Семейные традиции

АННОТАЦИЯ

 

            В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие личности» определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» . Такое определение показывает, что духовно-нравственное развитие личности осуществляется всей социальной жизнью человека и есть часть социализации. Созвучно с этим понятием и другое понятие: духовно - нравственное воспитание личности гражданина России, которое определяется как  «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей» .   В концепции заявлены следующие базовые национальные ценности :

·         патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

·         социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

·         гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

·         семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

·         труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

·         наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·         традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

·         искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

·         природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

·         человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

            Таким образом, ориентация и присвоение семейных ценностей является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.  Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в средней школе,  встречаются такие понятия как«ориентация на принятие ценностей семьи,  нравственных устоев семьи, ответственности  перед семьей».  Особое внимание  следует уделить  развитию семейной культуры личности.  Понятие семейной культуры включает:

·         осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

·         понимание и поддержание таких нравственных устоев как  любовь, взаимопомощь, почитание родителей,  забота о старших и младших;

·         бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

            Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры.

            Важными элементами системы являются:

·         ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;

·         семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

·         круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

·         идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

Основная цель проекта - воспитание основ духовно- нравственного  сознания у дошкольников посредством формирования эмоционально-ценностного отношения  к семье, близким людям, семейным ценностям и традициям ,

Данная работа предполагает совместную исследовательскую, творческую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по приобщению ребенка к семейным ценностям, воспитанию чувства сопричастности к своей семье, осознанию себя частичкой семьи.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

Творческое название проекта

Проект «Семейные традиции»

По доминирующей в проекте деятельности

 

Информационно – исследовательский, творческий

По содержанию

Ребенок и семья

По числу участников проекта

 

Семейно - групповой

По характеру контактов

 

В рамках МБДОУ «Детский сад №116» г.Чебоксары

Участники проекта

Старший воспитатель, воспитатель,  музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, дети дошкольного возраста (5-6 лет), родители.

Продолжительность

Долгосрочный ( 9 месяцев)

Актуальность

·         В дошкольном возрасте происходит формирование духовно -нравственных ценностей.

·         Семья есть важнейший институт воспитания духовно-нравственных  качеств ребёнка.

·         Образ семьи сформирован в сознании детей слабо, отрывочно, поверхностно.

·         Общение родителей с детьми  однообразно по содержанию и крайне недостаточно по времени.

·         В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения  к семье, близким людям, семейным ценностям и традициям.

Цель

Воспитание основ духовно-нравственного сознания у дошкольников посредством формирования эмоционально-ценностного отношения  к семье, близким людям, семейным ценностям и традициям.

Задачи

 

 

·         Повышение персональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия воспитанников

·         Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развития детей.

·         Совместное создание педагогами и родителями, как в ДОУ, так и в семье позитивного педагогического климата.

·         Выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку в ДОУ и дома, общего подхода к воспитанию.

·         Воспитывать чувство гордости за свою семью.

·         Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь)

2 этап -  основной (октябрь  – апрель)

3 этап – итоговый (май)

Результат

 

·         Знание детьми информации о своей семье, о её членах.

·         Понимание детьми значимости семьи в их жизни.

·         Умение реализовать сюжетно-ролевые игры на тему «Моя семья».

·         Проявление заботы ребёнком, уважение ко всем членам семьи.

·         Повышение интереса к семейным ценностям и традициям.

 

Презентация проекта

«Наши семейные традиции», посвящённая Году Матери и Отца и международному дню Семьи (15 мая).

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

            Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно- нравственного  воспитания, его места и роли в общественной жизни. На повышение общественного статуса духовно- нравственного воспитания в учреждениях образования всех уровней, начиная с дошкольного,  направлена государственная программа духовно-нравственного развития и воспитания ,

Сегодня решение проблемы направленного на развитие личности ребенка,  и становление в нем, прежде всего, духовно-нравственного стерж­ня, на укрепление семьи, требует от педагогов новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

            Одной из базовых составляющих духовно-нравственного воспитания маленького человека по праву является воспитание чувства любви к малой Родине, гордости за неё, формирование активной гражданской позиции. Сознание у малыша просыпается с чувства любви к своей малой  Родине – месту, где родился, с чем связаны его первые эмоциональные впечатления, к самым родным для него людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Именно семья, родной дом в сознании человека становится первым символом Родины.

            В современных  условиях институт семьи  переживает определённый кризис. Из семейного общения исчезают понятия «родной дом», «связь поколений», «духовные семейные ценности», забываются и не формируются семейные традиции, которые замещаются стремлением приобретательства, экономического выживания. Молодые родители, собственное духовное формирование которых пришлось на сложные переломные 90-е годы, зачастую не ориентируются в вопросах социально-нравственного воспитания собственных детей, не владеют умением создать в своей семье атмосферу истинных духовных ценностей, донести до ребёнка чувство любви и привязанности к родным местам и людям.

            Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

            Анализ высказываний старших дошкольников позволил выявить тенденцию общения взрослых и детей в большинстве сегодняшних семей – это в лучшем случае воскресная прогулка, прочитанная на ночь сказка и бесконечные назидания. Как показали беседы с детьми, образы членов семьи (личностные качества, хобби  и интересы, достижения, интересные факты биографии) сформированы в сознании старших дошкольников слабо, отрывочно, поверхностно. Чаще всего взрослый – не носитель духовного начала, а лишь источник материальных благ, проводник бытовых действий. На пороге школьной жизни дети затруднялись определить понятие «семья», рассказать,  чему они  научились от своих родителей, что интересного знают об их жизни, их увлечениях и интересах.

            В подавляющем большинстве случаев крайне недостаточно по времени, однообразно по содержанию семейное общение с детьми, что связано не только с экономическими проблемами семей, но зачастую с неумением душевно общаться с ребёнком. В этих условиях именно педагог детского сада может стать инициатором интересного и взаимополезного общения детей и взрослых, может поддержать и развить у ребёнка чувства гордости и уважения к своей семье, своему родному дому, расширить его представления о своей «малой родине». А родителям воспитатель может помочь в формировании потребности и умения строить нравственно-наполненное общение с ребёнком, быть для него примером и нравственным ориентиром.

Перед педагогами МБДОУ «Детский сад №116 «Родничок» стала проблема, которая определяется противоречием между необходимостью воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств, повышения значимости семьи, как важнейшего института воспитания ребенка, и отсутствием в ДОУ педагогических условий  для обобщения материала по формированию у старших дошкольников чувства сопричастности к своей семье, приобщения к семейным ценностям и традициям.

Мною было принято решение создать и реализовать  на базе   моего детского сада долгосрочный проект «Приобщение детей к семейным ценностям».

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Практическая значимость проекта заключается в следующем:

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной творческой,  исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по воспитанию у дошкольников чувства сопричастности к семье, гордости и уважения за достижения членов семьи.

Обогащение  теоретического и  практического  педагогического багажа родителей и педагогов по проблеме духовно-нравственного воспитания.

Укрепление связей семьи и детского сада.

Новизна проекта заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно-нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ, Совместная творческая, исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи, рода, по трансляции положительного опыта поддержания семейных традиций  способствует воспитанию основ патриотического сознания, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель  проекта:

Воспитание основ духовно-нравственного сознания у дошкольников посредством формирования эмоционально-ценностного отношения  к семье, близким людям, семейным ценностям и традициям.

Задачи проекта:

1)Повышение персональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия воспитанников

2)Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.

3)Совместное создание педагогами и родителями, как в ДОУ, так и в семье позитивного педагогического климата.

4)Выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку в ДОУ и дома, общего подхода к воспитанию.

5)Воспитывать чувство гордости за свою семью.

6)Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

Было высказано предположение, что процесс духовно – нравственного  воспитания будет более эффективным в том случае, если:

-        формировать представления о семье, семейных ценностях и традициях,  чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в детском саду, систематически и планомерно.

-        тот процесс будет  строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

-        разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)Знание детьми информации о своей семье, о её членах.

2)Понимание детьми значимости семьи в их жизни.

3)Умение реализовать сюжетно-ролевые игры на тему «Моя семья».

4)Проявление заботы ребёнком, уважение ко всем членам семьи.

5)Повышение интереса к семейным ценностям и традициям.

 

            Участники проекта.

Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет, их родители.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Галущинская);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

 

Основные принципы:

1)      Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

2)      Дифференцированный подход к  каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей интересов.

3)      «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

4)      Рациональное сочетание разных видов деятельности , адекватное возрасту.

5)      Деятельностный подход.

6)      Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Вся работа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников должна носить систематический и планомерный характер. Для этого были определены этапы работы над проектом.

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов и родителей, . Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определены его цель и основные задачи.  Было проведено диагностирование знаний  дошкольников и анкетирование родителей по теме проекта,  Далее было определено содержание  проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен  план взаимодействия с родителями. (Приложение 1)

 

2 этап -  основной (октябрь   - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду. Формировать у детей интерес к своей семье,  воспитать уважение к членам семьи.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. Вся работа по проекту строится по следующим темам:

-        «Дом, где я живу»

-        «Члены моей семьи»

-        «Труд в моей семье»

-        «Мой папа Защитник Отечества»

-        «Семейные праздники и традиции»

В начале каждой новой темы проводилась предварительная работа в группе. Работа с детьми в группе осуществлялась комплексно в совместной деятельности, в ходе образовательной деятельности.

Итогом работы над темами стали: праздничные утренники, вечера встречи,  развлечения, конкурсы, активными участниками которых были родители.

Параллельно велась работа по педагогическому просвещению родителей, которая включала в себя проведение ряда бесед, консультаций, а также оформление наглядной пропаганды.

 

3 этап- обобщающий (конец апреля – май)

Цель: Анализ и подведение итогов работы.

На заключительном организуются:

-        Итоговая диагностика.

-        Презентация проекта среди коллег, родителей.

-        Обобщение педагогического опыта, оформление  материалов проекта.

 

Формы работы

С детьми:

образовательная деятельность; беседы; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ;  дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры; заучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов о семье.

С родителями:

анкетирование; наглядная пропаганда;  беседы и консультации; дни открытых дверей; круглый стол; семинар-практикум, мастер-классы, конкурсы; семейная гостиная;

            С педагогами:

анкетирование, консультация, семинар-практикум. 

 

 

 

 

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение:

·         Старший воспитатель

·         Воспитатель

·         Музыкальный руководитель

·         Руководитель физического воспитания

 

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальный (физкультурный) зал

Музыкальное оборудование

Аудио-, видеотехника

Мультимедийное оборудование

Библиотечный фонд:

- методическая литература

- художественная литература

            В обосновании новой парадигмы воспитания и социализации детей, адекватной общественному развитию и потребностям растущего человека, значительное место занимает научно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания. В научной разработке этого направления образовательной деятельности активное участие принимает Федеральное государственное научное учреждение «Институт семьи и воспитания» Российской академии образования, в котором существует профильная лаборатория ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания. В ходе выполнения программы фундаментальных научных исследований специалистами лаборатории осуществлена концептуализация понятия «духовно-нравственное воспитание». В исследованиях И. В. Метлика и И А. Галицкой выделен ряд сущностных характеристик духовно-нравственного воспитания:

— направленность на формирование высших, надобыденных, смысложизненных ценностей;

— отношение к субъектному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);

— наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию; — интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

Учебно-методическое обеспечение:

- Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П.

- Программа «Я – человек» С.А. Козловой, направленная на развитие творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям

- Видеосюжеты по нравственно-патриотическому воспитанию.

                                            

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

            Был проведен мониторинг по  фиксации следующих показателей деятельности ДОУ:

• характеристики социокультурного развития участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

• социокультурное состояние предметно-средовых факторов дошкольного образовательного учреждения и взаимодействия с ближайшим социокультурным окружением.

• качество профессионального мастерства членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

• интерес родителей, их отношение к инициативам образовательного учреждения  в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

• динамика педагогической компетентности родителей в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания дошкольников.

• качество управления ходом реализации деятельности по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ.

            Реализации проекта предшествовала предварительная работа по повышению педагогической компетенции воспитателей по проблеме духовно-нравственного дошкольников, по вопросам организации партнёрства с родителями. Эта работа велась через организацию и проведение семинара-практикума «Родительское призвание», « Духовно- нравственного воспитания в условиях социального партнерства», «Духовно-нравственное воспитание в семье», «Современные формы работы с родителями». Полезными для воспитателей были консультации непосредственно связанные с содержанием духовно-нравственного воспитания: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС ДОУ», «Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике ДОУ», «Воспитания ребенка с проблемами развития в семье», Семинар «Семья- как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Семья глазами ребенка». Тренинговые семинары: «Воспитание толерантности средствами диалогической речи», «Позиция воспитателя  во взаимодействии с семьей. Основы педагогической эффективности».

            Свою работу над проектом я начала  с изучения методической литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания, подбора справочной литературы для родителей и художественной литературы для детей, иллюстративного материала. В этом большую помощь оказали нам сотрудники детской библиотеки В.Чаплиной, в  которую мы часто  ходим.

            На первом этапе было организовано анкетирование.    Для родителей были организованы родительские собрания «Семья вместе - душа на месте», «Сотрудничество семьи и педагогов в духовно-нравственном воспитании ребенка» целью которого было  привлечение внимание родителей к  данной проблеме.

Вся дальнейшая работа была направлена  на реализацию целей и задач проекта.

Тема «Дом, где я живу» - уточнение домашнего адреса, ознакомление с фактами из истории строительства дома, благоустройства двора, из истории появления в доме знаковых для семьи предметов быта, семейных реликвий,  и т.д. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками о доме и предметах домашнего быта.

В рамках этой темы использовали такой вид работы  экскурсия («Любимое место моей семьи в городе»). Дети с удовольствием рассказывают своим сверстникам о семейных прогулках по родному городу. В ходе таких рассказов мы закрепляли названия улиц, памятников. Иногда с помощью заранее подобранных архивных или семейных фотографий сравнивали вместе с детьми, как рос и хорошел город.

На втором этапе по реализации проекта был создан родительский клуб.

Программа деятельности родительского клуба:

Цель:

1)      Воспитание и самовоспитание личности ребенка.

2)      Повышение уровня педагогической культуры родителей.

3)      Создание психологического климата в семье.

4)      Формировать у детей представление о семье.

5)      Расширять знания о ближнем окружение, проявлять заботу о родных людях.

 

Задачи родительского клуба:

1)Развитие духовно-нравственных качеств ребенка, взрослого в сообществе (сотрудничество, уважение, самоуважение, сердечность, ответственность), приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

2) Развитие творческих способностей

3) Развитие интеллектуальных способностей

4) Развитие культуры  здорового образа жизни (Так приоритет ДОУ на физическое развитие ребенка)

5)Развитие коммуникативных способностей

            Много родителей откликнулись и приняли участие в акции «Украсим группу цветами».  Группа детского сада для ребенка – это второй дом, где он проводит много времени со своими друзьями. Чтобы сделать  этот дом ещё уютнее и была организована эта акции.  В дальнейшем дети бережно, с любовью ухаживали за цветами, которые принесли из дома, радовались, когда они расцветали. Таким образом, параллельно мы решали задачи трудового воспитания детей.

            Также родители группы приняли активное участие в акции «Международный день дарение книги». Целью, которой являлось дарение детям хороших книг. Многие семьи вдохновили других людей на этот замечательный поступок.

Итоговым мероприятием по теме стало организации выставки семейных реликвий «Бесценные сокровища». Дети с удовольствием  рассказывали друзьям и взрослым о «дедушкиной ложке», «маминой книжке», бабушкиной шкатулке» и т.д. Экспонаты выставки использовались нами  и в образовательной деятельности.

 

Тема «Члены моей семьи»

           Беседы согласно перспективного плана являлись основным звеном этой темы.

  Беседуя с детьми, педагоги записывали их  высказывания о семье и размещали их на информационном стенде в приемной. Родители с интересом и гордостью читали подобные заметки, обсуждали их совместно с детьми дома.

Усвоению родственных отношений способствовали игры – естественная для дошкольника деятельность, в которой материал усваивается ребенком легко и быстро.  Воспитатели использовали для закрепления темы дидактические игры («Назови ласково», «Круг желаний», «Добро-зло»), подвижные игры («Семейный хоровод»).

            Родители приняли участие в создание семейных альбомов для группы, которые находились в свободном доступе для детей и служили основой  для составления творческих рассказов. 

           Заключительным мероприятием по теме  стал самый трогательный и близкий каждому  человеку утренник, посвященный Дню матери .

 

Тема «Труд в моей семье».

           Материалы бесед по этой теме обогащали содержание традиционных занятий по разделу «Трудовая деятельность» .В  2016 году(с 25 по 29. 04) семья Костиных заняла 2 место в городском фестивале семейных проектов «Мастерславль» в номинации  «Кем быть?» Целью этого проекта являлось повышение престижа профессии родителей, создания условий для развития творческих способностей всех субъектов образовательного процесса.

 

Тема «Мой папа Защитник Отечества»

           Основными формами работы по теме  стали беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в группе. Дома по просьбе воспитателей, папы рассказали детям о своей службе в армии,  показали армейские альбомы, которые очень заинтересовали их. В группе ко Дню защитника Отечества была оформлена фотовыставка «Мой папа – солдат»

Итоговым мероприятием стало  совместное с папами музыкально-спортивное развлечение «Мы будущие защитники Родины»

 

Тема «Семейные праздники и традиции»

            Целью работы над темой было знакомство и популяризация традиций и ритуалов разных семей, желание продолжать традиции семьи, осознавать ценности семейных реликвий.

            Свой опыт семейных праздников дети  часто отражают в сюжетно-ролевых играх.  Наблюдения показали, что этот опыт достаточно однообразен.  Поэтому с целью популяризации положительного, интересного опыта семейных традиций для родителей была организована семейная гостиная, где молодые  родители смогли познакомиться с традициями, которые чтут более опытные в вопросах воспитания семьи.

 

Тема «Моя семья – это…»

Параллельно с традиционными  формами работы, в рамках этой темы совместно с детской библиотекой города был проведен конкурс семейных рассказов «Моя семья – это …».  Представленные на конкурс работы отличались разнообразием  стилей написания, оригинальностью оформления.

Вся предшествующая в течение учебного года работа нашла отражение  в работах  детей. Они рассказывали  не только о своих родителях, братьях и сестрах, но и о родственниках, которые  не проживают совместно с ними, и не являются ближайшими, о занятиях и увлечениях членов своей семьи,  традициях.   Собственные сочинения   ребята представляли в группе своим сверстникам на стенде.

 

Участие родителей моей группы в конкурсах:

1)В 2016 году семья Молоствовых участвовала в городском конкурсе

« Самый лучший папа», где глава семьи Сергей Анатольевич занял 2 место в номинации «Лучший семьянин»

2) В 2016 году семья Костиных заняла 2 место в городском фестивале семейных проектов «Мастерславль» в номинации «Кем быть?».

3) Семья Тукмаковых приняла активное участие в  районном конкурсе «Кукла Масленица»  и  получила грамоту – «Приз зрительских симпатий» (26 февраля 2017 год).

4) В 2017 году (1 марта) семья Огурцовых выступила в  Доме детского творчества Московского района в конкурсе «Моя дружная семья», выступили они достойно.

5) В мае 2017 года участие в городском фестивале «Фитнес вместе с мамой».

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика  детей, которая позволила оценить результативность проекта.

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

            Обеспечению результативности и управляемого характера деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях способствовало создание ряда педагогических условий:

— обеспечение создания единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на безусловные духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;

— социокультурное обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка;

— актуализация ценностно-смысловых аспектов образовательного содержания всех разделов примерных общеобразовательных программ дошкольного образования;

— реализация комплекса парциальных воспитательно-образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

— повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольных учреждений в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста на основе отечественной социокультурной традиции;

— осуществление педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника;

— научно-методическое сопровождение деятельности дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания. Все это в целом способствовало одухотворению и аксиологизации социокультурного пространства дошкольного детства.

            Результативность проекта определялась посредством бесед с детьми, наблюдения за содержанием детских сюжетно-ролевых игр,  на основе родительских отзывов, оставленных  в «Книге отзывов и пожеланий» детского сада, количественного анализа участников мероприятий и их заинтересованности в работе.

Достигнутые результаты проекта

У детей:

- Сформированы, полные представления о своей семье, её родословной, о родном доме и его быте, ценности тёплой и сердечной семейной атмосферы.

- Развит познавательный интерес к изучению истории своей семьи и через неё к истории поселка, страны.

-Уважительное  отношение к старшему поколению, которые выражается в детских  высказываниях, просьбах пригласить в гости  пожилых людей, «чтобы их порадовать».

Участие в проекте стало для детей способом удовлетворения познавательной активности. Помимо этого дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом.

 

У детей и родителей:

- Появилось желание участвовать в разных видах практической деятельности дома и в детском саду, направленных на эмоциональную поддержку и помощь членам семьи, желание поддерживать семейные традиции.

- Достигнута коррекция и обогащение детско-родительских отношений.

Совместная проектная деятельность помогла родителям объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

У педагогов:

            - Повысилась теоретическая и практическая педагогическая компетенция по проблемам нравственного воспитания, взаимодействия с семьями воспитанников, организации  нетрадиционных форм  работы.

В ходе совместного проекта,  мы  еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания.

Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

 

 

Перспективы

Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, работа по  духовно- нравственному воспитанию детей продолжается. В будущем, в  ДОУ будут реализоваться игровые проекты по духовно-нравственному воспитанию.

Целью, которых является целостное духовно – нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры.

 

Заключение

            Проектная деятельность  всегда мотивирует всех участников проекта, объединяет содержание разных образовательных отраслей в рамках решения задач проекта. Проект обеспечил условия для расширения знаний и убеждений в вопросе семейного воспитания родителей. У детей появился интерес к возникновению родной семьи, приобретение знаний о некоторых семейных традициях. Также появилось чувство гордости за родную семью, проявление уважения к своим домочадцам, заботятся о своих близких родных, уважение к традициям семьи. Повысился уровень духовно- нравственного воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Буре, Р.С.  Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре и др..– М.: Просвещение, 2004. – 141с.

2.        Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

3.        Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников: / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 142с.

4.        Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:М.АРКТИ,2006.

5.        Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104.

6.        Майер.А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Научно- практический журнал.- 2008.№3

7.      Метлик И. В., Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / / Педагогика. 2009. № 10. С. 36—46.

8.      Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С.104-110.

9.      Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / / Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». 2012. № 3. С. 43-67.

10.  Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007

11.  Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей: // Вопросы психологии. 2001.- № 1.- С.56-63

12.  Тебенёва.Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ.2007.№1.

13.  «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

14.  Государственная программа духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки», авторы: Кузьмин И.А,Камкин А.В.