Организация развивающей предметно-пространственной среды (Краткое описание развивающих центров, фотоматериалы)

В музыкальном зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оформлена в соответствии с требованиями ФГОС  ДО.

      Полифункциональность и вариативность предметной среды пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по - новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя модули, ширмы, занавеси, стулья. 

     Трансформируемость   предметной  среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

      Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация музыкального зала обеспечивает полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечать их интересам и потребностям.

         Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки, а также возможности совместной деятельности как детей друг с другом, так взаимодействия взрослых и детей. Условия зала  обеспечивает возможность  как двигательной, так и малоподвижной деятельности.

Музыкальный зал оформлен с большим вкусом. Зал оснащен мультимедийной установкой, ноутбуком, видеоаппаратурой, радиомикрофонами, музыкальным центром, магнитофоном, фортепиано; нотным материалом, аудиокассетами, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально - дидактическими играми. Смотря по обстоятельствам, убранство зала меняется.

      Содержательная насыщенность реализована различными видами детских музыкальных инструментов (оркестр детских инструментов, набор шумовых инструментов), используемые детьми в повседневной жизни, удобно размещены на специально оборудованных полках  и применяются по мере необходимости. Имеются иллюстрации, подтверждающие музыкальное воспитание, музыкальные ребусы и кроссворды, альбомы с портретами композиторов, альбомы: «Музыка в цвете», «Я пою и танцую». Предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка.

  Деятельность детей:

- пение песен;

- слушание музыки;

- танцевальные и игровые паузы;

- игра на музыкальных инструментах;

- музыкальные и хороводные игры;

- танцевальная импровизация;

- народные, хороводные игры;

- музыкотерапия;

- хореография;

- просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;

- совместные подвижные, хороводные, народные игры:

- встреча с интересными гостями;

- просмотр видеофильмов, слайдов;

Факты,  полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:

-Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале;

-Реализация ООП ДО (отражение образовательных областей);

-Учет возрастных особенностей детей.

 Оборудование:

-Рабочее место музыкального руководителя (стол рабочий,  место для работы    с детьми, детские стулья);

-Музыкальный инструмент для педагога – фортепиано;

-Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;

-Шкаф, стеллаж для хранения костюмов.

-ТСО (телевизор, DVD, музыкальный центр, ноутбук, радиомикрофоны, мультимедийное оборудование, проектор);

Содержание документации музыкального зала:

- Тематический план работы музыкального руководителя на год;

-  Рабочая программа музыкального руководителя;

Положения и инструкции:

-Инструкция по технике безопасности;

-Должностная инструкция музыкального руководителя;

Литература:

- Подборки статей из методических журналов и газет по разделу   «Музыкальное воспитание дошкольников»

- Журналы («Справочник музыкального руководителя», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»)

-Нотные сборники;

-Детская художественная литература 

Учебно-наглядные пособия:

-Образцы дидактических пособий;

-Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию;

-Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;

-Атрибуты для игр-плясок

-Кукольный театр;

-Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;

-Портреты композиторов;

-Альбомы по творчеству композиторов;

-Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты – маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки; русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещотки; с диатоническим и хроматическим звукорядом – фаэми, ксилофон);

Разработки:

-Занятий;

-Развлечений;

-Мероприятий, проводимых с родителями;

Аудиовизуальные средства обучения:

-Набор аудиокассет и дисков;

 

Соответствие СанПиН:

-План эвакуации;

-Огнетушитель.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале:

В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее.

Реализация ООП ДО (отражение образовательных областей.)

В развивающей среде музыкального зала отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство музыкального зала имеет различные, хорошо разграниченные центры развития :

центр для музыкально-театрализованных игр 

 

Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм музыкально-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр и т.д.)

  Центр для музыкально-театрализованных игр:

Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах, Колобок, Курочка Ряба, Заюшкина избушка)

Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)

Пальчиковый театр


Театр с игрушками Би-ба-бо

Маски персонажей и костюмы

Шкаф  с костюмами:

Центр музыкальной деятельности:

Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы)• Фонотека по группам

 

Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям

Портреты композиторов

Альбомы по творчеству композиторов

 

Центр настольно-печатных музыкально-дидактических пособий (Ноты, музыкальные журналы, музыкальные сборники и т.д.):

 

Оформление пространства музыкального зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей.

Блок нерегламентированной деятельности (совместная деятельность детей с воспитателем и самостоятельная деятельность детей в группе): 

В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Эти зоны удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя или подгруппой.

      Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется в соответствии с возрастом детей.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной 

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. Воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные в музыкальной образовательной деятельности.


 

Блок самостоятельной музыкальной деятельности (дома с родителями) возникает по инициативе детей, представлен песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.         Родители, так же как и дети являются активными участниками образовательного процесса и проявляют живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, костюмов, декораций. Консультативный материал для организации самостоятельной музыкальной деятельности дома   регулярно размещается на сайте ДОУ, собственном сайте, в групповых уголках, проводимых  консультаций для родителей. 

 От того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная  ППС в музыкальном зале, во многом зависят показатели индивидуального и музыкального развития ребенка, уровня освоения ООП ДО.  


Информационный центр.

Цель : Знакомить родителей с творчеством детей; размещать интересную и полезную информацию для родителей.

  

ВЫВОД: Созданная среда способствует эмоционально-положительному отношению к детскому саду, вызывая желание посещать его. Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Результатом планомерной и систематической работы являются показатели педагогической диагностики в направлении «Музыка», имеющие стабильную положительную динамику.