РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельности. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_kaleydoskop.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Математический калейдоскоп»
для 6 «А»,6 «Б» классов
составила
учитель математики
Дерябина Мария Николаевна
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельности. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математике как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Цель и задачи программы:
Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи: углублять и расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить грамотно применять математическую терминологию;уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего – 34часа.
Общая характеристика программы
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.
Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой. А так же выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.
Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Предполагаемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
познавательные УУД (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)
личностные УУД (умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)
коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)
регулятивные УУД (учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1 | Задачи, решаемые с конца | 1 | 1 |
| ||
2 | Числа-великаны и числа-малютки | 1 | 1 |
| ||
3 | Запись цифр и чисел у других народов | 1 | 1 |
| ||
4-5 | Занимательные задачи на проценты | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Математические ребусы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
7-8 | Геометрические задачи со спичками | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
9-10 | Задачи на разрезания и перекраивания фигур | 2 |
| 2 | ||
11 | Математическая олимпиада | 1 |
| 1 | ||
12-13 | Простейшие графы | 2 | 2 |
| ||
14-15 | Упражнения на быстрый счет | 2 | 2 |
| ||
16-17 | Задачи на взвешивания | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
18-20 | Логические задачи | 3 |
| 3 | ||
21-22 | Принцип Дирихле | 2 |
| 2 | ||
23 | Математическая олимпиада | 1 |
| 1 | ||
24-25 | Задачи на переливания | 2 | 1 | 1 | ||
26-27 | Геометрия в пространстве | 2 | 1 | 1 | ||
28-29 | Логический квадрат | 2 |
| 2 | ||
30-32 | Проекты | 3 | 1 | 2 | ||
33-34 | Решения олимпиадных задач | 2 | 1 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/ - Волгоград: Учитель, 2016.
Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.
Фарков А.В. Математические олимпиады . Методика подготовки. 5-8 классы. /- М.: ВАКО, 2016.
Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы. – М. ВАКО, 2015.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.
Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября», 2011