Аттестация-2019

Рима Хамзиевна Рахмятуллова

Мое портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт39.44 КБ
Файл Ссылка на портфолио11.44 КБ

Предварительный просмотр:

                           Педагогический опыт

Рахмятулловой Римы Хамзиевны, учителя истории и обществознания

МОУ «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа»

                       Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

 «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории, обществознания  и во внеурочной деятельности».

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.

Виссарион Белинский

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно богатыми, любили Родину,  приумножали ее богатство, были готовы встать на ее защиту, уверенно  ориентировались в нашем непростом мире.

Происходящие в  нашей стране процессы общественно-политические и социально-экономические преобразования выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будет будущее страны, высоких нравственных, качеств. Среди них, важное значение, имеют патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Актуальность опыта: Воспитание гражданина, патриота – одна из приоритетных стратегий воспитания, ее особая значимость и важность в современных социальных условиях очевидна.

Считаю, что выбранная мною проблема, актуальна.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно – значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.  Воспитание патриотизма – это процесс формирования следующих качеств личности:

- бережное отношение к национальным ценностям и традициям;

- вера в реальные и потенциальные возможности своей Родины;

- чувство долга перед родителями, обществом, страной;

- стремление жить в мире и дружбе с другими народами;

- готовность встать на защиту Отечества.

Без воспитания у подрастающего поколения патриотизма ни в экономике, ни в культуре, ни в иных сферах жизнедеятельности невозможно существенное развитие, поскольку оно непременно должно иметь свою духовную основу – Любовь к Отечеству, к своей Родине.

В современных  социокультурных условиях России важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости быть готовым встать на ее защиту.                

Я и наши учителя убеждены, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности.

Основная  идея:

- выработка системы работы по формированию и развитию качеств  гражданина и патриота на уроках истории и во внеклассной работе.

-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

Теоретическая база опыта

Вопросы патриотического воспитания исследовались  в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.Ф. Афтонасьева, Н.М. Карамзина, А.П. Куницына, А.Н. Радищева и др.

Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Великий русский педагог А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом.  А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины».

Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое Отечество.

Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени Отечества».

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: главной задачей воспитательной работы учебных заведений: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству» .

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания.

Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, Отечеству, родному языку, национальной культуре.

2. Технология опыта:

Основная цель работы - выявление организационно - педагогических условий воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории, во внеурочное время путем привлечения исторического и краеведческого материала.

 Задачи:

- формировать у школьников важнейших качества гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине;

- развивать у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

- довести до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;

- воспитать у учащихся готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

воспитать уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.

Результативность опыта:

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.

Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Очень много внимания уделяется военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского,

Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова,  Ф.Ушакова, П. Нахимова. Ребята готовят презентации, сообщения об этих великих людях России, а затем делятся своими творческими успехами в этом направлении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё  отношение к данной личности.

Велика ответственность учителя, говорящего учащимся о таком высоком понятии, как любовь к родной стране, к родному краю, родному языку, своему народу, людям других национальностей.

На   уроках  использую как традиционные, так и современные образовательные технологии:  

- технологию критического мышления.

- технологию проблемного обучения;

- личностно-ориентированную технологию.

 Патриотическое воспитание  ведется  систематически, комплексно на уроках и внеклассных занятиях. Тем не менее, рамки учебного процесса ограничивают возможности творческого сотрудничества учителя и учеников. Учитель может предлагать учащимся разнообразные формы работы на уроках, но этого всё же будет недостаточно. Известно, что не деятельность, как таковая, воспитывает, а те отношения, которые возникают между взрослыми и детьми в процессе сотворчества. Только лишь во время учебных занятий такие отношения сформировать сложно.

Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве.

В школе  имеется музей, созданный мною в 2007 году. Я остановлюсь на работе школьного историко-краеведческого музея «Наследие», о его  роли в обучении и воспитании детей, формировании патриотизма. Любой музей - это память народа, это истоки, на которых происходит формирование культурного человека. Главный смысл деятельности музея в том, чтобы сохранить историческое наследие, связь поколений, традиций. Основными целями школьного музея являются:

1.  Изучение истории и культуры родного края.

2. Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству, и его прошлому.

3.  Знакомство с национальными традициями и обычаями, с интересными судьбами односельчан.

Музей увековечил память об учителях-ветеранах, знаменитых земляках, ветеранах Великой Отечественной войны, участников тыла, воинах-интернационалистах.

Я, как учитель истории стараюсь делать все, чтобы дети могли гордиться своей школой, своими односельчанами…. Я вижу, как экспонаты волнуют и впечатляют детей

Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей. Школьный музей – живой организм,  центр краеведческой и патриотической работы общеобразовательного учреждения.   Здесь можно ощутить себя частью истории, личностью, способной повлиять на её ход. Атмосфера школьного музея проникнута теплотой и заботой щедрых сердец тех, кто пополняет его фонд, ведёт исследовательскую и поисковую работу.

Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего села, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важен настоящий живой школьный музей.

Основные направления по реализации опыта патриотического воспитания учащихся школы:

- разработка и проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.

- участие обучающихся в творческих конкурсах.

- исследовательская деятельность.

- создание презентаций.

- поисковая работа. Формирование и пополнение фондов школьного музея.

- экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Я убеждена, что работа по патриотическому воспитанию, которая проводится в нашей школе, оказывает огромное влияние на формирование гражданской позиции подрастающего поколения.

Школьный музей  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного города, края,  страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности, тем самым  обеспечивает формирование гражданина и патриота России.

Каждому участнику воспитательного процесса предоставлены возможности проявить свою индивидуальность, основываясь на  личностных качествах,  добиваться положительных  результатов. Занятие интересным делом дает возможность самосовершенствоваться, удовлетворить свои интересы, развивать способности, работать в социуме,  участвовать в коллективных творческих мероприятиях, повышать культурный и духовный уровень, вести диалог между воспитанником и учителем на равных.

Подрастающее поколение – это наши дети. Чтобы они были сильны, необходимо воспитание в духе патриотизма, любви к Отечеству, формирование идей гуманизма, уважение прав человека и демократических ценностей, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

Именно эти задачи патриотического воспитания я стараюсь решать на уроках истории и во внеклассных мероприятиях.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, мероприятия, выступаю на семинарах, заседаниях методического объединения учителей, провожу беседы на родительских собраниях, участвую в конкурсах профессионального  мастерства.

Результатом своей педагогической деятельности считаю достижения учеников. Мои ученики успешно сдают ГИА, участвуют на Всероссийской олимпиаде школьников, в творческих конкурсах различного уровня.

А на сегодняшний день мы имеем следующие результаты:

Участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников муниципального этапа:

2016-2017 учебный год

Обществознание – 2 ученика

 Ямбушева Алсу Маратовна – 8 класс,

 Айнетдинов Чингиз Хан – 9 класс.

2017-2018 учебный год

обществознание – 2 ученика

Алукаева Эльвина Рушановна  -8 класс

Мангутов Азамат Маратович – 9 класс

2018 - 2019 учебный год

история

Каххоров  Абдукаххор Каюмович – 8 класс

Обществознание

Алукаева  Эльвина  Рушановна – 9 класс

Участие учащихся в различных конкурсах:

2016-2017 учебный год

- Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся «Юный исследователь» Исследовательская работа «Родные лица Великой Победы»

(муниципальный этап) – Рызванов Марат, 9 класс

2017-2018 учебный год

- Республиканский конкурс (муниципальный этап) на знание

символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации, Республики Мордовия «О чем рассказывает флаг Российской Федерации» номинация «Исследовательские работы», Алукаева Эльвина, 8 класс (призер)

- Межрегиональная  Олимпиада «Будущий дипломат»  для школьников Республики Мордовия  - Алукаева Эльвина, 8 класс

- Республиканский  конкурс творческих работ

«Каждый день горжусь Мордовией» - Ямбушева Алсу, 9 класс

-  Районный конкурс поисково-исследовательских, научных и творческих работ обучающихся общеобразовательных учреждений Лямбирского муниципального района «Там не смолкали голоса детей…», посвященный  85-летию со дня образования Лямбирского муниципального района – Муртазина Карина, 8 класс

- Республиканской конкурс  поисково-исследовательских, научных и творческих работ студентов и обучающихся образовательных организаций и членов общественных объединений «История школы в истории Мордовии» – Муртазина Карина, 8 класс (призер)

-Международная акция. Тест по истории Отечества “Каждый день горжусь Россиией”, Мангутов Азамат, 9 класс

2018-2019 учебный год

- Республиканский конкурс (муниципальный этап) на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации, Республики Мордовия  

Номинация Исследовательские работы “Герб Российской Федерации”,

 Алукаева Эльвина, 9 класс

-Районный конкурс научно-исследовательских, проектных и поисковых работ среди учащихся ОУ «Юный исследователь». Исследовательская работа «Живая память», посвященная 30-летию вывода советских войск из Афганистана,  

Алукаева Эльвина, 9 класс

-Республиканский творческий конкурс по краеведению «Добро пожаловать в музей» (номинация «Музейная история»), Ямуков Алгиз, 9 класс

-Республиканский конкурс творческих  краеведческих  работ обучающихся «Мой край родной» (номинация «Историческое краеведение. Знаменитые земляки.) Ямуков Алгиз, 9 класс

- Республиканский конкурс творческих  краеведческих работ обучающихся «Мой край родной» (номинация «Историческое  краеведение. Знаменитые земляки.), Алукаева Эльвина, 9 класс

 Участие учащихся во внеклассных мероприятиях:

 -Вечер памяти, посвященный  25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана «А память сердце бережёт», с презентацией (с  приглашением воинов-интернационалистов)

-Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию снятия блокады  Ленинграда  «А город жил…», с презентацией  

- Игра «Слабое звено»

- Общешкольное мероприятие, посвященное 30-летию вывода советских войск из Афганистана «Время выбрало нас…», с презентацией  (с  приглашением воинов-интернационалистов)

- Проведение экскурсий в школьном музее

Творческая  деятельность учащихся в школьном музее:

 поисковая деятельность, экскурсоводы, оформители.

Предполагаемый  результат деятельности:

Воспитание   гуманности  учащихся,  понимания ценности человеческой жизни,  справедливости, бескорыстия, уважения  человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию,  сопереживанию, терпению, доброжелательности.  Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Перспективы дальнейшего развития:

- Дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания с учетом реалий развития страны.

- Сформировать у учащихся потребность активного участия в жизни общества и позитивного отношения к окружающим.

- Повышение собственной компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников через самообразование, прохождение курсовой подготовки.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, мероприятия, выступаю на семинарах, заседаниях методического объединения учителей, провожу беседы на родительских собраниях, консультации, круглые столы по обмену опытом.

- разработанные уроки, мероприятия, программы, проекты, сценарные материалы.

См. на сайте: https://nsportal.ru/user/1119149/page/attestatsiya-2019 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беловинский Л.В. С русским воином через века. – М.: Просвещение, 1992.

2. Вестник образования № 9 за 2000 год. «О военно-патриотическом воспитании молодежи». Письмо МО РФ и Генштаба ВС РФ от 25/26.10.99 г.

3. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник М.М.Кирьянов. – М., 1985.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.». постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122 г. Москва.

5. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. – М.: Молодая гвардия, 1985.

6. Г.К. Силевко «Современные образовательные технологии», М.: Народное образование 1998 г.

7. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.

 

Адресные рекомендации по использованию опыта:

  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, мероприятия, выступаю на семинарах, заседаниях методического объединения учителей, провожу беседы на родительских собраниях, консультации, круглые столы по обмену опытом.

- разработанные уроки, мероприятия

см. на сайте: https://nsportal.ru/user/1119149/page/attestatsiya-2019

                 https://nsportal.ru/rima-rahmyatullova 



Предварительный просмотр:

https://yadi.sk/i/spLuIiGgfKtb4g

ссылка на портфолио