1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
Аналитическая справка
«Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками»
Анализ результатов обследования речевого развития воспитанников МБДОУ показал, что у детей старшего дошкольного возраста имеют недоразвитие звуковой стороны речи. В связи с этим в МБДОУ работают логопедическая группа. Эти дети, обладая нормальным слухом и интеллектом, имеют недоразвитие речи произношения звуков. Они стесняются общаться с друзьями.
Поэтому коррекционно-воспитательная работа воспитателей Ондар Ч.О.и Куулар З.М. направлены по следующими направлениями:
1. Артикуляционная гимнастика ( с элементами дыхательной и голосовой)
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастики 3-5 раз в день
3. Логоритмика
4. Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношения. (проговаривание слогов, предложений на закрепляемый звук; повторение скороговорок, стихов; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления)
Работа проводится воспитателями и логопедом по тетради взаимной работы логопеда и воспитателя.
Результатом коррекционно-развивающей работы воспитателей Ондар Ч.О Куулар З.М.. являются коррекция звукопроизношения воспитанников, развитие связной речи, диалогической формы речи, самостоятельных высказываний, развитие коммуникативных навыков, создание положительного эмоционального фона в группе, у детей хороший продуктивный настрой на занятие любым видом деятельности..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логосказка является один из приемов коррекционной работы | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе
учителя-логопеда и воспитателя
У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»
(Ирина Токмакова)
Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Сегодня я хочу рассказать вам оиспользовании элементов сказкотерапии для развития детей в логопедии. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.
Целью сказкотерапии является использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает мой практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны.
Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно-эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
Технология логосказки может планироваться в разных образовательных областях:
Область социально-коммуникативного развития;
Область познавательного развития;
Область речевого развития;
Область художественно-эстетического развития.
А также в следующих видах деятельности на тувинских и русских народных сказок:
творческой деятельности (театральной, музыкальной) ;
коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и с другими детьми);
познавательной деятельности (в игровой форме познает что - то новое).
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи, такпри использовании логосказки решались следующие задачи логопедической коррекции:
Коррекционно-образовательные: развитие речи; развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний.
Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
• Сказки, способствующие формированию связной речи;
• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию
положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.
По завершению курса систематического использования логосказок и упражнений фонематическое восприятие детей достигло высокого уровня, значительно улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие неречевых процессов детей также достигло высокого уровня.
Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходило позитивное воздействие на личность в целом, дети чувствовали себя раскованно, свободно
Список используемой литературы
1. Бережная Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007.
2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д., 2006.
3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М., 2002.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.
.