Статья: "Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий"
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС.
Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач:
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста.
2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста.
4. Создать предметно-развивающую среду в группе.
5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов, обучения образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
После адаптации детей в 1 младшей группе, у многих есть проблемы с речью. Наша задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Изучив статьи В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. В. Большевой, Г. С. Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.
Первой инновацией, к которой мы обратились, была куклотерапия.
Как определила Татаринцева Альбина Юрьевна (кандидат психологических наук, доцент, декан психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, член Российского психологического общества, автор книг «Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда», куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Он основан на процессах идентификации (подражательность) ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.
Диагностика показала: у детей улучшилась речь, обогащен словарный запас, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию.
Еще одним из ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи детей раннего возраста я выбрала «Сказкотерапию».
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их.
В предметно-развивающей среде моей группы особое место занимает мини-музей - инновационная педагогическая технология духовно - нравственного воспитания детей на основе фольклорного речевого материала.
Задачами музейной технологии являются: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, развитие речи и расширения словарного запаса, воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению, воспитание культуры поведения.
Технология помогает закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В мини - музее размещены книги—игрушки, книги — раскладушки, книги - картинки, книжки — малышки, матрешки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Мною разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста, которая исходит из моего опыта и состояния практики на уровне государственных стандартов, анализа литературных источников по рассматриваемому вопросу и связана со значительным распространением проблемы формирования речевых навыков у детей раннего возраста.
В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, созданный взрослыми, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
А. П. Усова считает, что потешки, сказки, пестушки, колыбельные, прибаутки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, они пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.
Когда малыши приходят в детский сад, он уже понимают речь, узнают близких,поэтому мы забавляем их песенками и короткими стишками- пестушками, потешками. Их назначение — вызвать у детей радостные, бодрые эмоции.
Позднее наступает черед прибауток - песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием.
Результатом моей работы является то, что улучшается память детей, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Дети с большой охотой приходят в детский сад, легче проходят адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
Еще одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковой гимнастики.
Николай Александрович Бернштейн — (советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности) писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека».
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старались подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, скручивание ленты, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками.
Технология пальчиковой гимнастики удачно сочетается с народным фольклором. С этой целью создан банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики
Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Ещё одна из инноваций применяемая мною ТЕСТОПЛАСТИКА
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Занятия лепкой из соленого теста развивает ребенка эстетически и не только… Об этом говорят слова выдающегося советского педагога-новатора В. А Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
При действии с тестом у малыша развивается тактильно - мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.
Хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика – лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони, что играет положительную роль в развитии речи. Дети с удовольствием лепят конфеты для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Сеансы тестопластики проводим с использованием красивой и интересной игрушки.
В работе с пластилином, с соленым тестом применяем следующие приёмы:
разминание, отщипывание, сплющивание, скатывание (формирование шариков, надавливание, размазывание, раскатывание (формирование «колбаски») - все это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становится более уравновешенным и внимательным.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» (В. М. Бехтерев)
Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – основана на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Например, практика использования мною музыкально – ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в работе с детьми раннего возраста (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации. Считаю, что использование великой силы музыки в работе с детьми раннего дошкольного возраста не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с работой по развитию речи усиливает положительное воздействие. Отмечаю, что дети овладели коммуникативными навыками, у них сформировано восприятие, они выполняют предметно-игровые действия и целенаправленные действия с предметами, они хотят общаться со взрослым.
Ведущая деятельность детей раннего возраста — игра. В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, сюжетно-ролевые игры, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры. В группе созданы разные центры: театральный, центр художественного творчества,центр природы, центр развивающих игр, центр строительно-конструктивных игр, центр сенсорного развития.
Предметно-развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.
Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды, со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения,развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта.
Эффект сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в высокой мотивации детейк участию в музыкальных мероприятиях, проводимых в МАДОУ, отзывы и оценки родителей.
Работа с родителями:
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
Индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиям.
Рекомендации родителям - в виде памяток, в которых убеждала их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».
Чтобы держать их в курсе событий, знакомила родителей используя в родительском уголке раздел «Учите вместе с нами». Потешки, поговорки, считалки, стихи, песни. Родители дома могут повторять этот материал со своим ребенком.
Изготовление альбома «Поиграйте вместе с нами», который обновляла по мере разучивания.
Выпуск папки- передвижки для родителей «Пальцы помогают говорить»
Старалась привлекать родителей принимать участие к организации развивающей среды: создание книжек малышек, дидактических игр. Так же совместно с родителями выполняли творческие задания и предлагали участие в различных конкурсах и выставках, как детского сада, так и группы. Проводили совместные праздники. Родители очень легко и активно отзываются на наши просьбы.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инновационные технологии, направленные на развитие речи раннего детства, апробированные -это (утверждение, одобрение или проверка работоспособностей методов) и применяемые в моей практике, обогащают педагогический процесс и являются действенным методом гуманизации (одобрение,утверждение) воспитания с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии, сказкотерапии, тестопластике, пальчиковой гимнастики, фольклора, музыкотерапии, а так-же предметно-развивающая среда содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью социализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда.- Речь, 2007.
- Татаринцева А.Ю. Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям.- Речь 2007.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развития мышление дошкольников с помощью мнемотехники.- Детство - Пресс, 2005.
- Глухов В.П. Основы социальной педагогики и психологии.- В.Секачев, 2011.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей. Конспекты занятий.- Сфера, 2009 .