Для родителей

Материал полезный для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по суицидальному поведению детей и подростков

Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

Выделяется 3 типа суицидального поведения (Личко А.Е.):

 1) демонстративное без намерения покончить с собой

 2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта

 3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины:

  • Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
  •  Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
  •  Конфликт, связанный с работой или учебой;
  • Материально-бытовые трудности.

Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

конфликты с окружающими - 94%:

впервуюочередьсродителями-66%

переживаниеобиды32%

чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%

состояние здоровья - 15%.

 Детским попыткам самоубийств могут предшествовать:

-вина и стыд за проступки

- насилие над детьми, развод родителей

- алкоголизм или амбивалентное отношение матери

- потеря близких, а также гиперопека или заброшенность

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

1.Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

2.Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: "Посмотрите, как мене больно!"

3.Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.

4.Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.

5.Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

Психологические особенности самоубийц

Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.

Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.

Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.

Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверх ценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.

Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.

Признаки появления суицидальных намерений у детей.

  • Сужение интересов, внутренняя концентрация
  • Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность
  • Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.

 Как относиться?

 Если вы родитель, учитель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:

 1)"У самоубийцы нарушена психика". Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

 2)"Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди". Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

 3)"Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят". Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

 4)"Существует наследственная предрасположенность к суициду". Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

 5)"Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих". Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

 Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:

страх, тревога, сочувствие, нетерпение, раздражение, отвержение.

 Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно, и он пытается найти выход из кризисной ситуации.

 Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

Что делать?

Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только "шантаж"), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.

Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность обратиться в службу Телефон Доверия.



Предварительный просмотр:

Центр
сопровождения замещающих семей

В нашем Центре

замещающие семьи могут

получить помощь различных

специалистов:

юрист,

психолог,

социальный педагог,

врач – педиатр

Специалисты Центра ведут прием

6 дней в неделю, и гарантируют

конфиденциальность информации

о кандидатах и других членах семей.

Вас мучают сомнения, тревоги,

неразрешимые вопросы?

Мы выслушаем, подскажем,

поможем!

Приходите! Звоните! Пишите!

e-mail:centrczc.momo@mail.ru

ЦСЗС (Коломна) 8(496) 613-12-10

Центр 
состоит из
семи зональных объединений, каждое из которых обслуживает
несколько районов:

Орехово-Зуевское Тел. 8(496)424-28-28

Электросталь, Электрогорск, Орехово-Зуево, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Орехово-Зуевский р-он, Павлово-Посадский р-он, Ногинский р-он, Балашиха.

Ивантеевское

Фрязино, Лосино-Петровский, Королев, Юбилейный, Красноармейск, Ивантеевка, Сергиево-Посадский р-он, Мытищинский р-он, Щелковский р-он, Пушкинский р-он.

Люберецкое

Лыткарино, Котельники, Дзержинский, Жуковский, Бронницы, Рошаль, Раменский р-он, Воскресенский р-он, Люберецкий р-он,  Шатурский р-он

Дмитровский

Лобня, Долгопрудный, Дубна,
Дмитровский р-он, Клинский р-он, Солнечногорский р-он. Химки, Красногорский р-он,
Талдомский р-он.

Ступинское 8 (49664) 2-35-55

Коломна. Коломенский р-он, Ступинский р-он, Озерский р-он, Луховицкий р-он, Серебряно-Прудский р-он, Зарайский р-он, Каширский р-он, Егорьевский р-он

Одинцовское

Краснознаминск, Звенигород, Одинцовский р-он, Истринский р-он, Наро-Фоминский р-он, Можайский р-он, Рузский р-он, Волоколамский р-он, Лотошинский р-он, Шаховской р-он.

Подольское

Климовск, Троицк, Серпухов, Подольск, Пущино, Протвино, Щербинка, Домодедовский р-он, Серпуховский р-он, Подольский р-он, Ленинский р-он, Чеховский р-он.

Министерство образования
Московской области

Московский государственный
социально-психологический институт

Центр
сопровождения замещающих семей

Памятка
приемным родителям
для профилактики
 
самовольных уходов детей из семьи


Памятка приемным родителям для профилактики
самовольных уходов детей из семьи

Следует знать

Дети, пришедшие в семьи из интернатных учреждений, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития. в условиях воспитания в интернатных учреждениях).Уходы из семьи, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.

«Стремящиеся к компенсации»-уходят из семьи по причинам:

  1. Недостаток внимания взрослых к ребенку;
  2. Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);
  3. Узкий круг социальных контактов (дом, школа);
  4. Тревога не оправдать ожидания взрослых;
  5. Страх наказания;
  6. Поиск авторитета;
  7. Удовлетворение собственных амбиций.

«Подавленный» тип  покидает
семью по следующим причинам:

  1. Гиперопека
  2. Эмоциональная усталость;
  3. Стремление к одиночеству;
  4. Завышенные требования взрослых;
  5. Боязнь не оправдать доверие;
  6. Школьная тревожность.

«Хорошо приспособленный» 
тип детей стремиться уйти
из-под контроля взрослых:

  1. Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения ,сверстникам, друзьям.
  2. Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными
  3. Незнание семейных ценностей;
  4. Страх одиночества;
  5. Непонимание требований взрослых;
  6. Недостаточное развитие навыков самообслуживания.

При воспитании приемных детей
необходимо
учитывать

Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.

Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация проходит болезненно.

Нельзя переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги). Нельзя резко менять их образ жизни.

Нельзя негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях. Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремиться к взрослым компаниям).

Нельзя перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми). Надо учить самообслуживанию.

Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.



Предварительный просмотр:

Центр
сопровождения замещающих семей

В нашем Центре

замещающие семьи могут

получить помощь различных

специалистов:

юрист,

психолог,

социальный педагог,

врач – педиатр

Специалисты Центра ведут прием

6 дней в неделю, и гарантируют

конфиденциальность информации

о кандидатах и других членах семей.

Вас мучают сомнения, тревоги,

неразрешимые вопросы?

Мы выслушаем, подскажем,

поможем!

Приходите! Звоните! Пишите!

e-mail:centrczc.momo@mail.ru

ЦСЗС (Коломна) 8(496) 613-12-10

Центр 
состоит из
семи зональных объединений, каждое из которых обслуживает
несколько районов:

Орехово-Зуевское Тел. 8(496)424-28-28

Электросталь, Электрогорск, Орехово-Зуево, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Орехово-Зуевский р-он, Павлово-Посадский р-он,
Ногинский р-он, Балашиха.

Ивантеевское

Фрязино, Лосино-Петровский, Королев, Юбилейный, Красноармейск, Ивантеевка, Сергиево-Посадский р-он, Мытищинский р-он, Щелковский р-он,
Пушкинский р-он.

Люберецкое

Лыткарино, Котельники, Дзержинский, Жуковский, Бронницы, Рошаль, Раменский р-он, Воскресенский р-он, Люберецкий р-он,  Шатурский р-он

Дмитровский

Лобня, Долгопрудный, Дубна,
Дмитровский р-он, Клинский р-он, Солнечногорский р-он. Химки, Красногорский р-он,
Талдомский р-он.

Ступинское 8 (49664) 2-35-55

Коломна. Коломенский р-он, Ступинский р-он, Озерский р-он, Луховицкий р-он, Серебряно-Прудский р-он, Зарайский р-он, Каширский р-он,
Егорьевский р-он

Одинцовское

Краснознаминск, Звенигород, Одинцовский р-он, Истринский р-он, Наро-Фоминский р-он, Можайский р-он, Рузский р-он, Волоколамский р-он, Лотошинский р-он, Шаховской р-он.

Подольское

Климовск, Троицк, Серпухов, Подольск, Пущино, Протвино, Щербинка, Домодедовский р-он, Серпуховский р-он, Подольский р-он, Ленинский р-он,
Чеховский р-он.

Министерство образования
Московской области

Московский государственный
социально-психологический институт

Центр
сопровождения замещающих семей

Памятка для опекунов,
попечителей,
приемных родителей.

 

Детскому суициду НЕТ!!!


Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Советы по профилактике подростковых суицидов:

  1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
  2. Будьте внимательным слушателем.
  3. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
  4. Рассказывайте о своих детских переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
  5. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить.
  6. Проявляйте ласку к детям, демонстрируйте им свою любовь.
  7. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  8. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

Признаки готовности ребенка к суициду:

  1. Утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  2. Пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  3. Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  4. Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  5. Внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  6. Склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  7. Проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  8. Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  9. Шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если замечена склонность
несовершеннолетнего
к суициду,
следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в, то, же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

3. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

"Будьте искренними и честными в своём отношении к детям и к самим себе"