Картотека дидактических игр по формированию словаря дошкольников
Игры, способствующие количественному накоплению слов и точного соотнесения их с объектами окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по формированию словаря дошкольников
Игры, способствующие количественному накоплению слов и точного соотнесения их с объектами окружающего мира
- Лото
У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. Ребенок должен узнать названный предмет и закрыть его.
- Чудесный мешочек
Ребенок, закрыв глаза, достает из мешочка предмет и называет его.
- Отгадай и назови
Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению.
Помещение для стоянки автомобилей (гараж).
- Объясни, что это
Детям предлагается самим объяснить смысловое значение слова.
- Отгадай, что это
Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары – грузовик
- Кто где живет?
На картинном материале детям предлагается поселить животных в свои домики и назвать их жилище.
- Найди маму
Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей.
- Кто что любит?
На картинном материале детям нужно «покормить» животных и птиц.
- Кому что нужно?
Дети подбирают картинки с изображением предметов, необходимых человеку данной профессии.
- Времена года
К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки.
Игры, способствующие усвоению обобщающего значения слов
- Что лишнее?
Детям предлагается посмотреть на картинки и определить лишний предмет
Кресло, тумбочка, кровать, одеяло
- Назови одним словом
Дети называют обобщающие понятия.
- Продолжи ряд слов
Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию
- Варим обед
Детям предлагают сварить суп и компот. Дети кладут в одну кастрюлю картинки овощей, в другую – фруктов.
- Зоопарк
Дети должны поселить в клетку нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.
- Какая птица лишняя?
Закрепление понятий: зимующие, перелетные и домашние птицы.
- Оденем куклу на прогулку
Закрепление понятий : зимняя и летняя одежда.
- Продуктовый магазин
Используя картинный материал, дети расставляют продукты по отделам.
Игры по формированию глагольного словаря
- Покажи и объясни
Педагог называет глагол и просит объяснить, что обозначает это слово, и показать
- Лото «Кто что делает?»
Педагог называет действие, дети закрывают соответствующую картинку.
- Узнай животное по действиям.
- Кто что делает? (по теме «Профессии»)
- Игры по теме «Животные» (Кто как двигается? Кто как ест? Как голос подает?)
- Мы едем, едем…
Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Игры по обогащению словаря прилагательными
- Образование прилагательных от существительных
Угощаем соком
Какой лист (дерева)?
Из какого материала?
- Образование превосходной степени
Коля сильный, а Вова …(сильнее)
- Отгадай
Дети отгадывают предмет по описанию его признаков.
- Чей хвост? Чье ухо?
Образование притяжательных прилагательных
- Что бывает золотым?
- Веселые карандаши
Дети подбирают предметные картинки соответствующие цвету карандашей.
Игры по ознакомлению детей с антонимами и синонимами
- Скажи наоборот
К данным словам (предметам, признакам, действиям) предлагается придумать слова-«неприятели»
- Закончи предложение
Слон большой, а комар …
- Подбери картинку-«неприятель»
К данному слову выбрать из трех картинок одну с противоположным значением.
- Найди «приятелей»
Дети выбирают слова, близкие по значению из ряда слов.
Конь, собака, лошадь
- Придумай слова-«приятели»
Игры по обогащению словаря многозначными словами
- Найди одинаковые слова
Используя картинный материал, дети находят одинаковые слова
Ручка – у кого? у чего?
Ножка – у кого? у чего?
- Найди слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И.Токмакова)