1.2. Наличие системы воспитательной работы
1.2.Наличие системы воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_dom_vospitatelnaya_programma_tsssv.docx | 91.47 КБ |
kuular_a.a.rabochaya_programma.docx | 85.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
«Утверждаю» Директор __________А.А.Саая « » __________ 2020 г. |
Воспитательная программа
Центра содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Мой дом»
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях интернатного учреждения - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В Центре содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитываются дети, попавшие из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в, то, же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках интернатных учреждений.
В каждой такой семье 10 – 12 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые воспитанникам необходимо освоить за время пребывания в Центре содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках ЦССВ).
Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блока:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница». Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
- Специально организованные занятия:
- Беседы;
- Рассказы воспитателя;
- Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
- Семейные чтения;
- Разбор ситуации на определенную тему;
- Дискуссия диспут;
- Устный журнал;
- Разговор за семейным столом;
- Демонстрация фильмов;
- Выставка высказываний на определенную тему;
- Практические занятия;
- Составление рукописной семейной газеты;
- Сочинение детей на заданную тему;
- Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
- Создание семейных фильмов;
- Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
- Семейные походы, экскурсии.
- Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
- Семейные вечера на выбранную тему.
- Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
- Семейные игры.
- Анкеты, тесты.
- Час семейного отдыха.
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологическими основами программы являются:
- идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
- «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
- «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
- основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
- основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
- положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре,
особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко), - концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
- «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
- основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности - неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.
Основные принципы воспитания:
- Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
- Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
- Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
- Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.
- Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
- Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
- Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
- Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
- Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
- Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
- Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.
- Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.
Практические задачи программы:
- Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.
- Активизировать и развивать социальные наклонности.
- Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.
- Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
- Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
- Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
IV. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Программа воспитательно-образовательной
работы в семейной группе:
*Примечание:
В летний период работа ведется в соответствии с программой летней оздоровительной группы.
Практическая часть по формированию и развитию навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства
(«Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница»)
«АЗБУКА КУХНИ»
«МУЖЧИНА В ДОМЕ»
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
Рекомендации по планированию и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми в семейной группе:
2.Роль отца и матери в семье | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Роль отца и матери в семье», «Искусство быть матерью» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.) Разговор за семейным столом: «К чему ведёт невыполнение материнских обязанностей» Работа с пословицами: «Добрая жена дом сбережёт, а худая рукавом растрясет», «От хозяйского глаза и конь добреет» Девичник «О девичьей чести» Мальчишник «Разве тот мужчина» Устный журнал: «Отец – это сила, ум, опора семьи» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Психологическое упражнение «Семейный портрет» Психологическая игра «Дружная семья» (Решение жизненных ситуаций по типу «Как поступить?» Чтение худ. литературы отрывок из «Путешествия с багажом» В.К.Железникова | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «О бабушке», «Колыбельная матери» (Воспитание школьника, 2000, №8), «Отец в семье» Практическое занятие «Мамины вечера» (Е.Ю.Сашина Азбука домоводства для больших и маленьких) Разговор за семейным столом: «Зачем человеку имама?» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Работа с пословицами: «При солнышке тепло, при матери добро», «Муж – голова, жена – душа» Чтение худ. литературы: Е.А.Благина «Вот какая мама», А.Н.Майкова «Кукушка», «Мать и дети», А блок «Снег да снег» | |
Для всех детей | |
Сочинение «Каким бы я хотел видеть отца, мать?» Беседа «Бабушка и дедушка – источник мудрости» Работа с пословицами: «У кого есть дед – у того и обед», «Была бы моя бабуся – никого не боюся» Праздник «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» (Начальная школа, 1999, №2) Практическое занятие «Письму к моему ребёнку, когда ему будет 12 – 15 лет» | |
3.Семейные традиции и праздники | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: Что такое традиция?», «Воспитание традиций» (Дошкольное воспитание, 2000,№1) Устный журнал «Красный день календаря» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. М.: 1997) Разговор за семейным столом: «Наше любимое место отдыха на природе» Работа с пословицами: «Частые пирушки изведут полушки», «Ленивому всегда праздники» Рассказ воспитателя «Обряды и ритуалы семейных событий» (С использованием видеозаписей),( Л.Антипина Семейное воспитание, 1999) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседа «Наши семейные праздники» Разговор за семейным столом «За что ялюблю праздники» Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье» Работа с пословицами: «Доплясались, что без хлеба остались», «Сердись, бранись, а за хлебом – солью сходись» Чтение худ. литературы: И.Суриков «Детсво», Л.Воронкова «Девочка из города», А.Толстой «Детство» | |
Для всех детей | |
Сочинение «Зачем нужны праздники в семье» Устный журнал «Радость семейных праздников» (Домашнее воспитание, 2015, №2) Праздник «Не здесь ли сегодня до блеска полы намыты и для каждого двери открыты?» (Начальная школа,2015, №12) Разговор за семейным столом «Мы жили по соседству» (Взаимоотношения, совместные праздники, вечера, отдых) Рассказ воспитателя «Христианские праздники» | |
Тема: Роль интеллекту-ального развития в становлении личности ребёнка» 1.Семья как фактор интеллекту-ального развития личности. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседа «Красна птица пером, а человек – умом»,»Родители и «почемучки» (А.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова Ступени общения: от года до семи лет, М.,2014) Работа с пословицами: «Век живи – век учись», «Сырое дерево гниёт, пока не высохнет, ребёнок учиться, пока не вырастет» Устный журнал «Я познаю мир» Сочинение «Что значит «Ума палата»?» Упражнения на развитие мышления | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Что за чудо – эти бабушкины сказки!», «Зачем детям читают сказки»,»Домашняя школа», «Чтобы умнее стать, надо много знать» Сочинение «Золотая голова» Домашний Эрмитаж: выставка детских книг на познавательные темы Праздник: «Час вопросов и ответов» Размышление: «Хорошо ли быть умным?» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Что значит «быть умным»?», «Какие знания даёт семья ребёнку?» Практические занятия по ознакомлению с окружающим миром:
| |
2.Роль игр в семейном воспитании для интеллекту-ального развития детей. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Игра – ключ к познанию», «Игры, развивающие ум» Разговор за семейным столом: «Мамины игры и игры с папой» Устный журнал: «Познавательные игры в семье – источник информации» Сочинение «В какие игры я играю с младшими» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Рассказ воспитателя «Любимые игры в моём детстве» Чтение худ. литературы: отрывки из книг А.Толстого, С.Аксакова, В.Драгунского, Н.Носова Сочинение «В какие игры я бы хотел играть с мамой» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Совместные семейные игры» Устный журнал: «Вечером, когда делать нечего» Конкурс: Самая познавательная детская игра Практическое занятие: Изготовление материалов к дидактическим играм | |
3.Увлечения и интересы ребёнка при формировании его познавательной активности | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Мои увлечения», «Влияние увлечений на выбор профессий», «Увлечение и познание окружающего» Практическое занятие: Изготовление альбомов, папок по увлечениям Разговор за семейным столом: «Интересы – потенциальные способности» Сочинение: «Моё хобби» Устный журнал «Эти разные разные интересы» (А.В.Петровский Общая психология) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Увлечения и интересы», «Мой любимый урок в школе» Рассказ воспитателя «Интерес – путь к познанию» Сочинение «Чем я люблю заниматься»Разговор за семейным столом «Расскажи о хобби» | |
Для всех детей | |
Анкета по выявлению интересов Выставка работ «Моё хобби» Чтение худ. литературы по интересам детей) Семейный вечер «Расскажи мне обо мне» Встречи с руководителями дома творчества, спортивных центров | |
Тема: «Роль домашней работы в жизни семьи» 1.Домашний труд, обязанности. Родительский пример в трудовом воспитании. | Для детей старшего подросткового возраста |
Рассказ воспитателя «История развития домашнего труда» Беседы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Пример отца – урок для молодца» (З.П.Васильцова Мудрые заповеди народной педагогики) Разговор за семейным столом «Распределение обязанностей в обычной семье и у нас» (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько Семейное воспитание. Краткий словарь) Работа с пословицами: «Дом не велик, да лежать не велит», «Дом вести – не лапоть плести», «Домом жить – обо всём тужить» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Что мы знаем о домашнем труде», «Домашнее хозяйство – забота всей семьи», «От велика до мала – в доме каждому дела» Рассказ воспитателя: «А в моём доме делается так…» Работа с пословицами: «Где работано, там и густо, а в ленивом дому – пусто», «Что припасёшь, то и пожуёшь» | |
Для всех детей | |
Анкета: Моё участие в домашних делах» Практические занятия:
Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Девочка из города», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», С.Семёнов «Первый трудный день», Л.Толстой «За ягодами» | |
2.Проблема поощрения и наказания в трудовом воспитании детей. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Человек славен трудом», «Умение в быту – радость в семье» Разговор: «Что у меня в семье не так» (Уют, чистота, порядок) Дискуссия: «Как наказывать и поощрять ребёнка» (Н.Е.Щуркова, О.В.Кардашина, М.М.Мукамбаева Собрание пёстрых дел) Сочинение: «Мне нравиться трудиться в семье (не нравиться) потому, что..» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Зайти приятно в дом – если порядок в нём», «Благодарность семьи – самая высокая награда», «Безделье, лень и неуменье вызывают отвращенье» Сочинение: «Какие награды я хотел бы получить за домашний труд» | |
Для всех детей | |
Беседы: «За что награждают людей», «Награды за домашний труд» Чтение худ. литературы: «В.Пермяк «Пичугин мост» | |
3.Роль родителей в выборе профессии ребёнком | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Роль семьи в выборе профессии», «Формирование профессиональной пригодности в семье» Дискуссия: «Кем быть?» Профориентационная игра «Дело мастера боится» (Е.Д.Волохова,Т.А.Макарченко) Диагностика профессиональных способностей и интересов Семейный совет: «Могу? Хочу? Надо? – Что важней?» Практическое занятие: Составление карты профессий детского дома | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Организация досуга – подготовка к выбору будущей профессии», «Профессии детского дома» Сочинение «Можно ли дать ребёнку профессию в семье?» Рассказ воспитателя «Моя профессия» Игра – путешествие «В мире профессии» (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Профориентационная игра «Все работы хороши» (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Викторина знатоков профессий (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) | |
Для всех детей | |
Анализ ситуаций (Е.Д.Волохова, Т.А.Макарченко Социально – профессиональное самоопределение учащихся) Экскурсии на предприятия и учреждения района и города Конкурс рисунков о профессии Психологические тренинги, анкеты, упражнения Встречи с представителями разных профессий | |
Тема: «Роль вещей в жизни человека» 1.Отношение к вещам | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Вещи и их место во взаимоотношениях с людьми», «По одёжке встречают, по ней и провожают» Работа с пословицами: «Хвалят на девке шёлк, если в девке толк», «Сапог – то скрипит, да в горшке не кипит», «Шапка в рубль, а щи без круп» Анализ ситуаций: «Вещи, их использование» Устный журнал: «Из истории вещей – откуда взялись брюки» Сочинение: «Безразличие к вещам – хорошо это или плохо?» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Значение одежды в жизни человека» , «Всякая вещь трудом создана» Практическое занятие: «Путешествие в мир вещей» Анализ ситуаций: «Опрятность в одежде» Разговор за семейным столом: «Мама купи мне…» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Вещи и их место в жизни семьи»(Т.М.Афанасьева Семья) Практическое занятие «Салфетка надевает смокинг» Сочинение «Что бы я сделал, чтобы получить вещь, которую хочу» | |
2.Мода и вещи | Для детей старшего подросткового возраста |
Рассказ воспитателя «Культура одежды» Беседы: «Быть как все или не быть», «Мода рождается на улице, а умирает дома», «Что такое вкус» Разговор за семейным столом: «Как быть красивой» Устный журнал: «Читаем журнал мод» Выпуск семейной газеты: 3»Культура внешнего вида» Практическое занятие: «Как одеваться дома» (с демонстрацией одежды) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Моды разных времён», «Культура одежды» Сочинение: «Красота и уродливость в одежде» Дидактическая игра «Угадай вид одежды» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Современная одежда», «Мода на и стиль» Разговор за семейным столом: «Что значит вкус и как его воспитать» Вечер: «Карнавал костюмов» Устный журнал: «Виды одежды» | |
3.Вторая жизнь вещей | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «По одёжке – протягивай ножки», «Кто своё добро бережёт, тот хорошо живёт» Практические занятия: «Изделия из отслуживших вещей», «Правила ухода за меховыми вещами» Разговор за семейным столом: «Источники творчества на кончиках пальцев» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Бережливость дороже богатства» Практическое занятие: «Наша обувь» Смотр: «Каждой вещи своё место» Работа с пословицами: «Как на огне горит», «Лучше скуповато, чем мотовато», «Всякая тряпица потом пригодиться» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Хранение вещей и уход за ними» Дидактическая игра «У волшебного сундучка» Практическое занятие: «Реставрация новогодних костюмов» Смотр помещений в группе: «Рукодельные изделия в интерьере» | |
Тема «Приусадебное хозяйство» | Для всех детей |
Беседы: «Сельский дом и сельская местность», «Домашние животные родного края», «Значение домашних животных для человека», «Зимнее и летнее содержание домашних животных» Экскурсии на подворья Практические занятия: Работа на ферме в течение лета Конкурсы, викторины, творческие проекты по теме | |
Тема | Работа с детьми |
Тема: Нравственное, физическое и психическое здоровье членов семьи. 1.Взаимоотношения в семье, ценности семьи, воспитание детей в семье. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Нам счастья не сулит обида чья – то», «Семья – убежище души» (Классный руководитель, 2001, №3) Устный журнал: «Значение отношений супругов в воспитании детей» Работа с пословицами: «С доброй женой горе – полгоря, а радость – вдвойне», «Железо уваришь, а злой жены не уговоришь» Разговор за семейным столом: «Как стать авторитетным отцом» Сочинение: «Что такое бестактность» Анализ ситуаций: «Семейные трудности» (Воспитание школьника, 2001, №3) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Слова – учат, примеры – влекут», «За что уважать старших» Сочинения: «Что такое «Каменное сердце» («Золотые руки»)?» Работа с пословицами: «Любовь да совет – так и горя нет», «У доброго батьки – добрые дитятки» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Поощрения и наказания в семье» (Домашнее воспитание, 2000, №2), «Уроки семейной этики» (Домашнее воспитание, 2000, №5) Анкета по изучению взаимоотношений :Воспитаний школьеика2001, №2) Чтение худ. литературы: А.Гайдар «Утренняя прогулка, «Голубая чашка», А.Алексин «Про нашу семью», рассказы из хрестоматии по этике ( В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М., 1990) Практическое занятие: «Что я выбираю: Спор, диалог, драку?» Сочинение: «Что такое счастье?» | |
2.Психологический климат в семье, досуг семьи. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Психологический климат и совместимость в семье», «Уроки семейного лада» (Классный руководитель, 2015, №3) Разговор за семейным столом: «Кого в доме интересуют мои проблемы» Устный журнал: «Семейный досуг» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: « Дом, в котором мы живём», «Что главное в семье» Психологическая игра: «Наши роли» Психологический тренинг «Обида» Сочинение: «Чем я хочу заниматься в моей семье» | |
3.Физическое здоровье членов семьи. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «У постели больного», «Что такое Здоровая семья», «Народная медицина» Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни» Сочинение: «Как я сохраняю своё здоровье» Практическое занятие: «Создание выставки здоровья» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей», «Какое бывает здоровье» Разговор за семейным столом: «В каком возрасте нужно здоровье» Анкета: «Считаю ли я себя здоровым человеком» | |
Для всех детей | |
Акция: «Мы выбираем Здоровый образ жизни» (Классный руководитель, 2003, №4) | |
Тема: Семья и школа. 1.Школа в жизни человека, отношение к ней | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Школа – дом – семья» (Домашнее воспитание, 2015, №2), « Почему возникает желание не ходить в школу?» Сочинение: «Мне хотелось бы, чтобы учитель относился ко мне…» Анализ ситуаций: «Учитель – ученик» Устный журнал: «За что любят школу» (Воспитание школьника, 2004, №4) Разговор за семейным столом: «Влияние школьных успехов и неудач на взаимоотношения в семье» Вечер: «Учительница первая моя» с приглашением учителей (Домашнее воспитание, 2000, №1) | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы:«Что я знаю о профессии учитель?»,«Мама–учительница– я» Сочинение: «Мой любимый предмет» «Играем в школу» Разговор за семейным столом: «Мои успехи в школе» Конкурс стихов о школе | |
Для всех детей | |
Беседы: « Зачем нужна школа?» Разговор за семейным столом: «Моё участие в школьных делах и праздниках» Развлечение: «Весёлые истории услышать не хотите ли?» (из школьной жизни) Чтение худ. литературы: «Валенки» (Домашнее воспитание, 2001, №1), В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М, 1990 «Шпаргалка», Ю.Бондарева «Простите нас», Ю.Яковлева «Всё начинается с учителя» М, 1983 «Самая высокая лестница» | |
2.Организация школьного и домашнего учебного труда. Проблема неуспеваемости. | Для старших детей |
Беседы: «Что нужно делать в школе, чтобы хорошо учиться?», «Папы и мамы и школьные отметки» (Диалоги о воспитании) Разговор за семейным столом: «Причины неуспеваемости и как их преодолеть» Конкурс рисунков: «Как я делаю домашнее задание» Дискуссия: «Что значит пословица «Лень вперёд тебя родилась»?» Сочинение: «Почему у меня плохие оценки по…», «Роль родителей при подготовке детей к урокам» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Подготовка к урокам – основа успеха в школе», «Условия Для выполнения домашнего задания» Разговор за семейным столом: « Твой распорядок дня» Чтение худ. литературы: В.А.Сухомлинский Хрестоматия по этике. М, 1990 «Как Федя делал домашнее задание», «По капле» Сочинения: «Самый трудный урок для меня…», «Роль родителей в подготовке домашнего задания» Конкурс рисунков: «Я учу уроки» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Могу – Хочу – Надо», «Корень учения горек, а плод его сладок» Разговор за семейным столом: «А как ты делаешь уроки?» Устный журнал: «Учебный труд дома» Чтение худ. литературы на тему учебного домашнего труда | |
3.Одарённый ребёнок (склонности, способности) | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Каких детей называют одарёнными» (Семья и школа, 1999,№6), «Кто такие «Вундеркинды»?» (Крыша, 1998, №9), (Семья и школа, 1990, №12) Сочинения: «Мои увлечения» Устный журнал: «Кто такой умный человек и как им стать?» (Домашнее воспитание, 2000, №3) Тест: «Школьные успехи ребёнка» (Начальная школа, 2012) Разговор за семейным столом «Что такое способности?» Работа с пословицами: «Нету таланту - пришьёшь к сарафану», «Дурака пошли, да сам следом иди», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Одарённые люди в детстве» (Дошкольное воспитание, 1996, №9) Работа с пословицами: «Где ум, там и толк», «Не копьём побивают, а умом», «Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет и рубля», «Пустой колос выше других стоит», «Не пером пишут, а умом» Сочинение: «Что означает «Ума палата» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Талантливые люди планеты» Встречи с интересными людьми города и района Чтение худ. литературы из серии «Жизнь замечательных людей» Разговор за семейным столом: «Есть ли у нас в группе одарённые дети» Вечер: «Знаменитые люди нашей страны» | |
Тема: Различные виды труда при воспитании трудолюбия в семье. 1.Воспитание в семье трудолюбия у детей. | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Слагаемые комфорта», «Значение материальной стороны в жизни человека» Устный журнал: «Как поведёшь хозяйство, так и пожнёшь семейное счастье» Разговор за семейным столом: «Духовные ценности семьи» Работа с пословицами: «Горе тому, кто не порядком живёт в дому», «Любовь да совет – так и нужды нет», «Живёт в тоске и спит на голой доске» Сочинение: «Что такое трудолюбие» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Каково на дому, таково и самому» Работа с пословицами: «Где лад – там и клад», «Худо тому, у кого ничего нет в дому», Конкурс рисунков: «Мой будущий дом» Сочинение: «Что нужно иметь в доме, чтобы было приятно жить в нём» Рассказ воспитателя: «Добрые отношения в семье – уют и достаток в доме» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Как живёшь, так и живёшь», «Не дом красит хозяина, а хозяин дом» Разговор за семейным столом: «Порядок или непорядок в доме» Чтение худ. литературы Конкурс рисунков на тему: «Богат как сот, а живёт как скот» | |
2.Воспитание уважения к людям и результатам труда | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Уют и красота в нашем доме» Работа с пословицами: «Коли изба крива, то хозяйка плоха», «Домом жить – обо всём тужить» Размышление: «Что такое лицо дома» Рассказ воспитателя: «Интерьер: понятие, типы» Сочинение: «Что такое «Холодный дом»?», «Мой любимый уголок дома» Практическое занятие: Работа с макетами, планами комнат, предметами обстановки | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Если выдумку приложить, ты свой дом украсить сможешь» Конкурс рисунков: «Моя комната в будущем» Работа с пословицами: «Горе тому, кто непорядком живёт в дому», «Дом не велик, да лежать не велит» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Мой красивый дом» Практическое занятие: «Домашний уют своими руками» Конкурс: «Уютный уголок» | |
3.Овладение трудовыми умениями и навыками | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Сам себе мастер» Рассказ воспитателя: «Домашние заботы» Работа с пословицами: «Дом вести – не лапти плести», «Не чем хвалиться когда всё из рук валиться» Сочинения: «Почему ценятся ручные изделия» Практические занятия: «Рукодельные изделия» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «У умной головы сто рук», «Умелые руки не знают скуки», «Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся» (Воспитание школьника, 2001, №2) Работа с пословицами: «Тот и господин, кто может всё сделать один», «Авось да небось хоть брось» Практическое занятие: «Мастерская самоделкина» | |
Для всех детей | |
Чтение худ. литературы на данную тему Конкурс: «Умелые руки не знают скуки!» Практические занятия: «Украшаем свою комнату» Чтение худ. литературы | |
Тема: «Бюджет и хозяйство семьи» 1.Деньги, их функции | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «От чего зависят цены», «Зарабатывание и трата денег» Устный журнал: «Зачем нужны деньги» Разговор за семейным столом: «Дети и деньги» Работа с пословицами: «Денег вволю, да грехов много», «Кто деньги бережёт, тот без нужды живёт», «Не по деньгам товар» Практическое занятие: Поход в магазин | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Деньги, их роль в жизни человека», «Деньги – мера труда» Чтение литературы о роли денег в жизни человека Работа с пословицами: «Деньги – что вода, пришли и ушли», «Много денег, много и хлопот» | |
Для всех детей | |
Беседы: «История возникновения и природы денег», «Роль и функции денег в жизни человека. Виды денег» Дидактические и творческие игры «Магазин», КВН «Деньги разных народов» | |
2.Экономика семейного бюджета | Для детей старшего подросткового возраста |
Беседы: «Экономика», «Бедность. Причины бедности. Социальное обеспечение» Устный журнал: «Структура семейного бюджета» Работа с пословицами: «Нужда научит горшки обжигать», «Борода по колено, а дров - ни полена» Сочинение: «Мои будущие доходы и расходы» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Беседы: «Материальное обеспечение семьи» Сочинение: «Богатство – это… Нищета – это…» Выставка рисунков: «Достаток в доме» Работа с пословицами: «Худо жить тому, у кого нет ничего в дому» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Бюджет семьи. От чего он зависит» Устный журнал: «Что такое спонсорство» Практическое занятие: «Разработка семейного бюджета» | |
3.Планирование бюджета: доходы и расходы | Для детей старшего подросткового возраста |
Дискуссия: «Доходы семьи – тратить или копить?» Беседы: «Из чего складывается доход» Сочинение: «Почему говорят: Бережливость лучше богатства» | |
Для детей младшего подросткового возраста | |
Работа с пословицами: «По доходу и расход», «Пошёл за хлебом до рынку, а купил волынку», «Не приходом люди богатеют, а расходом» | |
Для всех детей | |
Беседы: «Доходы и расходы в семье», «Планирование расходов» Устный журнал: «Затраты – обязательные, желательные, приятные» Экономические игры, решение практических задач | |
Тема: «Подготовка почвы. Выращивание рассады. Теплица. Парник». | Для всех детей |
Беседы: «Природа родного края», «Подготовка семян к посадке», «Выращивание рассады» Чтение худ. литературы «В.Крутогоров «Изумрудные города» Практические занятия: «Обработка почвы и подготовка к посеву», «Посев овощных семян» Дидактическая игра «Угадай растение» (по семенам) Устный журнал: «Требования к выращиванию овощных культур» Рассказ воспитателя «Теплицы. Виды теплиц» | |
Тема: «Выращивание овощей на даче» | Для всех детей |
Беседы «Значение овощей в жизни человека», «Способы ухода за различными растениями» Практическое занятие на приусадебном участке Работа с пословицами: «Летний день – год кормит» Дидактическая игра: «Угадай, что вырастет», «Вершки и корешки» Инсценировка сказки: «Колобок» Конкурс рисунков: «Мой огород» | |
Тема: «Осенние работы. Уборка урожая, сохранность и заготовка овощей» | Для всех детей |
Беседы: «Осенний труд – сбор урожая», «Последовательность и особенности уборки урожая», «Подготовка к зимнему хранению» Устный журнал: «Переработка овощей» Практические занятия на по сбору и заготовке овощей Дидактическая игра: «От семечка до овоща» Вечер – карнавал: «Огород – хоровод» |
VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Рост уровня общей социализированности воспитанников.
- Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
- Развитие гуманных коллективистских отношений в группах - «семьях».
- Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы - «семьи».
- Знание воспитанниками культуры российской семьи.
- Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
- Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.
- Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы воспитанники должны:
1. Иметь общее представление о внутреннем мире человека, о том, какую пользу приносят знания, и какое значение они имеют в жизни человека.
2. Уметь получать необходимую информацию о себе самом, знать способы получения такой информации.
3. Быть готовым к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
4. Иметь навыки саморегуляции.
5. Иметь стремление к саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
6. Уметь выражать свои мысли, чувства и переживания.
7. Владеть навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.
8. Адекватно воспринимать окружающую действительность, уметь адаптироваться к реальным социально-экономическим, психологическим условиям, быть способным к ответственному принятию решений в ситуации выбора.
9. Иметь представление о рациональных способах организации свободного времени.
10. Иметь стремление к активному и творческому самовыражению, поиску, раскрытию и утверждению своей индивидуальности, искать пути для самореализации.
11. Иметь навыки социальной адаптации.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
Разработала: Куулар А.А._______ | Согласована Зам.директора по ВР Ооржак Ш.Р._______ от «__» _______ 2024г. | Утверждена Директором Монгуш С.Г.____________ от «__» _______ 2024г. |
ПРОГРАММА
Летнего оздоровительного лагеря
с круглосуточным пребыванием детей "ЛЕТО"
в Центре содействия семейному воспитания
ГБОУ «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
2024 год
1. Паспорт программы
Информационная карта
1. | Номинация, в которой заявлена программа: | Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних |
2. | Полное название программы: | Комплексная краткосрочная программа летнего лагеря с круглосуточным пребыванием летнего оздоровительного лагеря «Лето» в Центре содействия семейному воспитанию ГБОУ «РШИ «ТКК» |
3. | Адресат проектной деятельности: | - дети и подростки от 7 до 16 лет; - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - дети – сироты; - дети оставшиеся без попечения родителей - 132 человек |
4. | Цель программы: | Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей. |
5. | Задачи: | - способствовать укреплению здоровья детей, повышать значимость здорового образа жизни; - развивать ключевые компетенции у детей и подростков через организацию интеллектуальной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности, освоение социокультурных практик; - содействовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка, свободного воображения и фантазии; - совершенствовать работу по воспитанию активной гражданской позиции личности; - углубить знания в области науки и технологиив рамках сюжетно-ролевой познавательной деятельности; |
6. | Сроки реализации программы: | 01.06.2024-15.06.2024 |
7. | Направления деятельности: | Духовно – нравственная деятельность. Спортивно – оздоровительная деятельность. Познавательно – творческая деятельность. Эколого-краеведческая деятельность. Социальная деятельность. Профилактическая деятельность. Развитие самоуправления. Социально – значимая деятельность. Художественно- эстетическая деятельность. Профориентационная деятельность. |
8. | Краткое содержание программы: | Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-нравственных традиций, активной гражданской позиции. Программа включает патриотические мероприятия, спортивные соревнования, олимпийские игры, квесты, праздники по различным направлениям, интеллектуальные игры, музыкальные, культурно-досуговые, экологические, гражданско-патриотические, информационные мероприятия. Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников 7-16 лет. Каждый день в пришкольном лагере имеет логически завершённый сюжет. В соответствие с этим в каждом дне определены 2 ключевых дела, поддерживающих игровой сюжет – одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время в течение дня расписано с учётом режимных моментов, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, экскурсии, посещение творческих студий, музеев, библиотек, городских парков, кинотеатров, и другие дела с дополнением регионального компонента, связанные с тематикой дня. Воспитатели смен выстраивают работу согласно возрастным особенностям ребят. В программе предусмотрена система самоуправления и стимулирования. |
9. | Ожидаемый результат: | 1. Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление; воспитание у детей навыков здорового образа жизни. 2. Повышение социальной активности путём вовлечения в творческие и познавательные дела, развитие лидерских и организаторских способностей через КТД. 3. Развитие навыков межличностного и межгруппового общения и самовыражения в разновозрастных отрядах. 4.Наполнение жизни детей интересными социокультурными событиями, развивающими чувство патриотизма, уважительного бережного отношения к окружающему миру, людям и событиям, которые внесли свой вклад в жизнь школы и района. 5. Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря и углубление знаний в области науки и технологии. |
10. | Название организации: | Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус» |
11. | Почтовый адрес организации: | 66 7001, г.Кызыл, ул.Колхозная, д .56 |
12. | Ф.И.О. руководителя организации: | Монгуш Сылдыс Григорьевич |
13. | ФИО разработчика программы | Куулар Анжела Александровна |
14. | Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации: | 8(39422)4 8247 shk.in@mail.ru |
15. | Дата создания программы: | апрель 2024 года |
16. | Финансовое обеспечение проекта: | Отдел финансово-экономического, бухгалтерского учета, отчетности и контроля Министерства образования РТ |
2. Пояснительная записка
С наступлением летних каникул особую роль для воспитанников играют летние лагеря при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход для занятия детей в летний период. Посещая лагерь, ребенок находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами.
В условиях летнего лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение школьного образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности. Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями, и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- проблема летней занятости детей;
- укрепление здоровья учащихся;
- возможность получить полноценный отдых детям из социально незащищенных категорий семей.
3. Участники программы:
1. Участниками программы оздоровительного лагеря являются воспитанники школы-интерната, педагогические и медицинские работники, обслуживающий персонал.
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-14 лет включительно. Деятельность учащихся осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек. Содержательная часть программы составлена соответственно возрасту участников.
3. Преимущество при зачислении в лагерь с дневным пребыванием имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей.
4. Комплектование педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
5. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей
№ | Работники лагеря | Должность |
1 | Куулар А.А | Начальник лагеря (1,2 смена) |
2 | Онгай-оол Ч.А. | Старший воспитатель. |
Донгак Н.А. | Старший вожатый | |
3 | Намдал М.О. | Инструктор по спорту (1,2 смену) |
Ооржак Ш.Р. | Хореограф, муз.рук | |
4 | Кенден Р.О. | Медик |
Хертек А.Б. | Социальный педагог | |
Сарыглар С.О. | Социальный педагог | |
Куулар А.С. | Социальный педагог | |
Салчак А.Н. | Социальный педагог | |
5. | Беззи А.О | Воспитатель 1 отряда 1 смена |
6. | Сурунчап Р.М. | Воспитатель 1отряда 2 смена |
7 | Сарыглар Б.К. | Воспитатель 2 отряда 1 смена |
8. | Санчат-оол В.А. | Воспитатель 2 отряда 2 смена |
9. | Куулар Б.Д. | Воспитатель 3 отряда 1 смена |
Тюлюш А.Н. | Воспитатель 3 отряда 2 смена | |
10. | Мижит-оол С.С | Воспитатель 4 отряда 1 смена |
11. | Сат Ч.О. | Воспитатель 4 отряда 2 смена |
12 | Сат Т.А. | Воспитатель 5отряда 1 смена |
13 | Монгуш З.К. | Воспитатель 5 отряда 2 смена |
14 | Хертек А.Э. | Воспитатель 6 отряда 1 смена |
15 | Куулар Ч.С-Д. | Воспитатель 6 отряда 2 смена |
16 | Монгуш Л.Д. | Помощник воспитателей |
17 | Хомушку А.А | Помощник воспитателей |
18 | Чыргал А.М | Помощник воспитателей |
19 | Монгуш А.А. | Помощник воспитателей |
20 | Донгак Т.А. | Помощник воспитателей |
21 | Сундуй О.С. | Помощник воспитателей |
22 | Маады С.И | Помощник воспитателей |
23 | Сундуй А.О. | Помощник воспитателей |
25 | Чимитцыренова Н.С. | Помощник воспитателей |
26 | Тюлюш Р. М. | Помощник воспитателей |
4. Этапы реализации программы
Реализация программы реализуется в 4 этапа: подготовительный, организационный, основной и аналитический.
№ | Этапы программы, сроки проведения | Содержания этапа | Ответственные | |
1.Подготовительный этап | ||||
апрель - май 2024 |
Формирование нормативно-правовой базы лагеря с дневным пребыванием.
| Администрация школы, педагог-организатор | ||
2.Организационный этап | ||||
. 24.05.2024 г |
| Воспитатели, старший воспитатель | ||
3.Основной этап «По пути приключений и открытий» | ||||
01.06.2024-15.06.2024 |
- познают, отдыхают, трудятся; - участвуют в воспитательном процессе, помогают в проведении лагерных мероприятий;
| Педагог-организатор, начальник лагеря, воспитатели старший воспитатель, | ||
4. Заключительный этап. | ||||
1 смена 14.06.2024гг. 2 смена 13.06.2024гг. | Подведение итогов смены. - защита проектов; - заключительный гала-концерт; - минута отрядного общения; | , педагог-организатор, начальник лагеря, воспитател старший воспитатель и,. | ||
5.Аналитический этап | ||||
16.06.2024 г | На данном этапе организуется анализ итогов работы на смене, в т.ч. анализируются отчеты медицинского персонала, педагогов и педагогов-организаторов. По итогам работы на данном этапе вносятся изменения в программу | старший воспитатель |
Добровольческая деятельность.
Профилактическая деятельность.
Работа по развитию самоуправления.
Духовно – нравственное направление.
Задачи:
- поддержание у детей интереса к родному краю, своей стране.
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране.
- воспитание в детях доброты, человечности, милосердия.
- формирование у учащихся интереса к историческому прошлому страны
и малой Родины.
Содержание деятельности.
- Мероприятия, направленные на возрождение ГТО.
- Мастер – класс по военно-патриотической подготовке.
- Реализация проекта «Здоровье в движении».
- Реализация плана мероприятий года культурного наследия народов России.
Спортивно – оздоровительное направление.
Проводится работа по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, по формированию здорового образа жизни, а также подготовка к нормативам ГТО, по преодолению вредных привычек и профилактике табакокурения, наркомании, ксенофобии, детской преступности.
В систему спортивно-оздоровительных мероприятий входят:
- ежедневная утренняя зарядка;
- военно-спортивные игры на местности;
- туристическая полоса препятствий;
- «весёлые эстафеты»;
- спортивные конкурсы;
- первенство лагеря по игровым видам спорта: мини-футбол, пионербол,
дартс, шашки, шахматы;
- игры на свежем воздухе;
- беседы по формированию здорового образа жизни;
- конкурсы флешмобов;
- акции по ЗОЖ.
Познавательно-творческое направление.
В лагере проводятся игровые программы, КТД, подготовленные детьми и воспитателями. Координирует работу по организации воспитатель. Мероприятия спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок любого возраста мог принять в них активное участие.
Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка и дают возможность проявить свои таланты и возможности:
- торжественное открытие и закрытие лагеря;
- интеллектуальные игры, викторины;
- игровые программы, дискотеки;
- конкурсы рисунков, театральных афиш;
- КТД;
- музыкальные часы, хореографические мастер-классы;
- творческие проекты;
- час просмотра театральных постановок;
- лагерные «Огоньки»;
- Минутки техники и технологии.
Эколого-краеведческая деятельность
В условиях летних смен экологическое воспитание является наиболее эффективным и способствует освоению и отработке на практике норм природосберегающего поведения, социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность:
• экологические акции «Экологическая облава» и «Саженец» (уборка)
• сбор гербарного материала; пришкольной территории, работа на пришкольном учебно-опытном участке);
• сбор рецептов по использованию и лечению травами;
• реализация творческих краткосрочных проектов по изготовлению
поделок;
• проведение оздоровительных мероприятий, экскурсий, рейдов
чистоты, экологических конкурсов, игр.
Добровольческая деятельность.
-трудовые десанты;
-проведение флешмобов «Мы за ЗОЖ», «Театр и спорт: друзья навеки»;
-проведение акций «Помоги ближнему», «Кто, если не мы?», «Зеленый десант», «Страничка в социальных сетях - лицо автора», «Безопасный интернет».
Профилактическая деятельность:
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде»;
-Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Мой рост, мой вес», О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
-Беседы с участковым уполномоченным, либо социальным педагогом школы: «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?».
Работа по развитию самоуправления:
- выявление лидеров, генераторов идей;
- работа органов «Пресс- центра»;
- распределение обязанностей в отряде;
- закрепление ответственных по различным видам поручений;
- дежурство по столовой, игровым комнатам.
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Улыбка» опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманности отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
- Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
- Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, уважая и сопереживая другим, - можно воспитать качества социально активной личности.
- Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
- Принцип доверия и поддержки основывается на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
- Принцип творческой индивидуальности.
- Принцип сотрудничества и сотворчества ребёнка и взрослого.
5.СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ
После старта «Вперёд к открытиям!» каждый отряд получает отрядный рюкзак, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах отряда может получить знак успеха на свой флаг в виде значка, либо орден за «Туристические заслуги».
Каждый значок имеет свой цвет и значение:
• Значок красного цвета – 1 место и 15 монет;
• Значок синего цвета – 2 место и 10 монет;
• Значок зеленого цвета – 3 место и 5 монет.
• За особые заслуги – золотой значок.
Задача каждого отряда – собрать как можно больше значков, что может выявить лучший отряд по номинациям:
• «Самый дружный»,
• «Самый творческий»,
• «Самый интеллектуальный»,
• «СУПЕРОТРЯД».
6. Режим работы лагеря с круглосуточным пребыванием «Лето»
Организация работы лагеря школы-интерната с круглосуточным пребыванием осуществляется в режимах пребывания детей: с 8.00 до 21.00 часов с обязательной организацией дневного сна для детей в возрасте до 10 лет и 5-ти разового питания (завтрак,второй завтрак, обед, ужин, поздний полдник). Для других возрастных групп детей и подростков рекомендуется организация тихого часа. Режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, спортивных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, игр, питание и дневной сон для детей.
Время | Мероприятие | |
8.00-8.30 | Сбор детей. Утренняя зарядка | Предполагает выполнение традиционного комплекса физических упражнений, выполнение танцевальной разминки и разучивание флешмоба |
9.00-9.15 | Утренняя линейка. Подъем флага | Включает в себя перекличку отрядов, информацию о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание орлятских песен. |
9.15-10.00 | Завтрак | Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. Данная презентация может звучать по радио. |
11.00-11.30 | Работа по плану отряда | Два часа рекомендуется разделить на два времени по 45 минут с перерывом между ними в полчаса, или на 45 минут и 60 минут с перерывом между ними в 15 минут. Обязательно чередование спокойной и активной деятельности. |
11.30-12.00 | Второй завтрак | |
12.00-13.00 | Общелагерное мероприятие | Рекомендуются различные подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн. |
13.00-13.45 | Обед | Также как и перед завтраком, днём предполагается знакомство отрядов с меню, представленным на обед. |
13.45-15.00 | Отрядная работа Дневной сон (для детей от 6 до 10 лет)Для остальных - отрядное мероприятие | В это время дети могут поиграть в спокойные настольные игры, почитать книги, порисовать. |
16.00-17.00 | Игры на свежем воздухе с двигательной активностью | Рекомендуются различные подвижные игры. |
Спортивные игры | ||
17-15-18.00 | Огонек, рефлексия | Подведения с детьми итогов дня, проведения анализа. |
18.00-18.35 | Ужин | Предполагается знакомство отрядов с меню, представленным на обед. |
18.35-20.00 | Трудовой десант | Трудовое воспитание |
20.00-20.30 | Поздний ужин | |
21.00 | Отбой |
7. Примерный план.
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавить или разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием для детей-участников является то, что они предварительно не знакомятся с содержанием всей смены, а постепенно узнают о том, что их ждёт в течение дня: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята, вместе со своим вожатым/воспитателем, находят новые подсказки и приглашение к продолжению путешествия (в новый тематический день).
Организационный период (1-2 дни смены) – ребята собираются вместе после учебного года, чтобы интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены через творческие визитки отрядов;
- знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене)
Дни | Дата | Мероприятия | Ответствен-ные |
1 день «Здравствуй, лагерь!» | 01.06.24 |
| Начальник лагеря, старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
Начальник лагеря, воспитатели, старший воспитатель, старший вожатый, | |||
| |||
| |||
2 день-«Знакомьтесь, это - мы» | 02.06.24 |
| Начальник лагеря, старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
3 день «Национальные игры и забавы» | 03.06.24 |
| Воспитатели, старший воспитатель, старший вожатый |
| |||
| |||
| |||
4день «Устное народное творчество» | 04.06.24 |
| Библиоте-карь, старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
5 день «Национальные и народные танцы» | 05.06.24 | 1.Танцевальная программа «Танцуем вместе» | старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
2.«Туристическое многоборье» .Национальные игры на свежем воздухе | |||
| |||
4.«Огоньки» - подведение итогов дня. « Моя компания». | |||
6 день «Великие изобретатели и открытия» | 11.07.22 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
«Все дороги начинаются с порога» | |||
7 день «Природное богатство и полезные ископаемые» | 07.06.24 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
«Время решений. | |||
8 день «Прикладное творчество и народные ремесла» | 13.07.22 |
| Старший воспитатель, старший вожатый,, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
9 день «Я и мои друзьЯ» | 09.06.24 |
| |
| ФАП | ||
5. Настольная игра «Теннис» | |||
«Задушевный разговор». | |||
10 день «Открытые тайны великой страны» | 10.06.24 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
«Письмо самому себе». | |||
11день «Я и моя семьЯ» | 11.06.24 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
| |||
12 день «Я и моя Россия»» | 12.06.24 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели, педагог-организатор |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
13 день «Я и мои друзья» | 13.06.24 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
14 день « Мы и наше путешествие » | 14.06.24 |
| Начальник лагеря, вожатые, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
| |||
15день «Нас ждут новые открытия» | 15.06.24 |
| Старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
- Обеспечение безопасности
Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены на снятие физического и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившегося за учебный год, обеспечивающие максимальное развитие каждого ребёнка, раскрытие его потенциальных талантов, создание условий для его совершенствования. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, в детском учреждении организаторы предусмотрели следующее:
Ежедневная охрана. Организован пропускной режим, который осуществляется охранниками круглосуточно.
Профилактика детского травматизма. Регулярно проводятся инструктажи при проведении мероприятий.
Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма (необходимые инструктажи с водителем и детьми проводятся по графику. Водитель проходит мед.осмотр ежедневно.)
Организация безопасного питания. Все продукты проходят необходимую гигиеническую обработку и соответствуют Перечню СанПин 2.4.4.2599 -10 продуктов и блюд, которые допускаются для реализации в образовательном учреждении.
Проведение инструктажей (ежедневно);
Мероприятия по профилактической работе (еженедельно);
- Список литературы и источники:
.
- Детский загородный лагерь / ФВ Пензбург. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
- Весёлые каникулы / О. Братчук, Э. Проскурина – Ростов н/Д: Феникс, Харьков: Торсинг 2005 г.
- Здравствуй, лето! /С.В. Титов - Волгоград: Учитель, - 2007 г.
Материалы сайтов:
- «Вожатый.ru».
- http://ruk.1september.ru/.