Раздел № 3 Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.

Сечек Анета Айлы-Маадыровна

1) Конспект методического совета по теме "Профилактика агрессивного поведения в школе".

2) ИОМ управленческих кадров. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Сары-Чумышская основная общеобразовательная школа»

        УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Сары-Чумышская ООШ»

_____________________ /Т.П.Вавилова/

               

__11.12.2024__ г.

Конспект методического совета по теме

«Профилактика агрессивного поведения (буллинга) в школе»

Заместитель директора по УВР: Сечек А.А-М

Сары-Чумыш 2024 г.

Из опыта работы школьной службы медиации «Школа без насилия» по профилактике буллинга в школе.

Согласно плану работы школьной службы медиации «Школа без насилия» был проведен методический совет по теме «Профилактика агрессивного поведения (буллинга)».

Цель данного мероприятия:

  1. Повысить информированность учителей о проблеме буллинга и способах его профилактики.
  2. Знакомство с уже имеющимся опытом работы классных руководителей, школьного психолога и социального педагога.
  3. Практические пошаговые методические материалы по дальнейшей антибуллинговой работе в школе.

Начали методический совет с круга, где каждый рассказал, что для него значит «травля», свои личные истории, связанные с этой темой, поделились с чувствами и переживаниями. На данном мероприятии педагоги рассмотрели вопросы: «Понятие травли», «Участники травли». В практической части проработали темы: «Причины, наносимый вред и помощь участникам травли», затем каждый педагог презентовал свои наработки остальным педагогам.

Обсудили меры профилактики буллинга, школьной травли, такие как просмотр тематических фильмов и литературных произведений с дальнейшим обсуждением. Было предложено провести на общешкольном родительском собрании профилактическую работу с родителями (законными представителями) помочь разобраться в терминологии, причинах буллинга и способах воздействия.

Методический совет по данной теме способствовала приобретению знаний и навыков подхода к данной проблеме и накоплению методического материала.

 Презентации педагогов:

 Учителя начальных классов предложили методическому совету конспект коррекционно-развивающегося занятия по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.

Цель данного занятия: научить детей разнообразным способам выражения в приемлемой форме. Помочь учащимся осознать роль близких людей и друзей в формировании полноценной личности, развивать качества, способствующие гармоничным отношениям с окружающими.

Сказки, игры, упражнения подобраны по следующим принципам:

  1. Наличие «проблемного героя».

Герой находится в сложном состоянии из-за трудно разрешаемой проблемы. Любые его попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугубить ситуацию.

Как ему помочь?

  1. Наличие в сказке доброго совета, подсказанного более мудрым персонажем.

Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению.

  1. В играх осуществляется доверие к происходящему, добрыми намерениями игроков и желание помочь друг другу, что приводит к решению проблемы.
  2. Различными упражнениями происходит чудесная трансформация. Дети осознают ценность данных ранее добрых советов.

Таким образом, для коррекционно-развивающего занятия педагоги начальных классов подобрали сказки, притчи, игры с однозначно хорошим концом, благоприятность конца понятна всем детям.

Социальный педагог Дектерева Наталия Сергеевна рассказала о том, кто находится в группе риска. Выяснилось, что на самом деле в группе риска находятся все обучающиеся, как начального звена, так и подросткового возраста. Для травли ищут повод, чем ребенок отличается от других. Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья.

Так же Дектерева Н.С. познакомила всех участников метод совета с типами буллинга.

ТИПЫ БУЛЛИНГА:

Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят школьные принадлежности).

Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ. Рассказывается о том, что в процессе буллинга всегда есть жертва и агрессор, но также участниками процесса травли оказываются:

- сторона пассивной поддержки агрессора;

- сторона поддержки жертвы;

- сторона «нейтралитета»;

- педагоги; родители.

Каждая из этих сторон несет негативные последствия: так агрессор и сторона поддержки агрессора учатся единственной стратегии в общении, которая в дальнейшей жизни может очень мешать. Жертва получает психологические комплексы и физические травмы. Сторона «нейтралитета» привыкает мириться с жестоким отношением, которое не затрагивает их самих. Родители и педагоги помимо получения проблем в коллективе детей и молодежи могут получить проблемы правового характера.

Школьный психолог Вершинина Валентина Владимировна начала свою презентацию с того, как понять, что ребёнка атакуют.

«Как понять, что ребёнка атакуют? Дети часто молчат о своих проблемах. Они боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг. Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить. Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки. Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда. Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот. Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе. Ночные кошмары, бессонница. Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям. Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность. Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения».  

Валентина Владимировна предложила методы профилактики буллинга для педагогов.

Методы профилактики буллинга для педагогов.

Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм – еженедельное краткое обсуждение темы – очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.

Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе.

Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.

Просмотр фильмов

Многие учителя, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.

В последние годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о буллинге. Главное, чтобы учитель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе с учениками. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.

Комбинирование форм работы

Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.

В завершении заседания метод совета хочется сказать, что школа — это серьезный психогенных факторов. Одним из направлений педагогического коллектива является активное взаимодействие с учащимися с целью формирования ответственности своего психологического здоровья и освоения способов профилактики эмоционального напряжения.