Создание специальных условий для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Создание специальных условий для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
В дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями важнейшим является создание благоприятного климата обучения, самовыражения и воспитания каждого ребёнка. Для этого разработана, АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи 4- 7/8 лет. В течение года работает ПМПк.
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
Кабинет логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития.
Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с ООП ДО и АООП образовательного учреждения.
В кабинете создана развивающая пространственно-предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами.
В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета, создавалась на основе принципов построения предметного пространства:
Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.
Системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.
Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, письменные и детские столы отодвигаются, окно, зеркало по мере необходимости закрываются шторами: пространство кабинета динамично.
Природосообразность: учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – методический материал и игры подобранны с возрастом детей.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Кабинет имеет несколько центров:
Центр индивидуальной работы – находится в наиболее освещенном месте около окна, свет слева. На стене зеркало с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В закрытых контейнерах хранится инструментарий для постановки звуков, на пластмассовой полке – этажерке - материалы для обработки (вата, спирт, салфетки). На зеркале расположены фотографии с фрагментами артикуляционных упражнений. Для постановки звуков и массажа имеется мобильная раскладная кушетка.
Учебный центр – здесь расположены настенная доска с подсветкой; столы и стулья с регулирующимися ножками (1-я, 2-я группы мебели), отодвигающиеся для занятий от доски на необходимое расстояние, подушечки для занятий, индивидуальные коврики, ковёр. Настенная дидактическая игрушка мишка Умка (хозяин кабинета) ведущая игрушка мобильна: её можно снять с ковролина и прикрепить на мольберт помощью магнита, на теле игрушки есть шнуровка, липучки, на лапы крепятся ковролиновые буквы (для чтения слогов), картинки на липучках. Имеется ковролиновая настенная азбука, магнитная доска, мобильные мольберты. Также имеется переносное ковролиновое панно с набором липких букв, кармашков, ленточек, картинок на липучках для создания картин по лексическим темам, составления творческих рассказов, изображения различных предметов на развитие звукопроизношения, лексико- грамматического строя, связной речи. Дидактическая игрушка «Гусеница - подсказка» помогает закреплению знание букв алфавита, составлению слогов, слов, обучению чтения. Она является зрительной опорой для детей при характеристике звуков. Комплект «Удивительные - мордашки» помогает детям показать какое настроение у них в данный момент, во время и после занятий. Также с помощью их можно определить настроение в зависимости от погоды.
Центр наглядно - дидактических пособий. Весь материал систематизирован по разделам, пособия пронумерованы по темам: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, обучение грамоте. Имеются картотеки по всем разделам. Наглядно - методический материал по лексическим темам хранится в папках. Дидактические игры и пособия по разделам расположены в коробках, на нижних полках доступных детям. На открытых верхних полках находятся коробки с картотекой (физминутки, логопедическая гимнастика, пальчиковые игры, игры парами, задание для родителей, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д ).
Центр хранения документации и методической литературы расположен в шкафу на закрытых верхних полках рядом с рабочим местом логопеда. Имеются ТСО: магнитофон с аудиозаписями, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями, компьютер с набором компьютерных игр по развитию речи, диски с пальчиковыми играми.
Центр развития мелкой моторики - находится в доступном для детей месте (на нижних открытых полках шкафа, выдвигающихся ящичках этажерки).Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания (мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, головоломки, пенопластики
магнитная мозаика, трафареты, настольно - печатные игры, тактильные кубики, мячики, мешочки с крупами, бусы).
Центр информирование родителей – находится в холле перед входом в кабинет. Он представляет собой планшет с информацией для родителей, также имеются советы, памятки которыми могут воспользоваться родители. Информация периодически меняется.
Оснащение логопедического кабинета
1.Настенное зеркало со шторкой (1м х 40 см) – 1шт.
2.Столы для детей – 8 шт.
3.Стулья детские – 20 шт.
4.Стол для логопеда- 1 шт.
5. Два стула для взрослых
6. Магнитная настенная доска (2 м. 20 см х 1 м.) -1шт.
7. Лампа дневного освещения над зеркалом – 1шт.
8. Лампа дневного освещения над доской – 1 шт.
9. Шкафы и полки для пособий
10. Шторы оконные
11. Раковина
12.Полотенце
Технические средства обучения
1.Магнитофон
2.Персональный компьютер.
Специальное оборудование
1.Индивидуальные зеркала-15 шт.
2.Шпатель
3.Спички
4.Спирт
5.Вата бинт
6.Зеркало настенное
7.Соски
8.Одноразовые марлевые салфетки
Документация логопедического кабинета
- тетрадь протоколов заседаний психолого – медико - педагогической комиссии;
- выписка из протокола ТПМПК;
- речевая карта;
- план работы по формированию речевой деятельности группы;
- конспекты групповых занятий;
- план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на учебный год;
- индивидуальная тетрадь ребенка;
- тетрадь учета посещаемости детьми занятий;
- тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;
- план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно- педагогического процесса отчет учителя-логопеда за учебный год;
- паспорт логопедического кабинета;
- план самообразования учителя-логопеда;
- график работы;
- циклограмма рабочего времени;
- расписание групповых и индивидуальных занятий;
- журнал индивидуальных консультаций для родителей дети, которых посещают компенсирующую группу;
- журнал индивидуальных консультаций для воспитателей.
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 10" для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7/8 лет.
2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищева
3. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников. З.Е.Агранович.
4. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для фонематической стороны речи у старших дошкольников. З.Е.Агранович
5.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н.В. Нищева.
6.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Н.В. Нищева.
7. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Н.В. Нищева.
8. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Кириллова Ю. А.
9. Инновации в логопедическую практику (методическое пособие для дошкольных учреждений), О.Е.Громова
10.Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий 1 период обучения в старшей логопедической группе), 2010г О.С. Гомзяк
11. Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий 2 период обучения в старшей логопедической группе), 2010г О.С. Гомзяк
12. Логопедия для всех Л.Г.Поромонова.
13.Сто физкультминуток на логопедических занятиях, Н.Г. Метельская .
14.Итоговые дни по лексическим темам (планирование и конспекты) Е.А. Алябьева.
15.Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? .
16. Индивидуально- подгрупповая работа по ко коррекции звукопроизношения, В.В.КоноваленкоС.В.Коноваленко.
17.Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет (Сценарии игр и развлечений в летний период), В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко .
18. Развитие связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко .
19. Развитие связной речи (фронтальные логопедические занятия по лексико-тематической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР) В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко.
20. Игровой проект как средство социализации и развития творческой активности дошкольников с общим недоразвитием речи Ф.В. Притула В.В. Москаленко Н.А. Яковлева
21.Азбука физкультминуток для дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) В.И.Коваленко.
22.Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях Л.А Комарова
23.Автоматизация звука «Р» в игровых упражнениях Л.А Комарова
24.Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука «Л» В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко
25.Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука «Ль» В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко
26.Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «С» «Сь» Н.В. Новаторцева
27. Учим звуки «С» «Ш» Т.Е. Грецкая
28.Учи звуки «Л-Ш» «Л - Ж» «Л-В»
29.Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группы М.Ю.Гоголева.
30.Справочник логопеда М.А.Поваляева.
Диагностические материалы
Тестовая диагностика - Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. Т.В.Кабанова, О.В.Домнина.
Наглядно-дидактические пособия
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений.
«Почтовый ящик»+ набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; палки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций.
Формирование звукопроизношения
Игры с парными карточками звуки «Р» « Л» настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
Игры с парными карточками звуки «С» « З» «Ц» настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
Игры с парными карточками звуки «Ш» « Ж» «Ч» «Щ» настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
Логопедические карточки 1(для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова)
Логопедические карточки 2(для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова)
Игры с парными карточками звуки «Ш» « Ж» «Ч» «Щ» (настольные логопедические игры для детей 5-7 лет)
Трудные звуки «Ж – Ш.» для детей 4-6 лет.
Комплексы артикуляционной гимнастики.
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа
Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Умные часы»; «Ромашка», «Солнышко»; «Звонкий- глухой», «Логопедическое лото»; карточки-задания на формирование фонематического анализа и т.д.
Грамота
Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания и т.д.
Формирование лексико-грамматического строя речи
Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт», «Грибы и ягоды», «Человек», «Спорт», «Деревья», «Цветы», «Защитники Отечества», «Космонавты», «Инструменты», «Хлеб», «День Победы», «Школа. Школьные принадлежности»; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; предметные картинки на подбор антонимов.
Связная речь
Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; сюжетный домик «Семья», набор «Кукольный театр»
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания
Мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажный мяч, свистульки, мыльные пузырьки, свечка, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры.
Для детей с особыми образовательными потребностями в группах комбинированной направленности созданы необходимые условия, развивающая предметно – пространственная среда оснащена необходимым оборудованием соответствующее возрастным и психологическим особенностям детей. Речевые центры в группах комбинированной направленности расположены по принципам доступности, вариативности, насыщенности, трансформируемости и безопасности. Оснащены необходимым оборудованием (игры и пособия, картинный материал).
В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи пространство организованно в виде хорошо разграниченных центров активности оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров меняеться в соответствии с тематическим планированием и лексическими темами образовательного процесса.
Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи включают обязательно речевой центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие разделы:
- Раздел лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов) .
- Раздел формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения).
- Раздел развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования).
В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.
В группах есть зона «уединения и релаксации ». Это небольшой уединенный уголок, где дети отдыхают, «общаются» с любимыми мультипликационными героями, смотрят книжки, альбом с фотографиями…
В группах имеются центры активности :
• центр сюжетно-ролевых игр;
• центр ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• центр настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• центр природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• центр для игр с песком;
• центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой центр (с игрушками, строительным материалом).