Для родителей
Материал полезный для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_suicidalnomu_povedeniyu_detey_i_podrostkov.doc | 35 КБ |
o_samovolnom_uhode.doc | 113.5 КБ |
dlya_opekunov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по суицидальному поведению детей и подростков
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
Выделяется 3 типа суицидального поведения (Личко А.Е.):
1) демонстративное без намерения покончить с собой
2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта
3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Причины:
- Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
- Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
- Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
- Конфликт, связанный с работой или учебой;
- Материально-бытовые трудности.
Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:
конфликты с окружающими - 94%:
впервуюочередьсродителями-66%
переживаниеобиды32%
чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%
состояние здоровья - 15%.
Детским попыткам самоубийств могут предшествовать:
-вина и стыд за проступки
- насилие над детьми, развод родителей
- алкоголизм или амбивалентное отношение матери
- потеря близких, а также гиперопека или заброшенность
Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.
1.Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
2.Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: "Посмотрите, как мене больно!"
3.Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
4.Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
5.Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.
Психологические особенности самоубийц
Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.
Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.
Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.
Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверх ценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.
Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.
Признаки появления суицидальных намерений у детей.
- Сужение интересов, внутренняя концентрация
- Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность
- Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.
Как относиться?
Если вы родитель, учитель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:
1)"У самоубийцы нарушена психика". Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.
2)"Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди". Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
3)"Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят". Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.
4)"Существует наследственная предрасположенность к суициду". Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
5)"Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих". Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.
Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:
страх, тревога, сочувствие, нетерпение, раздражение, отвержение.
Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно, и он пытается найти выход из кризисной ситуации.
Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).
Что делать?
Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только "шантаж"), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.
Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность обратиться в службу Телефон Доверия.
Предварительный просмотр:
Центр
сопровождения замещающих семей
В нашем Центре
замещающие семьи могут
получить помощь различных
специалистов:
юрист,
психолог,
социальный педагог,
врач – педиатр
Специалисты Центра ведут прием
6 дней в неделю, и гарантируют
конфиденциальность информации
о кандидатах и других членах семей.
Вас мучают сомнения, тревоги,
неразрешимые вопросы?
Мы выслушаем, подскажем,
поможем!
Приходите! Звоните! Пишите!
e-mail:centrczc.momo@mail.ru
ЦСЗС (Коломна) 8(496) 613-12-10
Центр
состоит из семи зональных объединений, каждое из которых обслуживает
несколько районов:
Орехово-Зуевское Тел. 8(496)424-28-28
Электросталь, Электрогорск, Орехово-Зуево, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Орехово-Зуевский р-он, Павлово-Посадский р-он, Ногинский р-он, Балашиха.
Ивантеевское
Фрязино, Лосино-Петровский, Королев, Юбилейный, Красноармейск, Ивантеевка, Сергиево-Посадский р-он, Мытищинский р-он, Щелковский р-он, Пушкинский р-он.
Люберецкое
Лыткарино, Котельники, Дзержинский, Жуковский, Бронницы, Рошаль, Раменский р-он, Воскресенский р-он, Люберецкий р-он, Шатурский р-он
Дмитровский
Лобня, Долгопрудный, Дубна,
Дмитровский р-он, Клинский р-он, Солнечногорский р-он. Химки, Красногорский р-он,
Талдомский р-он.
Ступинское 8 (49664) 2-35-55
Коломна. Коломенский р-он, Ступинский р-он, Озерский р-он, Луховицкий р-он, Серебряно-Прудский р-он, Зарайский р-он, Каширский р-он, Егорьевский р-он
Одинцовское
Краснознаминск, Звенигород, Одинцовский р-он, Истринский р-он, Наро-Фоминский р-он, Можайский р-он, Рузский р-он, Волоколамский р-он, Лотошинский р-он, Шаховской р-он.
Подольское
Климовск, Троицк, Серпухов, Подольск, Пущино, Протвино, Щербинка, Домодедовский р-он, Серпуховский р-он, Подольский р-он, Ленинский р-он, Чеховский р-он.
Министерство образования
Московской области
Московский государственный
социально-психологический институт
Центр
сопровождения замещающих семей
Памятка
приемным родителям
для профилактики
самовольных уходов детей из семьи
Памятка приемным родителям для профилактики
самовольных уходов детей из семьи
Следует знать
Дети, пришедшие в семьи из интернатных учреждений, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития. в условиях воспитания в интернатных учреждениях).Уходы из семьи, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.
«Стремящиеся к компенсации»-уходят из семьи по причинам:
- Недостаток внимания взрослых к ребенку;
- Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);
- Узкий круг социальных контактов (дом, школа);
- Тревога не оправдать ожидания взрослых;
- Страх наказания;
- Поиск авторитета;
- Удовлетворение собственных амбиций.
«Подавленный» тип покидает
семью по следующим причинам:
- Гиперопека
- Эмоциональная усталость;
- Стремление к одиночеству;
- Завышенные требования взрослых;
- Боязнь не оправдать доверие;
- Школьная тревожность.
«Хорошо приспособленный»
тип детей стремиться уйти
из-под контроля взрослых:
- Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения ,сверстникам, друзьям.
- Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными
- Незнание семейных ценностей;
- Страх одиночества;
- Непонимание требований взрослых;
- Недостаточное развитие навыков самообслуживания.
При воспитании приемных детей
необходимо учитывать
Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.
Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация проходит болезненно.
Нельзя переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги). Нельзя резко менять их образ жизни.
Нельзя негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях. Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремиться к взрослым компаниям).
Нельзя перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми). Надо учить самообслуживанию.
Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.
Предварительный просмотр:
Центр
сопровождения замещающих семей
В нашем Центре
замещающие семьи могут
получить помощь различных
специалистов:
юрист,
психолог,
социальный педагог,
врач – педиатр
Специалисты Центра ведут прием
6 дней в неделю, и гарантируют
конфиденциальность информации
о кандидатах и других членах семей.
Вас мучают сомнения, тревоги,
неразрешимые вопросы?
Мы выслушаем, подскажем,
поможем!
Приходите! Звоните! Пишите!
e-mail:centrczc.momo@mail.ru
ЦСЗС (Коломна) 8(496) 613-12-10
Центр
состоит из семи зональных объединений, каждое из которых обслуживает
несколько районов:
Орехово-Зуевское Тел. 8(496)424-28-28
Электросталь, Электрогорск, Орехово-Зуево, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Орехово-Зуевский р-он, Павлово-Посадский р-он,
Ногинский р-он, Балашиха.
Ивантеевское
Фрязино, Лосино-Петровский, Королев, Юбилейный, Красноармейск, Ивантеевка, Сергиево-Посадский р-он, Мытищинский р-он, Щелковский р-он,
Пушкинский р-он.
Люберецкое
Лыткарино, Котельники, Дзержинский, Жуковский, Бронницы, Рошаль, Раменский р-он, Воскресенский р-он, Люберецкий р-он, Шатурский р-он
Дмитровский
Лобня, Долгопрудный, Дубна,
Дмитровский р-он, Клинский р-он, Солнечногорский р-он. Химки, Красногорский р-он,
Талдомский р-он.
Ступинское 8 (49664) 2-35-55
Коломна. Коломенский р-он, Ступинский р-он, Озерский р-он, Луховицкий р-он, Серебряно-Прудский р-он, Зарайский р-он, Каширский р-он,
Егорьевский р-он
Одинцовское
Краснознаминск, Звенигород, Одинцовский р-он, Истринский р-он, Наро-Фоминский р-он, Можайский р-он, Рузский р-он, Волоколамский р-он, Лотошинский р-он, Шаховской р-он.
Подольское
Климовск, Троицк, Серпухов, Подольск, Пущино, Протвино, Щербинка, Домодедовский р-он, Серпуховский р-он, Подольский р-он, Ленинский р-он,
Чеховский р-он.
Министерство образования
Московской области
Московский государственный
социально-психологический институт
Центр
сопровождения замещающих семей
Памятка для опекунов,
попечителей,
приемных родителей.
Детскому суициду НЕТ!!!
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Советы по профилактике подростковых суицидов:
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
- Будьте внимательным слушателем.
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
- Рассказывайте о своих детских переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить.
- Проявляйте ласку к детям, демонстрируйте им свою любовь.
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
Признаки готовности ребенка к суициду:
- Утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- Пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
- Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- Внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
- Склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
- Проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
- Шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если замечена склонность
несовершеннолетнего
к суициду,
следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в, то, же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
3. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
"Будьте искренними и честными в своём отношении к детям и к самим себе"