Развитие связной речи у дошкольников.
Развитие связной речи у детей 6-7 лет с ОНР с использованием пособия "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР" (авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие связной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР. | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Однако у многих детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.
Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия (фабула-основа, «ядро» повествования).
В пособии «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР», авторы Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.
Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:
- Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно графические планы (13, 16)
- Предложить детям рассмотреть картинку.
- Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
- Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!
- Попросить детей придумать название рассказа.
- Предложить пересказать получившийся рассказ.
- Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов (30).
- Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
- Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
- Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
- Попросить детей придумать название рассказа.
- Предложить детям пересказать весь рассказ.
- Пересказ рассказа цепной структуры (27).
- Прочитать текст, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
- Предложить детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
- Попросить детей придумать название рассказа.
- Предложить пересказать рассказ.
- Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действия (18, 44, 54).
- Предложить детям рассмотреть картинки и расположить их в нужной последовательности.
- Задать вопросы к каждой картинке серии, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.
- Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать название.
- Предложить детям пересказать рассказ.
- Рассказы по сюжетным картинкам без опоры на схему (21, 40).
- Предложить детям рассмотреть картинку.
- Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.
- Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать название.
- Предложить детям пересказать рассказ.
- Рассказы по сюжетным и стимульным картинкам (51, 72, 87).
- Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку.
- Прочитать текст рассказа.
- Предложить разложить стимульные картинки в соответствии с текстом.
- Попросить детей придумать название рассказа и обосновать его.
- Пересказать получившийся рассказ.
- Пересказ прочитанного рассказа (91).
- Прочитать текст.
- Рассмотреть картинку.
- Ответить на вопросы.
- Пересказать рассказ.
- Родственные слова (61).
- Предложить детям рассмотреть картинки, назвать их и найти, чем похожи все эти слова (какое слово их объединяет).
- Ответить на вопрос, как называются эти слова.
- Словообразование (66).
- Предложить детям рассмотреть картинки.
- Ответить на вопросы.
- Попросить придумать предложения с этими словами.