Коллегам
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИКТ и педагогика Основные принципы дидактики Роль ИКТ в реализации основных принципов дидактики Принцип наглядности - «золотое правило»: все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания, надо представлять через эти органы восприятия». Ян Амос Коменский ИКТ позволяют дополнить «золотое правило» Коменского: наглядно можно представлять не только то, что возможно для непосредственного восприятия чувствами, но и то что выражается абстрактными законами и моделями.
Принцип доступности и посильности образования : изучаемый материал по уровню трудности должен быть доступен, но в то же время требовать напряжения умственных и духовных сил для усвоения. ИКТ позволяют генерировать задачи возрастающей сложности (трудности). Ученик сам будет отбирать задачи, требующие от него умственного напряжения Принцип индивидуализации обучения : каждый обучающийся уникален, каждый способен по-своему. ИКТ позволяют каждому учащемуся выстроить индивидуальную программу освоения необходимого учебного материала, обеспечивая доступ к базам данных и к преподавателю для консультаций Принцип сознательности и активности: ученик должен выступать субъектом учебной деятельности. ИКТ позволяют максимально реализовать субъектную позицию учащегося
Основные доводы противников использования ИКТ в учебном процессе Никакая техника не может заменить живого слова преподавателя; Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная; при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза; Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами все равно может остаться неусвоенным; Машина ограничивает инициативу и творчество; Компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления. Основные доводы сторонников использования ИКТ в учебном процессе ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей; ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным; ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока; ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в школе В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 “ Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы ” ) для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Применение компьютерных технологий в учебной деятельности происходит при объяснении нового материала; закреплении изученного; при подготовке домашнего задания; повторении; обобщении; контроле знаний; в системе дополнительного образования;
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации: Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1-4 классов должна быть не более 1 5 минут , 5-8 классов – 25 минут, 10-11 – 35минут . С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.
Направления деятельности учителя химии по применению ИКТ на уроке научной и практической деятельности учителя и учащихся элективных и факультативах курсов внеклассной деятельности дополнительных занятиях, направленных на восстановление пробелов знаний и подготовки школьников для сдачи экзаменов, ЕГЭ.
На уроке используются готовые электронные продукты мультимедийные презентации ресурсы сети Интернет метод проектов сочетание с различными педагогическими технологиями
Преимущества ИКТ на уроке разнообразие форм работы глубокое погружение в материал творческое осмысление повышение мотивации учения комфортность работы учащихся
ИКТ в естественном цикле наглядность представления объектов и явлений макро и микромира изучение производства химических продуктов, виртуальные экскурсии моделирование химического эксперимента и химических реакции
“ Виртуальная лаборатория” индивидуальность обучения повышает познавательный интерес и качество изучаемого материала на разных этапах обучения наглядность, доступность, оперативность безопасность увеличение базы эксперимента обратная связь с каждым учеником развивает практические навыки и умения экономия времени
V исх = n исх * V n n исх .= к исх .* n пр к пр. n пр. = m пр. М пр. V исх. = к исх. * m пр . *Vn k пр . * М пр . П Л m пр .= n пр .* Мпр Мпр n пр .= k пр . *n исх . k исх n исх .= V исх . Vn V исх. = к исх . * m пр . *Vn k пр. * М пр . М пр . V исх =n исх *Vn V исх. по m пр. 4
Научная и практическая деятельность четкость и правильность постановки целей, задач подбор теоретической базы проведение виртуальных опытов оформление результатов создание сетевых сообществ
На виртуальных научно – практических конференциях грамотному построению целей, задач своей деятельности составлять тезисы своего проекта раскрывать и защищать работу находить плюсы и минусы исследования и работы в целом определять дальнейшее направление работы участвовать в научном обсуждении других работ Общение со сверстниками на теоретические и практические темы продолжает образовательный процесс и повышает умения и навыки
ТЕМА ПРОЕКТА: ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАЕНИЕ ПРОЕКТА : Этот удивительный Мир © Автор: Кинжалова Ирина Анатольевна, учитель химии МАУСОШ № 13 г. Тамбова Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б.Шоу
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Почему мир так разнообразен? Проблемные вопросы: 1. Как ОВР влияют на разнообразие мира 2. Как знание ОВР помогут защитить мир 3. Зачем нужны знания ОВР в жизни Учебные предметы: химия, экология, ОБЖ, биология, информатика Участники: учащиеся 8-9 классов
Авторы: Кинжалов А Ульев Г, ученицы 9 «Д» класса МАУСОШ № 13 г.Тамбова ХИМИЧЕСКИЙ ХАМЕЛИОН
вещества «Хамелеоны» существуют ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Ознакомиться с информационной литературой, провести анализ, сделать выводы Провести практические исследования влияния условий реакции на окислительное – восстановительные свойства веществ Выяснить значение одного из таких веществ в быту с точки зрения ОВР Цель: ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВА , КОТОРОЕ МОЖЕТ МЕНЯТЬ ЦВЕТ В ВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ
ОЗНАКОМИЛИСЬ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, УЗНАВ КАКИЕ ВЕЩЕСТВА СПОСОБНЫ МЕНЯТЬ ЦВЕТ ПРОВЕЛИ АНАЛИЗ: ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ОПРЕДЕЛИЛИ ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ОКРАСКУ KMnO 4 ВЫЯСНИЛИ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ В БЫТУ И ЕГО ДЕЙСТВИЕ НА РАСТЕНИЯ. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Химическими хамелеонами называют ряд веществ, способных менять свой цвет в ходе химических реакций. К ним относят как органические, так и неорганические вещества. причины окраски веществ зависят от ряда факторов
Молекулу красят свободные электроны нечетное число электронов в молекуле прочность химической связи возникающая химическая связь цвет молекулы зависит от строения
Какие реакции меняют цвет веществ? сами вещества цвет не изменяют. Изменение цвета признак химической реакции, чаще ОВР
Калия перманганат (лат. Kalii permanganas) — калиевая соль марганцевой кислоты Первооткрыватель - шведский химик и аптекарь Карл-Вильгельм Шееле. сплавлял "черную магнезию" — минерал пиролюзит (природный диоксид марганца), с поташом — карбонатом калия и селитрой — нитратом калия. При этом получались перманганат калия, нитрит калия и диоксид углерода: 2MnO 2 + 3KNO 3 + K 2 CO 3 = 2KMnO 4 + 3KNO 2 + CO 2 МАРГАНЦОВКА ( KMnO 4 ).
СВОЙСТВА ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ Темно-фиолетовые кристаллы. Кристаллогидратов не образует. Растворимость в воде — умеренная. Гидролизуется Медленно разлагается в растворе. Растворы окрашены
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОКИСЛИТЕЛЬ в растворе и при спекании. МАРГАНЦОВКА - ЭТО РАЗЛАГАЕТСЯ ВЗРЫВООПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО ДАЕТ ЩЕЛОЧНУЮ РЕАКЦИЮ СРЕДЫ
Как изменяется окраска K М nO 4 Окраска зависит от среды раствора нейтральная щелочная кислая бурый цвет зеленый цвет бесцветный среда раствора цвет перманганата Влияние реакции среды на окислительно - восстановительный процесс Перманганат калия образует различные продукты восстановления в разных реакциях среды
ПРИМЕНЕНИЕ KMnO 4 применяется как окислитель
МАРГАНЦОВКА В БЫТУ антиоксидант + + + + + ПРИМЕНЕНИЕ ПРИМЕНЯЯ МАРГАНЦОВКУ В БЫТУ,МЫ ПРОВОДИМ ОВР! ОВР - ПРОЦЕСС антисептическое средство обладает рвотным действием "прижигание" и "подсушивание" кожи и слизистых оболочек вяжущее действие
В течении недели поливали землю и заболевшее растение слабым раствором. Белый налет на земле исчез, вредители погибли. Марганцовка обладает обеззараживающим и антисептическим свойствами При поливе раз в две недели слабым раствором улучшился внешний вид растений. В составе марганцовки есть элементы, способствующие росту растений, — это марганец и калий. Поливая растения слабым раствором постоянно, обнаружили, что растения щелочных почв реагировали положительно, а кислых – отрицательно. Раствор марганцовки имеет щелочную среду Обработка концентрированным раствором вызывает ожоги и даже гибель растения
ВНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С МАРГАНЦОВКОЙ химический ожог отравление Твердый перманганат калия и его крепкие растворы могут быть опасны. Поэтому хранить его следует в местах, недоступных малышам , а обращаться с осторожностью.
итоги ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА вещества «Хамелеоны» существуют ВЫВОД: САМИ ВЕЩЕСТВА ЦВЕТ ИЗМЕНЯТЬ НЕ МОГУТ. ГИПОТЕЗА НЕ ПОДТВЕРДИЛАСЬ
1С Репетитор. Химия. CD – диск. Большая энциклопедия. Кирилл и Мефодий,2005 CD- диск. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т.- М. 1997г. БДЭ Биология, М. «Дрофа» 2004 Экология. Познавательная энциклопедия, М. «Дрофа» Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М., Химия, 1994. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.; Химия, 1984. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Работа над проектом создает единую картину мира повышает грамотность и логичность изложения мыслей развивает умение обрабатывать текстовую, цифровую и графическую информацию стимулирует внутреннее желание учится на практическом опыте и потребности в само- и взаимооценке результатов работы
Вывод: использование ИКТ в школьном образовании, не снижает ведущей роли учителя, способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и учителя, создает целостность теории и практики.
оранжевый темно- черно-зеленый фиолетовый черно-серый Известно, что двойные и ординарные связи могут относительно легко меняться друг с другом местами. Но каждая межатомная связь - это пара электронов, общих для связываемых ими атомов. Вот и получается, что на участке сопряжения связующие электроны могут довольно свободно перемещаться в пределах такого участка. Подобная свобода влечет за собою важные оптические последствия.
Еще один любопытный факт: соединения с нечетным числом электронов в молекуле чаще являются окрашенными, нежели соединения с четным числом электронов. Скажем, радикал C(C6H5)3 окрашен в интенсивный коричнево-фиолетовый цвет, тогда как C(C6H5)4 бесцветен. Двуокись азота NO2 с нечетным числом электронов в молекуле буро-коричневая, а при ее димеризации получается бесцветное соединение N2O4 (удвоившись, число электронов стало четным). Причина здесь в том, что в системах с нечетным числом электронов один из них является неспаренным и способен относительно свободно перемещаться в рамках всей молекулы. А, как уже упоминалось ранее, это может вызвать появление окраски.
соединение, составленное из почти бесцветных слагающих частей, оказывается окрашенным. Так, ион Fe3+ бесцветен, ион Fe(CN) 6 4 -, входящий в состав желтой кровяной соли, слабо окрашен в желтый цвет. А вот Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 , получающийся при сливании растворов, содержащих указанные ионы, имеет интенсивную синюю окраску. Причину появления окраски следует искать в том, что здесь образуется соединение с более прочными химическими связями (не с ионными, а с ковалентными); степень взаимного обобществления электронов становится столь значительной, что происходит и сильный сдвиг максимума поглощения в видимую область спектра и возрастание интенсивности поглощения. сольваты йода в воде буро-красного цвета, а в четыреххлористом углероде – фиолетовые
силикагель, пропитанный хлористым кобальтом, окрашен в сухом воздухе в синий цвет, а во влажном – розовый. А все дело в том, что при избытке влаги молекулы синего хлористого кобальта CoCl 2 образуют с молекулами воды комплексное соединение - кристаллогидрат CoCl 2 •6H 2 O, имеющий темно-розовую окраску.
Восстанавливается до соединений марганца разной степени окисления. в кислой среде : 2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3H 2 SO 4 = 6K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 3H 2 O в нейтральной среде : 2 KMnO 4 + 3K 2 SO 3 + H 2 O = 3K 2 SO 4 + 2 MnO 2 + 2KOH в щелочной среде : 2 KMnO 4 + K 2 SO 3 + KOH = K 2 SO 4 + 2 K 2 MnO 4 + H 2 O, KMnO 4 + K 2 SO 3 + KOH = K 2 SO 4 + K 2 MnO 4 + H 2 O ( на холоду ) РАЗЛАГАЕТСЯ с выделением кислорода 2KMnO 4 →(t) K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑ ВЗРЫВООПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО 2KMnO 4 + 2H 2 SO 4 → 2KHSO 4 + Mn 2 O 7 + H 2 O, Реагирует с типичными восстановителями (этанолом, водородом и др.).