Организация развивающей предметно-пространственной среды (Краткое описание развивающих центров, фотоматериалы)
В музыкальном зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оформлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Полифункциональность и вариативность предметной среды пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по - новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя модули, ширмы, занавеси, стулья.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация музыкального зала обеспечивает полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечать их интересам и потребностям.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки, а также возможности совместной деятельности как детей друг с другом, так взаимодействия взрослых и детей. Условия зала обеспечивает возможность как двигательной, так и малоподвижной деятельности.
Музыкальный зал оформлен с большим вкусом. Зал оснащен мультимедийной установкой, ноутбуком, видеоаппаратурой, радиомикрофонами, музыкальным центром, магнитофоном, фортепиано; нотным материалом, аудиокассетами, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально - дидактическими играми. Смотря по обстоятельствам, убранство зала меняется.
Содержательная насыщенность реализована различными видами детских музыкальных инструментов (оркестр детских инструментов, набор шумовых инструментов), используемые детьми в повседневной жизни, удобно размещены на специально оборудованных полках и применяются по мере необходимости. Имеются иллюстрации, подтверждающие музыкальное воспитание, музыкальные ребусы и кроссворды, альбомы с портретами композиторов, альбомы: «Музыка в цвете», «Я пою и танцую». Предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
Деятельность детей:
- пение песен;
- слушание музыки;
- танцевальные и игровые паузы;
- игра на музыкальных инструментах;
- музыкальные и хороводные игры;
- танцевальная импровизация;
- народные, хороводные игры;
- музыкотерапия;
- хореография;
- просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;
- совместные подвижные, хороводные, народные игры:
- встреча с интересными гостями;
- просмотр видеофильмов, слайдов;
Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
-Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале;
-Реализация ООП ДО (отражение образовательных областей);
-Учет возрастных особенностей детей.
Оборудование:
-Рабочее место музыкального руководителя (стол рабочий, место для работы с детьми, детские стулья);
-Музыкальный инструмент для педагога – фортепиано;
-Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;
-Шкаф, стеллаж для хранения костюмов.
-ТСО (телевизор, DVD, музыкальный центр, ноутбук, радиомикрофоны, мультимедийное оборудование, проектор);
Содержание документации музыкального зала:
- Тематический план работы музыкального руководителя на год;
- Рабочая программа музыкального руководителя;
Положения и инструкции:
-Инструкция по технике безопасности;
-Должностная инструкция музыкального руководителя;
Литература:
- Подборки статей из методических журналов и газет по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников»
- Журналы («Справочник музыкального руководителя», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»)
-Нотные сборники;
-Детская художественная литература
Учебно-наглядные пособия:
-Образцы дидактических пособий;
-Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию;
-Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
-Атрибуты для игр-плясок
-Кукольный театр;
-Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
-Портреты композиторов;
-Альбомы по творчеству композиторов;
-Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты – маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки; русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещотки; с диатоническим и хроматическим звукорядом – фаэми, ксилофон);
Разработки:
-Занятий;
-Развлечений;
-Мероприятий, проводимых с родителями;
Аудиовизуальные средства обучения:
-Набор аудиокассет и дисков;
Соответствие СанПиН:
-План эвакуации;
-Огнетушитель.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале:
В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее.
Реализация ООП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде музыкального зала отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство музыкального зала имеет различные, хорошо разграниченные центры развития :
• центр для музыкально-театрализованных игр
Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм музыкально-дидактических игр, сюжетно-ролевых игр и т.д.)
Центр для музыкально-театрализованных игр:
• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах, Колобок, Курочка Ряба, Заюшкина избушка)
• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
• Пальчиковый театр
• Театр с игрушками Би-ба-бо
• Маски персонажей и костюмы
• Шкаф с костюмами:
Центр музыкальной деятельности:
• Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы)• Фонотека по группам
• Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям
• Портреты композиторов
• Альбомы по творчеству композиторов
Центр настольно-печатных музыкально-дидактических пособий (Ноты, музыкальные журналы, музыкальные сборники и т.д.):
Оформление пространства музыкального зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей.
Блок нерегламентированной деятельности (совместная деятельность детей с воспитателем и самостоятельная деятельность детей в группе):
В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Эти зоны удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя или подгруппой.
Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется в соответствии с возрастом детей.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. Воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные в музыкальной образовательной деятельности.
Блок самостоятельной музыкальной деятельности (дома с родителями) возникает по инициативе детей, представлен песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством. Родители, так же как и дети являются активными участниками образовательного процесса и проявляют живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, костюмов, декораций. Консультативный материал для организации самостоятельной музыкальной деятельности дома регулярно размещается на сайте ДОУ, собственном сайте, в групповых уголках, проводимых консультаций для родителей.
От того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная ППС в музыкальном зале, во многом зависят показатели индивидуального и музыкального развития ребенка, уровня освоения ООП ДО.
Информационный центр.
Цель : Знакомить родителей с творчеством детей; размещать интересную и полезную информацию для родителей.
ВЫВОД: Созданная среда способствует эмоционально-положительному отношению к детскому саду, вызывая желание посещать его. Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Результатом планомерной и систематической работы являются показатели педагогической диагностики в направлении «Музыка», имеющие стабильную положительную динамику.