Мнемотехника

 « Учить ребенка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К.Д.Ушинский.

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас не подвела в самые важные моменты  жизни, нужно постоянно ее тренировать.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запоминать текст.

В последнее время для заучивания стихотворений широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

 

Мнемотехника (искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Актуальность мнемотехники.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями  и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, такие как:

 

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Бедная диалогическая речь; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.

- Плохая дикция.

 

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

 

В нашей педагогической деятельности мы используем такие методы и приемы,  чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Для этого мы решили применять, эффективную технологию -  мнемотехника.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи приемами мнемотехники заметно облегчает детям овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем – моделей мы добились следующих результатов:

- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

- появилось желание пересказывать тексты;

- появился интерес к заучиванию стихотворений;

- увеличился словарный запас у детей;

- дети преодолевают застенчивость.

Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать, заучивать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Мнемотехника помогает детям:

1.Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы.

2.Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина – завершение).

3.Обогащает словарный запас.

4.Помогает развивать мышление, фантазию.

5.Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

 

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадраты – мнемодорожки – мнемотаблицы.

 

Мнемоквадраты – это яркие , одиночные изображения, которые могут обозначать какое – то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.

 

Мнемодорожка – это полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихотворений.

Мнемодорожка несет познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах. Начальный этап работы с мнемодорожками – это рассматривание мнемоквадратов, составных частей будущей мнемодорожки.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

 

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы.

Усложнять изображение персонажа, вводить его в графический вид надо постепенно. Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа.

 

Этапы работы над стихотворением:

 

1.Взрослый выразительно читает стихотворение.

2.Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

Результаты по работе с мнемотаблицами:

 

*Появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, считалок и т.д.

*Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

*У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, словарный запас выходит на более высокий уровень.

*Дети преодолевают робость, застенчивость. Учатся свободно держаться перед аудиторией.