Продуктивность воспитательной деятельности педагога
Справки замдиректора по ВР, справка ВШК, перспективный план воспитателя, программа кружка "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shahmat_i._kushtaranovich.docx | 51.52 КБ |
perspektivnyy_plan_vr_ondar_ik.docx | 59.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Кызыл-Арыгская школа-интернат
« Согласовано »: «Утверждаю »:
Зам.директора по ВР Директор ГБОУ Кызыл-Арыгская
школа-интернат
______________Ч.В.Пар ___________ М.В.Монге
Рабочая программа кружка
“Шахматы ”
Год обучения: 1
Руководитель кружка: Ондар Иван Куштаранович
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Цель программы – Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
- научить уважать соперника,
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 35 часов по 1 часа в неделю. В кружке занимаются воспитанники среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Мета предметными результатами программы внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровье сберегающих практик.
Содержание программы кружка
1. | Организационное занятие. Знакомство с воспитанниками. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. |
3. | Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. |
4. | Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. | Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») |
6. | Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
7. | Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
8. | Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии. |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. |
10. | Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. |
11. | Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). |
12. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
Учебно-тематический план
№ | Темы и виды деятельности | Количество часов | |||
на теоретические занятия | на практические занятия | на индивидуальные занятия | Итого | ||
1. | Организационное занятие. | 1 | 1 | ||
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. | 1 | 1 | ||
3. | Правила игры. | 1 | 1 | 1 | 3 |
4. | Первоначальные понятия. | 2 | 1 | 1 | 4 |
5. | Тактика игры. | 3 | 1 | 1 | 5 |
6. | Стратегия игры. | 3 | 1 | 1 | 5 |
7. | Эндшпиль. | 1 | 1 | 1 | 3 |
8. | Дебют. | 1 | 1 | 2 | |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. | 2 | 1 | 3 | |
10. | Сеансы одновременной игры. | 3 | 3 | ||
11. | Соревнования. | 5 | 5 | ||
12. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Всего: | 16 | 15 | 5 | 35 |
Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
- шахматный стол – 1 штука;
- словарь шахматных терминов;
- комплекты шахматных фигур – 10–12 штук.
Список литературы
- Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – М., 1996.
- Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
- Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
- Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Календарно-тематическое планирование кружка «Шахматы»
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Кол-во час | Формирование УУД |
1 | сентябрь | Организационное занятие. | Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки». | 1 | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог. |
2 | Из истории шахмат. | Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др. | 1 | Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. | |
3 | Шахматы – это спорт. | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. | 1 | Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. | |
4 | Шахматы – наука, искусство | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. | 1 | ||
5 | октябрь | Правила игры. Цель игры. | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. | 1 | Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. 6Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. |
6 | Понятие о плане в игре. | Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др. | 1 | Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. | |
7 | Сравнительная сила фигур. | Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др. | 1 | Личностные: формирование интереса к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог | |
8 | Влияние позиции на состояние сил | Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». | 1 | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог. | |
9 | ноябрь | Ходы фигур и их особенности. | Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». | 1 | Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре. |
10 | Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей. | Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». | 1 | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. | |
11 | Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени. | Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». | 1 | Регулятивные: организация своего рабочего места для игры. Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. | |
12 | декабрь | Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар. | Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». | 1 | |
13 | Взятие. Превращение пешек. Угроза. | Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». | 1 | Личностные: целостное восприятие происходящего. Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя. | |
14 | Взаимодействие фигур. | Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». | 1 | Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя. Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре. | |
15 | Нападение на незащищенного короля. | Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». | 1 | ||
16 | Централизация. Концентрация сил против важного пункта. | Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». | 1 | Личностные: освоение смысла учения. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности. | |
17 | январь | Прорыв пешечной позиции. Выигрыш темпа и цугцванг. | Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. |
18 | Противодействие планам противника. | Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | ||
19 | Техника расчета. | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. | 1 | Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих. Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний. Познавательные: наблюдение, сравнение. Коммуникативные: умение работать в паре. | |
20 | февраль | Правило квадрата. | Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. | 1 | |
21 | Подсчет ходов. | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. | 1 | Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. | |
22 | Подсчет количества ударов. | Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. | 1 | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом. Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: умение работать в паре. | |
23 | «Блуждающий квадрат» | Решение арифметических задач (типа «У кого больше?») | 1 | Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. | |
24 | Критические поля проходной пешки. | Решение арифметических задач (типа «Укого больше?») | 1 | Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение, развитие внимания. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. | |
25 | Критические поля блокированной пешки. | Решение логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») | 1 | ||
26 | Поля соответствия. | Решение логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») | 1 | Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение внимание Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. | |
27 | Мотивы и идея комбинации. | Понятие о дебюте. Классификация дебютов. | 1 | Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. | |
28 | Виды комбинаций и их особенности. | Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. | 1 | ||
29 | Техника комбинаций. | Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. | 1 | Личностные: целостное восприятие окружающего мира. Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: наблюдение. Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы. | |
30 | Позиция. Слабые пункты. | Понятие о шахматном турнире. | 1 | ||
31 | Слабости временные и постоянные. | Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. | 1 | Личностные: формирование мотивации и интереса к учению. Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Познавательные: развитие внимания, наблюдательности. Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников. | |
32 | Центр (пешечный и фигурный). | Игровая практика; анализ учебных партий | 1 | ||
33 | Позиция и сила фигур. Два слона. | Игровая практика; анализ учебных партий | 1 | ||
34 | Оценка позиции. | Игровая практика; анализ учебных партий | 1 | ||
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Приложение 1.
Дидактические игры и игровые задания.
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Приложение 2.
Дидактические задания.
“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.
“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.
“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.
“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
Предварительный просмотр:
++ГБОУ Кызыл –Арыгская школа интернат.
«Утверждаю»
Директор
____________
«___»_________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
10-ая группа
Выполнил: Ондар И К.
«Согласовано»
Заместитель директора по ЗВР Пар Ч.В
Пояснительная записка
ГБОУ Кызыл-Арыгская школа-интернат
Обучение в коррекционной школе носит обучающий, воспитывающий характер Главной задачей школы является всесторонняя коррекция и компенсация дефектов развития детей и формирование их личности в целом
Главная цель деятельности школы успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Основываясь на нормативно правовую базу. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном и других. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека – гуманной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Важная роль отводится к духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания.
Основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната является понятие о «социализации» вхождение ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение . Что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:
∙ в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
∙ в условиях «социального сиротства»;
∙ в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
∙ в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка. Кроме этого имеется ряд личных факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся:
∙ у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психологическом развитии;
∙ односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинять в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
∙ неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
∙ «…тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать»;
∙ иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
∙ «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты – своего рода защита ребенка от ребенка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. При условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появление многих отрицательных наслоений в личности ребенка.
Данная программа поможет вооружить воспитателей конкретными методическими рекомендациями, которые они могут использовать в качестве «отправной точки» своего творческого моделирования по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень тем программы не является обязательным. Воспитатель, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы.
Цели и задачи программы:
Цели:
1. Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоение и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.
2. Создание условий для формирования навыков творческого сотрудничества на основе терпимого отношения к окружающим, утверждения достоинств каждого ребенка.
Задачи: Центральная задача воспитательной деятельности – воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к требованиям общества.
1. Воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха;
2. Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты, чуткости и любви;
3. Формировать гражданско-патриотическое чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества;
4. Прививать навыки умственного и физического труда, воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда;
5. Осуществлять связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.
Принципы построения программы:
Основными принципами данной программы являются:
− Принцип гуманизма, предполагающий личностно-ориентированный подход;
− Принцип социальной адекватности воспитания, где воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений. Необходимости широко учитывать и использовать реальные факторы социума, корректируя негативные влияния окружающей среды на ребенка.
− Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, предоставляет каждому ребенку возможность для самораскрытия и самореализации.
− Принцип уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная требовательность к нему.
Ожидаемый результат: Занимаясь по данной программе, я смогу выработать у каждого ребенка конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Основные направления воспитательной работы: настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся и направлена на социализацию детей с нарушением интеллекта, как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.
В силу специфики работы с детьми с нарушением интеллекта, предусматривается индивидуальная направленность приобретения учащимися знаний и умений, практических навыков необходимых для адаптации к условиям среды обитания.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов – вот почему в предлагаемой нами программе в основу отбора были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.
Так, школьного возраста (9-10группы) основными являются следующие мотивы:
∙ Потребность знать свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
∙ Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
∙ Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению.
Ведущие виды деятельности:
∙ Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребление и нужды подростка, значимая для него);
∙ Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения ребёнка;
Учитывая вышесказанное, я планирую работу по следующим направлениям:
∙ Личностное развитие;
∙ Охрана здоровья и физическое развитие;
∙ Основы жизнеобеспечения;
∙ Трудовое воспитание;
∙ Основы социализаций и межличностное общение;
∙ Творческое воображение;
∙ Организация досуга.
I четверть
№ | Дата | Направления воспитательной работы | Тема занятия | Форма | Практическая работа | Оборудование |
1 | Создание атмосферы дружеского доверие и доброжелательности в группе | Здравствуй школа День Знаний | Беседа | Отвечают на вопросы | Книги, тетради | |
2 | Воспитание экологической культуры школьников через повышение уровня экологических знаний, развитие эмоционально- чувственной сферы при общении с природой | «Этно-Экологическая тропа родного поселка» | Игра | Играют на свежем воздухе | туристические наборы | |
3 | Творческое воображение. Развитие умений красоту природы, любоваться ею, коррекция внимания и наблюдательности | Ах, лето-лето | рассказ | Вспоминают о лете, приметы лета | Стихи о временах года Тематические эскурции. | |
4 | Организация досуга 10 гр | Твое настроение | Прогулка | Участвуют спортивных мероприятий | Дидактические игры упражнения | |
5 | Личностное развитие | Я - школьник | Беседа | Отвечают на вопросы, знакомятся с обязанностями школьника | Сюжетные картинки | |
6 | ОБЖ | Как вести себя на дорогах | Беседа | Отвечают на вопросы | Сюжетные картинки | |
7 | Основы социализаций и межличностное отношения | Кто Я и кто Ты | Игра | Называют свои имена, знакомятся с воспитателем | ||
8 | Творческое воображение, Расширение чувственного опыта детей, развитие чувства эмпатии, коррекция психоэмоцианального состояния | Внимание и забота | Беседа +практическая работа | Рисуют | Беседа нравственного характера (словестный) Выбор ситуации (практический) | |
9 | Организация досуга 10 гр. | Вместе весело шагать | Прогулка | Наблюдения за изменениями. погоды | Загадки | |
10 | Личностное развитие | Хлеб всему голова | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
11 | ОБЖ | Эвакуация людей при пожаре | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
12 | Основы социализаций и межличностное отношения | Правила поведения в школе и интернате | Беседа | Повторяют правила | Проигрывание и обсуждение конфликтных ситуаций | |
13 | Творческое воображение | Поделки их сухих листьев | Практическая работа | Делаю рыбок на фА4 | Сухие листочки, клей,фА4 | |
14 | Организация досуга 10гр. | Осень золотая | Прогулка | Наблюдают за изменениями на природе | Сюжетные картинки | |
15 | Личностное развитие | Не навреди другу, потом может быть стыдно | Внеклассное чтение | Читают текст «Колючка», отвечают на вопросы | Яковлев Ю | |
16 | ОБЖ | Мы пассажиры | Прогулка к автобусной остановке | Обсуждают правила перехода улицы при высадке общественного транспорта | ||
17 | Основы социализаций и межличностное отношения | Кто твой друг | Игровая | Пишут на листочке, кто его друг | Листочек и ручка | |
18 | Творческое воображение | Моё настроение | Практическая работа | Рисуют по настроению | Альбомный лист, карандаши, фломастеры | |
19 | Осознание понятий «вежливость»,» культура поведения» стимулировать желание быть вежливым. 10 гр. | Что значит быть вежливым. | Беседа | Пишут на листочке | беседа на нравственную тему, выбор практическую ситуации (словестный) | |
20 | Личностное развитие | Как можно назвать других | Беседа | Играют в ролевую игру | Сюжетные картинки | |
21 | ОБЖ | Опасность реки | Прогулка к реке | Обсуждают правила поведения у реки в осеннее время | Сюжетные картинки | |
22 | Основы социализаций и межличностных отношения | Мой друг книга | Беседа | Посещение библиотеки, прочтение сказки | Пушкин А.С | |
23 | Основы социализаций межличностное отношений | Что растет в осеннем саду. | Игровая | сбор урожая школьном огороде | инструменты | |
24 | Организация досуга 10 гр. | Наша жизнь – это движения | Игра | Играют на свежем воздухе | ||
25 | Личностное развитие Развитие навыков самостоятельного мышления, творческого воображения | Что такое одежда? | Беседа | Называют по картинкам вещи | .Беседа на нравственного тему | |
26 | ОБЖ | Что такое чрезвычайные ситуаций | Беседа + игра | Изучают номера экстренных вызовов | Изучают номера экстренных вызовов | |
27 | Формирование навыков аккуратности , четкого и обязательнрго выполнения ингструкций, коррекция внимания, наблюдательности | Уборка комнаты удовольствие или тяжелый труд . | Практическая работа | Убирают свои рабочие места | Генеральная уборка группы | |
28 | Отработка навыков ухода за своейпр коррекция сознания и мелкой моторики движений прической, | Сам себе парикмахер | Практическая работа | причесывание | принадлежности личной гигиены. Деловая игра | |
29 | Организация досуга 10 гр. | Тоскливая осень | Игра | Собирают пазлы | Пазлы | |
30 | Личностное развитие | Наш внешний вид | Беседа | Обсуждают вид школьника | Участие всех детей | |
31 | ОБЖ | Что такое электроприборы | Беседа | Отвечают на наводящие вопросы | Сюжетные картинки | |
32 | Основы социализаций и межличностное отношения. Развитие уважения к сверстникам, адекватной оценки, самоконтроля, коррекция психоэмоционального сферы | Как зависть душу разьедает | Беседа нравственного характера | Отвечают на вопросы | Беседа . Выбор ситуации | |
33 | Творческое воображение | Осень, осень в гости просим | Практическая работа | Рисуют самостоятельно осень | Краски, альбомный лист, кисти | |
34 | Организация досуга 10 гр | Как работать с книгой | Практическая работа | Ремонтируют книги | Книги | |
35 | Личностное развитие | Мой любимый мультик | Беседа | Рассказывают о своих любимых мультфильмах (просматривают мультфильмы) | Ноутбук | |
36 | ОБЖ | Опасные травмы (переломы, ушибы и. т.д) | Беседа | Отвечают на вопросы, что нужно сделать при оказании первой помощи | Бинты, пластырь, зелёнка | |
37 | Основы социализаций и межличностное отношения Формирование дружеских партнерских отношений между детьми: коррекция самооценки поведения детей по отношений к друг другу | Это я, это я это все мои друзья | Игровая | Умеем ли мы дружить | Беседа на основе детских наблюдений (словесный) выбор ситуации (практический) | |
38 | Творческое воображение | На все руки мастер | Практическая работа | Аппликация, квилинг | Цветные ленты, клей | |
39 | Организация досуга10 гр | Будем вместе мы дружить | Игры | Играют по выбору | ||
40 | Личностное развитие | Отгадайте загадки | Игры | Отгадывают загадки | Конспекты занятий | |
41 | ОБЖ | Спички детям не игрушка | Беседа | Инструктаж по пожарной безопасности | Видеоролики | |
42 | Основы социализаций и межличностное отношения | «Славься учитель, знания дающий» | Практическая работа | игра по сенарию | Стихи. Рисунки. |
II - ЧЕТВЕРТЬ
43 | Основы социализаций и межличностное отношения | Операция «Ну ,мусор погоди. | Практическая работа | уборка территории | Трудовой десант (практический) | |
44 | Творческое воображение | Осенний лес | Практическая работа | Вырезают осенние картинки | Журналы | |
45 | Организация досуга воспитание трудолюбия, коррекция недостатков неряшливости, неаккуратности. 10 гр | Аккуратность –это важно | Практическая работа | Просматривают видеоролики по личная гигиена | Видеоролики | |
46 | Личностное развитие | Я прилежный и старательный | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
47 | ОБЖ | Если ты заложник | Беседа | Просматривают видеоролики, отвечают на вопросы | Видеоролики | |
48 | Основы социализаций и межличностное отношения | Это я умею | Игра | Играют по теме | ||
49 | Творческое воображение. Коррекция мелкой моторики | Клубочек | Практическая работа | Делают клубочек из ниток | Нитки | |
50 | Организация досуга 10 гр | Пальцевая живопись | Практическая работа | Рисуют красками | Альбомный лист, краски, кисти | |
51 | Личностное развитие | Почему мне бывает стыдно? | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
52 | ОБЖ | Как уберечься от поражения током | Беседа | Изучают меры предосторожности | Видеоролики | |
53 | Основы социализаций и межличностное отношения | Природа вокруг нас | Игра-викторина | Играют | ||
54 | Творческое воображение , Коррекция эмоционаьно-волевой сферы | Что значит быть трудолюбивым | Практическая работа | Отвечают на вопросы | Отработка навыков (практический) | |
55 | Организация досуга10 гр | Вместе весело нам жить | Занятия по интересам | Играют, рисуют, лепят | Краски, карандаши, пластилин | |
56 | Личностное развитие | Я и моё имя | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
57 |
| ОБЖ | Огонь друг и враг человека | Беседа | Рассказывают причины возникновения пожаров, чем они опасны | Видеоролики |
58 | Основы социализаций и межличностное отношения | Учимся слушать | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
59 | Творческое воображение | Морской пейзаж | Практическая работа | Вырезают картинки кораблей и наклеивают | Журналы | |
60 | Организация досуга 10 гр | Зимушка-зима | Прогулка на свежем воздухе | Наблюдают за изменениями погоды | Стихи о зиме | |
61 | Личностное развитие | Давайте жить дружно | Просмотр мультиков Кота Леопольда | Обсуждают просмотренные мультики, отвечают на вопросы | Ноутбук, видео-мультики | |
62 | ОБЖ | Знаете ли вы правила дорожного движения | Беседа | Вспоминают правила и отвечают на вопросы | Сюжетные картинки | |
63 | Основы социализаций и межличностное отношения | Я один на улице | Беседа | Обсуждения | ||
64 | Творческое воображение | Клоун | Практическая работа | Аппликация | Ножницы, клей, цветная бумага | |
65 | Организация досуга 10 гр | Наши добрые сказки | Внеклассное чтение | Прослушивают сказки, отвечают на вопросы | Сборник русских народных сказок | |
66 | Личностное развитие | Мои друзья в школе | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
67 | ОБЖ | Счастливый случай | Игра | Инструктаж противопожарная безопасность | ||
68 | Основы социализаций и межличностное отношения | Как вести себя в гостях | Беседа | Отвечают на вопросы | Видеоролики | |
69 | Творческое воображение | Как прекрасен этот мир | Практическая работа | Рисуют, лепят на свободную тему | Пластелин,а4,карандаши | |
70 | Организация досуга 10 гр | Движение жизнь | Игра | Играют на свежем воздухе | Снег | |
71 | Личностное развитие | Мои эмоций и как ими управлять | Беседа | Обсуждают пройденную тему | ||
72 | ОБЖ | Безопасность на льду | Беседа | Отвечают на вопросы. Прогулка к пруду | Видеоролики | |
73 | Основы социализаций и межличностное отношения | Кто это сделал | Игра | Отгадывают работы свои | ||
74 | Творческое воображение | Я сам | Аппликация | Работают с цветом и шаблоном | ||
75 | Организация досуга 10 гр | Снеговик | Практическая работа | Лепят снеговика | Пластилин | |
76 | Личностное развитие | Ручеек | Игра | Изучают правила игры | ||
77 | ОБЖ | Не хитрый ток | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
78 | Основы социализаций и межличностное отношения | Мне поручили | Игра | Играют по правилам | ||
79 | Творческое воображение | Я умею лепить | Практическая работа | Лепят на свободную тему | Пластилин | |
80 | Организация досуга 10 гр | Вышибалы | Игры | Играют на свежем воздухе | ||
81 | Личностное развитие | Я люблю читать | Внеклассное чтение | Пересказывают сказки | Русские народные сказки |
III-ЧЕТВЕРТЬ
82 | Основы социализаций и межличностное отношения | Волшебная сила доброго слова | Беседа | Отвечают на вопросы | Работа с карточками | |
83 | Творческое воображение | Зимушка-зима | Практическая работа | Рисуют зиму | А4,карандаши,краски, | |
84 | Организация досуга 10 гр | Маша и медведь | Конструирования | Собирают пазлы | Пазлы | |
85 | Личностное развитие | Кто такой лидер | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
86 | ОБЖ | Остров безопасности | Беседа | Рассказывают о чрезвычайных ситуациях | Видеоролики | |
87 | Основы социализаций и межличностное отношения | Я могу помочь другим | Беседа + инструктаж | Просмотр слайдов, обсуждают тему | Ноутбук | |
88 | Творческое воображение | Стрекоза | Практическая работа | Вырезают и клеят | Клей, картон | |
89 | Организация досуга 10 гр | Деревья зимой | Практическая работа | Рисуют деревья | А4,краски | |
90 | Личностное развитие | Наши недостатки и, как от них избавиться | Диалог | Работают над диалогом | ||
91 | ОБЖ | Правила дорожного движения | Инструктаж | Повторяют ПДД | Сюжетные картинки | |
92 | Основы социализаций и межличностное отношения | Конфликты - как их можно разрешить | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
93 | Творческое воображение | Волшебные бусинки | Практическая работа | Плетут из бисера | Бисер | |
94 | Организация досуга 10гр | Прогулка | Игровая | Играют на свежем воздухе | ||
95 | Личностное развитие | Я контролирую своё поведение | Беседа | Обсуждают тему занятия | ||
96 | ОБЖ | Оказание первой помощи при ссадинах и ушибах | Практическая работа | Учатся обрабатывать раны | Бинт, зелёнка | |
97 | Основы социализаций и межличностное отношения | Сделай людям приятное | Беседа | Участвуют в беседе | ||
98 | Творческое воображение | Чудо - флажки | Практическая работа | Делают флажки | Цветная бумага, ножницы, клей | |
99 | Организация досуга 10 гр | Теремок | Внеклассное чтение | Прослушивают сказку, отвечают на вопросы | Сборник сказок | |
100 | Личностное развитие | Я и школа | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
101 | ОБЖ | Береги свой дом! Будь внимателен | Беседа | Рассказывают о правилах безопасности дома | Загадки | |
102 | Основы социализаций и межличностное отношения | Человек среди людей | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
103 | Творческое воображение | Снежинка | Конкурс | Рисуют снежинки | Карандаши, бумага | |
104 | Организация досуга 10 гр. | Два мороза | Внеклассное чтение | Смотрят, рассказывают об увиденном | Видеоматериалы | |
105 | Личностное развитие | Берегите хлеб | Беседа | Отгадывают загадки | Загадки | |
106 | ОБЖ | Светофор | Игровая | Играют. Игра светофор | Сюжетные картинки | |
107 | Основы социализаций и межличностное отношения | Лотерея вежливости хороших поступков и дел | Игровая программа | Играют, соревнуются | ||
108 | Творческое воображение | Я художник | Практическая работа | Рисуют на свободную тему | Краски, карандаши, фломастеры | |
109 | Организация досуга 10 гр | Зимние забавы | Прогулка | Играют на свежем воздухе | ||
110 | Личностное развитие | Давай помиримся | Игра | Работают с карточками, отвечают на вопросы | Карточки | |
110 | ОБЖ | Я и улица | Беседа | Обсуждают как вести себя на улице | ||
111 | Основы социализаций и межличностное отношения | Мы живём дружно | Беседа | Читают ситуации, отвечают на вопросы | ||
112 | Творческое воображение | Поделка из бумаги | Аппликация | Делают аппликацию | ||
113 | Организация досуга 10гр | Наши добрые сказки | Внеклассное чтение | Читают, обсуждают | Рассказы Л.Н.Толстого | |
114 | Личностное развитие | Твой стиль общения | Работа с карточками | Отвечают на вопросы | ||
115 | ОБЖ | Гололёд на улицах | Беседа | Обсуждают, как вести себя в гололёд | Видеоролики | |
116 | социализаций и межличностное отношения | Весёлые игры | Прогулка | Играют на свежем воздухе | ||
117 | Творческое воображение | Весенний пейзаж | Практическая работа | Разукрашивают раскраски | Карандаши, краски | |
118 | Организация досуга 10 гр | Луна и солнце | Игра | Разучивают правила игры | ||
119 | Личностное развитие | Как нам подружиться | Беседа с игровыми моментами | Участвуют в играх, смотрят фильм | ||
120 | ОБЖ | Я пешеход | Беседа | Рассказывают, как переходить правильно дорогу | ||
121 | социализаций и межличностное отношения | Чтобы радость людям дарит, нужно добрым и ласковым быть | Беседа | Разыгрывают сюжетные роли добра и зло | ||
122 | Творческое воображение | Уральские узоры | Практическая работа | Рисуют нитками | Нитки, краски. | |
123 | Организация досуга 10 гр | Красно-синий | Игра | Разучивают правила | ||
124 | Личностное развитие | Как поступить | Внеклассное чтение | Прослушивают рассказы. Отвечают на вопросы | Сборник А.Осеевой рассказы | |
125 | ОБЖ | Осторожно сосульки | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
126 | социализаций и межличностное отношения | Как вести себя на школьных мероприятиях | Беседа | Обсуждают правила поведения | ||
127 | Творческое воображение | Весеннее солнышко | Практическая работа | Рисуют солнышко | А4,карандаши, краски | |
128 | Организация досуга 10 гр | Весеннее настроение | Прогулка | Наблюдают за изменениями погоды | ||
129 | Личностное развитие | Что меня радует | Беседа | Отвечают на вопросы | Сюжетные картинки | |
130 | ОБЖ | Ура домой | Беседа | Повторяют правила поведения во время каникул |
IV-ЧЕТВЕРТЬ
132 | Личностное развитие | Твой стиль общения | Беседа | Обсуждают пройденную тему | ||
133 | ОБЖ | Запомни! Пожар не возникает сам! | Беседа | Отвечают на вопросы | Сюжетные картинки | |
134 | социализаций и межличностное отношения | Приветливость – добро людских сердец | Беседа | Обсуждают пройденную тему | ||
135 | Творческое воображение | И расцвёл подснежник | Практическая работа | Лепят из пластилина | Пластилин | |
136 | Организация досуга 10 гр | Пришла весна | Прогулка по селу | Наблюдают за изменениями погоды | ||
137 | Личностное развитие | Я могу помочь друзьям | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
138 | ОБЖ | Электричество и электроприборы | Беседа | Работают с карточками | Сюжетные картинки, видеоролики | |
139 | социализаций и межличностное отношения | Честность в человеке, прежде всего | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
140 | Творческое воображения | Волшебная нить | Практическая работа | Вышивают | Нитки, иголки, ткань, ножницы | |
141 | Организация досуга 10гр | Каким я вижу свой дом | Практическая работа | Рисуют домики | А4,карандаши, краски,фломастеры | |
142 | Личностное развитие | Почему нельзя ругаться | Беседа | Обсуждают пройденную тему | ||
143 | ОБЖ | Ледоход | Беседа + прогулка | Прогулка к пруду, отвечают на наводящие вопросы | Видеоролики | |
144 | социализаций и межличностное отношения | Это Я это Я, это вся моя семья | Беседа | Обсуждают пройденную тему | Видеоролики, | |
145 | Творческое воображение | Весенний букет | Практическая работа | Делают аппликацию | Клей, ножницы, цветная бумага | |
146 | Организация досуга 10 гр | Весенний пейзаж | Прогулка по селу | Наблюдают за изменениями погоды | ||
147 | Личностное развитие | Что лучше, дарить или получать | Игра | Разыгрывают ситуаций | ||
148 | ОБЖ | Собака бывает кусачей | Беседа | Рассказывают, как вести себя с собаками | Сюжетные картинки | |
149 | социализаций и межличностное отношения | Узнай меня лучше | Игра | Играют карточками с заданиями | Карточки | |
150 | Творческое воображение | Веточка - вербы | Практическая работа | Рисуют веточку вербы | А4,карандаши, краски,фломастеры | |
151 | Организация досуга 10 гр | Кто быстрее всех на свете | Игры на свежем воздухе | Игры на свежем воздухе | ||
152 | Личностное развитие | Что я думаю о друге | Беседа | Рассказывают о своих друзьях | Видеоролики | |
153 | ОБЖ | Я юный пешеход | Беседа | Рассказывают правила дорожного движения | ||
154 | социализаций и межличностное отношения | Кража - что это | Беседа | Отвечают на наводящие вопросы | ||
155 | Творческое воображение | Мы рисуем | Практическая работа | Рисуют на свободную тему | Краски, кисти,А4 | |
156 | Организация досуга 10 гр | На лугу | Игры на свежем воздухе | Играют на свежем воздухе | ||
157 | Личностное развитие | Зачем учиться дальше | Беседа | Отвечают на вопросы | ||
158 | ОБЖ | Что делать когда тонет человек | Беседа | Обсуждают пройденную тему | Сюжетные картинки | |
159 | социализаций и межличностное отношения | В мире прекрасного | Игры | Играют на свежем воздухе | ||
160 | Творческое воображение | День семьи | Практическая работа | Рисуют семью | Карандаши, А4 | |
161 | Организация досуга 10гр | А ну-ка мальчики | Игра | Играю по выбору | ||
162 | Личностное развитие | Ура скоро лето | Беседа | Рассказывают как вести себя летом на речке | ||
163 | ОБЖ | Телевизор и компьютер | Беседа | Рассказываю правила о безопасности при просмотре телевизора | Ноутбук, телевизор | |
164 | социализаций и межличностное отношения | Ловкие и умелые | Практическая работа | Убирают территорию | ||
165 | Творческое воображение | Весёлый газончик | Практическая работа | Вырезают цветочки из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага, ножницы, клей | |
166 | Организация досуга 10 гр | Весенняя прогулка | Прогулка | Гуляют на улице, наблюдают за изменениями погоды | ||
167 | Личностное развитие | Конкурс - самый лучший дежурный | Конкурс | Кто быстрее и лучше уберёт своё рабочее место | ||
168 | ОБЖ | Будь внимателен | Беседа | Рассказываю, как вести себя дома с электроприборами | Сюжетные картинки | |
169 | социализаций и межличностное отношения | Сказка О рыбаке и рыбке | Прослушивают сказку | Пересказывают | Сборник русских народных сказок | |
170 | Творческое воображение | Чистка и мелкий ремонт своих вещей | Практическая работа | Пришивают оторванные пуговки | Нитки, иголка | |
171 | Организация досуга 10гр | Репка | Игра | Играют в ролевые игры | ||
172 | Личностное развитие | Я и лето | Беседа | Рассказывают о лете | ||
173 | ОБЖ | Ура каникулы | Отправка детей домой | Собирают вещи |
Литература:
1. Сборник русских народных сказок.
2. Гостюшин А.В. «Энциклопедия экстремальных ситуаций» -М:1995г
3. Зайцев А.П. «Стихийные бедствия, аварий и катастрофы. Правила поведения и действия населения».М-1997гБушелёва Б.В. Поговорим о воспитанности.
4. Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Мишин Б.И.,»Личная безопасность школьника!М-2005г
5. Латчук В.Н., Марков В.В.»Основы жизнедеятельности» М-2001г
6. Якупов А.Н. «Безопасность на улицах и дорогах» М-1997г
7. Пушкин А.С. сказки
8. Педагогика нового времени Волочкова В.Н.