Главные вкладки
Дубинчик Олеся Юрьевна
Я, Дубинчик Олеся Юрьевна, воспитатель детского сада. По образованию я учитель русского языка и литературы. К своей давней мечте, работать с детишками, я шла много лет. Еще в детстве, будучи воспитанницей детского сада, я загадала, что повзрослев, обязательно стану воспитателем, как мой любимый дошкольный педагог Людмила Ивановна. Глядя на нее, ее отношение к нам, я уже тогда как-то по-своему, интуитивно понимала, насколько это добрая и нужная для всех профессия. Окончив Сыктывкарский государственный педагогический институт и получив квалификацию учителя русского языка и литературы, я начала работать в школе. Но в ней я проработала недолго, всего 1 год. А потом у меня родился ребенок. Пока находилась в декрете, параллельно работала в развивающем центре, вела для ребят разного возраста кружок рисования и прикладного творчества. Пригодились мои детские увлечения изобразительным искусством, оконченная художественная школа. Я долго, планомерно шла к своей цели, и, наконец, добилась своего. Мое призвание нашло меня, я начала новую страницу своей трудовой деятельности в МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»! Каждый день, переступая порог сада, я с удовольствием встречаю по утрам малышей, помогаю им раздеваться, утираю носики, заплаканные глазенки, погружаюсь с головой во все рабочие моменты. Для меня все интересно, необычно, здесь я чувствую себя по-настоящему на своем месте. Ведь каждый малыш уникален. Мне нравиться находить и развивать в каждом ребенке его способности, нравится открывать для детей этот удивительный мир.
Упрямство – не врожденная черта характера, а демонстрация того, что ребенок больше хочет самостоятельности. Он как бы говорит родителям: "Я могу сам позаботиться о себе, не надо меня опекать!" И здесь важно правильно среагировать на этот сигнал. К сожалению, многие родители стремятся во что бы то ни стало добиться своего и прибегают к силовым методам воздействия. А это приводит только к углублению конфликта…
Детское упрямство чаще всего проявляется в 5-6 лет. В этом возрасте ребенок начинает ощущать себя личностью, и для него важно, чтобы взрослые считались с его мнением.
Но родители, как правило, не хотят замечать взросления ребенка, считая его неразумным малышом. Они давят на него своим авторитетом ("я лучше знаю") или добиваются беспрекословного подчинения ("будет так, как я сказал"). Огромную роль в конфликте играют и амбиции взрослых: почему я должен идти у него на поводу, так он и на шею сядет! Нежелание уступить даже в мелочах или просто прислушаться к мнению ребенка приводит к тому, что между родителями и малышом возникает непонимание.
Дети пытаются добиться уважения к себе и начинают "приставать" к взрослым. Но это лишь попытка обратить на себя внимание. Взрослые же реагируют на нее, как правило, одинаково: "отстань, не мешай, пойди поиграй, посмотри телевизор…"
Раздражительность пап и мам отталкивает малышей, но еще больше они не любят, когда им читают мораль. Тогда ребенок делает все "вопреки", и ситуация обычно заканчивается тем, что его наказывают. Но это помогает лишь на короткое время. Приходится еще громче кричать, чаще наказывать, больнее бить, то есть конфликт развивается по нарастающей. У детей нередко случаются истерики, и родители ведут их к врачу за лекарством, а ведь помощь нужна не детям, а родителям. Им следует набраться терпения.
Что же делать в случае детского упрямства?
– Не стоит бороться силовыми методами. Попытайтесь понять, чего хочет от вас ребенок. Если ему нужно больше самостоятельности – дайте ее. Не стоит добиваться покорности, иначе в будущем вы рискуете получить забитого, всего боящегося подростка.
– Научитесь уступать по мелочам. Не хочет малыш надевать синюю рубашку, пусть наденет ту, которая нравится. Не желает рисовать – пусть лепит.
– Старайтесь как можно чаще советоваться с ребенком, спрашивать его мнение. Когда вы покупаете что-либо для него, предоставьте ему возможность самому выбрать вещь.
– Объясните ребенку, почему нельзя что-то делать. Запреты должны быть разумными и последовательными: если вы запретили это сегодня, то нельзя разрешать завтра, причем это касается всех членов семьи.
– Наберитесь терпения и старайтесь на все проявления упрямства реагировать спокойно. Со временем противостояние с ребенком сойдет на нет.
Важно помнить, что речь ребенка формируется по принципу игры в теннис. Подаешь, отбиваешь. Он гулит, мама шепчет что-то в ответ и стимулирует дальнейшее развитие.
Общение усложняется. Слова, фразы, вопросы, предложения. Появляются новые взрослые, сверстники. Круг общения расширяется. Так, этап за этапом, к пяти-шести годам ребенок начинает довольно смело и осмысленно вести беседы на разные темы. Дальше нужно только поддерживать.
Если же обмена не происходит, процесс развития речи замедляется. И дело не в том, сколько слов ребенок усвоил (в том числе благодаря программам и приложениям), а каким стал его активный лексикон.
Второй момент, необходимый для развития речи, — это мотивация. Ребенку нужна причина, чтобы говорить. Гаджеты дают столько увлекательного и интересного, мгновенно удовлетворяя малейшего любопытство, что общение в семье теряет смысл и сводится к коротким предложениям или междометьям. А вести содержательные беседы с голосовыми помощниками пока невозможно.
Что делать, чтобы ребенок говорил связно?
Самое важное — это общение. Разговаривайте. Обо всем. Что приснилось. Чего хотелось бы съесть, посмотреть, прочитать, где оказаться.
Интересуйтесь, удивляйтесь. Поделками, книгами, мультфильмами, конструкторами, рисунками. Почему желтый? Зачем такая высота? Что, если упадет? Почему герой такой?
Поддерживайте креатив. Если занесло в другую сторону, тоже хорошо. Однажды мы сочиняли историю о ботинках. Придумывали, проговаривали, рисовали. Когда наступила очередь одной девочки, та сказала, что у нее история получилась про руки. Было неожиданно и прикольно.
Создавайте поводы для общения. Делайте котлеты, пеките торт, озвучивайте все этапы, в конце собирайте все в один рассказ. Как начали и почему так вкусно получилось? Лепите из теста, глины, делайте лизунов. Тоже все проговаривайте, а после собирайте в один опыт.
На прогулке озвучивайте мысли птиц и собак. Давайте описания корягам. Это хорошо развивает воображение. И когда в голове все становится объемным, этим трудно не поделиться. Ребенок говорит, рассуждает, описывает.
Вспоминайте. Открывайте папку с фотками из путешествий. Рассматривайте места. И возвращайтесь. Смотри, здесь ты ешь мороженое. Помнишь его вкус? А вот здесь карусель. Еще в животе были будто пузырьки. Помнишь, ты смеялся и кричал одновременно. А как тебе было здесь? И его озвученные воспоминания — связная речь.
Устраивайте семейные ужины или обеды.
Несколько приемов, которые помогают в развитии связной речи
Сочиняйте истории. С игрушками, формочками, карандашами или старыми тапками. Вы начинаете, ребенок делает следующий ход.
Создавайте место для спонтанности. Первое предложение идет на заданную тему, а второе начинается со слов «потому что». Так по кругу, пока не надоест.
Разбивайте пересказ на предложение. Одно предложение и переход хода. Делайте сложное легким.
Рисуйте доску истории. Это мой самый рабочий инструмент в лаборатории. Нравится и четырехлеткам и тем, кому за 12. Смысл в том, чтобы нарисовать историю, разбив происходящее на этапы. Каждый этап изобразить как-то, хоть как курица лапой. А в конце рассказать целиком, подглядывая в нарисованный путь.
Детям разрешается приносить с собой свои игрушки, но в данной ситуации родители должны понимать, что в группе одновременно находится много детей, которые возможно захотят тоже поиграть с этой игрушкой. Если Ваш ребёнок будет готов поделиться своей игрушкой с другими детьми, то стоит разрешить ему принести игрушку в детский сад. В противном случае стоит предложить ребёнку играть ей дома. Если игрушка дорогая, то стоит учесть, что воспитатель, помощник воспитателя и администрация детского сада не несут материальной ответственности за игрушки детей, принесённые из дома.
В том числе, и со стороны гигиены — это не правильно. Ведь на домашних игрушках ребенок приносит свою бактериальную среду, а потом уносит чужую. К тому же, мягкая игрушка является отличным переносчиком разных видов инфекций и паразитов (кроме случаев, когда Вы стираете ее каждый вечер).
Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию
Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
Поощряйте проявление вкуса в одежде.
Уважаемые родители, эти советы помогут правильно разговаривать с ребенком и грамотно строить ответы на их вопросики.
1. Не стоит игнорировать вопросы и обращения ребенка. Даже самый простой и, на наш взгляд, глупый вопрос для малыша может быть очень важным и непонятным. Поэтому отнеситесь с пониманием к маленькому открывателю неизведанного мира! Давайте рассмотрим несколько видов ответов, которые используют родители, и обсудим, что в них плохого.
2. Ответ-отмазка. “Просто потому что! Вырастешь — тогда узнаешь! Пойди узнай у мамы! Так устроена жизнь, такие законы природы…” и другие подобные ответы. Такие наши ответы ребенок воспринимает как послание: “Ты глупый, и вопрос твой тоже глупый. Я не хочу с тобой говорить, не хочу тебе объяснять”. Таким образом мы очень легко теряем свой авторитет в глазах ребенка, при этом убивая его желание узнавать новое.
3. Ответ-провокация. Это хороший вариант ответа. “А ты как думаешь? А почему это должно произойти?” Так вы наталкиваете малыша на размышления, предлагаете искать ответ вместе, а не даете готовый. Но следует ждать волну следующих вопросов от ребенка.
4. Очень умные, слишком длинные ответы. Когда мы так отвечаем, большинство деток нас не могут понять. Кроме того, такой ответ не дает ребенку возможности что-то додумать, сделать выводы. Если постоянно так отвечать, то ребенку становится скучно жить.
5. Сказочные ответы. Придумывать какие-то чудеса в своих ответах можно только для самых маленьких детишек. Они любят сказки. Минус таких ответов прячется в их неправде. Пройдет немного времени, и малыш опять задаст вам этот же вопрос.
6. Ответы с различными вариантами. “Я считаю, что…, а вот в книгах написано, что…, а в Интернете вычитал, что…” Это хороший способ давать ответы на неоднозначные вопросики. Мы демонстрируем малышу, что возможны различные мнения. Еще мы таким способом расширяем кругозор ребенка.
7. Четкий, лаконичный ответ. Это хороший ответ, именно такого ответа ждут дети. Только не забудьте оставить ребенку простор для фантазии. Оставьте возможность ребенку заинтересоваться еще чем-то самому.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос мыслящей личностью с интересом к познанию, тогда не отмахивайтесь от его вопросов, какими бы глупыми они вам ни казались!