Картотека дидактических игр по формированию словаря дошкольников

Настенко Татьяна Петровна

Игры, способствующие количественному накоплению слов и точного соотнесения их с объектами окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека дидактических игр 16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию словаря дошкольников

Игры, способствующие количественному накоплению слов и точного соотнесения их с объектами окружающего мира

  1. Лото

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. Ребенок должен узнать названный предмет и закрыть его.

  1. Чудесный мешочек

Ребенок, закрыв глаза, достает из мешочка предмет и называет его.

  1. Отгадай и назови

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению.

    Помещение для стоянки автомобилей (гараж).

  1. Объясни, что это

Детям предлагается самим объяснить смысловое значение слова.

  1. Отгадай, что это

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

   Кузов, кабина, колеса, руль, фары – грузовик

  1. Кто где живет?

На картинном материале детям предлагается поселить животных в свои домики и назвать их жилище.

  1. Найди маму

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей.

  1. Кто что любит?

На картинном материале детям нужно «покормить» животных и птиц.

  1. Кому что нужно?

Дети подбирают картинки с изображением предметов, необходимых человеку данной профессии.

  1. Времена года

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки.

Игры, способствующие усвоению обобщающего значения слов

  1. Что лишнее?

Детям предлагается посмотреть на картинки и определить лишний предмет

   Кресло, тумбочка, кровать, одеяло

  1. Назови одним словом

Дети называют обобщающие понятия.

  1. Продолжи ряд слов

Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию

  1. Варим обед

Детям предлагают сварить суп и компот. Дети кладут в одну кастрюлю картинки овощей, в другую – фруктов.

  1. Зоопарк

Дети должны поселить в клетку нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.

  1. Какая птица лишняя?

Закрепление понятий: зимующие, перелетные и домашние птицы.

  1. Оденем куклу на прогулку

Закрепление понятий : зимняя и летняя одежда.

  1. Продуктовый магазин

Используя картинный материал, дети расставляют продукты по отделам.

Игры по формированию глагольного словаря

  1. Покажи и объясни

Педагог называет глагол и просит объяснить, что обозначает это слово, и показать

  1. Лото «Кто что делает?»

Педагог называет действие, дети закрывают соответствующую картинку.

  1. Узнай животное по действиям.
  2. Кто что делает?  (по теме «Профессии»)
  3. Игры по теме «Животные»  (Кто как двигается? Кто как ест? Как голос подает?)
  4. Мы едем, едем…

Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Игры по обогащению словаря прилагательными

  1. Образование прилагательных от существительных

Угощаем соком

Какой лист (дерева)?

Из какого материала?

  1. Образование превосходной степени

Коля сильный, а Вова …(сильнее)

  1. Отгадай

Дети отгадывают предмет по описанию его признаков.

  1. Чей хвост? Чье ухо?

Образование притяжательных прилагательных

  1. Что бывает золотым?
  2. Веселые карандаши

Дети подбирают предметные картинки соответствующие цвету карандашей.

Игры по ознакомлению детей с антонимами и синонимами

  1. Скажи наоборот

К данным словам (предметам, признакам, действиям) предлагается придумать слова-«неприятели»

  1. Закончи предложение

Слон большой, а комар …

  1. Подбери картинку-«неприятель»

К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным значением.

  1. Найди «приятелей»

Дети выбирают слова, близкие по значению из ряда слов.

   Конь, собака, лошадь

  1. Придумай слова-«приятели»

Игры по обогащению словаря многозначными словами

  1. Найди одинаковые слова

Используя картинный материал, дети находят одинаковые слова

Ручка – у кого? у чего?

Ножка – у кого? у чего?

  1. Найди слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.  (И.Токмакова)