написано на экране.                                                                                                        (слайд 6)

Буратино: Не знаю и знать ничего не хочу!

Ведущий: Стыдно должно быть, Буратино! Ребята, а вы что скажете? (ответы детей).

Ученица: ( Грачева Настя  )                                                                  

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас мы будем отгадывать загадки.

На экране появляются загадки, дети их читают и отгадывают.

 (слайд 7-12)

Ведущий: Молодцы, дети! А Буратино было трудно, так как он сам ничего не смог прочесть.

Буратино: Да, ребята сами читали, а я только слушал, и мне было как-то не по себе.

Ведущий: Это от того, что читать ты только один не умеешь! Сейчас ребята 1 класса тебя с некоторыми буквами познакомят. Слушай внимательно и запоминай. (Слайд 13)

Акатова В.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Кирилл

Весёлый, толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Лера

В- буква очень важная,

Воображала Страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Вова

На букву Ё ты назовёшь

Три слова: ёлка, ёж и ёрш

И всё ужасно колко.

У всех у них иголки.

Матвей

Букву И твердит ишак,

Добавляя букву Я.

Не успокоится никак-

Всё кричит: ИЯ! ИЯ!

Кутепова В.

На лугу под лопухом

У лягушки летний дом.

А в болоте лягушачьем

У неё большая дача.

Мархабо

Взявшись за руки мы встали,

И на М похожи стали.

Настя

Буква Н, как лесенка

Все движемся вперед,

Как лесенка-чудесенка

В мир знаний нас зовёт.

Саша

Хомячок сидит, жуёт,

Лапкой хлеб он в рот кладёт.

Хочешь букву Х ты знать,

Надо хомячка позвать

Учитель: А остальные буквы, Буратино, ты узнаешь, когда придешь в 1 класс.

Задание: рассказать алфавит.

Учитель: Ребята!  Хотите ещё поиграть? Азбука принесла с собой телеграммы. Их написали сказочные герои. Подумайте, кто мог их написать.         (слайд 14-18)

Ведущий: Вы очень хорошо знаете сказочных героев.

Ведущий: Игра «Доскажи словечко»:

  • Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…. (живот).

  • Михаил залез на дуб

Чтобы врач не вырвал… (зуб).

  • В реке большая драка

Поссорились два… (рака).

  • Вяжет мама длинный шарф,

Потому, что сын… (жираф).

  • И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по ….(животикам).

Ведущий: Буратино, тебе понравилось?

Буратино:  Мне очень понравилось!

Молодцы, ребята! Как у вас здорово получается! Я понял, что чтение - лучшее учение. Не научившись читать и писать ничему не научишься.

Ведущиий: А ты, Буратино, будешь учиться грамоте?

Буратино: Да, мне очень хочется научиться читать.

Буратино: Азбука, можно я буду с тобой дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники.

Азбука: Можно!

Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время вы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором

Дети: Спасибо!

Ведущий: Ваши мамы такие умные. Они прочли много интересных сказок. Сейчас мы проверим, вспомнят ли они названия сказок.

  • «Снежная принцесса» - это правильно? (Снежная королева)
  • «Илья-царевич и Серый Волк». (Иван-царевич и Серый Волк)
  • «Мальчик и Карлсон»  (Малыш и Карлсон)
  • «Гадкий цыплёнок»    (Гадкий утёнок)

Ведущий: Молодцы мамы! Экзамен сдан!

Молодцы первоклассники!

Вы прочли Азбуку до корки

Вам по чтению пятёрки!

Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес. Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости. И в этом, ребята, вам поможет новая книга - литературное чтение.

 Дети исполняют песню «Дружба с Букварем».

Азбука: До свидания! Счастливого пути! (Уходит)

Ведущий: Ну что, ребята, дальше по стране Знаний поведёт нас книга Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми.

Всем спасибо за внимание,

Вот настал момент прощания.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свидания!

До счастливых новых встреч!»