Главные вкладки
Задорожняя Светлана Дмитриевна
Когда после долгого перерыва я вернулась на работу в детский сад, то обнаружила, что рядом со мной живут удивительные люди. Кто же это?
Конечно же, мои любимые дошколята!
Разговор сегодня пойдет о познавательном развитии детей.
Цель его – это и развитие познавательных интересов, и формирование познавательных действий.
Мои воспитанники это ходячие «Почемучки», «Зачемки», «Ах-ушки».
Кажется, можно просто ответить на их вопросы, но через некоторое время малыши забывают ответ и спрашивают снова.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам» сказал когда-то Ральф Эмерсон.
Дети активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях. Этот принцип я положила в основу своей работы с дошколятами.
Мы, взрослые, не всегда можем понять, что тут такого удивительного?
А их поражает, как, не дотронувшись до монетки можно её передвинуть? Воздух не только вокруг, но и внутри нас! Проект «Воздух- невидимка» прошёл на одном дыхании!
Почему дети так любят воду? Не пройдут спокойно мимо ни одной лужи, а особенно ручейка, а в дождь несутся по улице без зонтов!?
Да потому, что они еще в детском саду изучили удивительные свойства воды:
- у нее приятный цвет, он успокаивает глаза;
- она постоянно движется, даже, когда якобы неподвижна, потому создается впечатление, что она живая, а это интересно;
- водоемы имеют свой оригинальный запах;
- возле воды всегда много интересной живности, за которой хочется наблюдать;
- её можно зачерпывать, переливать, брызгать, выливать, наливать…..
Их удивляет отношение к этому взрослых- ну почему они сердятся, видя малышей и пол в комнате мокрым?
Какой хлеб самый вкусный? Конечно же, тот, который замесили, раскатали, испекли сами!
Проект «Хлеб- всему голова» сопровождался конкурсами «Из какой муки самые вкусные блины?», экспериментами – тесто дрожжевое, на закваске, пресное, с разрыхрытелем, сдобное, заварное, ржаное … Каждые день новые угощения. (Тут, конечно же, помогали мамы ребятишек). А какой запах стоял в группе!
Удивительно, но теперь все с удовольствием съедают весь хлеб!
Мы много ходим на экскурсии в лес, к озеру... И вроде уже всё дети узнали о растениях.
Но….оказывается, деревья тоже могут удивить! На них каким-то волшебным образом выросли конфеты!
Это подарок детям за прекрасное знание растительного мира Карелии!
Наступил очередной Новый год. Дети так оформили группу, что Дед Мороз не выдержал и в тихий час пришёл посмотреть. Проснувшись, дети увидели его следы. А в коридоре их почему- то нет! Так как он попал в группу? Провели целое расследование! Оказывается, через … вентиляционную трубу! Вот почему под ней два следа рядом.
В руках детей белые листы бумаги, снег, да и серые камни на участке расцветают всеми цветами радуги! Чтобы рисовать, не обязательно нужны кисточки, можно сразу из тюбика, с помощью кондитерского шприца, коктейльных трубочек ( метод кляксография), листьев пекинской капусты, овощей и фруктов, губок различной рельефности, пластиковых вилок, мятой бумаги, нитей, восковых свечей, мыльных пузырей, ватных палочек, на клее ПВА , даже пластиковыми карточками! (Проект «Мы раскрасим этот мир!»).
Лепить из пластилина? Скучновато. А из теста? Снега? Здорово!
А эти разноцветные шарики Орбиз удивляют не только детей, но и взрослых. Шарики Орбиз являются прекрасным антистрессом для детей и взрослых благодаря их приятной текстуре. Но основную пользу они принесут детям во время игры, так как отлично развивают детскую мелкую моторику.
КАК ЖЕ ИГРАТЬ С ШАРИКАМИ ОРБИЗ?
Для начала их нужно вырастить! Это самый первый вид игры – эксперимента. Просто заливали гидрогелевые шарики Орбиз водой и смотрели, как они медленно растут. Фиксировали их рост с помощью фото через 1ч, 2ч, 3 ч и т.д. Крупные шарики росли несколько дней.
Из выращенных шариков изготовляли сенсорную или тактильную коробку для развития мелкой моторики ребенка. Для этого выращенные шарики и фигурки поместили в большую емкость. Туда же добавили пластиковые фигурки животных, природные материалы, ракушки и т.д. Дети перебирали шарики руками, сортировали, закапывать и откапывать фигурки.
Игры с формочками и емкостями. Дети наполняли орбизами пробирку, пластиковый контейнер, бутылочки с узким горлышком с помощью ложки или пинцета.
Эксперименты и опыты.
В старшей группе проводили с шариками и фигурками из гидрогеля несколько экспериментов: например, замораживали их. попробовали прорастить в них растение из семени.
Изучение формы, цвета и обучение счету. Благодаря разнообразию форм и расцветок гидрогелевые шарики и фигурки могут стать отличным дидактическим материалом для изучения форм и цветов. Ребята с удовольствием сортировали фигурки по форме или по цвету. Можно попросить их выложить в вазу шарики слоями по цвету.
Также из них можно изготовить шар-мялку антистресс или ароматизатор воздуха.
Оказывается, мамы и папы тоже чего-то не умеют и их можно научить! Мастер-классы для родителей стали привычными для нас.
Эти удивительные люди заставляют меня снова и снова проживать счастливую пору детства.
И я им за это благодарна!
Презентацию о моей работе можно посмотреть на сайте в разделе ПРЕЗЕНТАЦИИ.